КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЕЕ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ
- Авторы: Шейнов ВП1
-
Учреждения:
- Республиканский институт высшей школы
- Выпуск: № 3 (2016)
- Страницы: 20-27
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/14424
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье показана актуальность проблемы незащищенности индивида от манипуляций и ущерб, наносимый ими. Ни один человек не является полностью защищенным от манипуляций, каждый может стать жертвой манипулятивных воздействий. Показано, что манипулятивные отношения укоренились в современном обществе и имеет место тенденция к большему их распространению. В результате испытываемых жертвами манипуляций негативно окрашенных психических состояний 92-95% респондентов желают научиться защищаться от манипуляций. Установлено, что защищенности от манипуляций способствует ориентация индивида на свое Я, а незащищенности - ориентация на взаимоотношения. Выявлены качества личности, способствующие ее защищенности от манипуляций: достаточно высокий социальный интеллект индивида, его независимость от мнений окружающих, определенная недоверчивость и проницательность. Показано, что: 1) женщины в среднем лучше мужчин защищены от манипуляций; 2) степень защищенности индивида от манипуляций не связана с его возрастом и степенью выраженности макиавеллизма его личности; 3) ассертивность индивида способствует его защищенности от манипуляций. Репрезентативность данного исследования и полученных выводов обеспечена большим числом его участников (552 испытуемых) и широким спектром представительства разных социальных групп: сотрудники МЧС, преподаватели и студенты университетов, курсанты, психологи, работники торговли.
Полный текст
В процессе изучения введенного ранее конструкта «незащищенность индиви- да от манипулятивных воздействий» [8] нами протестировано более 1500 респон- дентов (примерно треть из них - преподаватели вузов), и оказалось, что мини- мальная вероятность пострадать от манипуляторов (как по всей выборке, так и по преподавателям) равна 0,15, максимальная - 0,8; средние значения обычно находятся в пределах 0,4-0,55. Статистическое распределение ответов близко к нормальному. Ввиду репрезентативности выборки, в которой были представлены мужчины и женщины всех возрастов и разных профессий, можно утверждать, что20Шейнов В.П. Качества личности, способствующие ее защищенности от манипуляцийни один человек не является полностью защищенным от манипуляций, то естькаждый может стать жертвой манипулятивных воздействий [6; 7].Наблюдения и исследования [14; 15] показывают, что манипуляции даже со стороны только одного человека могут испортить жертве жизнь на многие годы.К сожалению, манипулятивные отношения укоренились в современном обще- стве [3; 5-7; 11; 14; 15] и, более того, наблюдается тенденция к большему их рас- пространению. Это наглядно показывает, в частности, рост коррупции, пред- ставляющей собой одну из реализаций манипулятивных отношений.Манипуляции имеют место во всех сферах жизни, в том числе и во взаимоот- ношениях студентов с преподавателями [4; 6; 7; 14; 15]. При этом показатель склонности к манипулированию у студентов (МК = 76,8) оказался статистически значимо (p < 0,01) большим, чем у преподавателей (МК = 66,9). В то же время вероятность незащищенности от манипуляций у преподавателей (0,41) достаточ- на для манипулирования ими со стороны недобросовестных студентов [9]. Со- четание высокого манипулятивного потенциала студентов со слабой защищен- ностью преподавателей от манипуляций создало предпосылки к манипулирова- нию преподавателями со стороны студентов, которые недобросовестные студенты успешно используют; эти приемы описаны [4]. Приемы манипулиро- вания преподавателей также описаны [6; 7].В результате манипуляций их жертвы (и преподаватели, и студенты) испыты- вают негативно окрашенные психические состояния. Наиболее интенсивно пе- реживаются теми и другими следующие состояния (здесь и далее все перечисле- ния - в порядке убывания): настороженность, а также расстройство (препода- ватели), злость (студенты), раздражение (и преподаватели, и студенты).Преподаватели - жертвы манипуляций - чаще студентов занимаются само- бичеванием, недоумевают, расстраиваются, негодуют; студенты - жертвы мани- пуляций - чаще преподавателей проявляют обиду, злость.Сравнение частоты ответов, выбираемых преподавателями и студентами, по- казывает, что студенты - жертвы манипуляции - чаще преподавателей выбира- ют более агрессивные состояния: раздражение (студенты) против расстройства (преподаватели), злость против негодования, обида против недоумения.Однако в общей сложности преподаватели - жертвы манипуляций - испы- тывают больше отрицательно окрашенных состояний, нежели студенты - жерт- вы манипуляций.Испытываемые жертвами манипулятивных воздействий негативные психиче- ские состояния объясняют установленный ранее факт: «92-95% опрошенных респондентов желают научиться защищаться от манипуляций» [6. С. 14].В связи со сказанным возникает задача: найти качества личности, способству- ющие ее защищенности от манипуляций.Ранее установлено, что защищенности от манипуляций способствует ориен- тация индивида на свое Я, а незащищенности - ориентация на взаимоотношения [8]. Также показано, что: 1) женщины в среднем лучше мужчин защищены от манипуляций; 2) степень защищенности индивида от манипуляций не зависит от его возраста и степени выраженности макиавеллизма его личности. Установ-21Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3лено также, что ассертивность индивида способствует его защищенности от ма- нипуляций [10].Ниже приводятся результаты исследований автора, которые выявили еще одну группу качеств личности, способствующих защищенности ее от манипуляций.Социальный интеллект индивидаи способность защититься от манипуляцийГ. Олпорт [12] определил социальный интеллект как особый дар, проявля- ющийся в способности прогнозировать наиболее вероятные реакции другого че- ловека и давать быстрые, почти автоматические суждения о людях. Олпорт под- черкивал исключительную важность социального интеллекта для некоторых про- фессий. К таким относится и профессия преподавателя.Дж. Гилфорд [13] доказал независимость социального интеллекта (S) от обще- го интеллекта и выделил четыре компоненты социального интеллекта: способ- ность прогнозировать последствия поведения (S1), распознавать язык жестов (S2), понимать вербальную экспрессию (S3) и понимать логику развития ситуаций межличностного общения (S4).Для измерения социального интеллекта (S) и его структурных характеристикS1, S2, S3, S4 мы использовали тест Гилфорда-Салливена, адаптированный к рус- скоязычному социуму Е.С. Михайловой [1].Способность испытуемых защититься от манипуляций оценивалась с помощью разработанного нами теста «Оценка степени незащищенности индивида от ма- нипулятивных воздействий» (тест В), надежность и валидность которого доказа- на ранее [8].Для выявления возможной связи социального интеллекта индивида и его спо- собности защититься от манипуляций были протестированы с помощью теста В и теста Гилфорда-Салливена следующие группы испытуемых из г. Минска:сотрудники МЧС (пожарные - спасатели) - 21 мужчина в возрасте от 24 до 39 лет (средний возраст 30,2 года);курсанты авиационного колледжа - 63 мужчины 17-22 лет (средний воз- раст 19,5 лет);студенты 2-го курса педагогических специальностей МГПУ им. М. Танка: 32 человека в возрасте 18-24 года (средний возраст 19,2 года), в том числе 25 де- вушек и 7 юношей;4) студенты 4-го курса факультета эстетического образования МГПУ им. М. Тан- ка: 18 человек 21-26 лет (средний возраст 22 года), в том числе 16 девушек и 2 юношей;студенты 1-го курса факультета физического воспитания МГПУ им. М. Тан- ка: 23 человека, 17-21 года (средний возраст 17,9 года), в том числе 11 девушек и 12 юношей;297 курсантов военных вузов.Корреляции между степенью незащищенности от манипуляций (тест В) и со- циальным интеллектом (тест Гилфорда - S c субтестами S1, S2, S3, S4) представ- лены в табл. 1.22Шейнов В.П. Качества личности, способствующие ее защищенности от манипуляцийКорреляции между незащищенностью от манипуляций и факторами социального интеллектаТаблица 1Тест ВS1S2S3S4Srprprprprp5 групп (N = 157)-0,1460,101-0,2910,001-0,1440,121-0,1850,044-0,2900,001Все студенты (N = 137)-0,1970,059-0,2850,003-0,1740,095-0,1480,082-0,2890,002Студенты-юноши (N = 83)-0,1120,385-0,2440,046-0,0790,659-0,0950,436-0,2420,169Студентки (N = 53)-0,2620,058-0,2540,067-0,2180,117-0,2920,039-0,3840,005Примечания: r - коэффициент корреляции Пирсона; p - статистическая значимость (двусторон- няя); в выборку «студенты-юноши» включены и курсанты авиационного колледжа. Полужирным шрифтом выделены коэффициенты корреляции, статистически значимые при p < 0,05.Из таблицы 1 видно, что для всех выборок имеют место отрицательные кор- реляции между незащищенностью от манипуляций, с одной стороны, и всеми показателями социального интеллекта - с другой. В одних случаях это статисти- чески значимые связи, в других - тенденция той же направленности. Для объ- единенной выборки наиболее сильна эта связь для показателя S2 (способности распознавать значение жестов партнера по общению) и общего показателя S со- циального интеллекта. Соответствующие показатели высоки и для студенческой выборки.Следовательно, чем выше социальный интеллект индивида (общий и способ- ность распознавать значение жестов), тем он лучше защищен от манипуляций. При этом девушки опережают юношей по уровню положительной связи защищенности от манипуляций с оценкой общего социального интеллекта.Сравнение средних значений изучаемых переменных показало, что девушки несколько превосходят юношей по общему показателю S социального интеллек- та, а также по его составляющим S1 (способность прогнозировать поведение), S2 (распознавание значений жестов), и S3 (понимание вербальной экспрессии). Юноши же несколько превосходят девушек по способности (S4) понимать логи- ку развития ситуации. Последние результаты в целом совпадают с результатами исследований других авторов [2].Изложенное выше приводит к выводу о том, что девушки должны быть лучше защищены от манипуляций. И действительно, вероятность (в %) незащищен- ности от манипуляций для девушек равна 50,38, а для юношей - 56,67.Аналогичное исследование для 297 курсантов военных вузов показало отри- цательную корреляцию между незащищенностью от манипуляций и всеми по- казателями социального интеллекта. Этот результат повторяет тот, что получен выше для гражданских лиц. Однако по данной выборке установлены статисти- чески значимые связи только для показателей S4 (r = -0,280, p < 0,001) и S (r = -0,157, p = 0,007), т.е. способности понимать логику развития ситуациймежличностного общения и общего социального интеллекта.23Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3Другие личностные факторы и защищенность от манипуляцийПредметное содержание конструкта «незащищенность индивида от манипу- ляций» и соответствующие наблюдения позволяют выдвинуть предположения о возможной связи этого конструкта с такими личностными факторами, как «до- верчивость», «наивность», «зависимость» (от мнения окружающих).Эти факторы можно диагностировать с помощью соответствующих шкал 16-факторного опросника Кеттелла:Фактор L: шкала «доверчивость - подозрительность», Фактор N: шкала «проницательность»,Фактор Q2: шкала «зависимость - независимость» (от мнения группы).Для выявления возможных связей незащищенностью индивида от манипуля-ций с указанными факторами протестированы четыре группы испытуемых:группа психологов из Московского городского педагогического универси- тета, Московского государственного психолого-педагогического университета, Государственного классического университета (г. Москва) - 29 человек в возрас- те от 23 до 51 года (средний возраст 30,2 года), в том числе 27 женщин и 2 мужчин;преподаватели Белорусского государственного медицинского университета (г. Минск) - 24 человека в возрасте от 25 до 66 лет (средний возраст 41,3 года), в том числе 17 женщин и 7 мужчин;слушатели Республиканского института высшей школы (г. Минск) - 17 че- ловек в возрасте от 30 до 57 лет (средний возраст 42,4 года), 9 женщин и 8 мужчин;работники торговли (г. Брест) - 28 человек, возраст от 24 до 58 лет (средний возраст 41 год), 27 женщин и 1 мужчина.В таблице 2 приведены результаты корреляционного анализа между степенью незащищенности от манипуляций (тест В) и факторами «доверчивость», «наи- вность», «зависимость» (от мнений окружающих).Таблица 2Корреляции между незащищенностью от манипуляций и факторами L, N, Q2Тест ВФактор LПодозрительностьФактор NПроницательностьФактор Q2НезависимостьrprprpОбъединенная выборкаN = 98-0,330,0010,060,547-0,370,000Психологи N = 29-0,220,259-0,370,050-0,380,04Примечания: r - коэффициент корреляции Пирсона, p - двусторонняя значимость; полужирным шрифтом выделены коэффициенты корреляции, статистически значимые при p < 0,05.Из таблицы 2 следует, что в случае объединенной выборки (N = 98) имеет ме- сто статистически значимая отрицательная корреляция между незащищенностью от манипуляций и подозрительностью (r = -0,33, p = 0,001); между незащищен- ностью от манипуляций и независимостью (r = -0,37, p < 0,001).Для психологов статистически значимой оказалась и отрицательная корреля- ция с проницательностью (r = -0,38, p = 0,05).24Шейнов В.П. Качества личности, способствующие ее защищенности от манипуляцийЭто означает, что увеличение показателей индивида по подозрительности и независимости способствуют его защищенности от манипуляций, а излишняя доверчивость индивида и его зависимость от мнения окружающих, напротив, де- лает его более незащищенным от манипуляций.Дополнительный результат, зафиксированный в группе психологов, показы- вает, что специфика этой профессии накладывает определенный отпечаток: более защищенным от манипуляций психологам присуща не подозрительность, а боль- шая проницательность.ВыводыВыявлены личностные факторы, способствующие защищенности от манипу- ляций: высокий социальный интеллект индивида, его независимость от мнений окружающих, определенная недоверчивость и наличие проницательности. Эти факторы являются устоявшимися, трудноизменяемыми чертами личности, по- этому знание их может (в дополнение к результатам непосредственной диагно- стики с помощью теста незащищенности от манипуляций) повлиять на осознание индивидом степени своей незащищенности от манипуляций. Осознание же этой опасности может мотивировать человека на освоение им техники защиты от ма- нипуляций [6]. Эта техника реально помогает обрести эффективную защиту от происков манипуляторов.×
Об авторах
В П Шейнов
Республиканский институт высшей школыул. Московская, 15, Минск, Беларусь, 220001
Список литературы
- Михайлова Е.С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диагностика социального интеллекта. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2006. 56 с.
- Михайлова Е.С. Социальный интеллект и акмеологическая модель личности // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург - Якутск (Материалы научной конференции 25-26 октября 2001 г.). СПб., 2002.
- Рюмшина Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 142-150.
- Тарелкин А.И. Манипулятивное воздействие студентов на преподавателей в педагогическом общении // Вышэйшая школа. 2006. № 2. С. 29-33.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. 253 с.
- Шейнов В.П. Психология манипулирования. Минск: Харвест, 2009. 704 с.
- Шейнов В.П. Макиавеллизм личности. Минск: Харвест, 2012. 416 с.
- Шейнов В.П. Разработка опросника для оценки степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 147-154.
- Шейнов В.П. Психические состояния инициаторов и жертв манипулятивных воздействий // Психология психических состояний: сб. статей / под ред. А.О. Прохорова. Казань: Отечество, 2014. Вып. 9. С. 280-286.
- Шейнов В.П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 107-116.
- Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992. 128 с.
- Allport G.W. Personality. N.Y., Oxford: Holt, 1937.
- Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y.: McGrow-Hill, 1967. 538 p.
- Sheinov V.P. Psychological Influence. Volume 1, 2. L.A.P., Saarbrucken, Germany, 2014. 542 p. + 375 p.
- Sheinov V.P. Effective defence system from manipulations model // Journal Intellectual Archive. 2013. V. 2, no. 4, pp. 51-59.