ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ОБЫДЕННОМ ПОНИМАНИИ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ
- Авторы: Бовина ИБ1, Дворянчиков НВ1, Будыкин СВ1
-
Учреждения:
- Московский городской психолого-педагогический университет
- Выпуск: № 1 (2016)
- Страницы: 77-86
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/13413
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе уделяется внимание проблеме информационной безопасности детей, говорится о специфике риска, связанного с использованием Интернета, аргументируется необходимость исследования так называемых наивных теорий, которые вырабатываются родителями и учителями относительно информационной безопасности детей. В рамках теории социальных представлений, предложенной С. Московиси, анализируются особенности обыденных представлений об информационной безопасности детей в группах родителей и учителей (136 человек в возрасте от 21 до 62 лет). В работе проверяются следующие предположения: 1) обыденные представления об информационной безопасности детей в группах родителей и учителей выстраиваются вокруг двух основных тем: угроза информационной безопасности детей и противостояние этой угрозе; 2) группы родителей и учителей сходным образом понимают угрозу, но различаются в понимании того, как противостоять этой угрозе, а именно: в группе родителей противостояние угрозе представлено в первую очередь через контроль и ограничение доступа детей к угрожающей информации; в группе учителей противостояние угрозе представлено через запреты на использование новых медиа и принципы воспитания детей. Проведенное исследование позволяет говорить о частичной эмпирической поддержке данных предположений.
Ключевые слова
Об авторах
И Б Бовина
Московский городской психолого-педагогический университетКафедра клинической и судебной психологии
Н В Дворянчиков
Московский городской психолого-педагогический университетКафедра клинической и судебной психологии
С В Будыкин
Московский городской психолого-педагогический университетКафедра клинической и судебной психологии
Список литературы
- Бовина И.Б. Образование в меняющемся мире: социально-психологическое измерение проблемы // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2014. № 3. С. 78-84.
- Бовина И.Б. Риск: социально-психологический взгляд // Психология и право. 2011. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n4/49292.shtml (дата обращения: 09.11.2015).
- Методология концепции информационной безопасности детей и подростков // Концепция информационной безопасности детей. URL: http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_4.pdf (Дата обращения: 10.11.2015).
- Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд развития Интернет, 2013. 143 с.
- Толоконникова А.В. Дети и Интернет: проблемы и гарантии информационной безопасности // Медиаскоп. 2015. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/node/1766 (Дата обращения: 25.10.2015).
- Abric J.-C. Pratiques sociales et représentations. Paris: Presses Universitaires de France, 1994. 425 p.
- Bovina I.B., Dvoryanchikov N.V., Budykin S.V. Shared meaning about information security of children: an exploratory study // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 146. P. 94-98.
- Breakwell G. Social representational constraints upon identity processes // Representations of the Social: Bridging Theoretical Traditions / Ed. By K. Deaux, G. Philogène. Oxford: Blackwell Publishers. P. 271-284.
- Breakwell G.M. The psychology of risk. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 256 p.
- Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions - European Strategy for a Better Internet for Children. URL: http://ec.europa.eu/digital-agenda/en/european-strategy-deliver-better-internet-our-children (Дата обращения: 12.09.2015).
- Doise W. Les représentations sociales: définition d’un concept // W. Doise, A. Palmonari (Eds.). L’étude des représentations sociales. Neuchatel: Delachaux & Niestlé, 1986. P. 86-98.
- Flament С., Rouquette M.-L. Anatomie des idées ordinaires. Paris: Armand Colin, 2003. 256 p.
- Internet world stats. Usage and population statistics URL: http://www.internetworldstats.com/stats4.htm (Дата обращения: 22.10.2015).
- Kopecky K., Szotkowski R., Krejci V. The risks of Internet communication // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 69. P. 1348-1357.
- La perception par les parents des risques encourus par leurs enfants sur Internet. IPSOS. URL: http://www.social-sante.gouv.fr/espaces,770/famille,774/publications-et-textes-officiels,893/sondages-etenquetes-sur-la,740/la-perception-par-les-parents-des,7411.html. (Дата обращения: 19.10.2015).
- Livingstone S., Haddon L. Risky experience for children online: charting European research on children and the Internet // Children and society. 2008. Vol. 22. P. 314-323.
- Livingstone S., Haddon L. Theoretical framework for children’s internet use // Children, risk and safety on the Internet: research and policy challenges in comparative perspective / Eds. by S. Livingstone, L. Haddon, and A. Görzig. Bristol: The Policy Press, 2012. P. 1-12.
- Livingstone S., Haddon L., Görzing A., Őlafsson K., with members of the EU kids online network. EU kids online. London, Final report, September, 2011. 54 p.
- Livingstone S., Smith P. Annual research review: harms experienced by child users of online and mobile technologies: the nature, prevalence and management of sexual and aggressive risks in the digital age // Journal of child psychology and psychiatry. 2014. Vol. 55. No 6. P. 635-654.
- Moscovici S. Foreword to C.Herzlich // Health and illness. London: Academic Press, 1973. P. ix-xiv.
- Moscovici S. The phenomenon of social representations // Social representations: explorations in social psychology / Ed. By G.Duveen. N.Y.: New York Universty Press, 2000. P. 18-77.
- Zdanow C., Wright B. The representation of self-injury and suicide on emo social networking groups // African sociological review. 2012. Vol. 16. No 2. P. 81-101.