Влияние «крымского фактора» на геополитические процессы в Черноморском регионе
- Авторы: Ишин А.В.1
-
Учреждения:
- Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
- Выпуск: Том 26, № 3 (2024): Политика в Черноморско-Каспийском регионе
- Страницы: 556-568
- Раздел: ГЕОПОЛИТИКА ЧЕРНОМОРСКОГО РЕГИОНА
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/article/view/41738
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2024-26-3-556-568
- EDN: https://elibrary.ru/ANUUXK
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На основе структурно-функционального, кросс-культурного анализа и метода бинарных оппозиций рассматривается влияние «крымского фактора» на геополитические процессы в Черноморском регионе. Исследование сосредоточено на факторе геополитического прессинга со стороны коллективного Запада, поликультурной специфики Крымского полуострова как фактора геополитики. Автор приходит к выводу о высокой значимости военно-стратегической, геоэкономической, социокультурной роли Крыма в политических процессах. Итоги «Крымской весны» 2014 г. во многом изменили расстановку сил в Северном Причерноморье, послужили новой точкой отсчета в геополитической динамике. При этом Крым с большой долей вероятности может сыграть важную роль в формировании новой геополитической идеологии России, необходимой на современном этапе развития.
Полный текст
Введение Теоретические и практические подходы к изучению проблем морской регионалистики, влияния морских акваторий и регионов на процессы мировой политики фундаментально разработаны в политической науке. Достижения ученых, в частности, нашли комплексное отражение в следующих работах: [Гриневецкий, Жильцов, Зонн 2007; Гриневецкий, Жильцов, Зонн 2009; Zonn, Glantz, Kostianoy, Kosarev 2009; Zonn, Kostianoy, Kosarev, Glantz 2010; Zhiltsov 2014; Kosarev, Kostianoy, Zonn, Zhiltsov 2014; Grinevetskiy, Zhiltsov, Zonn, Kosarev, Kostyanoi 2015; Zhiltsov 2016; Zonn, Kostianoy, Semenov 2016; Zonn, Kostianoy, Semenov 2017]. Проблемы безопасности Черноморско-Средиземноморского региона, международного сотрудничества, интеграционных процессов и столкновения геополитических интересов, превращения украинского пространства в плацдарм для реализации стратегий НАТО нашли отражение в работах как отечественных (см., например, [Жильцов, Мальгин, Григорьянц, Ишин, Киселева 2015; Баранов 2023; Иванченко, Мурадов 2023; Шорников 2023; Константинов 2024]), так и зарубежных (в частности, [Анчев 2023; Край 2024; Попеску 2024]) авторов. Вместе с тем в условиях системного нагнетания геополитической конфронтации в Черноморском регионе со стороны политических элит коллективного Запада и контролируемого ими киевского националистического режима представляется актуальной задачей осмысление роли Крыма и «крымского фактора» в современных геополитических процессах. В настоящей статье эта задача реализуется с опорой на теорию локальных цивилизаций, основы которой были сформулированы выдающимся отечественным мыслителем Н.Я. Данилевским [Данилевский 1991]. В рамках указанной теории нами используются следующие междисциплинарные подходы: структурно-функциональный анализ, кросс-культурный анализ и метод бинарных оппозиций, которые позволяют научно осмыслить феномен геополитической поляризации Черноморской зоны. Крым в условиях геополитического прессинга со стороны коллективного Запада Вполне очевидно, что руководство блока НАТО рассматривает результаты мартовского Всекрымского референдума 2014 г. как свое ключевое геополитическое поражение последних десятилетий. Вместе с тем уникальное значение полуострова, существенно возросшее в условиях конкуренции высоких военно-промышленных технологий, в новейшую эпоху недвусмысленно обозначило новое геостратегическое измерение региона: именно Крым сегодня выступает ключом к Большому Средиземноморью - геополитическому пространству в бассейнах Средиземного, Черного и Азовского морей [Ишин 2020: 221]. Этим обстоятельством в значительной мере обусловлено комплексное наращивание Западом геополитического прессинга на Россию. Военно-политические структуры коллективного Запада не оставляют намерений вернуть Крым в орбиту своего влияния в долгосрочной перспективе, не исключая при этом вероятность нанесения возможного военного удара в «южное подбрюшье» нашей страны. Так, согласно заявлению генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, Североатлантический альянс считает Черное море стратегическим для себя регионом и намерен наращивать свое присутствие здесь[87]. Тем не менее успешно выбранная руководством России стратегия проведения специальной военной операции в военно-стратегическом отношении уже привела к тому, что коренной перелом ситуации, и отнюдь не в пользу Запада, уже наступил. Свидетельство тому - провал «контрнаступа» киевской военщины в 2023 г. и освобождение значительной части территорий Новороссии от власти киевской хунты. На этом фоне даже самый общий взгляд на происходящие события со всей очевидностью свидетельствует о стремительном возрастании количества попыток совершения с помощью натовских вооружений террористических актов против объектов (в том числе гражданских) на территории Республики Крым и города Севастополя, попытки (по факту провальные) расшатать внутриполитическую стабильность, нанести максимальный ущерб крымской экономике посредством энергетической (успешно преодоленной благодаря оперативным действиям федерального центра) и водной блокад. Общая сумма ущерба от преступных деяний нынешнего официального Киева к настоящему моменту превысила 14 трлн рублей[88]. По информации первого заместителя Председателя Государственного Совета Республики Крым, руководителя рабочей группы по оценке ущерба, нанесенного Республике Крым в результате блокад, организованных Украиной, Е.З. Фикса, «уже сегодня суд удовлетворил иски хозяйственных субъектов в полном объеме. Наша главная цель - чтобы ни одно преступление против Крыма и крымчан не осталось безнаказанным. И мы будем оказывать помощь в подготовке материалов и подаче исков, отстаивая честь крымчан»[89]. Террористическую сущность киевского режима ярко характеризует и тот факт, что к сентябрю 2024 г. в сирийскую провинцию Идлиб прибыло свыше 200 украинских инструкторов с целью обучения членов запрещенных террористических группировок производству и применению беспилотных систем против российских и сирийских военнослужащих[90]. Согласно заявлению начальника войск РХБЗ ВС РФ И. Кириллова, Киев использует запрещенные международными конвенциями, крайне опасные химические соединения. Так, «13 июля 2024 г. была получена информация о подвозе боеприпасов с химическими веществами раздражающего действия в подразделения третьего аэромобильного батальона ВСУ. В августе 2024 г. в ходе оперативных мероприятий в одном из схронов ВСУ были найдены подготовленные к применению вещества, содержащие смесь на основе нитрата таллия». «Считаем, что международному сообществу необходимо обратить пристальное внимание на данные вопросы, а профильной организации - ОЗХО - принять безотлагательные меры для контроля соблюдения положений Конвенции Украиной и недопущения разработки, производства, накопления и применения химического оружия», - отметил в этой связи И. Кириллов[91]. На этом фоне вызывают крайнюю озабоченность попытки коллективного Запада создать еще один (наряду с т.н. Украиной) плацдарм для проведения агрессивной политики в Черноморском бассейне - на этот раз на территории Молдавии. При этом активно используется «румынский фактор». Как отмечает директор Института социально-политических исследований и регионального развития (г. Тирасполь) И.П. Шорников, «Молдова получила финансовую помощь на модернизацию армии объемом в 40 млн евро, ей передаются образцы современных видов вооружений для обучения военных специалистов, происходит беспрецедентное усиление сотрудничества в области разведки - в Кишиневе побывали руководители спецслужб Британии и Румынии, военные министры ФРГ и Румынии, на постоянной основе в военном ведомстве и в администрации президента Молдовы работают советники из США, Франции, Германии. В Молдове работают три информационных центра НАТО, а теперь здесь НАТО создает и центр кибербезопасности, наподобие тех, которые действуют в Прибалтике и на Украине» [Шорников 2023: 140]. Коллективный Запад откровенно раздражен успешным созданием Россией и ее партнерами новой архитектуры геоэкономики Черноморского бассейна [Ishin 2016], подтверждение чему - успешно функционирующий газопровод «Турецкий поток» с возможностью его усиления новым газопроводом. Так, по информации американского издания «Politico», в конце августа 2024 г. Турецкая Республика объявила о строительстве нового газопровода, который, по оценке министра энергетики Турции А. Байрактара, даст возможность экспортировать 7-8 млрд кубометров природного газа через Болгарию и Центральную Европу под новым брендом под названием «Турецкая смесь», при этом доля российского газа в этом объеме составит около 40 %[92]. На этом фоне 29 сентября 2015 г. под эгидой США в Нью-Йорке был запущен проект «Триморье», предполагающий альянс государств, проводящих антироссийский геополитически курс в бассейнах Балтийского, Черного и Адриатического морей (включая Украину, Молдавию, Болгарию и Румынию). По мнению болгарского исследователя С.И. Анчева, «основные причины такого союза содержатся в базовом тезисе западной политики - война за ресурсы, что означает завоевание чужих территорий или, по крайней мере, постановку их под американскую зависимость с участием или без участия Запада» [Анчев 2023: 482-483]. В этой связи совершенно очевидна правота оценок Председателя Государственного Совета Республики Крым В.А. Константинова, согласно которым «без полного лишения Украины выхода к Черноморскому побережью цели и задачи СВО нельзя считать успешно выполненными. Без этого невозможно гарантировать безопасность российских территорий. В Крыму это хорошо понимают, поскольку мы сталкиваемся с регулярными атаками террористического государства «Украина». Прекратить их можно только поле того, как Херсон, Николаев, Одесса - русские города, основанные нашими предками, вернутся в состав или под надежный контроль России» [Константинов 2024: 5]. Поликультурная специфика Крыма как фактор геополитики Исторически Крым для России во многом выступает цивилизационной первоосновой. Очень точно этот феномен отражен Президентом России В.В. Путиным в Послании к Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г.: «Именно здесь находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как его называли русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь. И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это дает нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение, так же как и Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам и иудаизм. И именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда»[93]. Исключительно благоприятное географическое положение Крыма, прекрасные климатические условия привлекали людей уже в древнюю эпоху. Запад и Восток, Европа и Азия вступают в тесное взаимодействие на этом небольшом участке суши, рождая небывалый всплеск творческой энергии, свидетельством чего являются величественные руины Боспора и Херсонеса, росписи склепа Деметры в Керчи и Неаполя Скифского - столицы позднескифского царства в городской черте современного Симферополя, неповторимые по красоте греческие вазы и золотые украшения скифских царей. В X-XII столетиях восточная часть Крымского полуострова входила в состав могущественного древнерусского Тмутараканского княжества, расположенного на Таманском и Керченском полуостровах и повторявшего в значительной мере рубежи древнего Боспорского царства. Тмутараканские князья одно время чеканили, наряду с князьями киевскими, свою монету и контролировали значительную часть территории Древней Руси. В Крыму образуются мощные славянские поселения, арабские географы X-XII вв. именуют Черное море «Русским морем», а стратегически важный Керченский пролив - «устьем Русской реки». Таким образом, полуостров уже в давние времена имел исторически значимую роль в формировании российской государственности и цивилизации. В XVIII столетии Крым вовлекается в устойчивую орбиту влияния Российской империи и с 1783 г. входит в ее состав. Строятся новые города и порты, прекрасные дворцы и усадьбы Южнобережья, развиваются рекреационные зоны, виноградарство и виноделие. Этническая палитра края существенно обогащается вследствие освоения таврических пространств русскими, украинскими, немецкими, греческими, эстонскими, болгарскими и другими переселенцами [Ишин 2014: 163-172]. Трагический XX век прервал динамичный ход этнической истории Тавриды. Две мировые войны, революция и братоубийственная гражданская война, голод и репрессии, депортации крымских немцев, татар, армян, болгар, греков и итальянцев негативным образом отразились на развитии крымских этносов и культур. Вместе с тем важный опыт регулирования национальных отношений был получен в годы существования Крымской Автономной Советской Социалистической Республики (1921-1945), образованной в составе России декретом ВЦИК и СНК РСФСР 18 октября 1921 г. [Ишин 2017: 13]. Воссоединение Крыма с Россией открыло качественно новую перспективу развития для всех этнических сообществ полуострова. Уже вскоре после мартовского референдума - 21 апреля 2014 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». Указ, в частности, предписывает правительственным учреждениям «принять комплекс мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам». В сентябре 2015 г. действие Указа было распространено и на крымских итальянцев, также пострадавших от насильственной депортации. Такого нормативного акта ранее депортированные народы безрезультатно ожидали все 23 года нахождения в составе так называемой «независимой Украины». С принятием Конституции Республики Крым 11 апреля 2014 г. были сформированы все необходимые предпосылки для развития полномасштабного межэтнического и межконфессионального диалога на полуострове. В преамбуле Конституции, в частности, заявляется магистральная цель «сохранить многообразие и самобытность национальных культур, исторически сложившихся на территории республики, обеспечить их равноправное развитие и взаимообогащение, опираясь на многовековую общую историю с народами Российской Федерации»[94]. В нынешнее во многом переломное и эпохальное время важно понять: крымское созвездие народов и культур - это наше богатство, ничуть не меньшее, чем благодатный климат и уникальное географическое положение, а это, в свою очередь, дает основания и надежду на реализацию проектов кросс-культурного масштаба (в частности, логистическое оформление туристического маршрута «Христианский Крым», а также иных маршрутов, связанных с приобщением к культурному наследию ведущих традиционных конфессий полуострова), которые могут иметь важное геополитическое значение. Ключевой предпосылкой для успешного воплощения таких подходов выступает, по нашему убеждению, поступательное развитие гражданского общества. По данным переписи населения 2014 г., в Крыму проживают представители 175 национальных сообществ (русских, украинцев, крымских татар, белорусов, казанских татар, армян, евреев, поляков, молдаван, азербайджанцев, узбеков, корейцев, греков, немцев, мордвы, чувашей, цыган, болгар, грузин, марийцев, караимов, крымчаков и др.). Политика федеральных и республиканских властей направлена на всестороннее развитие всех национальных групп. В настоящее время в Республике Крым действует 12 национально-культурных автономий, 20 национально-культурных общественных организаций, 6 национальных центров культуры9. В диалоге с органами исполнительной власти быстрое и эффективное решение проблем развития всех крымских национально-культурных сообществ находится в поле таких важнейших институтов гражданского общества, как Общественная палата и общественные советы муниципальных образований Республики Крым. При их непосредственном организационном участии 13 марта 2024 г. в Симферополе состоялся первый Гражданский форум Крыма «10 лет в России», завершившийся принятием резолюции, в которой, в частности, было отмечено: «Эпохальные свершения 2014 г. обозначили новую точку отсчета не только в новейшей истории Республики Крым, но и в исторической летописи России как государства-цивилизации. Эти свершения стали торжеством права и исторической правды, результатом высочайшего уровня общественной консолидации крымчан, вставших на защиту своих конституционных прав... <...> Республика Крым за прошедшее десятилетие прошла путь созидания и масштабных преобразований, достойных столетий. Крымчане по праву гордятся ими и уверенно смотрят в будущее»10. Указанные положения единогласно принятой резолюции в полной мере были подтверждены официальными итогами минувших Президентских выборов в Республике Крым (17 марта 2024 года), согласно которым за действующего главу государства проголосовали 1 миллион 264 тысячи 32 избирателя, что составляет 93,6 %11. Приведенные цифры позволяют сделать вывод о безусловной консолидации поликультурного сообщества Республики Крым вокруг идеи неизменности государственной власти, идеи построения справедливого многополярного мира, что объективно служит положительным сигналом и для многих рядовых жителей стран Черноморского бассейна, находящихся в сфере жесткого диктата со стороны коллективного Запада и остро ощущающих западноевропейский кризис мультикультурализма, все более критично воспринимающих и внешнюю, и внутреннюю политику своих правящих элит. 9 Реестр общественных объединений Республики Крым. URL: https://docviewer.yandex.ru/ view/76406396/?page=1&*=pJi%2F71KPWOcL8O2JRNzCfb4v%2FQ17InVybCI6InlhLWJyb3dzZX I6Ly80RFQxdVhFUFJySlJYbFVGb2V3cnVMb09kUGlya3JEZ1daS21QZ2ZSNzVmOENiRlM5ZmR ZSi00SmJHMmVzSG9Sa1c3cDRKR3FiRm02Qm44ZGVNRkhsWTI5SG1RRFp4SDVXY3JyeUY1 WERhZmlHYmgxbG1FUWlaZWVreTFJTHF2akZOWFNSVEVHY0JyTHcwaVhKVjlKeGc9PT9za WduPVZSUUpwRklSQTVlcmZaaE9KX09Lb2VIQWZPak1fX2hlZ1NwWWJXSDZIY0U9IiwidGl0 bGUiOiJSZWVzdHItbmF0c2lvbmFsbnloLW9ic2hoZXN0dmVubnloLW9iZWRpbmVuaWotUksuZG 9jeCIsIm5vaWZyYW1lIjpmYWxzZSwidWlkIjoiNzY0MDYzOTYiLCJ0cyI6MTcyNDkzNDA1MjE2 MywieXUiOiI1ODQyNDMyMDMxNTg4MDE0NTU5In0 %3D (дата обращения: 29.08.2024). 10 Гражданский форум Крыма «10 лет в России» завершился оглашением резолюции. URL: https://opcrimea.ru/novosti/grazhdanskij-forum-kryma-10-let-v-rossii-zavershilsyaoglasheniem-rezolyucii.html (дата обращения: 13.03.2024). 11 Стали известны результаты выборов президента России в Крыму. URL: https://crimea. ria.ru/20240318/stali-izvestny-rezultaty-vyborov-prezidenta-rossii-v-krymu-1135799719.html (дата обращения: 18.03.2024). В этой связи примечательно, что 22 апреля 2017 г. в Ялте в ходе работы международного экономического форума, по предложению французского политического деятеля Жан-Пьера Тома, была образована Международная ассоциация друзей Крыма, представляющая собой неформальный клуб политических и общественных деятелей из разных стран мира. Как отмечают эксперты Я.А. Иванченко и Г.Л. Мурадов, «на протяжении 2017-2020 гг. Международная ассоциация друзей Крыма и ее национальные клубы проводили широкие акции солидарности с многонациональным народом Крыма, что способствовало расшатыванию санкционных механизмов, выработке методов противодействия этой пагубной для мира политики. Ежегодно в Крыму и в Москве проводятся Форумы друзей Крыма, на которые собираются представители национальных клубов из десятков стран. Помимо Ялтинского международного экономического форума постоянной площадкой для проведения Форума друзей Крыма стала ежегодная конференция «Крым в современном международном контексте», проводимая Черноморской ассоциацией международного сотрудничества совместно с Деловым и культурным центром Республики Крым» [Иванченко, Мурадов 2023: 147]. Вместе с тем за 10 лет, прошедших с эпохального 2014 г., Крым продемонстрировал успешный опыт интеграции в состав Российской Федерации, превращаясь, без преувеличения, в парадное крыльцо России. Эта уникальная роль может быть соотнесена не только с масштабными инфраструктурными и культурными проектами, такими, как трасса «Таврида», «Крымский мост», «Новый Херсонес», но и с выработкой фундаментальных моделей развития гуманитарного пространства. Это, в свою очередь, выступает важным ориентиром для всей Новороссии, которая, по справедливому определению исследователя А.В. Баранова, означает «бывшие земли российско-османского фронтира, постепенно входившие в состав Российского государства на протяжении XVI - XVIII вв. В современных условиях Новороссия включает в себя территорию ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской, Харьковской, Днепропетровской, Николаевской и Одесской областей» [Баранов 2023: 16]. Успешной реализации интеграционных стратегий несомненно будет способствовать и выстраивающаяся новая архитектура морских перевозок, чему, несмотря на беспрецедентное санкционное давление, способствует успешное проведение Россией специальной военной операции. Так, согласно оценке главы Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» П. Иванкина, «потенциально крымские порты завязаны, в том числе географически, в большей степени на Запорожскую, Херсонскую области, ДНР и ЛНР. Экспортный грузопоток, который может формироваться там, будет удобнее завозить не столько на азовские порты новых и соседних регионов РФ, а сразу в порты Крыма, напрямую выходящие в Черное море»[95]. При этом необходимо учитывать, что по информации Вице-премьера Республики Крым Г.Л. Мурадова, «…в условиях санкций в отношении Крыма наши зарубежные торговые партнеры отказываются от приема кораблей, заходивших в крымские порты, боятся вторичных санкций. Прежде всего, это Турция и Египет, которые при принятии решения на правительственном уровне о приеме крымских грузов и судов, приходящих из Крыма, могли бы создать на своей территории хабы по перевалке российских грузов, в том числе из новых регионов, на страны Африки и Ближнего Востока»[96]. Заключение Анализ геополитической ситуации в Черноморском регионе убеждает нас в высокой значимости военно-стратегической, геоэкономической, социокультурной роли Крыма в политических процессах. Итоги «Крымской весны» 2014 г. во многом изменили расстановку сил в Северном Причерноморье, послужили новой точкой отсчета в геополитической динамике. В целом успешный для нашей страны ход специальной военной операции со всей очевидностью подтвердил крайне важную роль Крымского полуострова как «непотопляемого авианосца» России, способного выступать одним из действенных факторов нейтрализации западной стратегии «быстрого глобального удара», которая, по мнению ее основателей и адептов, призвана гарантировать гегемонию неоколониальной по своей сути однополярной модели мироустройства. Вместе с тем перечисленными характеристиками политическая роль Крыма не исчерпывается. Республика Крым и город Севастополь имеют все шансы стать смысловым ядром формирования новой геополитической идеологии России, в основе которой лежит идея построения справедливого многополярного мира, открывающая новые возможности в том числе для народной дипломатии. Фундаментом построения такого мира должен послужить тесный альянс государств-цивилизаций, для которых идея общественного блага на протяжении их истории превалировала над интересами индивидуализма и потребительского отношения к окружающим народам, а духовные ценности во многом определяли специфику собственно политического ландшафта. Такой подход с полным правом можно назвать формированием соборности в ее внешнеполитической проекции и Крым, аккумулирующий многовековой опыт взаимодействия цивилизаций и культур, способен и сегодня выступить одним из важных катализаторов указанного процесса.Об авторах
Андрей Вячеславович Ишин
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.ischin@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6513-4198
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России, Институт «Таврическая академия»
Симферополь, Российская ФедерацияСписок литературы
- Анчев С.И. Черноморский регион в современных планах США против России // ЧерноморскоСредиземноморский регион в системе национальной безопасности России: к 240-летию присоединения Крыма и Кубани к России и 80-летию освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков: материалы Междунар. науч.-практ. конференции / отв. ред. В.В. Касьянов, А.В. Баранов. Краснодар: Кубанский государственный университет; 2023. С. 479-485
- Баранов А.В. Интеграция Крыма и Новороссии в состав России: история и современность // Черноморско-Средиземноморский регион в системе национальной безопасности России: к 240-летию присоединения Крыма и Кубани к России и 80-летию освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков: материалы Междунар. науч.-практич. конференции / отв. ред. В.В. Касьянов, А.В. Баранов. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2023. С. 15-20
- Гриневецкий С.Р., Жильцов С.С., Зонн И.С. Черноморский узел. М.: Международные отношения, 2007.
- Гриневецкий С.Р., Жильцов С.С., Зонн И.С. Дунайская энциклопедия. М.: Международные отношения, 2009. Т. 2.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
- Жильцов С.С., Мальгин А.В., Григорьянц В.Е., Ишин А.В., Киселева Н.В. Украина: проблемы территориально-государственного развития. М.: Изд-во ВКН; 2015.
- Иванченко Я.А., Мурадов Г.Л. Международные связи Республики Крым (2014-2022). Симферополь: Сонат, 2023.
- Ишин А.В. Воссоединение Крыма с Россией: геокультурное измерение // Проблемы постсоветского пространства. 2014. № 2 (2). С. 163-172.
- Ишин А.В. Крым в 1921-1941 гг. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2017. № S12. С. 13-13.
- Ишин А.В. О геополитической стратегии НАТО в Черноморском бассейне // Проблемы постсоветского пространства. 2020. Т. 7. № 2. С. 219-226. https://doi.org/10.24975/2313-8920-2020-7-2-219-226
- Константинов В. Крым и Северное Причерноморье в контексте национальных интересов России // Международная жизнь. 2024. № 4. С. 4-7.
- Край К.И. Украинский конфликт: советско-российские концепции специальных операций // Черноморско-Средиземноморский регион в контексте национальных интересов России: к 80-летию освобождения Крыма и Украины от нацистской оккупации и 110-летию начала Первой мировой войны: материалы Междунар. науч.-практич. конференции / отв. ред. В.В. Касьянов, А.В. Баранов. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2024. С. 401-404.
- Попеску Р.-М. Сравнительный анализ российского и румынского подходов к их безопасности в Черноморском регионе: эволюция и константы // ЧерноморскоСредиземноморский регион в контексте национальных интересов России: к 80-летию освобождения Крыма и Украины от нацистской оккупации и 110-летию начала Первой мировой войны: материалы Междунар. науч.-практич. конференции / отв. ред. В.В. Касьянов, А.В. Баранов. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2024. С. 475-478
- Шорников И.П. Западная политика на молдавско-приднестровском направлении и факторы безопасности на Днестре // Русский мир на переломе: сборник материалов пленарных заседаний Ливадийского клуба. Симферополь, 2023. С. 139-143
- Grinevetskiy S.R., Zhiltsov S.S., Zonn I.S., Kosarev A.N., Kostyanoi A.G. The Black Sea Encyclopedia. Berlin: Springer, 2015.
- Ishin A.V. Multilateral cooperation in the Black Sea region in the energy field // The Handbook of Environmental Chemistry. Berlin: Springer, 2016. P. 163-168. https://doi.org/10.1007/698_2015_395
- Kosarev A.N., Kostianoy A.G., Zonn I.S., Zhiltsov S.S. The Caspian Sea and Kara-Bogaz-Gol Bay // The Handbook of Environmental Chemistry. Berlin: Springer, 2014. P. 69-94.
- Zhiltsov S.S. Energy Flows in Central Asia and the Caspian Region: New opportunities and new Challenges // Central Asia and Caucasus. 2014. No. 4. P. 69-79.
- Zhiltsov S.S. Russia’s policy towards the pipeline transport in the Caspian Region: results and prospects // The Handbook of Environmental Chemistry. Berlin: Springer, 2016. P. 85-94. https://doi.org/10.1007/698 2015 384
- Zonn I.S., Glantz M., Kostianoy A.G., Kosarev A.N. The Aral Sea Encyclopedia. Berlin: Springer, 2009.
- Zonn I.S., Kostianoy A.G., Kosarev A.N., Glantz M. The Caspian Sea Encyclopedia. Berlin: Springer, 2010.
- Zonn I.S., Kostianoy A.G., Semenov A.V. The Eastern Arctic Seas Encyclopedia. Berlin: Springer, 2016.
- Zonn I.S., Kostianoy A.G., Semenov A.V. The Western Arctic Seas Encyclopedia. Berlin: Springer, 2017.