ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ОБЫДЕННОМ ПОНИМАНИИ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В работе уделяется внимание проблеме информационной безопасности детей, говорится о специфике риска, связанного с использованием Интернета, аргументируется необходимость исследования так называемых наивных теорий, которые вырабатываются родителями и учителями относительно информационной безопасности детей. В рамках теории социальных представлений, предложенной С. Московиси, анализируются особенности обыденных представлений об информационной безопасности детей в группах родителей и учителей (136 человек в возрасте от 21 до 62 лет). В работе проверяются следующие предположения: 1) обыденные представления об информационной безопасности детей в группах родителей и учителей выстраиваются вокруг двух основных тем: угроза информационной безопасности детей и противостояние этой угрозе; 2) группы родителей и учителей сходным образом понимают угрозу, но различаются в понимании того, как противостоять этой угрозе, а именно: в группе родителей противостояние угрозе представлено в первую очередь через контроль и ограничение доступа детей к угрожающей информации; в группе учителей противостояние угрозе представлено через запреты на использование новых медиа и принципы воспитания детей. Проведенное исследование позволяет говорить о частичной эмпирической поддержке данных предположений.

Об авторах

И Б Бовина

Московский городской психолого-педагогический университет

Кафедра клинической и судебной психологии

Н В Дворянчиков

Московский городской психолого-педагогический университет

Кафедра клинической и судебной психологии

С В Будыкин

Московский городской психолого-педагогический университет

Кафедра клинической и судебной психологии

Список литературы

  1. Бовина И.Б. Образование в меняющемся мире: социально-психологическое измерение проблемы // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2014. № 3. С. 78-84.
  2. Бовина И.Б. Риск: социально-психологический взгляд // Психология и право. 2011. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n4/49292.shtml (дата обращения: 09.11.2015).
  3. Методология концепции информационной безопасности детей и подростков // Концепция информационной безопасности детей. URL: http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_4.pdf (Дата обращения: 10.11.2015).
  4. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд развития Интернет, 2013. 143 с.
  5. Толоконникова А.В. Дети и Интернет: проблемы и гарантии информационной безопасности // Медиаскоп. 2015. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/node/1766 (Дата обращения: 25.10.2015).
  6. Abric J.-C. Pratiques sociales et représentations. Paris: Presses Universitaires de France, 1994. 425 p.
  7. Bovina I.B., Dvoryanchikov N.V., Budykin S.V. Shared meaning about information security of children: an exploratory study // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 146. P. 94-98.
  8. Breakwell G. Social representational constraints upon identity processes // Representations of the Social: Bridging Theoretical Traditions / Ed. By K. Deaux, G. Philogène. Oxford: Blackwell Publishers. P. 271-284.
  9. Breakwell G.M. The psychology of risk. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 256 p.
  10. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions - European Strategy for a Better Internet for Children. URL: http://ec.europa.eu/digital-agenda/en/european-strategy-deliver-better-internet-our-children (Дата обращения: 12.09.2015).
  11. Doise W. Les représentations sociales: définition d’un concept // W. Doise, A. Palmonari (Eds.). L’étude des représentations sociales. Neuchatel: Delachaux & Niestlé, 1986. P. 86-98.
  12. Flament С., Rouquette M.-L. Anatomie des idées ordinaires. Paris: Armand Colin, 2003. 256 p.
  13. Internet world stats. Usage and population statistics URL: http://www.internetworldstats.com/stats4.htm (Дата обращения: 22.10.2015).
  14. Kopecky K., Szotkowski R., Krejci V. The risks of Internet communication // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 69. P. 1348-1357.
  15. La perception par les parents des risques encourus par leurs enfants sur Internet. IPSOS. URL: http://www.social-sante.gouv.fr/espaces,770/famille,774/publications-et-textes-officiels,893/sondages-etenquetes-sur-la,740/la-perception-par-les-parents-des,7411.html. (Дата обращения: 19.10.2015).
  16. Livingstone S., Haddon L. Risky experience for children online: charting European research on children and the Internet // Children and society. 2008. Vol. 22. P. 314-323.
  17. Livingstone S., Haddon L. Theoretical framework for children’s internet use // Children, risk and safety on the Internet: research and policy challenges in comparative perspective / Eds. by S. Livingstone, L. Haddon, and A. Görzig. Bristol: The Policy Press, 2012. P. 1-12.
  18. Livingstone S., Haddon L., Görzing A., Őlafsson K., with members of the EU kids online network. EU kids online. London, Final report, September, 2011. 54 p.
  19. Livingstone S., Smith P. Annual research review: harms experienced by child users of online and mobile technologies: the nature, prevalence and management of sexual and aggressive risks in the digital age // Journal of child psychology and psychiatry. 2014. Vol. 55. No 6. P. 635-654.
  20. Moscovici S. Foreword to C.Herzlich // Health and illness. London: Academic Press, 1973. P. ix-xiv.
  21. Moscovici S. The phenomenon of social representations // Social representations: explorations in social psychology / Ed. By G.Duveen. N.Y.: New York Universty Press, 2000. P. 18-77.
  22. Zdanow C., Wright B. The representation of self-injury and suicide on emo social networking groups // African sociological review. 2012. Vol. 16. No 2. P. 81-101.

© Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Будыкин С.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах