Аннотация
Проблема выравнивания уровня развития регионов Российской Федерации представляет собой один из наиболее важных вызовов стратегического значения. Социально-экономическое районирование государства напрямую отражается в региональной политике России. Так, большинство административных и политических практик воспроизводится в границах одного федерального округа или экономического района. Задачей настоящего исследования является выделение устойчивых кластеров, иными словами, групп субъектов России на основе количественных данных по социально-экономическим показателям, выполненной методом пространственной эконометрики, а также сравнение полученных результатов с государственной политикой в этой сфере, то есть макрорегионами, выделяемыми в Стратегии пространственного развития РФ, а значит, используемыми в административной практике. В исследовании на основе анализа 62 показателей развития регионов страны и учета уровня их пространственной автокорреляции была проведена кластеризация России на 12 (по числу макрорегионов из Стратегии пространственного развития РФ) пространственно-континуальных кластеров, основанных на статистической близости регионов. За исключением Сибири и Дальнего Востока в полученной кластеризации не наблюдается выделение устойчивых макрорегионов. Таким образом, можно сделать вывод, что решение всего спектра социально-экономических проблем, основанное на одной стандартизированной сетке деления страны, вряд ли приведет к наилучшим результатам. Это наводит на мысль о необходимости разработки более асимметричной, многоуровневой региональной политики, в которой каждое отдельное федеральное ведомство, ответственное за то или иное направление развития регионов, имело бы собственный формат деления страны для разработки целевых показателей и конкретных мер по их достижению.