№ 3 (2014)
- Год: 2014
- Статей: 18
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/699
Статьи
От редакции
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(3):5-6
5-6
Генеалогический подход в истории философии
Аннотация
В статье генеалогия рассматривается как способ историко-философской реконструкции в соотнесении с методом классического историзма. Применительно к проблеме национальной философии генеалогический подход дает возможность конкретизации процессов ее начала и становления.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(3):7-13
7-13
К концепции идеального государства Ибн Рушда
Аннотация
В статье предпринята попытка реконструкции модели идеального государства Ибн Рушда на материале его труда «Талхис ас-сияса», путем анализа данного средневекового текста, через рассмотрение вариантов политического устройства государства, описанных арабским философом, а также через анализ некоторых терминологических понятий, таких как arkhe (греч) - [ri’-asa] (араб), Logos - [‘aql], Psyche - [ nafs], Arete - [fadilah], Sophia - [hikma].
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(3):14-24
14-24
25-35
Конфуцианский наставник, основавший государство
Аннотация
Статья раскрывает значение деятельности выдающегося ученого и философа XVII в. Гу Яньу, с именем которого связана идеология китайского энциклопедизма, этатизма и патриотизма. Гу Яньу является представителем конфуцианской традиции Нового времени, сформировавшей китайский облик маньчжурской империи Цин. Особое внимание уделено обзору произведений Гу Яньу, вошедших в полное собрание сочинений, впервые опубликованное в Китае в 2011 г.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(3):36-44
36-44
«Цзы и» («Черные одежды»): два варианта одного текста
Аннотация
Статья посвящена сравнительному анализу двух вариантов древнего философского текста «Цзы и» («Черные одежды»). Данный текст идейно принадлежит конфуцианской традиции. В нем заложены основополагающие онтологические и этические максимы раннего конфуцианства. Сопоставление двух вариантов текста «Цзы и» наглядно демонстрирует историческое развитие конфуцианского философского учения в Древнем Китае от эпохи Чжаньго (475-221 до н.э.) до эпохи Хань (206 до н.э. - 220 н.э.).
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(3):45-55
45-55
56-61
Письмо (в) философии Ж. Деррида
Аннотация
Статья посвящена исследованию природы письма в философии ведущего мыслителя ХХ-го столетия Ж. Деррида. Ставится задача демонстрации ключевых отличий между подходом Ж. Деррида и лингвистикой Ф. де Соссюра.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(3):62-74
62-74
Русская философия в Италии. Историографический очерк
Аннотация
В статье представлена одна из наиболее развитых в Европе национальных школ изучения русской мысли, а именно итальянская историография русской философии. Рассматриваются ее важнейшие направления, персоналии и их деятельность.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(3):75-87
75-87
Философия воспитания и образования М.М. Рубинштейна
Аннотация
Рассматривается взаимовлияние философии и педагогики на примере творчества М.М. Рубинштейна (1878-1953), который развивал идею цельной личности, важности признания абсолюта как ценности в педагогическом воспитании, подвергал критике эстетический имморализм. По сути, Рубинштейн развивал персоналистический платонизм, решая задачу построения системы философской педагогики, персоналистической философии воспитания и образования .
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(3):88-92
88-92
Противиться ли злу силой? (об основаниях гуманистической политики)
Аннотация
В данном исследовании вскрываются возможные варианты соотношения насилия и ненасилия в политике, среди которых: самого Макиавелли ( только благая политическая цель оправдывает любые средства ), макиавеллистский ( цель оправдывает любые средства ), гуманистический ( благая цель может быть достигнута только благими методами ) и пацифистский ( непротивление злу силой - Л. Толстой). Определяется основополагающее различие между специфическими вариантами понимания соотношения морали и политики в гуманистической и пацифистской версии. В статье подчеркивается, что пацифистский непротивленческий вариант является аморальным. Утверждается, что разрешение современных глобальных как международных, так и внутренних проблем возможно лишь на основе гуманистической политики ненасилия: несопротивления злу насилием , что не исключает, а иногда нуждается в сопротивлении злу. Эти идеи развиты в мировых религиях и философии И. Кантом, Ф. Достоевским, М. Ганди, М.Л. Кингом и др.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(3):93-101
93-101
Московский пастор слушает Шеллинга
Аннотация
В статье впервые публикуется и анализируется слушательская запись лекций Ф.В.Й. Шеллинга по философии мифологии 1837 г., выполненная московским пастором К.А. Зедергольмом - важный документ истории рецепции философии Ф.В.Й. Шеллинга в России.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(3):102-114
102-114
«Истинное бытие» Парменида: логический анализ
Аннотация
В работе анализируется интерпретация истинного бытия Парменида как закона тождества с логической точки зрения. Рассматриваются два варианта закона: пропозициональный и предикативный. Это рассмотрение оказывается нетривиальным: возможны различные уточнения этих конструкций, одни более, другие менее согласуются со свойствами парменидовского бытия. Предлагается вариант толкования этого закона, наиболее точно соответствующий элейскому объекту «бытие».
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(3):115-119
115-119
Построение самоидентификационных моделей: латиноамериканская цивилизационная версия. Часть вторая. От начального периода освоения континента к ХХ в
Аннотация
Процесс построения самоидентификационных моделей рассматривается на примере пограничных цивилизаций. Выявляется сложность и специфика этого процесса, его зависимость от исторического и культурного контекстов. Автор пытается раскрыть поиск сущности Америки и ее человека с учетом двух перспектив: внешней - европейской - и внутренней - собственно латиноамериканской.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(3):120-134
120-134
Ху Ши об истории философии как философской дисциплине
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(3):135-143
135-143
Насилие - диалектика субъективного и объективного
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(3):144-150
144-150
Концепция синтеза протестантизма и капитализма в книге С. Булгакова «История экономических и социальных учений»
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(3):151-155
151-155
Наши авторы
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2014;(3):156-157
156-157