Проблема внутренне перемещенных лиц в Эфиопии в контексте парламентских выборов 2020 года
- Авторы: Иванов В.Г.1, Кассае Ныгусие В.М.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 21, № 4 (2019)
- Страницы: 633-641
- Раздел: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЭФИОПИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/article/view/22623
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2019-21-4-633-641
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В 2019 г. премьер-министр Эфиопии Абийя Ахмед получил Нобелевскую премию мира, возглавляемое им правительство хвалят за освобождение политических заключенных, частичное открытие политического пространства Эфиопии для оппозиции и заключение мира с соседней Эритреей. В то же время в последние годы в Эфиопии почти 3 млн человек покинули свои дома, главным образом из-за этнического насилия, а правозащитные организации обвиняют власти этой страны в том, что они заставляют людей возвращаться в свои дома, где многие все еще не чувствуют себя в безопасности. Только в 2018 и 2019 гг. более миллиона эфиопов были вынуждены покинуть свои дома в результате этнического насилия. В настоящее время Эфиопия занимает первое место в мире по количеству внутренне перемещенных лиц. Авторы анализируют противоречивую социально-политическую ситуацию в Эфиопии в контексте приближающихся парламентских выборов 2020 г.
Ключевые слова
Полный текст
Нобелевская премия мира за 2019 г. была присуждена премьер-министру Эфиопии Абию Ахмеду Али за урегулирование конфликта с Эритреей. За последние 20 лет латентного состояния данного конфликта этническая напряженность между Эфиопией и Эритреей заметно снизилась, учитывая тот фактор, что этническая группа Тиграй, преобладающая в Эритрее, также является одной из народностей Эфиопии и у многих граждан возникло желание посетить соседнюю страну. РДФЭН - правящая партия в Эфиопии, осознает экономические и политические выгоды от восстановления отношений между двумя странами. В связи с этим после избрания премьерминистром Абия Ахмеда Али, который заявил, что не поддерживает внешнеполитическую доктрину прошлого правительства во главе с Хайлемариамом Десанелем и является выходцем из народности Оромо (этническая группа, которая не имеет никаких претензий к приграничным территориям и народам, проживающим в Эритрее), встает вопрос о восстановлении дипломатических отношений между государствами. В июле 2018 г. премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али и президент Эритреи Исайяс Афеворки подписали декларацию о мире и дружбе, в которой говорилось о прекращении состояния войны между странами и готовности сотрудничать в экономической и социальной сферах. Подписание данного соглашения стало возможным благодаря тому, что Эфиопия признала Алжирское соглашение, по которому спорная территория с центром в городе Бадме отходила к Эритрее. Как известно, предыдущее правительство Эфиопии отказалось принять данное соглашение. Таким образом, именно позиция эфиопского премьер-министра и его инициатива проведения мирных переговоров с Эритреей сыграла ключевую роль в подписании соглашения. Стоит отметить, что окончание многолетнего конфликта, знаменует начало нового этапа не только в отношениях двух государств, но также и в более широком региональном контексте - между странами северовосточного региона Африки. Многие европейские эксперты утверждают, что Абий Ахмед намерен положить конец авторитаризму в стране, а также улучшить репутацию Эфиопии на международной арене, в связи с чем ему присудили Нобелевскую премию мира. Однако в Эфиопии продолжаются и обостряются межэтнические конфликты и даже было совершено покушение на лидера страны. Стоит отметить, что, возглавив правительство, Абий Ахмед взял курс на тотальное политическое и экономическое обновление страны (при сохранении ключевой политической роли Революционно-демократического фронта эфиопских народов). Он отменил чрезвычайное положение, провел серьезные кадровые перестановки в силовых структурах, освободил ряд политзаключенных, в том числе видных членов оппозиции. С самого начала своей деятельности на посту в качестве премьер-министра он стал много ездить по стране, встречаться с жителями разных регионов. За первые 100 дней пребывания у власти он успел заручиться поддержкой и завоевать уважение многих эфиопских народов не только в самой Эфиопии, но и среди диаспоры. На значимые посты в стране стали назначать женщин, доля которых в эфиопском руководстве резко возросла. Обращают на себя внимание и сравнительно высокие темпы экономического роста в стране. Однако современная Эфиопия столкнулась с серьезными гуманитарными проблемами, обусловленными обострением межэтнических конфликтов. В последние годы в Эфиопии 3 миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома2, в настоящее время страна занимает первое место в мире по количеству внутренне перемещенных лиц. Данная ситуация не только представляет серьезный вызов для правительства Эфиопии, а также общественных и международных организаций, но и чревата рисками политической дестабилизации страны. Согласно данным Матрицы отслеживания перемещений (МОП) (Displacement Tracking Matrix (DTM) Ethiopia), перемещение большей части зарегистрированного населения произошло в течение 2017-2018 гг.3 Матрица отслеживания перемещений (DTM) - это система для отслеживания перемещений и мобильности населения, предназначенная для регулярного и систематического сбора, обработки и распространения информации с целью лучшего понимания вынужденных перемещений и меняющихся потребностей перемещенных лиц, находящихся уже на месте, т.е. в лагерях или в пути. Система была запущена «Международной организацией по миграции» в 2004 г. для Ирака. Как уже отмечалось, в Эфиопии на данный момент находится около двух миллионов перемещенных лиц. Эта цифра включает лишь тех, кто находится в лагерях для беженцев. Если включить всех перемещенных лиц, по некоторым оценкам, их численность составит более 3 миллионов человек. Основными причинами для перемещения населения являются межэтнические конфликты в стране и климатические факторы. По данным Матрицы отслеживания перемещений, межэтнический конфликт являлся основной движущей силой перемещения - около 1 773 482 человек4. Межэтнические конфликты происходят по всей стране, и остановить их уже практически невозможно для руководства страны, так как ситуация во многом провоцируется федеративной системой Эфиопии, разделившей население по этническому признаку. Тяжелая ситуация, с которой сталкиваются миллионы людей, вынужденных покинуть свои дома в результате межэтнических конфликтов, и подход политического режима к их тяжелому положению в настоящее время вызывают скептический отклик со стороны ряда международных наблюдателей. 2 См.: Ethiopia’s Crisis of Internally Displaced Persons // DW News. 27.06.2019. Режим доступа: https://www.dw.com/en/ethiopias-crisis-of-internally-displaced-persons/av-49384151. Дата обращения: 17.10.2019. 3 Displacement Tracking Matrix (DTM) Ethiopia Round 14: November to December 2018. Режим доступа: https://displacement.iom.int/system/tdf/reports/IOM%20-%20DTM%20Ethiopia%202018% 20Methodology%20%281%29.pdf?file=1&type=node&id=3609. Дата обращения: 17.10.2019. 4 Ethiopia - Displacement Report 15 (January - February 2019). Режим доступа: https://www.globaldtm.info/ethiopia-displacement-report-15-january-february-2019/. Дата обращения: 17.10.2019. Как известно, Эфиопия еще не ратифицировала Конвенцию Африканского союза 2009 г. о защите и помощи внутренне перемещенных лиц в Африке, также известную как Кампальская конвенция5. Таким образом, правительство не обязано соблюдать региональные стандарты защиты внутренне перемещенных лиц. Ратификация Кампальской конвенции могла бы обеспечить доступ внутренне перемещенных лиц к правовой базе их защиты, которая уже широко распространена на континенте. Попытка правительства исправить ситуацию путем реализации Стратегического плана по борьбе с внутренним перемещением населения в Эфиопии на 2019 г.6 оказалась неэффективной. Бюджет на восстановление и реабилитацию частично финансируется донорами и международными агентствами. Общая цель плана - обеспечить добровольное, безопасное, достойное и устойчивое возвращение или переселение перемещенных лиц в результате конфликтов в районы Тиграй, Амхара, Оромия, Сомали, Южных наций, народностей и народов (СННП), Бенишангул Гумуз и Харари, а также город Дире-Дава [1]. Интересным изобретением эфиопского правительства для решения проблемы перемещенных лиц стало создание Министерства мира [2]. Министерство сотрудничает с учреждениями Организации Объединенных Наций в целях запуска национального процесса разработки всеобъемлющей стратегии миростроительства. Одна из его целей будет заключаться в содействии согласованному сосуществованию перемещенных лиц и принимающих общин посредством межрегионального и межобщинного диалога. Некоторые аналитики подвергли критике состав нового органа, заявив, что в нем преобладают политические назначенцы, в основном представители службы безопасности, и отсутствуют представители гражданского общества. Климатические или экологические факторы являются второй основной причиной миграции. По данным «Международной организации по миграции», количество внутренне перемещенных по этой причине лиц составляет около 500 000 человек. Эти цифры включают только тех, кто находится в лагерях. При этом количество перемещенных лиц, вызванное экологическими факторами, такими как сезонные наводнения, оползни и особенно засуха, стремительно растет. Таким образом, можно сделать вывод о том, что экологические факторы являются дополнительными причинами межэтнических конфликтов в Эфиопии. Может ли Эфиопия сегодня в одиночку преодолеть эти трудности? К сожалению, это невозможно без всесторонней помощи мирового сообще- 5 African Union Convection for the protection and assistance of internally displaced persons in Africa (Kampala convection). Режим доступа: https://au.int/sites/default/files/treaties/36846-treaty-0039_- _kampala_convention_african_union_convention_for_the_protection_and_assistance_of_internally_dis placed_persons_in_africa_e.pdf. Дата обращения: 17.10.2019. 6 ETHIOPIA IDP Situation Report 2019. Режим доступа: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/ resources/idp_situation_report_june_13_2019_final.pdf. Дата обращения: 17.10.2019. ства. Но для того чтобы получить финансовую и иные виды помощи извне, правительство должно решительно бороться с межэтническими конфликтами, которые дестабилизируют страну. Правительство Эфиопии должно предпринять решительные шаги по восстановлению правопорядка в преддверии выборов в законодательные органы, намеченные на май 2020 г. Оппозиционные политики уже предупреждают о возможном переносе выборов. Это частично подтверждается заявлением избирательной комиссии Эфиопии, предупредившей, что отсутствие безопасности в регионах может привести к отсрочке выборов [3]. Кроме того, проблемы границы между регионами вновь неожиданно стали главными темами для внутриполитического обсуждения. В том случае, если правительство не сможет разрешить сложившиеся противоречия, это может провести уже к межштатным конфликтам. Как известно, основой политической системы Эфиопии является устоявшаяся система доминирования одной коалиционной партии - Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН) получившей власть по итогам гражданской войны в стране. После окончания периода военного правления в 1991 году контроль над государством захватила РДФЭН, включающая Народный фронт освобождения Тиграй (НФОТ), Национальнодемократическое движение амхара (НДДА), Народно-демократическую организацию оромо (НДОО) и Южноэфиопское народно-демократическое движение (ЮЭНДД) [4]. С момента прихода к власти в 1991 г. РДФЭН является правящей политической партией, и, несмотря на определенную демократизацию и регулярно проводимые в стране выборы, она одерживает на них победы практически с абсолютным результатом. Так, на парламентских выборах 2010 г. РДФЭН получил 499 из 536 мест в парламенте, на следующих выборах 2015 г. правящая партия получила 500 из 547 мест. Союзники РДФЭН получили оставшиеся места, исключив возможности любого присутствия в парламенте страны оппозиции. Таким образом, правящая партия давно монополизировала политическое пространство и продолжает эффективно его удерживать на протяжении почти тридцати лет [4]. В истории доминирования РДФЭН был один «провальный» электоральный цикл 2005 г., когда партия получила «всего» 59% голосов. Выборы сопровождались масштабными нарушениями, скандалами, массовыми протестами и вспышками насилия, в ходе которого погибло 200 человек. Правящая партия последовательно сопротивлялась появлению сильной оппозиции, однако на этот раз оппозиционные партии неожиданно смогли увеличить свои электоральные показатели почти в 20 раз (!). Последовавшие массовые протесты были во многом вызваны межэтническими противоречиями и поддерживались разочаровавшейся молодежью Эфиопии, страдающей от высокого уровня безработицы. В истории Африки немало примеров длительного однопартийного правления, однако случай современной Эфиопии во многом уникален: вопервых, РДФЭН находится у власти около трех десятилетий, а ее политическая поддержка (если смотреть на результаты выборов) не снижается, а растет, во-вторых, в стране регулярно проводятся выборы и они открыты для международных наблюдателей. Наконец, Эфиопия - крайне разнообразная по этническому и конфессиональному составу страна со 108-миллионным населением и высокими темпами демографического роста, что само по себе затрудняет консолидацию власти в руках одного партийного блока [4]. На рис. 1 представлено распределение мест в парламенте между представителями разных народностей страны. Таким образом, Эфиопия по меркам континента представляет собой пример сравнительно высокой политической стабильности политической системы и правящей партии. Однако каковы шансы, что эта конфигурация сохранится после парламентских выборов 2020 г.? Оценивая факторы, способствующие устойчивости доминирования РДФЭН важно отметить институциональную роль избирательной системы простого большинства и системы парламентского правления в Эфиопии. Эти принципы были закреплены в Конституции Эфиопии 1995 г., и, по мнению ряда политологов, эффективно дополняют друг друга и играют на руку правящей партии. Политическая оппозиция в Эфиопии локализована в разных регионах страны и недостаточно сильна, чтобы конкурировать с РДФЭН и проводить избирательные кампании по всей территории страны. Таким образом, институциональная «настройка» политической и избирательной систем Эфиопии, слабость и разобщенность оппозиции не позволят на следующих выборах повториться сценарию 2005 г. Тогда результаты оппозиционных партий были во многом обусловлены созданием успешных коалиций, однако сегодня РДФЭН противодействует этому процессу. Несомненно, в Эфиопии остро стоит проблема внутренне перемещенных лиц. В стране меняется межконфессиональный и межэтнический баланс. С этими вызовами РДФЭН столкнется на будущих выборах. Однако в ближайшей перспективе не видна альтернатива правящей партии РДФЭН и созданной ей «под себя» политической системе. Поэтому есть серьезные основания полагать, что на следующих выборах 2020 г. РДФЭН снова одержит убедительную победу. Тем не менее существуют высокие риски того, что в отдельных регионах страны выборы будут сопровождаться вспышками насилия. В современной Эфиопии не сложились традиции конкурентной межпартийной борьбы за избирателя. Вместе с тем обеспечение политической стабильности, создание сильной партии большинства и регулярное проведение мирных выборов тоже являются значимым политическим достижением. Будущие электоральные перспективы РДФЭН зависят от того, сможет ли он представлять собой сравнительно эффективный механизм согласования интересов различных народов и конфессий страны, обеспечения безопасности, баланса и политической стабильности.
Об авторах
Владимир Геннадьевич Иванов
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: ivanov_vg@pfur.ru
доктор политических наук, доцент кафедры сравнительной политологии Российского университета дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198В. Микаэль Кассае Ныгусие
Российский университет дружбы народов
Email: kassae-nv@rudn.ru
доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Humanitarian Bulletin Ethiopia. 2019. № 7. 1-14 April. Режим доступа: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/humanitarian_bulletin_1_-_14_april_2019.pdf. Дата обращения: 17.10.2019.
- Maasho A. UPDATE 4-Ethiopia Creates ‘Peace Ministry’ to Tackle Violence in Sweeping Reshuffle // Reuters. 16.10.2018. Режим доступа: https://af.reuters.com/article/africaTech/ idAFL8N1WW1M8. Дата обращения: 17.10.2019.
- Endeshaw D. Ethiopia Opposition See Dangers if 2020 Vote Delayed // Reuters. 21.06.2019. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-ethiopia-election/ethiopia-oppositionsee-dangers-if-2020-vote-delayed-idUSKCN1TM23N. Дата обращения: 17.10.2019.
- Ivanov V.G. Ethiopia: 2020 Elections and the Prospects of EPRDF’s New Victory // International Anticrisis Center. 30.01.2019. Режим доступа: https://iaccenters.com/2019/ 01/30/ethiopia-2020-elections-and-the-prospects-of-eprdf-s-new-victory/. Дата обращения: 17.10.2019.