ВЫСШИЕ ДУХОВНЫЕ И САМОРЕГУЛЯТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ - БУДДИЗМЕ: ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обосновывается необходимость исследования высших духовных и саморегулятивных ­способностей в контексте древневосточных систем знания. Описываются историко-психологические методы изучения древнего знания. Используются методы истории психологии, предложенные автором: метод выявления резервов научного знания, направленный на восстановление и практическое освоение психологического наследия древности, а также экспериментальный, предполагающий верификацию психологических фактов, феноменов и закономерностей, описанных в древних текстах, с помощью современных научных методов исследования (наблюдения, эксперимента, статистической обработки данных). Рассматриваются психопрактики и философские понятия буддизма с точки зрения современной психологии. Описывается древнейшая буддийская психопрактика «Созерцание ума», связанная с понятием «внимательность, осознанность». Делается вывод, что концепт ума является одним из ключевых в буддийской системе знаний. Понимание ума в древнем буддийском учении сопоставляется с современной трактовкой понятия «ум» в психологической науке, а также раскрывается его содержание благодаря терминам психологии «высшие саморегулятивные способности» и «морально-ценностный аспект духовных способностей». Устанавливается тесная связь высших саморегулятивных способностей и морально-ценностного аспекта духовных способностей, прослеживаемая в буддийской системе знаний. Приводятся результаты эмпирических исследований медитативных психопрактик и их позитивного влияния на саморегуляцию современоого человека.

Об авторах

Г В Ожиганова

Институт психологии РАН

Лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов

Список литературы

  1. Дхаммапада / Будда: истории прошлых рождений. М.: Эксмо-пресс, 2000.
  2. Краткий психологический словарь / под ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998.
  3. Кольцова В.А. История психологии. Проблемы методологии. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2008.
  4. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. История психологии: теоретические и методологические проблемы исследований // Психология ХХI века / под ред. В.Н. Дружинина. М.: Пер се, 2003.
  5. Ожиганова Г.В. История психологии: концептуальные подходы и методы исследования // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 3. С. 5-16.
  6. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. М.: АСТ, Харвест. 1998.
  7. Тибетская книга о Великом Освобождении. М.: Фаир-пресс, 2002.
  8. Anapanasati Sutta in the Theravada Majjhima Nikaya, 118 // Bhikkhu Sujato. A History of Mindfulness: How Insight Worsted Tranquility in the Satipatthana Sutta, Santipada, 2012.
  9. Bishop S. Mindfulness: A Proposed Operational Definition // Clinical Psychology: Science and Practice. Autumn 2004. Vol. 11, no 3. P. 230.
  10. Pagnoni G., Cekis M. Age effects on gray matter volume and attentional performance in Zen meditation // Neurobiology of Aging. 2007. No 28. P. 1623-1627.
  11. Roemer L., Williston S., Rollins L. Mindfulness and Emotion Regulation. Current Opinion in Psychology. 2015. Vol. 3. P. 52-57.
  12. Shian-Ling Keng, Smoski M.J., Robins С.J. Effects of mindfulness on psychological health: A review of empirical studies // Clinical Psychology Review. 2011. V. 31, no 6.
  13. Zgierska A., Rabago D., Chawla N., Kushner K., Koehler R., Marlatt A. Mindfulness meditation for substance use disorders: a systematic review // Subst Abus (Systematic review). 2009. Vol. 30. No 4. P. 266-294.

© Ожиганова Г.В., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах