Уклонение студенческой молодежи от общественно-политической активности: причины, формы и способы вовлечения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современном обществе все большее количество студентов проявляют уклонение от участия в общественно-политической жизни. Это явление вызывает серьезные тревоги и заслуживает внимания со стороны общества. Современное студенчество может чувствовать беспомощность перед сложностью политических процессов и их влиянием на повседневную жизнь. Они могут верить, что их участие ничего не изменит и не принесет значимого результата. Такой пессимизм и отчуждение от политики складываются в негативный образ студента, не проявляющего интерес к общественным делам, и ведет к избиранию стратегии уклонения, то есть избегания и неучастия в общественно-политических процессах. В связи с этим анализируются факторы, влияющие на избрание стратегии уклонения, выявляются возможные тактики и предлагаются способы вовлечения студенчества в общественно-политическую сферу. Цель исследования - выявление причин, тактик и последствий использования уклонения среди студенчества в общественно-политической сфере, а также способов вовлечения обучающихся в общественно-политическую деятельность. Методами сбора эмпирических данных стали серия фокус-групп среди студентов в четырех регионах: Костромской, Вологодской, Владимировской и Ярославской областях (выбор регионов связан с присутствием в них университетов, входящих в консорциум «Верхняя Волга - территория инноваций»), глубинные интервью экспертов (сотрудники администраций и преподаватели вузов, представители общественных и студенческих организаций, напрямую работающие с молодыми людьми в рамках основной деятельности своих организаций), а также контент-анализ эссе студентов. По результатам исследования были выявлены основные факторы, влияющие на избрание студентами стратегии уклонения, определены формы уклонения студенчества от общественно-политической жизни, а также предложены способы вовлечения.

Полный текст

Введение Конструктивная общественно-политическая активность представляет собой значимый фактор стабильности политической системы государства. Поддержка принимаемых органами публичной власти решений и осуществляемого политического курса должна быть выражена значимой частью общества посредством определенного набора действий (посредством голосования на выборах, положительной обратной связи в ходе публичной дискуссии и т.д). Ее отсутствие может говорить об узкой социальной базе властвующей элиты, слабой поддержке принимаемых решений со стороны общества. Одной из значимых социальных групп, обеспечивающих устойчивое и стабильное развитие общества, является молодежь, которая не только может вносить значимый вклад в социально-экономическое и общественнополитическое развитие общества и государства, но и демонстрирует их потенциал и перспективы в будущем. Модели поведения молодежи способны демонстрировать присущие ей ценности и установки [Кленова 2018]. Одной из релевантных групп среди молодежи является студенчество. Это связано с тем, что университет представляет собой четвертый (последний) этап эстафеты передачи ценностей и знаний, где государство еще является ключевым субъектом. Далее личность попадает в полисубъектную среду влияний и социализации, погружается в череду личных и семейных задач, практически полностью уходя из осознанных и системных форматов освоения знаний, умений и навыков, а также смыслов и ценностей [Склярова 2023]. Политические изменения и социальные потрясения способны оказывать значительное влияние и привести к уклонению студенческой молодежи от общественно-политической жизни. Поэтому научной проблемой, на решение которой направлено представленное исследование, заключается в малоизученности причин и последствий формирования и тиражирования обучающимися стратегии уклонения от общественно-политической активности, и, что немаловажно, вариантов ее решения. Осмысление данного феномена будет способствовать повышению лояльности молодежи политической системе, ее легитимности и устойчивости. Теоретические основы исследования В современном обществе политическое участие молодых людей является одним из важных аспектов развития гражданских процессов. Однако среди студентов наблюдается распространенная тенденция к уклонению от политического активизма и отсутствию интереса к участию в публичных делах [Гречихин 2021]. Молодежь как особая социальная группа имеет важное значение в общественной жизни, и политическое уклонение, стремительно распространяющееся среди нее, оказывает крайне негативное влияние на социальнополитическую жизнь как всей страны, так и отдельного города, и района [Липская 2019]. В современном российском обществе существуют следующие факторы отстраненности молодежи от политики: y интересы молодежи сосредоточены на проблемах поддержания своего существования и выживания в современных условиях; y молодежь, с одной стороны, не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложившемся укладе жизни, а с другой - не рассматривает политическую деятельность в качестве значимой для себя; y рост несовместимости интересов, потребностей и ценностных ориентаций молодежи с политикой в условиях возрастающего отчуждения от органов государственной власти на всех уровнях, общественных и государственных структур и институтов [Сербин 2011]. Также на факторы отстраненности молодежи от политики влияют и новые онлайн-формы получения информации, которые стимулируют развитие и закрепление эффекта клипового сознания [Володенков 2021], трансформируют политическое поведение и порождают новый концепт «выборочного уклонения» [Гришин 2021]. Одним из основных аспектов уклонения является активное избегание политических действий или принятия принципиальных позиций [Борисенко 2016]. Люди, придерживающиеся этой стратегии, часто предпочитают нейтральное поведение по отношению к политическим процессам или склоняются к уклончивым ответам в критических ситуациях. [Лаврикова 2016]. Кроме этого, уклонение может быть политической стратегией для избегания рисков и непопулярных решений. Граждане, использующие эту стратегию, могут избегать принятия решений, которые способных вызвать негативную реакцию общества или потенциально навредить их жизни [Акулинина 2018]. Уклонение также может иметь свои негативные последствия. Избегая исполнения политических обязанностей или принятия сложных решений, индивиды (в том числе политические субъекты) могут пропустить возможность роста и развития общества. Также стратегия уклонения стимулирует пассивность и бездействие, что может негативно отразиться на эффективности политической системы и качестве жизни граждан [Ягодка 2015]. Можно выделить ряд факторов, влияющих на интенсивность использования уклонения как стратегии поведения. К внешним факторам можно отнести конкретные социально-экономические условия, общественнополитическую ситуацию в стране, доминирующий тип политической культуры [Авцинова 2019]. К внутренним факторам относятся мотивация, характер и темперамент человека, а также особенности конкретной социальнодемографической группы. Уклонение уменьшает дискомфорт и беспокойство у субъектов, его практикующих, в краткосрочной перспективе, даже если поддерживает тревогу и неблагоприятные для их жизни условия в долгосрочной перспективе [Любцова 2020]. Политическое поведение студенчества приобретает свои характерные черты, которые исходят из преследуемых целей, жизненных установок, ориентиров, используемых способов и средств борьбы для удовлетворения своих желаний (иллюзорных желаний) [Буравлева 2011]. Также о политической активности человека можно говорить как об индивидуальном действии, так и о поведении в составе разных социальных групп и общественных организаций [Северухина 2017]. В отечественной науке существует обширная база исследований активных форм политического поведения, используемых молодежью (в том числе студенчеством). К ним можно отнести работы А.В. Селезневой о ценностях молодежи [Селезнева 2020], Д.А. Головина и Т.Ю. Павельевой [Головин, Павельева 2022], о политическом сознании молодежи, О.В. Поповой о политическом поведении молодежи [Попова 2016], А.Ю Беляева и Е.Н. Тарасова о тенденциях абсентеизма [Беляев, Тарасов 2013], А.В. Абрамова и коллег о абсентеистах как отдельной страте [Абрамов 2013], Л.В. Русских о абсентеизме как модели поведения [Русских 2018] и др. Однако в отечественной литературе политическое уклонение в основном отождествляют с избеганием от электорального участия (абсентеизм). Политический абсентеизм - это форма отсутствия участия граждан в политической жизни страны. Это может проявляться в форме низкой явки на выборах, отсутствии участия в публичных мероприятиях или дебатах, нежелании проявлять интерес к политическим и социальным проблемам [Старыш 2022]. Структура политического абсентеизма может включать в себя: y формы политического абсентеизма - различные способы проявления политического абсентеизма; y причины политического абсентеизма - факторы, которые могут приводить к политическому абсентеизму; y влияние политического абсентеизма на систему - последствия для системы низкого уровня политической активности (снижение легитимности власти, ослабление уровня доверия к политическим институтам и т.д.); y методы предотвращения политического абсентеизма - способы, которые помогают активизировать участие граждан в политической жизни страны. Таким образом, структура политического абсентеизма помогает понять, что приводит к низкой политической активности граждан [Аринина 2014], однако большинство работ по данной тематике не разъясняют фундаментальные причины и мотивы формирования и использования уклонения как стратегии политического поведения. Теории абсентеизма описывают итоговые причины и формы неучастия граждан в общественно-политической сфере, но не рассматривают факторы и процессы из-за которых граждане (в первую очередь молодежь как будущее общества) избирают стратегию политического уклонения. Более того, сам феномен «политического уклонения» гораздо шире, чем просто неучастие в электоральных процессах. К нему могут относиться игнорирование общественных мероприятий и акций, низкая заинтересованность политическими событиями и новостям [Васюра 2016], невысокая степень вовлеченности в деятельность НКО [Пилипенко 2021], слабая пропускная способность карьерных лифтов для молодежи в региональном политическом процессе [Асеев, Шашкова 2021] и др. Исходя из анализа интерпретации политического поведения современного российского студенчества можно утверждать, что уклонение - это форма целенаправленного избегания общественно-политической активности студенчеством, являющаяся следствием осознанного и мотивированного поведения студента, вызванного личными субъективными, а также внешними объективными и субъективными по отношению к нему причинами, предполагающая самооправдание своего решения (базирующегося как на реально существующих, так и выдаваемых за таковые причины). Изучение возможных факторов, тактик и разновидностей политического уклонения современного российского студенчества является важной темой для современной политической системы России. В связи с этим целью исследования, представленного в данной статье, является выявление причин, тактик и последствий использования уклонения среди студенчества в общественно-политической сфере, а также способов вовлечения обучающихся в общественно-политическую деятельность. Методы исследования В статье представлены результаты исследования, полученного в ходе применения трех методов сбора эмпирических данных: серии фокус-групп среди студентов, глубинных интервью экспертов и эссе студентов. Всего было проведено 12 фокус-групп в четырех регионах: Костромской, Вологодской, Владимировской и Ярославской областях. Выбор регионов связан с присутствием в них университетов, входящих в консорциум «Верхняя Волга - территория инноваций»: Костромской государственный университет; Череповецкий государственный университет; Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых; Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. В каждом вузе были проведены 3 фокус-группы, каждая из которых включала в себя определенную категорию студенчества. Первая представляла студентов, не участвующих в студенческих активностях. Вторая сформирована из активистов студенческих объединений, представляющих разные направления внеучебной деятельности. Третья включала в себя руководителей студенческих объединений вузов. Сбор данных проводился по формализованному гайду, отдельные вопросы которого предназначались только конкретной категории студенчества. Также было проведено 21 глубинное интервью экспертов по формализованной анкете. Опрос проводился по единому инструментарию в смешанном формате: часть интервью взяты очным интервьюированием, часть посредством дистанционных технологий связи. В число экспертов вошли сотрудники администраций вузов и преподаватели, представители общественных и студенческих организаций, напрямую работающие с молодыми людьми в рамках основной деятельности своих организаций. Участникам эссе выступили студенты факультета социально-политических наук ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Им предоставлялось право выбора темы для написания эссе, среди которых личная стратегия в уклонении от учебной активности (11 студентов), личная стратегия уклонения от общественно-политической активности (8 студентов) и личная стратегия уклонения от внеучебной активности (31 студент). Характеристики уклоняющегося студенчества Исследование позволило выявить, что практически все студенты в той или иной степени используют стратегии и тактики уклонения в различных сферах жизнедеятельности вуза. Можно выделить три группы характеристик студентов, уклоняющихся от общественно-политической активности: y демонстрирующие негативные стороны личности (лень и пассивность; незаинтересованность; безответственность; безынициативность и ведомость; неумение правильно распределять время); y демонстрирующие нейтральные стороны личности (высокая занятость (например, работой или учебой); личные проблемы; пресыщение активностью и выгорание); y демонстрирующие позитивные стороны личности (умение аргументировать причины уклонения; коммуникабельность и стрессоустойчивость; рациональный подход к использованию своего времени). Исследование позволило выявить, что студенты в целом не считают уклонение формой проявления какого-либо особенного поведения, а лишь реакцией, связанной с выбором предпочтения в участии или неучастии в конкретно предложенной активности. Тем не менее некоторые участники утверждают, что отказ от общественно-политической активности может быть вызван личной позицией уклоняющегося, выраженной в непринятии идей или содержания предложенной активности, что и приводит к уклонению как сознательному избеганию любых взаимодействий с активностью, так и тех, кто ее предлагает. При этом респонденты фокус-групп отмечали, что мероприятия по общественно-политической направленности крайне редко проходят в форме принудительного вовлечения. Также уклонение может являться формой привлечения внимания к личности уклоняющегося, что проявляется в его желании индивидуального вовлечения с личным предложением к участию от вовлекающего или предлагающего активность. Косвенным показателем уклонения студентов от общественно-политической активности является их нежелание обсуждать данную тематику как во время фокус-групп, так и в отдельном исследовании уклонения как стратегии поведения, проведенного методом контент-анализа эссе. Студентам было предложено написать эссе по одной из тем: личная стратегия в уклонении от учебной, внеучебной или от общественно-политической активности. Лишь 8 из 50 работ было написано по третьей теме. Анализ эссе и высказывания участников фокус-групп позволяют сделать вывод, что общественно-политическая деятельность ассоциируется у обучающихся в большей степени с протестами и митингами. Никто из них не интерпретировал ее как выражение поддержки осуществляемой политике. В результате они обосновывали свое стремление уклониться от нее стремлением избежать участия в незаконных мероприятиях с угрозой насильственных действий как самих участников, так и против них. Также указывалось, что в общественно-политической деятельности участники теряют свою индивидуальность и вынуждены «ходить в толпе людей, которые что-то восхваляют, мне не нравится» - цитата из эссе. Факторы, влияющие на общественно-политическое уклонение студенчества Обучающие демонстрируют отстраненность от обсуждения общественнополитической повестки. Они обосновывают это негласным запретом политических дискуссий внутри университетов (признавая официальный запрет деятельности политических организаций в образовательных учреждениях). Другой причиной подобного поведения является нежелание формировать условия для конфликтов по причине различных политических взглядов. Фактически здесь можно увидеть достаточно сложное сочетание установки на сосуществование официальной политической линии с политическим многообразием ориентаций молодежи с целью сохранения возможности на общественную активность внутри университета обучающихся с разными политическими взглядами. Студенчество негативно настроено к принудительному вовлечению в мероприятия, связанные с общественно-политической деятельностью. Исследование позволило выявить два основных вида общественно-политической активности, предлагаемых в университетах: y участие в мероприятиях с участием высокопоставленных должностных лиц и публичных политиков; y участие в мероприятиях, приуроченных к знаменательным датам, тематическим дням. Таким образом, внутри образовательных учреждений не предлагается систематическая с глубоким погружением общественно-политическая активность для обучающихся. Поэтому они ее воспринимают как разовую, не предполагающую значимой связи между отдельными мероприятиями и не ориентированную на конкретный результат (который понятен в учебной деятельности либо предполагается во внеучебной - например, победа в конкурсе). В результате для большинства студенчества политика ассоциируется с личной позицией, которой они не хотят делиться, в том числе боясь неодобрения как со стороны сверстников, так и со стороны сотрудников вуза. Поэтому уклонение от исключительно политических мероприятий является наиболее предпочтительной для них формой поведения. Исходя из этого внеучебная и общественно-политическая активности являются вторичными для студентов, поэтому доля активного в них студенчества невелика. Часть студенчества проявляет инициативу и активность на мероприятиях, предлагаемых вузом и другими общественными институтами. Тем не менее существуют определенные факторы, влияющие на избрание студентами стратегии уклонения по отношению к подобным активностям, предлагаемым учебным заведением. Рассмотрим основные из них. 1. Фактор общественно-политической апатии. Молодые люди часто не видят непосредственной связи своих действий с результатами политической деятельности. Они не верят в эффективность политических институтов и считают, что целесообразнее заниматься своими личными делами. Недоверие к политической системе и разочарованность в ней ведут к отсутствию интереса к политике. 2. Фактор отсутствия информированности и низкий уровень политической грамотности студентов. В современном мире множество информационных ресурсов, но не все молодые люди активно пользуются ими для получения знаний о политике. Отсутствие актуальной информации и навыков критического мышления делает студентов уязвимыми к манипуляциям. В результате они не способны анализировать политические процессы и вырабатывать собственное мнение, что в итоге влечет за собой отсутствие интереса к политике. 3. Фактор материальной нестабильности и экономические проблемы. Часто студенты вынуждены уделять больше времени работе и учебе, чтобы обеспечить свое существование. Это снижает их внимание и интерес к политическим вопросам. Молодые люди оказываются втянутыми в повседневные трудовые будни и не имеют возможности уделять время политической активности. 4. Фактор социального окружения. Окружение, в котором находятся обучающиеся, может не поддерживать их интерес к политике. Если молодые люди не видят вокруг себя единомыслия и поддержки, то они склонны уклоняться от политической деятельности, чтобы избежать конфликтов и конфронтаций. Студенты стремятся больше времени проводить со своими друзьями и заниматься своими увлечениями, что отвлекает их от политической сферы. Современные технологии и развитие социальных сетей играют свою роль в уклонении студентов от политики. Привычка получать информацию мгновенно и в краткой форме приводит к поверхностному восприятию событий и отсутствию желания углубляться в политические вопросы. Быстрая смена тем и информационная перегрузка делают политику менее привлекательной для молодежи, которой нередко не хватает времени и выдержки, чтобы понять сложные политические процессы. Тактики уклонения студентов от общественно-политической жизни Исходя из указанных факторов, можно сформулировать тактики уклонения студентов от общественно-политической жизни. Одна из тактик - это акцент на учебу и профессиональное развитие. 1. Студенты концентрируются на учебном процессе, стремятся к профессиональному росту, игнорируя политические мероприятия и дискуссии. 2. Активное участие в деятельности различных академических и профессиональных клубов. Университеты предлагают широкий спектр форматов и студенческих объединений, посвященных научным исследованиям, искусству, спорту, предпринимательству и технологиям. Участие в них помогает студентам находить единомышленников и разделять общие интересы. Отдав предпочтение участию в академических или профессиональных клубах, студенты могут разнообразить свой опыт, приобрести новые знания и навыки, а также сформировать ценные контакты для будущих карьерных возможностей. 3. Концентрация на личном росте и развитии. Помимо учебы, студенты могут направить свое время и ресурсы на развитие своих личностных качеств. Занятия спортом, искусством, музыкой или волонтерство, позволяющие им развивать свои таланты, улучшать физическую и эмоциональную форму, а также обогащать свой внутренний мир. Постоянный личный рост и улучшение навыков могут создать основу для успешной и счастливой жизни вне политической арены. 4. Общение с друзьями и развлечения на альтернативных площадках. Политическая активность и обсуждение политических тем могут вызывать напряжение и споры, которые не всем студентам интересны или понятны. Они могут предпочесть находиться в окружении людей, которые разделяют их увлечения и интересы в других сферах жизни. Это может быть спортивный клуб, культурные группы или просто друзья со схожими взглядами. Такие альтернативные площадки общения и развлечений позволяют студентам наслаждаться своими хобби и увлечениями, не отвлекаясь на политические события. Необходимо отметить, что тактики уклонения студентов от политики могут быть различными в зависимости от личных предпочтений и целей каждого студента. Важно помнить, что выбор уклонения от политической активности не означает отрицание ее важности, а является проявлением приоритета других аспектов жизни. Исходя из этого среди студентов можно наблюдать разнообразные виды уклонения от общественно-политической активности. Разновидности политического уклонения среди студенчества Первым видом уклонения от общественно-политической жизни среди студентов является полное игнорирование ее существования. Некоторые студенты считают политику утомительной и непонятной сферой, которая не имеет прямого отношения к их повседневной жизни. Они предпочитают уделять время и тратить энергию на другие занятиям, считая политику лишь ненужной формальностью. Вторым видом уклонения является опасение высказывать свою позицию по общественно-политическим вопросам (например, по причине опасения столкнуться с разногласиями или агрессией со стороны окружающих). Третий вид уклонения можно назвать «уход в академическую сферу». Некоторые студенты полностью погружаются в свои учебные предметы, исследуют различные научные темы, ищут новые знания. Они считают, что академическая сфера является более приоритетной и полезной, чем политика (не видя преференций от участия в ней). Четвертым видом уклонения является поиск более конструктивных путей влияния на общество. Некоторые студенты придерживаются убеждения, что личное участие в политике не является основным способом изменения ситуации, и предпочитают иную активность. Они привлекают внимание к проблемам через различные волонтерские программы, оказывают помощь на благотворительных мероприятиях или посвящают свое время исследованию и реализации своих разработок в сфере науки и технологий. Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что вовлечение студентов в политическую сферу является важным аспектом их гражданского образования и активного участия в общественной жизни. Политическая активность студентов способствует формированию критического мышления, развитию лидерских навыков и созданию осознанного гражданского общества. Детальное обсуждение в ходе проведенных фокус-групп данной тематики позволило выявить значимую деталь: в ситуации неготовности обсуждать политическую повестку в больших группах дискуссия присутствует в малых однородных по взглядам группах вне стен образовательной организации. Изредка организуемые внутри университетов встречи и мероприятия с политическими деятелями, должностными лицами из органов власти также не вызывают дискуссии. Потенциальные способы вовлечения студенчества в общественно-политическую деятельность Способы вовлечения студентов в общественно-политическую активность представляют собой важное звено в развитии молодежи и создании активного гражданского общества. Политические знания и опыт, полученные в учебных заведениях, помогут студентам стать активными и ответственными гражданами, вносящими свой вклад в политическую и социальную жизнь своей страны. Одним из ключевых способов вовлечения студентов в политическую активность является создание и поддержка студенческих «политических» организаций. Такие организации могли бы предоставить студентам возможность собираться, обсуждать и делиться своим мнением о политических событиях и повестке в целом, а также принимать активное участие в политической жизни страны. Благодаря таким организациям студенты могли бы выражать свои предпочтения и вырабатывать стратегии влияния на принятие политических решений. Также для вовлечения студентов в политику особенно эффективными могут быть политические дискуссии и форумы. Организация таких мероприятий позволяет студентам не только высказать свои взгляды и идеи, но и обсудить их с другими студентами, преподавателями и политическими деятелями. Политические дискуссии способствуют развитию аналитических навыков, критического мышления и способности аргументированно защищать свою точку зрения. Они также помогают формированию политической грамотности и общественно-политической активности. Важную роль в вовлечении студентов в общественно-политическую жизнь играют сотрудники вузов. Преподаватели могут организовывать специальные курсы, уроки или семинары, посвященные политическим процессам и актуальным политическим вопросам. Такие мероприятия помогут студентам более глубоко понять политическую систему своей страны, а также осознанно принимать участие в политическом процессе. Преподаватели также могут быть менторами и направлять студентов в политические организации и на стажировки, чтобы они получили практический опыт и понимание политической работы. Образовательные программы должны включать в себя изучение политики и предполагать формирование политической грамотности. Также важно разрабатывать активные методы привлечения студентов к политическому процессу и обеспечить доступ к политической информации. Если молодые люди будут осознавать свою роль и значимость в политической сфере, их уклонение от политики может быть преодолено. Заключение Исследование позволило выявить, что обучающиеся вузов трепетно относятся к личной политической позиции, как своей, так и других людей, и поэтому не готовы публично высказывать и демонстрировать свою позицию. Факторы, которые способствуют общественно-политическому уклонению студенчества, включают отсутствие понимания связи своих действий с политическими результатами, недоверие к политическим институтам, низкую информированность и низкий уровень политической грамотности, а также материальную нестабильность и экономические проблемы, отсутствие поддержки со стороны социального окружения. Как результат, молодые люди, зачастую, выбирают уклонение от политической деятельности и предпочитают заниматься своими личными делами, реализовываться в других сферах. Было выявлено, что студенты часто испытывают разочарование в политике и общественных институтах и поэтому предпочитают уклоняться от общественно-политической активности. Однако вместо полного игнорирования политической сферы они предпочитают сосредоточиться на своей учебе, карьере, личном росте и развитии, а также нахождении альтернативных площадок для общения и развлечений. В то же время разнообразные виды уклонения от общественно-политической активности со стороны обучающихся отражают различные их мнения, интересы и ценности. В связи с этим целесообразно развивать интерес к политике среди студентов, чтобы они могли осознанно вступать в диалог и принимать активное участие в поднятии важных общественных вопросов. Таким образом, для преодоления проблемы уклонения студентов от общественно-политической активности необходимо предпринять ряд мер. В первую очередь в образовательные программы необходимо включить политические дисциплины и активно развивать курсы, направленные на формирование политической грамотности и активной гражданской позиции. Также необходимо работать над повышением престижа политической сферы и доверия к политикам. В связи с этим важно создать условия для мотивации и вовлечения студентов в участие в политических процессах, активно информировать их о предполагаемых ими возможностях и перспективах. Только путем систематической работы над этой проблемой можно сделать политическую сферу более привлекательной и перспективной для студентов. Это, в свою очередь, поможет укрепить и обеспечить стабильное развитие общества в целом. Вовлечение студентов в политическую сферу имеет огромное значение для их гражданского образования и активного участия в общественной жизни. Создание и поддержка студенческих политических организаций, организация политических дискуссий и форумов, а также поддержка со стороны преподавателей в этом процессе играют важную роль в развитии общественнополитической активности студентов, формировании их критического мышления и готовности принимать участие в политическом процессе. Политическое образование и опыт, полученные в учебных заведениях, помогают студентам стать активными и ответственными гражданами, способными вносить свой вклад в политическую и социальную жизнь своей страны.
×

Об авторах

Александр Владимирович Соколов

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Email: a.a.froloff@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7325-8374

доктор политических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-политических теорий

Ярославль, Российская Федерация

Александр Альбертович Фролов

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Email: a.a.froloff@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8775-016X

кандидат политических наук, доцент кафедры социально-политических теорий

Ярославль, Российская Федерация

Папик Артурович Бабаджанян

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Автор, ответственный за переписку.
Email: babajanyanpapik@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2828-5581

стажер-исследователь

Ярославль, Российская Федерация

Список литературы

  1. Абрамов А.В., Рыбина М.В., Давыдова Н.П. Абсентеисты как политическая страта современного российского общества // Известия МГТУ «МАМИ». М., 2013. Т. 6, № 1 (15). С. 31-36.
  2. Авцинова Г.И., Бурда М.А. Молодежная политика современной России: абсентеизм и политический протест // Вопросы политологии. 2019. Т. 9, № 4 (44). С. 649-655.
  3. Акулинина А.М. Молодежь как элемент человеческого капитала и стратегический ресурс развития современного российского общества: состояние, тенденции, перспективы // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 31. С. 8-14.
  4. Аринина К.И. Абсентеизм в политике: причины и последствия // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 156, № 1. С. 214-220.
  5. Асеев С.Ю., Шашкова Я.Ю. Роль институциональной среды в построении политических карьер молодых политических лидеров в регионах Юго-Западной Сибири // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. № 23 (1). С. 186-198. http://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-1-186-198
  6. Беляев А.Ю., Тарасов Е.Н. Тенденция абсентеизма в современном российском обществе // Власть. 2013. Т. 21, № 5. С. 43-45.
  7. Борисенко В.А. Уклонение от ответа как коммуникативная стратегия респондента в политическом интервью // Культура и цивилизация. 2016. Т. 6, № 6А. С. 283-290.
  8. Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 6 (108). С. 124-129.
  9. Васюра В.В. Основные виды политического участия и причины абсентеизма // Альманах мировой науки. 2016. № 5-3 (8). С. 46-48.
  10. Володенков С.В., Белоконев С.Ю., Суслова А.А. Особенности структуры информационного потребления современной российской молодежи: на материалах исследования среди студентов-политологов Финансового университета // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. № 23 (1). С. 31-46. http://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-1-31-46.
  11. Головин Д.А., Павельева Т.Ю. Политическое сознание студенческой молодежи и особенности электорального поведения в молодежной среде города Москвы // Социальнополитические науки. 2022. Т. 12, № 1. С. 45-55.
  12. Гречихин В.А. Современная молодежная политика в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 5. С. 18-22. http://doi.org/10.23672/ g2393-1834-5732-w
  13. Гришин Н.В. «Теория подкрепления» и изучение влияния интернет-технологий на политическое участие современной молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. № 23 (1). С. 47-59. http://doi. org/10.22363/2313-1438-2021-23-1-47-59
  14. Кленова М.А. Теоретические предпосылки исследования дискриминационных установок личности в изменяющемся обществе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, № 3. С. 245-249. http://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-3-245-249.
  15. Лаврикова А.А., Шумилова О.Е., Исаева А.Ю. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: особенности отражения в дискурсе российских лидеров общественного мнения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 40-48.
  16. Липская Л.А. Молодежь и политика: проблема повышения политической активности // Социум и власть. 2019. № 6. С. 27-32.
  17. Любцова А.В. Ценностные ориентиры современной молодежи в контексте формирования просоциального поведения // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17, № 4. С. 65-79. http://doi.org/10.21702/rpj.2020.4.5.
  18. Пилипенко А.Д. Молодежные общественные объединения в социально-политических процессах современной России: на примере Краснодарского края // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. Т. 23, № 1. С. 172-185. http://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-1-172-185
  19. Попова О.В. Политическое поведение российской молодежи: Репертуар тактик и реальные действия // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. СПб., 2016. Вып. 1. С. 15-27.
  20. Русских Л.В., Сумина А.А. Абсентеизм как модель политического поведения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2018. Т. 18, № 4. С. 90-94. http://doi.org/10.14529/ssh180412.
  21. Северухина Д.Д. Политическое поведение и участие. Формы и факторы участия и неучастия в политике // Вестник Удмуртского Университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 1, № 1. С. 96-104.
  22. Селезнева А.В. Политические ценности российской молодежи: социокультурные особенности и идентификационный потенциал // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11, № 3. С. 20-32.
  23. Сербин М.В. Проблемы повышения электоральной активности молодежи в условиях современной многопартийности в Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2011. № 29 (244). С. 14-16.
  24. Склярова Н.Ю., Бродовская Е.В. Ценности, установки и идентичность молодежи, получающей педагогическое образование в России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2023. № 1. С. 105-131. http://doi.org/10.24412/2071-6141-2023-1-105-131.
  25. Старыш А.Р. Политический абсентеизм как форма политического участия // StudNet. 2022.Т. 5, № 6. С. 194.
  26. Ягодка Н.Н. Гражданские инициативы как инструмент диалога между властью и гражданским обществом в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2015. № 4. С. 128-140.

© Соколов А.В., Фролов А.А., Бабаджанян П.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах