Влияние политических систем, политических режимов, партийных систем на политическое участие населения государств - членов АСЕАН

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается влияние политических систем, политических режимов, партийных систем на политическое участие населения стран АСЕАН. У 10 стран АСЕАН уникальные политические культуры. Для понимания того, как политические системы, политические режимы и партийные системы влияют на политическое участие, в данной статье выделяются три группы политических режимов в странах АСЕАН: демократия, авторитаризм и коммунизм. Несмотря на то, что у всех этих стран разные политические режимы, они смогли объединяться как ассоциация, призванная сформировать механизм регионального сотрудничества для реализации трех основных целей: стимулирование экономического развития, социального прогресса и культурного развития региона на основе совместных действий; укрепление мира и безопасности в Юго-Восточной Азии; развитие сотрудничества и взаимопомощи по вопросам, представляющим общий интерес в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной областях. В данной работе применяется метод сравнительного анализа для сравнения разных политических систем, политических режимов и партийных систем стран АСЕАН, для анализа политического участия населения.

Полный текст

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - это политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. Сегодня членами АСЕАН являются страны: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Восточный Тимор пока не является членом данной организации [8]. В разных типах политических систем экономическими возможностями, этносами и конфессиями успешно выстраивается взаимовыгодное сотрудничество на основе принципов равенства, уважения суверенитета и особенностей друг друга [4. C. 10]. Разные характеристики стран АСЕАН, а также влияние колониального прошлого привело к становлению различных политических систем, политических режимов, обществ, развитию экономической системы на разных уровнях в каждой стране. Политический режим считается системой приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти, отражающая уровень политической свободы в обществе. В современной политологии выделяют три основных типа политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный. Демократия - это политический режим, при котором единственным источником власти признается народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются свободой политического выбора, хорошо развитым механизмом обратных связей, а также наличием политического, экономического и идейного плюрализма. Авторитарный режим устанавливает существенное ограничение свободы политического выбора, политического и идейного плюрализма при сохранении значительных свобод в неполитических сферах жизни общества, прежде всего в экономике. Тоталитарный режим отличается отсутствием политического выбора, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества и, следовательно, установлением политической, идейной и, как правило, экономической монополии [6]. В данной статье выделяются три группы политических режимов; демократия, авторитаризм и коммунизм. Коммунизм - это общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства. Идеи коммунизма были популярны в начале и середине XX в. В 1917 г. социалистическая революция победила в России. В 1922 г. был образован СССР, в который вошли в том числе и республики Средней Азии. В Юго-Восточной Азии Вьетнам и Лаос являются коммунистическими странами. Под партийной системой обычно понимают конфигурацию политического пространства, составленного из независимых элементов (партий) и определяемого их количеством, параметрами (численность избирателей, тип структуры и др.) и коалиционными возможностями. М. Дюверже считал, как и многие исследователи партий, что их главной целью является завоевание и использование политической власти. В борьбе за власть важны не столько доктрины или программы, сколько организационная структура и дисциплина, умение извлекать из окружающей среды разнообразные ресурсы. М. Дюверже делит партийные системы на однопартийные, двухпартийные и многопартийные. Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил. Например, большевики, придя к власти в результате революции 1917 г., уничтожили все оппозиционные политические партии и движения. В результате в СССР на долгие годы установилось господство одной единственной партии - КПСС. Двухпартийные системы характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна одна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами сформировать правительство и осуществлять власть. Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам двухпартийной системы можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, неспособна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов, закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом. Многопартийная система состоит из трех и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из этих партий не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и формировать правительство. Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций [3]. Таким образом, в данной статье выделяются три типа партийных систем; однопартийные, с доминирующей партией и многопартийные. Доминирующая партия - это, прежде всего, партия более крупная, чем другие; она главенствует над всеми и достаточно явно дистанцируется от своих соперников на протяжении всего времени. Доминирование одной партии обладает стабилизирующим действием. Доминирующая партия занимает положение, аналогичное положению партий парламентского большинства. Однако продолжительный срок правительственных полномочий уменьшает число обсуждений и склонность к инновациям. Политическое участие - это различные формы политической деятельности, такие как голосование, назначение политиков на должность, работа добровольцев в избирательной кампании или участие в протесте. То есть все те формы активности, целью которых является воздействие на правительство [2]. Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом - свободное и сознательное. Формы политического участия делятся на 5 видов. Во-первых, это осуществление власти или противодействие ее осуществлению. Во-вторых, это деятельность формальных общественных организаций, например: партий, молодежных политических организаций и т.д. Третьим видом политического участия являются неформальные организация и движения, например народные фронты. Четвертый вид - это выборы и проведение избирательных кампаний и референдумов, публичные манифестации политических взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы, влияние на других людей с целью изменения их взглядов и действий и навязывание им своих является пятом видом. Манифестация взглядов может осуществляться на политических собраниях, митингах, демонстрациях, через печать, радио, телевидение, в политических беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам, политическим организациям, через просьбы избирателей. Говоря про политическое участие, необходимо сказать о выборах. Политическая деятельность в демократическом режиме характеризуется наличием выборов, особенно в представительной демократии. Это политический режим, при котором основным источником власти является народ, поэтому граждане имеют право избирать депутатов, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. Таблица 1 Политические режимы стран АСЕАН Политический режим Односторонняя демократия Авторитаризм Коммунизм Парламентская республика Таиланд Мьянма Малайзия Камбоджа Вьетнам Президентская республика Индонезия Филиппины - - Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика) - Сингапур Лаос Абсолютная монархия - Бруней - В соответствии с подходами и теориями выше отражены политические режимы десяти стран АСЕАН, которые подразделяются на три группы; демократия, авторитаризм и коммунизм (см. табл. 1). 1. Странами с демократическим режимом являются Индонезия, Филиппины и Таиланд. Эти три страны развивались постепенно от военной диктатуры и авторитаризма, а в настоящее время стали демократиями. В международном сообществе отмечается, что процесс демократического развития на Филиппинах и в Индонезии проходит очень медленно, особенно в последней. В то же время Индонезия считается образцом демократии в Юго-Восточной Азии [5]. Демократия в Индонезии провозглашает политические права и свободы человека, что расширило сферу политического участия населения. Кроме того, появилось большое число новых политических партий. Наиболее значимым фактом становления демократии в Индонезии стало ослабление роли армии в настоящее время. Сусило Бамбанг Юдойоно (широко известный как SBY) победил на президентских выборах, однако его пост командующего армией не сыграл определяющую роль в этом. Более того, он больше не был задействован в качестве военного. Филиппины считаются самой старой страной с демократией среди стран АСЕАН. Хотя на Филиппинах был авторитарный режим во время президентства Фердинанда Маркоса, после становления этого государства на демократический путь демократизация развивается постепенно. Политические партии конкурируют на равных, а население свободно участвует в выборах. Кроме того, выборы становятся прозрачными и честными. Однако главной проблемой на Филиппинах остается коррупция при проведении выборов, что способно ослабить демократию. В Таиланде после Сиамской революции 1932 г. (а также государственного переворота 1932 г.) демократия развивается медленно. Население получило право волеизъявления, появилось большое число партий. В то же время выборы проходили нечасто, а из-за частых переворотов политические партий прекращали свою деятельность или вовсе исчезали. В ходе выборов в условиях конкуренции политических партий население также наделено правом выражать поддержку любым понравившимся кандидатам, что противоположно принципам авторитарного и коммунистического режимов. 2. Странами с авторитарным режимом являются Мьянма, Малайзия, Камбоджа, Сингапур и Бруней. Страны с авторитарным режимом представляют военное правительство или абсолютную монархию. Установлена однопартийная система управления государством. Политические свободы населения ограничиваются, даже создание политических партий и проведение выборов не основано на свободе и транспарентности. Несмотря на большое количество политических партий, маленькие партии не имеют шансов победить на выборах, поскольку выборы не являются честными, прозрачными и справедливыми. Кроме того, законы и правила часто помогают крупным партиям победить на выборах. Таким образом, в странах с авторитарным режимом избирательная система подвергается трансформациям с целью помочь лидеру или правящей партии победить. Коррупция остается главной проблемой в этих странах. Население некоторых из них выражает недовольство в виде различных протестов, например в 2013 г. происходили гражданские протестные акции в Камбодже и в Малайзии из-за нечестных выборов [1]. 3. Странами с коммунистическим режимом являются Вьетнам и Лаос. Вся власть в них принадлежит правительству. Политическое участие, публичные манифестации и политические взгляды народа строго контролируются правительством. В выборах принимает участие малое число политических партий, порой это только одна партия или партии большинства, которые поддерживают положительный диалог друг с другом, что позволяет, несмотря на победу одной из них, иметь представительство каждой в новом правительстве. Хотя выборы будут проходить по истечении каждого срока полномочий правительства, реальной конкуренции между политическими партиями нет. Можно заранее предположить, какая политическая партия победит. По сравнению со странами, в которых установлен демократический режим, в авторитарных государствах отмечается значительно меньший уровень коррупции, однако реальная конкуренция политических партий на выборах отсутствует именно при коммунизме. Таблица 2 Данная таблица отражает партийные системы стран АСЕАН Многопартийные Доминирующая партия Однопартийные Индонезия Филиппины Таиланд Камбоджа Сингапур Малайзия Бруней Мьянма Лаос Вьетнам Благодаря различиям политических режимов отличаются и партийные системы стран. Партийные системы стран АСЕАН можно подразделить на три группы: многопартийные, опирающиеся на партии большинства, и однопартийные (см. табл. 2). 1. Многопартийными системами обладают Индонезия, Филиппины и Таиланд. Даже в Таиланде и на Филиппинах есть две основные партии, которые друг за другом сменяются в роли правящей, однако малые партии также обладают шансами победить на выборах и сформировать правительство. В Индонезии значительно влияние многих партий, поэтому они сменяют друг друга по итогам каждый выборов. Выборы проходят без нарушений и являются честными, их результаты основаны на решении населения. Сложность заключается в том, что из-за наличия большого числа партий ни одна из них не обладает большинством поддержки у населения. 2. Системы, опирающиеся на доминирующую партию, установлены в Камбодже, Сингапуре, Малайзии, Брунее и Мьянме. Во всех этих страна существует большое число малых партий, но их шансы победить на выборах крайне малы. В связи с этим представители малых партий проводят протестные акции, заявляя, что выборы нечестные. 3. В странах с коммунистическим режимом, таких как Лаос и Вьетнам, установлена однопартийная система. Правительство формирует только одна партия. Не существует никакой конкуренции между партиями, а маленькие партии не играют никакой роли. Таблица 3 Проценты участия граждан в выборах [7] Страна Проценты участие граждан в выборах Таиланд 67,37 Индонезия 80,55 Филиппины 66,56 Малайзия 60,01 Мьянма 75,3 Камбоджа 81,48 Сингапур 35,6 Вьетнам 99,55 Лаос 99,33 Бруней - В соответствии с вышеприведенной таблицей (см. табл. 3), можно отметить следующее. 1. В странах с демократическом режимом, а именно: в Индонезии, Таиланде и на Филиппинах, граждане принимают активное участие в выборах (приблизительно 71%). Можно сделать вывод о том, что население интересуется политической жизнью своих стран. Они имеют право голосовать за кандидатов и за партии, которые им нравится. Среди политических партий существует конкуренция. 2. Странами с авторитарным режимом являются Мьянма, Малайзия, Камбоджа, Сингапур и Бруней. Несмотря на проведение выборов в этих странах, они зачастую являются фикцией, так как там доминирует одна партия. В связи с этим граждане не проявляют большого интереса к выборам. Они и так знают, что правящая партия постоянно побеждает. Таким образом согласно данным, что в среднем 63% населения принимают участие в выборах. 3. В странах, где политическим режимом является коммунизм (Вьетнам и Лаос), процент граждан, принимающих участие в выборах очень высок - 99%. Граждане демонстрируют активное политическое участие и затем получают того кандидата, которого хотят видеть. Более того, государство проводит предвыборную кампанию и советует гражданам принимать участие в выборах, так как от их голосов зависит положение дел в стране. Заключение. В статье показано, что разные политические режимы оказывают разное влияние на партийные системы и на политическое участие. Так как в странах АСЕАН разные политические системы и политические режимы, поэтому в них наблюдается разное политическое участие. По проценту участия граждан в выборах выявлены разные группы уровня политического участия. Во-первых, страны с демократическими режимами: Таиланд, Филиппины и Индонезия, где уровень политического участия граждан находится на уровне в среднем 70%. Это можно считать высоким уровнем политического участия населения. Граждане этих стран проявляют интерес к выборам в связи с возникновением реальной конкуренции между партиями, что приводит к более правильным итогам выборов. В связи с этим у граждан есть реальный выбор между партиями и больше шансов выбирать тех, кого они хотят. Во-вторых, в странах с авторитарным режимом (Малайзия, Мьянма, Камбоджа, Сингапур и Бруней) выборы присутствуют, но показатели участия в них очень низкие, что делают их нечестными. При наличии многих партий все-таки присутствует доминирующая партия, которая одерживает победу на протяжении длительного периода, что не дает конкурировать партиям и осуществлять реальный выбор граждан. Согласно этим данным формируется низкий уровень политического участия граждан, так как они уже знают результат и не проявляют интерес к процессу выборов. В таких странах с коммунистическим режимом, как Вьетнам и Лаос, степень участия граждан в выборах очень высока, 99%, так как граждане относятся очень серьезно к своей гражданской ответственности и сознают значение политического участия. Помимо этого государство поддерживает участие граждан в выборах, тем самым создавая условия для правильных выборов с полной информации о правилах. Также во Вьетнаме и Лаосе есть закон, который гласит, что выборы - это долг каждого гражданина. В заключение, стоит отметить что, несмотря на разные политические режимы у всех 10 стран АСЕАН, данный факт абсолютно не влияет на их сотрудничество и успешное взаимодействие друг с другом. References [1] Bektimirova N.N. Civil protest activity in Cambodia in 2013-2014. South-East Asia: Actual Problems of Development. 2014. No. 22. [2] Ginsberg B., Lowe T., Wier M. We, The People. An introduction to American politics. M., 2002. [3] Duverger M. Political Parties. M., 2007. [4] Kanaev E.A. ASEAN Community as a Factor of Formation of the Russian-ASEAN Relations. The Materials of Intercollegiate Scientific Conference “Russia's Interests in the Asia Pacific Region and Prospects of Relations ASEAN-Russia” dedicated to the forthcoming in May 2016 the third summit of ASEAN-Russia in Sochi. M., 2016. [5] MA thi Thuy, Deregula E.G. The status of election commissions for elections of deputies of the State Duma of the Russian Federation and deputies of the National Assembly of Vietnam: comparative legal analysis. Society and Elections: Ways of Development of the Electoral System of Russia. Collection of materials of III interregional scientific-practical conference, Irkutsk, April 11, 2014. [6] Tsygankov A.P. Modern political regimes: structure, typology, dynamics. M., 1995. [7] Freedom House. 2015. Freedom in the world. URL: http://freedomhouse.org/report/fredom-world/freedom-world-2015. [8] History. The Foundation of ASEAN. URL: http://www.asean.org/asean/about-asean/history. [9] Mietzner M. Indonesia: Democratic Consolidation and Stagnation under Yudhoyono, 2004-2014. William case (approx. ed.), Routledge Handbook of Southeast Asian Democratization. Routledge, Taylor and Francis group, Abingdon and New York, 2015. @ Деджтхонпонг Сатхита

×

Об авторах

- Деджтхонпонг Сатхита

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: sathita_d@gmail.com
ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Бектимирова Н.Н. Гражданская протестная активность в Камбодже в 2013-2014 гг. // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2014. № 22.
  2. Гинсберг Б., Лоуи Т., Уиэр М. Мы, Народ. Введение в американскую политику. М., 2002.
  3. Дюверже М. Политические партии. М., 2007.
  4. Канаев Е.А. Сообщество АСЕАН как фактор формирования российско-асеановских отношений. Материалы Научной межинститутской конференции «Интересы России в АТР и перспективы отношений Россия-АСЕАН», посвященной предстоящему в мае 2016 г. III саммиту Россия-АСЕАН в Сочи. М., 2016.
  5. Ма Тхи Тхюи, Деранжулина Е.Г. Особенности статуса избирательных комиссий при выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации и депутатов Национального Собрания Вьетнама: сравнительно-правовой анализ // Общество и выборы: пути развития избирательной системы России. Сборник материалов третьей межрегиональной научно-практической конференции. Иркутск, 11 апреля 2014 года.
  6. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.
  7. Freedom House. 2015. Freedom of the world. URL: http://freedomhouse.org/report/fredom-world/freedom-world-2015.
  8. History. The Founding of ASEAN. URL: http://www.asean.org/asean/about-asean/history.
  9. Mietzner M. Indonesia: Democratic consolidation and stagnation under Yudhoyono, 2004-2014 // William Case (ed.), Routledge Handbook of Southeast Asian Democratization. Routledge, Taylor & Francis Group, Abingdon and New York. 2015.

© Деджтхонпонг Сатхита -., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах