Том 23, № 2 (2021): Восточная Азия на перекрестке сотрудничества и соперничества на региональном и международном уровнях
- Год: 2021
- Статей: 11
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/issue/view/1437
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-2
Весь выпуск
СТАТЬИ И ОБЗОРЫ
Восточная Азия на перекрестке сотрудничества и соперничества на региональном и международном уровнях: представляем номер
Аннотация
На протяжении 2000-2010-х гг. стремительный рост новых стран и регионов обозначил конец однополярного мира, который сохранялся после окончания холодной войны. Особенно убедительно этот переход проявился в Восточной Азии. Оживление экономики этого региона и связанное с ним неуклонное перераспределение власти - динамичный процесс, характеризующийся интенсивными изменениями во внешнеполитических и внешнеэкономических стратегиях, практиках и ориентациях Китая, Южной Кореи и Японии. Предлагаемый специальный выпуск направлен на критическую оценку новых тенденций в экономике и внешней политике Китая, Японии и Южной Кореи. В частности, в специальном выпуске рассматриваются два сложных и взаимосвязанных вопроса. Во-первых, как Китай, Южная Корея и Япония адаптируются к меняющейся международной обстановке? Во-вторых, какие стратегии используют Китай, Южная Корея и Япония для внутреннего развития? В статьях этого специального номера проводится анализ кибер-суверенитета Китая и особенностей его промышленной политики, исследуются сильные и слабые стороны публичной дипломатии Южной Кореи и рассматривается вклад Японии в регионализм, проблемы и перспективы развития отношений России с Южной Кореей, Китаем и Японией, дается оценка роли России в региональной политике Восточной Азии.
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ИНТЕГРАЦИЯ
Геополитические и экономические предпосылки участия Японии в международных объединениях на современном этапе
Аннотация
Япония относится к числу несомненных лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), даже несмотря на то, что по ряду показателей (например, ВВП в номинальном выражении) и уступила в конце 2000-х гг. первенство Китаю. Тем не менее позиции японских корпораций в области автомобилестроения и кораблестроения, информационных технологий, телекоммуникационных систем, производства энергетического оборудования по-прежнему прочны. Уверенно Токио чувствует себя и в международном политическом пространстве - большинство региональных проблем решаются при активном содействии Японии. Соответственно, японское правительство обладает всеми рычагами для проведения четкой и последовательной внешней политики с максимальным учетом собственных интересов, а также возможностями для привлечения к взаимовыгодному сотрудничеству широкого круга зарубежных партнеров в рамках многосторонних соглашений. Однако в настоящее время японские корпорации сталкиваются с возрастающей конкуренцией со стороны китайских и южнокорейских компаний на азиатских рынках, что заставляет Японию принимать во внимание новые геополитические расклады и стремиться к «мягкому» продвижению своего видения регионального развития. Цель исследования заключается в анализе подходов Японии к участию в актуальных международных объединениях и общей оценке влияния этих подходов на геополитическое и экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона. Методология исследования базируется на инструментарии общественных и экономических наук (сравнительный анализ, контент-анализ, сводный анализ, экономико-статистический анализ, исторический и логический методы), а также дополняется системным научным подходом к разработке проблемы на основе поиска и интерпретации больших объемов информации.
Угрозы и альянсы в международном сотрудничестве: сравнение межкорейского и турецко-армянского железнодорожных проектов
Аннотация
В статье исследуются факторы, ограничивающие межрегиональное сотрудничество, путем сравнительного анализа двух кейсов: Транскорейской магистрали и участка железной дороги Карс-Гюмри, соединяющего Турцию и Армению. Нормализация дипломатических отношений и открытие границ необходимы для участников инфраструктурных проектов, посредством которых государства обеспечивают национальную безопасность и экономическое развитие. Кроме того, как зависимая переменная, вопросы сотрудничества не продвинулись ни в отношениях Сеула-Пхеньяна, ни Анкары-Еревана соответственно. Однако в обоих случаях наблюдается различие независимых переменных: 1) две Кореи непосредственно столкнулись с военным противостоянием в течение 70 лет, но вероятность военного столкновения между Турцией и Арменией относительно менее существенна, чем у Азербайджана и Армении; 2) альянс между двумя странами (Южной Кореи-США и Турции- Азербайджана соответственно) может ослаблять принятие решений по проектам сотрудничества. Следовательно, альянс определяется как фактор, который может повлиять на динамику международного сотрудничества. Выделены две значительные независимые переменные: альянсы и конфликты. Автор приходит к выводу, что в обоих случаях именно альянсы, которые Сеул-Пхеньян и Анкара-Ереван заключают между собой, являются причиной стагнации их инфраструктурных проектов.
ВОЗВЫШЕНИЕ КИТАЯ: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ВНУТРЕННЕЕ РАЗВИТИЕ
Интернационализация юаня как элемент валютной политики Китая
Аннотация
Рассматриваются перспективы китайского юаня в части расширения его влияния и становления в качестве мировой резервной валюты. Методы, используемые в статье, - ретроспективный анализ и графический анализ. Приводится общее описание современных резервных валют. Далее описывается увеличение доли юаня в корзине специальных прав заимствования (СДР), а также внутренние и внешние факторы, влияющие на его статус. Представлена информация о текущем состоянии юаня и его перспективах стать мировой резервной валютой в будущем. Автор приходит к выводу, что в настоящее время юань можно назвать региональной резервной валютой в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китайские власти продолжают делать шаги в направлении международной экспансии, однако этот факт не сделает юань конкурентоспособным по сравнению с долларом США и евро в ближайшее десятилетие.
Промышленная политика в электроэнергетическом секторе как инструмент реализации стратегии глобального лидерства Китая
Аннотация
Растущая экономическая мощь Китая способствует усилению его геополитических амбиций в XXI веке. При этом промышленная политика является важным инструментом реализации стратегии глобального лидерства КНР. Дискуссионным, однако, остается вопрос о том, эффективна ли «видимая рука государства»? На основе анализа программных документов, статистических данных и ряда научных публикаций рассмотрены положительные и отрицательные эффекты реализации промышленной политики в электроэнергетическом секторе КНР как одном из стратегически значимых секторов китайской экономики. Показано, что в комплексе с мерами энергетической политики они позволили успешно наладить разработку ряда передовых технологий и собственное производство высокотехнологичного оборудования, а также нарастить долю «чистых» источников энергии в структуре генерации. Кроме того, существенно усилились позиции китайского бизнеса в мировой электроэнергетике. Вместе с тем реализация промышленной политики была сопряжена с избыточным расходованием ресурсов и рядом трудностей, обусловленных проблемами горизонтальной и вертикальной координации между тремя основными участниками системы разработки и реализации политических решений: центральным правительством, местными властями и крупными государственными компаниями. Такое положение дел было обусловлено тем, что вопросы развития электроэнергетики и смежных отраслей находились в ведении достаточно большой группы министерств и ведомств центрального правительства. При этом по статусу в системе власти руководители некоторых энергетических компаний равнозначны министру, а на региональном уровне возникали расхождения приоритетов центральных и местных властей.
Концепция киберсуверенитета Китайской Народной Республики: история развития и сущность
Аннотация
Оформление киберсуверенитета в самостоятельную концепцию произошло сравнительно недавно, а ее развитие и распространение происходит в настоящее время, что указывает на актуальность изучения данной тематики. Китай как один из самых влиятельных акторов современных международных отношений реализует свои национальные интересы в том числе посредством продвижения концепции киберсуверенитета. Данная концепция способна задать вектор формирования правил игры в области международного киберпространства, которое характеризуется высокой степенью изменчивости. Исследование базируется на количественном и качественном контент-анализе нормативно-правовых актов и государственной концепции киберсуверенитета Китая. Автор делает попытку дать определение новой для международного права концепции киберсуверенитета и анализирует ее место в системе международного права и архитектуре международной информационной безопасности. Автор акцентирует внимание на том, что китайская концепция киберсуверенитета не подразумевает разделения общего киберпространства на отдельные сегменты, а способствует созданию безопасного «киберсообщества с общей судьбой», в котором государства могут осуществлять свои права на управление Интернетом на принципах равенства, справедливости, сотрудничества, мира и верховенства закона. Таким образом, при условии успешной апробации концепции киберсуверенитета Китайской Народной Республикой на своей территории данная модель может быть использована международным сообществом в качестве основы формирования международно-правовой базы, регулирующей отношения государств в области киберпространства.
МЯГКАЯ СИЛА И ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Дипломатия знаний как инструмент внешней политики Республики Корея: теоретические аспекты и практическое применение на примере KOICA Scholarship Program
Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена ограниченным пониманием механизмов публичной дипломатии, которые активизируются при проведении стипендиальных программ для иностранных студентов странами Восточной Азии, в частности Южной Кореей. Более того, актуальность темы также определена малой исследованностью роли знаний в механизмах публичной дипломатии. Автор данной статьи рассматривает южнокорейскую стипендиальную программу по обмену иностранными студентами - KOICA Scholarship Program. В данном кейсе анализируется содержание официальных документов, утвержденных Правительством Республики Корея (РК), документов и материалов, публикуемых подчиненными Правительству Кореи организациями, проводящими стипендиальные программы для иностранных студентов, а также научные работы по теме дипломатии знаний и смежным темам. Элементом новизны является то, что для анализа применяется набирающая популярность в мире концепция - дипломатия знаний, которая в русскоязычной научной сфере практически не использовалась. Также рассматриваются прежде малоисследованные образовательные инструменты публичной дипломатии как корейские стипендиальные программы. Анализ официальных документов РК показал, что концепция знаний в официальной корейской интерпретации отличается от существующих интерпретаций на Западе (Великобритания, США). Анализ стипендиальной программы показал, что она выполняет не все цели, возлагающиеся Правительством на дипломатию знаний. В частности, Корея успешно транслирует знания о корейской истории и культуре, а также профессиональные знания, в то время как сфера обмена знаниями в рамках данной программы остается неосвоенной. В конце статьи автор приводит ряд практических рекомендаций по улучшению эффективности стипендиальной программы как инструмента дипломатии знаний.
Ключевые компоненты мягкой силы Республики Корея: современные вызовы и тенденции
Аннотация
В настоящее время в международных отношениях отмечается тенденция к сокращению влияния и использования военных средств и военной силы. Для достижения своих внешнеполитических целей государства в большей степени опираются на применение средств латентного влияния и отдают предпочтение развитию своей культурной привлекательности на глобальном уровне. Это обусловило появление такого феномена, как мягкая сила в международных отношениях. Многие страны, включая Республику Корея, эффективно распоряжаются инструментами мягкой силы при разработке своих стратегий и проведении политики на различных уровнях. В статье предпринята попытка проанализировать основные компоненты и инструменты мягкой силы во внешнеполитическом дискурсе Республики Корея. Особое внимание уделяется рассмотрению предпосылок формирования и разработкам стратегий в рамках концепции корейской мягкой силы. Кроме того, исследуются различные факторы, которые предопределили рост популярности корейской культуры, впоследствии получившей название «Корейская волна» (Халлю). Определены основные элементы Халлю, включая публичную дипломатию и культурную экономику Южной Кореи, экспортирующую поп-культуру, развлечения, музыку, телесериалы и фильмы, а также анализируется взаимосвязь и взаимодополняемость данных элементов.
Образы Южной Кореи и России во взаимных представлениях студенческой молодежи двух стран
Аннотация
В данной статье реконструируются и интерпретируются представления современной южнокорейской молодежи о России и российской - о Южной Корее. Исследование проведено на основе анализа 100 глубинных интервью с российскими и южнокорейскими студентами (по 50 в каждой группе), специализирующимися на изучении российско-корейских отношений, межкультурных коммуникациях, языке изучаемой страны. Для южнокорейских студентов главными ассоциациями с Россией стали природно-географические факторы, историко-культурные ассоциации и образ граждан страны. Для российских студентов главными характеристиками Республики Корея стали экономическая система, образ граждан страны и историко-культурные особенности. В целом взаимные образы друг о друге содержат множество стереотипов, которые характерны для обыденного восприятия. Подобное стереотипное мышление и недостаток знаний о современных социально-экономических реалиях у будущих специалистов по российско-корейским отношениям является серьезным барьером, понижающим эффективность дальнейшего сотрудничества.
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕИ
Историческая политика правительства Но Мухёна в Южной Корее: в поисках примирения с прошлым
Аннотация
В период правительства Но Мухёна (2003-2008) историческая политика являлась одним из главных направлений внутренней политики Южной Кореи. Идеологическим обоснованием пересмотра событий корейской истории XX в. была идея построения нового корейского общества, основанного на принципах демократии и верховенстве гражданских прав и свобод. Посредством новой исторической политики правительство Но Мухёна пыталось доказать, что создание такого общества невозможно без установления истины о прошлом, в котором государство неоднократно пренебрегало гражданскими правами и совершало преступления. Повышенное внимание к вопросам восстановления исторической справедливости характерно и для действующего правительства Мун Чжэина - политического преемника Но Мухёна. В статье на основе анализа официальных документов правительства Но Мухёна, а также законодательства выявлены основные разногласия между политическими партиями Республики Корея вокруг учреждения Комиссии по установлению истины и примирению, обозначены ключевые результаты ее деятельности.
Северокорейские плакаты как инструмент пропаганды
Аннотация
Пропаганда - это неотъемлемая часть существования северокорейского общества. В условиях почти полного отсутствия цифровых информационных носителей, достаточно низкого уровня жизни и образования населения, продвижение проправительственных лозунгов становится частью каждодневной рутины. Ее главная функция - это сохранение полного беспрекословного подчинения правительству и восхваление выдвигаемых им идей. Опираясь на семиотическую методологию, в данной статье подробно рассматривается процесс проявления визуальной агитации на примере пропагандистских плакатов, определяются их отличительные особенности как одного из ключевых элементов сложной системы северокорейской пропаганды. Актуальность данной работы заключается в повышенном интересе к феномену пропаганды Северной Кореи на международной арене. Целью данной работы является изучение особенностей пропаганды КНДР на примере агитационных плакатов. Задачами данной работы являются cтруктурирование агитационной системы и классификация агитационных плакатов с их сопутствующим переводом, рассмотрение лозунгов и посылов, заложенных в данный вид пропаганды.