РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГОВ-ПЕДАГОГОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье освещается проблема профессиональной идентичности в самореализации психологов-педагогов. В рамках системного подхода выделяются и характеризуются индивидуально-типологические особенности интересующих нас феноменов. Анализу подвергаются труды, направленные на изучение самореализации личности, отмечается, что в этой области по-прежнему имеются пробелы в понимании данного вопроса. Так, актуальным признается исследование в ракурсе влияния профессиональной идентичности на успешную самореализацию личности. В рамках данного исследования выдвигаются следующие предположения: существует взаимосвязь между профессиональной идентичностью и успешной самореализацией личности; уровень сформированности профессиональной идентичности оказывает влияние на успешность самореализации личности; недостаточно сформированная профессиональная идентичность выступает барьером к проявлению креативности, активности, интернальности и конструктивности самореализации личности; сформированная профессиональная идентичность обеспечивает высокую успешность самореализации. Целью настоящего исследования являлось изучение особенностей самореализации личности и профессиональной идентичности психологов образования. Для исследования самореализации использовался «Многомерный опросник самореализации личности» (МОСЛ) С.И. Кудинова, для изучения профессиональной идентичности были использованы следующие методики: анкета «Профессиональная идентичность-маргинализм» Е.П. Ермолаевой и методика измерения профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер. Полученные результаты были подвергнуты количественному анализу. Эмпирические данные были получены в результате исследования, проведенного на базе Института развития образования Республики Башкортостан (ГАОУ ДПО ИРО РБ), г. Уфа. Выборку составили 142 психолога образования. В результате проведенного исследования были установлены специфические взаимосвязи между профессиональной идентичностью и самореализацией личности психологов образования.

Об авторах

С И Кудинов

Российский университет дружбы народов

Кафедра социальной и дифференциальной психологии

Ю В Владимирова

Российский университет дружбы народов

Кафедра социальной и дифференциальной психологии

Список литературы

  1. Владимирова Ю.В. К вопросу самореализации личности педагога в контексте системного подхода // Психология труда и профессиональное развитие педагога: актуальное состояние, проблемы и перспективы: Материалы II Международной научно-практической конференции. Екатеринбург-Бирск, 2013. С. 177-180.
  2. Владимирова Ю.В., Хухрин М.С. Особенности самореализации и профессиональной идентичности действующих психологов образования // Роль психологической науки и практики в условиях социальных кризисов: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конфе­ренции. Уфа, 2014. С. 47-54.
  3. Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 11. С. 337-346.
  4. Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2008. № 1. С. 28-37.
  5. Кудинов С.И., Кудинов С.С. Индивидуально-типическая специфика самореализации личности педагогов // Личность в межкультурном пространстве: Тезисы и доклады VIII Международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2013. С. 34-39.
  6. Kudinov S.I., Krupnov A.I. System model of personality self-realization. Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy. 2008, no 1, pp. 28-36.
  7. Kudinov S.I, Kudinov S.S. Individually-typical specificity of self-realization in teachers. Personality in intercultural space: Conference Proceedings. Moskva, 2013, pp. 34-39.

© Кудинов С.И., Владимирова Ю.В., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах