БОЛЬШОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ В ДИСКУРСЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу современных исследовательских тенденций и аналитических разработок, касающихся изучения Средиземноморья как многосоставного региона научными и экспертно-аналитическими структурами. Макрорегион Большого Средиземноморья на современной мировой арене выступает центром международной сетевой социальной, культурной и медийной коммуникации. В этой связи в научно-исследовательском поле возникает запрос на изучение специфики семантических потоков, дискурсивных стратегий ключевых аналитических центров в рамках макрорегиона, что в итоге позволит скорректировать модель функционирования «мягкой силы» России в данном пространстве. Авторы публикации акцентируют внимание на том, что современная Россия находится в позиции активного субъекта макрорегиона Большого Средиземноморья, и в этой связи присутствует геополитическая актуальность формирования влияния на процессы построения большого средиземноморского макрорегиона посредством «умного» воздействия России, продвижения ее образа как важного и конструктивного участника средиземноморских процессов.

Полный текст

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. В области национальных интересов и национальной безопасности стираются различия между внутренними и внешними акторами. В этих условиях одной из важнейших задач эффективного развития государств является обеспечение их конкурентоспособности и безопасности. На современном этапе традиционным военно-политическим союзам сложно обеспечить противодействие современным вызовам и угрозам. Им на смену приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах, на социальное и гражданское участие. Более интенсивными становятся процессы формирования и продвижения новых смыслов и ценностей через социальные медиа, активизируются информационное противодействие, культурная экспансия и другие формы неявного воздействия. Динамика современных процессов обозначила актуальность макрорегионализации и глобализации с возрастанием значимости формирования больших регионов. Россия не находится вне подобных процессов, а наоборот, становится их активным субъектом. Российское государство способствовало формированию ряда факторов, влияющих на процессы построения большого средиземноморского макрорегиона как в геополитическом, так и в военном, дипломатическом, экономическом и социокультурном отношении. Макрорегион Большого Средиземноморья является географическим, геополитическим, геоэкономическим и культурным пространством, находящемся между Черноморским регионом, Южной Европой, Ближним Востоком, Северной Африкой, Кавказом и бассейном Каспийского моря. По ряду причин данный регион является для России стратегически значимым, что подтверждается Концепцией внешней политики Российской Федерации 2000 и 2008 годов [6]. Кроме того, необходимо учитывать фактор возрастания региональных угроз, что усиливает значимость Большого Средиземноморья для России. Увеличение присутствия НАТО в этом регионе, возрастание военно-террористической угрозы, воссоединение Крыма с Россией изменили военно-стратегические, геополитические и дипломатические позиции России в регионе. В то же время актуализировалась задача в построении эффективной системы сетевого международного и транснационального в макрорегионе. В Большом Средиземноморье исторически протекало и сейчас происходит большое количество территориальных конфликтов этнического, конфессионального и поликультурного характера, в которые вовлечены как государства, так и квазигосударственные и негосударственные субъекты. Тем не менее, Большое Средиземноморье остается, а сейчас эта функция стала еще более востребована, одним из мировых центров международной сетевой, социальной, культурной и медийной коммуникации. Данная характеристика региона порождает запрос на изучение специфики информационных потоков стран региона, в частности, по критерию межгосударственного взаимодействия российского государства с ними; на осуществление сегментирования интернети медиапространства региона в зависимости от специфики образа России; на анализ информационных потоков сетевых сообществ региона, что в итоге позволит сконструировать многомерную коммуникационную «умную» модель «мягкой силы» России в регионе Большого Средиземноморья. Знаковой работой в осмыслении Средиземноморья как единого макрорегиона является монография историка Ф. Броделя. Согласно Ф. Броделю единство Средиземноморья как региона предопределено хозяйственными и культурными связями его народов. Анализируя географические границы региона, он говорил о том, что они обусловлены существовавшими в начале XVII века морскими торговыми путями (Италия, Балканский полуостров, Малая Азия, Северная Африка, Иберийский полуостров), связанными «комплексом морей» Средиземноморья [1-3]. В современных зарубежных исследованиях средиземноморского региона доминирует конструктивистский подход, базирующийся на констатации высокой степени гетерогенности региона и асимметричности отношений между его Северным (или Евро-Средиземноморским) и Южным субрегионами, что предопределяет сложности в выработке общеевропейской стратегии безопасности и внешнеполитического курса. Данные проблемы исследуются в работах Б. Кроуфорда (B. Crawford), А. Алибони (A. Aliboni), Ф. Теннера (F. Tanner) и др. [14; 16; 17]. Сегодня Средиземноморье как многосоставной регион исследуется в Европе и США рядом научных и экспертно-аналитических структур. Наиболее заметной является экспертный форум высокого уровня «Средиземноморские диалоги», ежегодно проводимый в Риме. Форум включает в себя ряд форматов, в том числе «Специальный диалог». На проходившей в ноябре 2018 г. сессии «Диалогов» в рамках этого формата выступил глава МИД РФ С.В. Лавров. Одновременно в Крыму Президент России Владимир Путин провел заседание Госсовета Российской Федерации. Такой «аккорд» безусловно свидетельствует о готовности России к роли ключевой средиземноморской державы и растущем признании этой роли в макрорегионе. Напомним, что «хозяйка» форума - Италия - на сегодняшний момент является наиболее активным средиземноморским игроком, инициировав «средиземноморское измерение» в деятельности ОБСЕ и проведя в Палермо важную конференцию по урегулированию в Ливии. Представители Правительства Италии неоднократно заявляли о российской принадлежности Крыма и желательности отмены санкций. Главные месседжи C. Лаврова известны - верховенство международного права, суверенное равенство государств. Но применительно к региону Большого Средиземноморья и роли России в нем они имеют специальный смысл. Россия - не только power broker, по хлесткому выражению Андрея Кортунова, написавшего эссе с таким названием для сборника, вышедшего к форуму, - Россия - «нормативная держава», строящая свою внешнюю политику в регионе на праве и традиционных ценностях (в самом начале своего вступления Лавров выразил озабоченность снижением влияния христианства в Средиземноморье) [15]. Ключевые пункты выступления по странам, естественно, Сирия, Ливия, Палестина. Тематику Крыма глава МИД РФ обошел стороной, но в своей привычной манере сделал изящный намек, посетовав на вступление балканских государств в НАТО без референдума. Напротив, ярлык «интервента» министр удачно переклеивает на автора «Европейской инициативы по вмешательству» - Францию, по-видимому вынашивающую планы «силовой хирургии» в Африке. Интересные ремарки Лаврова коснулись темы СМИ. Кстати, в вводной реплике, не вошедшей в транскрипт речи на сайте МИД, Лавров говорит, что российские СМИ в Европе не жалуют, поэтому придется говорить по-английски. Но в наибольшей степени глава российского внешнеполитического ведомства озабочен попытками избирательно запрещать часть СМИ под предлогом обеспечения международной безопасности. Лаврова явно смущает ограничение информационного влияния России в регионе, которое не соответствует ее новой роли в политических процессах Средиземноморья [4]. Крупнейшим исследовательским центром, охватывающим практически всю средиземноморскую повестку, является Европейский институт Средиземноморья (IEMed, Барселона, Испания/Каталония). В текущих исследованиях данной «фабрики мысли», несмотря на евроцентричный фокус, является глубокий скепсис относительно роли ЕС в регионе. Так, в издаваемом институтом ежегоднике за 2018 год в разделе «Европа и Средиземноморье» представлены в основном критические по отношению к евроинтеграционному проекту статьи. В сфере внимания института в качестве ключевых проблемных вопросов - миграция, сектантство и «политика ненависти» в регионе, религиозные конфликты, терроризм и экстремизм. Институт ежегодно публикует аналитику практически по всем странам и всем сферам жизни региона. В ежегоднике IEMed за 2018 год также представлена статья бывшего посла Испании в России и Китае Е. Бреголата «Россия в Средиземноморье и Европе», в которой автор отмечает, что «за последние годы Россия Путина сумела значительно усилить свои геостратегические позиции в восточном Средиземноморье в рамках своих амбиций продолжить играть роль великой державы». Кроме того, эксперт явно опасается альянса России и Китая в регионе - как в геостратегическом, так и в геоэкономическом планах [10]. Одной из основных и давно функционирующих (зарегистрирована в 1994 году) подобных структур является Ассоциация средиземноморских исследований (MSA, USA), которая осуществляет исследования средиземноморского региона по ряду направлений, в первую очередь в сфере анализа ценностей, идей, смыслов и трендов средиземноморских культур от античности до современности и их влияния за пределами этих географических и временных границ [11]. Большой структурированной организацией, работающей в области изучения средиземноморского региона, выступает Международный исследовательский центр «Средиземноморское знание» (International Centre for Studies and Research «Mediterranean Knowledge», Университет Салерно, Италия). Деятельность Центра направлена на интеграцию исследовательских групп и международных, национальных и региональных организаций, занимающихся анализом Средиземноморского бассейна, создание инструментов для осуществления положительного влияния на европеизацию и позитивное восприятие Европы гражданами средиземноморского региона [12]. Отдельной научной платформой в области средиземноморских исследований и инноваций является MedSpring, которая, по сути, выступает с 2013 года диалоговой площадкой, способствующей научному и технологическому сотрудничеству между средиземноморскими партнерами и европейскими странами. Основная цель данного проекта состоит в повышении качества исследований региона Евро-Средиземноморье с учетом особого внимания двухрегиональному евро-средиземноморскому научно-техническому сотрудничеству, инновациям, политическому диалогу и мониторингу сотрудничества. В сети MedSpring участвуют 28 партнеров, где аккумулируются и анализируются мнения экспертов, политических технологов и заинтересованных лиц, стремящихся к объединению сферы политики и научных исследований [8]. Работа MedSpring направлена на сотрудничество в рамках формата ЕС - Евро-Средиземноморье - партнеры, в частности, в рамках таких направлений, как энергетика, высококачественное доступное питание и нехватка ресурсов. Новые стратегические аспекты Восточного Средиземноморья изучает Средиземноморский институт региональных исследований (Mediterranean Institute for Regional Studies (MIRS), Ирак). MIRS занимается подготовкой предложений и рекомендаций региональному правительству Курдистана и работает над поиском эффективных механизмов в области государственной политики для улучшения энергетического сектора и его преимуществ для региона [9]. Примечательным в возникновении данной исследовательской структуры является то, что впервые после распада Византийской империи Восточное Средиземноморье находится в центре исследовательского ракурса. Базовой платформой создания MIRS выступает идея о том, что в средиземноморском регионе представлены все необходимые атрибуты для функционирования в качестве отдельной субрегиональной системы на международной арене XXI века, а именно: · современным Восточным Средиземноморьем интересуются три мировые державы (США, Россия и Китай); · в нем выделяются региональные державы, существенно влияющие на социально-политическую повестку региона; · в нем действует система международной дипломатии, создающая прочные связи между государствами, которые выходят далеко за рамки нормативных альянсов; · в регионе продолжаются гражданские войны, в которых задействованы региональные и мировые державы; · существуют два основных бассейна с потенциальными природными газовыми ресурсами, которые могут сыграть решающую роль в сложный переходный период от монополии на энергию к альтернативным энергетическим ресурсам (бассейн реки Нил и бассейн Леванта). По мнению экспертов MIRS, сегодня Восточное Средиземноморье может сыграть ту же роль на мировой арене, которую сыграли Балканы в начале ХХ века. Политическая и экономическая волатильность затрагивает более или менее все государства в регионе. Присутствующие в регионе формы насилия, будь то открытая гражданская война или внутренние гражданские конфликты, невозможно решить путем внешнего институционального вмешательства или международного права. Современные события в регионе доказывают, что, как еще утверждал Т. Гоббс, применение международного права в качестве инструмента эффективного разрешения кризиса совершенно бесполезно. Регион никогда прежде не был участником такой конкуренции среди основных мировых игроков и не пребывал в таком длительном периоде социальной и политической неопределенности. Такие выводы аналитики MIRS делают на основе изучения качественных и количественных данных о региональных экономиках, социальной сплоченности, индексе счастья и т.д. Тем не менее, по мнению экспертов института, не во всех государствах Восточного Средиземноморья присутствует подобная негативная ситуация. Например, Израиль постепенно становится IT-сверхдержавой, что может привести весь регион к «высокотехнологичной весне». Кипр выходит из экономического кризиса и может стать надежным партнером западного мира в преобразовании Восточного Средиземноморья в сфере технического прогресса. И наиболее важное, что отмечают эксперты MIRS: США якобы показали, что вернулись в регион после короткого периода, в течение которого Россия воспользовалась возможностью закрепиться там. По мнению исследователей MIRS, в настоящее время США проявляют явный интерес к оспариванию сильного российского присутствия в Восточном Средиземноморье и балканских государствах, что влечет за собой активную деятельность в области работы с массовым сознанием в целом, и с внутриполитическими аппаратами государств региона, в частности. После критического периода, связанного с отторжением США в регионе, они стали соглашаться с международной реальностью, в которой системный баланс сил находится под влиянием уже формирующейся многополярной геополитической системы. Признание этого политического факта заставляет США принимать решения, направленные на укрепление западного «умного» присутствия в Восточном Средиземноморье. Именно с целью формирования «умного» присутствия западного мира в Восточном Средиземноморье и связано создание MIRS, который занимается научными разработками в области безопасности и стабильности энергетического сектора; влияния энергетического сектора на банковскую политику, финансы, энергетический рынок в мире и на Ближнем Востоке; инновационными исследованиями по религиозным и этническим проблемам, терроризму и международным отношениям, а также формированием новых союзов и коалиций в регионе; и, конечно, практическим участием в международных, национальных, региональных конференциях, симпозиумах и дискуссиях для поиска всемирно известных и первоклассных экспертов, ученых в этих областях знания и исследований. Активными игроками в области практической работы в Средиземноморском регионе выступают организации и фонды Евросоюза, целями деятельности которых является укрепление секторов СМИ и культуры. В качестве направлений деятельности ставятся скорее организационные, а именно тренинговая работа для журналистской аудитории, создание сетевых школ медиа и журналистики, создание региональных общественных платформ, организация гражданских сообществ и представителей СМИ для совершенствования законодательства в области медиа. Цель данной организационной работы состоит в достижении свободного выражения мнений в медиасреде, что позволит осуществить переход от государственной пропаганды в странах региона к политическому плюрализму, в улучшении доступа широкой общественности к контенту независимых новых медиа, в расширении аудитории для независимых медиа-операторов, что в итоге позволит формировать значимую для этих медиаоператоров контентную и медийную карту региона. Считаем важным привести результаты последнего социологического исследования Фонда Анны Линд, в ходе которого были опрошены 13000 респондентов из 13 европейских стран Средиземноморья, которое показало, что средиземноморский регион не является жертвой «столкновения цивилизаций», как отмечалось ранее, а скорее является «столкновением невежеств», основанным на исторических стереотипах и «культивизации» конфликтов. Ключевыми качествами, связанными с идентификацией себя со средиземноморским регионом, для опрошенных оказались общая история, общее наследие и общий образ жизни, особенно кухня. Что касается эффективности механизмов предотвращения конфликтов и радикализма в регионе, то 80% респондентов заявили, что образовательные и молодежные программы, направленные на развитие диалога с молодежью в странах региона, имеют важное значение. Сообщается, что телевидение является самым надежным источником новостей как в странах Европы, так и в странах Южного и Восточного Средиземноморья. Фонд Анны Линд в ближайшей перспективе ставит своей исследовательской целью осуществить медиа-картографирование средиземноморского региона с учетом существующего опыта в области межкультурной коммуникации. Результаты этого исследовательского проекта позволят получить механизмы быстрого реагирования в сфере медиа на основные вызовы и угрозы, присутствующие в регионе, обеспечить политический диалог с руководителями СМИ для привлечения влиятельных высокопоставленных представителей медиасферы с целью формирования необходимых трендов медиаполитики. Обобщая анализ целей и направлений работы научно-исследовательских структур Евросоюза, работающих в средиземноморском регионе, необходимо заявить, что их стратегия такова: Европа не должна быть пассивным наблюдателем в макрорегионе, а должна оказывать практическую помощь с участием организаций гражданского общества и СМИ в Средиземноморье. Сегодняшнюю ситуацию по евросредиземноморскому партнерству можно охарактеризовать следующим образом. Большие ожидания, которые были возложены на евросредиземноморское партнерство, не оправдались: события, произошедшие в арабском мире, вызвали волны революций и гражданских конфликтов в регионе, что еще раз продемонстрировало противоречивость той политики, которую проводил ЕС в течение последних десятилетий. Снижение популярности европейского проекта в Средиземноморье вызвано также и финансовыми проблемами из-за мирового кризиса. Сейчас наступает новый этап в евросредиземноморской политике, который требует выработки новых подходов. Участие Российской Федерации в анализе процессов средиземноморского региона регулируется действиями Международной комиссии по научным исследованиям Средиземного моря (распоряжение от 30.09.2013 г. № 1762-р, подготовленное Минобрнауки России во исполнение договоренности между Президентом РФ В.В. Путиным и правящим князем Монако Альбертом II), в рамках которой работают шесть постоянных научных комитетов по геологии, физике и климату океана, биогеохимии, микробиологии и биотехнологии, экосистемам и прибрежным системам [7]. В России изучением проблем средиземноморского региона занимаются отдел Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН, Центр партнерства цивилизаций ИМИ МГИМО, ИМЭМО (РАН), Институт всеобщей истории РАН, Институт Латинской Америки РАН и др. Среди российских ученых-европеистов, исследующих проблемы Средиземноморья, необходимо отметить Н.К. Арбатову (анализ проблем безопасности Средиземноморья), Т.В. Зонову, Н.А. Ковальского (анализ регионального характера евросредиземноморского процесса), А.И. Ландабасо Ангуло (анализ проблем безопасности и сотрудничества Ирака в средиземноморском регионе), А.В. Мальгина (изучение проблем единого пространства, безопасности и межрегионального взаимодействия Европы и Средиземноморья), Е.О. Обичкину (анализ роли Франции в постбиполярном мире), Ю.И. Рубинского, О.Е. Трофимову (изучение аспектов средиземноморской политики Евросоюза), Е.Г. Черкасову, А.А. Язькову, П.П. Яковлеву (анализ значения Испании в средиземноморском регионе) и др. Одним из самых молодых и динамично развивающихся центров средиземноморских исследований в России является созданный в Севастопольском государственном университете Научно-образовательный центр политических и международных исследований Большого Средиземноморья. Первой инициативой НОЦ стал историко-географический проект «Геостратегический атлас» Большого Средиземноморья, в рамках которого подготовлен очерк истории региона и более 50 исторических карт [5]. Проект планируется развивать на геоинформационной основе. Центром проведен первый форум российских и арабских аналитических центров, который станет регулярным. В Стратегии НТР РФ стоит задача по развитию передовых методов и форм научных исследований и инновационно-технологических разработок. Одной из таких может быть «цифровизация» Средиземноморского региона с формированием российского «умного» влияния посредством информационных инфраструктур и цифровых платформ. Подобный проект позволит сформировать потоковые данные, построить и структурировать русскоязычные и иноязычные информационные и медиа потоки интернет-пространства стран Большого Средиземноморья. В связи с тем, что макрорегион Большое Средиземноморье является одних из мировых форпостов коммуникации, в первую очередь сетевой и медийной, одной из задач предлагаемого проекта может быть определение содержательных и структурных особенностей медийной коммуникации пользователей стран Большого Средиземноморья, в том числе в отношении присутствия России в регионе. Такая научно-исследовательская инициатива позволит анализировать, мониторить и впоследствии моделировать информационное и гуманитарное присутствие России в макрорегионе посредством планирования и управления информационными потоками, решая ряд вопросов, связанных с безопасностью, выстраиванием логистических связей, коммуникационных хабов, создания политических и гражданских союзов, и, в конечном итоге, воздействовать интеллектуальными методами «мягкой силы» России в регионе. С учетом полиэтничености, поликонфессиональности и поликультурности повседневных форм существования населения в странах макрорегиона востребованность данных о характере, специфике формирования и структурирования информационных и медиапотоков в регионе возрастает. И в этой связи проект, направленный на конструирование «умного» присутствия России в Большом Средиземноморье, поможет решить ряд стратегических государственных задач, в том числе политических, энергетических, военных, экономических и иных.

×

Об авторах

Иван Александрович Чихарев

Севастопольский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ichikharev@yandex.ru

кандидат политических наук, директор Института общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета

ул. Университетская, 33, Севастополь, Россия, 299053

Ольга Валерьевна Ярмак

Севастопольский государственный университет

Email: olga_yarmak@inbox.ru

кандидат социологических наук, заведующая кафедрой социальных коммуникаций Севастопольского государственного университета

ул. Университетская, 33, Севастополь, Россия, 299053

Список литературы

  1. Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: В 3 ч. Ч. 1: Роль среды / Пер. с фр. М.А. Юсима. М.: Языки славянской культуры, 2002. 496 с.
  2. Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: В 3 ч. Ч. 2: Коллективные судьбы и универсальные сдвиги / Пер. с фр. М.А. Юсима. М.: Языки славянской культуры, 2003. 808 с.
  3. Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: В 3 ч. Ч. 3: События. Политика. Люди / Пер. с фр. М.А. Юсима. М.: Языки славянской культуры, 2004. 640 с.
  4. Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на конференции «Средиземноморье: римский диалог», Рим, 23 ноября 2018 года // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3419721. Дата обращения: 05.12.2018.
  5. Геостратегический атлас Большого Средиземноморья // Официальный сайт проекта Геостратегический атлас Большого Средиземноморья. Режим доступа: rusrimland.ru. Дата обращения: 05.12.2018.
  6. Концепция внешней политики Российской Федерации // Официальный сайт Президента России. Режим доступа: kremlin.ru/acts/news/785. Дата обращения: 05.12.2018.
  7. Об участии Российской Федерации в Международной комиссии по научным исследованиям Средиземного моря. Распоряжение от 30 сентября 2013 года № 1762-р // Официальный сайт Правительства России. Режим доступа: government.ru/docs/6629. Дата обращения: 05.12.2018.
  8. Описание проекта MedSpring // Средиземноморский портал в области науки, политики, исследований и инноваций. Режим доступа: idaea.csic.es/medspring/partners-list. Дата обращения: 05.12.2018.
  9. Описание Средиземноморского института региональных исследований // Официальный сайт Mediterranean Institute for Regional Studies. Режим доступа: mirs.co/about-overviewpolicy.aspx. Дата обращения: 05.12.2018.
  10. Средиземноморский ежегодник IEMed 2018 // Официальный сайт Европейский институт Средиземноморья. Режим доступа: iemed.org/publicacions-en/historic-de-publicacions/ anuari-de-la-mediterrania/sumaris/anuari-iemed-de-la-mediterrania-2018?set_language=en. Дата обращения: 05.12.2018.
  11. Устав Ассоциации средиземноморских исследований // Официальный сайт Mediterranean Studies Association. Режим доступа: mediterraneanstudies.org. Дата обращения: 05.12.2018.
  12. Устав Международного исследовательского центра «Средиземноморское знание» // Официальный сайт International Centre for Studies and Research Mediterranean Knowledge. Режим доступа: mediterraneanknowledge.org. Дата обращения: 05.12.2018.
  13. Adler Е., Crawford В. Constructing a Mediterranean Region: A Cultural Approach // Conference on “The Convergence of Civilizations? Constructing a Mediterranean Region”. University of Toronto Press, 2006. 394 p.
  14. Aliboni A. European Security across the Mediterranean. Chaillot Papers, 1991. 37 p.
  15. Andrey Kortunov. Russia: the Power Broker? // Отчет конференции «Укрепление доверия: вызов миру и стабильности в Средиземноморье», Рим, Италия, 22.11.2018. Режим доступа: ispionline.it/sites/default/files/pubblicazioni/report_med2018.pdf. Дата обращения: 05.12.2018.
  16. Crawford B. The Impact of EU Enlargement on the Euro-Med Partnership // Jean Monnet/ Robert Schuman Paper Series. Vol. 5. № 23. July 2005. 23 p.
  17. Tanner F. (Ed.) The European Union as a Security Actor in the Mediterranean. ESDP, Soft Power and Peacemaking in Euro-Mediterranean Relations. Zurich, 2002.

© Чихарев И.А., Ярмак О.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах