КРЕАТИВНОСТЬ И КОНВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ: ОТРАЖЕНИЯ, СООТНОШЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Креативность понимается как способность генерировать новые, оригинальные идеи, которые имеют смысл и ценность в их контексте. Теоретики часто обсуждают роль дивергентного и конвергентного мышления в развитии и функционировании креативности. В данной статье внимание сосредоточено на конвергентном мышлении и способах его концептуализации и операционализации. Установлено, что некоторые из рассматриваемых концепций в большей степени соответствуют пониманию креативности. Представлены и обоснованы некоторые новые способы диагностики конвергентного мышления, которые могут быть использованы для измерения креативности. В частности, описана тестовая батарея «Оценка потенциала креативности» (EpoC), являющаяся новым релевантным инструментом для оценки конвергентного мышления с акцентом на интегративный и оригинальный синтез, который является самым существенным для креативных процессов и обеспечивает возможности для генерации творческих продуктов. Обсуждаются практические приложения данной проблемы в сфере психодиагностики креативности и в образовании.

Об авторах

Тодд Любарт

Университет Декарта (Париж V) Институт психологии

Автор, ответственный за переписку.
Email: psyj@rudn.university
71 avenue Edouard Vaillant 92100 Boulogne-Billancourt Cedex France

Список литературы

  1. Beghetto R. & Kaufman J.C. Toward a broader conception of creativity. Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts, 2007, vol. 1, no 2, pp. 73-79.
  2. Cropley A. In praise of convergent thinking. Creativity Research Journal, 2006, vol. 18, no 3, pp. 391-404.
  3. Finke R.A., Ward T.B. & Smith S.S. Creative cognition: Theory, research, and applications, Cambridge (MA), MIT Press, 1992.
  4. Guilford J.P. Creativity. American Psychologist, 1950, vol. 5, pp. 444-454.
  5. Guilford J.P. Structure of intellect. Psychological Bulletin, 195), vol. 53, pp. 267-293.
  6. Guilford J.P. The nature of human intelligence, New York, McGraw-Hill, 1967.
  7. Guilford J.P. Intelligence, creativity, and their educational implications, San Diego, (CA), Robert Knapp, 1968.
  8. Isaksen S.G. & Treffinger D.J. Creative problem solving: The basic course, Buffalo (NY), Bearly Limited, 1985.
  9. Koestler A. The act of creation, New York, Macmillan, 1964.
  10. Lubart T.I. Creativity, In R.J. Sternberg (ed.), Thinking and problem solving. New York, Academic Press, 1994, pp. 289-332.
  11. Lubart T.I. Models of the creative process: Past, present and future. Creativity Research Journal, 2000, vol. 13, no 3-4, pp. 295-308.
  12. Lubart T.I. In search of creative Intelligence, in R.J. Sternberg, J. Lautrey, & T.I. Lubart (eds.), Models of intelligence: International perspectives. Washington DC, American Psychological Association, 2003, pp. 279-292.
  13. Lubart T.I., Besancon M. & Barbot B. Evaluation of Potential Creativity. Paris: Hogrefe, 2011.
  14. Lubart T.I., Pacteau C., Jacquet A-Y. & Caroff X. Children’s creative potential: An, empiricalstudy of measurement issues. Learning and Individual Differences, 2010, vol. 20, no 4, pp. 388-392.
  15. Ma H.H. A synthetic analysis of the effectiveness of single components and packages in creativity training programs. Creativity Research Journal, 2006, vol. 18, pp. 435-446.
  16. Maker C.J. DISCOVER: Assessing and developing problem solving. Gifted Education International, 2001, vol. 15, pp. 232-251.
  17. Mednick S.A. The associative basis of the creative process, Psychological Review, 1962, vol. 69, pp. 220-232.
  18. Michael W.B. Guilford’s view, in M.A. Runco & S.R. Pritzker (eds.), Encyclopedia of creativity (vol. 1, p. 785-797). San Diego (CA), Academic, 1999.
  19. Myskowski N., Storme M., Davila A. & Lubart T. Managerial creative problem solving and the Big Five personality traits: Distinguishing divergent and convergent thinking. Journal of Management Development, 2015, vol. 34, no 6, pp. 674-684.
  20. Osborn A.F. Applied Imagination. New York, Scribner, 1953.
  21. Parnes S.J. & Harding H.F. (eds.) A source book for creative thinking, New York, Charles Scribner’s Sons, 1962.
  22. Rothenberg A. Einstein’s creative thinking and the general theory of relativity: A documented report. American Journal of Psychiatry, 1979, vol. 136, no 1, pp. 38-43.
  23. Rothenberg A. The Janusian process in scientific creativity. Creativity Research Journal, 1996, vol. 9, no 2-3, pp. 207-231.
  24. Rothenberg A. & Sobel R.S. Creation of literary metaphors as stimulated by superimposed versus separated visual images. Journal of Mental Imagery, 1980, vol. 4, no 1, pp. 77-91.
  25. Runco M.A. (Ed.) (2003). Critical creative processes. Cresskill, NJ: Hampton.
  26. Runco M.A. Runco Creativity Assessment Battery (rCAB). Creativity Testing Services: CTS, 2011. http://creativitytestingservices.com/
  27. Runco M.A. & Jaeger G.J. The standard definition of creativity. Creativity Research Journal, 2012, vol. 24, pp. 92-96.
  28. Simonton D.K. On praising convergent thinking: Creativity as blind variation and selective retention. Creativity Research Journal, 2015, vol. 27, no 3, pp. 262-270.
  29. Smith S.M., Ward T.B. & Finke R.A. (eds.). The Creative Cognition Approach. Cambridge (MA), MIT Press, 1995.
  30. Spearman C. Creative Mind. Oxford, Appleton-Century, 1931.
  31. Torrance E.P. Tests of Creative Thinking. Bensenville, IL, 1974.
  32. Treffinger D.J. Creative problem solving: Overview and educational implications. Educational Psychology Review, 1995. vol. 7, no 3, pp. 301-312.
  33. Urban K.K. & Jellen H.G. Test for Creative Thinking-Drawing Production (TCT-DP). Francfort: Swets Test Services, 1996.
  34. Wallach M. & Kogan N. Modes of thinking in young children. New York, Holt, Rinehart & Winston, 1965.

© Любарт Т., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах