ПРИЧИНЫ МИГРАЦИИ В РАМКАХ СТРАН СНГ И СТРАТЕГИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье дан анализ международной миграции в рамках СНГ и организации миграционной политики Российской Федерации в современных условиях. Обозначены основные причины миграционной привлекательности РФ для населения бывших союзных республик. Представлены данные по миграции стран СНГ. Показано распределение мигрантов по гражданству из стран СНГ. Подведен общий итог и сравнительный анализ миграции населения Российской Федерации за период 2013-2014 гг. Проанализированы аспекты миграционной политики Российской Федерации на современном этапе, изменения в законодательно-правовых документах по миграционному движению. Сделаны выводы о приоритетных направлениях миграционной политики Российской Федерации.

Полный текст

Проблема миграции является актуальной политической и социально-экономической проблемой, как в России, так и во всем мире. После распада СССР миграционные процессы на постсоветском пространстве становятся частью всемирного глобального миграционного движения, способствующей взаимозависимости стран и вызывающей постоянное увеличение потоков международной миграции. В создавшихся условиях внешняя миграция в странах СНГ (Содружество Независимых Государств) становится основной проблемой [1]. Это относится ко всем государствам СНГ. Из их числа выделяется Казахстан, где преобладает проблема внутренней миграции [2. C. 3]. В Казахстане существует модель с либеральным регулированием трудовой эмиграции. Исследователи отмечают, что динамичное развитие экономики Казахстана не мешает стране отдавать за границу определенное число трудовых эмигрантов. По оценке Всемирного банка, в 2010 г. 3,7 млн граждан Казахстана находились за пределами страны, что составляло 24% населения [3. С. 132]. Начиная с 90-х гг. XX в. Российская Федерация устойчиво входит в число стран с высокими показателями внешней миграции. Россия, являясь центром Евразийской миграционной системы, превосходит остальные государства бывшего СССР по экономическому потенциалу и размеру трудового рынка. Это служит поводом к тому, что она, несмотря на сложившуюся на мировой арене политиче- скую и экономическую ситуацию, продолжает оставаться привлекательной для населения бывших союзных республик, откуда в Россию направляются основные потоки иммигрантов. После распада СССР российская зарубежная диаспора являлась одной из самых многочисленных, в бывших советских республиках оказалось почти 40 млн человек. Для русскоязычного населения Россия остается исторической родиной, куда они стараются вернуться, тем более под воздействием неблагоприятных факторов. Касательно представителей других национальностей в числе причин, из-за которых они покидают свои страны, являются: низкая оплата труда - ниже прожиточного минимума; высокий уровень безработицы, как следствие, бедность, особенно в сельской местности; разрушение налаженной системы социального обеспечения; знание русского языка и возможность оказаться в России среди своих соотечественников, что является важным фактором [4. C. 30-31]. Преимуществом для государств СНГ в вопросе миграции следует отметить географическое расположении России с удобным прямым транспортным сообщением. В отличие от других государств СНГ Российская Федерация много лет пыталась обеспечивать фактическую защиту прав мигрантов, до последнего времени это было одной из первостепенных задач миграционной политики страны. В ряде исследований делается акцент на то, что основными причинами международной трудовой миграции в Россию из стран СНГ являются существенные различия в уровне заработной платы между государствами и, соответственно, возможность получения более высокого заработка [5. C. 225]. В таблице 1 представлены данные по международной миграции из стран СНГ по состоянию на 1.01.2015 г. на основании статистического бюллетеня «Численность и миграция населения РФ в 2013-2014 гг.» [6, 7]. Таблица 1 Миграция из стран СНГ в Российскую Федерацию (на 01.01.2015 г.) № п/п Название страны Число прибывших (чел.) Число выбывших (чел.) Миграционный прирост (чел.) 1. Азербайджан 26 323 13 973 12 350 2. Армения 46 515 22 562 23 953 3. Беларусь 17 878 11 156 6 722 4. Казахстан 59 096 18 328 40 768 5. Кыргызстан 28 539 13 284 15 255 6. Молдова 32 030 14 532 17 498 7. Таджикистан 54 636 35 296 19 340 8. Туркменистан 6 033 3 435 2 598 11. Украина 115 524 30 585 84 939 10. Узбекистан 130 906 94 173 36 733 11. Другие страны 61 031 51 151 9 880 Разность между числом прибывших и числом выбывших (миграционный прирост) составляет 270 036 человек. Исследования миграции населения стран СНГ базируются на сведениях Федеральной службы государственной статистики РФ за период 2013-2015 гг. [6, 7]. Материалы представляют информацию о подведенных результатах международной миграции населения, основанную на статистических данных Главного Управления по вопросам миграции МВД Российской Федерации (ГУВМ МВД РФ). Самое большое количество мигрантов наблюдается из следующих стран постсоветского пространства: Узбекистана, Таджикистана, Украины и Казахстана. Проведен анализ миграционного потока из стран СНГ за 2013-2014 гг. на основании статистических данных ГУВМ МВД РФ. На рисунках 1 и 2 представлены результаты анализа данных по миграционному потоку из стран СНГ за 2013 и 2014 г. Как видно из рис. 2, в 2014 г. (по сравнению с 2013 г.) произошло перераспределение миграционного потока из стран СНГ в Российской Федерации, второе место по количеству прибывших мигрантов заняла Украина. В 2014 г. перераспределенный поток мигрантов из стран СНГ вытеснил аналогичный поток из стран дальнего зарубежья. Первую позицию в рейтинге стран СНГ, из которых наблюдается максимальное количество мигрантов в Российскую Федерацию, много лет занимает Узбекистан. В 2013 г. на долю мигрантов из Украины приходилось менее 15% [8. C. 11]. В 2014 г. миграционный поток из Украины в РФ увеличился до 23%. В таблице 2 представлены итоги миграции населения Российской Федерации за 2013-2014 гг. [6, 7]. Таблица 2 Общие итоги миграции населения Российской Федерации (2013-2014 гг.) Общие итоги миграции населения Российской Федерации число прибывших число выбывших миграционный прирост число прибывших число выбывших миграционный прирост 2013 г. 2014 г. Городские поселения и сельская местность Миграция - всего 4 496 861 4 201 002 295 859 4 624 864 4 354 828 270 036 Как видно из представленных данных, в 2014 г. миграционный прирост населения в РФ уменьшился на 25 823 человека. Значимые изменения происходят в миграционной системе. В настоящий момент определенное число мигрантов не может покинуть свою страну по ряду политических и экономических причин, из-за обстоятельств экстренного характера (вооруженные конфликты и войны). Следует отметить, что фактические потоки мигрантов значительно превышают расчетные. Российская Федерация принимает мигрантов с постсоветского пространства, отмечается смена поколений мигрантов из стран СНГ, не владеющих либо плохо владеющих русским языком. Это потребовало введения законодательных норм на знание мигрантами русского языка, истории России, основ законодательства Российской Федерации [9]. Мероприятия государственной миграционной политики находятся в полномочии ГУВМ МВД РФ - структуре Министерства внутренних дел РФ, которая была создана в апреле 2016 г. вследствие реорганизации Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ и силовых структур. В пределах своих полномочий она осуществляет разработку основных направлений миграционной политики, нормативно-правовое регулирование в сфере миграционного законодательства [10]. ГУВМ МВД РФ принадлежит роль ведущего подразделения Министерства [11]. Главный принцип деятельности Управления состоит в координировании и формировании вопросов в области миграции, исполнении своих задач согласно Положению о ГУВМ МВД РФ, Конституции РФ, иных нормативно-правовых документов [12]. Стратегическим документом в миграционной политике Российской Федерации является Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [13]. Приоритетным направлением Концепции является обеспечение национальной безопасности и максимальной защищенности российских граждан. Обеспечение миграционной безопасности как элемента национальной безопасности государства представляется сегодня крайне важным. Также определяющими направлениями Концепции являются стабилизация и увеличение численности постоянного населения РФ и обеспечение потребностей экономики страны в рабочей силе. Проведенный анализ современной миграции позволил сделать вывод о глобальных масштабах данного процесса. Миграционные процессы представляют собой один из наиболее значимых факторов, влияющих на социально-политическую ситуацию России, порождающих ряд социально-экономических и других проблем. Основной особенностью современных международных миграционных потоков, и в странах СНГ в том числе, является перемещение мигрантов из менее развитых стран в более развитые. Следует отметить актуальность проблемы российских соотечественников в ближнем зарубежье. Украинский кризис подсказывает, что политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом недостаточно комплиментарна к ним несмотря на то, что принятыми соответствующими нормативными актами широко анонсируются идеи «русского мира», «защиты соотечественников». По экспертным оценкам, российская диаспора составляет только в «ближнем зарубежье» почти 40 млн чел, для которых Россия является исторической Родиной. Среди них 25 млн - это этнические русские. Вместе с тем утвержденная Указом Президента Российской Федерации в 2006 г. «Государственная программа по оказанию содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [14], направленная на объединение потенциала соотечественников с потребностями развития российских регионов, практически не принесла результатов. Сама программа добротно проработана, но для ее успешной реализации не хватало главного - максимально упростить процедуру получения российского гражданства, не исключая возможность и двойного гражданства. В то же время даже в условиях драматического развития ситуации на Украине принятие желающими российского гражданства по-прежнему остается весьма забюрокраченным. Между тем следовало бы учитывать не только проблему дефицита трудовых ресурсов в том или ином регионе, но и в не меньшей мере демографическую ситуацию. Это особенно важно для центральных регионов России. Отметим также, что в российском миграционном законодательстве сохраняется пробел в области социально-правовой защиты трудовых мигрантов, создания сети обучающих центров в регионах, институтов посредничества, агитации по трудоустройству и в целом, по правовому статусу мигранта, который должен определять объем его гражданских прав и гарантий. Необходимо комплексное изучение причин и факторов возникновения современных тенденций миграционного движения, которое очень важно для предотвращения негативных последствий этих процессов, особенно относительно нелегальной миграции. Требуется усилить социально-правовое регулирование сферы миграционных отношений. Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы. Миграция должна стать неотъемлемой частью процесса мирового развития, а не опасным явлением. Необходимо наращивать устойчивость миграционной системы. Государству необходимо продолжать строго контролировать и совершенствовать миграционную политику, основным направлением которой является регулирование миграционных процессов. Остро прослеживается необходимость проведения эффективной политики России в отношении своей диаспоры, целью которой должны стать не только геополитические интересы государства, но и жизненные интересы и чаяния российских граждан.

×

Об авторах

Н В Михайлова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: natulya_m@mail.ru

Михайлова Наталья Вячеславовна - доктор политических наук, профессор кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Н А Абдель Джалиль

Российский университет дружбы народов

Email: skorpion9111@mail.ru

Абдель Джалиль Надер - аспирант кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Содружество Независимых Государств // СНГ: Страны и состав организации. URL: http://www.syl.ru/article/176852/new_sng-stranyi-i-sostav-organizatsii.
  2. Лавров И.В., Карымова П.В. Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной политики России // Молодой ученый. 2016. № 10-5 (114).
  3. Международная миграция в Республике Казахстан: национальные проблемы и глобальные вызовы // Международная миграция населения на постсоветском пространстве: двадцать лет удач, ошибок и надежд (Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. Выпуск 25. Гл. ред. В.А. Ионцев). М.: Верди. 220 с.
  4. Мукомель В. Миграционная политика в России: постсоветские контексты. М.: Институт социологии РАН. Диполь-Т. 2005. 351 с.
  5. Мельник Т.М. Международная трудовая миграция: Влияние на развитие мирового и национального хозяйства ЕRRА ECONOMICUS. 2011. Том 9. № 4. Часть 3.
  6. Федеральная служба государственной статистики. Численность и миграция населения РФ в 2013 г. (Статистический бюллетень). Москва. 2014 г.
  7. Федеральная служба государственной статистики. Численность и миграция населения РФ в 2014 г. (Статистический бюллетень). Москва. 2015 г.
  8. Ионцев В., Ивахнюк И. Модели интеграции мигрантов в современной России // Научноисследовательский отчет 2013/12.
  9. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016). Ст. 15.1.
  10. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_196285/#dst100007.
  11. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_11376/.
  12. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 05.04.2016) «О структуре федеральных исполнительных органов власти» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_129954/.
  13. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13.06.2012). URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/15635.
  14. Указ Президента РФ от 22.06.2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (с изменениями и дополнениями 10.03.2009 г., 30.06.2009 г., 12.01.2010 г., 14.09.2012 г., 11.07.2013 г., 04.04.2014 г., 25.06.2014 г., 19.12.2014 г., 25.02.2016 г., 27.09.2016 г., 07.12.2016 г.) // Гарант. URL: http://www.base.garant.ru/ 189653/#ixzz4gzGupEw0/

© Михайлова Н.В., Абдель Джалиль Н.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах