Том 25, № 4 (2021): ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
- Год: 2021
- Статей: 13
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/1497
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2021-25-4
Весь выпуск
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Что такое философия образования?
Аннотация
В статье рассматривается вопрос, что такое философия и как она соотносится с образованием. Современные академические подходы в философии ставят под сомнение теоретическую основу конкретных аспектов знания и человеческого опыта, включая образование. Это активная, а не пассивная или описательная дисциплина. Образование определяется аналогичным образом как процесс приобретения знаний, навыков (включая сбор эмпирических данных и рассуждений на их основе), культурных норм, ценностей и убеждений. Автор статьи рассматривает развитие современной философии образования с акцентом на концептуальный анализ. Отмечается, что с философской точки зрения образование - сознательное развитие зрелости, требующее способности к интеллектуальной и экономической автономии. Рассматриваются проблемы современной философии образования, в частности, вызовы постмодернизма и постправды в мире Интернета. Определяется необходимость сравнительных философских подходов, отличных от принятых в западном мире; в качестве потенциальных альтернатив предлагаются философская антропология и сравнительное образование. Автор замечает, что, хотя в настоящее время не существует консенсуса относительно того, как может быть разработана последовательная современная философия образования, анализ концепций, метафизических рассуждений и этики все же может стать основой для последовательной и обоснованной философии образования независимо от той или иной культурной среды.
Воспитание как образовательный результат: ценностноориентированный подход к оцениванию в системе общего образования
Аннотация
Целью данной статьи является описание основных параметров ценностно-ориентированного подхода к оценке результатов воспитания как возможного основания методики оценивания воспитательной работы в системе общего образования. Основными методами были контент-анализ текстовых источников, кросс-референтный анализ, сравнительный анализ и гуманитарная экспертиза документов. Трактовка образования как единства обучения и воспитания для государства как ключевого субъекта образования, формирующего требования к результатам и организации процесса образования, ставит задачу оценивания личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов. Философия образования оказывается перед вызовом относительно определения целесообразности оценивания воспитательных результатов, концептуальной основы оценивания, фиксации направленности оценивания на условия воспитательной деятельности образовательных организаций и (или) на результаты, достигнутые обучающимися. Практической управленческой задачей становится выработка отношения к использованию формализованных процедур и методик оценивания воспитательных результатов. В статье предлагается ценностноориентированный подход к оцениванию результатов воспитательной работы в системе общего образования РФ на основании анализа ключевых нормативных документов российской системы образования, трактовки воспитания как процесса формирования ценностно-смысловых установок. Подход базируется на выделении трех основных групп ценностных ориентаций для построения возможной системы показателей, фиксирующих воспитательных результаты: «Ценностные ориентации, связанные с жизнью, здоровьем и безопасностью», «Ценностные ориентации социального взаимодействия», «Ценностные ориентации личностного развития». Ценности представляют собой важнейший элемент регуляции человеческого поведения, направляющий процесс определения целей и выбора средств их достижения. Ценности получают функциональный характер в ценностных ориентациях и могут служить индикаторами результатов воспитания на уровне обучающихся как коллективного субъекта. Представляется невозможным выделить вклад в результаты воспитания отдельных акторов и избежать противоречий между ценностно-смысловыми установками, существующими в пространстве современной культуры. Для системы образования предметом оценивания качества воспитания как целенаправленного процесса могут быть и качество организации воспитательной работы, и результаты воспитательной работы. Результаты воспитания как проявление ценностных ориентаций в деятельности обучающихся могут быть рассмотрены на основании количественных и качественных показателей, что значимо для принятия управленческих решений разного уровня.
Плутократия, платонизм и образование в Бразилии: размышления о пандемии COVID-19
Аннотация
В редакционной статье журнала The Lancet («Ланцет») от 9 мая 2020 г. говорится, что ситуация с пандемией COVID-19 в Бразилии крайне сложна. Спустя год, в Бразилии было зарегистрировано более 500 тысяч смертей от пост-ковидных осложнений. Трагическая статистика ставит страну на второе место в глобальном рейтинге смертности, при этом по численности населения Бразилия - седьмая в мире. Несмотря на ужасающую ситуацию, в июле 2021 г. почти 40% населения Бразилии одобрили роль федерального правительства в противостоянии пандемии, а бразильская элита открыто отстаивала мнение, что экономика важнее жизни людей. Учитывая этот контекст, в представленной статье мы размышляем над проблемой плутократии, демонстрируя ее платонические авторитарные основы, чтобы понять отношение к пандемии бразильской элиты, не уделявшей должного внимания или заботы о наиболее уязвимых членах общества. Посредством данного философского труда мы подчеркиваем важность образования, в частности философии образования, в поощрении педагогов и образовательных систем к размышлению над проблемными вопросами и самоанализу, чтобы выявить возможные недостатки и упущения в образовании, создавшие условия для безразличного отношения людей к жертвам пандемии и уязвимым слоям общества.
Образование и телесность: вклад философии спорта
Аннотация
Тематика телесности активно обсуждается в образовании. Автор задается целью очертить круг вопросов, которые могут быть рассмотрены в философии спорта, и которые могли бы способствовать плодотворному диалогу с философией образования. Отмечается, что философия образования может извлечь пользу из размышлений о телесности и человеческом движении, а именно из областей спорта и игр. В статье представлена философия спорта как область исследований, в которой рассматривается проблематика человеческих движений в спорте и играх. Выделяются элементы, которые не являются специфическими для указанных практик, и способствуют рефлексии по разным направлениям. Исследуется опыт телесности и диалогическое измерение человеческого движения на основе феноменологии М. Мерло-Понти; движение указывает на уникальный способ быть коммуникативным. В заключение автор рассматривает некоторые размышления об играх как опыте, который помогает задуматься об отношениях с другими людьми и окружающей средой. С данной точки зрения возможно определить ряд характеристик, значимых для понимания образования в сфере человеческого движения и игр, таких как опыт, диалог и выразительность. Размышления о человеческих движениях способны усилить роль телесности в образовании как коллективного опыта и признание выразительного потенциала тела в построении знаний.
Исследование ценностей обучения и образования взрослых в Гонконге
Аннотация
Обучение и образование взрослых в Гонконге менее представлены широкому экспертному сообществу практиков сферы образования взрослых из-за отсутствия обменов с коллегами. Существует лишь небольшое количество штатных специалистов данной отрасли, работающих, в основном, в университетских центрах непрерывного образования, однако прослеживается и более многочисленная группа нестандартных или альтернативных специалистов. По сути, все выделяемые типы сотрудников отрасли консервативны в своих взглядах и принимают стратегии, которые соответствуют потребностям рынка и приоритетам, установленным государственными финансирующими организациями. В условиях неолиберальной парадигмы, которая гармонизировала обучение и образование взрослых во всем мире, доминирующая форма индивидуальных траекторий затрудняет продвижение группового обучения для развития общества. Специалисты сферы образования взрослых не являются исключением и, как выяснилось в ходе изучения, склоняются в пользу бихевиористских/узких прогрессивистских понятий расширения возможностей обучающегося для экономической и личной выгоды. Учитывая вновь возникшие энтузиазм и запрос к образованию взрослых на реакцию на общественные вызовы, автор данной статьи рассматривает социально значимые области, такие как пропаганда здорового образа жизни, изменение климата, медиаграмотность, которые могут выиграть от развития сферы непрерывного образования. Принимая во внимание перечисленные аспекты, специалистам рекомендуется внедрить методы содействия групповому обучению в формализованные и неформализованные программы и курсы для взрослой аудитории. Принятие исходного понятия прогрессивистской философии в образовании взрослых работающими в данной сфере позволит сделать практику обучения и образования взрослых инклюзивной, актуальной и социально ответственной. В условиях продолжающейся пандемии COVID-19 еще более актуальной представляется необходимость применения сбалансированного практического подхода, который позволит трансформировать навыки индивида и подготовиться к «постковидным» экономическим реалиям. Также важной остается проблематика развития социальных связей, которые помогли бы сделать общество более прогрессивным и выступить в противовес неолиберальному индивидуалистическому подходу к обучению взрослых.
Проблема содержания образования в век цифровых технологий
Аннотация
В статье рассматривается проблема концептуализации содержания и сущности образования в ситуации возрастающего влияния технологической составляющей в образовательной деятельности, обуславливающего изменение не только предметного компонента образовательной среды, но и самих принципов взаимодействия субъектов образования. Обосновывается значение привнесения в дискурс о цифровизации философского понимания смыслов образования, имеющего принципиальное значение для проектирования образовательных процессов. С этой целью в первом разделе рассматривается ряд примеров обоснования целей цифровизации в образовании, ставится вопрос о том, какие приоритеты в образовательной деятельности задаются при таком понимании целей и каким видится соотношение формального и содержательного начал в образовании. Выявляются риски редукции образовательной деятельности к процессам обучения в случае инструментальной трактовки содержания образования и преимущественного акцентирования логики обучения и формирования навыков. Далее проблема анализируется с привлечением материала философской дискуссии XX в. - критики аналитическими философами образования практики прогрессивного образования по вопросам соотношения формального и содержательного элементов в образовании. Обосновывается значение и актуальность дискуссии прошлого для анализа современных проблем в образовании - доминирование на современном этапе цифровизации задач обучения/самообучения и связанных с этим формально-технологических моментов деятельности. В последнем разделе обозначаются перспективные линии развития дискурса цифровизации образования, связанные с задачами поиска баланса между индивидуально и социально значимыми аспектами в определении содержания образования с учётом тенденции массовой персонализации. Показывается, что современные риски смыслового обеднения образовательных отношений могут быть связаны не только с возрастающей формализацией образовательных практик, но и с несформированностью представлений об образовании как общем благе.
Духовные упражнения как techne: философия как способ освобождения образования
Аннотация
Изучение систем образования как социальных явлений заставило ученых задаться вопросом о роли образования в современном обществе. Вопрос «Как улучшить образование?», естественно, приводит к размышлениям, что не так с нынешней системой. Если образование призвано возвысить следующее поколение, то как оно может достичь цели обеспечения осмысленного существования обучающихся? Образование свелось к процессу конструирования объектов, где учебная программа как techne превращает студентов в товар, имеющий рыночную стоимость. Авторы статьи предполагают, что тенденция интерпретации techne как «технологии» является перспективой современности, а правила современного образования базируются на правилах актуальных технологий, ведомых парадигмой производительности. Предлагается более широкая интерпретация techne как культивирование добродетели - добродетель-techne. Таким образом, образование можно рассматривать как techne в смысле праксиса (практики, упражнений), а не как производство в смысле производства. Подчеркивается рост числа самоубийств среди студентов в последние годы в Тайване, где, по мнению авторов, система образования не уделяет должного внимания праксису. Исследуются альтернативные, ориентированные на праксис понятия образования, от аристотелевского культивирования добродетели до «духовных упражнений» Пьера Адо для обоснования отхода от парадигмы производства. Опираясь на Хайдеггера, авторы используют концепцию «techne как раскрытие», выделяя две концептуальные схемы образования. Во-первых, современное образование ценится за приверженность метрикам, основанным на парадигме производства. Во-вторых, образование - процесс, ценность которого определяется жизненным контекстом участвующего в нем индивида. В заключение, в качестве сравнительного исследования, исследуется состояние образования в России и на Тайване, а также приводится пример одной из средних школ Тайваня, которая включила в свою учебную программу духовные упражнения, в том числе обязательный поход на вершину самой высокой горы страны для воспитания в учениках чувства (и ценности) освобожденной жизни до окончания школы.
Траектории развития образования: от 1960-х к 2000-м
Аннотация
Статья посвящена анализу формальных и содержательных аспектов развития образования в процессе формирования единого европейского образовательного пространства. Формальные условия интеграции образования (выработка общих критериев качества, выбор образовательных траекторий, мобильность студентов и преподавателей) по умолчанию рассматривались как вытекающие из европейской концепции индивидуальных прав и свобод. Содержание образования в условиях постиндустриальной эпохи, когда общество отказывается от навязывания индивиду жестких ценностных и поведенческих императивов, нацелено на обеспечение такого уровня автономности субъекта, который позволил бы ему не только реализовать творческий потенциал, но и определиться с жизненными целями и смыслами. В этой связи важной задачей является разработка теоретических и концептуальных оснований ведущих тенденций трансформации образовательной системы - персонализации, автономизации субъекта, внедрения проективных методик, признания ведущей роли творческой активности. Проанализированы условия вхождения России в Болонский процесс и тезис о чужеродности вводимых в связи с этим стандартов для отечественного образования. Показано, что разработанные в 1960-е гг. в отечественной философии, психологии и педагогике когнитивные основания проектной и творческой деятельности, а также идеи интеллектуализации обучения могут быть использованы в качестве методологических оснований реформирования российского образования. Показаны возможности использования деятельностной парадигмы в качестве концептуальной рамки для разработки методологии обучения, методологии формирования критического мышления и проектной деятельности. Это позволяет сделать вывод о сохраняющейся вариативности траекторий развития отечественного образования, которое может быть фундировано как методологическими и технологическими достижениями, так и культурными и антропологическими перспективами.
ФИЛОСОФИЯ. ЯЗЫК. ОБЩЕСТВО
Конструирование цифровой реальности: интеллектуальное versus социальное
Аннотация
Цель статьи - сравнительный анализ двух моделей конструирования реальности и их применимости к объяснению разнообразных эффектов процесса цифровизации. Реконструируется эволюция конструктивистских представлений о реальности в контексте спора реалистов и конструктивистов, являвшихся одним из наиболее значимых событий в эпистемологии и философии науки ХХ века. Автор показывает различия между интеллектуальным и социальным конструированием реальности, а также проводит сравнительный анализ философских теорий и концепций, описывающих данные альтернативы. Подвергается анализу интеллектуальное конструирование реальности, регулярно осуществляемое в теоретической физике на разных этапах ее развития. Отдельно рассматриваются философско-научные контексты, рождаемые социологией знания, теорией речевых актов и акторно-сетевой теорией. В статье также проводится различие между конструированием и конституированием реальности. Конституирование реальности в различных видах нетеоретического (дотеоретического, посттеоретического) мышления, фиксируемое при помощи средств и методов феноменологической философии науки, позволяет выявить и описать основные контексты, посредством которых слово «реальность» обретает значение и наделяется смыслом в интеллектуальных и социальных практиках современности. Особе внимание в статье уделяется понятиям «виртуальная реальность» и «цифровая реальность», показываются особенности интеллектуального конструирования виртуальной реальности. Обосновывается различие между интеллектуальным и социальным конструированием цифровой реальности как между двумя альтернативными практиками, определяющими смысл и перспективы цифровизации. Данное различие может быть особенно интересно тем, кто проектирует цифровые платформы и осуществляет цифровизацию в различных областях жизни человека и общества, особенно в таких как образование, судопроизводство, управление, экономика и бизнес. Сегодня, когда в этих сферах происходит отчасти стихийная, отчасти управляемая цифровизация, результаты данного исследования позволяют не только понять логику происходящих изменений, но и активно применять методы прогнозирования, планирования, то есть конструирования создаваемой ими цифровой реальности.
Проблема демаркации информационных конфликтов: философско-методологический анализ
Аннотация
Феномен информационного конфликта является объектом внимания многих социально-гуманитарных дисциплин, изучающих различные его аспекты. Вместе с тем, существует необходимость в философско-методологических, теоретических исследованиях информационного конфликта, о чем свидетельствует потребность выделения информационного конфликта из совокупности всех объективно наблюдаемых коммуникаций. Проблема демаркации информационных конфликтов, т.е. проблема определения критериев, в соответствии с которыми конфликт будет отнесен к информационным, приобрела особую актуальность в информационном обществе, а разработка теоретических оснований для демаркации информационного конфликта стала актуальной исследовательской задачей. В настоящее время существуют объектно-ориентированные методологии выделения информационного конфликта, но, как представляется, для демаркации информационного конфликта важно учитывать процессы изменения субъективного мира человека. Объектом исследования является феномен информационного конфликта как части коммуникативного процесса. Предмет исследования - демаркация информационных конфликтов из всех совокупных коммуникаций. Цель исследования заключается в описании и анализе существующих объектно-ориентированных методологий, на основе которых осуществляется процедура демаркации информационного конфликта. Задачи исследования: 1) описать проблему демаркации информационного конфликта; 2) выявить коммуникативные основания информационного конфликта; 3) проанализировать и выделить основные подходы к проблеме демаркации информационного конфликта. Новизна работы заключается в систематическом описании методологических подходов к проблеме демаркации информационных конфликтов, анализе их структуры и границ применения. В ходе исследования определено и доказано, что в методологическом отношении для проведения демаркации информационного конфликта недостаточно опираться только на теорию коммуникации и объектно-ориентированные подходы: необходимы более широкие философско-методологические основания, учитывающие трансформацию субъективности. Вводится определение информационного конфликта, основанное на признаке трансформации субъективности.
НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ
Историко-философская арабистика в России на рубеже веков (вторая половина ХХ - начало ХХI вв.)
Аннотация
В статье представлен обзор наиболее значимых результатов в российской философской науке во второй половине ХХ - начале ХХI вв. в области исследований философской мысли Арабского Востока. Автор последовательно рассматривает вклад в историко-философскую арабистику различных школ и их основных представителей, в частности, отмечается вклад в исследование философской мысли Ближнего и Среднего Востока со стороны ученых Института философии РАН, Института востоковедения РАН, МГУ, СПбГУ и РУДН. В статье предпринята попытка показать концептуальные результаты исследований ряда ведущих специалистов второй половины ХХ - начала ХХI вв. по арабо-мусульманской философии эпохи средних веков с точки зрения проблем понимания арабо-мусульманской культуры. Не менее важным представляется понимание роли и места историко-философской арабистики в диалоге философских культур в рамках ответов на вызовы времени. Автор статьи обосновывает мысль о том, что преодоление ложных культурных, философских и идеологических стереотипов в беспрецедентном глобальном взаимодействии Востока и Запада в конце ХХ - в начале ХХI вв. позволит значительно расширить академическую мобильность и интернационализацию в сферах образования и науки, открыть новые горизонты международного сотрудничества в различных областях и способствовать взаимообогащению культур.