Политическое значение исламского фундаментализма в эпоху постмодерна

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению политического значения исламского фундаментализма в контексте кризиса современного глобализирующегося общества, в котором сосуществуют элементы обществ премодерна, модерна и постмодерна. Поэтому, доказывается в статье, широко применяемый подход к объяснению исламского фундаментализма с позиций науки эпохи модерна нуждается в дополнении подходом на основе постмодернистских концепций. В западном обществе продолжается процесс формирования новой постсекулярной социальности (переход от незавершенного модерна к постмодерну), однако большая (незападная) часть человечества не имеет прямого отношения к этим процессам. Население этих незападных обществ, а также некоторые социальные слои Запада, воспринимая вызовы современности как угрозу своему существованию, ищут спасения в консерватизме и традиционализме. Одним из выражений этого неприятия современности является исламский фундаментализм.

Об авторах

Юрий Михайлович Почта

Российский университет дружбы народов

Email: yuriy_us@hotmail.com
Кафедра сравнительной политологии

Татьяна Валентиновна Оберемко

Российский университет дружбы народов

Email: timo_rudn@pochta.ru
Кафедра теории и истории международных отношений

Список литературы

  1. Армстронг К. Битва за Бога: история фундаментализма. — М.: Альпина нон-фикшн, 2013.
  2. Бжезинский З. Последний суверен на распутье // Россия в глобальной политике. — 2006. — № 1, январь-февраль. URL: http://www. globalaffairs. ru/number/n_6319.
  3. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. — Екатеринбург, 2000.
  4. Гречко П.К. Темпоральная многослойность социального: современность как вызов // Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2009.
  5. Кирабаев Н.С. Кризис «современности» и современные проблемы философской методологии // Диалог цивилизаций и посткризисный мир. — М.: РУДН, 2010.
  6. Корм Ж. Религиозный вопрос в ХХI веке. Геополитика и кризис модерна. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012.
  7. Кудряшова И.В. Исламская цивилизационная доминанта и современное развитие мусульманских политий // Политическая наука: новые направления. — 2003. — № 2.
  8. Кудряшова И.В. Как изучать взаимодействие религии и политики? // Политическая наука: религия и политика. — 2013. — № 2.
  9. Кырлежев А. Постсекулярная эпоха // Континент. — 2004. — № 120.
  10. Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. — М., 2005.
  11. Малашенко А. Каким нам видится ислам // Россия в глобальной политике. — 2006. — Т. 4. — № 5. — Сентябрь—октябрь.
  12. Мальковская И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. — М.: КомКнига, 2005.
  13. Мальковская И.А., Почта Ю.М. Фундаментализм: угроза или спасение? // Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы / Под общ. ред. П.К. Гречко, Е.М. Курмелевой. — М.: РОССПЭН, 2009.
  14. Мчедлова М.М. Возвращение религии, или Новый мир: в поисках объяснения // Политическая наука: религия и политика. — 2013. — № 2.
  15. Мчедлова М.М. Религия и политические императивы: социокультурные реалии современности. — М.: РУДН, 2011.
  16. Паин, Э. Невольники общин // Новая газета. — 18 марта 2011.
  17. Почта Ю.М. Постсекулярное общество // Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы / Под общ. ред. П.К. Гречко, Е.М. Курмелевой. — М.: РОССПЭН, 2009.
  18. Саррацин Т. Германия: самоликвидация. — М.: Рид Групп, 2012.
  19. Фарес С. Революция грядет: борьба за свободу на Ближнем Востоке. — М.: Эксмо, 2012.
  20. Хардт М., Негри А. Империя. — М.: Праксис, 2004.
  21. Barber, Benjamin R. Jihad vs. McWorld. — N.Y.: Ballantine Books, 2001.
  22. Esposito J.L. Unholy War: Terror in the Name of Islam. — Oxford: Oxford Univ. Press, 2002.
  23. Giroux H.A. Beyond the Spectacle of Terrorism: Global Uncertainty and the Challenge of the New Media. — London: Paradigm Publishers, 2006.
  24. Jayasuriya K. September 11, Security, and the New Postliberal Politics of Fear // Неприкосновенный запас. — № 6 (4/2004). URL: http://www.nz-online.ru/print.phtml?aid=25011071.
  25. Philips K. American Theocracy: The Peril and Politics of Radical Religion, Oil, and Borrowed Money in the 21st Century. — N.Y.: Viking, 2006.
  26. Roy O. Globalised Islam: The Search for a New Ummah. — London: Hurst & Company, 2004.
  27. Smith Ph. Why War? The Cultural Logic of Irag, the Gulf War and Suez. —Chicago and London: The University of Chicago Press, 2005.
  28. Tibi B. The Challenge of Fundamentalism: Political Islam and the New World Disorder. — Berkeley: Univ. of California Press, 2002.

© Почта Ю.М., Оберемко Т.В., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах