ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙУЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Деятельностный подход, по-разному преломляясь на разных уровнях образования, поставил много новых задач для педагогов. Методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и дополнительного образования выступает компетентностный подход, методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) - системно-деятельностный. Применительно к педагогам общего образования (учителям) главной задачей является преодоление противоречия между реальным уровнем их квалификации и новыми высокими требованиями к ним. Эти требования обозначены в ведущих нормативных документах - ФГОС ОО, профессиональном стандарте «Педагог». Для системы повышения квалификации педагогов авторы статьи предлагают комплексный подход, который объединяет компетентностный и системно-деятельностный подходы. При этом применение комплексного подхода существенно различается для учителей, преподающих предметы гуманитарного и естественно-научного профилей. В работе приведены примеры заданий для различных категорий учителей, отмечена специфика проектно-исследовательской деятельности, а также особенность организации процесса проблематизации на уроках и во внеурочной деятельности учителя, дифференцированы универсальные учебные действия с позиции вариативной составляющей. В то же время авторы понимают необходимость учета инвариатного компонента в преподавании гуманитарных и естественнонаучных предметов. Данный тезис является отражением общей тенденции к интеграции и междисциплинарности.

Об авторах

С Е Мансурова

Московский институт открытого образования

Кафедра методики обучения биологии

Р А Дощинский

Московский институт открытого образования

Кафедра филологического образования

Список литературы

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: ИКАР, 2009.
  2. Зайдман И.Н. Коммуникативный подход в гуманитарном образовании // Мир науки, культуры и образования. 2014. № 6 (49).
  3. Имакаев В.Р. Феномен учительства в социально-философском и гуманитарно-проектном измерениях. Пермь: Из-во ПГУ, 2004.
  4. Колесов В.В. История русского языкознания: очерки и этюды. СПб., 2003.
  5. Левушкина О.Н. Методическая интерпретация лингвокультурологических характеристик текста на уроках русского языка. Монография. Ульяновск: УлГТУ, 2013.
  6. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
  7. Карташова В.Н. Методический аспект проблемы речевой культуры студентов педагогических факультетов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 1. № 17. С. 85-90.
  8. Пищулин В.Н. Реализация компетентностного подхода в подготовке бакалавров в сфере туризма на занятиях по экономическим дисциплинам // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 30 (2). С. 139-144.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).

© Мансурова С.Е., Дощинский Р.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах