№ 1 (2014)
- Год: 2014
- Статей: 21
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/727
Статьи
От редакции
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):5
5
Экологическая цивилизация: утопия или будущее мира?
Аннотация
Построение экологической цивилизации — задача, осуществление которой если и возможно, то лишь при участии народов разных культур. Многообразие аксиологических ориентаций делает культуру многомерной, диалогичной, способной к трансформации, отодвигая на периферию то, что только вчера было в ней доминирующим, и выдвигая на передний план то, что отвечает потребностям и требованиям нового времени. Утопия — это по-существу инверсия существующего общества, порожденная авторским воображением. Она ставит своего рода диагноз болезненному состоянию общества и дает свой «рецепт» его «излечения» посредством внесения поправок или принципиальных изменений. Утопия тем самым открывает новые горизонты развития. Построение экологической цивилизации можно сравнивать с проектом выращивания «Розы мира», о которой мечтал Даниил Андреев.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):6-14
6-14
Символ как средство познания сознания в творчестве М.К. Мамардашвили
Аннотация
Вскрывается специфика понимания символа как средства познания сознания в творчестве М.К. Мамардашвили. Отмечается отличие его трактовки от существующих аналогов в неокантианстве и русской метафизике Серебряного века (П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев и др.). Символ сознания рассматривается как «пустая форма», трансценденталия, благодаря которой оказывается возможным трансцендирование, порождение человека как духовно-нравственного существа. Анализируется критика со стороны Мамардашвили натурализированной теории идей («платонизма»). Сама идея рассматривается как символ сознания, единица его описания. С этой же точки зрения рассматривается вся история философии.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):15-23
15-23
Образ истины в традиционной индийской философии
Аннотация
Будучи одной из ключевых ценностей западной культуры, истина исторически являлась в западной философии в разных образах. В истории индийской философии истина также рассматривалась как ценность, но не всегда путь превращения слова «истина» в философскую категорию там можно проследить. В статье выделены основные направления дискуссий и главные смыслы индийских терминов (satya, j$аna, Dharma, prаmахya), обозначавших истину. Первыми предложили свои концепции истины буддисты, сначала — как учение о четырех благородных истинах, затем — как учение о двух истинах (высшей и низшей). В индийской традиции, также как в западной философии, истина исследовалась в разных образах: как экзистенциальная, моральная, онтологическая, сотериологическая, эпистемологическая и логическая. Индийцы различали также выводную истину и истину как семантический концепт. Стремление построить теоретическое учение о мире, которое объясняло бы существование разных его уровней, природного и сверхприродного, познаваемых рациональными и сверхрациональными способами, привело, с западной точки зрения, к парадоксальным, противоречивым результатам. Пример такой противоречивой эпистемологии можно найти в джайнизме.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):24-31
24-31
Посредники коммуникации: когнитивный и прагма-стилистический аспект тропов в современном массмедиальном дискурсе
Аннотация
Статья посвящена изучению коммуникативного, стилистического и прагматического аспекта тропов, реализуемого массмедиальным дискурсом, в частности, прессой. Рассмотрение когнитивного аспекта тропов, актуализируемых в нехудожественном дискурсе, имеет целью показать, что лексические стилистические приемы не следует рассматривать лишь как преимущественно экспрессивно-образные средства, а как комплексные когнитивные структуры, способные апеллировать к существующим фоновым знаниям адресата, а также существенно расширять их объем и границы. Интерес к некоторым аспектам когнитивной теории метафоры обусловил рассмотрение случаев реализации и функционирования структур, содержащих новую, альтернативную концептуализацию знаний о мире, выступающую в роли области источника, а также позволил затронуть вопрос о том, как, оперируя конвенциональными и неконвенциональными концептуальными метафорами, авторы могут регулировать ту роль, которая отводится получателю масс медиального продукта, позволяя тропам в массмедиальных текстах воздействовать на социальную практику.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):32-39
32-39
Линии развития тибетоязычных изданий сборника «Сунгдуй», впервые напечатанного в монастыре Тактэн, основанном Таранатхой
Аннотация
Статья посвящена сборнику канонических, апокрифических и постканонических буддийских текстов, известному под кратким наименованием «Сунгдуй» и впервые напечатанному в монастыре тибетской школы чжонанг Тактэн, который был основан знаменитым деятелем тибетского буддизма Таранатхой в 1619 г. и который, после разгрома школы чжонанг правительством Пятого Далай-ламы в середине XVII в., перешел в ведение школы гэлук и получил новое название Гадэн-пунцок-линг. Статья основана на уникальном собрании различных изданий «Сунгдуя», хранящихся в Институте восточных рукописей РАН. Автором впервые были выявлены несколько изданий, до сего момента неизвестных мировой науке, в том числе, по-видимому, старейшее из известных изданий, наиболее близкое исходному (напечатано в Монголии), а также два наиболее ранних пекинских издания, одно из которых близко оригинальному изданию монастыря Тактэн, а второе, вероятно, непосредственно предшествовало появлению первого официального издания 1674 г., созданного в Пекине для маньчжурского императора Китая Канси. К работе были привлечены также некоторые другие источники, которых нет в коллекции ИВР РАН, прежде всего более поздние тибетские издания «Сунгдуя», доступные в электронной библиотеке тибетских текстов TBRC. На основании сравнения всех изданий, начиная с самых ранних и заканчивая последним лхасским 1947 г., автору впервые удалось представить достаточно надежную текстологически картину развития памятника, в которой отчетливо выделяются две основные линии: «оригинальная тибетская» и «императорская пекинская».
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):40-52
40-52
Философские смыслы в лирической поэзии: к постановке вопроса
Аннотация
Феномен лирической поэзии описывается как особая, внутренне необходимая форма самоосуществления человека в мысли и культуре. В основе этого феномена лежит принцип спонтанного самонахождения человеческой личности в ритмическом речевом потоке и одновременно — спонтанного приобщения личности к стихиям и смыслам языка и культуры. Оба эти принципа предполагают, во-первых, расширение поискового поля человеческой памяти и ассоциаций, а, во-вторых, поискового поля общения между людьми. Таким образом, лирическая поэзия, развивая и мысль и язык, оказывается необходимым ингредиентом развития самих процессов истории. Исторически поддерживая в нас потребность неявного, но глубокого и задушевного собеседования с другими, непохожими на нас людьми, лирическая поэзия оказывается неявным, но существенным ингредиентом социальности и гражданских отношений, приучая нас к самопознанию и стремлению найти контакты с другим человеком и, следовательно, к мудрости и толерантности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):53-58
53-58
Философское содержание творчества А.П. Чехова
Аннотация
В работе раскрывается понимание философского содержания творчества А.П. Чехова, основывающееся на представлении об оригинальном религиозно-философском мировоззрении писателя и одновременно мыслителя экзистенциального типа, оказавшего значительное влияние на развитие русской философии ХХ в.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):59-63
59-63
64-68
Сотериологический потенциал Высшего Бога и проблема зависимости и освобождения индивидуальных существ в индуистском тантризме
Аннотация
Вопрос о духовном освобождении в индуистском тантризме тесно связан с идеей первоисточника всего сущего, т.е. с высшей, абсолютной Реальностью, Божеством. Только такое свободное божественное Существо, которое никогда не знало никаких ограничений, может даровать освобождение для бедных сансарических душ. Участие Божества в жизни страдающих существ выглядит как проявление сострадания. Божественная милость выражается в ниспослании благословенной силы (шактипата, ануграха). Тантрические божества парадоксальным образом соединяют в себе поистине несовместимые вещи, например, знание и иллюзию. Впрочем, двойственность тантрического Божества скорее видимая, чем реальная. Она есть следствие искаженного восприятия и непросветленного уровня того или иного человека. Великий сотериологический дар, ниспосылаемый Божеством, редко обретается адептом без каких-то усилий с его (адепта) стороны. Духовный путь развертывается как снизу, т.е. с позиции субъекта, так и свыше, т.е. со стороны высшей Реальности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):69-77
69-77
Я-сам как другой: мыслитель Бенгальского Ренессанса в диалоге с Западом
Аннотация
В статье на основе концепции Поля Рикёра «Я-сам как Другой» (“Soi-même comme un autre”) описаны личностные особенности восточных субъектов диалога с Западом. На примере новых интеллектуалов Индии — мыслителей эпохи Бенгальского Возрождения (XIX — первая треть XX в.) показана другость и идентичность их личной позиции. Они Другие как для собственного индийского социокультурного окружения, так и для западных субъектов межкультурного диалога. Другость вместе с индийской идентичностью определяет специфическую роль бенгальских мыслителей и особенности их трудов, созданных в диалоге с Западом.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):78-86
78-86
Отрицание семантической связи в индийской классической культуре
Аннотация
Существование семантической связи постулируется в варттике Катьяяны (III в. до н.э.), послужившей отправной точкой для дальнейшего развития индийской лингвофилософии. Тем удивительнее встретить отрицание существования семантической связи, эксплицитно выраженное в санскритских текстах различной тематики (тантры, «Нирукта», труды по ритуалу и поэтике). В статье рассматриваются особенности видов внеязыковой деятельности, лежащие в основе подобных текстов, и выявляются причины, побудившие авторов отказаться от использования обыденного языка и устанавливать новые семантические связи.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):87-93
87-93
Счастье как само-осуществление у Ас-Сухраварди и Ибн ‘Араби
Аннотация
Для ас‑Сухраварди, основателя философии ишракизма, «счастье» ( саада ) — это достижение полного осуществления человеческого «я». Заключенное в оковы темной материи и представляющее собой полностью противоположный ей свет, человеческое «я» достигает счастья, сбросив оковы материи и слившись с Абсолютным Светом — началом всего. Этот путь вертикального восхождения, прорывающий рамку земного мира и обычного существования, могут преодолеть лишь немногие. Ибн ‘Араби, напротив, считает, что счастье не только достижимо, но и фактически достигается всеми, полагая его, в отличие от ас‑Сухраварди, в пределах горизонта человеческого существования. В основе этого лежит онтология отношения между Богом и миром, а также представление о человеке как центральном звене универсума, скрепляющем все его многообразие. Для Ибн ‘Араби счастье — также полное самоосуществление человеческого «я», но при ином понимании человека.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):94-100
94-100
Историко-философский метод интерпретации концепции Брахмана в ранней вишишта-адвайта-веданте
Аннотация
Статья посвящена проблеме исследования представлений Ямуначарьи о природе Брахмана, а также выдвигаемых им доказательств существования Личного Бога на базе трактата «Ишварасиддхи» Ямуначарьи, основная часть которого не дошла до наших дней.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):101-104
101-104
Понятие пудгалы в буддийской школе пудгалавада: проблема интерпретации и эволюция концепта
Аннотация
В статье исследуется понятие субъекта в пудгалаваде — одной из наименее изученных школ буддизма. Пудгалавада является «неортодоксальной» школой раннего буддизма, которая придерживается учения о существовании субъекта, или «пудгалы». Автор рассматривает историю формирования пудгалавады, дает обзор имеющейся литературы по данной теме и анализирует концепцию субъекта по ключевым текстам этого философского течения, подробно анализирует философские аргументы обеих сторон — «классического» буддизма и буддизма пудгалавадинского. Автор приходит к выводу, что кажущиеся противоречия в интерпретации пудгалы можно объяснить последовательной и логичной эволюцией в понимании концепта пудгалы в школе пудгалавада. Статья может представлять интерес для исследователей в области истории философии, философии сознания, когнитивной психологии и для ученых, изучающих проблему «я» и субъекта.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):105-111
105-111
Концептуальная оппозиция «свой/чужой» в персидском лингвокультурном пространстве
Аннотация
В статье исследованы и проинтерпретированы в терминах кодов культуры особенности языковой репрезентации концептуальной оппозиции «СВОЙ–ЧУЖОЙ» в персидском лингвокультурном пространстве на материале фразеологического фонда персидского языка.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):112-119
112-119
Историография работ по Ал-Кушайри
Аннотация
Данная статья призвана перечислить и охарактеризовать наиболее значимые работы, посвященные знаменитому суфию XI в. ал-Кушайри, автору широко известного трактата «Послание о суфийской науке». Несмотря на значимость этой фигуры в истории суфизма, европейские (равно как и арабские и персидские) исследователи суфизма не уделили ему значительного внимания, за исключением упоминания в контексте описания его «Послания».
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):120-125
120-125
Миропорядок и справедливость в контексте предфилософских категорий древнеегипетской мысли первого переходного периода и среднего царства
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):126-131
126-131
Диалог цивилизаций в Иране: Мохаммад Хатами
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):132-136
132-136
Экспликация одного известного, но непопулярного факта
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):137-142
137-142
Наши авторы
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(1):143-144
143-144