Четвертая волна феминизма: политический дискурс и лидеры мнений в социальной сети Твиттер

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В XXI веке феминистское движение остается одним из крупнейших общественно-политических движений и обретает новую платформу консолидации - Интернет и новые способы мобилизации - социальные медиа. Освещение деятельности участников(ниц) и сторонников(ниц) движений Women’s Mаrch и #MeToo, актуализация женского вопроса и проблем гендерного равенства в цифровой социально-политической повестке, а также дискурс о ситуации с правами и свободами женщин в Афганистане делает актуальным поиск объяснительных моделей новых феноменов в развитии феминизма. Социальные медиа демократизировали феминизм и создали прецеденты конвертации политического капитала феминисток из онлайн-пространства в офлайн-деятельность (примеры рассматриваются в статье). Для оценки масштаба, содержания и потенциала четвертой волны феминизма в статье приводятся результаты эмпирического анализа Big Data: выгрузки сетевых данных (общее количество составило более 1 000 000 твитов и ретвитов) из социальной сети Twitter по ключевому слову «women». С помощью сетевого, реляционного и лингводискурсивного анализа были проанализированы полученные дата-сеты (в 5 контрольных точках), визуализированы социальные графы, выявлены и описаны лидеры мнений (и цифровой контент, который ими был сформирован) в сформированном политическом дискурсе четвертой волны феминизма в социальной сети Твиттер, определена и охарактеризована динамика ключевых дискурсивных тематик. В результате исследования сделан вывод о том, как проблематика прав афганских женщин вошла в политической дискурс четвертой волны феминизма и как и почему она была замещена проблематикой закона о запрете абортов в штате Техас США. В заключении делается вывод о дальнейших перспективах развития дискурсивного поля четвертой волны феминизма.

Полный текст

Введение Пять лет назад в 2017 г. ведущий американский онлайн-словарь Merriam-Webster назвал «феминизм» словом года1. Как отмечают редакторы интернет-портала, всплеск интереса пользователей был обусловлен: во-первых, активным освещением в СМИ и социальных сетях деятельности движения Women’s Mаrch[62] (женские марши, которые ежегодно проходят в январе в США и во многих странах мира начиная с 2016 г., возникшие как реакция американских женщин на мизогинистические и шовинистские выступления на тот момент только избранного президента США Д. Трампа) [Moni 2020:1-16; Just, Muhr 2019:245-267]; во-вторых, инклюзией феминизма во всемирно известную кинопродукцию Голливуда (в том же году вышел популярный блокбастер «Чудо-женщина», снятый к тому же женщиной-режиссером, и сериал «Рассказ служанки», снятый по одноименному популярному роману женщины-писательницы и поднимающий вопросы женского репродуктивного рабства в тоталитарном государстве), невероятным ростом в социальных сетях движения #MeToo[63] [Mendes, Ringrose, Keller 2018:236-246] и, как результат, - все больше женщин любого статуса и уровня известности стали открыто говорить о домогательствах на рабочем месте, что повлекло череду новостей об увольнениях мужчин, которым были предъявлены обвинения[64] [Zarkov, Davis 2018:3-9]. Данные факторы, особенно активная деятельность сторонников и сторонниц движений Women’s March и #MeToo в сфере гендерного равенства, феминистская повестка в работе американской киноиндустрии, экстремально религиозно-патриархальный откат в отношении женщин в Афганистане в 2021 г. после прихода к власти талибов и подтверждение того факта, что в 2020 и 2021 гг. женщины во всем мире ощутили на себе более тяжелые социальные и экономические последствия пандемии COVID-19 (рост домашнего насилия, более высокая нагрузка на работе - женщины составляют от 70 до 86% медицинских служб и социальных работников, кризис в традиционно «женских» отраслях экономики)[65] - все эти факторы доказывают, что феминизм и гендерное равенство продолжают оставаться наиболее острыми политическими темами в мировом пространстве. Метафора волн феминизма - это способ структурировать многогранное феминистское движение и в исторической ретроспективе выделить характерные для определенных временных периодов цели, задачи, технологии, ключевых теоретиков и практиков (лидеры движения), а также достигнутые результаты каждой волны феминизма. Периодизация и выделение волн феминизма необходимы для определения того, почему цель абсолютного равенства прав мужчин и женщин даже в XXI веке в некоторых странах остается «точкой за линией горизонта». Первая, вторая и третья волны феминизма: чего добились и что не удалось? Определим феминистское движение как ряд политических кампаний и активизм, направленный на постепенные реформы/изменения в отношении мужчин и женщин как субъектов жизнедеятельности общества, государства и семьи. Традиционно периодом формирования и расцвета первой волны феминизма считается середина XIX в. - 1920-е гг. В этот период происходит формирование новой политической идентичности женщин (разделяются идентичность «женщины-гражданки» и идентичность «жены и матери») [Капелли 2015:467]; женщины выходят за пределы приватного пространства; трансформируются каноны допустимого женского поведения [Women in German History… 1989; Prochaska 1980; Smith-Rosenberg 1971]; женщины включаются в решение социальных вопросов общества посредством деятельности общественных организаций [LeGates 2001]; происходит частичное включение женщин в рабочее и профсоюзные движения (без внесения женских интересов в повестку дня); в некоторых странах женщины получили права на развод и владение имуществом[66]. В конце XIX - начале XX в. в политическую повестку государств вносится (и успешно решается) вопрос избирательных прав[67]; реформируется система образования; в печатной прессе и художественной литературе поднимаются дискуссии о профессиональном самоопределении женщин и возможностях равной оплаты за равный труд мужчин и женщин [Crawford 2002]. Фактически к затуханию первой волны феминизма привело, во-первых, получение женщинами в ряде европейских стран избирательных прав; во-вторых, Первая мировая война и включение женщин в рабочую силу взамен ушедших на фронт мужчин способствовали идейному и организационному снижению темпов развития феминистского движения в межвоенный период; в-третьих, падение рождаемости, начавшееся с 1900-х гг., в условиях межвоенных лет стало вызывать постоянное беспокойство и вину за этот спад одновременно в разных странах возложили на растущую независимость женщин. Возникновение второй волны феминизма[68] связано с тем, что получение женщинами избирательных прав не решило, а скорее вскрыло новые проблемы, возникшие в период 1920-1960-х гг.: политическое равенство де-юре не предопределило равенство де-факто; неравенство в приватной сфере обрело новые формы (домашнее насилие, финансовая зависимость, неоплачиваемый домашний труд); усилились дискриминация в политической и экономической сферах; профессиональная гендерная сегрегация; угнетение женщин и мужчин посредством символической политики, стереотипы по поводу гендерных ролей; сексуальная объективация женщин в массовой культуре и проституция. Как тема обсуждения возникли репродуктивные права и контроль над сексуальностью и телом [Бовуар 2015; Hall 2010; История женщин на Западе... 2015]. Особенность второй волны феминизма заключается в том, что феминизм как теория и практика продолжил институционализироваться и усложняться [French Feminist Thought 1987; Брайсон 2001; Orloff 2009:317-343; Bonfiglioli 2020:144-147]. В 1990-е гг. возникает третья волна феминизма: движение, во-первых, возникшее как ответ на неудачи и негативную реакцию на действия феминисток второй волны, а во-вторых, как выход за рамки точки зрения «белой женщины» и западной культуры и понимание того, что женщины имеют разный цвет кожи, принадлежат к разным этносам, национальностям, религиям, культурам и традициям. Феминизм расширяется за счет включения женщин с разным набором идентичностей. Переход от второй волны к третьей ознаменовался еще и тем, что во многих странах были расширены права женщин и созданы институциональные условия для обеспечения гендерного равенства, но вопрос со стереотипами, образами женщин в медиа и языковыми конструктами остался нерешенным. Некоторые исследователи и феминистки[69] критикуют развитие феминизма в период третьей волны, заявляя, что феминистские организации этого периода стали бюрократическими машинами, использующими «пафосные и усталые» акции и мероприятия. На наш взгляд, феминизм третьей волны сделал концепт женщины более многогранным и сместил вектор публично политики с улучшения положения «второго пола» на создание условий для гендерного равенства. Генезис четвертой волны феминизма Безусловно, в современных социальных науках три волны феминизма - это устоявшийся теоретический конструкт [Брайсон 2001], но фактический перенос и активное развитие феминизма, а также накопление политического капитала в онлайн-формате (и его монетизация в офлайн) - привели к дефициту теоретических моделей современных феноменов феминизма, аналогов которым в современных формах, технологиях, масштабах и результатах нет в исторической ретроспективе. Впервые в зарубежной науке термин «четвертая волна феминизма» возник в СМИ и околонаучной публицистике[70] в 2008 г. В российской политической науке термин впервые вводится в 2016 г. [Гнедаш 2016:75-76]. Четвертая волна феминизма возникает в конце 2000-х гг. и связана с online-деятельностью (и новыми формами политической мобилизации) и развитием социальных медиа (Facebook, Twitter, Instagram, YouTube и т.д.). Диана Даймонд определяет движение этого периода как феминизм, «сочетающий в себе политику, психологию, духовность и всеохватывающее видение перемен» [Diamond 2009:213-223]. Интернет бросил вызов современной культуре, активировав гендерное равенство и социальную справедливость. Четвертая волна, безусловно, несет в себе зерна третьей волны, с ее акцентами на анализе микрополитик в формировании концептов сложного скрытого сексизма и женоненавистничества в структурах и институтах общества и государства [Phillips, Cree 2014:930-943]; сексизма и женоненавистничества, проявляющихся в повседневной риторике, рекламе, кино, телевидении и литературе, СМИ в любой стране мира [Maclaran 2015:1732-1738]. Влияние онлайн-технологий и появление новых форм и каналов коммуникации, распространение информации о событиях и практиках, создание и деятельность международных движений (Women’s March и #MeToo) [Vickery 2018:402-411; Looft 2017:892-902; Burgess 2018:342-367], постоянное воздействие политического онлайн-контента на жизнь и действия граждан в офлайн - все это приводит к формированию четкой границы между нынешней и предшествующей волн феминизма. Роль и значение социальных медиа и сосредоточение активности индивида именно в сфере Интернет, которая не только позволяет накапливать политический капитал в онлайн-пространстве и создает особые условия и формы мобилизации граждан и сообществ, но и конвертирует политический капитал в конкретные результаты феминистской активности и политики гендерного равенства в офлайн-пространстве, - все это позволяют нам концептуализировать четвертую волну феминизма. Также важен тот факт, что четвертая волна формируется не только в личностном измерении или отдельном страновом контексте, она генерируется в масштабе всего мира. Социальные медиа демократизировали феминизм и открыли любому человеку возможности бороться с патриархатом при помощи социальных сетей. Приведем несколько известных примеров. В 2013 г. сенатор Венди Дэвис в Техасском парламенте в течение 11 часов беспрерывно выступала против принятия закона о запрете абортов с 20-й недели. Коллеги-демократы вели прямую трансляцию в Твиттер и YouTube и запустили блоговолну с хештегом #StandWithWendy, так как классические СМИ посчитали неинтересной данную тему и не освещали ее. В результате трансляцию смотрели 180 тысяч человек[71]. Этот кейс показывает, что блоговолны и хештеги на актуальную феминистскую и политическую тематику могут пробивать классическую политическую повестку, формируемую традиционными СМИ. В 2013 г. около 2800 американских женщин, протестующих против сексистских футболок для детей (надписи «Слишком хороша, чтобы делать домашние задания», «Женофоб (никто не совершенен)» и т.д., буквально затопили отрицательными постами страницу производителя одежды The Children’s Place в Facebook. В результате руководству компании пришлось принести публичные извинения матерям и девочкам и изъять продукцию из продажи[72]. Это кейс показывает, как обычный пользователь и покупатель может менять устоявшиеся патриархальные стереотипы и влиять на производителя товаров и услуг. В том же году американская организация Women Action and the Media развернула кампанию, направленную на запрет в Facebook изображений и комментариев, связанных с насильственными действиями над женщинами. Сторонники (60 000 твиттов и 5000 постов) этой акции бомбардировали сотни страниц Facebook с хештегом #FBrape. В результате Facebook совместно с Women Action and the Media внесли ряд поправок о запрете ненависти и насилия на гендерной почве в принципы функционирования социальных сообществ в Интернет[73]. Данный кейс показывает, как онлайн-сообщества влияют на политику IT-гигантов и требуют изменения условий работы социальных медиа в сторону гендерной толерантности. В 2016 г. участнику президентской избирательной кампании Джебу Бушу пришлось уволить своего сотрудника, после того как в Интернете всплыл один из старых твитов этого человека, в котором он называл женщин «sluts». Этот пример иллюстрирует рождение современной культуры отмены[74]. В 2016 г. вопрос о домашнем насилии и его решении снова возник в социальных сетях. Группа ирландских активисток запустила проект The Black Dot: женщины, подвергающиеся насилию, рисовали на своей ладони черную точку и публиковали фото с этой точкой в любой доступной социальной сети. Таким образом, фото становилось своеобразным сигналом о нужде этих женщин в помощи со стороны родственников, друзей, полицейских и социальных служб, которые выезжали по адресу и оказывали поддержку или решали проблему насилия[75]. Данный пример очень важен в контексте борьбы с домашним насилием, с одной стороны, когда у жертвы нет времени или возможности рассказать о проблеме, а с другой - это способ сделать жертв насилия видимыми в публичном пространстве. Активность в социальных медиа не заменит традиционное конвенциональное и неконвенциональное политическое поведение (протесты, митинги, демонстрации, пикеты и т.д), но социальные медиа дают возможность одному человеку или сообществу создать политический дискурс и цифровую повестку дня, стать лидером мнения и привлечь внимание общественности, СМИ, власти и граждан к вопросу, проблеме, решению и т.д., если это имеет значение для офлайн-пространства. Методология исследования политического дискурса в онлайн-пространстве В 2018 г. научным коллективом под руководством Н.А. Рябченко была апробирована методика исследования политического контента современных общественно-политических движений на примере одного из самых крупных (в глобальном, региональном и локальном форматах) и результативных социальных движений современности - Women’s March [Рябченко, Катермина, Гнедаш, Малышева 2018:139-162]. Посредством структурного сетевого анализа сетевых данных социальной платформы Twitter январь-июнь 2018 г. была смоделирована сетевая структура движения Women’s March в виде социального графа. Реляционный анализ смоделированного социального графа позволил выделить и описать дискуссионное ядро Women’s March как совокупность кластеров, определяющих основные направления дискурса в сетевом сообществе данного движения. Лингводискурсивный анализ выделенных кластеров проводился как семантический и дискурсивный анализ тегов и хештегов (фолксономический анализ) смоделированного дискуссионного ядра политического контента, продуцируемого социальным движением Women’s March. Данная методика позволяет проанализировать, насколько любое исследуемое социальное движение является устойчивой сетевой структурой; визуализировать структуру движения (акторы, подсообщества, ядро, периферия, участники, сторонники, потребители контента); выявить качественные характеристики, определяющие взаимосвязи как внутри самого сообщества/движения, так и взаимодействие с внешней средой; определить возможные точки роста и векторы трансформации социального движения, как в online-, так и в офлайн-пространствах; спрогнозировать дальнейшее развитие движения и характер его действий там. Основные выводы, которые были получены при проведении этого исследования, касаются и доказательств развития четвертой волны феминизма. Социальное движение Women’s March является устойчивой сетевой структурой по отношению к внешним воздействиям, так как ядро социального движения состоит из взаимодействующих кластеров. В случае недееспособности одного из кластеров, движение не перестанет быть функциональным с точки зрения способности формирования политического контента и осуществления социально-политической деятельности в офлайн-пространстве. Сетевое сообщество движения Women’s March является открытым, центральный хаб дискуссионного ядра движения находится в США и объединяет представительства в разных странах мира. При этом представительства функционируют как отдельные кластеры со своей собственной социально-политической повесткой дня. Хабами-популяризаторами сетевого сообщества движения Women’s March являются знаменитости мирового уровня и медийные персоны. Они объединены в отдельный кластер в дискуссионном ядре социального движения, который является связующим элементом для включения в сетевое сообщество ранее существовавших институциональных социально-политических групп в разных странах мира. На сегодняшний момент одним из самых крупных кластеров сетевого сообщества движения Women’s March является кластер, предназначенный для конвертации политического капитала сообщества из онлайн-пространства в офлайн-пространство. Результатом конвертации стало увеличение числа женщин-кандидатов на выборах всех уровней в США. Выявленные точки роста движения Women’s March отражают социально-политическую повестку как в США, так и в других странах (например, странах Европы и Африки). Это означает, что в сетевой структуре социального движения могут появиться новые кластеры, способные продуцировать социально-политические действия в офлайн-пространстве: права мигрантов, права детей, запрет оружия. Например, именно так в августе 2021-го в мировом онлайн-пространстве возникает тема прав афганских женщин. Цифровой политической дискурс в условиях четвертой волны феминизма: методика и результаты эмпирического исследования социальной сети Твиттер Для оценки масштаба, содержания и потенциала четвертой волны феминизма в период с 1 августа 2021 года по 1 ноября 2021 года мы провели эмпирическое исследование масштаба Big Data. Период исследования определен беспрецедентным для XXI века ухудшением положения женщин в Афганистане после прихода к власти радикального религиозно-политического военизированного движения «Талибан»[76] и ужесточившейся политике в отношении прав, свобод и даже самого существования афганских женщин. В подобные моменты кризисов можно выявлять и анализировать структуру и деятельность политического дискурса и сообществ четвертой волны феминизма в онлайн-пространстве. Эмпирической базой исследования послужила сплошная выборка сообщений из социальной сети Twitter по ключевому слову «women». Социальная сеть Twitter является второй по популярности социальной сетью в мире, рейтинг составлен компанией Statcounter GlobalStats[77]. Кроме того, Twitter является своего рода политическим рупором современного мира. Используя API-интерфейс Twitter, был составлен дата-сет (по пяти контрольным точкам для отслеживания динамики изменения сетевых данных: 27 августа, 4 сентября, 17 сентября, 21 сентября, 10 октября); общее количество сообщений, входящих в дата-сеты, составило более 1 000 000 сообщений. Сетевые данные представлены в виде cvs- и gexf-файлов (Graph Exchange XML Format - формат, позволяющий анализировать данные как социальный граф). Сетевые данные, входящие в полученную эмпирическую базу, содержали следующие массивы данных: - сообщения, публикуемые пользователями указанных сетей; - динамика ответов (ретвитов) на публикуемые сообщения; - публичные данные о пользователях, публикующих эти сообщения, с фиксацией их взаимодействия для анализа их активности как социального графа; - используемые пользователями хештеги для маркирования и классификации информации в социальных сетях; - часто употребляемые слова и словосочетания, с фиксацией их взаимодействия для анализа активности их употребления как социального графа с целью выявления доминирующих тематик в исследуемой цифровой повестке дня; - наборы используемых пользователями эмоджи. Рис. 1. Лидеры мнений (хабы) ядра сетевого сообщества «Women2021 - Пользователи» в политическом дискурсе четвертой волны феминизма в 5 контрольных точках Fig. 1. Opinion leaders (hubs) of the core of the network community "Women2021 - Users" in the political discourse of the fourth wave of feminism at 5 control points Используя массив «публичные данные о пользователях» всех пяти дата-сетов мы смоделировали в программе Gephi ядро сетевого сообщества пользователей «Women2021 - Пользователи», публикующего сообщения с ключевым словом «women» (рис. 1) в каждой контрольной точке. Для моделирования мы использовали ранжирование пользователей по показателю «Page Rank» с учетом веса ребер (оценка важности узла в социальной сети) и фильтр «Глобальная связанная компонента». Как мы видим из данных рис. 1, ядро сетевого сообщества «Women2021 - Пользователи» не является стабильным, оно распадается на подсообщества с разными лидерами мнений в разных контрольных точках проведения исследования. Ядро сетевого сообщества в каждой контрольной точке складывается из хабов - лидеров мнений политического дискурса четвертой волны феминизма (табл. 1), который они формируют посредством создания цифрового контента. Именно они задают векторы развития феминизма и формируют цифровую повестку движения, при этом данная повестка может быть и отрицательной в отношении феминизма. Таблица 1 Лидеры мнений в контрольной точке «27 августа» (см. рис. 1, 1) Лидер мнения (аккаунт) Ранг по показателю «Page Rank» Владелец аккаунта Статус @ianbremmer 0,008545 - максимальное значение для контрольной точки Ян Бреммер Известный американский политолог и автор, специализирующийся на глобальных политических рисках @alinejadmasih 0,007104 Масумех Алинеджад Иранская журналистка, писательница и защитница прав женщин; живет в изгнании в Нью-Йорке в США. Работает в агентстве США по глобальным медиа @jackposobiec 0,006973 Джейк Пособец Ультраправый политический деятель, телевизионный корреспондент и ведущий @ritapanahi 0,006507 Рита Панахи Австралийский обозреватель, ведущая утреннего шоу круглосуточного кабельного и спутникового канала Sky News в Австралии[78] Источник: составлено автором по результатам исследования. Table 1 Opinion leaders at the August 27 checkpoint (Figure 1, 1) Opinion Leader (Account) Page Rank Account Owner Status @ianbremmer 0.008545 Ian Bremmer Famous American political scientist and author specializing in global political risks @alinejadmasih 0.007104 Masoumeh Alinejad Iranian journalist, writer and women’s rights activist; lives in exile in New York, USA. Works at the US Agency for Global Media @jackposobiec 0.006973 Jack Posobiec Far-right politician, television correspondent and host @ritapanahi 0.006507 Rita Panahi Australian columnist and host of Sky News, the 24/7 cable and satellite morning show in Australia Source: made by author by the author based on research results. Лидеры мнений в первой контрольной точке начали создавать цифровой контент, посвященный ухудшению положения женщин в Афганистане после прихода к власти Талибов: - Ян Бреммер распространил видеоролик с протестами женщин в первые дни после захвата Кабула, который вызвал огромную дискуссию и обсуждение того факта, что все эти видео носят постановочный характер (45-секундный ролик посмотрело 3,9 млн пользователей); - цифровой контент в блоге Масумех Алинеджад был посвящен раскрытию лжи о правах иранских женщин, которую распространяют онлайн и в СМИ талибанские спикеры; - Джейк Пособец продолжил критиковать деятельность наднациональных структур и разместил фото, на котором были изображены афганские женщины и дети, стоящие под прицелом оружия у стены с граффити, посвященным программе устойчивого развития ОНН. Это фото спровоцировало блоговолну и дискуссию об эффективности борьбы за женские права и эффективности работы ООН в данной сфере. Отметим, что данную персону можно характеризовать как антифеминиста, постоянно критикующего феминисток и феминистское движение. - Рита Панахи, предвидя скорую потерю интереса у СМИ к теме прав женщин в Афганистане, активно призывала к организации действий офлайн - проводить акции протеста у посольств Афганистана по всему миру. Таким образом, в контрольной точке 27 августа дискурсивное поле, сформированное ядром сетевого сообщества «Women2021 - Пользователи», было посвящено проблемам прав женщин в Афганистане. Само ядро не расщеплено на подсообщества (см. рис. 1, 1). В отличие от первой контрольной точки второе ядро сетевого сообщества «Women2021 - Пользователи» (табл. 2) расщеплено на подсообщества, в каждом из которых имеются хабы, которые создавали неконсолидированный и очень тематически разрозненный цифровой социально-политический контент: - несмотря на развлекательный характер создаваемого цифрового контента, в аккаунте @michimkoo регулярно поднимается женский вопрос. Так, в исследуемый период были популяризированы женщины - лидеры музыкальной индустрии, с которыми группа BTS работала и работает, чтобы показать значимость вклада женщин в их становление и популярность. Также фанаты группы запустили акцию сбора средств для помощи женщинам по всему миру. Отметим, что любая поднятая тема в данном аккаунте становится популярной в первую очередь из-за огромного числа поклонников музыкальной группы BTS во всем мире; - @us_fda стал лидером мнения из-за огромного числа упоминаний в сотнях тысяч сообщений разных пользователей, обсуждающих твит данного управления о необходимости вакцинации беременных женщин в условиях текущей пандемии; Таблица 2 Лидеры мнений в контрольной точке «4 сентября» (см. рис. 1, 2) Лидер мнения (аккаунт) Ранг по показателю «Page Rank» Владелец аккаунта Статус @michimkoo 0,01471 - максимальное значение для контрольной точки Аккаунт принадлежит фангруппе одной из самых популярных в мире музыкальных групп - BTS Международное сообщество фанатов популярнейшей музыкальной группы BTS @us_fda 0,00509 Аккаунт принадлежит управлению по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов Одно из основных управлений Министерства здравоохранения и социальных служб США @heronche 0,005066 Аккаунт принадлежит афроамериканской девушке Актор движения Black Lives Matter и борец за права афроамериканских женщин @glennkirschner2 0,004688 Гленн Киршнер Американский поверенный и бывший прокурор армии США, юридический аналитик NBC News/MSNBC @hillelneuer 0,004648 Гиллель Нойер Международный юрист, писатель и исполнительный директор UN Watch, правозащитной неправительственной организации и контрольной группы ООН Источник: составлено автором по результатам исследования. Table 2 Opinion leaders at the September 4 checkpoint (Figure 1, 2) Opinion Leader (Account) Page Rank Account Owner Status @michimkoo 0,01471 The account belongs to the fan group of one of the most popular music groups in the world - "BTS" The international community of fans of the most popular music group "BTS" @us_fda 0,00509 The account is owned by the Food and Drug Administration One of the main departments of the US Department of Health and Human Services @heronche 0,005066 The account belongs to an African American girl Actor of the Black Lives Matter movement and a fighter for the rights of African American women @glennkirschner2 0,004688 Glenn Kirsсhner American attorney and former US Army Attorney, legal analyst for NBC News/MSNBC @hillelneuer 0,004648 Hillel Neuer International lawyer, writer and executive director of UN Watch Source: made by author by the author based on research results. - @heronche и Гленн Киршнер вошли в цифровой дискурс с тематикой прав женщин, но первый лидер мнения подняла вопросы о правах только афроамериканских женщин, а второй лидер мнения создавал цифровой контент, связанный с правами всех женщин и национальных меньшинств в США; - Гиллель Нойер сформировал дискуссионное поле и контент, направленный на обращение внимания стран - членов ООН на проблему прав женщин и права людей в целом в таких странах, как Афганистан и Иран. Он активно призывал к недопущению членства Афганистана в ООН и Юнеско. В этой контрольной точке мы наблюдаем, насколько неустойчивым может быть сетевое основание ядра сообщества «Women2021 - Пользователи» и как сильно оно зависит от цифровой социально-политической повестки. В третьей контрольной точке 17 сентября лидерами мнений ядра сетевого сообщества «Women2021 - Пользователи» (табл. 3) начинает формироваться контент и дискурс, посвященные антиабортному законодательству в США: - цифровой контент Джулии Зебрак, направленный на предупреждение принятия в штате Техас закона о запрете абортов, становится ключевым в политическом дискурсе; Таблица 3 Лидеры мнений в контрольной точке «17 сентября» (см. рис. 1, 3) Лидер мнения (аккаунт) Ранг по показателю «Page Rank» Владелец аккаунта Статус @ juliezebrak 0,009149 - максимальное значение для контрольной точки Джулия Зебрак Политический консультант, директор по цифровой стратегии и информационно-пропагандистской работе в Washington Monthly @ jessekellydc 0,00761 Джесси Келли Консервативный комментатор, ведущий радиопрограммы «Шоу Джесси Келли» и цифрового телешоу «Я прав с Джесси Келли» @bettemidler 0,006093 Бетт Дэвис Мидлер Известная американская актриса и певица @downsanddirty 0,005935 Мэгги Даунс Известная писательница и путешественница Источник: составлено автором по результатам исследования. Table 3 Opinion leaders at the September 17 checkpoint (Figure 1, 3) Opinion Leader (Account) Page Rank Account Owner Status @ juliezebrak 0,009149 Julie Zebrak Political Consultant, Director of Digital Strategy and Advocacy at Washington Monthly @ jessekellydc 0,00761 Jesse Kelly Conservative commentator, host of The Jesse Kelly Show radio program and digital TV show I’m Right with Jesse Kelly @bettemidler 0,006093 Bette Davis Midler Famous American actress and singer @downsanddirty 0,005935 Maggie Downes Famous writer and traveler Source: made by author by the author based on research results. - создаваемый Джесси Келли цифровой контент - это неоднозначные высказывания на тему положения и прав женщин в США. Этот контент постоянно продуцирует блоговолны негативных высказываний в адрес женщин, что и было выявлено в исследуемый период; - Бетт Мидлер стала одним из лидеров движения против закона о запрете абортов с 6-й недели (так называемый «Техасский акт сердцебиения»), принятого в Техасе в сентябре 2021 г. В своем посте она предложила творческий подход к протесту против строгого закона о запрете абортов: «I suggest that all women refuse to have sex with men until they are guaranteed the right to choose by Congress / Я предлагаю, чтобы все женщины отказывались от секса с мужчинами до тех пор, пока Конгресс не гарантирует им право выбора»[79]. Этот твит (22 тысячи ретвитов, 5 тысяч твитов с цитатами, более 100 тысяч отметок «Нравится») запустил блоговолну обсуждения прав женщин и закона о запрете абортов не только в социальных сетях, но и в классических СМИ. Так журнал People с многомиллионной аудиторией читателей опубликовал статью Bette Midler Advises Women to ‘Refuse to Have Sex’ with Men in Protest of Texas Abortion Law («Бетт Мидлер советует женщинам «отказываться от секса» с мужчинами в знак протеста против абортов в Техасе»)[80], которая вышла в онлайн- и в офлайн-версии. Это пример того, как социальный капитал неполитической персоны конвертируется в политический капитал в онлайн-пространстве и трансформирует классическую политическую повестку дня в традиционных СМИ (в данном случае в прессе); - Мэгги Даунс, так же как и Бетт Мидлер, одним твитом запустила блоговолну обсуждения прав женщин и закона о запрете абортов: «I wish women didn’t have to share their most personal stories and relive their trauma in an effort to help others understand the necessity of reproductive choice / Я бы хотела, чтобы женщинам не приходилось делиться своими самыми личными историями и заново переживать свою травму, чтобы помочь другим понять необходимость иметь репродуктивный выбор»[81]. Цифровой контент, сформированный в данной точке (табл. 4), можно назвать конфликтным, политизированным и сегрегированным: - известный бизнесмен Том Хикс создавал цифровой контент, направленный на объяснение того, что низкий уровень абортов в любой стране должен достигаться не запретами, а просветительской деятельностью среди подростков и улучшением прав женщин[82]; Таблица 4 Лидеры мнений в контрольной точке «21 сентября» (см. рис. 1, 4) Лидер мнения (аккаунт) Ранг по показателю «Page Rank» Владелец аккаунта Статус @tlhicks713 0,017819 - максимальное значение для контрольной точки Том Хикс Американский бизнесмен и инвестор, входит в список Форбс @altoidsrevenge 0,01094 Аккаунт, принадлежащий пользователю с именем pïss yönky Обычный гражданин @_benjvmins_ 0,009956 THAT BITCH Президент и соучредитель организации Hoochies Helping Humans @tedlieu 0,007173 Тед Лье Член Палаты представителей США (демократическая партия) @gavinnewsom 0,006801 Гэвин Ньюсом Американский политический деятель, губернатор Калифорнии, член Демократической партии Источник: составлено автором по результатам исследования. Table 4 Opinion leaders at the September 21 checkpoint (Figure 1, 4) Opinion Leader (Account) Page Rank Account Owner Status @tlhicks713 0,017819 Tom Hicks American businessman and investor, included in the Forbes list @altoidsrevenge 0,01094 Account owned by a user named “pïss yönky” Ordinary citizen @_benjvmins_ 0,009956 THAT BITCH President and Co-Founder of Hoochies Helping Humans @tedlieu 0,007173 Ted Lieu Member of the US House of Representatives (Democratic Party) @gavinnewsom 0,006801 Gavin Newsom American politician, governor of California, member of the Democratic Party Source: made by author by the author based on research results. - в дискурсивное поле вошел обычный пользователь, который опубликовал твит-осуждение[83] известного рэп-исполнителя Хайкима Джамаала Картера-младшего, написавшего, что считает неинтересными и старыми женщин, которые могут вспомнить, где они были 11 сентября 2001 года: «a 40 year old man just said he’s not interested in women who remember where they were on 9/11... if that’s not a red flag i don’t know what is / 40-летний мужчина только что сказал, что его не интересуют женщины, которые помнят, где они были 11 сентября... если это не красный флаг, то я не знаю, что…» [84]. Таким образом, пользователь с именем «pïss yönky» спровоцировал блоговолну, источником которой не являлся лидер мнения всей социальной сети Twitter, однако контент, входящий в твит, содержал две ключевые темы, имеющие сильную эмоциональную составляющую - права женщин и теракт 11 сентября 2021 года. Именно контент стал источником блоговолны, а не пользователь; - контент лидера мнения @_benjvmins_ посвящен расширению прав и возможностей чернокожих людей и защите черных женщин[85]. В данном случае создаваемый цифровой контент крайне жестко сегрегирует женщин по цвету кожи и вводит в политический дискурс тематику прав только черных женщин, игнорируя женщин с белым цветом кожи (лидер мнения постоянно делает на этом упор в контенте). Особенность данного контента в том, что он одновременно получает волну положительных откликов и при этом запускает волны дискуссий, связанных с отрицательным обсуждением разделения тематики прав женщин по цвету кожи («теперь женщины борются за свои права, сражаясь не только с мужчинами, но и с женщинами»[86]); - Тед Льё в своем аккаунте в исследуемый период активно формировал дискурсивное поле, связанное с выборами в Палату представителей США 8 ноября 2022 года. Он постоянно критиковал республиканскую партию за принятие закона о запрете абортов, подчеркивая, что республиканцы опасны и препятствуют развитию женских прав и свобод: «The GOP law to ban abortions has no exceptions for rape or incest, and it pays people to snitch on you like in communist countries. Democrats will pass the Women’s Health Protection Act to reverse this extreme law. Radical Republicans are dangerous and their actions affect you / В законе Республиканской партии о запрете абортов нет исключений для изнасилования или инцеста, и людям платят за то, что они доносят на вас, как в коммунистических странах. Демократы примут Закон о защите здоровья женщин, чтобы отменить этот крайний закон. Радикальные республиканцы опасны, и их действия влияют на вас» [87]. Данного политика сложно отнести к профеминистам, скорее борьба за женские права для него стала основой для привлечения внимания общественности и получения электорального преимущества на фоне популярной темы; - Гэвин Ньюсомa в сентябре 2021 года выиграл досрочные выборы у представителя партии республиканцев Ларри Элдера и неожиданно стал хабом политического дискурса четвертой волны феминизма в социальной сети Твиттер. Это пример того, как лидером мнения становится не сама политическая персона, а цифровой контент в ее отношении: пользователи в исследуемый период обсуждали, что, «выбирая между республиканцем Элдером и демократом Ньюсомом, они выбрали высокие налоги с Ньюсомом, чем мини-Трампа, эксплуатирующего Covid-19 и контролирующего женские детородные органы» (твит Анны Наварро, 1,7 млн подписчиков: «Californians decided they rather live w/high taxes and a guy who eats a The French Laundry, than under mini-Trump’s, exploiting COVID and controlling women’s uteruses»[88]). Активное обсуждение данных выборов и вывело Гэвина Ньюсома в лидеры мнений, при том что о проблематике прав женщин сам он высказывался минимально. В пятой контрольной точке (табл. 5) созданный лидерами мнений цифровой контент был полностью посвящен полемике и проблеме закона о запрете абортов: Таблица 5 Лидеры мнений в контрольной точке «10 октября» (см. рис. 1, 5) Лидер мнения (аккаунт) Ранг по показателю «Page Rank» Владелец аккаунта Статус @occupydemocrats 0,017407 - максимальное значение для контрольной точки Политическая организация Occupy Democrats Один из самых влиятельных медиа ресурсов @tedcruz 0,006238 Тед Круз Американский политик, сенатор США от штата Техас @evieaspinall_ 0,00621 Эви Аспиналл Глава представительства Великобритании в молодежной группе G7, cтарший научный сотрудник The British Foreign Policy Group и бывший президент Кембриджского студенческого союза Источник: составлено автором по результатам исследования. Table 5 Opinion leaders at the October 10 checkpoint (Figure 1, 5) Opinion Leader (Account) Page Rank Account Owner Status @occupydemocrats 0,017407 Political organization "Occupy Democrats" One of the most influential media resources @tedcruz 0,006238 Ted Cruz American politician, US Senator from Texas @evieaspinall_ 0,00621 Evie Aspinall UK Head of the G7, Senior Fellow at The British Foreign Policy Group and former President of the Cambridge Students’ Union Source: made by author by the author based on research results. - медиадеятельность «Occupy Democrats», объединившей представителей демократической партии в США в борьбе с Трампом[89], в 2016-2019 гг. сделала организацию одним из самых влиятельных медиаресурсов (количество подписчиков в социальной сети Facebook - 10 млн). После победы на выборах в 2020 г. Дж. Байдена популярность движения стала падать, и его представители активно включились в популярное политическое дискурсивное поле - права женщин и права афроамериканцев. Цифровой контент в исследуемый период был полностью посвящен противодействию закону о запрете абортов в Техасе[90]; - аккаунт и цифровой контент Теда Круза - пример антилидера в дискурсивном поле четвертой волны феминизма: многочисленные неодобрительные высказывания в его адрес с цитированием публикаций в его аккаунте привели к тому, что сексистский контент, контент, связанный со сторонниками абортов, и контент, связанный с расизмом, - стал маркироваться хештегом #tedcruz[91]; - формируемый Эви Аспиналл цифровой политический контент был посвящен правам женщин и борьбе с насилием в отношении женщин. В одной из своих публикаций она написала о том, что 6 из 7 мужчин пишут ей оскорбительные сообщения как ответ на призыв борьбы с насилием над женщинами: «And to the 6/7 men who have used this tweet as an opportunity to send abusive messages into my dms, all you’ve done is prove my point. Women are right to be scared and people like you are the reason why / »[92], - именно этот твит вывел ее в лидеры мнения и сделал хабом политического дискурса. Проанализировав лидеров мнений и цифровой контент, созданный ими в 5 контрольных точках, можно сделать следующие микровыводы. Дискурсивное поле четвертой полны феминизма в онлайн-пространстве формировалось спонтанными акторами. Эти акторы могли быть как политическими (органы власти, политики, кандидаты, общественный организации и т.д.), так и неполитическими персонами (например, обычными гражданами или известными людьми). Среди хабов не было аккаунтов структур ООН, работающих в сфере гендерного равенства и в сфере прав женщин, а это значит, что они не являются лидерами мнений и не создают политическую повестку в отношении вопросов, актуальных для онлайн- и офлайн-пространств. Четвертая волна феминизма, как мы видим из исследования, формируется снизу. Формат онлайн-коммуникации позволяет обычным гражданам создавать цифровой контент, который формирует цифровую политическую повестку (посредством блоговолн) и влияет на классическую политическую повестку дня в офлайн. Но среди лидеров мнения нет ключевых фигур, которые бы формировали цифровой политический дискурс и цифровую политическую повестку постоянно (в отличие от трех предыдущих волн феминизма, где мы можем назвать лидеров движения). Рис. 2. Доминирующие тематики в пяти контрольных точках дискурсивного поля четвертой волны феминизма Источник: составлено автором по результатам исследования Fig. 2. Dominant themes in the five checkpoints of the discursive field of the fourth wave of feminism Source: made by author by the author based on research results Перейдем к рассмотрению анализа контента, который публиковали пользователи (в том числе, лидеры мнения) в пяти контрольных точках. Используя программу Gephi c целью выявления доминирующих тематик в пяти контрольных точках дискурсивного поля «women», характеризующего цифровой политический дискурс четвертой волны феминизма в мире, мы визуализировали массив данных «часто употребляемые слова и словосочетания» как социальный граф «Дискурсивное ядро - Women». На рис. 2 представлены доминирующие тематики в пяти контрольных точках, для их выделения мы подвергли полученные социальные графы процедуре укладки «Force Atlas 2» и произвели фильтрацию по количеству связей (сколько раз одно частотное слово встречается с другими словами). На рис. 2, 1 мы видим основные дискурсивные тематики первой контрольной точки «27 августа»: «талибан», «Афганистан», «права детей и девочек в Афганистане», «права женщин в Афганистане», «черные женщины». При этом тема, связанная с Афганистаном, и тема черных женщин не образуют одно сплошное дискурсивное поле, а существуют в двух отдельных субполях (они находятся практически в диаметрально противоположных сторонах относительно ключевого слова «women»). Во второй контрольной точке «4 сентября» (см. рис. 2, 2) мы видим сближение субполя «Афганистан» и субполя «права женщин», которое происходит за счет многочисленных публикаций в сети Интернет, создавших контент, связанный с Афганистаном. Данный контент создавался активистами движения четвертой волны феминизма, представляющих собой людей разных национальностей, возраста, пола, социального положения и статуса в обществе (эти выводы подкрепляются анализом лидеров мнения). Сближение дискурсивных субполей с точки зрения сетевого анализа означало возможность тематики «Афганистан» стать частью цифровой повестки всего онлайн-пространства и тем самым увеличило бы вероятность возникновения социально-политических действий как со стороны общественности, так и со стороны новой власти Афганистана в пользу афганских женщин. Однако в третьей контрольной точке «17 сентября» (см. рис. 2, 3) мы видим, что субполе «права женщин» расширяется за счет появления новой темы - «закон о запрете абортов в Техасе». В результате субполе «права женщин» и субполе «Афганистан» становятся диаметрально противоположными по отношению к ключевому слову «women» - это означает, что пользователи обсуждают либо Афганистан, либо права женщин и нет общей повестки, включающей обе эти темы. Как результат - в четвертой контрольной точке «21 сентября» (см. рис. 2, 4) нет доминирующей тематики, связанной с Афганистаном, она размыта дискурсивным полем «закон о запрете абортов в Техасе». Мы видим плотное обсуждение прав женщин, здоровья, насилия над женщинами, т.е. фокус внимания общественности полностью сосредоточен на проблемах женщин США и Европы. В пятой контрольной точке - «10 октября» (см. рис. 2, 5) мы видим полное исчезновение темы «Афганистан» в дискурсивном поле «women». Выводы и дискуссия Появление социальных медиа в онлайн-пространстве и сосредоточение активности индивида именно в сфере Интернет, которая может переходить из сетевого пространства в конкретные результаты публичной политики гендерного равенства в офлайн-реальность, позволяют нам концептуализировать именно четвертую волну феминизма. Волну, которая отличается от предыдущих волн своим временным периодом; особыми технологиями и инструментами, используемыми акторами публичной политики; конкретными социально-политическими действиями; результатами этой деятельности, представленными изменениями в политической повестке публичной политики. Четвертая волна формируется не только в личностном измерении или отдельном страновом контексте, но и в масштабе всего мира. В результате проведенного эмпирического исследования мы делаем вывод, что четвертая волна феминизма имеет большой потенциал и мощный сетевой фундамент политической мобилизации в международном масштабе. Онлайн-пространство и социальные медиа, с одной стороны, становятся ни с чем несравнимой площадкой мобилизации и консолидации женщин и сторонников феминизма и гендерного равенства, а с другой - цифровая повестка представляется нам мозаичной конструкцией, в которой актуальные темы можно менять посредством запуска блоговолн и переключения внимания пользователей и подписчиков. В исследовании мы показали, как в политический дискурс активно включилась тематика афганских женщин в конце августа и как дискурс закона о запрете абортов в одном штате США фактически ее выключил и стал развиваться в другом направлении спустя месяц. Лидерами мнений в дискурсивном поле «women» («женщины») являются люди с высоким социальным статусом и разным полом. Однако многие из них используют эту тему как способ политического продвижения, а не как саму борьбу за права женщин. Также мы делаем вывод, что зачастую тема прав женщин является оружием в борьбе с политическими оппонентами. Феминизм, как политическая стратегия, приводит к тому, что многие вопросы, связанные с правами женщин в таких странах, как Афганистан, Иран, просто остаются на периферии цифровой повести или существуют в ней малое количество времени (хотя в самих странах эти вопросы не решаются десятилетиями). Это не позволяет провести конвертацию социально-политического капитала и сдвинуть с мертвой точки вопросы, связанные с правами женщин в этих странах. Еще одной проблемой четвертой волны феминизма является сознательное разделение движения на движение за права «белых» женщин и движения за права «черных» женщин. И это разделение инициировано в первую очередь активистками движения BLM. К чему это приведет? Наш прогноз таков: либо эти движения соединятся и мы будем исследовать пик четвертой волны феминизма и анализировать результаты, успехи и неудачи, либо современное феминистское движение будет представлять собой лоскутное одеяло: сотни движений за права женщин разного цвета кожи, статуса, возраста и т.д. И вполне возможно, что именно такой будет пятая волна феминизма.

×

Об авторах

Анна Александровна Гнедаш

Кубанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: anna_gnedash@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-3516-107X

кандидат политических наук, доцент

Краснодар, Российская Федерация

Список литературы

  1. Бовуар де С. Второй пол. Москва: Алетейя, 2015. 832 с.
  2. Брайсон В. Политическая теория феминизма. Москва: Идея-Пресс, 2001. 304 с.
  3. История женщин на Западе. Т. V: Становление культурной идентичности в XX столетии. Санкт-Петербург: Алетейя, 2015. 624 с.
  4. Гнедаш А.А. Концептуализация феномена четвертой волны феминизма в условиях новой политической реальности // Россия в условиях новой политической реальности: стратегии и методы развития: материалы Всероссийской научной конференции РАПН, Москва, РАНХиГС при Президенте РФ, 25-26 ноября 2016 г. / под ред. О.В. Гаман-Голутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. Москва: Проспект, 2016. С. 75-76.
  5. Капелли А.-М. Образы феминизма // История женщин на Западе. Т. IV: Возникновение феминизма: от Великой французской революции до Мировой войны. Санкт-Петербург: Алетейя, 2015. 536 с.
  6. Рябченко Н.А., Катермина В.В., Гнедаш А.А., Малышева О.П. Политический контент социальных движений в online-пространстве современных государств: методология анализа и исследовательская практика // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19, № 3. С. 139-162.
  7. Bonfiglioli C. Women’s Activism, the Cold War, and the UN Decade for Women (1975-1985) // Aspasia. 2020. Vol. 14, no. 1. Р. 144-147. https://doi.org/10.3167/asp.2020.140110
  8. Burgess S.K. Between the Desire for Law and the Law of Desire: #MeToo and the Cost of Telling the Truth Today // Philosophy & Rhetoric. 2018. Vol. 51, no. 4. Р. 342-367. https://doi.org/10.5325/philrhet.51.4.0342
  9. Crawford E. The Women’s Suffrage Movement: A Reference Guide 1866-1928. London, 2002.
  10. Diamond D. The fourth wave of feminism: psychoanalytic perspectives // Studies in Gender and Sexuality. 2009. Vol. 10, no. 4. Р. 213-223. https://doi.org/10.1080/15240650903228187
  11. Felmlee D.H., Blanford J.I., Matthews S.A., MacEachren A.M. The geography of sentiment towards the Women’s March of 2017 // PLOS ONE. 2020. Vol. 15, no. 6. e0233994. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0233994
  12. French Feminist Thought: A Reader. New York, 1987.
  13. Hall S. American Patriotism, American Protest: Social Movements Since the Sixties. Philadelphia, 2010.
  14. Just S.N., Muhr S.L. “Together We Rise”: Collaboration and Contestation as Narrative Drivers of the Women’s March // Leadership. 2019. Vol. 15, no. 2. P. 245-267. https://doi.org/10.1177/1742715018809497
  15. LeGates M. In Their Time: A History of Feminism in Western Society. NY., 2001.
  16. Looft R. #girlgaze: photography, fourth wave feminism, and social media advocacy // Continuum. 2017. Vol. 31, no. 6. Р. 892-902. https://doi.org/10.1080/10304312.2017.1370539
  17. Maclaran P. Feminism’s fourth wave: a research agenda for marketing and consumer research // Journal of Marketing Management. 2015. Vol. 31. P. 1732-1738. https://doi.org/10.1080/0267257X.2015.1076497
  18. Mendes K., Ringrose J., Keller J. #MeToo and the promise and pitfalls of challenging rape culture through digital feminist activism // European Journal of Women’s Studies. 2018. Vol. 25, no. 2. Р. 236-246. https://doi.org/10.1177/1350506818765318
  19. Moni S. Intersectionality in the Contemporary Women’s Marches: Possibilities for Social Change // Journal of Feminist Scholarship. 2020. Vol. 16. P. 1-6. https://doi.org/10.23860/jfs.2019.16.01
  20. Orloff A.S. Gendering the Comparative Analysis of Welfare States: An Unfinished Agenda // Sociological Theory. 2009. Vol. 27, no. 3. Р. 317-343. https://doi.org/10.1111/j.1467-9558.2009.01350.x
  21. Phillips R., Cree V.E. What does the ‘Fourth Wave’ Mean for Teaching Feminism in Twenty-First Century Social Work? // Social Work Education. 2014. Vol. 33, no. 7. Р. 930-943. https://doi.org/10.1080/02615479.2014.885007
  22. Prochaska F.K. Women and Philanthropy in 19th Century England. London, 1980.
  23. Smith-Rosenberg C. Religion and the Rise of American City. Ithaca, 1971.
  24. Vickery A.E. After the march, what? Rethinking how we teach the feminist movement // Social Studies Research and Practice. 2018. Vol. 13, no. 3. Р. 402-411. https://doi.org/10.1108/SSRP-05-2018-0020
  25. Wahyudiputra A., Amrullah A.T., Adrian D. The Weinstein Effects: forecasting the genesis of cancel culture in Hollywood industry // Journal of Language Literary and Cultural Studies. 2021. Vol. 4, no. 1. Р. 39-47. https://doi.org/10.30996/anaphora.v4i1.4710
  26. Women in German History: From Bourgeois Emansipation to Sexual Liberation. Oxford, 1989
  27. Zarkov D., Davis K. Ambiguities and dilemmas around #MeToo: #ForHow Long and #WhereTo? // European Journal of Women’s Studies. 2018. Vol. 25, no. 1. Р. 3-9. https://doi.org/10.1177/1350506817749436

© Гнедаш А.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах