Геополитические и экономические предпосылки участия Японии в международных объединениях на современном этапе
- Авторы: Корнеев К.А.1
-
Учреждения:
- Институт Дальнего Востока Российской академии наук
- Выпуск: Том 23, № 2 (2021): Восточная Азия на перекрестке сотрудничества и соперничества на региональном и международном уровнях
- Страницы: 215-224
- Раздел: РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ИНТЕГРАЦИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/article/view/26540
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-2-215-224
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Япония относится к числу несомненных лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), даже несмотря на то, что по ряду показателей (например, ВВП в номинальном выражении) и уступила в конце 2000-х гг. первенство Китаю. Тем не менее позиции японских корпораций в области автомобилестроения и кораблестроения, информационных технологий, телекоммуникационных систем, производства энергетического оборудования по-прежнему прочны. Уверенно Токио чувствует себя и в международном политическом пространстве - большинство региональных проблем решаются при активном содействии Японии. Соответственно, японское правительство обладает всеми рычагами для проведения четкой и последовательной внешней политики с максимальным учетом собственных интересов, а также возможностями для привлечения к взаимовыгодному сотрудничеству широкого круга зарубежных партнеров в рамках многосторонних соглашений. Однако в настоящее время японские корпорации сталкиваются с возрастающей конкуренцией со стороны китайских и южнокорейских компаний на азиатских рынках, что заставляет Японию принимать во внимание новые геополитические расклады и стремиться к «мягкому» продвижению своего видения регионального развития. Цель исследования заключается в анализе подходов Японии к участию в актуальных международных объединениях и общей оценке влияния этих подходов на геополитическое и экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона. Методология исследования базируется на инструментарии общественных и экономических наук (сравнительный анализ, контент-анализ, сводный анализ, экономико-статистический анализ, исторический и логический методы), а также дополняется системным научным подходом к разработке проблемы на основе поиска и интерпретации больших объемов информации.
Полный текст
Введение Япония, как высокоразвитая и устойчивая в политическом и социальноэкономическом плане страна, участвует во множестве различных международных объединений, поэтому нет смысла рассматривать каждый случай - все-таки важных в геополитическом и экономическом выражении многосторонних соглашений Япония подписала немного. До недавнего времени основной упор в реализации внешней политики делался на выстраивании системы двусторонних отношений с ключевыми партнерами - США, странами ЕС, Австралией, Китаем, Республикой Кореей. Весомое место в этом списке занимают и монархии Персидского залива как основные поставщики столь необходимых Японии первичных энергоресурсов. Однако в последнее время обострилось геополитическое соперничество с Китаем в Азиатско-Тихоокеанском регионе (так называемая проблема «двух лидеров») и значительно усилилась конкуренция на азиатских и мировых рынках с южнокорейскими производителями высокотехнологичной продукции. В этих новых условиях Япония активно наращивает свое торгово-экономическое и геополитическое влияние в Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Шри-Ланка, Непал, Таиланд, Вьетнам, Бруней, Филиппины, Малайзия, Индонезия). Большинство этих стран еще с 1967 г. входят в крупное региональное объединение (АСЕАН), и неудивительно, что именно с данной структурой Япония взаимодействует наиболее тесно. Также существенное внимание уделяется сотрудничеству в рамках ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество). ОЭСР, действующая с 1961 г., представляет собой международную дискуссионную площадку по проблемам развития мировой экономики, преодоления финансово-экономических кризисов, соблюдения прав человека, борьбы с бедностью и загрязнением окружающей среды и не ставит целью решение практических задач внешнеэкономического сотрудничества стран-членов[3]. Вместе с тем АТЭС как экономический форум ориентирован на достижение «твердых» результатов - установление в АТР зоны свободной торговли, облегчение тарифного и таможенного регулирования, увеличение доли взаимных инвестиций и капиталовложений. Также в ноябре 2020 г. Япония стала членом нового объединения в Азиатско-Тихоокеанском регионе - ВРЭП, или Всеобъемлющего регионального экономического партнерства. В отечественной и зарубежной литературе значительное внимание уделяется изучению политических и экономических предпосылок участия Японии в международных организациях, однако эти предпосылки рассматриваются зачастую по отдельности, без полноценного учета их взаимозависимости. Среди отечественных исследователей можно выделить труды Кистанова В.О. из Института Дальнего Востока РАН [Кистанов 2017], Стрельцова Д.В. из МГИМО [Стрельцов 2019], Парамонова О.Г. из МГИМО [Парамонов 2018], Добринской О.А. из Дипломатической академии МИД России) [Добринская 2020]. Схожие проблемы затрагиваются и в работах зарубежных ученых: А. Танаки из Национального института политических исследований, Япония [Tanaka 2017], К. Хьюза из Университета Уорика, Великобритания [Hughes 2016], К. Рамиреса из Университета Киндай, Япония [Ramirez 2021]. Япония и АТЭС Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - международное объединение, основанное по инициативе австралийского премьер-министра Б. Хоука в 1989 г. Изначально в состав АТЭС вошли 12 стран, в настоящий же момент в работе организации участвует 21 государство, включая США, Японию, Китай, Южную Корею, Россию, Новую Зеландию и большинство стран Юго-Восточной Азии (ЮВА). Получается, что на протяжении нескольких десятилетий этот экономический форум соединял в своих рядах ключевые экономики АТР, несмотря на растущие геополитические разногласия между ними. Цели АТЭС - поддержание стабильного экономического роста стран-членов и либерализация внешней торговли - в определенной мере были достигнуты в 1990-е гг. (например, рост ВВП стран Азиатско-Тихоокеанского региона превышал среднемировой показатель в 1,2 раза). Однако уже с середины 2000-х гг. роль и значение этой организации в региональной системе координат неуклонно снижается, поскольку ключевые ее члены проводят в целом независимую политику и относятся к АТЭС все более формально [Lynchetal 2020]. Что касается Японии, то участие в деятельности этого форума стало хорошим подспорьем для ее экспортно-ориентированных производителей автомобилей, бытовой техники и электроники, промышленного оборудования. В конце 1980-х - 1990-е гг. экстенсивный потенциал роста японской экономики (за счет расширения номенклатуры экспорта товаров и услуг) еще сохранялся в достаточной мере, поэтому сотрудничество в рамках АТЭС упростило доступ японских товаров на внутренние рынки стран - членов новой организации. Также вырос и престиж Японии на международной арене, поскольку ее вклад в работу АТЭС был весьма ощутимым и на определенных этапах даже решающим для эффективной деятельности этой структуры. К середине 1990-х гг. доля Японии в мировом экспорте составила порядка 10%, страна вышла на второе после США место в мире по объему прямых зарубежных инвестиций (15%) и также закрепилась на втором месте по размеру номинального ВВП. В тот же период сложилась и в целом сохранившаяся до наших дней структура внешнеторгового баланса, в которой ключевым торговым партнером остаются США. На североамериканский рынок уходит до 30% японского экспорта, в то время как импорт из США формирует 12% внутренней статистики. Поэтому Япония обладает положительным сальдо внешнеторгового баланса, то есть экспорт значительно превышает импорт в стоимостном выражении, что позволяет поддерживать макроэкономическую стабильность (устойчивость к внешним шокам) на высоком уровне[4]. В 1990-е - начале 2000-х гг. Япония удерживала позиции несомненного локомотива развития в АТР, и многие азиатские страны - в первую очередь Китай и Республика Корея - активно перенимали японский опыт и стремились привлечь инвестиции японских компаний в высокотехнологические сектора промышленности. Геополитическое пространство региона на этом этапе имело стабильные очертания, поскольку в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии небыло государства, способного проводить собственнуювнешнюю политику, не принимая так или иначе во внимание позицию Японии. Япония и АСЕАН До конца 1980-х гг. контакты Японии со странами АСЕАН носили поверхностный характер и сосредоточивались на обсуждении проблем региональной безопасности в условиях холодной войны. Слаборазвитые и бедные государства Юго-Восточной Азии не могли рассматриваться в качестве рынков сбыта японской продукции с высокой добавленной стоимостью по причине того, что такая продукция им попросту не требовалась, к тому же уровень покупательной способности населения был низок. Но ситуация изменилась в середине 1990-х гг., во-первых, после того, как некоторые страны АСЕАН стали членами АТЭС, и во-вторых, когда в целом успешное экономическое развитие этих государств (например, Таиланда, Малайзии, Сингапура) сделало их рынки привлекательными для японских экспортных компаний. После Азиатского кризиса 1997 г., в результате которого из региона Юго-Восточной на 80% ушли капиталы западных корпораций, появилась дополнительная возможность для углубления сотрудничества. В 1997 г. была анонсирована комплексная программа АСЕАН+3, в рамках которой предполагалась разработка новой модели кооперации с крупными экономиками Восточной Азии - Китаем, Японией, Республикой Кореей. Основу этой модели составляло взаимное снижение ввозных пошлин на потребительские товары и более активное участие восточноазиатских стран в финансировании инфраструктурных проектов в Юго-Восточной Азии (строительство железных и автомобильных дорог, морских портов и т.д.). Основную роль в переговорах играла Япония, для которой особую важность представляла энергетическая проблема, а именно сокращение зависимости от импорта энергоресурсов из стран Персидского залива благодаря частичной переориентации этих маршрутов в ЮВА. Более того, уже тогда в японских правительственных кругах звучали мнения о необходимости сдерживания Китая, стремительное экономическое развитие которого ставило под вопрос, казалось бы, незыблемые лидерские позиции Японии в АТР [Verico 2013]. К концу 2000-х гг. благодаря практическим усилиям по реализации плана АСЕАН+3 государства-члены этого объединения стали важными экспортерами природных ресурсов и продовольствия для Японии. Например, в 2011 г. Малайзия, Индонезия и Бруней суммарно поставляли в Японию 35% всего импортируемого природного газа, а Таиланд обеспечивал примерно 60% японского импорта сахара. Вместе с тем страны АСЕАН в значительной степени увеличили закупки высокотехнологической продукции японского производства: до 30% импортных поставок транспортного, энергетического и промышленного оборудования в регионе приходится на Японию. Также с конца 2000-х гг. японское правительство рассматривало возможность присоединиться к Зоне свободной торговли (ЗСТ) АСЕАН, формально действовавшей с 1992 г. Кначалу 2010-х гг. удалось добиться некоторых успехов - например, отменить таможенные барьеры для избранных групп товаров (продовольствие, текстиль, минералы). Однако полноценную ЗСТ создать не получилось по причине существенных диспропорций в уровнях экономического развития потенциальных участников [Hitoshi 2014]. В 2016 г. было подписано предварительное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) - проекте администрации США времен президента Барака Обамы, направленном на создание крупнейшего экономического объединения в Азиатско-Тихоокеанском регионе в противовес масштабной инициативе Китая «Один пояс - один путь». Помимо Японии этот документ подписали три страны, входящие в АСЕАН и имеющие непростые отношения с КНР, - Вьетнам, Малайзия и Бруней. Однако следующий президент - Д. Трамп - вывел США из соглашения о ТТП, посчитав его невыгодным для американских производителей. Тем не менее Япония решила действовать дальше и без участия США, предложив формат Всеобъемлющего и прогрессивного Транстихоокеанского партнерства (ВПТТП) из 11 участников. Идея заключалась в том, что Япония станет доминирующей силой в этой структуре и сможет продвигать выгодный для нее международный торговый режим. Рамочное соглашение о создании ВПТТП было подписано в марте 2018 г., но эта история всё-таки сильно затянулась и страны АСЕАН сделали свой ход[5]. Япония и Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) Переговоры о создании Всестороннего регионального экономического партнерства велись в рамках АСЕАН еще с 2011 г. Слишком медленный прогресс предыдущей ЗСТ привел к ее закономерному восприятию как «концепции прошлого», не отвечающей современным реалиям. На протяжении восьми лет на саммитах АСЕАН обсуждалась архитектура нового многостороннего соглашения, и в итоге было решено расширить его до полноценного регионального объединения с включением в состав крупнейших экономик АТР - Китая, Японии, Республики Корея. К тому же в 2010-е гг. значение стран Юго-Восточной Азии для системы региональных торгово-экономических связей заметно усилилось, их внутренние рынки стали гораздо более привлекательны для иностранных инвестиций, увеличилась потребность в импорте технологий, ощутимо возросла и покупательная способность населения. Поэтому присоединиться к перспективному союзу страны Восточной Азии согласились, пусть и преследуя разные цели. Если для Китая, не приглашенного в ТТП и потом ВПТТП, вступление во ВРЭП стало своеобразной демонстрацией собственной значимости в Азиатско-Тихоокеанском регионе и, в дополнение к этому, позволило говорить о сопряжении многих проектов инициативы «Один пояс - один путь» и нового объединения, тоЯпония демонстрировала иное видение. Токио пока неотказывается от дальнейшего продвижения ВПТТП, несмотря на то, что многие партнеры по этому соглашению не спешат его полностью ратифицировать. С позиций большинства стран АСЕАН, условия сотрудничества в рамках Всеобъемлющего и прогрессивного Транстихоокеанского партнерства требуют существенного изменения подходов к смежным вопросам экологии, защиты интеллектуальной собственности и снижению роли государства в экономике, к чему государства ЮВА пока не готовы в требуемой мере. Тем не менее членство сразу в двух масштабных интеграционных проектах в Азиатско-Тихоокеанском регионе полностью соответствует японской политике «открытого регионализма», направленной на создание расширенной повестки кооперации в Восточной и Юго-Восточной Азии с привлечением США, Индии и других государств южной части Тихого океана. Индия, например, пока воздержалась от вступления во ВРЭП по внутренним причинам. Какими будут действия США при новой администрации, тоже неясно, однако Япония готова гибко реагировать на меняющиеся условия, не отклоняясь при этом от основного вектора движения[6]. Пока сложно рассуждать о конкретных мерах по снижению барьеров для взаимной торговли в рамках ВРЭП, на их разработку и согласование потребуется время. Однако подразумевается, что внутренние рынки государствчленов этого объединения будут открыты для свободного движения товаров без учета их происхождения - то есть из любой страны в любую страну, что, конечно же, больше выгодно Китаю и государствам АСЕАН, чем Японии и Республике Корее. Потенциально же ВРЭП может стать крупнейшим экономическим объединением в мире с населением более 2 млрд человек и совокупным ВВП порядка 30 трлн долл. США. Оценка экономических и геополитических факторов Япония в формировании и продвижении своей комплексной внешней политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе опирается на ряд предпосылок, проистекающих как из географического положения страны, так и экспортноориентированного характера экономики. Естественно, Токио стремится к поддержанию такого баланса сил в АТР, при котором ни одно из государств не обладает доминирующим положением, однако усилия Китая по превращению в региональную сверхдержаву в настоящий момент достаточно эффективны, что не может не вызывать обеспокоенности со стороны Японии. Выделяются следующие геополитические предпосылки участия Японии в международных экономических объединениях[7]. 1. Развитие структуры международных связей, отвечающей национальным интересам страны, а именно подписание таких многосторонних соглашений, когда присутствует очевидная система сдержек и противовесов, не позволяющая отдельным участникам занимать привилегированное положение. 2. Умеренное следование принципам «атлантизма», или, иными словами, сохранение сложившегося статус-кво, при котором главным арбитром в разрешении региональных споров остаются внешние силы. Эта стратегия хорошо работала для Японии на протяжении нескольких десятков лет, но влияние главной такой силы - США - неуклонно снижается, поэтому Япония ищет расширения союзнических отношений с Индией и Австралией как носителями схожих либерально-демократических ценностей. 3. Укрепление имиджа государства, опирающегося исключительно на «мягкую силу» во взаимоотношениях с партнерами. Японии важно показать, что она настроена на конструктивный взаимовыгодный диалог, и это, конечно же, связано с преодолением негативных последствий экспансионистской политики первой половины XX века. Премьер-министр Синдзо Абэ приложил немало усилий для осуществления этих шагов, и теперь, после его ухода, сохраняется неопределенность по части дальнейшего плана действий, но, скорее всего, его преемники продолжат вести схожую внешнюю политику. Среди экономических предпосылок следует дополнительно обозначить: 1) регулирование макроэкономических показателей развития японской экономики. Имеется в виду совокупность внешних факторов, оказывающих на нее давление. Во-первых, это необходимость соблюдать Парижское соглашение по климату при ограниченных возможностях развития возобновляемой энергетики и туманном будущем АЭС. Во-вторых, необходимость привлечения значительного объема иностранных займов в корпоративный сектор под госгарантии для борьбы с растущей безработицей (около 4% по состоянию на ноябрь 2020 г., для Японии - большая цифра), что дополнительно ведет к увеличению суверенного долга Японии, который и так самый крупный в мире (240% ВВП). И, в-третьих, необходимость увеличивать социальные расходы как последствие не только безработицы, но также старения населения и низкой рождаемости. Для решения этих проблем Японии требуется внешнеэкономическая стабильность, чтобы не направлять ресурсы на торговые войны с соседями, а концентрировать их внутри страны [Carnell 2020]; 2) прозрачное и в целом предсказуемое поведение ключевых торгово-экономических партнеров, для чего и необходима система взаимовыгодных международных соглашений. Долгосрочные планы (дорожные карты) по развитию японской экономики основываются на сценарном макроэкономическом прогнозировании с учетом благоприятных для Японии вариантов развития событий; конечно, рассматриваются и негативные сценарии, но вероятность их осуществления считается минимальной; 3) сохранение и расширение экспортных рынков для японской продукции с высокой добавленной стоимостью. Данное направление в рамках внешнеторговой политики считается одним из самых важных, поскольку от этого напрямую зависит благосостояние и дальнейшее технологическое развитие страны. Конечно, южнокорейские и (пока в меньшей степени) китайские корпорации активно конкурируют с японскими производителями на рынках АТР, но, превосходя последних в количестве продаваемой продукции, они заметно уступают им по уровню качества [Wakatabe 2019]. Заключение Говоря о месте, которое сейчас занимает Япония в системе торгово-экономических связей Азиатско-Тихоокеанского региона, следует упомянуть ее по-прежнему сильные лидерские позиции в развитии передовых с технологической точки зрения отраслей - автомобильной и судостроительной промышленности, энергетики (включая возобновляемую и водородную), различных информационных систем, робототехники и искусственного интеллекта. Несомненно, продукция этих отраслей находит своих покупателей, поскольку обладает высоким уровнем надежности и прекрасными эксплуатационными характеристиками. Поэтому, не стремясь превзойти конкурентов в деле территориальной торговой экспансии, Япония успешно играет на поле интенсификации сотрудничества и с традиционными партнерами (США, КНР, Россия, страны ЕС, Австралия), и с относительно новыми, чей список растет как раз благодаря появлению таких международных экономических объединений, как ВПТТП и ВРЭП. Сбалансированная и грамотно выстроенная внешняя политика Японии позволяет ей успешно справляться с текущими геополитическими и экономическими вызовами.
Об авторах
Константин Анатольевич Корнеев
Институт Дальнего Востока Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: k_korneev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3930-6309
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра японских исследований
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Добринская О.А. Вопросы миротворчества во внешней политике Японии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020. Т. 20. № 4. С. 721-737.
- Кистанов В.О. Узловые проблемы внешней политики Японии в 2016 - начале 2017 г. // Ежегодник Япония. 2017. Т. 46. С. 7-25.
- Парамонов О.Г., Пузанова О.В. Евразийская дипломатия Токио: успехи и неудачи (1997- 2017 гг.) // Сравнительная политика. 2018. Т. 9. № 2. С. 134-142.
- Стрельцов Д.В. Японский регионализм эпохи Синдзо Абэ через призму ценностного подхода // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 9. С. 38-49.
- Carnell R. Japan: Riding their Luck // ING: Economic and Financial Analysis. 2020. November. P. 1-15.
- Hitoshi S. How can ASEAN and Japan mutually benefit from ASEAN economic integration? // ILO Asia-Pacific Working Paper Series. 2014. October. P. 1-24.
- Hughes C. Japan’s “Resentful” Realism and Balancing China’s Rise // The Chinese Journal of International Politics. 2016. No. 9 (2). P. 109-150.
- Lynch B., Chenyang L., Lee S. et al. Report of the PECC Task Force on APEC Beyond 2020. Singapore: Pacific Economic Cooperation Council Publications, 2020.
- Ramirez C. Japan’s Foreign and Security Policy under Abe: from Neoconservatism and Neoautonomy to Pragmatic Realism // The Pacific Review. 2021. No. 34 (1). P. 146-175.
- Tanaka A. Japan in Asia: Post-Cold-War Diplomacy. Translated by Hoff Jean Connel. Tokyo: Japan Publishing Industry Foundation for Culture, 2017.
- Verico K. The Economic Integration of ASEAN+3 // MPRA Paper, 2013. No. 43801. P. 1-18.
- Wakatabe M. Has Japan’s Economy Changed? Challenges and Prospects. Tokyo: Bank of Japan Publications, 2019.