Развитие российской модели федерализма: отношения центра и регионов в 2007-2016 гг

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Ю.М. Почта является членом группы независимых экспертов Конгресса местных и региональных властей, который является общеевропейской политической Ассамблеей в составе Совета Европы, представляющей местные и региональные органы власти из сорока семи стран - участников Совета Европы. Конгресс доверил этой группе независимых экспертов задачу проведения сравнительного научного исследования на основе информации, полученной из государств - членов Совета Европы, затронутых процессом регионализации и на информации о недавних процессах регионализации в Европе. Намерение состояло в том, чтобы изучить процессы регионализации, имевшие место после доклада Европейского комитета по вопросам местной и региональной демократии 2007 г. Исходя из этого идея заключается в том, чтобы добиться более глубокого понимания явления регионализации со стороны юридических и институциональных аспектов. Основная цель данного исследования заключается в оценке тенденций регионализации как формы демократизации общества, в направлении как большей, так и меньшей регионализации в отдельных странах и, следовательно, в Европе в целом. В то же самое время оно стремится выяснить, действительно ли различные изучаемые страны имеют региональные институты, как это определено в 2009 г. в Рамочном документе Совета Европы по региональной демократии. При подготовке раздела о России, автор исходил из того, что постсоветская российская государственность возникла на рубеже 80-90-х гг. ХХ в. Важнейшим аспектом продолжающегося процесса ее становления является федеративное устройство государства, взаимоотношения регионов (субъектов Федерации) и федерального центра. Показано, что с 2007 г. процесс регионализации Российской Федерации успешно развивается. Сделав выбор в пользу создания демократического общества, постсоветская Россия заимствовала западную модель федерации, приспосабливая ее к своим условиям. Влияние этих условий приводит к тому, что отнести существующую российскую федеративную систему к классическим западным достаточно сложно. По этому поводу среди российских и западных исследователей идет оживленная дискуссия о природе российского федерализма - истинный он или является имитационным, не наблюдается ли его кризис. Но с 2014 г. в связи с вхождением Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации проблематика российского федерализма становится еще более актуальной. Возникает целый ряд вопросов о характере эволюции российского федерализма, о возможности органичной интеграции двух новых субъектов в состав Федерации в условиях резкого осложнения отношений России с западным сообществом во главе с США в контексте политического и социально-экономического кризиса в Республике Украина.

Об авторах

Юрий Михайлович Почта

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: pochta_yum@pfur.ru
ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Список литературы


© Почта Ю.М., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах