Том 27, № 2 (2023): МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

Контуры и штрихи социальной политики ислама

Степанянц М.Т.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):189-200
pages 189-200 views

«Знание» и «действие»: ал-Газали и арабо-мусульманская философская традиция в контексте взаимодействия с философской культурой Византии

Кирабаев Н.С.

Аннотация

«Знание» в исламе, мусульманской культуре и философии рассматривается автором как ключ к пониманию мусульманской цивилизации, становление которой проходило, в том числе во взаимодействии с культурами народов восточной и западной частей бывшей Римской империи. Большое значение для точек соприкосновения и взаимообогащения мусульманской и христианской культур эпохи Средневековья имели византийское богословие и философия, обусловливающие формирование христианского ортодоксального вероучения и мировоззрения этнически многообразных народов византийской ойкумены. Феномен «знания» в мусульманской культуре представлен в связи с некоторыми контекстами византийской культуры. «Знание» как категориальное пространство мусульманской культуры в целом позволяет, с одной стороны, понять дух ислама как феномена религии, культуры и цивилизации, а с другой стороны, определить роль и значение этого пространства в формировании и развитии основных направлений арабо-мусульманской философии, сформировавшиеся в «золотую эпоху» ислама. Исследуется духовная установка на «поиски знания» в исламе: в Коране и Сунне. Особое внимание уделено концепту «знание» в арабо-мусульманской культуре, при этом отмечается, что письменная культура, книжное знание и в целом образование были в Арабском халифате достоянием не только узкого круга правителей и религиозных деятелей. В рамках категориального пространства арабо-мусульманской культуры и философии следует иметь в виду, что категории «знание» (‘илм) и «действие» (‘амал) составляют неразрывное единство в рамках арабо-мусульманской духовной традиции в контексте соотношения «теоретического» и «практического» разума. Роль «знания» и «действия» в этой традиции рассматривается на примере учения ал-Газали (1058-1111), оказавшего огромное влияние на развитие философии как на арабском Востоке, так и европейском Западе. Являясь ключевой фигурой в духовной истории ислама и мусульманской цивилизации, ал-Газали рассматривал знание не просто как ценность, но и как добродетель. Горячий поборник роли разума, он теоретический разум связывал с пониманием духовных реальностей, которые дают нам различные системы знания, называемые науками. Область компетенции практического разума, который должен основываться на теоретическом, ал-Газали связывал с человеческим поведением. Практический разум направляет человеческие действия, основанные на воле, исходя и руководствуясь нравственным идеалом. Учение ал-Газали рассматривается в понятиях и терминах, сформировавшихся и получивших развитие в средние века в рамках арабо-мусульманской культуры и отражающих некоторые смыслы такого исторического типа философской культуры, как греко-византийская классическая патристика. Общим для Ал-Газали и для византийских Отцов церкви была выработка философско-теологического понимания человека в его связи с Творцом и феномена «знание».

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):201-215
pages 201-215 views

Реформаторское возрождение фальсафской сотериологии

Ибрагим Т.

Аннотация

В статье освещается один из важнейших аспектов модернизаторского потенциала фальсафы (эллинизирующей философии классического ислама), связанный со значимостью разработанной в ее рамках сотериологической концепции для начавшейся в XIX в. реконструкции теологического дискурса. На примере творчества Джамаляддина аль-Афгани (ум. 1897), Мухаммада Абдо (ум. 1905), Рашида Риды (ум. 1935) и других реформаторов показывается, как вдохновленные идеалами научной рациональности и социокультурного прогресса мыслители преодолевали эсхатологизм традиционной теологии, обращаясь к интеллектуалистски и презентистски ориентированным сотериологическим учениям мусульманских перипатетиков, прежде всего Ибн-Сины (Авиценны; ум. 1037) и Ибн-Рушда (Аверроэса; ум. 1198). Фактически отрицая нормативность хадисов (собственно пророческих преданий) как источника кредо-акыды, модернисты исключают из традиционного перечня общеобязательных догматов все основанные на хадисах принципы, включая предания о близости конца света и о предшествующих ему знамениях. Особое внимание в исследовании уделено реформаторской реабилитации фальсафских тезисов, прежде квалифицировавшихся в качестве гетеродоксальных: имматериальность души, невоскресимость земного тела, инаковость потусторонней телесности, интеллектуально-имагинативная природа посмертной жизни, всеобщность конечного спасения (апокатастасис).

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):216-232
pages 216-232 views

Энвайронментализм в современной исламской философии

Рагозина С.А.

Аннотация

Исламский энвайронментализм - интеллектуальное движение, представители которого обсуждают современные экологические проблемы на языке исламского богословия. В эту сферу входит основанное на шариате экологическое право, экологический активизм и экологическая философия. Данная статья представляет собой обзор генеалогии данного философского направления: перечислены ключевые имена, проанализирован их вклад в развитие этого движения. Так, подробно рассмотрено наследие Сейида Хоссейна Насра, считающегося отцом-основателем исламского энвайронментализма. Детально проанализирована религиозно-этическая программа данного философского направления. Также рассмотрен категориальный аппарат, к которому обращались исламские экоактивисты, философы и улемы по мере расширения исламской экологической повестки, например, как концептуализировались понятия «халифа», «хима» и «мизан». Среди философов, к чьим трудам мы обратились, иракский философ и правовед Мавил Иззи Дин, британский экоактивист Фазлун Халид, верховный муфтий Египта Али Джумаа, а также представители так называемого «западного ислама» Зияуддин Сардар и Тарик Рамадан. На примере Индонезии будет рассмотрено, как исламская экотеология легла в основу многоуровневой экологической политики. Высказывается тезис о фундаментальном противоречии, лежащем в основе исламского энвайронментализма. С одной стороны, данное направление в его нынешнем виде генетически восходит к европейским протестным движениям 1960-1970-х гг., выступавшим против культуры массового потребления, обезличенного материализма, перепроизводства. С другой стороны, не менее важной составляющей риторики ряда исламских модернистов, в том числе и по поводу экологии, выступает акцент на разрыве с западными неолиберальными ценностями. Отдельно отмечена особая роль социальных медиа в продвижении исламского экоактивизма.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):233-250
pages 233-250 views

Нравственные устои власти и государства в учении Ибн ал-Азрака

Аль-Джанаби М.М., Аль-юсеф Ширин М., Почта Ю.М.

Аннотация

В статье рассмотрены основные идеи политической философии Абу Абдалла Ибн ал-Азрака ал-Гарнати (1427-1491), известного мусульманского государственного деятеля, верховного судьи Гранады юриста, дипломата, сторонника арабо-мусульманского перипатетизма, ученика выдающегося мыслителя мусульманского средневековья Ибн Халдуна (1332-1406). В истории политической философии мусульманского Востока следует отметить ряд крупных трансформаций в практике развития Арабского халифата от Мединского государства пророка до султаната в период Аббасидов, которые нашли отражение в развитии теории арабо-мусульманского государства (халифата). Основная проблема теории халифата была связана с вопросом о соотношении власти и авторитета в контексте нравственных устоев государства. Творческое наследие Ибн ал-Азрака в основном известно по его работе в жанре адаба («княжих зерцал») «Чудеса на пути, или Природа владычества». Трактат стал классикой политической философии мусульманского средневековья, в котором под влиянием аристотелевских идей особое место отводилось именно нравственным устоям власти и государства, то есть этика рассматривалась как политическая наука. В форме назидательных притч правителям и престолонаследникам в рамках учебы и воспитания разъяснялись основы управления государством. Его учение о добродетелях можно рассматривать как этический рационализм с верой в нравственное совершенствование людей власти и подданных государства. Поскольку нравы в значительной своей части являются приобретенными и человек может ими управлять, то на него возлагается задача очищения собственных нравов и их излечения. И, соответственно, в правителях можно и нужно воспитывать добродетели, поскольку от их нравов зависит благополучие государства и уммы. Именно нравственные устои власти определяют силу политического авторитета.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):251-262
pages 251-262 views

Мāлик Бин Набӣ (1905-1973): цивилизационный подход к проблемам мусульманского мира в контексте нахды

Меликова Л.Ф.

Аннотация

Статья посвящена исследованию взглядов алжирского философа и мусульманского интеллектуала Мāлика Бин Набӣ (1905-1973), обзору его социологических, культурологических, историко-философских воззрений. Мāлик Бин Набӣ писал о человеческом обществе, уделяя особое внимание причинам упадка мусульманской цивилизации и поднимая вопрос о степени необходимости, путях и формах восприятия ее достижений. Автор указывает на комплексный подход мыслителя к проблемам цивилизационного возрождения мусульманского мира в контексте феномена нахды ( ан-нахда ), основной проблемой которой была и по сей день остается проблема взаимодействия с западной цивилизацией. В философском подходе М. Бин Набӣ нахда концептуально взаимосвязана с процессом поиска мусульманами собственной идентичности, с попыткой преодоления мусульманским миром кризиса как результата долгих веков колонизации. М. Бин Набӣ представляет нахду в широком социокультурном контексте, рассматривая ее как аутентичный способ встречи арабов с современностью и важнейшую концепцию, способную направить весь мусульманский мир на правильный путь выхода из кризиса и подлинного возрождения. Пути решения этой задачи он видит через выражение социальных ценностей ислама, вытекающих из нравственно-этических основ исламской религии, которые влияют, по его мнению, на восстановление мусульманской идентичности во всех сферах бытия глобального универсума. Мыслитель предлагает способ продуктивного возрождения мусульманского мира на основе гармоничного синтеза в русле слияния достижений философского западного рационализма и исламского религиозного наследия. Также в целях, направленных на объединение усилий афро-азиатских народов перед лицом колониализма, культурной и экономической экспансии Запада и подлинное возрождение, в конечном счете, всех народов Востока, М. Бин Набӣ разработал концепцию «афро-азиатства», в которой он выдвигает задачи глобалистского масштаба, преследуя те же возрожденческие цели. Согласно М.Бин Набӣ, онтологической дифференциации, присутствующей в соотношении человек, время, пространство, присуща исламская основа. Этот аспект может играть важную роль как в позитивном, так и в негативном переустройстве мира человеком. Эта ситуация напрямую связана с вопросом о том, какой смысл люди придают миру, а также уровне их ответственности за это.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):263-279
pages 263-279 views

Мастер адаба об искусстве письма: предисловие к публикации перевода рукописи Абу Хаййана ат-Таухиди «Послание об арабской каллиграфии»

Паленко М.С.

Аннотация

Дан краткий обзор важнейших биографических сведений об Абу Хаййане ат-Таухиди (ум. 1023), выдающемся представителе а́дабной литературы, подчеркивается значимость «Послания» (982) в кругу его творческого наследия. Сделан вывод о том, что стиль а́даба наилучшим образом послужил задаче автора. Именно ему впервые удается исчерпывающе подвести итоги первого (решающего) этапа становления арабского письма, четко сформулировать технику подготовки калама. «Послание» написано на доступном языке и в то же время не лишено традиционных изящества и эклектизма. Предвидя дальнейшее развитие многочисленных видов пропорционального письма в уже существовавших тогда школах, ат-Таухиди формулирует общие дополнительные принципы (помимо пропорций), которые, по его мысли, должны были конституировать их эстетику в будущем. Во второй части «Послания» приводятся классические и ставшие расхожими высказывания и поучения относительно данного вида искусства. Ат-Таухиди не ограничивается современниками и авторами внутренней традиции. В полном объеме приводит все имеющиеся тогда знания относительно предмета рассуждения. Данные сведения могут быть распределены по рубрикам в зависимости от тематики и жанра. Во многих из них прослеживается стремление автора к охранительству, ревностный взгляд на арабское культурное наследие. Выводы. Из предшествующей эпохи становления стилей ат-Таухиди старался вынести и передать главные сведения, правила и техники, которые могли быть утеряны или существенно изменены. «Послание об арабской каллиграфии» содержит многочисленные термины, касающиеся подготовки инструментов и самого процесса письма, которые вновь могут стать актуальными в современной науке о каллиграфии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):280-286
pages 280-286 views

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПЕРЕВОДЫ

Послание об арабской каллиграфии. Комментир. пер. с араб. М.С. Паленко

ат-Таухиди А.

Аннотация

Впервые русскоязычному читателю предлагается перевод одного из наиболее редко публикуемых (в арабском мире) и почти неизвестных (за его пределами) трудов Абӯ Х̣аййā́на ат-Таух̣ӣ́ди (930-1023), «Послание об [арабской] каллиграфии»* (ок. 982). Популяризатор знаний, энциклопедист, непревзойденный мастер стиля и философ-мутазилит ат-Таух̣ӣ́ди в жанре а́дабной литературы делится всем, что было известно ему ко времени его написания об искусстве арабского письма. В изящной манере он раскрывает его секреты, дает ценные рекомендации, передает всеобщее восхищение им известных мудрецов, писателей, переписчиков и придворных секретарей. Данное послание считается первым в арабской традиции профессиональным произведением об этом виде искусства. В период написания данного памятника семь «канонических» видов арабского письма еще не сложились в том виде и с теми названиями, которыми мы пользуемся сейчас. Однако тем ценней представляется данный памятник эстетического воспитания тогдашних ади́бов и образованной части городской молодежи, так как проливает свет на историю их формирования на начальном и, возможно, самом важном этапе. Именно тогда складывались теоретическая основа и важнейшие правила пропорционального письма, остающиеся незыблемыми по сей день.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):287-315
pages 287-315 views

ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ

Релятивная онтология и метод научной теории сознания

Колычев П.М.

Аннотация

Сознание определено как оперирование смыслами представлений, которые есть то, что возникает в сознании под действием раздражителя (первичные представления), и то, что возникает в результате преобразования этих представлений (вторичные, комбинированные представления). В первом приближении представление выражено текстом. Понятие «представление» является частным случаем понятия «информация-определенность», которое есть результат различения. Всякое различение есть различение по конкретному атрибуту, а представление есть значение атрибута. В релятивной онтологии различение есть необходимое условие бытия, которое количественно формализуется через операцию онтологического вычитания, являющейся, в отношении сознания, количественным выражением представления. Конечную совокупность представлений по одному атрибуту всегда можно упорядочить по возрастанию значений этого атрибута. В построенном порядке каждому представлению соответствует атрибутивное число, которое отличается от числа в математике лишь тем, что первое всегда связано с конкретным атрибутом, а второе не связанно с каким-либо атрибутом. Смысл представления, выраженный атрибутивным числом, есть место в упорядоченном количественном ряду других представлений одного и того же атрибута, который является основой различения. Оперирование смыслами есть оперирование атрибутивными числами-смыслами. Такой метод описания смысла называется релятивным методом. Все операции со смыслами представлений производятся в многомерном когнитивном пространстве. Каждой оси когнитивного пространства соответствует атрибут, по которому различаются представления. На каждой оси располагаются атрибутивные числа, соответствующие смыслам представлений по данному атрибуту. Такой подход является количественным методом описания всех экспериментальных процессов сознания, что позволяет построить научную, то есть количественную, теорию сознания, когда ее законы записываются количественным образом. На основании этого возможно построить количественный расчет предсказаний данной теории. Такое предсказание допускает точную (однозначную) экспериментальную проверку. В силу количественного способа описания оперирования смыслами такая теория сознания легко моделируется в информационных технологиях, так как последние также основаны на численном характере всех своих процессов. Главным отличием от подавляющего большинства методов обработки текстов информационными технологиями состоит в том, что релятивный метод, во-первых, не является статистическим, во-вторых, релятивный метод в полном объеме и с максимальной адекватностью передает смысл текста. Релятивный метод эффективен не только при оперировании текстовыми данными, но и с любыми данными иной природы, например, видеоданными, аудиоданными.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):316-331
pages 316-331 views

Плененность и открытость как онтологические интуиции в творчестве А. Бергсона

Литвинов М.Ф.

Аннотация

В статье рассматривается проблема свободы с точки зрения недиалектического соотношения плененности бытием и открытости бытию. Такая перспектива проясняет не только основную мысль Бергсона, но и последующую некорректность сдвига внимания к полюсу открытости в герменевтическом истолковании фактичности, осуществленном Хайдеггером. Работа условно поделена на две части. В первой ставится вопрос о специфике метода, применяемого Бергсоном. Подчеркивается близость ориентации Берсгона на здравый смысл феноменологическому исследованию, при всем различии данных подходов. Дается общий разбор бергсоновских концептов, применяемых в «Эссе о непосредственных данных» и «Материи и памяти» с целью удовлетворительной постановки вопроса о свободе человека, действующего исходя из конкретных практических условий своего существования. В приспособленности интеллигибельного к прозе жизни Бергсон прочерчивает дороги свободы, учреждая незыблемыми границы плана имманентного. Во второй части анализируются эстетические следствия бергсоновской концепции восприятия и памяти, открывающей доступ к нисходящим потокам в обработке сенсорных данных. Теория длительности и тот акцент, который она ставит на ретроспекции в прояснении того, что сопровождает акт восприятия, аргументирует связь творчества с процессом актуализации виртуального. Со ссылкой на Делеза критикуется иррациональная попытка утвердить начало творчества как в небытии, так и в реализации возможного путем его ограничения. Таким образом, обращение к бергсоновским онтологическим интуициям позволяет уйти и от эстетики истока, и от логики подручного сущего в качестве первично встречаемого в мире. В заключении рассматривается полемика Бергсона с Эйнштейном, в разрешении которой логика дифференциации представляется предпочтительней логики диалектического снятия.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):332-344
pages 332-344 views

Онтология сущностей и онтология фактов: возвращаясь к сравнению

Смирнов М.А.

Аннотация

Исследование направлено на прояснение позиции раннего Л. Витгенштейна в контексте современных дискуссий между сторонниками классической онтологии, ориентированной на понятие сущности (субстанции), и ее критиками. В качестве locus classicus субстанциальной онтологии обычно рассматривается усиология Аристотеля. Одна из отчетливых тенденций в современной философии - стремление отказаться от понятия субстанции и от видения реальности как «совокупности вещей» ( summa rerum ). Эта тенденция проходит через XX в. (Б. Рассел и др.) и составляет заметное явление в философии XXI в. Витгенштейн, который называет мир совокупностью фактов, а не вещей, во вторичной литературе устойчиво характеризуется как представитель неклассического способа мышления, выражающегося в его онтологии фактов - радикальной альтернативе по отношению к субстанциальной онтологии. Однако как эта характеристика согласуется с активным использованием в «Логико-философском трактате» терминов классического субстанциализма, восходящих к Аристотелю? Для того чтобы ответить на этот вопрос, в качестве исходного пункта анализа целесообразно обратиться к работе Б. Вольневича, посвященной сопоставлению аристотелианской и витгенштейнианской онтологий, в которой констатируется как различие, так и параллелизм между ними. В настоящей статье показана ценность некоторых наблюдений Вольневича; в то же время продемонстрирована необходимость скорректировать и дополнить анализ проблемы с учетом нюансов как аристотелианской, так и витгенштейнианской онтологии. Предложенное прочтение позволяет понять раннюю философию Витгенштейна как высказывание о роли классических форм мышления для философа, предлагающего неклассическую картину мира, что помогает пролить свет на структуру современных онтологических дискуссий.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):345-360
pages 345-360 views

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Сравнительный анализ категорий палингенезиса в учениях Л.Н. Толстого и Лао-цзы

Абраменко В.П.

Аннотация

В статье затрагиваются вопросы сопоставления учений Толстого и Лао-цзы по критерию палингенезиса, положенному в основу конструирования всего идейного корпуса важнейшего трактата даосизма «Дао дэ цзин». Лапидарную формулу палингенезиса Лао-цзы сформулировал в сороковом чжане этого трактата, воссоздавая картину гармонизации Поднебесной, утверждая, что возвращение - это движение Дао, а ослабление - это действие Дао. Принцип палингенезиса является одним из фундаментальных принципов, для описания которого Толстой пользуется христологической лексикой, а Лао-цзы - эмбриологической. Выбор критерия палингенезиса для сопоставительного анализа учений обусловлен тем, что последний срабатывает как непреложный закон при постановке задачи воссоздании гармонии в социальном хаосе. На базе оценок содержания чжанов канона «Дао дэ цзин» выстроена репрезентативная линия элементов палингенезиса: категория знания/истины; категория незнания; категория простоты; категория естественности; категория «младенца»; категория недеяния; категория ненасилия. Принципы даосизма не высказываются Толстым с исследовательской последовательностью в логических определениях, но фигурируют как категории и тенденции, работая в мировоззренческих установках яснополянского мудреца. В произведениях «В чем моя вера?», «Изречения китайского мудреца Лао-Тзе», «Неделание» толстовское учение преподнесено в целостности и поэтому удобно для сравнения с даосской классикой. Отмечено, что концептуальная идея Толстого зиждется на стремлении обратить людей к благу - единению со всеми людьми. Такая направленность к благу не что иное, как возвращение человеку его исконной природы, на пути к которой и реализуется принцип палингенезиса, увязанный с бойкотом цивилизации насилия. Проведенное исследование показало, что в учениях Лао-цзы и Толстого, фиксирующих опыт теоретического освоения мира, категории палингенезиса являются общими для русского и китайского духа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):361-371
pages 361-371 views

«Поучение» Владимира Мономаха как синтез этических традиций византийской патристики и национального язычества

Волкова А.А.

Аннотация

Статья посвящена этическим воззрениям Владимира Мономаха, нашедшим свое отражение в «Поучении» великого князя. Рассмотрены и проанализированы размышления автора, касающиеся таких фундаментальных морально-нравственных категорий, как добро и зло, добродетель и порок, смысл жизни и смерти, свобода воли, долг, счастье. Обнаружена частичная преемственность взглядов Владимира Всеволодовича, касающихся отношения к категориям добра и зла, а также добродетели и порока, с византийской духовной традицией, в частности относительно «теории трех малых дел», за основу которой взята теория покаяния Иоанна Златоуста, и теории «подвижничества в миру», опирающейся на сочинения Василия Великого. Выявлено, что этические воззрения великого князя не укладываются в строгую парадигму христианской средневековой философии и богословия. В связи с этим обращено внимание на синкретический характер мировоззрения автора «Поучения», выраженный в своеобразном мировосприятии, сочетающим христианские и дохристианские верования. В этом ключе проанализировано специфическое понимание проблем смысла жизни, смерти, счастья Владимиром Мономахом, которое обнаруживается при рассмотрении своеобразного отношения автора «Поучения» к сакральным обрядам молитвы и погребения. Исследованы воззрения автора относительно категории долга в общечеловеческом и государственном плане, а также принципы практического поведения. Вывод: произведение великого князя представляет собой этический трактат малой формы, идейное содержание которого в полной мере отражает морально-нравственную концепцию бытия древнерусского человека.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):372-389
pages 372-389 views

Беллицистский взгляд Гегеля на войну. Зрелые произведения

Круглов А.Н.

Аннотация

В «Феноменологии духа» и «Философии права» Г.В.Ф. Гегель подробнее раскрывает некоторые тезисы о войне, высказанные в ранних статьях и манускриптах, но принципиально его взгляд на войну не меняется. В «Феноменологии духа» Гегель отстаивает необходимость и право правительств периодически инициировать войну, дабы препятствовать изолированию и атомизации, а также дать почувствовать индивидам смерть. Как и ранее, война у Гегеля обладает моментом нравственной субстанции. В «Философии права» Гегель представляет финальные размышления о войне, которые еще больше, чем «Феноменология духа», опираются на идеи ранней статьи о естественном праве 1802-1803 гг. Гегель подчеркивает нравственную роль жертвенности в войне, а также высказывает критику в адрес не абстрактного вечного мира, но уже конкретного философского проекта Канта. Согласно Гегелю кантовский вечный мир больше напоминает вечный обман, поскольку требуемый для него союз государств недостижим, а в качестве претора не может выступать никто иной, кроме самого мирового духа в мировой истории. В духе ценимого им Гераклита Гегель утверждает, что войны лежат в природе вещей. Споры гегелеведов о том, имелась ли в гегелевской философии глорификация войны или нет, автор предлагает разрешить, уйдя от термина «глорификация» к термину «беллицизм», который лучше соответствует размеренным, беспафосным, лишенным конкретных исторических импликаций тезисам Гегеля о разумности, необходимости, нравственности войны и нравственном нездоровье вечного мира.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):390-405
pages 390-405 views

Свое и чужое в контексте философии позднего Хайдеггера

Пигалев А.И.

Аннотация

Целью статьи является анализ взаимоотношений между понятиями своего и чужого в философии позднего Хайдеггера. Указывается, что поздний Хайдеггер связал понятие мира с контекстом понятия дома и его производных «бесприютность» и «возвращение домой», имеющих большое значение в его философии. Исследование исходит из рассмотрения особенностей подхода Хайдеггера к проблеме бытия, которая считается главной в его философии. Отмечается, что Хайдеггер, разорвав связи с традиционной онтологией уже в своих ранних работах, все же довольно долго продолжал использовать ее термины, включая «бытие», и тем самым затруднил понимание своеобразия своего подхода. Лишь поздний Хайдеггер попытался отказаться от традиционной концепции бытия в качестве бесконечно продолжающегося состояния в пользу концепции Ereignis, которое обычно переводится как «присваивающее событие» или «событие присвоения». Таким образом, согласно Хайдеггеру, бытие дает нам сущие как целостность, присваивая им смысл и тем самым превращая их в знакомое и доступное окружение, в границах которого можно осмысленно жить. Именно «данность» сущих как целостности делает их знакомыми, своими. Соответственно, «жительствование» для Хайдеггера означает не только безопасность, но и понятность окружения, тогда как бесприютность означает его непонятность, вызывающую ужас. Подчеркивается, что хайдеггеровская интерпретация бесприютности тесно связана со стандартной теоретической моделью, объясняющей возникновение областей частного и общественного. Согласно этой модели, именно расширение семьи в качестве изначального своего, приведя к превращению домохозяйства в полис, добавило элементы чужого к первоначальному состоянию общества.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):406-420
pages 406-420 views

НАУКА, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА

Теория «культурной памяти» Я. Ассмана и рефлексия мультикультурализма: миф, память и воспоминание в культурах «осевого времени»

Жданов В.В.

Аннотация

В статье рассматриваются различные аспекты концепции «культурной памяти» Я. Ассмана, связанные как с проблемой определения категорий культуры, ставших первыми объектами философской рефлексии в эпоху «осевого времени», так и с вопросами современного кризиса идеологии глобализма и мультикультурализма. На примере ряда категорий архаического мифа, не утративших своей культурной и социальной актуальности в настоящее время, демонстрируется вариативность процесса генезиса философии в различных цивилизациях эпохи «осевого времени» - как тех, в которых она возникает в качестве самостоятельной формы мировоззрения, так и тех, где этот процесс останавливается на стадии высокоспекулятивного мифа. Отдельное внимание уделено культурным и социальным аспектам памяти и воспоминания о прошлом как форм духовного «сопротивления» внешним культурным влияниям и сохранения религиозной и этнической идентичности, что оказывается одинаково актуальным как в период генезиса философии, так и в современном постиндустриальном обществе времён кризиса глобалистской идеологии и философии мультикультурализма.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):421-430
pages 421-430 views

История, ее истоки и конец в контексте философии освобождения

Крыштоп Л.Э., Басманов А.В.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению истории, ее истоков, целей и конца. В статье в центре внимания оказываются две концепции исторического развития. Одна из них - концепция «конца истории» Ф. Фукуямы. Авторы статьи подробно рассматривают основные положения данной концепции, однако основной акцент делается на критической рецепции данной концепции в рамках философии освобождения (в лице одного из ведущих ее представителей - Роига). Критика Роига позволяет вскрыть присущую данной концепции европоцентричность и показывает, что она несет в себе основные черты, присущие европейскому мировосприятию и европейской ментальности, в силу чего изначально воспринимается как неподходящая для латиноамериканского континента. Вторая анализируемая концепцияи сторического развития, анализируемая в данной статье - это более ранняя концепция «осевого времени» К. Ясперса. Данная концепция нередко воспринимается как одна из наиболее ярких антиевропоцентристских концепций, тогда как самого Ясперса записывают в основатели диалога культу и интеркультурной философии и убежденные сторонники цивилизационного плюрализма. В статье последовательно анализируются три аспекта данной концепции - мотивация ее создания (представляемая самим Ясперсом в своей работе), критерии выделения исторических и доисторических культур (и связанное с этим выделение трех центров осевого времени), а также вопрос о возможности новой оси времени. В статье аргументированно показывается, что концепция Ясперса с большим правом может называться европоцентристской, нежели антиевропоцентристской, так как как в исходной мотивации создания данной концепции, так и в процессе ее развития и видении перспектив возможности новой оси времени Ясперс исходит из предпосылок, характерных для европейского мировоззрения, которые им универсализируются и представляются как объективные и единственно правильные. В конечном итоге, проведенное исследование показывает, что борьба с европоцентризмом является логичным продолжением самого европоцентризма и несет в себе все основные черты европейской ментальности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):431-442
pages 431-442 views

Феномен дизайнирования будущего: эффект метрономов

Лукьянова Н.А., Скальная О.А.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о природе феномена дизайнирования будущего в парадигме предметной реальности. На основании выводов И. Пригожина о процессе согласования частей в единое, сквозь установление совместного темпа становления подсистем и идей конструктивизма о том, что посредством конструирования человек постигает социальную реальность, описывается один из вариантов процесса дизайнирования будущего посредством его конструирования «расширенным Я» (extended self). Проанализировано понятие «образ вещи» как инструмента, с помощью которого конструируется будущее в пространстве актуальной предметности с ускользающими смыслами. Показано, что в повседневной реальности мы имеем дело с «вещами-в-движении» - момент, когда вещь, существующая одновременно и в офлайн-, и в онлайн-среде как некий безликий предмет, не имеющий собственника. Раскрыт механизм возникновения «эффекта метрономов» в процессах дизайнирования будущего. Доказано, что особенность современной реальности заключается в бесконечной вариативности образов будущего в пространстве обезличенной предметности, когда образы вещей «без хозяина» становятся инструментом конструирования будущего. В статье впервые отражена сущность цифровых расширений человека (extended self) как «вещей-в-движении», что определяет новую социальность и предполагает наличие иного взгляда на процессы коммуникации в социальных сетях. Выяснено, что два условия в процессах онлайн коммуникаций: «быть на связи» и «предметность потребления» позволяют объяснить сущность процессов дизайнирования будущего с ключевой ролью «расширенного Я». Делается вывод о том, что нивелирование границ между «публичным» и «личным» в онлайн-коммуникациях - это новация в процессах конструирования образов будущего, которая сегодня стала частью его процессов осознания, что является толчком при возникновении феномена дизайнирования будущего.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):443-456
pages 443-456 views

«Манкурт» — «Иксрод» — «Das Man»: кризис модерна в позднем периоде творчества Чингиза Айтматова

Кадыров А.И.

Аннотация

Статья посвящена историко-философскому анализу творчества кыргызского писателя-гуманиста советского периода Чингиза Айтматова (1928-2008). Первоначальный период творчества писателя характеризуется его очарованием «душой Фауста», результатом которого стали ранние произведения писателя, где он вдохновенно воспринимает идеи прогресса, социализма, коммунизма, просвещения, иными словами - главные идеи эпохи модерна. Однако позднее, под огромным влиянием русской и мировой классической литературы и активным изучением кыргызской традиционной культуры, эпоса «Манаса» он вышел на такие фундаментальные метафизические темы, как народ, личность, судьба, мораль, гуманизм и т.д., тем самым он сделал попытку изжить из себя первоначальную «душу Фауста» с ее прямолинейностью, склонностью к бесконечному покорению всего. Так писатель постепенно все более и более утверждал себя в качестве гуманиста. Айтматовский гуманизм проявляется в описаниях его героев, включая таких персонажей, как Едигей и Бостон. Каждый герой, несмотря на свои отдельные недостатки, выражает искренность, чистоту души и преданность своим идеалам. Но вопреки этим попыткам писатель все же сохранял некоторую двойственность: с одной стороны, он выступал как убежденный критик модерна, безликой техники, с другой, - он воспринимал процесс модернизации как объективное развитие истории, которое требует осмысления. Результатами поздних идей писателя становятся новые понятия, такие как «манкурт» и «иксрод», обычно используемые для описания сознания человека, ставшего возможным при встрече модерна с традицией. В известной мере эти понятия идентичны понятию «Das Man» Мартина Хайдеггера.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):457-468
pages 457-468 views

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Возможности и перспективы межкультурного философствования: рецензия на монографию «Сравнительная философия: от сравнительной к межкультурной философии» (под редакцией М.Т. Степанянц)

Лепехов С.Ю.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):469-481
pages 469-481 views

Русское неокантианство в оценке американского исследователя: рецензия на книгу Томаса Немета «Русское неокантианство. Возникновение, расцвет и распад»

Соколова Ю.В.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2023;27(2):482-490
pages 482-490 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах