ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ДИНАМИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ В «ТРЕТЬЕМ ВОЗРАСТЕ»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются данные, полученные в ходе лонгитюдного исследования влияния образования в «третьем возрасте» на познавательные процессы и психологический статус пожилых людей. В исследовании, которое началось в 2014 г. и будет продолжаться до 2016 г., принимает участие 21 человек. Все испытуемые - неработающие пенсионеры с высшим не психологическим образованием, обучаются по программе профессиональной переподготовки по специальности «Практическая психология», рассчитанной на 2,5 года. В результате обучения испытуемые стали чувствовать себя увереннее в сфере социальных отношений, у них повысилась уверенность в собственных силах и компетенции, будущее перестало для них выглядеть бессмысленным. Обучающиеся стали более уверены в своих когнитивных способностях, у них значимо вырос показатель когнитивного самосознания и индекс жизненной удовлетворенности. В результате проведенного исследования было выявлено, что обучение в пожилом возрасте оказывает существенное влияние на психологическое благополучие пожилых обучающихся. Также было обнаружено улучшение когнитивного функционирования, которое начало наблюдаться во втором семестре, через полгода после начала обучения. Мы предполагаем, что улучшение когнитивного функционирования обусловлено изменениями на уровне нейронных структур, для качественного и количественного изменения которых необходимо более длительное время.

Об авторах

Е В Беловол

Московский педагогический государственный университет

Кафедра психологии развития

З В Бойко

Российский университет дружбы народов

Кафедра управления сестринской деятельностью

И В Радыш

Российский университет дружбы народов

Кафедра управления сестринской деятельностью

Е Ю Шурупова

Центр психолого-педагогической поддержки детей и подростков

Список литературы

  1. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977. С. 221-229.
  2. Беловол Е.В., Бойко З.В., Радыш И.В., Шурупова Е.Ю. Влияние образования в третьем возрасте на эффективность социального взаимодействия // Гуманітарний вісник ДВНЗ «Переяслав-Хмельніцькій державній педагогічній універсітет імені Григорія Сковороди»: Додаток 2 до Вип. 35, Том I(13): Тематичний випуск «Міжнародні Челпанівські психолого-педагогічні читання». Киев: Гнозис, 2015. С. 75-83.
  3. Беловол Е.В., Бойко З.В., Шурупова Е.Ю. Когнитивное старение: реальность или влияние «третьих переменных»: часть I. Время реакции // Гуманітарний вісник ДВНЗ «Переяслав-Хмельніцькій державній педагогічній універсітет імені Григорія Сковороди»: Додаток 1 до Вип. 5, Том IV(55): Тематичний випуск «Віща освіта України у контексті інтеграції до європейського освітнього простору». Киев: Гнозис, 2014. С. 22-35.
  4. Бойко З.В. Пожилой возраст и старость как биологическая и социальная категории // Технологии живых систем. 2014. T. 11. № 5. С. 36-39.
  5. Бойко З.В., Беловол Е.В., Грэнвальд М., Сегень В. Концепция непрерывного образования как фактор повышения качества жизни в третьем возрасте (на примере организации образования в Польше) // Вестник РУДН. Cерия «Психология и педагогика». 2014. № 4. C. 93-100.
  6. Бойко З.В., Беловол Е.В., Радыш И.В. Особенности влияния образовательной активности в «третьем возрасте» на здоровье и психологическое благополучие личности // Гуманітарний вісник ДВНЗ «Переяслав-Хмельніцькій державній педагогічній універсітет імені Григорія Сковороди»: Додаток 1 до Вип. 5, Том V(56): Тематичний випуск «Віща освіта України у контексті інтеграції до європейського освітнього простору». Киев: Гнозис, 2014. С. 84-93.
  7. Бойко З.В., Беловол Е.В., Радыш И.В. Эйджизм как психологическая проблема ХХI века // Гуманітарний вісник ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагогічний університет імені Григорія Сковороди»: Додаток 4 до Вип. 31, Том I (9): Тематичний випуск «Міжнародні Челпанівські психолого-педагогичні читання». Киев: Гнозис, 2014. С. 120-124.
  8. Никофоров Г.С. Диагностика здоровья. - СПб., Речь, 2007.
  9. Tallis, F., Eysenck, M., Mathews, A. A questionnaire for the measurement of nonpathological worry // Personality and Individual Differences. 1992. No 13. P. 161-168.
  10. Wells A. Meta-Cognition and worry: A cognitive model of Generalised Anxiety Disorder // Behavioural and Cognitive Psychotherapy. 1995. No 23. P. 301-320.
  11. Wells A, Cartwright-Hatton S. A short form of the meta-cognitions questionnaire: Properties of the MCQ-30 // Behaviour Research and Therapy. 2004. No 42. P. 385-396.

© Беловол Е.В., Бойко З.В., Радыш И.В., Шурупова Е.Ю., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах