Повышение роли женщин в парламенте Ирана после Исламской революции 1979 г
- Авторы: Эсмаили С.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 22, № 1 (2020)
- Страницы: 49-58
- Раздел: СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ИРАНА
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/article/view/23276
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2020-22-1-49-58
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается положение женщин в политической жизни Ирана, анализируется история борьбы женщин за свое место и роль на политической арене страны. Автором отмечается увеличение роли женщины-политика в постреволюционном Иране, а также рассматриваются результаты, достигнутые женщинами в государственных организациях страны. После победы Исламской революции, основанной в том числе на легитимности политического участия женщин, законы в Иране были пересмотрены и были внесены изменения в политические права и роль женщин в правительстве. В статье рассматриваются проблемы политического участия женщин в современном Иране, а также вопрос повышения их роли в парламенте (Меджлисе) - одном из важнейших политических органов страны.
Ключевые слова
Полный текст
Женщины-мусульманки на протяжении истории боролись за свои политические права и значимую роль в жизни общества как в своих мусульманских странах, так и за рубежом. Эта борьба продолжается до сих пор, как продолжается и борьба женщин во всем мире. Ниже перечислены основные причины, побудившие современных иранских женщин бороться за свои права и добиваться в этой борьбе определенных успехов: · недостаточный вес женщин в принятии решений в общественнополитической жизни иранского общества; · влияние западных женских движений и организаций за свои права, включая борьбу за равноправие с мужчинами; · получение образования как главный фактор обретения уверенности в своих силах и способности влиять на судьбу страны. Статья включает в себя рассмотрение причин, по которым иранские женщины до сих пор не смогли достичь значимого положения в политической жизни Ирана, особенно в парламенте страны. Кроме того, автор касается вопроса возможного решения данной проблемы. Несмотря на то, что в последние годы участие иранских женщин в политической и общественной жизни страны выросло, все же по сравнению с большинством других стран мира данные успехи можно назвать скромными. В то же время есть основания полагать, что ситуация может существенно поменяться в кратко-среднесрочной перспективе, и женщины в Иране обретут больше политических прав и возможностей влиять на политику в своем государстве. В статье также приводится статистика присутствия женщин в иранском парламенте, что позволяет увидеть изменение гендерной и политической ситуации в разные годы вплоть до настоящего времени. Повышение роли женщины в политической жизни Ирана можно разделить на два периода: 1) период правления династии Пехлеви (Резахан и его сын Мохаммед Реза Пехлеви - 1925-1979 гг.): с этого времени постепенно начиналась борьба женщины за свою роль в общественно-политической жизни Ирана; 2) период после исламской революции 1979 г . После победы Конституционной революции в Иране (1905-1911 гг.) стало заметно, что женщины не имели ни права голоса, ни права быть избранными. Серьезная борьба женщин за достижение этих прав началась только в 1960 г., когда женщины хотели сами быть избранными в качестве депутатов и быть среди политических активистов страны. Тогда журнал «Эттелаате занан» (Женская информация. - Прим. авт.) опубликовал статью с заголовком «Участие в выборах является абсолютным правом каждой иранской женщины, но для получения этого права нам надо готовиться!» [1]. Первой женщиной, пришедшей в парламент, была Хаджар Тарбиат, родившаяся в 1906 г. в Стамбуле (Турция). Это произошло в самые жаркие дни Конституционной революции в Иране. Выборы в «Двадцать первый парламент» были проведены 17 сентября 1963 г. Однако созданный парламент просуществовал недолго: через 2 года и три месяца, в 1966 г., он был распущен шахом Мохаммедом Реза. Хаджар Тарбиат была среди женщин, избранных в двадцать первый и двадцать второй парламент в качестве представителя в г. Тегеран. В Двадцать первом парламенте она получила 170112 из 271420 голосов [2]. Таким образом начиналась первая серьезная политическая деятельность женщины в Иране в политических организациях страны. Журнал «Зане руз» («Современная женщина»), давая оценку политической роли женщины в Двадцать первом парламенте Ирана, писал про Хаджар Тарбиат: «В Национальном собрании г-жа Хаджар Тарбиат использовала трибуну парламента 13 раз, то есть каждые два с половиной месяца у нее была речь, и в общей сложности она выступила 3 часа и 15 минут. Темы, обсуждаемые г-жой Тарбиат, включали в себя: образование; здоровье; образование молодежи за рубежом; борьбу с неграмотностью; невозвращение иранской молодежи из-за рубежа; проблемы образования молодежи; женский конгресс в Иране; курс по борьбе с неграмотностью; Неделю книг; декларацию прав человека в семье, День матери» [3]. Одним из наиболее важных законов, принятых в Национальном консультативном собрании, был Закон о социальных услугах для женщин. Хаджар Тарбиат выступила с речью по законопроекту и, в частности, заявила: «Законопроект о социальных услугах для женщин полностью изменит положение иранских женщин, особенно образованных женщин и молодежи, и они смогут с энтузиазмом служить своей стране» [4]. Она также отметила, что «этот законопроект является одним из наиболее важных законопроектов, его принятием действительно будет гордиться двадцать второй Национальный консультативный совет Ирана, и, если даст Бог, после принятия этого законопроекта, наши девушки и женщины смогут добиться успеха так же, как и их братья» [4]. Также г-жа Тарбиат обращала внимание на то, что деревенские женщины беспокоятся о судьбе своей страны не меньше, чем женщины с хорошим университетским образованием [5]. 17 сентября 1962 г. были проведены первые выступления женщин в парламенте Ирана. Во время своего правления Правительство Пехлеви II в форме законопроекта о государственных и провинциальных ассоциациях, утвержденного правительством 8 октября 1962 г., предоставило женщинам право голосовать, а также баллотироваться на выборах в качестве кандидатов в Национальный консультативный совет. В этот период девочки получили разрешение на поступление в высшие учебные заведения, были внесены поправки в законы о разводе и вступлении в брак для женщин, включая установление минимального возраста вступления в брак для девушек - 15 лет, и молодых людей - 18 лет. Со временем шах Мохаммед Реза опубликовал свой «Указ № 6» под названием «Белая революция шаха и нации». Пятым пунктом этого указа был законопроект о внесении изменений в «Закон о выборах». 26 января 1963 г. был объявлен днем референдума за или против исполнения этого указа, но правительство не делало никаких официальных заявлений, позволяющих женщинам принимать участие в референдуме. Женщины использовали этот момент. Представитель ассоциации женщин-юристов, возглавляемой Мехрангиз Манучехриян, в ночь перед референдумом отправилась к министру сельского хозяйства и спросила его об участии женщин в референдуме. Он ответил, что не видит проблем для участия женщин в референдуме. Таким образом, впервые женщины приняли участие в референдуме о «Белой революции» 26 января 1963 г. 3 марта 1963 г. правительство официально объявило, что статья 13 «Закона о выборах», которая запрещала участие женщин, изменилась. Изменения коснулись и статей 6 и 9, в которых речь шла о требованиях к кандидатам: слово «мужчина» было изменено на «кандидат». Женщины впервые участвовали в выборах в Национальный консультативный совет Ирана 12 сентября 1963 г., в результате чего шесть женщин были избраны в парламент. Однако ни одна из женщин не была избрана членом Сената. Несмотря на это, шах Мохаммед Реза самостоятельно назначил двух женщин в качестве членов Сената. Хотя женщины вошли в парламент Ирана впервые, они смогли решить такие важные вопросы, как обеспечение образования для девочек, создание для них школ, в том числе школ для медсестер. 22-24-е парламентские выборы позволили иранским женщинам получить соответственно 7, 16 и 20 мест в парламенте. В эти годы женские представители парламента смогли рассмотреть такие вопросы, как Закон о социальных услугах для женщин, создание Национальной организации поддержки детей и организации защиты семьи, закон об ужесточении наказания за использование детского труда в ковровых мастерских в возрасте до 12 лет. С победой исламской революции женщины стали больше участвовать в политической жизни Ирана, что отметил и духовный лидер Ирана Аятоллах Хомейни, подчеркнув особую роль женщины в семье и обществе. С каждым избирательным циклом участие женщин в парламенте возрастает. Статья 21 Конституции ИРИ гарантирует обеспечение всех прав и свобод женщин во всех сферах общества, создание условий для их материального и духовного развития. Для Исламской Республики Иран участие женщин в политическом решении проблем общества очень важно, ведь женщины особым образом участвуют в формировании своих детей как будущих членов общества, а потому они, как никто другой, способны определить решение различных проблем общества, в котором предстоит жить их детям. После победы Исламской революции правила и законы в Иране были пересмотрены, и внесены изменения в отношении политических прав и участия женщин в системе государственного управления. В конечном счете женщинам было разрешено активное участие в политической сфере, и они вступили в Исламский консультативный совет (Меджлис шурае ислами). В первый парламентский срок присутствие женщин было незначительным, и из 90 женщин-кандидатов только четверо прошли в парламент. В третьем Меджлисе, на выборах в который участвовало 25 женщин, только четыре из них вошли в парламент. Парламент рассмотрел 34 законопроекта о женщинах, детях и семьях. В четвертом Меджлисе из 82 женщин-кандидатов в парламент прошли 9. В пятый Меджлис баллотировались 326 женщин, из них только 14 прошли в парламент. В то время был принят 51 законопроект о женщинах, семьях и детях [6]. В Шестом парламенте из 504 женщин-кандидатов лишь 13 удалось попасть в парламент. Период работы шестого Меджлиса отличался особой активностью женщин, стремившихся провести реформы по улучшению положения женщин в стране. Они выступали за присоединение Ирана к Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Седьмые парламентские выборы прошли с участием 827 женщинкандидатов. Но только 13 женщин были избраны в парламент от консервативной партии. В восьмой Меджлис из 580 женщин-кандидатов вошли 8 [7]. В парламенте девятого созыва доля женщин оказалась еще более низкой. Если же взять цифры за 9 сроков работы иранского парламента, то ситуация выглядит следующим образом: из 2690 депутатов за этот период там присутствовало всего 78 женщин. Следовательно, существует необходимость в серьезном изучении проблемы столь незначительного присутствия женщин в парламенте Ирана [8]. В десятый Меджлис, выборы в который состоялись в 2016 г., смогли войти 17 женщин, что на данный момент является своеобразным рекордом. Таким образом, со временем количество женщин-депутатов в Меджлисе возросло. В защите прав женщин в семье, обществе и политических организациях им удалось добиться значительных результатов. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что рост количества женщин-депутатов в Меджлисе Ирана, в решениях которого они принимали участие, находясь в разных политических организациях, оказал существенное влияние на политическую жизнь страны, главным образом улучшив положение женщин в обществе. Можно выделить три основных направления, или уровня, участия женщин в политической жизни современного Ирана: на массовом уровне - среди населения, на среднем уровне - в деятельности политических партий и общественных организаций, и на высшем уровне - на уровне политической элиты [7]. Если в 1960-1970-х гг. женщины в Иране боролись преимущественно за право на участие в политических выборах и членство в главных политических организациях страны, то после достижения успехов на этом уровне они получили возможность бороться за права женщин уже на национальном уровне. Цели, которые преследовали женщины-депутаты в Иране, касались самых разных сфер жизни, в том числе политической, образовательной, социальной, экономической и культурной. Образование очень важно для структуры политических организаций в Иране. Приблизительно половину иранского общества составляют женщины, и женщины в Иране, как, впрочем, и во всем мире, хотят иметь возможность влиять на свою судьбу благодаря участию в политике, надеясь таким образом улучшить качество своей жизни, добиться определенных прав и свобод. Иранские женщины уже смогли добиться для себя права на получение образования всех уровней. Во время династии Пехлеви шах Реза организовал «Белую революцию» в 1963 г., чтобы улучшить условия жизни народа. Обеспечение образования для женщин, особенно из деревень, стало большим достижением для общества. Хотя в тот период шах пытался избавить женщин от ношения хиджаба, многие женщины выступали против этого, потому что для них свобода означает наличие свободы выбора между ношением хиджаба и неношением его. После революции благодаря деятельности движения «Нехзат Савад Амози» многие женщины в стране стали грамотными. Данная организация до сих пор активно работает в Иране. В 1997 г. после победы Мохаммеда Хатами на выборах президента Ирана положение женщин в республике улучшилось. Одним из предвыборных лозунгов Хатами был «поддержка женщины и молодежи» в обществе и политике. Важным достижением его правления в пользу женщин можно назвать снятие ограничений с женщин-преподавателей, включая отдельные университетские специальности. В тот период заметно выросло число девушек, поступивших в университеты. Увеличилась и занятость женщин в политической сфере. Хатами впервые выбрал женщину как своего советника и министра. С 1993 по 1997 г. из общего числа абитуриентов, подавших документы в вузы, 49,36% составляли женщины. Эта тенденция сохранила свой рост и в 2006 г., 60,2% поступавших в вузы абитуриентов составили женщины [9]. Согласно статистическим данным Института исследований и программы высшего образования в Иране, численность студентов страны в 2018 учебном году составила 3,794,420 студентов, обучающихся в университетах страны, из которых 1,723,269 женщин и 2,771,151 мужчин. Число женщинаспирантов в Иране также выросло на 31,25% за последние 10 лет. Доля женщин, поступивших в высшие учебные заведения, значительно увеличилась в пользу женщин с 34% до революции до 51% в последние годы. Доля же учащихся женского пола на всех уровнях образования увеличилась с 29% до революции до 53% в последние годы. К числу важнейших результатов, достигнутых в период после 2006 г. (этот год считается годом подъема участия женщин и молодых людей в политической жизни Ирана, потому что лозунг президента Хатами был за «права женщин и молодежи»), можно отнести рост участия и активности женщин в делах семьи и общества, выбор эффективных путей и подходов к решению проблем женщин на высшем государственном уровне - Президентом ИРИ, Собранием Исламского совета, Культурным и общественным советом женщин и других государственных органов; создание эффективной системы мониторинга проблем женщин по всей стране; укрепление социальных устоев семьи; формирование идеала женщины-мусульманки как активной личности, оказывающей влияние на политическую, социальную, культурную жизнь общества; повышение роли и рост участия женщин в структурах государственных органов власти в центре и на местах, на национальном и международном уровнях; лучшее понимание существующих проблем в жизни женщин, в обществе, в семье, по месту работы; внесение изменений и дополнений, касающихся места и роли женщин в иранском обществе в действующее законодательство страны [9]. Шахиндохт Молаверди, вице-президент по делам женщин и семьи в первом кабинете президента Ирана Хасана Рухани и специальный помощник Рухани по правам гражданства во втором его кабинете, в газете «Этемад» заявила: «В настоящее время иранские женщины нашли подходящее решение - присоединиться к одной из политических коалиций или групп, или списку политических активистов с целью расширения своего присутствия в политическом пространстве страны» [10]. В связи с этим г-жа Шахиндохт Молаверди подчеркнула необходимость создания коалиции женщин с предложением нынешнему президенту Ирана Хасану Рухани и Меджлису. Она сформулировала цели Коалиции женщин-реформистов следующим образом: «Задачами этой коалиции могут быть координация и интеграция женской деятельности в реформистских партиях, создание процедурного единства в продвижении количественного и качественного поощрения участия женщин в политической жизни и влияния на власть» [10]. Молаверди, продолжая докладывать о результатах деятельности реформистской женской коалиции за последние годы, отметила: «Один из пунктов наших планов - сосредоточиться на показателях женщин в “списке надежд”, причем не только в Тегеране, но и в других провинциях, потому что раньше им удалось завоевать доверие народа в парламенте. На следующей встрече женщин и выборах мы обсудим результаты работы этих женщин, и мы надеемся, что на них будут присутствовать те, кто раньше был в этом списке, и даже те, кто вошел в парламент в прошлом как реформаторы» [10]. В 2013 г. Хасан Рохани стал седьмым президентом Ирана. Во время своей предвыборной кампании он обещал, что в его кабинете будет работать женщина-министр, хотя до 2019 г. этого никогда не происходило. При президентстве Рохани несколько женщин заняли руководящие должности в некоторых государственных организациях. К примеру, Масумех Эбтикар он назначил вице-президентом по делам женщин и семьи, и еще две женщины стали вице-президентом по правовым вопросам и вице-президентом по вопросам гражданства. Согласно международной программе Цели развития тысячелетия (это восемь международных целей развития, которые 193 государства - члена ООН и, по меньшей мере, 23 международные организации договорились достичь к 2015 г.), которые были подписаны главами государств в 2000 г. и одобрены в 2015 г. президентом Ирана на саммите, правительство Ирана вновь одобрило равенство мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин. Это называется третьей целью документа ЦРТ. Согласно этому документу гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин являются ключом к достижению успехов. Согласно документу, к 2015 г. более 30% мест в парламенте должно было быть выделено женщинам. Наиболее эффективной мерой для увеличения доли женщин на государственных должностях назвали установление квот партиями, (по желанию) национальными парламентами, правительствами, местными советами и т.д. [2]. Однако эти цели не были достигнуты к 2015 г. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для увеличения темпов участия иранских женщин в парламенте необходимо создать организационные и правовые механизмы, позволяющие женщинам более активно и успешно участвовать в деятельности политических партий. По мнению автора, для этого потребуется, чтобы политические партии в Иране обеспечили определенные квоты для женщин, также требуется создание и развитие общественно-политических организаций для иранских женщин, стимулирующих и упрощающих их возможности социально-политического участия. Таким образом, с победой Исламской революции женщины стали намного активнее и масштабнее участвовать в политической жизни Ирана. Результаты, достигнутые женщинами в государственных организациях Ирана, включают участие женщин на выборах всех уровней, обеспечение доступного образования для девочек, принятие закона о социальных услугах для женщин, создание Национальной организации поддержки детей и организации защиты семьи, разрешение на беспрепятственное поступление в высшие учебные заведения и занятие наукой, поправки в законы о разводе и вступлении в брак для женщин. С помощью женщин-избирателей женщиныкандидаты смогли устранить многие ограничения для иранских женщин, которые хотели активно участвовать в жизни своего общества [11; 12]. При этом не следует забывать, что образование играет большую роль для иранских женщин, женщины больше узнали о своих правах и получили возможность активнее участвовать в выборах. Тем не менее, несмотря на вышесказанное, роль женщин в политической жизни Ирана в сравнении с другими странами все еще остается ограниченной. Поэтому автор полагает, что для повышения уровня участия женщин в общественно-политической жизни важно их присутствие на значимых позициях в каждой политической партии Меджлиса, а квота на обязательное количество женщин, входящих в парламент, должна быть высокой и установленной на законодательном уровне.
Об авторах
Самира Эсмаили
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: samira.esmaily77@gmail.com
стажер кафедры сравнительной политологии
Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Эттелаате занан / Женская информация. Тегеран, 1960. С. 3-4 (на перс.).
- Багери Э. Первая женщина на парламенте Ирана // Официальный сайт Радио Замане. Режим доступа: https://www.radiozamaneh.com/240212/. Дата обращения: 10.01.2019 (на перс.).
- Зане руз / Современная женщина. 1964. № 70. С. 3 (на перс.).
- Переговоры в консультативном совете Ирана, 18 марта 1969. Собрание 53 (на перс.).
- Переговоры в консультативном совете Ирана, 10 декабря 1968. Собрание 16. С. 22-23 (на перс.).
- Колаи Э., Джода Х. Женщины в Меджлисе Ирана, 2018. С. 116 (на перс.).
- Сафаверди С.А. Отражение роли женщин-мусульманок в политической литературе некоторых стран запада (на материалах Исламской республики Иран). Душанбе, 2008 (на перс.).
- Пишгахи Ф., Киани В. Географический анализ представленности женщин на парламентских выборах (1-9-й парламент, 1979-2015 годы) // Женский исследовательский журнал. Институт гуманитарных и культурных исследований. 2015. Серия 6. № 70. С. 53-73 (на перс.).
- Заферанчи Л.С. Хукук ва масулияте зан / Закон и задачи женщины: сборник статей. Тегеран, 2007. C. 25 (на перс.).
- Женщины-реформисты против мужского парламента // Этемад. 2019. № 4510. С. 20 (на перс.).
- Иванов В.Г., Иванова М.Г. Образ политического лидера в отечественных политологических исследованиях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019. Т. 21. № 3. С. 558-576. doi: 10.22363/2313-1438-2019-21-3-558-576.
- Алхашем Р., Голипур Б. Необходимость участия женщин в политической жизни // Мохнадеси фарханги. 2010. Серия 4. № 39, 40. С. 29 (на перс.).