Между Западом и Незападом: Турция перед лицом геостратегического выбора

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исторически Турецкая Республика представляет собой одно из немногих государств Ближнего и Среднего Востока, в цивилизационном смысле находящихся между Востоком и Западом. По прошествии времени с момента ряда неудачных попыток встроиться в западные институты и с началом геополитических изменений на международной арене Турция осуществила «разворот на Восток». Принимая во внимание повышающуюся роль Незапада в рамках формирования полицентричной системы международных отношений, изучение Турции как одного из ключевых центров сил современности, а также выявление ее особенностей, восточных и западных черт представляет особую актуальность. Целью исследования является изучение цивилизационных характеристик современной Турции. Путем применения цивилизационного подхода было выявлено, что Турецкая Республика находится в позиции «срединного государства», имеющего как западные, так и восточные черты, но все больше тяготеющего именно к незападному миру. При этом на фоне реализуемой действующим руководством идеологии «неоосманизма» и повышающейся роли идейно-ценностного фактора западные черты постепенно угасают, сохраняясь лишь в форме официальной светскости и устойчивых связок с западными институциями, в то время как турецкая восточность наряду с неофициальной исламизацией имеют более четкий образ. Турция развивается прогрессивно-регрессивными циклами, в рамках которых западный цикл сменяется восточным, и наоборот. Однако Запад планомерно перестает быть символом прогресса. Авторы приходят к выводу, что незападный путь развития является наиболее перспективным для современной Турции, однако с условием того, что восточное развитие не будет модерировать исламистскими кругами и сторонниками политического ислама.

Полный текст

Введение Падение Османской империи, разделенной на сферы влияния западными колонизаторами, ознаменовало для государства, именуемого сегодня Турецкой Республикой, этап коренной трансформации в политике. С приходом к власти М.К. Ататюрка в 1923 г. Турция начала стремительный политический разворот, сопровождавшийся отказом от традиционных османских ценностей и переформатированием общественно-политической жизни на новый, прогрессивный лад. Одной из так называемых «шести стрел» отца-основателя республики, которые впоследствии легли в основу идеологии «кемализма», стал концепт «революционности», нацеленный на проведение в стране реформ, в свою очередь основанных на лучших западных практиках, а также на переход Турции в ранг развитых светских государств. И если первый президент Турецкой Республики руководствовался парадоксальным принципом заимствования западного в целях совершенствования турецкого, то уже после его смерти положение дел изменилось. Почти весь внутри- и внешнеполитический курс Турецкой Республики второй половины XX в. реализовывался под знаменами «присоединения к Западу», что было продиктовано прагматичными целями сломленного чередой войн международного масштаба и других социальных потрясений государства. Турция стремилась найти со стороны Запада поддержку и признание, однако по итогам плотного взаимодействия получила от гегемонов западного мира лишь зависимость по всем направлениям и роль «срединного» игрока, уже не являющегося в полной мере Востоком, но вместе с тем по ряду параметров не дотягивающего по уровню развития до стран Запада. Несмотря на обращенные в сторону Запада взоры правящей элиты страны, общественно-политическая философия республиканской Турции всегда отличалась от воззрений ее американских и европейских партнеров во многих ее проявлениях и тяготела к Востоку. Однако эта приверженность восточному укладу жизни на протяжении долгого времени подавлялась государством - попытки завести долгосрочные партнерские отношения с НАТО, ЕС и отдельными западными государствами, в первую очередь США, вылились в формирование общей западоориентированности с турецкой спецификой. В настоящий период времени Турция вступает на новый этап развития, который отчетливо демонстрирует ее «восточность». Турецкая Республика на протяжении многих лет была «межцивилизацией» [Мальцев 2022: 136], однако всегда имела ярко выраженные восточные черты, которые существенным образом отличали ее от представителей западной цивилизации и сегодня все больше приводят Анкару к мысли об идентификации себя с незападным миром. Между Востоком и Западом Восточные общества, к которым по многим критериям ряд экспертов (не турецких) справедливо относит современную Турцию, преимущественно лидероцентричны, в то время как в западных прослеживается тенденция к доминированию институтов над общественно-политическими процессами. При этом государство восточного типа, которое, как правило, отождествляется с возглавляющим его лидером, - сакрально, что прямо или косвенно выражается в трепетном отношении населения к наследию того или иного управленца. Отец-основатель Турецкой Республики М.К. Ататюрк, например, по-преж нему считается ее бессменным лидером. По этой причине с особым символизмом, который является еще одной важной чертой Востока, восьмерка - последняя цифра года смерти первого президента страны (1938 г.) - нередко изображается в перевернутом виде, означающем знак «бесконечности» его правления. Портреты М.К. Ататюрка, наряду с памятниками, встречаются повсеместно в Турции и, более того, - на тюркоязычном пространстве за ее пределами, например, на улицах непризнанного мировым сообществом оккупированного турецкими войсками Северного Кипра. Сегодня в историю стремится вписать себя и Р.Т. Эрдоган - его изображения начинают теснить М.К. Ататюрка на улицах турецких городов, а в 2023 г. после переизбрания на президентский пост в Турции символично учредили Фонд Р.Т. Эрдогана, при котором планируется создать библиотеку и музей его имени[152]. Примечательно, что портреты действующего лидера сегодня нередко соседствуют с гербом и другой атрибутикой Османской империи, служат символом консерватизма и противоположностью той реальности, которую на заре республиканского периода в Турции создал первый лидер страны. Институт политических партий, сам по себе изначально являющийся феноменом западного мира, на территории Турецкой Республики в равной степени претерпел серьезные изменения и был адаптирован под страновые особенности, со временем обретя турецкую специфику. Турция долгое время была однопартийной, однако и переход к партийному плюрализму не сразу приблизил ее к западной модели партийной системе. Прежде всего следует подчеркнуть, что турецкие партии меняются и развиваются вместе с возглавляющими их лидерами. Нередко исчезают вместе с наступлением их смерти. Такая закономерность характерна в целом и для многих западных партийных систем, которые также осуществляют сменяемость, со временем приспосабливаясь к новым лидерам и их подходам. Ряд политических партий в Турции, однако, имеет определенную «зацикленность» на одном конкретном человеке-личности, что, как правило, не способствует их должному развитию в политике. Так, например, турецкая Народно-республиканская партия (НРП), созданная еще первым президентом Турции, которая теперь является главной оппозиционной силой, по-прежнему чтит заветы М.К. Ататюрка, считая именно его своим идейным лидером, путь которого, несмотря на уход из жизни, продолжается в деятельности основанной им партии. Так, 10 ноября 2023 г., в день памяти отца-основателя республики, заместитель главы НРП И. Узгель в своей речи по случаю 85-й годовщины со дня его смерти отметил, что «М.К. Ататюрк будет жить вечно, а зажженный им факел просветления - никогда не погаснет»[153]. Однако реальность складывается несколько иначе: такого рода «культ личности» и концентрация на «кемализме» не всегда отвечают потребностям весьма разнородного современного общества Турции, а следовательно, не дают партии возможности для должного развития, адаптации «шести стрел» к современным реалиям и отталкивают от НРП часть потенциальных избирателей. Таким образом, в политическом смысле жизненный цикл подобных «личностно-ориентированных» партий синхронизируется с циклом жизни этих личностей и, теряя возможность осознанного смыслового и идейно-ценностного развития, впадает в летаргический режим работы после ухода последних из жизни. Схожего подхода придерживается и Партия националистического движения (ПНД) Турции, идейным вдохновителем которой по-прежнему считается ее основатель, турецкий националист и один из идеологов пантюркизма А. Тюркеш, которого при этом называют предводителем или «вождем»[154] (тур. - Başbuğ) турецкой нации и «тюркского мира». Несмотря на то, что ПНД состоит в союзе с правящей Партией справедливости и развития (ПСР), ее электорат, как и в случае с НРП, весьма ограничен идейной привязкой к первому лидеру и невозможностью радикального отхода от нее ввиду необходимости отдать дань памяти А. Тюркешу. В связи с этим успех ПНД обусловлен во многом стечением обстоятельств, при котором властная элита проводит в целом близкий националистам курс, что представляется невозможным без более сильного многовекторного игрока рядом, каким является ПСР. В остальном политические партии Турции развиваются вместе с возглавляющими их лидерами. Правящая Партия справедливости и развития, например, менялась в соответствии с мировоззрением ее основателя Р.Т. Эрдогана, который возглавлял ее с 2002 до 2014 г. (в связи с избранием на пост президента), и с 2017 г. (в связи с конституционной поправкой, согласно которой президент больше не обязан быть беспартийным) по настоящее время. Так, в начале своего становления официальный курс ПСР, как и Р.Т. Эрдогана, был ориентирован на США, ЕС и интеграцию с западными институтами. В 2017 г. на этапе планомерного охлаждения отношений Турецкой Республики с западным миром изменились в том числе глобальные и региональные приоритеты ПСР. Антизападный дискурс имел место в риторике экс-главы МВД Турции и члена ПСР С. Сойлу, заявлявшего о том, что весь мир ненавидит США[155]. Кроме того, нелестно о западных коллегах отзывался и заместитель председателя партии, спикер ПСР О. Челик. В день 75-летия Дня прав человека он, к примеру, разместил в социальных сетях пост с заявлением о том, что «большинство западных государств проявляют лицемерие, пожимая руки де тоубийцам»[156], имея в виду поддержку Вашингтоном Израиля в ближневосточном конфликте. Незападный контркемализм Отдельного внимания заслуживают изменения во внутри- и внешнеполитическом курсе Турции, по своей сути представляющие собой феномен «исторического ревизионизма» [Кирчанов 2023: 28], проявляющегося в наборе контрреформ относительно сделанного М.К. Ататюрком. Там, где у первого лидера страны был секуляризм, у Р.Т. Эрдогана есть исламизация, которая стала преподноситься властями страны в качестве самобытной черты Турции; где у отца-основателя была модернизация и латинский турецкий алфавит взамен османской письменности, у главы современной Турции - возвращение к арабским заимствованиям; там, где у первого лидера преобладала революционность, у действующего президента доминирует консерватизм и откат к имперским временам. Отчасти эта тенденция объясняется именно турецкой «восточностью»: Турции свойственно обращение к прошлому, традициям и предкам. Время на востоке в целом циклично - регрессы в конечном итоге - спустя время - побуждают к развитию. Так было и во времена военных переворотов 1960, 1970, 1980 и 1990-х гг., которые, с одной стороны, ввергали Турцию в хаос и подрывали социально-экономическую обстановку, с другой - не давали Турецкой Республики отступить от светскости, на время оберегая ее от наступавшей исламизации. При этом дальнейшее отстранение представителей военного звена от государственных управленческих процессов, которое преподносилось в качестве «демократизации», в результате все равно оборачивалось парадоксальным укреплением исламистских групп [Аватков 2012]. На современном этапе Р.Т. Эрдоган тоже разворачивает «Новую» Турцию на 180 градусов относительно принципов «кемализма», напоминая гражданам страны об имперском прошлом [Özensel 2013: 11] и величии Турции - наследницы османов. В настоящее время Турецкая Республика больше, чем когда-либо, ассоциирует себя с миром Незапада, ислама и традиционных ценностей. Причина такого «разворота на Восток» - неудавшееся встраивание в западные процессы и институты. На протяжении всего первого десятилетия XXI в. Турция под эгидой ПСР, проведя ряд реформ, стремилась «вестернизировать» свои общественно-политические институты и осуществить переход к «демократизации», которого от нее требовали западные партнеры. В частности, немалый путь Анкара проделала для вступления в Европейский союз. С целью соответствия европейским критериям в 2004 г. в Турции была отменена смертная казнь, что в 2019 г. Р.Т. Эрдоган назвал ошибкой, предложив вернуть высшую меру наказания[157]. В 2009 г. либерализация затронула курдское меньшинство: было разрешено преподавание курдского языка[158], а также пересмотрено антитеррористическое законодательство. Однако по прошествии более 30 лет с момента подачи заявки на вступление в 1987 г. в ЕЭС (позднее - ЕС) и отсутствия значимых подвижек на этом направлении стремление Турции к европейской интеграции отошло на второй план, а вместе с ним - и ее «европейскость» как таковая. Таким образом, Турецкая Республика перешла к контрреформам, еще больше отдалившим ее от Запада. Во внешней политике это проявилось в формировании неофициальной идеологии «неоосманизма», подменяющей собой закрепленные в Основном законе страны принципы «кемализма». Во внутренней политике был взят курс на активную исламизацию. Особенно показательным в этом смысле событием стал перевод собора Святой Софии в Стамбуле из статуса музея в мечеть[159], которая была на его месте до указа М.К. Ататюрка 1934 г., в то время еще раз документально закрепившего курс на светскость. Не менее важными стали дискуссии о праве ношения религиозных одежд, в частности хиджаба. Невзирая на введенный еще М.К. Ататюрком в 1925 г. запрет, в 2010 г. право на публичное появление в хиджабе было закреплено в университетах, спустя 3 года после этого - в госучреждениях. В 2022 г. Р.Т. Эрдоган и вовсе призвал общественность вынести данный вопрос на всенародный референдум[160]. При этом, согласно данным опроса компании Metropoll, проведенного в октябре 2023 г. и приуроченного к 100-летию Турецкой Республики, из 1 691 опрошенных лишь 19,2 % предпочли бы жить в исламской республике, а 64,4 % считают необходимым сохранить светскость Турции[161]. Вместе с тем на вопрос, «Кто является лидером, оставившим след в истории республики?», 64,7 % граждан - подавляющее большинство - назвали М.К. Ататюрка, в то время как Р.Т. Эрдогана упомянули лишь 15,4 % населения[162]. Следует отметить, что адаптация западного опыта Турции, помимо незаинтересованности в данном процессе западных сил, не увенчалась успехом во многом и по причине того, что проведение прозападных реформ и изменение формальных вещей не означало изменения общественного сознания, которое, несмотря на данные приведенного анкетирования, по-прежнему сохранило пре имущественно восточную идентичность, проявляющуюся в наборе этнокультурных мелочей из разряда коллективного бессознательного [Юнг 2019]. Так, Турцию от мира Запада отличают такие на первый взгляд неочевидные вещи, как нахождение концепта справедливости выше и приоритетнее концепта свободы. На одном из мероприятий с участием судей и прокуроров Турции в 2019 г. президент Р.Т. Эрдоган заявил, что «Государство без справедливости рано или поздно обречено на крах, подобно зданию без фундамента»[163][164]. Однако турецкая справедливость - особая и не всегда соответствует общепринятым нормам. В ней, в частности, прослеживаются черты эгоизма. По-турецки справедливость означает в первую очередь справедливость для самой Турции и создание условий, при которых обеспечиваются интересы Анкары. В политическом дискурсе этот подход проявляется, в частности, в популярном лозунге «Мир больше пяти», символизирующем стремление Анкары занять место среди ключевых мировых государств - членов СБ ООН и об ущемленности ее интересов системой международных отношений, что, с точки зрения Турции, представляет собой историческую несправедливость. Несмотря на такую трепетность к справедливости, многое при этом и среднестатистический турок, и представитель верховной власти определяет и объясняет судьбой и волей Божьей. В 2018 г., комментируя военную операцию «Щит Евфрата» в Сирии, Р.Т. Эрдоган, к примеру, заявил, что она может быть продолжена «по воле Аллаха»[165]. В Турции в целом, даже при наличии аналогичного западному массивного бюрократического аппарата, неформальное остается важнее формализованного. Преобладают неформальные, в том числе родственные связки, особую важность имеет принадлежность к разного рода тарикатам и джамаатам. Такого рода «клановость» выражается в виде организации семейного, родового бизнеса, нередко также приводя к таким негативным последствиям, как кумовство и коррупция. Кроме того, в отличие от западной концепции индивидуализма человек как отдельная единица в Турции, как и на Востоке в целом, не столько важен, сколько община и государство, что проявляется даже в языке и стиле общения. Турецкие исследователи подчеркивают закономерное исчезновение в речи местоимения «я» как такового. Простую фразу «Я так думаю» большинство турок скажут, используя «скрытое подлежащее», - “Böyle düşünüyorum” [Yerdelen 2016: 262], где местоимение «Ben» (тур. - я) уже заложено в аффиксе и не выделяется отдельно, как в случае с вариантом «Ben böyle düşünüyorum», который также является грамматически верным и ничем не отличается по смыслу. При этом личность становится важна, когда речь идет об отдельных представителях турецкой нации, проживающих за пределами исторической родины. Притеснения членов турецкой общины за рубежом, к примеру, являются поводом для реакции на самом высшем уровне. Так, задержание в 2023 г. журналистов прогосударственной газеты Sabah во Франкфурте стало поводом для вызова в МИД Турции посла Германии[166][167], поскольку были затронуты интересы государственного механизма «мягкой силы», и членов «безграничного» турецкого общества. Ярким олицетворением важности общества как единой системы в переплетении с концептом справедливости и традиции обращения к предкам являются протесты турецкой общины Германии в 2016 г. против законопроекта Бундестага о признании геноцида армян Османской империей, который ее члены сочли несправедливым. Глава местного отделения «Турецкого исламского союза» И. Онер тогда заявил, что турки не примут «клевету в адрес своих предков»[168]. В политическом смысле в Турции при этом существуют идеи важнее интересов. Так, например, идея укрепления ВПК и милитаризации Турецкой Республики, которая закономерно становится отдельной идеологемой и реализуется в том числе посредством проведения трансграничных военных операций, повышающих престиж турецкой армии, с идейно-ценностной точки зрения полностью соответствует интересам страны, однако с экономической - является невыгодной ввиду больших расходов на ее реализацию в условиях рекордной инфляции. Политическая сфера в Турции в целом нечетко отделена от общественного. Население Турции нередко связывает общественно-политическое с личным. Для турок несвойствен политический абсентеизм в широком понимании этого слова - они читают газеты, обсуждают новости, а главной формой донесения позиции или несогласия являются демонстрации и протесты, причем как по самым важным, так и менее значимым вопросам. В 2013 г., например, на всю страну прогремели протесты в Стамбуле против вырубки деревьев в парке Гези, только на начальном этапе которых на улицы вышли тысячи человек. 16 июля 2016 г. в ночь попытки осуществления военного переворота люди так же массово выходили на улицы в знак протеста против действий путчистов[169][170]. Популярностью также пользуются митинги в поддержку кандидатов на выборах, а также митинги-реакции на общественно значимые события: например, в октя бре 2023 г. стамбульский митинг с участием президента в поддержку Палестины на фоне событий в Газе посетили 1,5 млн человек17. Еще одним принципиальным отличием восточного турецкого общества от западного является факт доминирования эмоционального над рациональным. Турецким политикам, в частности Р.Т. Эрдогану, свойствен харизматический тип лидерства [Надеин-Раевский 2017: 153], что проявляется в том числе в принятии импульсивных необдуманных решений. Так, нерациональный с политической точки зрения и продиктованный амбициями приказ сбить российский бомбардировщик Су-24 в 2015 г. в небе над Сирией стоил Турции минутной славы, многолетнего сотрудничества с Россией и крупных экономических потерь ввиду последовавших санкций и приостановления двусторонних связей. *** Турецкая Республика по-прежнему представляет собой пример государства, в общественно-политическом смысле находящегося между Востоком и Западом. Такое положение дел сложилось исторически, однако, принимая во внимание современные геополитические изменения, в настоящее время вернее будет говорить о ее тяготении к миру Незапада [Воскресенский 2016: 59], который, в свою очередь, становится все ближе к динамично трансформирующимся социокультурным и политическим устоям самой Турции. С географической точки зрения Турция в целом относится к Европе и Западу второстепенно - лишь несколько процентов ее территорий принадлежат этому континенту. При этом в идейно-ценностном смысле Турция успела впитать целый ряд западных моделей поведения, которые отличают ее от традиционных исключительно восточных обществ. Западная сторона современной Турции сохранилась в ее официальной светскости, в стремлении большей части населения жить в условиях, далеких от теократии, а также в устойчивых связках с миром Запада, в которые Турция институционально - на уровне политико-экономических структур и военных блоков - вписала себя во второй половине XX в. Восточность Турции при этом проявляется более четко и складывается из параллельной светскости неофициальной исламизации и укрупнения религиозного фактора наряду с ростом числа людей, разделяющих консервативные ценности. В то же время следует отметить, что если институциональное встраивание в западный мир частично ознаменовалось успехом, то быт и некоторые общетурецкие человеческие ценности и национальные черты - даже образованного светского населения - во многом остались в мире Востока. Подобно Китаю, Турцию в целом можно назвать «срединным» в цивилизационном плане, или «межкультурным» государством, находящимся на стыке 17 Эрдоган сообщил, что митинг в Стамбуле собрал 1,5 миллиона человек // РИА Новости. 20.10.2023. URL: https://ria.ru/20231028/miting-1905858894.html (дата обращения: 28.12.2023). культур. Однако важная черта Турецкой Республики состоит в том, что ее природная восточная натура в последние годы существенно перевешивает искусственно навязанную западную. Принимая во внимание тот факт, что Турция развивается циклично по сценарию «регресс - прогресс», не исключено, что ее все более ощутимое обращение к Незападу являет собой лишь очередной цикл, спустя некоторое время ознаменующий возврат к Западу, от которого Анкара к тому же всецело не отказывалась. В то же время современный Запад постепенно перестает быть синонимом прогресса, и провосточный путь развития, напротив, может стать для Турции ориентиром. В связи с этим, однако, важно подчеркнуть, что турецкий Восток - неизменно религиозен. В Турции по-прежнему наблюдается дисбаланс между исламистами и умеренно-исламскими группами. Впервые за все годы своего цикличного существования, даже учитывая период официального нахождения исламистских лиц у власти, Турция настолько решительно контрреформирует проверенный годами «кемализм». В случае победы политического ислама официальная Анкара таким образом рискует зациклиться исключительно на регрессивном пути, вне зависимости от того, по какому пути - Западному (регрессивному для нее) или Восточному (исламистскому, также рискующему откатить Турцию назад) она будет двигаться дальше.
×

Об авторах

Владимир Алексеевич Аватков

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: v.avatkov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6345-3782
SPIN-код: 7909-2304

доктор политических наук, заведующий Отделом Ближнего и Постсоветского Востока

Москва, Российская Федерация

Алина Игоревна Сбитнева

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук

Email: a_sbitneva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9196-9348
SPIN-код: 4944-0408

научный сотрудник Отдела Ближнего и Постсоветского Востока

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Аватков В.А. Турецкая демократизация в 1990-е - ключ к сегодняшней исламизации Турции // Ближний Восток и современность. 2012. № 45. С. 1-8
  2. Воскресенский А.Д. Роль Запада в формировании международной системы и политика России // Сравнительная политика и геополитика. 2016. № 1 (22). С. 58-82
  3. Кирчанов М.В. Ревизия наследия Ататюрка в современной турецкой исторической политике // Ближний и Постсоветский Восток. 2023. № 3 (3). С. 7-34. http://doi. org/10.31249/j.2949- 2408.2023.03.01
  4. Мальцев Я.В. Цивилизация и политика как категории перманентной современности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 58. С. 132-145. http://doi.org/10.17223/1998863X/68/13
  5. Надеин-Раевский В.А. Р.Т. Эрдоган как пример политика-харизматика // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. № 6. С. 138-154. http://doi. org/10.23932/2542- 0240-2017-10-6-138-154
  6. Юнг К. Архетипы и коллективное бессознательное / пер. А. Чечиной. М.: Издательство АСТ, 2019
  7. Özensel E. Doğu Toplumlarında ve Türkiye’de Birlikte Yaşama Arayışı: Çokkültürlülük Mü? Yoksa Yeni Bir Model Mi? // Akademik İncelemeler Dergisi. 2013. Vol. 8, no. 3. P. 1-17
  8. Yerdelen B.K. Doğu-Batı ekseninde Batı’nın farklıları izdüşümleri // Uluslararası Sosyal Araştırmalar Dergisi. 2016. Vol. 9, no. 45. P. 254-267

© Аватков В.А., Сбитнева А.И., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах