Процессы институциализации и деинституциализации политической науки в Центральной Азии на примере Казахстана, Таджикистана и Узбекистана

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Для стран Центральной Азии политология является относительно новой наукой, становление которой началось в конце XX в. За прошедший период в республиках была разработана определенная научно-теоретическая база политической науки, опирающаяся на собственную практику государственного строительства и культурно-ценностное наследие, создана институциональная структура, позволяющая проводить исследовательскую и аналитическую деятельность в сфере политики. Однако, несмотря на первоначальные успехи в процессе институционализации науки, политология в странах Центральной Азии по-прежнему нуждается в развитии и разрешении существующих проблем.

Полный текст

Развитие политологии в качестве официально признанной академической дисциплины и области науки в целом в Центральной Азии, как и во всех странах СНГ, берет свое начало с момента обретения постсоветскими государствами своей независимости в начале 1990-х гг. XX в. Процесс внедрения политологии в систему высшего образования, а также освоение политической науки как профессиональной деятельности ученых-исследователей в республиках Центральной Азии носит схожий характер. Во многом это объясняется общностью территории и культурного и ценностного наследия, а также сложившейся политической ситуацией, в которой оказались страны после распада СССР. Имея общие черты развития политической науки, проблемы, связанные с этим вопросом, также были схожи. В странах Центральной Азии возникла необходимость создания научно-теоретической и исследовательской базы с учетом особенностей региона. В 90-х гг. повсеместно в вузах центральноазиатских республик стали формироваться специализированные кафедры политических наук. В то же время были открыты научно-исследовательские институты и ассоциации политологов. В регионе регулярно проводятся встречи представителей ассоциаций, институтов и высших учебных заведений, организуются обсуждения актуальных проблем, а также вопросов сотрудничества. Примером такого взаимодействия может послужить Меморандум о сотрудничестве Института стратегических и международных исследований при Президенте Республики Узбекистан и Института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, который был подписан 5 июня 2015 г. в Ташкенте в ходе встречи экспертов двух институтов [3]. Хотя процесс институционализации политической науки проходит в регионе последние 25 лет, вопрос качественного институционального развития политологической науки в странах Центральной Азии остается актуальным. Далее в статье предлагается рассмотреть некоторые особенности и общие черты институционализации политической науки в странах Центральной Азии на примере Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. В современном Казахстане политология получила широкое распространение не только как учебная дисциплина в вузах, но и как отрасль научных прикладных исследований, проводимых в различных институтах и учреждениях. В республике осуществляет свою деятельность большое количество научно-исследовательских и аналитических центров и авторских коллективов. К таковым можно отнести Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, Казахстанский институт социально-экономической информации и прогнозирования, Центр актуальных исследований «Альтернатива», Институт мировой экономики и политики, Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры и пр. Процессы институционализации политической науки позволили ученым-политологам объединить свои усилия в различные исследовательские институты и учреждения. Так, в январе 2001 г. была создана негосударственная некоммерческая Казахстанская ассоциация политической науки. Целью сформированной ассоциации стало осуществление совместных научных исследований и разработок, глубокое и всестороннее изучение и анализ происходящих в стране и мире политических процессов и пр. В 2010 г. была образована Ассоциация политических исследований, которая ставит своей основной целью дальнейшее развитие политологии в Казахстане и расширение интеграции с международным научным сообществом. Так, в процессе реализации данных целей в 2011 г. был организован Евразийский конгресс политологов. На базе Казахского Национального университета в 2013 г. был создан Информационный центр политических исследований. Также в Казахстане функционирует с 2015 г. Центральноазиатская экспертная платформа «Алматы клуб», поддерживаемая Фондом им. Ф. Эберта. Одной из основных задач клуба является формирование взгляда на регион Центральной Азии изнутри. В настоящее время среди казахских ученых-политологов актуальна такая проблематика исследований, как обеспечение национальной безопасности республики, вопросы идентичности казахского социума и пути устойчивого развития страны. На кафедре политологии факультета философии и политологии Казахского Национального университета им. Аль-Фараби проводятся исследования, посвященные модернизации духовно-нравственных ценностей Казахстана в контексте глобализации, роли социально-гуманитарных наук в развитии современного общества и ряд прочих исследований. Кроме того, большая доля политических исследований в Казахстане касается вопроса укрепления суверенитета и независимости республики, проблем дальнейшей демократизации и модернизации общества, поддержания политической стабильности, а также институционализации и реформирования политических институтов страны. Проводятся исследования в области международных отношений, процесса глобализации и интеграции [8]. Как было показано, в Казахстане возрастает число научно-исследовательских институтов, аналитических и мозговых центров, агентств, как государственного, так и частного характера. При этом существует необходимость обозначить направленность институтов по специализациям и тематикам проводимых исследований. Существование подобной проблемы обусловлено тем, что отсутствует многообразие направленности исследовательской и аналитической деятельности; большое количество научных центров и структур зачастую дублируют объекты исследования. В особенности это справедливо для исследовательских проектов, освещающих международные отношения [1]. Что касается изучения внутренней политики, то в данном контексте проблема состоит в том, что многие политологи, занятые в практической политической деятельности, теряют объективность при изучении и анализе той или иной проблемы. Вместе с тем политологию как вузовскую дисциплину часто обвиняют в оторванности от практической действительности. Решением такой проблемы может стать более активное привлечение к преподаванию, чтению лекций и проведению мастер-классов практикующих политологов. Хотя необходимо заметить, что подобное решение осуществимо в крупных городах, таких как Алматы или Астана, однако в регионах такой путь трудно реализуем. Кроме того, в контексте регионов также встает вопрос о прохождении студентами-политологами трудовой или научно-исследовательской практики. Более того, проблема развития политологической науки в регионах характерна не только для Казахстана, но и для всех стран региона Центральной Азии по причине слабого развития региональной образовательной и научно-исследовательской инфраструктуры [1]. В целом за годы независимости в Казахстане была сформирована инфраструктура политической науки, которой, в свою очередь, требуется дальнейшее развитие и совершенствование. В данном случае можно говорить в том числе и о развитии кадрового потенциала, а также исследовательского и материального обеспечения научных разработок. В Таджикистане большое влияние на характер развития политологии оказала политическая обстановка в республике, сложившаяся после обретения страной независимости. Отчужденность и настороженность властей в отношении общества, в частности проявление какой-либо политической активности и интереса к деятельности государственных структур, привело к тому, что политология столкнулась с проблемой открытости политики и ее исследования и анализа. Тем не менее с 1990 г. как академическая дисциплина политология постепенно включается в учебную программу в высших учебных заведениях Таджикистана. В этот период создаются первые специализированные кафедры и факультеты, формируется преподавательский состав. Одним из основных центров подготовки кадров в сфере политических наук стал Таджикский Национальный университет, где в 1994 г. началась подготовка специалистов по политологии на базе философского факультета вуза [5]. Кроме того, подготовка квалифицированных политологов осуществлялось в некоторых негосударственных университетах и институтах. В настоящее время кафедры политических наук действуют в нескольких вузах страны: Таджикском Национальном университете, Кулябском государственном университете, Таджикском государственном университете права, бизнеса и политики, Таджикском государственном педагогическом университете им. С. Айни и прочих [7]. В дальнейшем определяющим фактором развития политологии в Таджикистане и ее институционализации стали процессы становления таджикской государственности, по мере укрепления которой задачи таджикской политической науки трансформировались от просто образовательных к исследовательским [6]. Большинство первых научных политологических центров в Таджикистане были открыты в рамках республиканских высших учебных заведений и проводили в основном преподавательскую деятельность, нежели исследовательскую. В середине 1994 г. была сформирована Ассоциация таджикских политологов, которая объединила несколько профильных организаций. Также в современном Таджикистане функционирует целый ряд исследовательских и аналитических учреждений, например, Центр стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан, Независимый институт социальных, экономических и политических исследований, несколько аналитических центров и пр. Тематика исследований работ таджикских ученых-политологов включает такие вопросы, как проблема национальных интересов Таджикистана в глобализирующемся мире, разработка моделей социально-экономического развития страны, выявление приоритетов внутренней и внешней политики, в частности политики в регионе Центральной Азии, а также вопрос национально-государственной идеологии современного Таджикистана [6]. Большим шагом на пути развития политической науки в Таджикистане стало создание в сентябре 2016 г. Диссертационного совета по защите докторских диссертаций по политическим наукам при Институте философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. Председателем Диссертационного совета был назначен директор Института философии, политологии и права, доктор политических наук, профессор Абдурахмон Мухаммад. В компетенции Диссертационного совета принимать на защиту кандидатские и докторские диссертации по двум направлениям политологии: теория и политическая философия, политические науки, история и методология (23.00.01), а также политические вопросы международных отношений, глобального и регионального развития (23.00.04). Прежде в Таджикистане не проводилась подготовка специалистов, имеющих ученые степени по этим направлениям политической науки [9]. Таким образом, можно выделить несколько основных этапов процесса институционализации политологии в Таджикистане: становление политологии как учебной дисциплины в первые годы независимости, дальнейшее развитие политологии как научной сферы, разработка политического знания для практического применения. Как и в остальных странах Центральной Азии, политология в Узбекистане является относительно молодой научной и учебной дисциплиной, которая получила свое развитие после становления независимости в начале 90-х гг. XX в. Первые кафедры политологии были сформированы в Национальном университете Узбекистана им. М. Улугбека (бывший Ташкентской государственный университет) и в Ташкентском государственном институте Востоковедения в конце 1991 - начале 1992 гг. Процесс создания аналогичных кафедр в прочих гуманитарных вузах страны продолжался до 1996 г. [2]. Таким образом, в ряде университетов Узбекистана успешно функционировали факультеты и кафедры политических наук, сотни студентов которых стали выпускниками по специальности «Политология». Международное научное сотрудничество университетов и исследовательских центров позволило исследователям и преподавателям Узбекистана пройти стажировку в ведущих зарубежных научных институтах, принять участие в различных конференциях и семинарах международного и регионального значения. Основными направлениями исследований в области политических наук явились следующие: вопросы государственного строительства и управления, становление и развитие системы институтов государственного управления и гражданского общества, проблемы национальной идеологии, теоретические и методологические основы национальной государственности [2]. Как отмечали И. Эргашев и С. Жураев, инфраструктура политической науки в Узбекистане в целом была сформирована, но при этом существовала проблема консолидации профессиональных политологических сообществ Узбекистана, т.к. отсутствовали или находились на низком уровне связи между профильными кафедрами вузов и научно-исследовательскими центрами страны [11]. Помимо этого, в стране по-прежнему оставалась весьма слабой научно-теоретическая и ресурсная исследовательская база в отношении политических наук. Основная проблема заключается в том, что труды узбекских политологов не всегда опираются на современные научные концепции. Напротив, использовались устаревшие теории, что стало причиной невысокого уровня исследований, проводимых политологами Узбекистана [10]. Также необходимо заметить, что практически все исследовательские и аналитические институты Узбекистана являются государственными организациями, что также накладывает отпечаток на тематику и результаты научных исследований. В начале 1990-х гг. в Узбекистане были созданы Ассоциация политических исследований, Академия государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан, Университет мировой экономики и дипломатии. Однако деятельность Ассоциации политических исследований, целью которой было объединение политологов Узбекистана, не была достаточно эффективной. Также в 1997 г. был сформирован Центр изучения общественного мнения на основании Указа Президента Республики Узбекистан. В 2003 г. был основан Институт по изучению гражданского общества, который является негосударственной некоммерческой организацией и проводит исследования в области формирования и функционирования гражданского общества, в частности осуществляется анализ социально-гуманитарных и экономических аспектов. Одним из важнейших центров политологических исследований Узбекистана является Институт стратегических и международных исследований, по инициативе которого в октябре 2001 г. на республиканском уровне была организована научная конференция, посвященная проблеме развития политологии в Узбекистане. На конференции были задействованы более сотни специалистов и ученых, которые представляли 16 вузов и научных институтов Узбекистана. В ходе конференции были выдвинуты идеи о создании Республиканского научно-координационного совета по проблемам политической науки, возобновлении работы Ассоциации политологов Узбекистана, а также предложена инициатива открытия негосударственных исследовательско-аналитических центров. Однако выдвинутые предложения и инициативы так и не были реализованы. Более того, несмотря на широкое развитие политологии и интерес к данной области знаний среди научно-гуманитарных кругов в Узбекистане в 1990-х - начале 2000-х гг., в начале 2013 г. все профильные политологические факультеты и кафедры, а также Диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по политологии были закрыты. Таким образом, была прекращена подготовка специалистов в области политологии. При этом стоит отметить тот факт, что, хотя университеты Узбекистана более не выпускали квалифицированные кадры в области политических наук, политология как академическая дисциплина на протяжении еще некоторого времени преподавалась и являлась необходимой наряду с прочими курсами социально-гуманитарной направленности. Кафедра политологии, функционирующая на базе Национального университета Узбекистана и являющаяся прежде профилирующей кафедрой для всех вузов республики, после закрытия политологии не занималась подготовкой специалистов непосредственно в области политических наук, а обеспечивала преподавание политологии на других факультетах высшего учебного заведения [10]. Позже, 24 августа 2015 г. Министр высшего и среднего специального образования Узбекистана Алишер Вахабов подписал приказ об отмене преподавания политологии в высших учебных заведениях республики. Были названы следующие причины такого решения: отсутствие у политологии научной методологии, темы предмета дублируются с другими гуманитарными науками, учебная литература основывается на западных источниках и не освещает национального научного наследия и «узбекскую модель» развития [4]. Реакцией на решение властей об отмене политологии послужило открытое письмо правительству со стороны узбекского политолога, директора негосударственного образовательного учреждения «Билим карвони» (Караван знаний) Фарахада Толипова, который призвал пересмотреть данное решение. Однако на настоящее время преподавание и подготовка специалистов в области политических наук в Узбекистане не была возобновлена. При этом функционируют исследовательские центры, такие как Институт стратегических и международных исследований. Опираясь на вышесказанное, в контексте Узбекистана можно говорить о процессах деинституционализации политической науки (на академическом уровне), что в свою очередь может отрицательно сказаться на развитии политологии в регионе в целом. Это объясняется тем, что Узбекистан является одним из ключевых игроков в Центральной Азии и процессы, происходящие в стране, оказывают существенное влияние на политический климат не только на локальном, но и на международном уровне, и всестороннее изучение и анализ этих процессов необходимы для более глубокого понимания особенностей региона с целью эффективного взаимодействия для разрешения общих проблем в социально-политической, военной и экономической сферах. Дальнейшее развитие политологии в странах Центральной Азии носит важнейший характер в контексте мировой политической науки. Сегодня в мире возрастает интерес научных кругов к региону и политике стран Центральной Азии, а также к трудам центральноазиатских ученых-политологов. Но, тем не менее, работы, экспертные оценки региональных аналитиков представлены весьма слабо, а по некоторым направлениям политической науки отсутствуют вовсе. Кроме того, проблемой, характерной для всех республик Центральной Азии, является нехватка научных трудов, разработок и исследований на государственных языках. Это значительно затрудняет изучение дисциплины в вузах центральноазиатских республик, где преподавание проводится на государственном языке. В особенности данная проблема характерна для регионов и областей государств Центральной Азии. Центральная Азия, интегрируясь в мировое научное сообщество, должна составить собственный, независимый от Запада и России, научный дискурс о центральноазиатском регионе и политических процессах, происходящих здесь. Естественно, исследование и анализ данной проблематики невозможен в отрыве от научных институтов. Кроме того, для более эффективного развития политологии необходимо усвоение и применение современных исследовательских методик, инструментов политического анализа и концепций мировой политической науки. В контексте современных тенденций политологам-исследователям из стран Центральной Азии необходимо проводить глубокое и всестороннее изучение демократических процессов, происходящих в мире, и в особенности в регионе. В связи с повсеместным переосмыслением самой концепции демократии и демократического общества и ценностей необходима разработка новых и актуализация классических теорий и подходов к пониманию феномена демократии. Процессы глобализации и интеграции требуют также исследований, направленных на разрешение таких вопросов, как защита национальных интересов государства и сохранение национальной идентичности народов Центральной Азии. Таким образом, в целях проведения актуальных и востребованных научных политических исследований, анализов и прогнозов, как мирового, так и регионального значения, политическая наука в Центральной Азии нуждается в дальнейшем совершенствовании и модернизации, на теоретическом и практическом уровне, в соответствии с современными тенденциями развития политического знания.

×

Об авторах

Василия Борисовна Таишева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: vasilya.taisheva@gmail.com
ул. Михлухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Алияров Е. Проблемы и перспективы политической науки в Казахстане // Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры. 29.04.2014. URL: http://www.sarap.kz/ index.php/ru/pol-ob/obrazovanie-i-nauka/421.html
  2. Антанович Н.А., Козлова С.А. Развитие политической науки в странах СНГ. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/94360/1/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85%20%D0%A1%D0%9D%D0%93.pdf.
  3. В Ташкенте эксперты КИСИ подписали меморандум о сотрудничестве с ИСМИ // Bnews.kz. 08.06.2015. URL: http://bnews.kz/ru/news/obshchestvo/v_tashkente_eksperti_kisi_ podpisali_memorandum_o_sotrudnichestve_s_ismi-2015_06_08-1105441.
  4. Гелаев В. «Узбекистан делает еще один шаг с сторону бабаизации» // Газета.ru. 02.09.2015. URL: https://www.gazeta.ru/science/2015/09/02_a_7733699.shtml.
  5. Зокиров Г.Н. Формирование и развитие школы политической науки в ТГНУ // Вестник ТГНУ. 2008 № 4.
  6. Махмадов А.Н. Методика преподавания и исследования политологии: Учебное пособие / А.Н. Махмадов, Х.С. Кудусов. Душанбе: Эр-граф, 2012. 220 с.
  7. Муродов Т.Н. Некоторые особенности обучения политологии в вузах Республики Таджикистан // Вестник Таджикского Национального университета. Серия гуманитарных наук. 2015. № 3/1(158).
  8. О политологии в Казахстане и политических исследованиях // Саясат. 06.10.2014. URL: http://sayasat.org/tribune/1026-o-politologii-v-kazahstane-i-politicheskih-issledjovanijah.
  9. Салимов А. В Таджикистане появился свой Диссертационный совет по политическим наукам // ASIA-Plus. 07.09.2016. URL: http://www.news.tj/ru/node/230626.
  10. Толипов Ф.Ф. Политология - профессия XXI в. А в Узбекистане? // Газета.uz. 05.12.2013. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2013/12/05/column.
  11. Эргашев И., Жураев С. Становление политической науки в Узбекистане // Политическая наука. 2004. № 3.

© Таишева В.Б., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах