Образовательная миграция в смысловом пространстве политической науки: обзор теоретических подходов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Среди современных исследований, посвященных миграционным явлением, особый интерес представляют работы, направленные на изучение и анализ образовательной миграции как одного из наиболее популярных и перспективных направлений миграционного процесса. Однако несмотря на многочисленные труды, посвященные вопросам образовательной миграции, она остается наименее изученной категорией миграции. С целью выявить современные тенденции и закономерности международной образовательной миграции и проследить развитие теоретических конструкций, объясняющих миграционный процесс, автором было проанализировано более 60 научных публикаций (как теоретических, так и эмпирических исследований) зарубежных авторов по изучаемой проблематике. Анализ публикаций проводился в контексте критического обзора научных теорий и концепций исследования образовательной миграции. В качестве основных теорий были рассмотрены неоклассические теории миграции макро (концепция Push-Pull факторов) и микро (теория человеческого капитала) уровня, транснациональная теория и теория глобального знания. В результате проделанной работы можно отметить, что исследования образовательной миграции направлены на изучение экономических аспектов миграции, детерминант и причин миграции, вопросов высококвалифицированной миграции, процессов интеграции и адаптации иностранных студентов, новых направлений миграции студентов, транснациональных пространств и социальных мигрантских сетей и пр. При этом работы, посвященные ценностным аспектам образовательной миграции, встречаются значительно реже. В целом по итогам работы было выявлено, что векторы исследований образовательной миграции обусловлены происходящими в мире и в глобальной образовательной среде трансформациями, непосредственно влияющими на характер студенческих миграционных потоков.

Полный текст

Введение В последнее время высшее образование претерпело немало трансформаций, в том числе интернационализацию и виртуализацию, которые индуцируют изменения и в процессе международной миграции студентов [1], в связи с чем исследователи отмечают необходимость уделять больше внимания междисциплинарным взаимодействиям, которые учитывали бы трансформацию образовательной миграции [2], объемы которой возросли повсеместно в мире в последние десятилетия1. Научные исследования в области международной образовательной миграции получили широкое распространение относительно недавно и на сегодняшний день стали предметом интереса многих ученых и исследователей. А.Г. Пейдж и С. Чабоун связывают рост академических исследований в области миграции студентов с диверсификацией образовательного пространства в результате увеличения масштабов международной мобильности людей, объектов и идей [3]. А. Рой и др. говорят о повышении интереса к изучению образовательной миграции в течение последних двух десятилетий, после подписания Болонской декларации [4]. По итогам исследования более двух тысяч статей авторы работы «A Review of Research on International Student Mobility: Science Mapping the Existing Knowledge Base» приходят к выводу о значительном росте исследовательского интереса к образовательной миграции после 2005 г., а также о расширении географии исследований [5]. Прежде исследования миграции в большинстве своем концентрировались в странах «Глобального Севера» [6; 7]. Н. Коушал и М. Ланати в своей работе «International Student Mobility: Growth and Dispersion» упоминают, что предыдущие исследования в области международной образовательной миграции и ее ключевых детерминант фокусировались в основном на изучении студенческих потоков, направленных в страны с высоким уровнем социально-экономического развития [8, p. 2]. Я. Кондаки и др. в статье «Social Network Analysis of International Student Mobility: Uncovering the Rise of Regional Hubs» отмечают, что подавляющий объем литературы, посвященной вопросам студенческой миграции, по прежнему освещает «традиционное направление» миграции на Запад, упуская при этом современные тренды и тенденции развития миграционного и образовательного процесса в странах «периферии» [9, p. 518]. Несмотря на преобладающее число публикаций, посвященных анализу образовательной миграции в западных странах, в последнее время актуализируются исследования, ориентированные на изучение азиатского опыта студенческой миграции, как с позиции страны приема, так и с позиции страны-отправителя. Значительное число современных исследований в области образовательной миграции направлено на изучение Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно Китая, что объясняется как лидирующим положением КНР как страны-происхождения иностранных студентов[19], так и растущей популярностью китайских вузов, особенно среди азиатских студентов[20]. К.С. Ли в своем исследовании, посвященном изучению студенческой миграции в КНР, говорит о возрастающей популярности Китая как страны-приема, объясняя такой рост эффективной государственной политикой страны, направленной на привлечение иностранных студентов [10]. В целом, несмотря на увеличение объемов эмпирических исследований, образовательная миграция остается наименее изученной среди остальных видов миграции [11, p. 138], а попыток теоретизировать процессы образовательной миграции не так много [12, p. 2]. Более того, в исследованиях международной образовательной миграции не достает общности теоретико-методологического инструментария [13]: при изучении данного явления, как правило, анализируется какая-либо отдельная сфера в рамках конкретного эмпирического исследования, но не процесс образовательной миграции в целом. Различные теории и концепции, позволяющие объяснить миграционный процесс, рассматривают разные аспекты образовательной миграции, среди которых причины и направления образовательной миграции, адаптация и интеграция иностранных студентов, экономические и социальные последствия образовательной миграции для страны приема и страны исхода, роль и место иностранных студентов в процессе интернационализации образования и пр. В то время как одни теории фокусируются на образовательной миграции как на инвестиции (в логике теории человеческого капитала), другие подходы акцентируют внимание на причинах и факторах студенческой миграции (неоклассические теории миграции, теория Push-Pull), третья группа теорий исследует образовательную миграцию как часть общего процесса интернационализации и глобализации общества (транснационализм). В данной статье автором осуществлен обзор научной литературы зарубежных авторов на основе ряда концепций и теорий, позволяющих проанализировать международную образовательную миграцию и некоторые ее аспекты. Исследование причин образовательной миграции: концепция Push-Pull В процессе исследования современных миграционных процессов в целом и образовательной миграции в частности ученые часто обращаются к неоклассической экономической теории миграции, которая объясняет миграцию как выбор потребителя [14, p. 9]: студенты (мигранты) принимают решение о переезде по экономическим и/или моральным причинам в поисках лучших условий для жизни, учебы, работы. Основоположником теории миграции считается британский ученый Эрнст Георг Равенштайн, который в конце XIX в. разработал 11 законов (или принципов) миграции в своей статье [15]. В основе теории Э. Равенштайна лежит идея о миграции как результате пространственного неравновесия. В ней уделяется внимание различным экономическим, экологическим и демографическим факторам, выталкивающим мигрантов из регионов происхождения в регионы назначения. В дальнейшем данное теоретическое направление получило развитие в работах С. Стоффера [16], Д.К. Зипфа [17], М. Тодаро [18] и Дж. Харрис [19] и пр. В 1966 г., опираясь на теорию Э. Равенштайна, свою концепцию миграции представил Эверетт С. Ли. Миграция, в представлении Э.С. Ли, является реакцией на факторы, которыми характеризуются область выхода и потенциальные области входа мигранта: факторы выталкивания и факторы притяжения мигрантов (Push-Pull Factors) [20]. Исследования образовательной миграции с позиции концепции Push-Pull факторов позволяют выявить и изучить принципы студенческих потоков и факторы, которые эти потоки направляют. Как правило факторы выталкивания заставляют студентов покинуть свои родные страны, в то время как факторы притяжения связаны со стремлением студентов переехать в страну [21, p. 69], где они, по их мнению, смогут получить лучшее образование и как следствие лучшие перспективы на будущее (более высокую должность на родине или за рубежом, более высокую заработную плату). Говоря о факторе выталкивания, помимо низкого уровня образования, следует упомянуть и такие факторы, как неблагоприятная социально-экономическая и/или политическая обстановка в стране исхода, высокий уровень безработицы, угроза безопасности индивида. Исследования, анализирующие причины и факторы образовательной миграции, направлены скорее на изучение факторов притяжения, нежели факторов выталкивания [22]. Так, согласно результатам исследования К.Р. Гонсалеса и др., направленного на изучение миграции студентов в рамках программы Erasmus, большое значение при выборе страны обучения играют такие показатели страны приема, как ее площадь и удаленность от страны исхода, климат, уровень жизни, язык общения и уровень образования [23]. Э. Эбботт и М. Силлес к наиболее значимым факторам притяжения иностранных студентов в процессе миграции относят расстояние между страной назначения и страной отправления и общность языка общения [24, p. 621]. В работе «Analysing International Student Mobility Flows in Higher Education: A Comparative Study on European Countries» показано, что в процессе миграции студентов ключевыми элементами привлекательности страны для обучения являются экономическая выгода и инвестиции в образование [25]. В ходе изучения европейской студенческой миграции А. Перес-Энчинас и пр. проводят исследование факторов притяжения и выталкивания, влияющих на процесс принятия решения о миграции, основываясь на предоставляемых и доступных студентам услугах на время их пребывания за рубежом. В процессе исследования были выявлены различия между разными группами студентов в зависимости от программы и длительности обучения, определены наиболее важные группы факторов притяжения: городская среда (услуги, инфраструктура), общественная жизнь и академическая среда [26]. Е.М. Вогтль и М. Виндцио в статье «Looking for Freedom? Networks of International Student Mobility and Countries’ Levels of Democracy» изучают влияние демократического развития на выбор страны-назначения для обучения. Авторы предполагают, что, переезжая за рубеж с целью получения образования, студенты, помимо прочего, стремятся получить (большую) личную и академическую свободу [27]. Миграция студентов, таким образом, рассматривается как инструмент распространения демократических ценностей между странами, особенно в случае, когда иностранный студент по окончании обучения в демократическом обществе возвращается в менее демократическую страну [27]. Важность гуманности и прав человека в контексте миграции студентов рассматривается и в статье «Beyond Competition: A Comparative Review of Conceptual Approaches to International Student Mobility». Международная образовательная миграция, по мнению авторов статьи, выступает в качестве инструмента поощрения свободы личности [28]. В рамках концепции Push-Pull факторов в попытке объяснения возвратной миграции используются понятия «обратного притяжения и выталкивания» (reverse push and pull factors) [29; 30]. С одной стороны, страны происхождения студентов-мигрантов могут иметь сильные факторы притяжения, удерживающие студентов или способствующие их возвращению (например, социальные и семейные связи, культура и этническая составляющая, более низкий уровень прожиточного). С другой стороны, как отмечают М. Ли и М. Брей, студенты, учащиеся за рубежом, могут испытывать влияние факторов выталкивания: высокий прожиточный минимум, нетолерантная этническая и культурная обстановка [29], которые способствуют возвращению иностранных студентов на родину после окончания обучения. Исследование К. Икбола и др. показало, что в то время как одни иностранные выпускники китайских вузов стремятся остаться и работать в стране обучения, предпочитая китайский образ жизни и условия труда, другие - из-за ограниченных возможностей трудоустройства для иностранцев в КНР - вынуждены уехать после завершения обучения [31]. Исследуя миграцию китайских студентов в США и их возвратную миграцию, профессор В. Ли и др., отмечают, что желание китайских студентов вернуться из США в КНР в значительной степени зависит от таких факторов притяжения и выталкивания, как их половая принадлежность, средний балл в процессе обучения, семейные финансовые возможности, а также от их суждений о текущем и будущем развитии Китая [32]. В работе «How Studying abroad in Malaysia Leads to Transnational Migration: Interview Results from Former International Students» C. Канеко показано, что часть выпускников-иностранцев планируют вернуться в страну-происхождения или переехать в третью страну по причине трудностей с получением вида на жительство и работы, недостаточно высокого размера заработной платы. Вместе с тем желающие остаться после обучения в Малайзии надеются на построение успешной карьеры и возможность обеспечивать финансовое благополучие семьи [33, p. 122]. Среди факторов «обратного притяжения», препятствующих мобильности, Э. Рабену и О. Школер выделяют языковые барьеры, финансовые аспекты и бюрократическую волокиту в стране приема [21]. При этом, заявляя о недостатках модели Push-Pull, авторы работы при исследовании образовательной миграции предлагают подход, основанный на теории граней (facet theory) [21, p. 77]. Объясняя причины миграции, концепция Push-Pull факторов, тем не менее, уделяет недостаточное внимание индивидуальным мотивациям студентов, акцентируясь на внешних факторах, оказывающих давление на студентов в процессе принятия решения о переезде [34, p. 22]. М. Хадлер в своей работе «Intentions to Migrate within the European Union: A Challenge for Simple Economic Macro-level Explanations» делает попытку преодолеть это ограничение и предлагает подход к исследованию образовательной миграции, ориентированный в большей степени на внутренние установки акторов миграции. При этом индивидуальные характеристики и представления студентов позиционируются как наиболее сильные мотиваторы принятия решений по сравнению с внешними обстоятельствами [35]. Профессор социологии Амстердамского университета Х. де Хаас рассуждает в своей работе о том, что факторы притяжения и выталкивания могут определять студенческие миграционные потоки, но не инициировать их [36]. Основываясь изначально на различиях в экономическом развитии между странами, концепция Push-Pull для понимания образовательной миграции предполагала исследование преимущественно экономических факторов как причин миграции. Однако в настоящее время все большую значимость стали приобретать социальные, культурные, политические факторы миграции, которые также нашли свое отражение в работах, посвященных миграции студентов. Образовательная миграция в рамках теории человеческого капитала: связь с высококвалифицированной миграцией Одной из важнейших концепций, позволяющих изучать миграционные процессы и их аспекты [37; 8, p. 3], является концепция человеческого капитала. Теория «человеческого капитала» сформировалась во второй половине XX века в США в рамках неоклассического направления экономической науки. Родоначальниками концепции «человеческого капитала» являются представители Чикагской школы экономики Теодор У. Шульц и Гэри С. Беккер, рассматривавшие человеческий капитал как совокупность знаний, навыков и мотиваций индивида, как врожденные, так и приобретенные, целесообразное использование которых обеспечивает своему обладателю получение дохода [38]. Образование выступает одной из форм капитала, оказывая влияние на экономическую и производственную сферы и обеспечивая получение материальной выгоды [39]. Теория человеческого капитала как инструмент изучения поведения и мотивов мигрантов и экономических последствий миграционного процесса начала рассматриваться в статье Ларри Съяастада «The Costs and Returns of Human Migration» [40], которая вышла в 1962 г. в журнале «Political Economy». Согласно Л. Съяастаду, миграция является инвестицией, предполагающей как затраты, так и получение дохода и способствующей увеличению производительности человеческих ресурсов [40]. Как и миграция в целом, образовательная миграция с позиции концепции человеческого капитала выступает в качестве инвестиции. С точки зрения студента, миграция с целью обучения предоставляет возможность получить лучшее образование и более широкие возможности трудоустройства и, как следствие, - больший доход в будущем. Согласно теории человеческого капитала, если выгода от обучения за рубежом (в будущем) превышает затраты на миграцию, студент примет решение о переезде [27]. Основной целью студенческой миграции является получение образования, что, однако, не исключает других аспектов такого вида миграции. Как замечает в своей статье С. Канеко, в последние годы наблюдается значительный рост числа бывших иностранных студентов, предпочитающих остаться и осуществлять трудовую деятельность в стране обучения [33, p. 108-109]. В этом случае иностранные студенты рассматриваются как высококвалифицированные мигранты и носители человеческого капитала в принимающих странах, о чем упоминает А. Уэллс в своей работе «International Student Mobility: Approaches, Challenges and Suggestions for Further Research» [34, p. 22]. Ряд стран признают ценность образовательных мигрантов, которые благодаря знанию языка [42] и пониманию социальных и культурных традиций принимающей страны [43] в достаточной степени интегрированы в общество приема, становясь выгодным (с финансовой точки зрения) ресурсом новых знаний [11; 44-46]. Иностранные студенты обладают конкурентным преимуществом благодаря навыкам и компетенциям, необходимым в глобальной экономике знаний, и востребованы на рынке труда [27; 47-49]. Как правило, государства проводят политику содействия дальнейшему трудоустройству выпускников-иностранцев [48]. Вместе с тем, учитывая, что многие иностранные студенты после окончания обучения по ряду причин возвращаются на родину, можно сделать вывод о том, что образовательная миграция в немалой степени способствует развитию человеческих ресурсов и в стране происхождения студента [33, с. 107]. Как квалифицированных мигрантов студентов рассматривает С. Махроум, который выделяет пять типов квалифицированных мигрантов: менеджеры и руководители; инженеры; ученые; предприниматели; студенты. При этом студенты являются основным ресурсом для первых четырех категорий мигрантов [49, p. 25]. Образовательная миграция зачастую рассматривается как важный канал распространения высококвалифицированных мигрантов [51] и, следовательно, причина «утечки мозгов» [52]. Другие исследователи также говорят о иностранных студентах как о будущих высококвалифицированных мигрантах [53; 54, p. 293] или «полуфабрикатах человеческого капитала» [55, p. 45, 52]. О неоднозначном восприятии категорий «иностранный студент» и «квалифицированный мигрант» говорит М. Баас в своей работе по изучению миграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе [56]. Исследуя образовательную миграцию из Вьетнама и Китая в Японию, профессор социологии Г. Лиу-Фаррер в своей работе отмечает нежелание Японии «открывать двери для трудовой миграции», что приводит к нехватке рабочей силы на рынке труда, которую восполняет студенческая миграция [57]. В. Ли и др. в статье «Intellectual Migration: Considering China», анализируя образовательную миграцию и миграцию высококвалифицированных специалистов, обращаются к концепции «интеллектуальной миграции» [58], под которой понимается процесс миграции как студентов и соискателей, так и ученых и высококвалифицированных специалистов [59, p. 270-271]. В условиях глобализации и современной экономики, основанной на знаниях [60], международное образование становится ключевым источником накопления и распространения человеческого капитала как для стран приема, так и для стран исхода. Таким образом, концепция человеческого капитала представляет ценность для изучения миграционных процессов не только в стране приема, но и для анализа последствий студенческой миграции для страны происхождения студента, в том числе возвратной миграции [61-63]. Вместе с тем теория человеческого капитала, хотя и рассматривает социально-политические и культурные аспекты, зачастую игнорирует неэкономические факторы образовательной миграции, концентрируясь на идее получения прибыли как основной причине миграции. Кроме того, как и концепция Push-Pull, теория человеческого капитала не объясняет роль государства и институтов в процессе образовательной миграции, интеграции и адаптации мигрантов. Транснационализм и теория глобального знания Для понимания процессов миграции, а также ассимиляции и интеграции мигрантов в стране приема зачастую применяют транснациональный подход, который лег в основу ряда исследований последних лет [64, p. 203]. Транснационализм - методологический подход, позволяющий исследовать не только непосредственно феномен перемещения - миграцию, но и динамику взаимодействия и взаимоотношений в социуме, которая проходит непрерывный процесс трансформации. В результате процессов транснационализации и сопутствующей детерриториализации (выход за пределы конкретной территории социальных отношений, политических и культурных практик [65]) высшее образование все в большей степени способствует пересечению языковых, культурных и национальных границ [66]. В работе «Transnationalism: A New Analytic Framework for Understanding Migration» авторы говорят о мигрантах, чья деятельность и образ жизни, пересекая национальные границы, охватывают как принимающее общество, так и общество исхода, объединяя их в единое социальное пространство [67, p. 1]. Таких мигрантов авторы статьи называют «трансмигрантами», а подход с помощью которого исследуется процесс миграции, поведение и деятельность мигрантов, - транснационализм [67, p. 1]. Сам термин «транснационализм» определяется как процесс формирования мигрантами социальных пространств, которые объединяют страну исхода и приема [67, p. 1]. В статье С. Канеко под «транснациональными мигрантами» понимаются индивиды, которые постоянно перемещаются в двух и более направлениях, создавая и поддерживая при этом социальные взаимоотношения между их обществом и обществом страны приема [33, p. 108]. О миграции студентов как о транснациональном процессе говорит Ф.Л. Коллинз в работе «Bridges to Learning: International Student Mobilities, Education Agencies and Inter-personal Networks» [68]. Транснациональные пространства, согласно Ф.Л. Коллинзу, располагаются между странами происхождения студентов и странами обучения. «Мост», соединяющий транснациональные пространства, - это «экономическая деятельность агентов образования и… межличностные сети, которые способствуют процессу переезда и расселения иностранных студентов в стране приема, а также бывшие иностранные студенты и роль, которую они играют в продвижении образования за рубежом» [68, p. 399]. Развитие получила и теория глобального знания (global knowledge theory), которая рассматривает иностранных студентов не просто как индивидов, перемещающихся между двумя и более странами/регионами, но и как ключевых агентов формирования и модернизации глобальных академических пространств [12] и новой академической культуры [60]. Сторонники данного подхода Р. Кинг и П. Рагурам говорят о необходимости более глубокого теоретического понимания образовательной миграции, проведении этнографических исследований при изучении вопросов миграции, уделяя при этом больше внимания половому и расовому аспекту, а также вопросу воспроизводства научного знания в контексте миграции студентов [69]. Вопрос воспроизводства и распространения академического знания иностранными студентами освещается в работе «Conceptualizing International Education: From International Student to International Study», авторы которой пишут о смещении акцента исследования с иностранного студента как мигранта на международное обучение, размышляя о необходимости проблематизировать категорию «иностранный студент» как отдельную группу мигрантов [70, p. 682-683]. Отмечая сложности понимания термина «иностранный студент», К. Мэйдж и др. ссылаются на большое разнообразие студентов, вовлеченных в международное образование, способы их вовлечения и векторы миграции [70, p. 682-683]. О неоднозначности термина «иностранный студент» в эпоху интернационализации и виртуализации высшего образования, обнаруживая зависимость определения термина от времени и места [1], говорят в своей статье и израильские исследователи О. Школер и Э. Рабену. Э. Мерфи-Лежен в своей работе «Student Mobility and Narrative in Europe: The New Strangers» подчеркивает, что студенты-путешественники, готовые к частым изменениям в окружающем пространстве (смена языка общения, личного окружения, образа жизни и работы), являются частью меньшинства и отличаются от большинства своих сверстников. Опираясь на теорию «незнакомца»[21], она рассматривает иностранных студентов как новую миграционную элиту как по количественным, так и по качественным показателям [71]. Исследование образовательной миграции через призму транснационализма способствовало смещению акцента с причин миграции на ее последствия - трансформации, происходящие в социально-политической и культурной плоскостях в результате миграции. Как отмечают С. Де Джонг и П. Даннекер в своей работе «Connecting and Confronting Transnationalism: Bridging Concepts and Moving Critique», объектом изучения транснационализма являются не только мигранты, но и социальные, политические экономические и политические процессы в целом [72]. Транснационализм демонстрирует наличие между странами приема и странами исхода мигрантов социально-экономических, политических и культурных связей, которые составляют транснациональные пространства [72]. Профессор Университета Калифорнии (UCLA) Р. Уолдингер в статье «A Cross-border Perspective on Migration: Beyond the Assimilation/Transnationalism Debate» говорит о неспособности транснационального подхода объяснить конфликты и столкновения, возникающие в обществе приема в результате пересечения мигрантами национальных границ государства [73]. Заключение Среди причин, объясняющих многообразие концепций и подходов к исследованию международной образовательной миграции, можно отметить следующие: во-первых, наличие многочисленных аспектов и факторов данного явления. Образовательная миграция сопровождается такими процессами, как интернационализация образования, адаптация и интеграция студентов, формирование транснациональных пространств и пр. Для объяснения явления образовательной миграции необходимо совокупное изучение и анализ причин и последствий миграции, как для страны приема, так и страны отправителя; во-вторых, происходящие в глобальном образовательном пространстве процессы, оказывающие непосредственное влияние на студенческие миграционные потоки. Появление крупных региональных центров миграции в АТР способствует смещению исследовательского поля в страны Азии, которые теперь рассматриваются не только как экспортеры иностранных студентов, но и как страны-приема. Процессы интернационализации и глобализации, формирование глобальных социальных сетей и академических пространств актуализировали исследования с применением транснационального подхода. Вместе с тем не потеряли свою значимость и такие подходы, как Push-Pull и концепция человеческого капитала, сторонники которых исследуют образовательную миграцию с учетом современных тенденций развития общества. И если, с одной стороны, такое разнообразие проводимых повсеместно в мире исследований позволяет взглянуть на образовательную миграцию с разных позиций, то с другой - это препятствует всеобъемлющему пониманию такого явления, как студенческая миграция, и ведет к принципиальной несводимости теорий образовательной миграции к общим методологическим и концептуальным основаниям.

×

Об авторах

Василя Варисовна Таишева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: taisheva-vv@rudn.ru

ассистент кафедры сравнительной политологии

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Shkoler O., Rabenu E. Defining International Student Mobility and Higher Education. In: International Student Mobility and Access to Higher Education // Marketing and Communication in Higher Education. Palgrave Macmillan, Cham, 2020. P. 1-27. doi: 10.1007/978-3-030-44139-5_1
  2. Lipura S.J., Collins F.L. Towards an integrative understanding of contemporary educational mobilities: a critical agenda for international student mobilities research // Globalisation, Societies and Education. 2020. № 18 (3). P. 343-359. doi: 10.1080/14767724.2020.1711710
  3. Page A.G., Chahboun S. Emerging empowerment of international students: how international student literature has shifted to include the students’ voices // Higher Education. 2019. № 78. P. 871-885. doi: 10.1007/s10734-019-00375-7
  4. Roy A., Newman A., Ellenberger T., Pyman A. Outcomes of international student mobility programs: a systematic review and agenda for future research // Studies in Higher Education. 2019. № 44 (9). P. 1630-1644. doi: 10.1080/03075079.2018.1458222
  5. Gümüş S., Gök E., Esen M. A Review of Research on International Student Mobility: Science Mapping the Existing Knowledge Base // Journal of Studies in International Education. 2019. doi: 10.1177/1028315319893651
  6. Pisarevskaya A., Levy N., Scholten P., Jansen J. Mapping migration studies: An empirical analysis of the coming of age of a research field // Migration Studies. 2019. doi: 10.1093/migration/mnz031
  7. Bommes M., Morawska E. International Migration Research: Constructions, Omissions and the Promises of Interdisciplinarity. Routledge, 2005. 304 p.
  8. Kaushal N., Lanati M. International Student Mobility: Growth and Dispersion. NBER Working Paper No. 25921 // National Bureau of Economic Research Working Paper Series. 2019. 28 p.
  9. Kondakci Y., Bedenlier S., Zawacki-Richter O. Social network analysis of international student mobility: Uncovering the rise of regional hubs // Higher Education. 2018. № 75 (3). P. 517-535. doi: 10.1007/s10734-017-0154-9
  10. Lee C.S. Global linguistic capital, global cultural capital: International student migrants in China’s two-track international education market // International Journal of Educational Development. 2019. № 67. P. 94-102. doi: 10.1016/j.ijedudev.2019.03.001
  11. Raghuram P. Theorising the Spaces of Student Migration // Population, Space and Place. 2013. № 19 (2). P. 138-154. doi: 10.1002/psp.1747
  12. Riaño Y., Piguet E. International Student Migration. Oxford University Press (Ed.), Oxford Bibliographies in Geography: NY, 2016. 24 p. doi: 10.1093/OBO/9780199874002--0141
  13. Raby R.L., Zhang Y.L. Changing Theoretical Perspectives on Transnational Mobility: A Review of the Literature // Rethinking Education Across Borders: Emerging Issues and Critical Insights on Globally Mobile Students. Springer Nature, 2020. P. 19-47.
  14. Sanchez Barrioluengo M., Flisi S. Student mobility in tertiary education: institutional factors and regional attractiveness // Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017. 92 p. doi: 10.2760/675338.JRC108895
  15. Ravenstein E. G. The Laws of Migration // Journal of Statistical Society. 1885. № 48 (2). P. 167-235.
  16. Stouffer S. Interventing opportunities: a theory relating mobility and distance // American Sociological Review. 1940. № 5 (6). P. 845-867. doi: 10.2307/2084520
  17. Zipf G. The Hypothesis: on the intercity movement of persons // American Sociological Review. 1946. № 11 (6). P. 677-686. doi: 10.2307/2087063
  18. Todaro M. P. A Model of Labour Migration and Rural Unemployment in Less developed Countries // American Economic Review. 1969. № 59 (1). P. 138-148.
  19. Harris J. R., Todaro M. P. Migration, Unemployment and Development: A Two-sector Analysis // American Economic Review. 1970. № 60 (1). P. 126-142.
  20. Lee E.S. A Theory of Migration // Demography. 1966. № 3 (1). P. 47-57. doi: 10.2307/2060063
  21. Rabenu E., Shkoler O. The Reasons for International Student Mobility. In: International Student Mobility and Access to Higher Education // Marketing and Communication in Higher Education. Palgrave Macmillan, Cham, 2020. P. 61-125. doi: 10.1007/978-3-030-44139-5_3
  22. Chellaraj G. The Economics of International Student and Scholar Mobility: Directions for Research. Policy Research Working Papers. World Bank Group, 2019. 40 p. doi: 10.1596/1813-9450-8848
  23. Gonzalez C.R., Mesanza R.B., Mariel P. The Determinants of International Student Mobility Flows: An Empirical Study on the Erasmus Program // Higher Education. 2011. № 62. P. 413-430.
  24. Abbott A., Silles M. Determinants of international student migration // World Economy. 2016. № 39 (5). P. 621-635. doi: 10.1111/twec.12319
  25. Restaino M., Vitale M.P., Primerano I. Analysing International Student Mobility Flows in Higher Education: A Comparative Study on European Countries // Social Indicators Research. 2020. doi: 10.1007/s11205-020-02282-2
  26. Perez-Encinas A., Rodriguez-Pomeda J., Wit H.D. Factors influencing student mobility: a comparative European study // Studies in Higher Education. 2020. DOI: 10.1080/ 03075079.2020.1725873
  27. Vögtle E.M., Windzio M. Looking for freedom? Networks of international student mobility and countries’ levels of democracy // The Geographical Journal. 2020. № 186 (1). P. 103-115. doi: 10.1111/geoj.12329
  28. Lo W.Y.W. Beyond competition: a comparative review of conceptual approaches to international student mobility // Globalisation, Societies and Education. 2019. № 17 (3). P. 261-273. doi: 10.1080/14767724.2018.1525283
  29. Li M., Bray M. Cross-border flow of students for higher education: Push-Pull factors and motivations of mainland Chinese students in Hong Kong and Macau // Higher Education. 2007. № 53. P. 791-818. doi: 10.1007/s10734-005-5423-3
  30. Gesing P., Glass C. STEM student mobility intentions post-graduation and the role of reverse Push-Pull factors // International Journal of Educational Development. 2019. № 65. P. 227-236. doi: 10.1016/j.ijedudev.2018.08.008
  31. Iqbal K., Peng H., Hafeez M., Khan, N.H., Ahmad K., Iqbal Z. Should I Stay or Should I Go? Foreign-student Intent in China // Human Systems Management. 2019. № 38 (3). P. 197-208. doi: 10.3233/HSM-180472
  32. Li W., Zhao S., Lu Z., Yu W., Li X. Student Migration: Evidence from Chinese Students in the US and China // International Migration. 2019. № 57 (3). P. 334-353. doi: 10.1111/imig.12466
  33. Kaneko S. How studying abroad in Malaysia leads to transnational migration: interview results from former international students // Osaka Human Sciences. 2020. № 6. P. 107-129. doi: 10.18910/73803
  34. Wells A. International Student Mobility: Approaches, Challenges and Suggestions for Further Research // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2017. № 143. P. 19-24. DOI: 10.1016/ j.sbspro.2014.07.350
  35. Hadler M. Intentions to migrate within the European Union: a challenge for simple economic macro-level explanations // European Societies. 2006. № 8 (1). P. 111-140. DOI: 10.1080/ 14616690500491324
  36. De Haas H. Mobility and Human Development // UNDP Human Development Reports. Research Paper 2009/1. 2009. 70 p.
  37. Lulle A., Janta H., Emilsson H. Introduction to the Special Issue: European youth migration: human capital outcomes, skills and competences // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2019. doi: 10.1080/1369183X.2019.1679407
  38. Человеческий капитал российских политических элит: политико-психологический анализ / под ред. Е.Б. Шестопал, А.В. Селезневой. М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. 342 с.
  39. Комаров А.В. Роль образования в формировании человеческого капитала в современной России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. № 3. С. 83-88.
  40. Sjaastad L.A. The Costs and Returns of Human Migration // Journal of Political Economy. 1962. № 70 (5). P. 80-93.
  41. Моисеенко В. М., Чудиновских О. С. Теория человеческого капитала и исследования миграционных процессов в России // Проблемы прогнозирования. 2000. № 4. С. 124-137.
  42. Scott C., Safdar S., Trilokekar R. D., Masri A. E. International students as ‘ideal immigrants’ in Canada: A disconnect between policy makers' assumptions and the lived experiences of international students // Éducation Comparée Et Internationale. 2015. № 43 (3). P. 1-16.
  43. Chang C.-W., Chan S.-J. Transit point of global talent: social/cultural dimensions of short-term student circulation // Globalisation, Societies and Education. 2020. № 18 (1). P. 30-42. doi: 10.1080/14767724.2019.1690731
  44. Ziguras C., Law S. Recruiting international students as skilled migrants: the global ‘skills race’ as viewed from Australia and Malaysia // Globalisation, Societies and Education. 2006. № 4 (1). P. 59-76. doi: 10.1080/14767720600555087
  45. Khadria B. Adversary analysis and the quest for global development: optimizing the dynamic conflict of interest in transnational migration // Social Analysis. 2009. № 53 (3). P. 106-122. doi: 10.3167/sa.2009.530306
  46. Hawthorne L. Demography, migration and demand for international students // Globalization and Tertiary Education in the Asia-Pacific. 2010. P. 93-119. DOI: 10.1142/ 9789814299046_0005
  47. Perkins R., Neumayer E. Geographies of educational mobilities: Exploring the uneven flows of international students // The Geographical Journal. 2014. № 180 (3). P. 246-259. doi: 10.2139/ssrn.1857523
  48. Riaño Y., Lombard A., Piguet E. How to explain migration policy openness in times of closure? The case of international students in Switzerland // Globalisation, Societies and Education. 2018. № 16 (3). P. 295-307. doi: 10.1080/14767724.2017.1412823
  49. Riaño Y., Van Mol C., Raghuram P. New directions in studying policies of international student mobility and migration // Globalisation, Societies and Education. 2018. № 16 (3). P. 283-294. doi: 10.1080/14767724.2018.1478721
  50. Mahroum S. Highly Skilled Globetrotters: Mapping the International Migration of Human Capital. R&D // Management. 2000. № 30 (1). P. 23-32. doi: 10.1111/1467-9310.00154
  51. Suter B., Jandl M. Comparative Study on Policies towards Foreign Graduates - Study on Admission and Retention Policies towards Foreign Students in Industrialised Countries // International Centre for Migration Policy Development (ICMPD). Vienna, 2006. 97 p.
  52. Yin M., Yeakey C.C. The policy implications of the global flow of tertiary students: a social network analysis // Oxford Review of Education. 2019. № 45 (1). P. 50-69. DOI: 10.1080/ 03054985.2018.1489788
  53. Baláz, V., Williams, A.M., Kollár, D. Temporary versus Permanent Youth Brain Drain: Economic Implications // International Migration. 2004. № 42 (4). P. 3-34. doi: 10.1111/j.0020-7985.2004.00293.x
  54. Findlay A.M., King R., Stam A., Ruiz-Gelices E. Ever Reluctant Europeans: The Changing Geographies of UK Students Studying and Working Abroad // European Urban and Regional Studies. 2006. № 13 (4). P. 291-318. doi: 10.1177/0969776406065429
  55. Khadria B. Shifting Paradigms of Globalization: The Twenty-First Century Transition Towards Generics in Skilled Migration from India // International Migration. 2008. № 39 (5). P. 45-71. doi: 10.1111/1468-2435.00171
  56. Baas M. The Education-Migration Industry: International Students, Migration Policy and the Question of Skills // International Migration. 2019. № 57 (3). P. 222-234. DOI: 10.1111/ imig.12540
  57. Liu-Farrer G., Tran A.H. Bridging the Institutional Gaps: International Education as a Migration Industry // International Migration. 2019. № 57 (3). P. 235-249. doi: 10.1111/imig.12543
  58. Li W., Lo L., Lu Y., Tan Y., Lu Y. Intellectual migration: considering China // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2020. doi: 10.1080/1369183X.2020.1739393
  59. Li W., Yu W. Chinese Intellectual Migration to the US // Spotlight on China. Spotlight on China / eds. Guo S., Guo Y. Sense Publishers, Rotterdam, 2016. P. 269-284. DOI: 10.1007/ 978-94-6300-669-9_16
  60. Li J. Trends and Implications of International Student Mobility // Conceptualizing Soft Power of Higher Education. Perspectives on Rethinking and Reforming Education. 2018. P. 189-213. doi: 10.1007/978-981-13-0641-9
  61. Staniscia B., Deravignone L., González-Martin B., Pumares P. Youth Mobility and the Development of Human Capital: Is there a Southern European Model? // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2019. doi: 10.1080/1369183X.2019.1679417
  62. McGarry O., Krisjane Z., Sechi G., MacÉinrí P., Berzins M., Apsite-Berina E. Human Capital and Life Satisfaction Among Circular Migrants: An Analysis of Extended Mobility in Europe // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2019. DOI: 10.1080/ 1369183X.2019.1679421
  63. Baláž V., Williams A.M., Moravčíková K., Chrančoková M. What Competences, Which Migrants? Tacit and Explicit Knowledge Acquired via Migration // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2019. doi: 10.1080/1369183X.2019.1679409
  64. Schiller N.G. Theorising Transnational Migration in Our Times: A multiscalar temporal perspective // Nordic Journal of Migration Research. 2018. № 8 (4). P. 201-212. doi: 10.2478/njmr-2018-0032
  65. Martí G.-M.H. The Deterritorialization of Cultural Heritage in a Globalized Modernity Transfer // Journal of Contemporary Culture. 2006. № 1. P. 92-107.
  66. Kahn P.E., Misiaszek L.I. Educational mobilities and internationalised higher education: critical perspectives // Teaching in Higher Education. 2019. № 24 (5). P. 587-598. doi: 10.1080/13562517.2019.1625120
  67. Schiller N.G., Basch L., Blanc-Szanton C. Transnationalism: A New Analytic Framework for Understanding Migration // Annals of the New York Academy of Sciences. 1992. № 645 (1). P. 1-24. doi: 10.1111/j.1749-6632.1992.tb33484.x
  68. Collins F.L. Bridges to learning: international student mobilities, education agencies and inter-personal networks. Global Networks. 2008. № 8 (4). P. 398-417. doi: 10.1111/j.1471-0374.2008.00231.x
  69. King R., Raghuram P. International Student Migration: Mapping the Field and New Research Agendas // Population, Space and Place. 2013. № 19 (2). P. 127-137. doi: 10.1002/psp.1746
  70. Madge C., Raghuram P., Noxolo P. Conceptualizing international education: From international student to international study // Progress in Human Geography. 2015. № 39 (6). P. 681-701. doi: 10.1177/0309132514526442
  71. Murphy-Lejeune E. Student Mobility and Narrative in Europe: The New Strangers. London and New York: Routledge, 2002. 288 p.
  72. De Jong S., Dannecker P. Connecting and confronting transnationalism: bridging concepts and moving critique // Identities. 2018. № 25 (5). P. 493-506. DOI: 10.1080/ 1070289X.2018.1507962
  73. Waldinger R. A cross-border perspective on migration: beyond the assimilation/transnationalism debate // Journal of ethnic and migration studies. 2017. № 43 (1). P. 3-17. doi: 10.1080/1369183X.2016.1238863
  74. Simmel G. The Stranger // Georg Simmel: On Individuality and Social Forms (ed. by Donald Levine), Chicago: University of Chicago Press, 1971. P. 143-150.
  75. Karakayali N. Social Distance and Affective Orientations // Sociological Forum. 2009. № 24 (3). P. 538-562. doi: 10.1111/j.1573-7861.2009.01119.x
  76. Best S. The Stranger. London: Routledge, 2019. 172 p. References

© Таишева В.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах