Том 21, № 1 (2017)

Статьи

Эдуард фон Гартман: постхристианская религия и немецкий идеализм

Золотухин В.В.

Аннотация

Статья посвящается рассмотрению философии религии Эдуарда фон Гартмана. Автор эксплицирует его критику либеральной теологии: по мнению Э. фон Гартмана, христианство стоит на пороге смерти. Однако люди все равно обладают религиозной потребностью. Таким образом обосновывается правомерность и необходимость разговора о религии будущего. В статье показано, что, согласно мнению Э. фон Гартмана, единственным мировоззрением, способным в будущем удовлетворить религиозную потребность человека, является пантеизм или «конкретный монизм». Согласно этой философско-теологической установке абсолютное бессознательно, а истинным трансцендентным основанием человеческой индивидуальности является тождественная Абсолютному бессознательная самость. Цель человеческой жизни состоит в спасении, которое понимается как посмертное растворение в онтологических глубинах бессознательной самости (Абсолютного). Суть религии будущего Э. фон Гартман видит в синтезе восточной (индийской) и западной духовных традиций. Способствовать этому синтезу, по мнению философа, должен немецкий спекулятивный идеализм. На основании изложенного материала автор делает вывод, что учение Э. фон Гартмана является особой формой мистицизма, избегающей акосмизма и принципиально и безоговорочно признающей Абсолютное бессознательным. Ряд признаков, - тематический и проблематический контекст, спекулятивный метод, пристальное внимание к вопросам философской теологии, - позволяет включить философские построения Э. фон Гартмана в круг немецкой спекулятивно-метафизической традиции XIX в. Автор вкратце показывает, насколько идеи Э. фон Гартмана созвучны поздней философии Ф. Шеллинга. Делается вывод, что учение Э. фон Гартмана о религии будущего крайне важно для истории философии, поскольку оно может рассматриваться как единственный религиозный проект, выстраиваемый на базе немецкого идеализма вообще и шеллинговской мысли в частности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(1):7-16
pages 7-16 views

Moral und Religion in der Philosophie von Wolff

Крыштоп Л.Э.

Аннотация

Христиан Вольф - один из известнейших немецких философов первой половины XVIII в. - является фигурой весьма неоднозначной. Несмотря на то, что его хронологически принято относить к мыслителям эпохи Просвещения, ряд исследователей усматривают в его творчестве черты, свойственные скорее предшествующей схоластической традиции. Однако немало черт сближает Вольфа и с просветительской традицией. И самой главной такой чертой является возвеличивание человеческого разума и его способностей, сопряженное с борьбой за его независимость и самостоятельность, в том числе и от Бога. Ярче всего это прослеживается в Вольфовой морали, когда Вольф пытается дать вводимому им в качестве основного правила морали естественному закону обоснование, совершенно не зависимое от Бога.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(1):17-23
pages 17-23 views

Формирование истории китайской философии как научной дисциплины в Китае

Киселев В.А.

Аннотация

В древнем Китае использовались традиционные классификации знания, в которых философия специально не выделялась. Современное слово чжэсюэ (философия) появилось в китайском языке только в начале ХХ в. И в это время для многих китайских интеллектуалов важнейшей задачей было доказательство существования китайской философии. Первой специализированной работой, посвященной китайской философии, была «История китайской философии» Се Уляна.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(1):24-32
pages 24-32 views

Перспективизм как философская стратегия в «Вакьяпадии» Бхартрихари

Десницкая Е.А.

Аннотация

Бхартрихари, индийский философ-грамматист (V в. н.э.), в трактате «Вакьяпадия» рассматривал различные воззрения о природе языка и демонстрировал, что каждое из этих воззрений является обоснованным в определенном контексте, отображает определенный аспект действительности. В современных индологических исследованиях философию Бхартрихари принято характеризовать термином «перспективизм», однако не все исследователи согласны с такой интерпретацией, например, Дж. Кардона предполагает, что перспективистские тенденции в философии Бхартрихари преувеличены, и на самом деле в ВП представлено монистическое учение «Панини-даршаны». В связи с этим концепция перспективизма в философии Бхартрихари нуждается в уточнении. В данной статье рассматриваются две характерные черты перспективизма, которые можно считать существенными и системообразующими для философской стратегии Бхартрихари: (1) Функциональный подход; (2) Представление об относительной неполноте каждого частного воззрения. Выявление этих черт уточняет сущность философского метода, используемого в «Вакьяпадии», и способствует решению вопроса о соотношении монистических и плюралистических тенденций в философии Бхартрихари.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(1):33-41
pages 33-41 views

Цельность бытия как проблема. К религиозной метафизике личности

Судаков А.К.

Аннотация

В статье делается попытка приблизиться к концептуальному пониманию центрального для философии так называемого «славянофильства» понятия цельности бытия. В перекличке идей «золотого» (И.В. Киреевский) и «серебряного века» русской мысли (С.Л. Франк) предлагается формула цельности живого как сверхразумного иерархического единства разумного и сверхразумного моментов живого существования. Само это единство имеет металогический характер и потому не сводится к мышлению о цельности, как и к иррациональному потоку неоформленной «жизни». Метафизика «витализма» и метафизика «всеединства» предстают закономерными уклонениями метафизики живой цельности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(1):42-54
pages 42-54 views

Лев Толстой и русская религиозная философия (часть I). Перевод с нем. А.С. Цыганкова

Цвален Р.М., Цыганков А.С.

Аннотация

Идеи Л.Н. Толстого являются одним из решающих катализаторов возникновения «нового религиозного сознания» и религиозной философии в начале XX в. в России. Многие религиозные философы, которые в отличие ото Льва Толстого верили в возможность реформирования Русской православной церкви, разрабатывали обстоятельную аргументацию как за, так и против толстовского морального учения. Что же касается веры в воскресение Христа, понимания искусства, отношения к «этому миру», прогрессу и культуре, то многие из них следовали за идеями Вл. Соловьева, который резко критиковал взгляды Л.Н. Толстого. В 1912 г. в издательстве «Путь» в свет вышел сборник «О религии Льва Толстого», посвященный памяти умершего в 1910 г. графа, который должен был служить «его же великой задаче» - «религиозному пробуждению современного общества» и в то же время бороться с заблуждениями толстовства. Спор с религией Толстого дал подходящее основание для проекций ключевых вопросов современной ему русской философии: во-первых, взаимоотношение между верой и разумом, во-вторых, отношение между духом и природой, в-третьих, конфликт между индивидом и обществом, в-четвертых, цель и смысл человеческого творчества и культуры. Ввиду различных интерпретаций идей Л.Н. Толстого русская религиозная философия показывает себя не как гомогенное единство, но демонстрирует многообразие личных стремлений ее представителей. Общим для них является то, что все они высоко оценивают литературный труд русского писателя и его возвышенные моральные притязания, но при этом отграничиваются от него, желая сохранить верность церковным догматам.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(1):55-63
pages 55-63 views

Становление и особенности этического персонализма С.Л. Франка

Гребешев И.В.

Аннотация

Вскрывается эволюция взглядов С.Л. Франка (1877-1950) на мораль и ее основания. Отмечается влияние на его этику как всеединства Вл. Соловьева, так и западноевропейской мысли в виде кантовской этики долга и волюнтаризма Ф. Ницше, которым он дал религиозно-философскую интерпретацию. При этом он наследует диалектику Николая Кузанского и Гегеля. Однако, обосновывая принципы своей персоналистической этики, Франк выступал против любого «деспотизма» в сфере нравственности, в равной мере отвергая как ригоризм и внешнюю норму нравственного закона (Кант), так и «императив» идеала «сверхчеловека» (Ницше). Рассматриваются понятия свободы и теодицеи в этике Франка.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(1):64-71
pages 64-71 views

L’expression “postmoderne” a-t-elle un sens clair? (En France et ailleurs)

Нанси Ж.

Аннотация

Публикация подготовлена с разрешения проф. Ж.-Л. Нанси на основе лекции, прочитан­ной им 22 сентября 2016 г. в Российском университете дружбы народов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(1):72-85
pages 72-85 views

«Женщина на краю времени»: опыт субъекта в феминистической утопии

Рудановская С.В.

Аннотация

В статье анализируются особенности феминистической утопии на примере романа Марж Пирси «Женщина на краю времени», посвященного проблемам становления субъекта на фоне господства гендерных стереотипов и инструментальной рациональности. Классическим утопиям порядка и единообразия противопоставляется утопия заботы, акцентирующая внимание на ценностях родства и различий. Утопическое рассматривается как неотъемлемый компонент социального и экзистенциального опыта субъекта, предпринимающего рискованное путешествие за пределы готовых идентичностей и социально признанных дефиниций (прежде всего бинарной оппозиции «нормальное»/ «патологическое»). Ряд тезисов данной статьи был опубликован автором в сборнике докладов к конференции International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2016) - Atlantis Press, 2016 (July). P. 147-152. DOI: 10.2991/icadce-16.2016.31.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(1):86-92
pages 86-92 views

Восприятие М.М. Бахтина на Западе: несколько общих замечаний

Белов В.Н.

Аннотация

В предлагаемой работе приведен перевод вводной части небольшой работы туринского профессора Роберто Салиццони, посвященной анализу творчества М.М. Бахтина, и некоторые размышления автора перевода, на которые натолкнули его оценки творчества русского мыслителя, присутствующие в указанной книге итальянского ученого. Прежде всего автор перевода не согласен с уничижительной оценкой творчества Бахтина как неоригинального и более того, плагиативного. Автор перевода утверждает несправедливость преувеличенного влияния на концепцию Бахтина литературных течений и идей, в том числе и со стороны носителей таковых из так называемого «круга Бахтина». Обосновывается необходимость рассмотрения творчества русского мыслителя как творчества философского, творчества самостоятельного и оригинального. К такому выводу может подвести и утверждение неокантианского происхождения «философских истоков» культурфилософской концепции М.М. Бахтина.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(1):93-97
pages 93-97 views

Михаил Бахтин, автор и герой. Перевод с ит. В.Н. Белова

Салиццони Р.

Аннотация

Перевод сделан по: Salizzoni R. Michail Bachtin, autore ed eroe. Torino: Trauben, 2003. P. 7-19.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(1):98-108
pages 98-108 views

Бесконечное и индивидуальное в философии религии И. Канта и Ф.Д.Э. Шлейермахера

Беляева А.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(1):109-117
pages 109-117 views

Понятие осевого времени у К. Ясперса и Н. Бердяева

Таравков К.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(1):118-123
pages 118-123 views

Наши авторы

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(1):124
pages 124 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах