Роль России в международном сотрудничестве по борьбе с терроризмом

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящей статье исследуется роль России в международном сотрудничестве, направленном на борьбу с терроризмом. Автор анализирует антитеррористическую деятельность России со времен войны в Чечне в 1990-е гг. и до настоящего времени. В статье отмечается, что государство регулярно выступает с полезными профильными инициативами на мировой арене и действует в рамках международного права в процессе принятия решений и при проведении соответствующих операций. Особое внимание уделяется событиям, произошедшим в 2015 г., когда Россия начала решительную борьбу с терроризмом в Сирии, став единственным государством, которое осуществляет контртеррористические действия по официальной просьбе легитимного президента Сирии: автор дает оценку данным событиям и делает прогноз о развитии ситуации в обозримом будущем. В данной статье в процессе анализа используются комплексный, логический и исторический подходы, конкретизация, а также методы индукции, дедукции и прогнозирования, благодаря им удалось, в частности, целостно и системно охарактеризовать современную роль России в международном сотрудничестве по борьбе с терроризмом и разработать наиболее эффективную для государства линию поведения в обозримом будущем.

Полный текст

Российская Федерация стала одним из первых государств, которое столкнулось с международным терроризмом во всех его современных наиболее опасных формах. В 1990-е гг. во времена Первой и Второй войны в Чечне на территории этой республики действовали боевики-наемники из 50 разных стран мира, каждая из которых преследовала свои собственные интересы в России. При этом многочисленные теракты осуществлялись в Москве и других городах России, в Беслане была захвачена террористами школа, в результате чего погибло много людей. Все это продемонстрировало реальную угрозу современного международного терроризма, для противодействия которому должны быть приложены все возможные усилия внутри страны и на мировой арене. Российская Федерация является активным участником предпринимаемых мировым сообществом совместных антитеррористических действий, государство внесло большой вклад в формирование и укрепление международной антитеррористической коалиции, которая была создана США сразу после трагических событий 11 сентября 2001 г. [4. C. 31]. Россия проводила сбалансированную и неконфронтационную внешнюю политику, твердо и последовательно отстаивая приоритет международного права и центральной роли ООН в решении главных мировых проблем, благодаря чему ей неоднократно удавалось избежать раскола в рядах международной антитеррористической деятельности, вызванного односторонним проведением военной операции США и их союзников в Ираке. Во многом вследствие грамотной политики России были разработаны и утверждены резолюции СБ ООН, которые помогли найти выход из сложнейшего иракского кризиса и восстановить пошатнувшееся единство международного сообщества, включая вопросы противодействия международному терроризму. Российская Федерация выступила с инициативой формирования под эгидой ООН Глобальной стратегии противодействия новым угрозам и вызовам на основе норм и принципов действующего международного права. Время подтвердило значимость и актуальность данной инициативы, которая получила широкую поддержку в мире. На 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была консенсусно принята новая резолюция, предложенная Россией с целью конкретизировать последующие шаги международного сообщества по разработке Глобальной стратегии. Инициатива России получила практическое воплощение при формировании по решению Генерального секретаря ООН К. Аннана Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам («Группа мудрецов»), которая должна была разрабатывать рекомендации по механизмам и инструментам коллективного противодействия современным глобальным вызовам и угрозам [5. C. 25]. Россия поддержала единогласное принятие СБ ООН резолюции 1535 (март 2004 г.) о проведении реформы Контртеррористического комитета СБ ООН (КТК) в целях повышения его организационного и экспертного потенциала, эффективности деятельности, направленной на совместную практическую работу государств в борьбе с международным терроризмом. Данное значимое решение СБ ООН закрепило КТК как координирующий центр международной антитеррористической деятельности под эгидой ООН и при этом подтвердило общий настрой мирового сообщества на последующее развитие консолидированных механизмов противодействия современным вызовам и угрозам. Россия способствует укреплению взаимодействия КТК с основными региональными и международными организациями, в том числе СНГ, ОДКБ, ШОС. Россия также инициировала в рамках СБ ООН разработку и принятие в конце апреля 2004 г. резолюции 1540 о недопущении попадания ОМУ и средств его доставки к негосударственным субъектам, в первую очередь к террористам и преступникам. Поддерживая все существующие направления международно-правового укрепления антитеррористического взаимодействия, Россия настаивает на скорейшем согласовании в ООН проектов Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму и Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. В настоящее время еще не удалось преодолеть имеющиеся в мире разногласия относительного самого определения терроризма, четко разграничить терроризм от борьбы за самоопределение, оценивается целесообразность распространения действия данных документов на спецслужбы и вооруженные силы государств, а также анализируется правомерность обладания ядерным оружием [7. C. 19]. Главным элементом в комплексе российских мер противодействия международному терроризму является пресечение каналов его финансирования. Для реализации международных обязательств и положений внутренних документов национальное законодательство России было приведено в соответствие с международными стандартами. Основным в этом отношении стало внесение изменений в январе 2003 г. в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [10], которые потребовались для выполнения на практике «восьми специальных рекомендаций» по противодействию финансированию терроризма, сделанных ранее Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Проведенные изменения законодательства и практические меры были по достоинству оценены специальной миссией ФАТФ. Ее отчет прозвучал на июньском (2003 г.) пленуме ФАТФ, после которого Россия стала постоянным членом этой группы. В октябре 2003 г. на пленуме ФАТФ Россия была объявлена уже полноправным членом. Имеющиеся достижения на пути противодействия финансированию терроризма, создания в этих целях адекватных национальных механизмов и процедур позволили государству выйти на более высокий уровень международного сотрудничества, прежде всего в том, что относится к повышению эффективности противодействия финансированию терроризма в зонах традиционных российских приоритетных интересов, например в СНГ. В 2015 г. если, по выражению министра иностранных дел России С.В. Лаврова, измерять его «внешнеполитическим аршином», был не просто насыщенным, но перенасыщенным событиями, которые в своем преимуществе являются эпохальными и формируют новую международную реальность для России, где государству принадлежит особая роль. Россия по обращению Президента Сирии Б. Асада обеспечивает военно-воздушные удары по позициям боевиков ИГ. Специалисты говорят, что за 4 месяца своей работы Россия продемонстрировала намного лучшие по сравнению с антитеррористической коалицией во главе с США результаты, при этом были задействованы и силы военно-морского флота России. Стало очевидным, что без нее невозможно уже решение ни одной серьезной геополитической проблемы в мире [11. C. 8-9]. В 2015 г. цепная реакция распространения терроризма вышла за пределы Ближнего Востока. «Воины джихада» сбили российский самолет с туристами, летевший из Египта, устроили серию терактов в Париже (Франция), Сан-Бернардино (США, Калифорния). Только в 2015 г. в мире возникло порядка 30 эксклавов, включая эксклавы на Кавказе и в Центральной Азии, где говорят о намерении встать под черные знамена ДАИШ (ИГ). Свыше 15 000 исламистов из разных экстремистских группировок присягнули на верность «халифату» в Египте и Ливии, Алжире и Тунисе, Иордании и Марокко, Йемене и Турции, в Афганистане, Узбекистане, Пакистане, Нигерии, Нигере, Мали, Чаде. В одних только Ираке и Сирии на стороне ДАИШ сражаются выходцы из 100 государств мира. При этом в первую тройку языков «межнационального общения» в террористическом интернационале после арабского и английского языков входит русский язык, поскольку на нем говорят боевики, приезжающие из государств постсоветского пространства. На 70-й юбилейной сессии ООН в Нью-Йорке Президент России В.В. Путин предложил мировому сообществу оказать решительное противодействие международному терроризму. Он в очередной раз обратил внимание всех государств на необходимость в своей деятельности руководствоваться «общими интересами в рамках соблюдения международного права», объединить усилия для борьбы с терроризмом, создать широкую, «наподобие антигитлеровской», антитеррористическую коалицию [2]. Однако инициатива В.В. Путина Западом не была поддержана. Эти государства считают законно избранного Президента Сирии большим злом по сравнению с террористами. В сложившейся ситуации Россия приняла официальное обращение руководства Сирии, и 30 октября 2015 г. Совет Федерации ФС РФ по соответствующему запросу Президента России В.В. Путина единогласно одобрил применение вооруженных сил России за рубежом, и государство начало противостоять ИГ на дальних подступах [13. P. 39]. Удары ВКС РФ по объектам террористов в Сирии удивили Запад, которому пришлось адаптировать свои стратегии под новую реальность участия в конфликте России, поскольку именно она не дает США и НАТО представить свою позицию в качестве единого мнения всего мирового сообщества. Спровоцированная западными демократиями и арабскими монархиями «гибридная война» в Сирии, которая длится уже 5 лет и захват ИГ внушительных территорий Сирии и Ирака обеспечили создание гибкой и разветвленной структуры с влиятельными покровителями мировой политики и финансов. Данное квазигосударство уничтожить только ракетными ударами невозможно, поскольку его существование поддерживается международным криминалом и жаждой наживы. Дополнительные трудности в противостоянии терроризму вызывает еще и то обстоятельство, что концепции «глобального лидерства» и «глобального доминирования» в настоящее время являются основными во внешней политике США. При этом доминировать и лидировать намного удобнее в ослабленном и фрагментарном мире на больших хаотизированных пространствах (так называемые «серые зоны»). Данному миру, по логике западных государств, совершенно не нужны национальные сильные и суверенные государства, также как не нужно ему и международное право равных, а именно эти основы международной жизни активно защищает и отстаивает сегодня Россия [3. C. 10]. В этом смысле Россия не просто ведет борьбу с международной террористической угрозой, но и препятствует развитию разрушительных процессов, которые грозят полностью изменить политическую карту на Ближнем Востоке, где уже не будет национальных арабских государств, а ливийцы, иракцы, сирийцы и многие другие народы станут достоянием истории наряду с вавилонянами и шумерами. Совместные действия ВКС России и сирийской армии при поддержке Ирана могут приостановить разрушительный процесс на Ближнем Востоке. Вместе с тем не стоит испытывать иллюзий: на месте поверженного ИГ довольно быстро появятся многочисленные преемники данных террористов. После того, как войска США и НАТО вторглись в Ирак, была разгромлена Ливия и произошла так называемая «арабская весна», Ближний Восток стал центром по массовой подготовке террористов разных видов. Все это наглядно демонстрирует мировому сообществу реальные результаты деятельности США и их союзников на Ближнем Востоке. В настоящее время победить международный терроризм можно, только объединив усилия всех здоровых сил мирового сообщества и сформировав единый антитеррористический фронт, что уже неоднократно предлагал сделать Президент России В.В. Путин. В условиях противостояния России ИГ абсолютно беспрецедентной по своей агрессивности стала атака Турции (члена НАТО) российского бомбардировщика. Данные действия должны рассматриваться в качестве серьезной провокации, которая имеет долгосрочные последствия. Президент России В.В. Путин назвал эту атаку «ударом в спину», который закономерно и обоснованно вызвал принятие ответных и довольно жестких мер со стороны России [6]. По мнению автора настоящего исследования, сложившаяся ситуация не должна перечеркнуть многолетнее непростое выстраивание взаимоотношений с Турцией, однако следует учесть допущенные просчеты и осторожнее относиться к своим партнерам, не ограничиваться официальными контактами, а активнее взаимодействовать с гражданским обществом. Президент В.В. Путин во время своей ежегодной пресс-конференции в 2015 г. заметил: «На межгосударственном уровне я не вижу перспектив наладить отношения с властями Турции, а гуманитарное сотрудничество, безусловно, возможно» [1]. Несмотря на то, что Турция своими действиями создала дополнительные препятствия на пути формирования широкой коалиции по противодействию ИГ, существуют и положительные обстоятельства, например, участники переговоров по Сирии договорились составить список террористических организаций, которых нельзя допускать к мирному политическому процессу. В условиях сирийского кризиса иранская ядерная проблема отошла на второй план. Однако в мировой политике все взаимосвязано, и 14 июля 2015 г. в Вене после продолжительных дискуссий международным посредникам (США, Великобритании, Китаю, России, Германии и Франции) и Ирану удалось согласовать исторический Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Он стал гарантом мирного характера ядерной программы Ирана в обмен на снятие с государства экономических санкций. СВПД является трудным и неоднозначным документом, который накладывает на Тегеран определенные обязательства на 8-15 лет: сокращает исследования в сфере обогащения урана, снижает количество центрифуг на объекте «Натанз» с 19 000 до 5060, устанавливает предел запасов обогащенного урана на уровне «менее 300 кг», изменяет профиль объекта «Фордо», позволяет под присмотром мирового сообщества строить реактор на тяжелой воде в Араке. Более того, Иран дал согласие на соблюдение дополнительного протокола к соглашению о безопасности (обеспечил МАГАТЭ возможность детальных проверок) и проведение консультации с МАГАТЭ перед строительством атомного объекта [8]. Снятие санкций с Ирана позволит государству более уверенно чувствовать себя на мировой арене и оказывать более существенное влияние на борьбу с международным терроризмом на Ближнем Востоке. В целом, несмотря на многочисленные проблемы противостояния ИГ в регионе, для России есть и некоторые положительные моменты сложившейся ситуации в регионе. ИГ оттягивает силы Запада, ослабляет позиции ведущих региональных игроков - Турции, Ирана, ослабляет фронт противников Б. Асада - союзника Москвы, отвлекает внимание мировой общественности от событий на Украине, формирует условия для повышения цен на нефть. Иными словами, появляется дополнительная возможность для геополитического маневра, включая повод заявлять о необходимости улучшения взаимоотношений с Западом, вызванной борьбой с террористической угрозой. Более того, война в Ираке и Сирии утилизирует радикалов с Северного Кавказа, которые, скорее всего, оттуда уже не вернутся, и не только вследствие смерти. Ситуация в Вазиристане (горный северо-западный Пакистан) показывает, что основная часть джихадистов из России и Центральной Азии оседает там и не возвращается обратно. Однако в долгосрочной перспективе укрепление ДАИШ (ИГ) несет в себе серьезную угрозу отечественной национальной безопасности. В первую очередь, потому, что, как показал опыт США, Ирана, Саудовской Аравии, любое содействие данной организации ведет к быстрой потере контроля над ситуацией и доказывает свою ошибочность. Ожидание, что организация обретет хотя бы статус непризнанного государства, с которым можно работать, бесперспективно. Ваххабитский эмират изначально очень напоминал ИГ, потребовалось 150 лет, чтобы он преобразовался в Саудовскую Аравию. При этом России нужен адекватный и сильный сосед, способный в отдаленной перспективе стать одним из центров силы в новом многополярном мире. Представляется целесообразным для России в среднесрочной перспективе для стабилизации ситуации в Ираке и Сирии и полноценной борьбы ИГ сделать следующее. 1. Помогать укреплению представительства суннитов и прочих меньшинств в органах государственной власти Ирака, включая силовые; выступать против дискриминации суннитской общины; активно поддерживать единство Ирака посредством реального диалога всех здоровых сил общества. 2. Оказывать содействие реальному мирному процессу и политическому урегулированию в Сирии, чтобы ведущие державы не самоустранялись от «забытой войны» в этом государстве. 3. Налаживать и укреплять сотрудничество с представителями умеренных исламистов, разочаровавшихся в политике Запада и ищущих привилегированного партнера. Сегодня эти силы обвиняют США и НАТО в поддержке их врагов в Египте, Ливии, Тунисе, Сирии и Йемене, а также в целом в срыве «арабской весны» [12. P. 35]. Данный поворот дает России хороший шанс увеличить свое влияние и коалиционный потенциал, вернуться к позициям, утраченным во время революций 2010-2012 гг., существенно ослабив позиции Запада. Таким образом, Россия сможет усилить контроль ситуации в одном из центров ближневосточной политики и поддерживать позитивные тенденции среди умеренных исламистов. В настоящее время в исламском мире существуют две основные тенденции, которые подпитываются социально-цивилизационными запросами, это интеграция и фундаментальные реформы в политике, экономике и культуре. Почти во всех мусульманских странах, включая богатые страны, крайне высок уровень критики всех сторон организации общественной жизнедеятельности. Однако интеграцию и реформы можно провести по гиперрадикальному сценарию, а можно сделать их умеренно-исламистскими. При этом светские либерально-капиталистические или национально-социалистические альтернативы остались в прошлом, перемешавшись с религиозными концепциями. Массовое уязвленное сознание мусульман старается нащупать выход из сложившейся проблемы глубинного залегания, ее решение займет десятилетия и будет очень болезненным. Россия заинтересована в успешном завершении интеграции и реформ в исламском мире, в превращении его в современное мощное межгосударственное объединение с высоко развитой экономикой, стабильным обществом, независимой военно-политической стратегией. Все это позволило бы противостоять гегемонии Запада, экспансии Китая и продолжению усиления неоперсидской империи, представленной сегодня Ираном [9. C. 75-76]. В завершение настоящей статьи отметим, что роль России в современном международном сотрудничестве по борьбе с терроризмом сложно переоценить. Государство имеет богатый опыт противодействия преступлениям данного вида на собственной территории, является активным участником и инициатором многих конструктивных коллективных мер на мировой арене, направленных на решение рассматриваемой проблемы. При этом Россия является одним из центров формирующегося сегодня многополярного мира, а значит обеспечивает баланс сил, не позволяя США и их союзникам по военно-политическому блоку НАТО действовать в обход резолюциям Совета Безопасности ООН в деле противостояния международному терроризму. Россия выступает в качестве одного из ведущих акторов, осуществляющих антитеррористическую деятельность на Ближнем Востоке, и есть все основания полагать, что данная тенденция сохранится и укрепится в обозримом будущем. REFERENCES [1] Bol'shaja press-konferencija Vladimira Putina. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii. 17.12.2015. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50971. [2] Vladimir Putin prinjal uchastie v plenarnom zasedanii jubilejnoj, 70-j sessii General'noj Assamblei OON v N'ju-Jorke. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/50385. [3] Vlasov G.P. Globalizacija i mezhdunarodnyj terrorizm (Tezisy doklada na Mosk. politich. forume «Globalizacija i prestupnost' v XXI veke» (27 dekabrja 2015 g.). M.: Nauka, 2016. [4] Ignatenko A.G. Terrorizm: vzgljad v budushhee. Obozrevatel'. 2012. № 7. [5] Makushev D.N. Terrorizm v uslovijah globalizacii. Gosudarstvo i pravo. 2011. № 3. [6] Putin nazval gibel' Su-24 udarom v spinu. Lenta.ru. 24.11.2015. URL: http://lenta.ru/news/ 2015/11/24/putinudar. [7] Rudnev V.I. Politicheskaja, social'no-jekonomicheskaja nespravedlivost' v mire i mezhdunarodnyj terrorizm. Obshhestvennye nauki i sovremennost'. 2010. № 3. [8] Sankcii s Irana snimut posle podtverzhdenija MAGATJe o vypolnenii objazatel'stv. Interfaks. 17.07.2015. URL: http://www.interfax.ru/world/454540. [9] Sarychev V.A. Terrorizm i organizovannaja prestupnost'. M.: JuNITIDANA, 2015. [10] Federal'nyj zakon «O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniju) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniju terrorizma» ot 07.08.2001 № 115-FZ. Pravovaja sistema «Konsul'tant pljus». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834. [11] Hamin O.L. Kak protivostoit Rossija mezhdunarodnomu terrorizmu? Mirovaja politika. 2015. № 12. [12] Pandey S. International Terrorism and the Contemporary World. Sarup & Sons, 2015. [13] Walsh J. Modern International Terrorism - Response. Global Terrorism and International Crime: Proceedings of the 4th World Anti-Criminal and Anti-Terrorist Forum. Herzliya: International Institute for Counter-Terrorism, 2015. © Уранян А.А., 2016.

×

Об авторах

Айказ Акопович Уранян

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: uranyan91@mail.ru
ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Большая пресс-конференция Владимира Путина // Официальный сайт Президента Российской Федерации. 17.12.2015. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50971.
  2. Владимир Путин принял участие в пленарном заседании юбилейной, 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50385.
  3. Власов Г.П. Глобализация и международный терроризм (Тезисы доклада на Моск. политич. форуме «Глобализация и преступность в ХХI веке» (27 декабря 2015 г.). М.: Наука, 2016.
  4. Игнатенко А.Г. Терроризм: взгляд в будущее // Обозреватель. 2012. № 7.
  5. Макушев Д.Н. Терроризм в условиях глобализации // Государство и право. 2011. № 3.
  6. Путин назвал гибель Су-24 ударом в спину // Лента.ру. 24.11.2015. URL: http://lenta.ru/ news/2015/11/24/putinudar.
  7. Руднев В.И. Политическая, социально-экономическая несправедливость в мире и международный терроризм // Общественные науки и современность. 2010. № 3.
  8. Санкции с Ирана снимут после подтверждения МАГАТЭ о выполнении обязательств // Интерфакс. 17.07.2015. URL: http://www.interfax.ru/world/454540.
  9. Сарычев В.А. Терроризм и организованная преступность. М.: ЮНИТИДАНА, 2015.
  10. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ // Правовая система «Консультант плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 32834.
  11. Хамин О.Л. Как противостоит Россия международному терроризму? // Мировая политика. 2015. № 12.
  12. Pandey S. International Terrorism and the Contemporary World. Sarup & Sons, 2015.
  13. Walsh J. Modern International Terrorism - Response // Global Terrorism and International Crime: Proceedings of the 4th World Anti-Criminal and Anti-Terrorist Forum. Herzliya: International Institute for Counter-Terrorism, 2015.

© Уранян А.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах