Президенты-популисты и гражданское общество в латиноамериканских демократиях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблематике популизма в латиноамериканских демократиях и путям их эволюции. Авторами определены факторы, влияющие на успех популизма в демократиях Латинской Америки. Для исследования были выбраны 13 кейсов: Аргентина, Чили, Уругвай, Венесуэла, Боливия, Бразилия, Перу, Эквадор, Колумбия, Доминиканская Республика, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас. Сформулированы две гипотезы, согласно которым вероятность победы на выборах популистов увеличивается при низких уровнях политического участия, слабом гражданском обществе, при высоком уровне экономического развития, неравенства и инфляции. Собрана база данных по 65 президентам с 1991 по 2019 г. (377 наблюдений). Для выявления связи между переменными авторы используют метод множественного логистического регрессионного анализа. Независимыми переменными выступают социально-экономические показатели, такие как: уровень гражданского участия, развития гражданского общества, политического участия, экономического неравенства, экономического развития. Результаты анализа позволили выделить две переменные, которые оказывают наиболее заметное влияние на вероятность прихода к власти лидера-популиста: уровень развития гражданского общества и экономического развития. Проведенное исследование позволило подтвердить, что в странах Латинской Америки высокий уровень гражданского участия и развитое гражданское общество могут препятствовать электоральной победе лидеров-популистов.

Полный текст

Введение В настоящее время наблюдается рост популизма во всех регионах мира, в том числе в странах Латинской Америки, в которых появление популистских лидеров связывают с неэффективной политикой элит, приводящей к снижению уровня жизни населения и, как следствие, увеличению числа антиправительственных выступлений [Justino, Martorano 2019]. Г. Лопез и И. Ана зафиксировали значительный рост числа протестов в регионе с середины 2000-х, отметив, что 60 % из них были направлены против исполнительной власти [López, Ana 2017: 93-94]. В данной статье авторы поставили целью выявление факторов успеха лидеров-популистов в демократиях Латинской Америки. Выбор кейсов был сделан в соответствии с теорией волн демократизации С. Хантингтона, согласно которой латиноамериканские страны перешли к демократии в третью волну демократизации (1974-1991) [Хантингтон 2003]. Для анализа были отобраны 13 кейсов: Аргентина, Чили, Уругвай, Венесуэла[46], Боливия, Бразилия, Перу, Эквадор, Колумбия, Доминиканская Республика, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас. Хронологические рамки анализа определены периодом с 1991 по 2019 г., так как с этого времени наблюдается нарастание популистской волны. В исследовании Дж. Кайл и Л. Гулчин, в период с 1990 по 2018 г. число популистов, находящихся у власти в мире, выросло в пять раз: с четырех до двадцати [Kyle, Gultchin 2018][47]. Авторы проводят концептуализацию и операционализацию популизма в странах Латинской Америки. На основе анализа литературы выдвигаются две гипотезы о факторах успеха лидеров-популистов, которые проверяются с помощью метода логистического регрессионного анализа. Концептуализация и операционализация популизма в странах Латинской Америки Концептуализации популизма в странах Латинской Америки уделяли внимание как российские [Чернышев 2015; Дабагян 2017; Мартынов 2020; Варенцова 2014; Осколков 2019], так и зарубежные исследователи [Laclau 2005; Germani 1978; De la Torre 2014; Barr 2017; Roberts 2007; Hawkins et al. 2019]. К. Мюдде и K. Ровира Кальтвассер выделяют три основных подхода к концептуализации популизма: идеационный (ideational), политико-стратегический и социокультурный [Mudde, Rovira Kaltwasser 2018]. Классическим в рамках идеационного подхода считается определение К. Мюдде, который понимает популизм как «разреженную» (thin-сentered) идеологию, разделяющую общество на две антагонистические однородные группы, «истинный народ» и «коррумпированную элиту», и основанную на тезисе, что политика должна представлять собой выражение «общей воли» (volonté general) [Mudde 2004: 543]. Популизм сложно концептуализировать как отдельную идеологию из-за ее разреженности (thinness), обусловленной отсутствием общего исторического или генеалогического референта [Moffitt 2016]. Популизм в этом случае можно представить в качестве вторичной характеристики «насыщенных» идеологий [подробнее см.: Hawkins, Rovira Kaltwasser 2017], которая наслаивается на любые идеологические элементы с целью привлечения более широкого круга сторонников. В данной статье «идея» (идеационный подход) рассматривается как ключевая характеристика «популизма», необходимая и достаточная для его концептуализации. Два других атрибута популизма (персонализм и популистский стиль поведения) по отдельности не являются ни необходимыми, ни достаточными, однако при наложении на ключевую характеристику они добавляют популизму харизматическое и персоналистское измерение (подробнее о попытке о радиальной категоризации популизма см. [Харитонова, Кудряшова 2022]). В рамках идеационного подхода лежит и антилиберальная парадигма Э. Лакло, согласно которой, популизм является «не онтической, а онтологической категорией, суть которой заключается не в политике или идеологии, а в определенном способе артикулирования социального, политического и идеологического содержания» [Laclau, 2005: 34]. Идея находит отражение в дискурсе, стратегии и риторике политических лидеров. Именно идеационный подход преобладает в научной литературе, посвященной популизму в странах Латинской Америки [De la Torre 2015; Barr 2017; Roberts 2006; Hawkins et al. 2019], в рамках которого популизм понимается как риторика, используемая для легитимации лидера и обеспечения поддержки общества. Учитывая, что популизм является эмоционально окрашенной реакцией общества на несправедливость со стороны элит, он анализируется через политический дискурс, оппозиционный по отношению к прежней элите и мобилизационный по отношению к народу. Карлос де ла Торре сочетает политико-стратегический и идеационный подходы, определяя популизм как стратегию по завоеванию власти, основанную на демократически обоснованной необходимости вернуть власть ее исходному владельцу - «народу» [De la Torre 2014: 81]. Способ операционализации популизма в Латинской Америке был выбран c опорой на работу С. Рут [Ruth 2018: 360]. Популистом мы считаем лидера, которого минимум три исследователя на основе анализа дискурса охарактеризовали как популиста. Например[48], президент Бразилии Жаир Болсонару характеризуется как популист в работах трех авторов [Daly 2019: 18; Kyle, Gultchin 2018: 5; Gontijo, Ramos 2019: 619]. В табл. 1 показаны результаты операционализации на основе анализа литературы, посвященной популизму, политическим изменениям и режимным трансформациям в странах Латинской Америки [Ruth 2018; Levitsky, Loxton 2013; De La Torre 2014; Roberts 2015; Edwards 2019; Hawkins 2010 и др.]. Таблица 1 Популистские и непопулистские президенты в 13 странах Латинской Америки Страна Лидер Популист («1» - популист, «0» - непопулист) Аргентина Карлос Менем (1989-1999) 1 Фернандо де ла Руа (1999-2003) 0 Карлос Менем (2003-2007) 1 Кристина Киршнер (2007-2015) 1 Маурисио Макри (2015-2019) 0 Боливия Гонсало Санчес де Лосада (1993-1997; 2002-2003) 1 Уго Бансер Суарес (1997-2001) 0 Хорхе Рамирес (2001-2002) 0 Карлос Меса (2003-2005) 0 Эдуардо Родригес Вельце (2005-2006) 0 Эво Моралес (2006-2019) 1 Бразилия Фернандо Коллор (1990-1992) 1 Итамар Франку (1993-1994) 0 Фернандо Кардозу (1994-2002) 0 Луис Лула да Силва (2002-2010) 1 Дилма Русеф (2010-2016) 0 Мишель Темер Лулиа (2016-2018) 0 Жаир Болсонару (2018-2021) 1 Венесуэла Рафаэль Кальдера (1993-1998) 1 Уго Чавес (1998-2013) 1 Николас Мадуро (2013-2021) 1 Гондурас Карлос Рейна (1993-1997) 0 Карлос Флорес (1997-2001) 0 Рикардо Мадуро (2001-2005) 0 Мануэль Селайя (2005-2009) 0 Порфирио Лобо (2009-2013) 0 Хуан Эрнандес (2013-2021) 0 Доминиканская Республика Хоакин Рикардо (1994-1996) 0 Леонель Фернандес (1996-2000; 2004-2012) 0 Иполито Мехиа (2000-2004) 1 Данило Медина (2012-2020) 1 Окончание табл. 1 Страна Лидер Популист («1» - популист, «0» - непопулист) Колумбия Эрнесто Сампер Писано (1994-1998) 0 Андрес Пастрана (1998-2002) 0 Альваро Урибе (2002-2010) 1 Хуан Мануэль Сантос (2010-2018) 0 Иван Дуке (2018-2021) 0 Никарагуа Виолета Бариос де Чаморро 0 Хосе Лакайо (1997-2002) 0 Энрике Хосе Боланьос Гейер (2002-2007) 0 Даниэль Ортега (2007-2021) 1 Перу Альберто Фухимори (1990-2001) 1 Алехандро Толедо (2001-2006) 0 Алан Гарсия (2006-2011) 1 Ольянта Умала (2011-2016) 0 Педро Пабло Кучински (2016-2021) 0 Сальвадор Армандо Соль (1997-1999) 0 Франсиско Флорес (1999-2004) 0 Антонио Сака (2004-2009) 0 Маурисио Фунес (2009-2014) 0 Сальвадор Серен (2014-2019) 0 Уругвай Луис де Эррера (1990-1995) 0 Хулио Койроло (1995-2000) 0 Хорхе Ибаньес (2000-2005) 0 Табаре Васкес (2005-2010) 0 Хосе Кордано (2010-2015) 0 Табаре Васкес (2015-2020) 1 Чили Рикардо Лагос (1993-2006) 1 Мишель Бачелет (2006-2010; 2013-2017) 1 Себастьян Пиньера (2010-2013; 2017-2021) 0 Эквадор Сиксто Дюран-Бальен (1992-1996) 0 Абадала Букарам (1996-1998) 1 Хамиль Мауад (1998-2002) 1 Лусио Гутьеррес (2002-2006) 1 Рафаэль Корреа (2006-2017) 1 Ленин Морено (2017-2021) 0 Источник: составлено авторами. Table 1 Populist and non-populist presidents in 13 Latin American countries Country President Popilism («1» - populist, «0» - non populist) Argentina Carlos Menem (1989-1999; 2003-2007) 1 Fernando de la Rúa (1999-2003) 0 Cristina Kirchner (2007-2015) 1 Mauricio Macri (2015-2019) 0 Bolivia Gonzalo Sánchez de Lozada (1993-1997; 2002-2003) 1 Hugo Banzer Suárez (1997-2001) 0 Jorge Ramírez (2001-2002) 0 Carlos Mesa (2003-2005) 0 Eduardo Rodríguez Veltzé (2005-2006) 0 Evo Morales (2006-2019) 1 Brazil Fernando Collor (1990-1992) 1 Itamar Franco (1993-1994) 0 Fernando Cardoso (1994-2002) 0 Luiz Inácio Lula da Silva (2002-2010) 1 Dilma Rousseff (2010-2016) 0 Michel Temer Lulia (2016-2018) 0 Jair Bolsonaro (2018-2021) 1 Venezuela Rafael Caldera (1993-1998) 1 Hugo Chávez (1998-2013) 1 Nicolás Maduro (2013-2021) 1 Honduras Carlos Reina (1993-1997) 0 Carlos Flores (1997-2001) 0 Ricardo Maduro (2001-2005) 0 Manuel Zelaya (2005-2009) 0 Porfirio Lobo (2009-2013) 0 Juan Hernández (2013-2021) 0 Dominican Republic Ricardo Joaquín (1994 -1996) 0 Leonel Fernández (1996-2000; 2004-2012) 0 Hipólito Mejía (2000-2004) 1 Danilo Medina (2012-2020) 1 The end of Table 1 Country President Popilism («1» - populist, «0» - non populist) Colombia Ernesto Samper Pizano (1994-1998) 0 Andrés Pastrana (1998-2002) 0 Álvaro Uribe (2002-2010) 1 Juan Manuel Santos (2010-2018) 0 Iván Duque (2018-2021) 0 Nicaragua Violeta Barrios Torres de Chamorro (1990-1997) 0 José Lacayo (1997-2002) 0 Enrique José Bolaños Geyer (2002-2007) 0 Daniel Ortega (2007-2021) 1 Peru Alberto Fujimori (1990-2001) 1 Alejandro Toledo (2001-2006) 0 Alan García (2006-2011) 1 Ollanta Humala (2011-2016) 0 Pedro Pablo Kuczynski (2016-2021) 0 El Salvador Armando Sol (1997-1999) 0 Francisco Flores (1999-2004) 0 Antonio Saca (2004-2009) 0 Mauricio Funes (2009-2014) 0 Salvador Cerén (2014-2019) 0 Uruguay Luis de Herrera (1990-1995) 0 Julio Coirolo (1995-2000) 0 Jorge Ibáñez (2000-2005) 0 Tabaré Vázquez (2005-2010) 0 José Cordano (2010-2015) 0 Tabaré Vázquez (2015-2020) 1 Chile Ricardo Lagos (1993-2006) 1 Michelle Bachelet (2006-2010; 2013-2017) 1 Sebastián Piñera (2010-2013; 2017-2021) 0 Ecuador Sixto Durán-Ballén (1992-1996) 0 Abdalá Bucaram (1996-1998) 1 Jamil Mahuad (1998-2002) 1 Lucio Gutiérrez (2002-2006) 1 Rafael Correa (2006-2017) 1 Lenín Moreno (2017-2021) 0 Source: compiled by authors. Факторы популизма в латиноамериканских странах Многие исследователи, работающие в рамках структурного подхода к анализу популизма, подчеркивают значимость социально-экономических условий популизма [Guriev 2018; Ocampo 2019; Kyle, Mounk 2018]. Ряд авторов выявляют влияние таких факторов, как уровень гражданского участия [Макаренко 2017; Avritzer 2004; Feinberg, Waisman, Zamosc 2006] и cтепень автономии гражданского общества [Dagnino 2011]. По мнению Б. И. Макаренко, развитое гражданское общество «не является надежной «прививкой» от популизма, однако служит его ограничителем» [Макаренко 2017: 16]. Согласно матрице популизма К. Робертса, высокий уровень организации гражданского общества приводит к появлению «органического популизма»[49] и «лейбористского популизма»[50], низкий - «партийного» либо «электорального популизма»[51] [Roberts 2006: 131]. К. Хокинс считает, что популизм появляется в результате «значительных политических провалов, подрывающих легитимность политической системы как в нормативном плане, так и по существу» [Hawkins 2010:161]. По мнению К. Робертса, популистские волны в Латинской Америке происходят в периоды институциональных кризисов, упадка или транзита, когда политические институты не могут удержать или направить политическую мобилизацию» [Roberts 2007: 4]. Вследствие особенностей латиноамериканской политической культуры социальные движения и политическое участие часто вдохновляются «сверху» с целью получения дополнительной поддержки. Согласно Р. Янсену, популизм неотделим от метода его осуществления - мобилизации, поэтому он понимает популизм как «популистскую мобилизацию, сочетающую популистскую антиэлитарную, националистическую риторику и мобилизацию маргинализированных слоев на продолжительные протестные действия» [Jansen 2015: 181]. Для такой мобилизации необходим популистский лидер, который «может конвертировать настроения в логичный эмоционально заряженный дискурс» [Hawkins et al. 2019: 196]. Фокус на маргинализированные слои отличает латиноамериканский популизм от европейского [Rovira Kaltwasser 2015], что проявилось в так называемых «бунтах нищеты» в поддержку антинеолиберального популизма левой волны. Классическое исследование популизма Дж. Джермани [Germani 1978] рассматривает популизм как этап модернизации Латинской Америки, характеризующийся социальной мобилизацией и инкорпорацией в политический процесс ранее исключенных масс. Согласно модернизационному подходу, экономическое развитие приводит к неравенству и, как следствие, социальному недовольству, поэтому популисты привлекают «неудачников модернизации» (Modernisierungsverlierer) [Rovira Kaltwasser 2015]. При высоком уровне экономического развития политический режим любого типа с большей вероятностью сохранится [Przeworski, Limongi 1997: 179], но при экономических кризисах угрозе распада наиболее подвержены новые неконсолидированные демократии. Экономический кризис может способствовать успеху популизма [Margalit 2019], так как стимулирует популистские настроения [Hawkins et al. 2019: 262]. Как считает И. Уолкер, популизм представляет «короткий путь к развитию и демократии через мгновенное удовлетворение социальных требований, создавая видимость эффективного решения проблем бедности и неравенства» [Walker 2008: 12]. Как считает С. Гуриев, «популизм связан с неравенством и перераспределением» [Guriev 2018: 202], причем «неравенство может быть как справедливым, выступая следствием навыков и усилий, так и несправедливым - неравенство возможностей в результате действия экзогенных факторов» [Ibid.]. В результате качественного сравнительного анализа (QCA) популизма Р. Барр сделал вывод, что экономические условия не являются ни необходимыми, ни достаточными для объяснения популизма в странах Латинской Америки (Barr 2017: 60). Исследование К. Хокинса выявило, что высокий уровень восприятия коррупции увеличивает вероятность прихода к власти популистов при любом уровне экономического роста [Hawkins 2010]. С. Гуриев также выявляет наличие связи между восприятием коррупции и неодобрением действующих лидеров [Guriev 2018: 202]. В рамках настоящего исследования авторы выдвигают две гипотезы о факторах успеха популистов на президентских выборах. Первая гипотеза сформулирована следующим образом: чем ниже уровень политического участия и развития гражданского общества, тем больше вероятность победы популистов. Уровень политического участия операционализируется через индекс гражданского участия, а степень развития гражданского общества - через индекс гражданского общества. Данные по всем индексам берутся из базы данных «Разновидности демократии» (Varieties of Democracy project - V-Dem)[52]. В качестве контрольной переменной используются ВВП на душу населения и уровень инфляции. Вторая гипотеза гласит: чем выше уровень неравенства и инфляция в стране, тем больше вероятность прихода к власти лидера-популиста. Причины успеха президентов-популистов в Латинской Америке: количественный анализ данных Для проверки поставленных гипотез был выбран метод логистического регрессионного анализа, в котором в качестве зависимой переменной выступала фиктивная переменная «Популизм». В качестве зависимых переменных были взяты «Индекс гражданского участия», «Индекс гражданского общества», «ВВП на душу населения», «Уровень инфляции»[53], «Уровень экономического неравенства» (коэффициент Джини). Описательные статистики по всем переменным базы данных по 13 странам (1991-2019) представлены в табл. 2. Таблица 2 Описательные статистики для переменных Переменная Число наблюдений Среднее значение переменнной Минимальное значение переменной Максимальное значение переменной Источник данных Популизм (бинарная переменная) 377 0.49 0 1 Таблица 1 Индекс гражданского участия 377 0.76 0.29 0.96 V-Dem Индекс гражданского общества 377 0.80 0.15 0.97 V-Dem ВВП на душу населения 364 9885.57 2114.69 22104.77 V-Dem Уровень инфляции 260 37.39 -1.167 2075.83 V-Dem Индекс гражданских свобод 377 2.91 1 6 V-Dem Уровень экономического неравенства (коэффициент Джини) 377 49.43 0 68.1 V-Dem Источник: база данных 13 латиноамериканских демократий (1991-2019) составлена на основе базы V-Dem [Country-Year/Country-Date] Dataset v11.1 // Varieties of Democracy Project. 2021. URL: https://doi. org/10.23696/vdemds21 (accessed: 05.11. 2021). Descriptive statistics Table 2 Variable The number of observations Mean Min Max Data sourcee Populism (binary) 377 0.49 0 1 Table 1 Civil participation index 377 0.76 0.29 0.96 V-dem Civil society index 377 0.80 0.15 0.97 V-dem GDP per capita 364 9885.57 2114.69 22104.77 V-dem Inflation 260 37.39 -1.167 2075.83 V-dem Civil freedom index 377 2.91 1 6 V-dem Gini coefficient 377 49.43 0 68.1 V-dem Source: dataset of 13 Latin American democracies (1991-2019) was compiled on the basis of data from V-Dem [Country-Year/Country-Date] Dataset v11.1//Varieties of Democracy Project. 2021. Retrieved November 5, 2021, from https://doi.org/10.23696/vdemds21 (accessed: 05.11. 2021). Для проверки первой гипотезы были построены модели 1-3 (табл. 2). В качестве независимых переменных первой модели выступают индекс гражданского участия, индекс гражданского общества, уровень ВВП на душу населения и уровень инфляции[54]. Однако недостатком модели 1 стало отсутствие данных по уровню инфляции в базе V-Dem с 2011 г., что значительно снизило число наблюдений (с 364 до 260). По этой причине была построена модель 2 без учета переменной «Инфляция». Исключив переменную «Инфляция», авторы расширили число переменных, связанных с социальными факторами, включив в исследование уровень гражданских свобод, данные о котором со ссылкой на Дом свободы (Freedom House)[55] предоставляет база данных V-Dem[56]. Гражданские свободы могут рассматриваться не только как социальный фактор, но и как институциональный, зависящий от уровня открытости политического режима и политической системы в целом [Mainwaring et al. 2001: 44]. В рамках демократических систем популизм обычно рассматривается в качестве угрозы демократии [Weyland 2020], отката от демократии (democratic “backsliding”) [Peters, Pierre 2020: 931], проявляющегося в уменьшении политических и гражданских свобод. Согласно Б. Бугаричу, популизм «подрывает суть либеральной демократии, нарушая свободу СМИ и ущемляя гражданские и политические свободы, поэтому демократический популистский режим деградирует в сторону недемократического и авторитарного» [Bugaric, 2019, р. 390]. Уменьшение политических свобод, таким образом, может рассматриваться как следствие прихода к власти популистов. Следует отметить и иную точку зрения, согласно котоорой популизм приводит «к обновлению и „пробуждению“ конвенциональной политики, преодолению демократической энтропии и дефицита» (подробнее см. [Казаринова 2017]). В данном исследовании предполагается, что при низком уровне гражданских и политических свобод ограничивается и уровень гражданского участия, что создает более благоприятные условия для прихода к власти популистов. С учетом данного предположения для составления третьей модели были выбраны следующие переменные: индекс гражданского участия, индекс гражданского общества, индекс гражданских свобод, уровень ВВП на душу населения. Вторая гипотеза в качестве независимых переменных включает «Уровень инфляции» и «Уровень экономического неравенства (коэффициент Джини). Для проверки гипотезы были построены модели 4 и 5. В связи с отсутствием части данных по фактору инфляции авторы провели повторный множественный регрессионный анализ, исключив данную переменную из модели. Для оценки экономического положения страны взят показатель уровня ВВП на душу населения. Таблица 3 Результаты логистического регрессионного анализа факторов успеха популизма в Латинской Америке в 1991-2019 гг. Переменные Модель 1 Модель 2 Модель 3 Модель 4 Модель 5 Индекс гражданского участия -8.743*** (-4.18) -2.529 (-1.74) -2.434 (-1.67) - - Индекс гражданского общества 1.771 (1.06) -3.474** (-2.72) -3.060* (-2.29) - - ВВП на душу населения 0.000283*** (6.80) 0.000182*** (6.75) 0.000196*** (6.36) - 0.000117*** (4.67) Уровень инфляции 0.0000115 (0.02) - - -0.000104 (-0.15) - Индекс гражданских свобод - - 0.176 (0.96) - - Уровень экономического неравенства (коэффициент Джини) - - - -0.0647* (-2.48) -0.0204 (-0.97) Константа 2.651* (2.51) 2.926*** (3.67) 1.883 (1.41) 3.225* (2.41) -0.183 (-0.16) Число наблюдений 260 364 364 260 364 P 0.000 0.000 0.000 0.038 0.000 Псевдо R2 0.2170 0.1518 0.1537 0.0182 0.0708 Логарифмическое правдоподобие -140.88725 -213.92212 -213.46173 -176.67008 -234.35554 Источник: составлено авторами. Зависимая переменная - приход лидеров-популистов к власти. * p<0.05, ** p<0.01, *** p<0.001 Table 3 Logistic regression analysis results of the causes of electoral success of populists, 1991-2019 Variables Model 1 Model 2 Model 3 Model 4 Model 5 Civil participation index -8.743*** (-4.18) -2.529 (-1.74) -2.434 (-1.67) - - Civil society index 1.771 (1.06) -3.474** (-2.72) -3.060* (-2.29) - - GDP per capita 0.000283*** (6.80) 0.000182*** (6.75) 0.000196*** (6.36) - 0.000117*** (4.67) Inflation 0.0000115 (0.02) - - -0.000104 (-0.15) - Civil freedom index - - 0.176 (0.96) - - Gini coefficient - - - -0.0647* (-2.48) -0.0204 (-0.97) Constant 2.651* (2.51) 2.926*** (3.67) 1.883 (1.41) 3.225* (2.41) -0.183 (-0.16) Observations 260 364 364 260 364 P 0.000 0.000 0.000 0.038 0.000 Pseudo R2 0.2170 0.1518 0.1537 0.0182 0.0708 Log likelihood -140.88725 -213.92212 -213.46173 -176.67008 -234.35554 Source: compiled by authors, electoral success of populists as a dependent variable. Проведенный анализ продемонстрировал значимость всех пяти моделей. Переменная «ВВП на душу населения» обладает значимостью в четырех моделях (1, 2, 3, 5), что подтверждает гипотезу относительно влияния экономических факторов на вероятность прихода к власти лидеров-популистов в странах Латинской Америки. Значимой также является переменная «Индекс гражданского участия» в модели 1, однако при увеличении числа наблюдений в моделях 2 и 3 переменная становится незначимой. Это может быть связано с тем, что после 2011 г. (именно с этого года отсутсвуют данные по инфляции) уровень гражданского участия в среднем по странам Латинской Америки изменялся незначительно. Переменная «Индекс гражданского общества» сохраняет значимость в двух моделях с числом наблюдений 364, что подтвержает гипотезу о роли социальных факторов. Переменная «Уровень экономического неравенства (коэффициент Джини)» обладает значимостью в одной модели из двух: при увеличении числа наблюдений за счет замены переменной «Инфляция» на «ВВП на душу населения» в Модели 5 значимость теряется, что также говорит о том, что в последние годы уровень неравенства в исследуемых странах менялся незначительно. Первая модель обладает наибольшим объяснительным потенциалом с учетом высокого значения псевдо R-квадрата, однако уменьшение числа наблюдений до 260 не позволяет использовать модели 1 и 4 для точного прогнозирования вероятности прихода к власти лидеров-популистов. Анализ реззультатов моделей 2, 3, 5 дает основания предположить, что экономический фактор, выраженный в данном исследовании переменной «ВВП на душу населения», играет значительную роль при оценке вероятности прихода к власти лидера-популиста в странах Латинской Америки. Значимой в моделях 2 и 3 оказалась переменная «Индекс гражданского общества». Направление связи говорит о том, что при низком уровне развития гражданского общества вероятность прихода к власти лидеров-популистов в Латинской Америке выше. Модель 5, в рамках которой авторы анализировали зависимость популизма от экономических факторов без учета социальных, не выявила значимых переменных. Таким образом, проследив направление связи между переменными, авторы пришли к выводу, что в странах Латинской Америки гражданское участие и устойчивое гражданское общество являются препятствием для прихода к власти лидеров-популистов, при том что вероятность прихода к власти лидера-популиста сохраняется даже при высоком ВВП на душу населения. Результаты анализа позволили выделить две переменные, которые оказывают наиболее заметное влияние на вероятность прихода к власти лидера-популиста: индекс гражданского общества и уровень ВВП на душу населения. На основании проведенных подсчетов можно спрогнозировать зависимость ключевой переменной исследования от данных факторов. Результаты прогнозирования в виде графиков (рис. 1, 2). Рис. 1. Вероятность прихода к власти лидера-популиста в зависимости от индекса гражданского общества Источник: составлено авторами на основе результатов регрессионного анализа. На графике показан 95 % доверительный интервал. Fig. 1. Probabilty of populist leader’s electoral success and civil society index Source: compiled by the authors based on the results of regression analysis. The graph shows a 95 % confidence interval. Рис. 2. Вероятность прихода к власти лидера-популиста в зависимости от ВВП Источник: составлено авторами на основе результатов регрессионного анализа. На графике показан 95 % доверительный интервал. Fig. 2. Probabilty of populist leader’s electoral success and GDP Source: compiled by the authors based on the results of regression analysis. The graph shows a 95 % confidence interval. Проведенный анализ демонстрирует, что вероятность прихода к власти популистов в странах Латинской Америки снижается с повышением индекса гражданского общества и возрастает с увеличением уровня ВВП на душу населения. Прогноз был составлен на основе данных парного регрессионного анализа, согласно которому уменьшение значения переменной «Индекс гражданского участия» на единицу повышает вероятность прихода к власти лидера-популиста в странах Латинской Америки на 5 %. Между уровнем ВВП на душу населения и вероятностью прихода к власти популиста подтвердилась прямая зависимость: вероятность повышается на 1 % при изменении данной переменной на одну единицу. Заключение Проведенное исследование позволило выявить степень влияния социально-экономических факторов на успех популизма в Латинской Америке и спрогнозировать вероятность прихода к власти лидеров-популистов. Для проверки поставленных гипотез авторами было предложено пять моделей, из которых наиболее эффективной оказалась модель, объясняющая вероятность прихода к власти популистов через влияние индекса гражданского участия, индекса гражданского общества и уровня ВВП на душу населения. На основе анализа 13 кейсов в период с 1991 по 2019 г. авторы пришли к выводу, что в странах Латинской Америки гражданское участие и устойчивость гражданского общества могут стать препятствием для прихода к власти лидеров-популистов, хотя вероятность прихода к власти лидера-популиста сохраняется при любом уровне ВВП на душу населения. Однако только качественные исследования отдельных страновых случаев помогут объяснить и скорректировать полученные выводы.
×

Об авторах

Ангелина Александровна Малашенкова

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Email: angelina9909@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5457-5588

студентка магистратуры факультета управления и политики

Москва, Российская Федерация

Оксана Геннадьевна Харитонова

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: o.haritonova@inno.mgimo.ru
ORCID iD: 0000-0003-1908-0613

кандидат политических наук, доцент кафедры сравнительной политологии

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Варенцова О. Б. Три волны популизма в Латинской Америке // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 6 (39). С. 153-160. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-6-39-153-160
  2. Дабагян Э. С. Массовые социальные протесты как политический фактор // Политические конфликты в Латинской Америке: вызовы стабильности и новые возможности. М.: ИЛА РАН, 2017. С. 185-203.
  3. Казаринова Д. Б. Популизм и глобальный порядок // Политика постправды в современном мире / под ред. О. В. Поповой. СПб.: Скифия-принт, 2017. С. 93-97.
  4. Макаренко Б. Популизм и политические институты: сравнительная перспектива // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссия. 2017. № 1-2 (124). С. 15-27. https://doi.org/10.24411/2070-5107-2017-00001
  5. Мартынов Б. Ф. Латиноамериканский популизм: некоторые размышления по поводу // Латинская Америка. 2020. № 2. С. 19-29.
  6. Осколков П. В. Правый популизм в Европейском союзе. М.: Ин-т Европы РАН, 2019.
  7. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века / пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003.
  8. Харитонова О. Г., Кудряшова И. В. Политические режимы и режимные изменения в пене популистской волны // Политическая наука. 2022. № 1. C. 224-244. https://doi.org/1031249/ poln/2022.01.10
  9. Чернышев А. Л. Политизация этничности в эпоху глобализации: опыт Латинской Америки // Латинская Америка. 2015. № 9. С. 73-80.
  10. Avritzer L. Civil Society in Latin America: uncivil, liberal and participatory models // Glasius M., Lewis D. and Seckinelgin H. (eds.). Exploring Civil Society: Political and Cultural Contexts. Abingdon: Routledge, 2004. P. 47-53.
  11. Barr R. R. The resurgence of populism in Latin America. Boulder, Colorado: Lynne Rienner Publishers, Inc. 2017.
  12. Bugaric B. The two faces of populism: Between authoritarian and democratic populism // German law journal. 2019. Vol. 20. P. 390-400. https://doi.org/10.1017/glj.2019.20
  13. Dagnino E. Civil Society in Latin America // M. Edwards (ed.). The Oxford Handbook of Civil Society. N. Y.: Oxford University Press, 2011. P. 122-133.
  14. Daly T. Populism, public law, and democratic decay in Brazil: understanding the rise of Jair Bolsonaro // SSRN Electronic Journal. 2019. https://doi.org/10.2139/ssrn.3350098. URL:https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3350098 (accessed: 02.02.2022).
  15. De la Torre C. Populism in Latin American politics // Research in Political Sociology. 2014. Vol. 22. P. 79-100. https://doi.org/10.1108/S0895-993520140000022003
  16. The Promise and Perils of Populism. Global Perspectives / De la Torre C. (ed.). Lexington, Kentucky: University Press of Kentucky, 2015.
  17. Edwards S. On Latin American populism, and its echoes around the world // Journal of Economic Perspectives. 2019. Vol. 33, no. 4. P. 76-99. https://doi.org/10.1257/jep.33.4.76
  18. Feinberg R., Waisman C., Zamosc L. Civil society and democracy in Latin America. Basingstok: Palgrave McMillan, 2006.
  19. Germani G. Authoritarianism, Fascism, and National Populism. New Brunswick: Transaction books, 1978.
  20. Gontijo C., Ramos L. Caesarism, Populism, and the 2018 Election in Brazil // Capital & Class. 2019. Vol. 44, no. 4. P. 617-632. https://doi.org/10.1177/0309816819884670
  21. Guriev S. Economic Drivers of Populism // AEA Papers and Proceedings. 2018. Vol. 108. P. 200-203. https://doi.org/10.1257/pandp.20181123
  22. Hawkins K. A. Venezuela’s Chavismo and Populism in Comparative Perspective. N. Y.: Cambridge University Press, 2010.
  23. Hawkins K., Rovira Kaltwasser C. The Ideational Approach to Populism // Latin American Research Review. 2017. Vol. 52, no. 4. P. 513-528. https://doi.org/10.25222/larr.85
  24. Hawkins K., Carlin R. E., Littvay L., Rovira Kaltwasser C. The Ideational Approach to Populism. Concept, Theory, and Analysis. Abingdon: Routledge, 2019.
  25. Jansen R. Populist mobilization. A New Theoretical Approach to Populism // The Promise and Perils of Populism. Global Perspectives / De la Torre C. (ed.). Lexington, Kentucky: University Press of Kentucky, 2015. P. 159-188
  26. Justino P., Martorano B. Redistributive Preferences and Protests in Latin America // Journal of Conflict Resolution. Vol. 63, no. 9. 2019. P. 2128-2154. https://doi.org/10.1177/0022002719827370
  27. Kyle J., Gultchin L. Populists in Power Around the World. 2018. URL: https://institute.global/insight/renewing-centre/populists-power-around-world (accessed: 02.02.2022)
  28. Kyle J., Mounk Y. The Populist Harm to Democracy: An Empirical Assessmentю - 2018. URL: https://institute.global/policy/populist-harm-democracy-empirical-assessment
  29. Kyle J., Meyer B. High Tide? Populism in Power, 1990-2020. 2020. URL: https://institute.global/policy/high-tide-populism-power-1990-2020 (accessed: 02.02.2022).
  30. Laclau E. Populism: What’s in a Name? // Panizza F. (ed.). Populism in the mirror of democracy. L. N. Y., Verso, 2005. P. 32-49.
  31. Levitsky S., Loxton J. Populism and Competitive Authoritarianism in the Andes // Democratization. 2013. Vol. 20, no. 1. P. 107-136. https://doi.org/10.1080/13510347.2013.738864
  32. López G., Ana I. Legislative Coalition Size and Antigovernment Protests in Latin America // Journal of Politics in Latin America. 2017. Vol. 9, no. 3. P. 91-120. https://doi.org/10.1177/1866802X1700900304
  33. Lucas R. E. Some macroeconomics for the 21st century // Journal of Economic Perspectives. 2000. Vol. 14, no. 1. P. 159-168. https://doi.org/10.1257/jep.14.1.159
  34. Mainwaring S., Brinks D., Pérez-Liñán A. Classifying political regimes in Latin America, 1945-1999 // Studies in Comparative International Development. 2001. Vol. 36, no. 1. P. 37-65. https://doi.org/10.1007/BF02687584
  35. Margalit Y. Economic Insecurity and the Causes of Populism, Reconsidered // Journal of Economic Perspectives. 2019. Vol. 33, no. 4. P. 152-70. https://doi.org/ 10.1257/jep.33.4.152
  36. Moffitt B. The Global Rise of Populism: Performance, Political Style, and Representation. Stanford: Stanford University Press, 2016.
  37. Mudde C. The Populist Zeitgeist // Government and Opposition. 2004. Vol. 39, no. 4. P. 541-563. https://doi.org/10.1111/j.1477-7053.2004.00135.x
  38. Mudde C., Rovira Kaltwasser C. Studying populism in comparative perspective: Reflections on the contemporary and future research agenda // Comparative political studies. 2018. Vol. 51, no. 13. P. 1667-1693. https://doi.org/10.1177/0010414018789490
  39. Ocampo E. The Economic Analysis of Populism: A Selective Review of the Literature // UCEMA Working Papers: Serie Documentos de Trabajo. 2019. Vol. 694.
  40. Peters B. G., Pierre J. A typology of populism: understanding the different forms of populism and their implications // Democratization. 2020. Vol. 27, no. 6. P. 928-946. https://doi.org/10.108 0/13510347.2020.1751615
  41. Przeworski A, Limongi F. Modernization: Theories and facts // World politics. 1997. Vol. 49, no. 2. P. 155-183. https://doi.org/10.1353/wp.1997.0004
  42. Roberts, K. M. Latin America’s Populist Revival // SAIS Review. 2007. Vol. 27, no. 1. P. 3-15. https://doi.org/10.1353/sais.2007.0018
  43. Roberts K. M. Populism, Political Conflict, and Grass-Roots Organization in Latin America // Comparative Politics. 2006. Vol. 38, no. 2. P. 127-148. https://doi.org/10.2307/20433986
  44. Roberts K. M. Populism, political mobilizations, and crises of political representation // The promise and perils of populism: Global perspectives. / De la Torre C. (ed.). Lexington, Kentucky: University Press of Kentucky, 2015. P. 140-158.
  45. Rovira Kaltwasser C. Explaining the emergence of populism in Europe and the Americas // The Promise and Perils of Populism. Global Perspectives / De la Torre C. (ed.). Lexington, Kentucky: University Press of Kentucky, 2015. P. 189-228.
  46. Ruth S. P. Populism and the erosion of horizontal accountability in Latin America // Political Studies. 2018. Vol. 66, no. 2. P. 356-375. https://doi.org/10.1177/0032321717723511
  47. Walker I. The Three Lefts of Latin America // Dissent. 2008. Vol. 55, no. 4. P. 5-12. https://doi. org/10.1353/dss.2008.0044
  48. Weyland K. Populism’s threat to democracy. Comparative lessons for the United States // Perspectives on populism. 2020. Vol. 18, no. 2. P. 389-406. https://doi.org/10.1017/S1537592719003955

© Малашенкова А.А., Харитонова О.Г., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах