Том 25, № 3 (2021): ФИЛОСОФИЯ ГЕРМАНА КОГЕНА И СУДЬБА КРИТИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА

ФИЛОСОФИЯ ГЕРМАНА КОГЕНА И СУДЬБА КРИТИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА

Является ли Герман Коген философом-классиком?

Пома А., Белов В.Н.

Аннотация

В статье предпринята попытка поставить вопрос и дать на него ответ относительно оценки философского творчества немецко-еврейского мыслителя конца XIX - начала XX века Германа Когена. Причем в стиле самого Когена вопрос, поставленный и обсуждаемый в статье, не является праздным, но заключает в себе гипотезу, которая определенным образом формирует наш ответ. Выявляются те сложности и интеллектуальные детерминанты, которые мешают формированию четкого и однозначного ответа. Но в этих же сложностях содержится и инициирующий момент для начала их обсуждения. Рассматриваются исторические и философские причины, затрудняющие самое начало обсуждения поставленного вопроса. Статья, конечно, не может претендовать на исчерпывающий ответ по такой фундаментальной теме, которая заключена в обозначенном вопросе. Но и сама статья, и статьи, следующие за ней в рубрике, посвященной творчеству Германа Когена, могут свидетельствовать о том, что время для ее обсуждения пришло.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(3):371-377
pages 371-377 views

Герман Коген и его идея логики чистого познания

Сокулер З.А.

Аннотация

Герман Коген, как известно, критиковал кантовскую трактовку вещи в себе. А до него кантовскую вещь в себе критиковал Фихте и другие немецкие философы. Вероятно, по этой причине Германа Когена подчас представляют мыслителем в духе Фихте. Но подобная перспектива закрывает возможность понимания идей этого философа. Основание его критики кантовской вещи в себе совершенно отлично от мотивов, определявших критику Канта в классическом немецком идеализме. Подобное истолкование не позволяет осознать тесную связь теоретической философии Когена с происходившей на рубеже XIX-XX веков революцией в физике. В статье показывается, как требование Когена, чтобы чистое мышление само формировало собственное содержание, связано с происходившими в физике и математике преобразованиями, и демонстрируется своеобразие когеновского понимания идеализма: правильный идеализм сознает, что автономное, свободное мышление должно серьезно работать с данными чувств . Также показано, в чем состоит близость представлений Когена постпозитивистскому тезису о теоретической нагруженности наблюдения. Серьезная работа с данными чувств противоположна некритическому принятию их как данности. Истоком научного мышления является само мышление. Оно в ответ на вызов чувственного материала создает свои конструкции. Математизированное естествознание становится для Когена и примером, и подтверждением данного тезиса. С его точки зрения, реально то, что описывается на языке математического анализа, т.е. непрерывные процессы, несмотря на то что любые данные дискретны. Показано, что источник утверждений Когена по этому вопросу находится в «Критике чистого разума» И. Канта, а именно в учении об основоположениях чистого естествознания и более конкретно - в «Антиципациях восприятия». Убеждение Когена в конструктивном характере теорий математизированного естествознания подкрепляется в статье позицией А. Эйнштейна.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(3):378-393
pages 378-393 views

Защита мышления от самоуничтожения. Противоречие и тождество у Когена и Гегеля

Видебах Х.

Аннотация

В «Логике чистого познания» Германа Когена и в «Науке логики» Г.В.Ф. Гегеля каждый по своему использует средства мышления отрицания и противоречия для развития философской динамики: хрупкого взаимодействия между угрозой самому себе и самосохранением мышления. Здесь проявляются близость и различие между двумя авторами. Близость кроется в методологическом негативизме; различие - в разной важности принципа непрерывности. Согласно и Когену, и Гегелю, мышление происходит исключительно, как называл его Кант, синтетическим путем. Исключение противоречия, которое ограничивается аналитическими суждениями, имеет лишь маргинальное значение. Но сходство не отменяет различий. Для Гегеля противоречие - это принцип опосредствования, который в конечном итоге ведет к «саморазрушению»; он несет в себе принцип логического «примирения». Для Когена противоречие - это принцип «уничтожения» (annihilatio) подходов к определению, которые угрожают каждой форме «тождества». Заложенный в самом противоречии поворот Гегеля, который видит в нем единство положительного и отрицательного, не имеет прямого эквивалента у Когена. Несмотря на это, «суждение противоречия» также становится у него активной основой всего познающего мышления. Производя разрушающую противоречие «деятельность», суждение противоерчия «защищает», да, «производит» реальную возможность познания. Уничтожение не-тождественного высвобождает, прежде всего, фундаментальное «суждение первоначала», с которого начинается познание. Он соответствует принципу непрерывности, заимствованному у Лейбница. Именно этому принципу у Гегеля нет прямого эквивалента.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(3):394-403
pages 394-403 views

Художественное изображение Иисуса в эстетике Германа Когена

Гамба Э.

Аннотация

Герман Коген затрагивает вопрос о возможности искусства представлять Бога или божественное в некоторых своих работах на протяжении всей своей философской деятельности, но, очевидно, прежде всего, в своем главном эстетическом произведении, «Эстетика чистого чувства» ( Ästhetik des reinen Gefühls , 1912). Мы можем констатировать, что в работах Когена эта проблема ставится применительно к трем различным религиозным областям: греческий политеизм, иудейский монотеизм и христианство. Темой представленной статьи станут размышления Германа Когена о художественном изображении божественного в христианстве или в христианском искусстве через изображение Иисуса. Мы рассмотрим данную проблематику со ссылкой как на «Обоснование Кантом эстетики» ( Kants Begründung der Ästhetik , 1889), так и на «Эстетику чистого чувства» ( Ästhetik des reinen Gefühls ). Если в «Обосновании Кантом эстетики» Коген уделяет изображению Иисуса лишь небольшое внимание в историческом введении книги, то в «Эстетике чистого чувства» изображению Христа уделено гораздо больше внимания. Ответ Когена на вопрос о возможности представления божественного через изображение Иисуса заключается в том, что божественность Иисуса в художественном изображении его фигуры может иметь только метафорическое значение, реальный смысл которого заключается в том, что история Христа является идеальной историей человеческого существа. В «Обосновании Кантом эстетики» и в других работах 1880-х гг., напротив, идея воплощения и божественности Иисуса является объектом иной оценки Когена. Сравнение разных позиций может стать вкладом в осмысление изменений во взглядах Когена на христианство в течение долгих лет.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(3):404-419
pages 404-419 views

Сознание, тело и душа: набросок ненаписанной Когеном психологии

Добер Х.М.

Аннотация

Современные подходы склонны понимать человеческое сознание как некий алгоритм, или же редуцировать человеческую субъективность либо к органически-естественным процессам, либо к социальному конструкту, обусловленному спецификой культуры. Все это становится серьезным вызовом для этического гуманизма, который, по-видимому, нуждается в новом обосновании и фундаменте. Как возможно постичь и отстоять концепцию воплощенной субъективности человека и его свободу действий? Каким образом мы можем мыслить единство мышления, воли и чувства, при этом не теряясь в различных специализированных способностях и удерживая фокус на личности как на находящейся в ясном сознании, ответственной и самодостаточной единице? Наконец, каким образом можно сохранить смысл понятия души, если это традиционное определение человеческой субъективности перестало употребляться, как будто скрывшись за горизонтом? В данном рассуждении представлена попытка найти ответы на эти вопросы с помощью Германа Когена, великого еврейского философа-неокантианца. Для этого предлагается обратиться к его психологии, о которой он неоднократно высказывался, но так никогда и не представил ее в систематическом изложении. Первая часть исследования посвящена истолкования ранней когеновской интерпретации Платона как «первичной клетке» его психологии. Далее показано, каким образом Коген отвечал на возникшие в связи с его психологическими штудиями вопросы и затруднения в трех разделах его философской системы - логике, этике и эстетике, в связи с чем особое внимание уделяется также философии религии Когена. Самодвижение души и ее глубокая связь с человеческим телом можно понимать и объяснять из единства человеческой культуры, а также всеобщности человека.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(3):420-435
pages 420-435 views

Бахтин и Коген: шаги к философской системе

Дворкин И.

Аннотация

Хотя общеизвестно, что М.М. Бахтин считал себя в первую очередь философом, а не филологом, подавляющее большинство исследований его творчества носят литературоведческий характер. Задача настоящей статьи, опираясь на устные свидетельства самого Бахтина и на его философские тексты, написанные им в невельско-витебский период (1919-1924) восстановить характер его философских источников и содержание его философских идей этого времени. В качестве такой центральной идеи рассматривается концепция нравственной философии как философской системы, главным предметом которой является участное мышление и ответственный поступок как событие бытия. Одним из важнейших источников этих идей, вероятно, являлась философия неокантианства в лице учения Г. Когена. В статье приводится четыре примера преемственности Бахтина по отношению к марбургскому философу - идея ответственного поступка по отношению к другому человеку как истока собственного самосознания человека и целостности личности, идея коррелятивного отношения между человеком и его ближним как выражение небезразличного участного бытия, идея отличия нравственного отношения от этико-правового и идея философской системы, предметом которой является процесс межличностных отношений. При этом система состоит не только в целостности предмета, но и в его открытости. Выявление преемственности философских идей Бахтина по отношению к Когену позволяет значительно лучше понять сами эти идеи и оригинальность их разработки Бахтиным. Плодотворным оказывается также сравнение восприятия идей Когена у Бахтина и их рецепции у другого философа диалога Ф. Розенцвейга.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(3):436-456
pages 436-456 views

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ГЕРМЕНЕВТИКА

Историчность как принцип интерпретации аналитики человеческого бытия в философии М. Хайдеггера

Сидоренко И.Н.

Аннотация

Анализ состояния и возможных вариантов развития современной гуманитаристики дает основание утверждать возрастающую значимость идеи историчности в культуре и философии на протяжении ХХ - начала XXI вв. В этой связи актуальным становится как раскрытие концепции историчности, так и обоснование значимости принципа историчности - и для методологии историко-философского знания, и для гуманитарного знания в целом. В статье осуществляется историко-философская реконструкция исторической проблематики в философии М. Хайдеггера и раскрывается процесс преобразования идеи историчности в принцип немецкого экзистенциализма. Делается вывод о том, что сквозь призму историчности М. Хайдеггеру удалось представить собственный вариант феноменологии на экзистенциальной основе. Видя в историчности экзистенциальное свершение, М. Хайдеггер понимал под ней направленность существования к истоку, традиции, на основе этого, интенциональность сознания была раскрыта как сущностное свойство экзистенции: направленность человека как конечного существа к его истоку, что позволило немецкому философу интерпретировать историчность как традицию, экзистенциальный исток человека, и как временность человеческого существования. В статье делается вывод о том, что в философии М. Хайдеггера историчность из идеи преобразовалась в принцип, на основе которого немецкий философ раскрыл не только историчность Dasein, выстроив фундаментальную онтологию и герменевтику фактичности, но и попытался решить проблему истории бытия, выйдя за рамки экзистенциальной философии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(3):457-469
pages 457-469 views

Поль Рикёр о признании тревоги: феноменологическая герменевтика в действии

Хан Е.И.

Аннотация

Роль философского понятия тревоги, обычно ассоциируемого с экзистенциальной философией Кьеркегора или Хайдеггера, также играет весьма важную роль в феноменологической герменевтике Поля Рикёра, которая остается недооцененной несмотря на то, что тревога выступает в качестве основания надежды в рамках герменевтики себя. Данная статья демонстрирует, каким образом через «внимание» и «признание» в философии Рикёра понимается тревога, и каким образом она находит свое выражение в повествовательных формах, или в описании vivencia (живого опыта). Подобного рода дескрипции могут пониматься как словесное отражение т.н. «аффективного поля», или «аффективных лесов», которые выступают как способ культурной адаптации, попытка истолковать и понять свое состояние сознания и способ мировосприятия в указанный момент. Исследование подобных повествований, а также последующая беседа на их основе, могут стать важным источником исцеления от тревожных расстройств благодаря открытию экзистенциального смысла тревоги, а также в ходе принятия за нее личной ответственности. Феноменологическая герменевтика Рикёра вносит ценный теоретический вклад в понимание сущностных аспектов тревоги и надежды и, вместе с тем, предлагает продуктивные методы интерпретации, которые могут быть применены в медицинской и психотерапевтической практике. Предлагается анализ конкретных примеров использования в психотерапии т.н. «протоколов тревоги», представляющих собой попытку организовать совместное герменевтическое исследование, в рамках которого пациент/клиент признает и преодолевает свое тревожное расстройство.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(3):470-482
pages 470-482 views

Роль времени в теории нарративной идентичности в философии Поля Рикёра

Куморек М.

Аннотация

В исследовании человеческой идентичности важнейшая функция отводится времени. Время - тот фактор, который ставит под сомнение идентичность. Суть проблемы заключается в вопросе о том, является ли человек тем же самым, каким он или она были в другое время. Проблема персональной идентичности была одним из важнейших вопросов в философии Поля Рикёра. Он рассматривает эту проблему в контексте времени и отмечает, что традиционные модели идентичности как тождества и как самости оказались перемешаны в различных апориях. Поэтому он предлагает две новые модели идентичности, которые по-разному связаны с временностью: это характер и обещание. Модель идентичности как характера меняется с течением времени вследствие приобретения или потери различных черт характера. Обещание же, напротив, - это та модель, которая сопротивляется натиску времени в попытке сдержать данное слово. Таким образом, у Рикёра эти две разные модели создают основу для концепции повествовательной идентичности. Согласно его концепции, время делает возможным развитие действия в истории. Оно позволяет обернуть действие иначе, а также дает человеку возможность взглянуть на историю своей жизни. Характер и обещание - это модели, позволяющие человеку увидеть свою жизнь как некую временную сущность, которой постоянно угрожают непредвиденные несчастные случаи и происшествия, но она также постоянно поглощает их и, спустя время, даёт возможность ретроспекции, ведущей к синтезу. Этот синтез позволяет нам взглянуть на одну-единственную жизнь как на целое, которое принадлежит одному и тому же человеку, наделенному характером и способностью сдерживать обещание.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(3):483-494
pages 483-494 views

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Вневременность К.Г. Юнга и сверхвременность Н.О. Лосского: компаративный анализ

Балановский В.В.

Аннотация

В статье сопоставляются взгляды К.Г. Юнга и Н.О. Лосского на природу времени, в том числе в контексте современных им физических теорий - квантовой механики В. Паули и релятивистской физики А. Эйнштейна. В частности, указывается на сходство представлений обоих мыслителей о том, что психика не только субъективно, но также объективно релятивизирует время. Под данное утверждение Юнг и Лосский подводят сходную эмпирическую базу, например, исследования Т. Флурнуа, а также похожее теоретическое обоснование посредством постулирования фундаментального акаузального принципа связи всего сущего, который лучше подходит для описания психических и некоторых физических феноменов, чем классическое каузальное объяснение. В аналитической психологии в качестве такого принципа выступает синхронистичность, в иерархическом персонализме - гносеологическая координация. Оба понятия генетически связаны с учением Г.В. Лейбница о предустановленной гармонии, которое было переосмыслено Юнгом и Лосским, исходя из разных мировоззренческих оснований. Первый в своих рассуждениях опирался на трансцендентальный идеализм И. Канта, принцип дополнительности и открытия квантовой механики, второй - на интуитивизм, принцип субординации и на собственную интерпретацию теорий Эйнштейна. Юнг приходит к выводу о том, что психика имеет вневременный характер, а Лосский о том, что она имеет сверхвременный характер. Вневременность у Юнга указывает на трансцендентный характер психического и стремление уйти от классического каузального объяснения, сохранив его по принципу дополнительности только для рассмотрения феноменальной стороны бытия и преимущественно физических процессов. В этом его поддерживает пионер квантовой механики Паули. Сверхвременность у Лосского, в системе которого нет ничего трансцендентного, свидетельствует о стремлении найти более глубокое основание для процессов, протекающих во времени, и по принципу субординации включить время в иерархичную структуру мироздания, отведя ему роль одной из двух ключевых характеристик психических и психо-материальных процессов, свойственных определенной ступени бытия.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(3):495-512
pages 495-512 views

Индивидуальное и социальное в философии права Л.И. Петражицкого

Корнилаев Л.Ю.

Аннотация

Наряду с конкурирующими правовыми концепциями правового позитивизма и правового гносеологизма во второй половине XIX в. формируется направление правового психологизма, внутри которого видное место занимает психологическая теория права русского и польского правоведа Л.И. Петражицкого. Правовая теория Л.И. Петражицкого трактует право как психический феномен в сознании отдельно взятого человека. Психическая жизнь формирует внутреннее и внешнее правовое поведение. Исследование права становится возможным только через анализ особого вида эмоциональной жизни субъекта - юридический опыт. Концентрация на эмоциональном мире человека дает основания считать теорию индивидуалистической, т.е. замкнутой на психической жизни субъекта. Вместе с тем психологическое учение русского правоведа получает также объяснительный потенциал для анализа социальной жизни. Оно содержит в себе идеи, раскрывающие такие механизмы функционирования общества, как утверждение идеала любви как конечной цели правотворчества, приоритет неофициального права в жизни общества, специфическая интерпретация публичного и частного права. Система правовых эмоций осуществляется на социальном уровне и устанавливает такие ценностные ориентиры, как любовь и социальный порядок. В статье реконструируются основные положения психологической теории права Петражицкого с точки зрения взаимодействия индивидуальной и социальной ее сторон. Социальный потенциал теории русского правоведа оказывается способным дополнить и объяснить широко обсуждаемыми на рубеже XIX-XX вв. идеи социализма и соборности. Индивидуалистическое учение Петражицкого представляется в качестве гибкой концепции, способной органично вписаться в разнообразные философские и социологические контексты.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(3):513-523
pages 513-523 views

Рукописи и переводы

Тело и время в философии культуры Сеземана: предисловие к публикации рукописи Василия Сеземана «Спорт и современная культура»

Йонкус Д.

Аннотация

Данная публикация представляет рукопись известного русско-литовского философа Василия Сеземана (1884-1963). Рукопись «Спорт и современная культура» - это текст из рукописного фонда Сеземана, который находится в Вильнюсском университете (F122-79). Эта рукопись - подготовительные заметки к статье Cеземана «Время, культура и тело. К познанию культурных задач современности», которая впервые увидела свет в 1931 г. в печатном издании евразийцев «Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Книга VII» (с. 147-190) под псевдонимом «В. Чухнин», а в 1935 г. опубликована на литовском языке под собственным именем. В исследовании «Время, культура и тело» Сеземан размышляет о таком объективирующем отношении к времени и телу, которое отчуждает их от самого человека. Сеземан утверждает, что время воспринимается как смысловое единство только тогда, когда оно рассматривается как рабочее время. Работа является такой целеполагающей деятельностью, которая ориентирована на достижение объективного результата в будущем. Погоня за целью помогает избежать ощущения пустоты времени, но одновременно отчуждает настоящее время. Погружаясь в деятельность, субъект преодолевает свою ограниченность и становится частью объективной культуры. Человек как бы прячется за объективированными результатами свой деятельности, чтобы избежать прямого столкновения со временем, так как это может привести к разрыву смысловых связей и к всеохватывающей скуке. Наряду с объективированным временем Сеземан исследует и феномен объективированного тела. Дело в том, что примитивный человек своему телу мог доверять больше, чем инструментам. В современной культуре тело постепенно теряет свое значение, так как его заменяет инструменты, машины и даже целые институты. Так центр культуры переносится в неподвластный субъекту мир вещей, в котором тело играет только вспомогательную роль. Преодоление отчуждения времени и тела возможно через самопознание и самообладание. Сеземан самообладание описывает как практическое умение и настрой, который он называет «присутствием духа». Человек в таком состоянии умеет находить себя, мобилизовать все силы, поддерживать внутреннее хладнокровие, спокойствие и равновесие духа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(3):524-532
pages 524-532 views

Спорт и современная культура

Сеземан В.

Аннотация

Данная публикация представляет рукопись известного русско-литовского философа Василия Сеземана (1884-1963). Рукопись «Спорт и современная культура» - это текст из рукописного фонда Сеземана, который находится в Вильнюсском университете (F122-79). Эта рукопись - подготовительные заметки к статье Cеземана «Время, культура и тело. К познанию культурных задач современности», которая впервые увидела свет в 1931 г. в печатном издании евразийцев «Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Книга VII» (с. 147-190) под псевдонимом «В. Чухнин», а в 1935 г. опубликована на литовском языке под собственным именем. В исследовании «Время, культура и тело» Сеземан размышляет о таком объективирующем отношении к времени и телу, которое отчуждает их от самого человека. Сеземан утверждает, что время воспринимается как смысловое единство только тогда, когда оно рассматривается как рабочее время. Работа является такой целеполагающей деятельностью, которая ориентирована на достижение объективного результата в будущем. Погоня за целью помогает избежать ощущения пустоты времени, но одновременно отчуждает настоящее время. Погружаясь в деятельность, субъект преодолевает свою ограниченность и становится частью объективной культуры. Человек как бы прячется за объективированными результатами свой деятельности, чтобы избежать прямого столкновения со временем, так как это может привести к разрыву смысловых связей и к всеохватывающей скуке. Наряду с объективированным временем Сеземан исследует и феномен объективированного тела. Дело в том, что примитивный человек своему телу мог доверять больше, чем инструментам. В современной культуре тело постепенно теряет свое значение, так как его заменяет инструменты, машины и даже целые институты. Так центр культуры переносится в неподвластный субъекту мир вещей, в котором тело играет только вспомогательную роль. Преодоление отчуждения времени и тела возможно через самопознание и самообладание. Сеземан самообладание описывает как практическое умение и настрой, который он называет «присутствием духа». Человек в таком состоянии умеет находить себя, мобилизовать все силы, поддерживать внутреннее хладнокровие, спокойствие и равновесие духа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(3):533-539
pages 533-539 views

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

К 65-летию Курта Вальтера Цайдлера: рецензия на сборник «Окончательное логическое обоснование»

Петров В.Б., Сальникова Т.В.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(3):540-544
pages 540-544 views

Ландшафтная философия применительно к описанию современного общества и среды

Милых А.О.

Аннотация

В статье обсуждаются особенности ландшафтной философии, а также перспективность ее практического применения для анализа кризисов современного общества, связанных с научно-технической революцией, глобализацией и массовизацией культуры. Понятие «ландшафтность» приобретает особое значение в связи с урбанистическим поворотом в философии. Приведенный нами в данной статье анализ показал, что ландшафтная философия объясняет негативные характеристики колониального познания. Рассмотрена интерпретация понятия пространство в ландшафтной философии. Вслед за С. Горяйновым мы рассматриваем ландшафтную философию как философию кризиса. Проведенный нами анализ показал, что ландшафтная философия способствует апробации моделей решения кризиса языка и мышления. Ландшафтная философия и философская антропология раскрывают экзистенциальную проблематику. В данном контексте проанализированы работы М. де Унамуно, М. Шелера, М. Фуко и В. Подороги. Раскрыто значение философии Унамуно для анализа роли индивидуального творческого пространства в современном мире. Выявлена применимость понятия М. Шелера «дух» для анализа проблематики ландшафтной философии. Обосновано, что в рамках ландшафтной философии В. Подороги решена проблема соотношения политики и политического. С помощью концептов утопия, атопия, гетеротопия исследованы различные аспекты кризиса современного человека, связанные с трансформацией идентичности субъекта, фрагментацией смыслов и значений. Таким образом, работы Подороги ценны для кризисной философии тем, что в них проанализированы как пространственные, так и политические аспекты кризиса современного общества. Работы Подороги дают возможность отразить противоречия современного общества, что обеспечивает перспективность их применения для анализа изменений современного социального пространства.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(3):545-553
pages 545-553 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах