ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙУЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ
- Авторы: Мансурова СЕ1, Дощинский РА1
-
Учреждения:
- Московский институт открытого образования
- Выпуск: № 2 (2016)
- Страницы: 91-98
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/13428
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Деятельностный подход, по-разному преломляясь на разных уровнях образования, поставил много новых задач для педагогов. Методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и дополнительного образования выступает компетентностный подход, методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) - системно-деятельностный. Применительно к педагогам общего образования (учителям) главной задачей является преодоление противоречия между реальным уровнем их квалификации и новыми высокими требованиями к ним. Эти требования обозначены в ведущих нормативных документах - ФГОС ОО, профессиональном стандарте «Педагог». Для системы повышения квалификации педагогов авторы статьи предлагают комплексный подход, который объединяет компетентностный и системно-деятельностный подходы. При этом применение комплексного подхода существенно различается для учителей, преподающих предметы гуманитарного и естественно-научного профилей. В работе приведены примеры заданий для различных категорий учителей, отмечена специфика проектно-исследовательской деятельности, а также особенность организации процесса проблематизации на уроках и во внеурочной деятельности учителя, дифференцированы универсальные учебные действия с позиции вариативной составляющей. В то же время авторы понимают необходимость учета инвариатного компонента в преподавании гуманитарных и естественнонаучных предметов. Данный тезис является отражением общей тенденции к интеграции и междисциплинарности.
Об авторах
С Е Мансурова
Московский институт открытого образованияКафедра методики обучения биологии
Р А Дощинский
Московский институт открытого образованияКафедра филологического образования
Список литературы
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: ИКАР, 2009.
- Зайдман И.Н. Коммуникативный подход в гуманитарном образовании // Мир науки, культуры и образования. 2014. № 6 (49).
- Имакаев В.Р. Феномен учительства в социально-философском и гуманитарно-проектном измерениях. Пермь: Из-во ПГУ, 2004.
- Колесов В.В. История русского языкознания: очерки и этюды. СПб., 2003.
- Левушкина О.Н. Методическая интерпретация лингвокультурологических характеристик текста на уроках русского языка. Монография. Ульяновск: УлГТУ, 2013.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
- Карташова В.Н. Методический аспект проблемы речевой культуры студентов педагогических факультетов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 1. № 17. С. 85-90.
- Пищулин В.Н. Реализация компетентностного подхода в подготовке бакалавров в сфере туризма на занятиях по экономическим дисциплинам // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 30 (2). С. 139-144.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).