Продвижение политических ценностей посредством международных программ академической мобильности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Национальные государства и международные организации широко используют образовательные программы для развития мобильности студентов за рубежом. В научной литературе большинство авторов сходятся во мнении, что такие обменные программы являются инструментами мягкой силы, используемыми странами для продвижения своих ценностей в геополитически и экономически важных регионах. Однако более глубокий анализ причин, побуждающих национальные государства использовать подобные инициативы, требует лучшего понимания их политических целей. Настоящее исследование состоит из анализа основных понятий, предложенных учеными, которые подробно изучили тему международной академической мобильности как инструмента продвижения ценностей. Национальные государства и международные организации используют различные обоснования для разработки таких программ академической мобильности (геополитические, экономические, гражданские и модель лидера мнений). Автор описывает основные принципы каждого из подходов, приведя примеры существующих образовательных программ, принятых странами или международными организациями, а также ответил на вопрос, каким образом политические ценности продвигаются, согласно каждому подходу. Границы между четырьмя обоснованиями, описанными в статье, не жестко фиксированы. Образовательная программа может одновременно отвечать различным логическим схемам, а национальные государства решают, как распределить ресурсы для достижения конкретных результатов, в рамках конкретного обоснования. Хотя различные обоснования стимулируют национальные государства и международные организации на продвижение международных программ академической мобильности, во всех случаях такие программы выступают в качестве инструментов продвижения политических ценностей.

Об авторах

Марио Де Мартино

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: de-martino-m@rudn.ru

кандидат политических наук, Заместитель начальника отдела взаимодействия с международными организациями Департамента по международному научно-образовательному сотрудничеству

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Scott P. Globalisation and higher education: Challenges for the 21st century. Journal of Studies in International Education, 2000, 4.1: 3-10: 5.
  2. Spilimbergo A. Democracy and foreign education. American economic review, 2009, 99.1: 528-43; Fonte R. Higher education in service to democracy. Community College Journal, 2009, 79.5: 44.
  3. Katsakioris C. The Lumumba University in Moscow: higher education for a Soviet-Third World alliance, 1960-91. Journal of Global History, 2019, 14.2: 281-300; Lebovic S. From War Junk to Educational Exchange: The World War II Origins of the Fulbright Program and the Foundations of American Cultural Globalism, 1945-1950. Diplomatic History, 2013, 37.2: 280-312.
  4. Jokisipilä M. East or West-or both at the same time?: Higher education as a battleground for the Russian soul. The Baltic Sea region, 2014, 12: 375-399.
  5. Donelli F. Persuading through Culture, Values, and Ideas. Insight Turkey, 2019, 21.3: 113-134.
  6. Mccabe R., Ruffio P., Heinämäki P. Tempus@ 20: A Retrospective of the Tempus Programme Over the Past Twenty Years (1990-2010). EUR-OP, 2011.
  7. Scott-Smith G. Exchange programs and public diplomacy. Routledge handbook of public diplomacy. Routledge, 2020: 38-49.
  8. Scott-Smith G. Mapping the undefinable: Some thoughts on the relevance of exchange programs within international relations theory. The Annals of the American Academy of Political and Social Science, 2008, 616.1: 173-195.
  9. NYE, Joseph. Soft Power: Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. 191 p.
  10. Altbach P.G., Knight J. The internationalization of higher education: Motivations and realities. Journal of studies in international education, 2007, 11.3-4: 290-305.
  11. Universities U.K., International students now worth £25 billion to U.K. economy - new research, URL: https://www.universitiesuk.ac.uk/news/Pages/International-students-now-worth-25-billion-to-UK-economy---new-research.aspx. Accessed: 05.03.2020.
  12. Universities Australia, International students inject $32 billion a year into Australia’s economy - boosting Aussie jobs and wages. URL: https://www.universitiesaustralia.edu.au/ media-item/international-students-inject-32-billion-a-year-into-australias-economy-boosting-aussie-jobs-and-wages/. Accessed: 05.03.2020.
  13. Finn M.G. Stay rates of foreign doctorate recipients from US universities, 2007. Oak Ridge Inst. for Science and Education (ORISE), Oak Ridge, TN (United States), 2010.
  14. Boeri T., et al. Brain drain and brain gain the global competition to attract high-skilled migrants. 2012.
  15. NAFSA, The United States of America: Benefits from International Students https://www.nafsa.org/sites/default/files/media/document/isev-2019.pdf (webpage consulted on 05/03/2020).
  16. Papatsiba V. Political and Individual Rationales of Student Mobility: a case-study of ERASMUS and a French regional scheme for studies abroad. European journal of education, 2005, 40.2: 173-188.
  17. Sowa P.A. How valuable are student exchange programs? New Directions for Higher Education, 2002: 63-70.
  18. Marciniak D., Winnicki M. International student exchange-motives, benefits and barriers of participation. Zeszyty Naukowe. Organizacja i Zarządzanie/Politechnika Śląska, 2019, 133 Management in Industry and Services: 93-105.
  19. Petit I. Mimicking history: The European Commission and its education policy. World Political Science, 2007, 3.1.
  20. Mitchell K. Rethinking the “Erasmus Effect” on European Identity. JCMS: Journal of Common Market Studies, 2015, 53.2: 330-348.
  21. KING, Russell; RUIZ-GELICES, Enric. International student migration and the European’ year abroad’: effects on European identity and subsequent migration behaviour. International Journal of Population Geography, 2003, 9.3: 229-252.
  22. VAN MOL, Christof. The influence of European student mobility on European indentity and subsequent migration behaviour. In: Analysing the consequences of academic mobility and migration/Dervin, Fred [edit.]. 2011: 29-50.

© Де Мартино М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах