ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ(на примере этнических групп Саратовского региона)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены данные эмпирического исследования структурной организации субъективного благополучия этнических групп Саратовского Поволжья, выполненного на пропорционально подобранных выборках (N = 280), представители которых идентифицируют себя русскими (n = 70, г. Саратов), армянами (n = 70, г. Саратова), казахами (n = 70, село Александров Гай Саратовской области, граничащее с Западно-Казахстанской областью Казахстана, этнический состав которого представлен преимущественно казахами), татарского (n = 70, село Яковлевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области, доминирующий этнос которого - татары), средний возраст - 25,6; SD = 9,7; женского (52%) и мужского (48%) пола; трудовая занятость респондентов - 87%. Установлено, что в отличие от русских наименее «благополучной» сферой у представителей армянского, казахского, татарского этносов является сфера социальных и социально-экономических отношений. Наиболее «благополучной» является сфера семейных отношений в выборках армянской, казахской и татарской молодежи. Выявлены существенные различия в структуре субъективного благополучия на эмоциональном и когнитивном уровнях. Зафиксирована тенденция снижения индекса субъективного благополучия этногрупп из периферийных районов региона. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке программ этнонациональной политики Саратовского региона.

Полный текст

Этническое многообразие Саратовского региона обусловлено многовековой историей его заселения и освоения. Подтверждением тому являются данные ис- следований известных краеведов, свидетельствующие о том, что Саратовское Поволжье является одним из центров древнейшей русской государственности (Волжская Русь) [11; 13; 20], куда с XIII по XV вв. входили коронные земли Золо- той Орды, а затем и Большой Орды [1]. История золотоордынского города Укек (Увек) вплотную смыкается с историей нового русского города Саратов, сохра- нившего в своем имени название прорусского родоплеменного образования -«сараты». Через Саратовское Поволжье издавна проходили важнейшие торговые пути Старого Света - из Причерноморья, Кавказа, Персии, Хорезма, Урала и, конечно, Руси [11; 13; 20]. Не менее существенным является и тот факт, что вПубликация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-06- 00250.59Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3дальнейшем экономическое освоение Саратовской земли было сопряжено с при- током мигрантов из Малороссии [12; 15] и Пруссии [14; 21].Примечательно, что до сих пор не имеет однозначной интерпретации семан-тика названия «Саратов», которому приписывают в основном татарское проис- хождение, забывая о русском населении и его языковых вариациях [1]. Поволж- ские племена географически всегда располагались на точке слияния двух куль- тур - западной, европейской и восточной, азиатской, «и, если савроматы несли в себе печать ирано-тюркского происхождения, растворившегося впоследствии в скифо-сарматских племенах, то и корень слова “Саратов”, вполне допустимо искать на стыке древнетюркского и древнерусского языков» [11. С. 34].Таким образом, можно заключить, что исторический процесс освоения Сара- товской земли и ее народонаселения с учетом вклада различных этносов (тюрко- татар, славян, угро-финнов и др.) раскрывает историю становления этнического многообразия Саратовского Поволжья.Важно отметить, что современный полиэтнический статус региона подкре- пляется и совокупностью традиционных этнообразующих факторов (кровное родство; конфессиональная принадлежность; территориальное единство; общ- ность исторической судьбы, языка, культуры и традиций; межпоколенная транс- миссия; общее самосознание), и региональным своеобразием полиэтнической ситуации, миграционных процессов, и интернационализацией жизни этнической группы.Согласно данным современных исследователей, индекс этнического разно- образия Саратовского региона соответствует 140, в числе которого самые много- численные после русских (87,6%) казахи (3,1%), татары (2,2%), украинцы (1,7%),армяне (1,0%), азербайджанцы (0,6%), чуваши (0,5%), мордва (0,4%), белорусы (0,3%) и немцы (0,3%). Другие национальности, не перечисленные выше, имеют наименьшую представленность - менее 0,3% [12; 19].Особый интерес в условиях гетерогенного этнокультурного общества вызыва- ет не только изучение социокультурных характеристик этноконтактных групп [2; 4; 5; 8; 9], но и их проявления в структурной организации субъективного благо- получия. Это обусловлено прежде всего активной социальной динамикой совре- менных процессов модернизации общества с последующим изменением условий функционирования этнической образующей, которые сопряжены с переструк- туриризацией субъективного благополучия этнических групп. В этой связи впол- не оправдан возросший интерес исследователей к изучению субъективного бла- гополучия, его структуры, межсистемных взаимосвязей с другими психическими образованиями; его критериальных оснований и предикторов; смысловых до- минант, функционального проявления у представителей разных этнических групп. Подтверждением тому являются данные исследований, выполненных отечествен- ными и зарубежными учеными, среди которых особый интерес вызывает нако- пленный опыт изучения субъективного благополучия этнических групп, пред- ставленный в работах Е.Е. Бочаровой [3-5], А.Р. Вагаповой [6; 7], В.В. Гриценко [8; 9], М.А. Кленовой [10], А.Н. Татарко, Н.М. Лебедевой [18], Р.М. Шамионова [22; 23], O.C. Robinson, F.G. Lopez, K. Ramos, S. Nartova-Bochaver [25], T.A. Mähönen,Jasinskaja-Lahti [26] и др.60Бочарова Е.Е. Этнопсихологический анализ структурных особенностей субъективного...В силу новых тенденций «единства многообразия» в условиях глобализации общества, связанных с унификацией многих ценностей, культурных норм, пред- ставлений о счастье, благополучии, вполне допустимо говорить об универсальной,«интернационально-стандартной модели» благополучия. Не исключено, что в случае поддержания собственной уникальности и этнокультурного своеобразия, каждый этнос, реализует свою «этническую модель» благополучия, допуская при этом возможность принятия ее комплиментарного варианта. Проявление по- добной вариативности принятия той или иной модели субъективного благопо- лучия вполне объяснимо фактом наличия границ этноса, отличия каждого из них от других определяются именно культурой этноса. Как отмечает F.Barth, «суще- ствование этнических различий не предполагает взаимонеприятия и отсутствия социального взаимодействия, но, напротив, нередко становится тем основанием, на котором возводятся все социальные системы» [24. P. 10]. Многими исследова- телями особо подчеркивается, что «этнокультурные символы и артефакты, транс- формированные в “продукты потребления”, свободно пересекают национальные границы, испытывая на себе влияние многообразия типов структур и значений “этнических различий” и, в свою очередь, оказывая влияние на формирование такого многообразия» [18. С. 127]. В контексте сказанного можно полагать, что этноспецифическое, как присущее только этому народу, так и заимствованное у других, но преобразованное в той или иной мере, приводит к изменению струк- турно-уровневых характеристик субъективного благополучия этнических групп.В этой связи вполне обоснованно наше обращение к изучению структурных особенностей субъективного благополучия у представителей этносов Саратов- ского Поволжья.Исследование выполнено на пропорционально подобранных выборках (N = 280), представители которых самоопределяют себя русскими (n = 70, г. Са- ратов), армянами (n = 70, г. Саратов), казахами (n = 70, село Александров Гай Саратовской области, граничащее с Западно-Казахстанской областью Казахста- на, этнический состав которого представлен преимущественно казахами), тата- рами (n = 70, село Яковлевка Базарно-Карабулакского района Саратовской об- ласти, доминирующий этнос которого - татары), средний возраст которых 25,6; SD = 9,7; женского (52%) и мужского (48%) пола.В качестве психодиагностического инструментария применены следующие методики: для измерения параметров субъективного благополучия на эмоцио- нальном уровне применена «Шкала субъективного благополучия» (М.В. Соко- лова) [17], методика «Уровень социальной фрустрированности» (Л.И. Вассерман) [16] с фиксацией параметров субъективного благополучия на когнитивном уров- не. Анализ результатов исследования осуществлен на основе методов описатель- ной статистики, сравнительного анализа данных по t-кpитepию Cтьюдeнтa. Ста- тистическая oбpaбoткa данных выполнена с помощью приложения Microsoft Excel for Microsoft Office XP, с применением статистического пакета SPSS 13.0.Обратимся к эмпирическим данным исследования структуры субъективного благополучия у представителей разных этнических групп Саратовского региона (табл. 1, 2).61Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3Таблица 1Выраженность параметров эмоционального субъективного благополучия (СЭБ) у представителей русского, армянского, казахского и татарского этносаЭтносПараметры СЭБНЧПсСИНЗСОСЗCУДИндекс СЭБРусские6,267,666,1113,346,298,4348,09Армяне7,667,789,237,066,0912,7850,60Казахи12,6714,334,877,175,711,3756,11Татары13,2514,665,868,617,1311,3960,90t-кр. Стьюдентарусские - армяне0,940,00012,08*2,05*0,0001,99*0,95русские - казахи4,26**4,23**1,99*4,03**0,972,69**4,03**русские - татары2,67**2,97**0,142,05*0,941,99*3,41**армяне - казахи2,64**3,42**2,63*0,981,240,0002,59*армяне - татары4,36***4,35***2,09*1,761,661,664,65***казахи - татары1,660,00010,140,151,99*0,0002,59**p  0,05; **p  0,01; ***p  0,001.Условные обозначения: НЧ - напряженность и чувствительность; ПсС - психоэмоциональная симптоматика (депрессия, подавленность, рассеянность и т.п.); ИН - изменение настроения; ЗСО - значимость социального окружения; СЗ - самооценка здоровья; СУД - степень удовлет- воренности повседневной деятельностью; индекс СЭБ - интегральный показатель эмоциональ- ного субъективного благополучияДанные межгруппового сопоставительного анализа выраженности средних показателей субъективного благополучия в исследуемых выборках показал суще- ственные различия на достоверно значимом уровне относительно всех параметров. Так, в выборках русских и армян отмечается меньшая выраженность параметра«напряженность и чувствительность», чем в выборках казахов (tst = 4,26, p < 0,01; tst = 2,64, p < 0,01 соответственно), татар (tst = 2,67, p < 0,01; tst = 4,36, p < 0,001 соответственно). Выраженность психоэмоциональной симптоматики отличает- ся существенной представленностью в выборках казахов и татар (tst = 4,23, p < 0,01; tst = 2,97, p < 0,01 соответственно) по сравнению с русскими и армянами. Изме- нение настроения в отличие от русской, казахской и татарской молодежи в вы- борке армян отмечается существенной выраженностью показателя (tst = 2,08, p < 0,05; tst = 2,63, p < 0,05; tst = 2,09, p < 0,05 соответственно) и, напротив, выра- женность паритетного соотношения данного параметра наблюдается в выборках русских - татар, казахов - татар. Значимость социального окружения отличает существенной выраженностью представителей русской молодежи по сравнению с армянами, казахами и татарами (tst = 2,05, p < 0,05; tst = 4,03, p < 0,01; tst = 2,05, p < 0,05 соответственно), в то время как в выборках армян, казахов и татар до- стоверно значимых различий не обнаружено. В отличие от казахов самооценка здоровья существенно выше представлена в выборке татар (tst = 1,99, p < 0,05) на фоне выраженности его паритетного соотношения у русских и армян. Отмеча- ются достоверно значимые различия в выраженности параметра «удовлетворен- ность повседневной деятельностью» у русских, армян, казахов и татар (tst = 1,99, p < 0,05; tst = 2,69, p < 0,01; tst = 1,99, p < 0,05 соответственно) на фоне его пари- тетного соотношения выраженности в выборках армян - казахов, армян - татар,62Бочарова Е.Е. Этнопсихологический анализ структурных особенностей субъективного...казахов - татар. Сравнительный анализ интегрального показателя эмоциональ- ного субъективного благополучия в исследуемых выборках позволил зафиксиро- вать наличие существенных различий в исследуемых выборках. Однако у русских и армян различия в выраженности эмоционального субъективного благополучия не подтверждены на статистически значимом уровне, что свидетельствует о сход- стве его средних величин.В целом, выборка русских характеризуется проявлением позитивной самооцен- ки, удовлетворенности собой, своими достижениями, признанными значимыми Другими, что свидетельствует о переживании эмоционального комфорта. Осно- ванием переживания субъективного благополучия у представителей армянской, казахской и татарской этнических групп выступает прежде всего удовлетворен- ность своей деятельностью на фоне достаточно выраженной эмоциональной ла- бильности у армян, проявления псиоэмоциональной неустойчивости и тревож- ности у татар и казахов. Полученные данные согласуются с результатами иссле- дований этнокультурных различий русских и казахов, выполненных Т.В. Бендас [2], в которых показано, что русские превосходили казахов по характеристикам эмоциональной устойчивости, социальной смелости, уверенности в себе и само- оценке, социальным потребностям и социальной значимости, альтруизму. От- личие казахов, татар от русских, как показано в ряде исследований [2; 5], наблю- дались по таким параметрам, как «ориентация на официальную субординацию»;«тревожность и неуверенность в себе».Резюмируя сказанное, отметим разную степень выраженности структурных характеристик эмоционального благополучия в исследуемых выборках с фикса- цией достаточно высокого уровня субъективного благополучия в выборках русских и армян, проживающих в г. Саратове и тенденции его снижения у представителей казахской и татарской этногрупп из периферийных районов региона. Высокий индекс субъективного благополучия, согласно методике М.В. Соколовой, соот- ветствует низкому уровню субъективного благополучия [17]. Нельзя не отметить и тот противоречивый факт, что формирование и становление субъективного благополучия компактно проживающих казахов и татар происходит в условиях ингруппового этнокультурного взаимодействия. Однако именно эти этнические группы не отличаются высоким уровнем эмоционального субъективного благо- получия, что, возможно, обусловлено, на наш взгляд, недостаточно развитой со- циальной инфраструктурой и в целом социально-экономическим статусом пе- риферийных районов региона. В этой связи вполне оправданно наше обращение к изучению структурных характеристик субъективного благополучия на когни- тивном уровне с применением методики «Уровень социальной фрустрирован- ности» (Л.И. Вассерман) [16], позволяющей зафиксировать параметры неудов- летворенности представителей разных этнических групп своим социальным ста- тусом, социальными достижениями в основных сферах жизнедеятельности.Сопоставительный анализ (по t-критерию Стьюдента) параметров социальной фрустрированности позволил выявить как внутригрупповые, так и межгрупповые различия в удовлетворенности сферами жизнедеятельности исследуемых этни- ческих групп (табл. 2).63Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3Таблица 2Выраженность параметров социальной фрустрированности у представителей русского, армянского, казахского и татарского этносаЭтносПараметры социальной фрустрированностиУВРБУБСОУССУСЭПУЗРИндекс СФРусские5,859,496,1110,345,2937,08Армяне4,677,3412,299,065,0339,39Казахи2,674,3314,879,175,7036,74Татары2,254,7615,8612,615,1340,60t-кр. Стьюдентарусские - армяне0,0171, 98*4,08***0,0040,00011,97*русские - казахи2,19*4,23***4,99***0,0030,00072,13*русские - татары2,67**4,22***5,14***1,97*0,00042,31**армяне - казахи1,99*3,42**0,0632,28*0,00042,29*армяне - татары1,99*4,35***1,97*2,56**0,00060,0005казахи - татары0,00010,00010,142,09*0,00042,59***p  0,05; **p  0,01; ***p  0,001.Условные обозначения: УВРБ - удовлетворенность взаимоотношениями с родными и близкими; УБСО - удовлетворенность ближайшим социальным окружением; УСС - удовлетворенность своим социальным статусом; УСЭП - удовлетворенность социально-экономическим положением; УЗР - удовлетворенность здоровьем и работоспособностью; индекс СФ - индекс социальной фрустрированностиОбращаясь к данным, представленным в табл. 2, можно констатировать на- личие существенных различий исследуемых параметров в структуре субъектив- ного благополучия как на внутригрупповом, так и межгрупповом уровне. Так, в выборке русских отмечается проявление неудовлетворенности в сфере ближай- шего социального окружения (отношениями с друзьями, коллегами, начальством и т.д.) (среднее M = 9,49) и социально-экономической сфере (материальным по- ложением, жилищно-бытовыми условиями, проведением свободного времени и отдыха, своим положением в обществе) (среднее M = 10,34). В выборке армян, казахов и татар отмечается в большей степени неудовлетворенность своим со- циальным и социально-экономическим статусом: образованием, уровнем про- фессиональной подготовки, сферой профессиональной занятости, работой в целом (армяне - среднее M = 12,29; среднее M = 9,06 соответственно; казахи - среднее M = 14,87; среднее M = 9,17 соответственно; татары - среднее M = 15,86; среднее M = 12,61 соответственно).Межгрупповой сравнительный анализ по t-кpитepию Cтьюдeнтa позволил вывить наибольшее количество различий исследуемых параметров социальной фрустрированности в выборках русских и татар, связанных с взаимоотношения- ми в семье (tst = 2,67, p < 0,01), сферой социальных отношений (tst = 4,22, p < 0,001), удовлетворенность которыми существенно выше в выборке татарской молодежи. И, напротив, в отличие от русских неудовлетворенность своим социальным и социально-экономическим статусом превалирует в выборке татар (tst = 5,14,64Бочарова Е.Е. Этнопсихологический анализ структурных особенностей субъективного...p < 0,001; tst = 1,97, p < 0,05, соответственно). Армянская молодежь в большей степени, чем русская, демонстрирует удовлетворенность в сфере социальных от- ношений (tst = 1,98, p < 0,05) и в меньшей, чем казахи (tst = 3,42, p < 0,05) и татары (tst = 4,35, p < 0,001). Примечательно, что параметр «удовлетворенность здоровьем и работоспособностью» (своим образом жизни в целом) представлен в паритетном соотношении в исследуемых выборках, что подтверждается отсутствием различий на статистически значимом уровне. Существенные различия обнаружены в ин- дексе социальной фрустрированности практически во всех сравниваемых вы- борках, исключение составляют группы «русские-казахи» и «армяне-татары». В сравнении с представителями исследуемых этносов татарская молодежь демон- стрирует в целом максимальный уровень общей неудовлетворенности (40, 60), наибольшая разница которого выражена в выборках казахи-татары (tst = 2,59, p  0,01). Примечательно, что наиболее высокий уровень удовлетворенности в выборках казахской и татарской молодежи наблюдается в сфере семейных от- ношений.В целом, необходимо отметить, что наиболее «рельефными» практически во всех выборках являются сферы «социально-экономическое положение» и «со- циальный статус». В этой связи можно полагать, что именно неудовлетворенность своим социально-экономическим статусом, в частности материальным положе- нием, жилищно-бытовыми условиями и т.д.; неудовлетворенность своим поло- жением в обществе, образовательным уровнем, отсутствием выбора места рабо- ты и отдыха, и качеством жизни обладает в сознании респондентов наибольшей субъективной значимостью.Таким образом, выявлена специфика в проявлении структурных характеристик удовлетворенности в разных сферах жизнедеятельности исследуемых этнических групп. Зафиксирована тенденция проявления неудовлетворенности своим со- циальным и социально-экономическим статусом у представителей армянского, казахского, татарского этносов, в отличии от русских, для которых сфера соци- альных отношений является менее благополучной и напряженной. Наиболее«благополучной» является сфера семейных отношений в выборках армянской, казахской и татарской молодежи.
×

Об авторах

Е Е Бочарова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

ул. Астраханская, 83, Саратов, Россия, 410012

Список литературы

  1. Аблязов К.А. Наследие Укека - в центре внимания Саратовской татарской общины // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: История. Международные отношения. 2015. Т. 15, вып. 3. С. 106-109.
  2. Бендас Т.В. Россия и Казахстан: этнокультурные и гендерные различия // Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. № 7. С. 4-7.
  3. Бочарова Е.Е. Актуальные направления исследований в области этнопсихологии субъективного благополучия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2. С. 135-139.
  4. Бочарова Е.Е. Субъективное благополучие и этнокультурные характеристики личности контактирующих этносов // Психология обучения. 2015. № 10. C. 93-101.
  5. Бочарова Е.Е. Универсальные и культурно-специфические особенности взаимосвязи социальной активности и субъективного благополучия личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 4. С. 391-395.
  6. Вагапова А.Р. Этногрупповые представления о благополучии и эмоционально-оценочное отношение к Другим // Психология обучения. 2014. № 12. С. 143-150.
  7. Вагапова А.Р. Современные социально-политические явления в представлениях разных этнических групп // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 3. С. 226-231.
  8. Гриценко В.В. Исследование субъективного благополучия русских и хакасов в условиях общественно-экономических перемен // Проблемы социальной психологии личности. Саратов, 2004. С. 132-147. 260 с.
  9. Гриценко В.В., Муращенкова Н.В., Бражник Ю.В. Изучение социально-психологической адаптации соотечественников, переселяющихся из ближнего зарубежья в Россию: научно-методический аспект // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 1. С. 39-46.
  10. Кленова М.А. Взаимосвязь характеристик субъективного благополучия и представлений о риске представителей этнических групп // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып 3. С. 257-261.
  11. Леопольдов А.Ф. Статистическое описание Саратовской губернии: В 2 ч. СПб., 1839. 315 с.
  12. Макарцева Л.В. Территориальные особенности размещения населения Саратовской области по национальному составу и религиозному образу жизни // Известия Алтайского отделения Русского географического общества. 2015. № 3. С. 5-9.
  13. Малов Н.М. Саратовское Поволжье в древности // Энциклопедия Саратовского края. Саратов. 2002. С. 229-236.
  14. Малова Н.А. Миграционные процессы в немецкой автономии на Волге. Саратов: Наука, 2013. 136 с.
  15. Минх А.Н. К истории переселения малороссиян в Саратовский край // Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Саратов, 1893. Т. 5, вып. 1. С. 16-18.
  16. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение / под ред. Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева, М.А. Беребина. СПб.: Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2004. 24 с.
  17. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль, 1996. 24 с.
  18. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования. М., 2009. 320 с.
  19. Уставщикова С.В. Этнический состав населения Саратовской области, расселение народов (по итогам переписи 2010 года) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Науки о Земле. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 43-51.
  20. Чекалин Ф.Ф. Саратовское Поволжье с древнейших времен до конца XVII в. Саратов, 1892. 81 c.
  21. Чолахян В.А. Социальный контекст модернизационных процессов в Саратовском Поволжье в конце XIX - начале XX века // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: История. Международные отношения. 2014. Т. 14, вып. 4. С. 113-120.
  22. Шамионов Р.М. Социальная психология личности: проблемы и перспективы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 236-241.
  23. Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 3. С. 213-219.
  24. Barth F. Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organization of Culture Difference. Bergen. Oslo: Universitetsforlaget. 1998. 153 p.
  25. Robinson O.C., Lopez F.G., Ramos K., Nartova-Bochaver S. Autheticity, Social Context and Well-Being in the United States, England and Russia: A Three Country Comparative Analysis // Cross-Cultural Psychology. 2013. Vol. 44, no. 5. P. 719-738.
  26. Mähönen T.A., Jasinskaja-Lahti I. Acculturation Expections and Experiences as Predictors of Ethnic Migrants’ Psychological Well-Being // Cross-Cultural Psychology. 2013. Vol. 44. No 5. P. 719-738.

© Бочарова Е.Е., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах