ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОСЕМАНТИКИ В ЦЕЛЯХ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К НАРКОЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема использования методов психосемантики в целях изучения ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к наркозависимому поведению. Диагностическим инструментарием для решения данной задачи являлся психосемантический подход, позволяющий вскрывать субъективную картину мира подростка, входящего в группу риска, его вербальные и графические конструкты. На первом этапе исследования с помощью рабочих шкал авторской методики (мотивационно-потребностная сфера, эмоционально-волевая сфера, сфера нормативно-поведенческой регуляции, шкала социальных рисков, ценностно-смысловая сфера) были выявлены и описаны личностные профили подростков, склонных к наркозависимому поведению. В рамках описания личностных профилей также раскрыты особенности формирования наркозависимого поведения. Психосемантический подход, применявшийся на втором этапе эмпирического исследования, позволил с помощью модифицированного ролевого списка, предложенного респондентам, составить и охарактеризовать полученные модельные карты субъективного семантического пространства подростков группы риска. Данные модельные карты отражают субъективную ценностно-смысловую сферу, существующие корреляции между сформированными социально одобряемыми, а также рискогенными ролевыми позициями и внутренней картиной мира подростков, склонных к наркозависимому поведению. Результаты исследования позволяют совершенствовать профилактическую и коррекционную работу с подростками, склонными к наркозависимому поведению в образовательной среде.

Об авторах

А С Марков

Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерала армии В.Ф. Маргелова

Кафедра гуманитарных и естественно-научных дисциплин

А И Сафронов

Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

Кафедра социальной педагогики

Список литературы

  1. Казаренков В.И. Университетская подготовка специалиста: формирование опыта саморегуляции эмоциональных состояний // Российский научный журнал. 2015. № 1. С. 101-107.
  2. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств// Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2006. № 1. С. 63-73.
  3. Кудинов С.И., Кудинов С.С., Кудинова И.Б. Системный подход в исследовании самореализации личности // Российский научный журнал. 2015. № 2. С. 161-173.
  4. Новиков А.Л., Новикова И.А. Метод семантического дифференциала: теоретические основы и практика применения в лингвистических и психологических исследованиях // Вестник РУДН. Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика». 2011. № 3. С. 63-71.
  5. Сыркин Л.Д. Использование метода репертуарных решеток в интересах выявления невротических знаков в ходе психологического консультирования // Практическая психология XXI века: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции / отв. ред. Р.В. Ершова. Коломна: КГПИ, 2006. С. 124-128.
  6. Сыркин Л.Д. Психосемантический подход при выявлении и оценке типа отношения к болезни // Сб. научных трудов КГПИ. Коломна: КГПИ, 2006. С.217-222.
  7. Сыркин Л.Д. Разработка психосемантических методов диагностики внутренней картины болезни // Военно-медицинский журнал. 2007. Т. 327. № 4. С. 43-45.
  8. Сыркин Л.Д, Бубеев Ю.А., Усов В.М. Выявление особенностей ценностно-смысловой сферы студентов-первокурсников в полярных группах с низким и высоким личностным адаптационным потенциалом // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2011. № 4. С. 32-36.
  9. Сыркин Л.Д, Бубеев Ю.А., Усов В.М. Применение метода репертуарных решеток Келли для выявления риска снижения психологической устойчивости у лиц, перенесших болевой шок при спортивной травме // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2011. № 3. С 26-29.
  10. Сыркин Л.Д., Ляпин А.С., Сафронов А.И, Зуйкова А.А. Этнобрендинг в профилактике ксенофобии и экстремизма // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2015. № 2 (38).
  11. Syrkin L.D., Bubeev U.A., Usov V.M. Application of Kelly’ method of repertory grid to detect a risk reduction of psychological resilience in individuals who have suffered a painful shock when a sports injury. Theory and practice of applied and extreme sports. 2011, no 3, pp. 26-29.
  12. Syrkin L.D., Lyapin A.S., Safronov A.I., Zuykova A.A. Ethno-branding in the prevention of xenophobia and extremism. New in psycho-pedagogical studies. 2015, no 2 (38).

© Марков А.С., Сафронов А.И., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах