РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГОВ-ПЕДАГОГОВ
- Авторы: Кудинов СИ1, Владимирова ЮВ1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: № 3 (2015)
- Страницы: 30-38
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/13463
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье освещается проблема профессиональной идентичности в самореализации психологов-педагогов. В рамках системного подхода выделяются и характеризуются индивидуально-типологические особенности интересующих нас феноменов. Анализу подвергаются труды, направленные на изучение самореализации личности, отмечается, что в этой области по-прежнему имеются пробелы в понимании данного вопроса. Так, актуальным признается исследование в ракурсе влияния профессиональной идентичности на успешную самореализацию личности. В рамках данного исследования выдвигаются следующие предположения: существует взаимосвязь между профессиональной идентичностью и успешной самореализацией личности; уровень сформированности профессиональной идентичности оказывает влияние на успешность самореализации личности; недостаточно сформированная профессиональная идентичность выступает барьером к проявлению креативности, активности, интернальности и конструктивности самореализации личности; сформированная профессиональная идентичность обеспечивает высокую успешность самореализации. Целью настоящего исследования являлось изучение особенностей самореализации личности и профессиональной идентичности психологов образования. Для исследования самореализации использовался «Многомерный опросник самореализации личности» (МОСЛ) С.И. Кудинова, для изучения профессиональной идентичности были использованы следующие методики: анкета «Профессиональная идентичность-маргинализм» Е.П. Ермолаевой и методика измерения профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер. Полученные результаты были подвергнуты количественному анализу. Эмпирические данные были получены в результате исследования, проведенного на базе Института развития образования Республики Башкортостан (ГАОУ ДПО ИРО РБ), г. Уфа. Выборку составили 142 психолога образования. В результате проведенного исследования были установлены специфические взаимосвязи между профессиональной идентичностью и самореализацией личности психологов образования.
Ключевые слова
Об авторах
С И Кудинов
Российский университет дружбы народовКафедра социальной и дифференциальной психологии
Ю В Владимирова
Российский университет дружбы народовКафедра социальной и дифференциальной психологии
Список литературы
- Владимирова Ю.В. К вопросу самореализации личности педагога в контексте системного подхода // Психология труда и профессиональное развитие педагога: актуальное состояние, проблемы и перспективы: Материалы II Международной научно-практической конференции. Екатеринбург-Бирск, 2013. С. 177-180.
- Владимирова Ю.В., Хухрин М.С. Особенности самореализации и профессиональной идентичности действующих психологов образования // Роль психологической науки и практики в условиях социальных кризисов: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Уфа, 2014. С. 47-54.
- Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 11. С. 337-346.
- Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2008. № 1. С. 28-37.
- Кудинов С.И., Кудинов С.С. Индивидуально-типическая специфика самореализации личности педагогов // Личность в межкультурном пространстве: Тезисы и доклады VIII Международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2013. С. 34-39.
- Kudinov S.I., Krupnov A.I. System model of personality self-realization. Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy. 2008, no 1, pp. 28-36.
- Kudinov S.I, Kudinov S.S. Individually-typical specificity of self-realization in teachers. Personality in intercultural space: Conference Proceedings. Moskva, 2013, pp. 34-39.