Том 25, № 1 (2021): ДОСТОЕВСКИЙ КАК МЫСЛИТЕЛЬ: К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
- Год: 2021
- Статей: 16
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/1410
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2021-25-1
Весь выпуск
ДОСТОЕВСКИЙ КАК МЫСЛИТЕЛЬ: К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
«Русская идея» Ф.М. Достоевского: от почвенничества к универсализму
Аннотация
Раскрываются основные черты творчества Ф.М. Достоевского, его значимость для отечественной и мировой философии. Анализируется понятие «русской идеи», впервые введенного писателем и ставшего предметом изучения в последующей истории русской философии. Вскрывается полемика, возникшая по поводу характеристики почвенничества Достоевского и трактовки им русской идеи в «Очерке о Пушкине» и последующих комментариев в «Дневнике писателя». Автор приходит к выводу, что писатель преодолевает ограниченность почвеннической идеологии, восходя к универсализму. Всечеловеческое у него носит не безродный космополитический характер, а рождается из расцвета национального. Вместе с тем оно не является механическим набором определенных идей или произведений, но представляет сущность каждого из них. Многообразие украшает истину, а национальное разнообразие - человечество. Действительное единство народов не в лозунгах и идеологиях, оно обретается созиданием общих духовных ценностей. Всечеловеческое в этой трактовке, по своей сути и в своей истине, не может противоречить национальному, так как является высшим его расцветом. Лишь развивая национальную культуру, можно приблизиться к всечеловеческому, и это единственно реальное и содержательное его раскрытие, к которому и шла философская мысль в России в лице Достоевского. Истина не в беспочвенном космополитизме, и не в национализме, ее «золотую середину», на наш взгляд, и стремился выразить писатель-мыслитель.
Ф.М. Достоевский о причинах «замечательной нелюбви» Европы к России
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена попыткой авторов применить некоторые мировоззренческие концепты Ф.М. Достоевского к осмыслению современной социокультурной действительности. Целью проведенного исследования являлось выяснение причин исторически недружественного отношения Европы к России путем анализа трудов Ф.М. Достоевского, посвященных этой проблеме. В процессе написания статьи были использованы опубликованные Дневники писателя; неизданные при жизни писателя дневниковые записи; философские размышления, содержащиеся в художественных произведениях, а также применена современная научная и научно-популярная литература, посвященная творчеству Ф.М. Достоевского. В ходе анализа было выяснено, что в качестве основных причин отторжения России Европой писатель полагал исторические, вероисповедные и нравственные факторы, при этом он особенно выделял непонятное Европе бескорыстие как характеристику русского народа. Авторы обращают внимание на то, что все причины «замечательной нелюбви» Европы к России, о которых пишет Ф.М. Достоевский, прямым или косвенным образом связаны с православным вероисповеданием, поэтому попытка актуализировать мировоззренческое наследие великого писателя непременно приведет нас к дилемме: или переходить от мыслей и слов к действиям, религиозно просвещать и себя, и Европу; или заключить свое православное наследие в историко-культурологические рамки, устранив источник причин нашего отторжения европейской общественностью, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Идея церкви как наилучшего общественного устройства: Ф.М. Достоевский и Вл.С. Соловьев
Аннотация
Представлена В статье представлена реконструкция взглядов Ф.М. Достоевского и Вл.С. Соловьева на характер отношений церкви и государства. Проведена линия взаимного влияния мыслителей в контексте восприятия христианской истины. Показано, что Ф.М. Достоевский находился под впечатлением серии лекций Вл.С. Соловьева «Чтения о Богочеловечестве» и перенял из них идею о возможности религиозно-нравственного совершенствования не только отдельно взятой личности, но и общества в целом. В статье показано, что не без влияния Вл.С. Соловьева Ф.М. Достоевский приходит к славянофильской идеи соборности и невозможности спасения вне церковного общения, при этом говоря о Церкви как экклесии, то есть собрании верующих. Автор статьи показывает, что софийные и мистические моменты в романе «Братья Карамазовы» появляются при непосредственном влиянии на Ф.М. Достоевского «Чтений о Богочеловечестве» и совместной поездки мыслителей в монастырь Оптина Пустынь. Также отмечается, что в романе «Братья Карамазовы» была высказана идея о постепенном врастании государства в истину Церкви. Вл.С. Соловьев продолжил эту линию в рамках своего проекта свободной теократии в 1880-е гг., развивая мысль Ф.М. Достоевского - о Церкви как наилучшем общественном устройстве. Одновременно в статье показана принципиальная позиция обоих мыслителей на противопоставление идеала социализма и идеи христианской общественности, в рамках которой по-новому рассмотрен термин Ф.М. Достоевского «русский социализм», сформулированный в «Дневнике писателя». Автор показывает, что Вл.С. Соловьев в своей работе «Три речи в память Достоевского» первым пояснил термин «русский социализм» именно через понятие христианской общественности.
Христианство Достоевского
Аннотация
Опровергается популярное мнение о том, что христианские убеждения Достоевского были строго православными. Доказывается, что главной тенденцией религиозно-философских исканий Достоевского является критика исторического, церковного христианства как ложной, искаженной формы учения Иисуса Христа и стремление восстановить это учение в его исходной чистоте. Современные исследователи истории раннего христианства находят все больше аргументов в пользу того, что истинной учение Иисуса Христа содержится в том религиозном течении, которое церковь назвала гностической ересью. Точное философское выражение учение Христа получило в поздних работах И.Г. Фихте, идеи которого оказали сильное влияние на русского писателя. Достоевский, как и Фихте, понимает Христа как первого человека, показавшего возможность явить в себе Бога и обрести божественное всемогущество и вечную жизнь непосредственно в земной действительности. В этом смысле каждый человек может стать подобным Христу; главные герои Достоевского идут путем Христа и показывают, насколько сложным является этот путь. В статье показано, что Достоевский использовал в своем творчестве не только философскую версию истинного (гностического) христианства, разработанную немецкой философией (Фихте, Шеллинг, Гегель), но и ключевые мотивы гностического мифа, прежде всего представление о том, что наш мир, наполненный злом и страданиями, создан не высшим, благим Богом-Отцом, а злым Демиургом, дьяволом (в этом смысле он является адом).
Типажи «кротких» и «гордых» женских образов Ф.М. Достоевского как исследование вопроса о добродетели
Аннотация
Проведен анализ типажей «кротких» и «гордых» женских образов в произведениях Ф.М. Достоевского в связи с типологиями образов писателя у литературоведов Н.А. Добролюбова, В.Ф. Переверзева и А.А. Гизетти. Статья обращается к классическим авторам раннего критического осмысления творчества Достоевского, которые проводили разделение женских образов на два противоположных типа «кротких» и «гордых». При этом в статье подчеркивается идея о том, что в полифоническом мире Достоевского каждый литературный герой обладает многогранным сознанием, из-за чего прямое дихотомическое деление на «гордых» и «кротких» может быть только грубым обобщением. В статье рассматриваются типологии Н.А. Добролюбова, А.А. Гизетти, а также В.Ф. Переверзева, который создает наиболее масштабную и значимую при рассмотрении женских образов типологию. Он чутко подмечает неоднозначность и трагичность героинь Достоевского, вводя в типологию женских образов термин «женщина-двойник», исходя из которого каждая героиня так или иначе содержит в себе определенный внутренний конфликт, решение которого в ходе романа позволяет ее характеру развиться в сторону одного из указанных подтипов. Также проводится анализ типологии А.А. Гизетти, который в своем исследовании останавливается на таком типаже женских образов Достоевского, как «гордые», выделяя новый, «загадочный» подтип гордой героини Достоевского. В проведенном сравнении типажей «кротких» и «гордых» женских образов выделяются положительные и отрицательные этические смыслы рассматриваемых типов. Были сформулированы выводы о различных подтипах кротких и гордых характеров в художественном мире писателя, намечены основания для дальнейшего построения систематики понимания кротости и гордости по шкале соотнесенности с добродетельностью и порочностью характера персонажа.
Достоевский - Страхов - Толстой: к истории одного конфликта
Аннотация
Известный эпистолярно-экзистенциальный конфликт между Федором Достоевским и Николаем Страховым по поводу клеветы последнего об «ужасных грехах» великого русского писателя рассмотрен в статье с точки зрения философской антропологии, а также взаимоотношений не между двумя, а между тремя участниками этой истории: Достоевским, Страховым и Толстым. Данный конфликт рассмотрен сквозь антропологическую, экзистенциальную и сословную призмы описания, опирающиеся на реконструкцию страховского представления о человеке как о противоречивом, двойственном и неопределенном существе, отраженного затем в творчестве Достоевского. Обосновывается непосредственная связь между определением двойственной природы человека в работах Страхова и Достоевского и межличностными коллизиями внутри «пограничных форм литературы». Особое внимание уделено сословию семинаристов, объекту прицельной критики Достоевского, увидевшего их худшие характеристики в личности Страхова. Толстой в этом споре играет роль третейского судьи, оценивающего ситуацию, как с точки зрения литературной, так и с точки зрения экзистенциальной, и религиозной мысли. В ходе рассмотрения им данного конфликта, была обнаружена его неожиданная близость Достоевскому в оценке Страхова. Точкой их совпадения оказалось «розовое христианство» писателей, довольно схоже оправдывающих человека с точки зрения субъективного религиозного сознания.
А.Ф. Лосев о Ф.М. Достоевском. О деятельности Лосева в литературной секции ГАХН
Аннотация
В статье идет речь об одном интересном историко-философском факте, который еще слабо изучен в мировом достоевсковедении: обращение к анализу творчества великого русского писателя известного русского философа Алексея Федоровича Лосева во время его работы в Государственной академии художественных наук (ГАХН). В статье приводятся также и дополнительные сведения о работе Лосева в ГАХН в 1920-х гг. Особое внимание уделяется деятельности русского философа в Литературной секции в 1927-1929 гг. (в группе по античной литературе, в Комиссии по изучению творчества Достоевского). В статье приводятся многочисленные свидетельства об особом внимании со стороны Лосева к творчеству Достоевского. Так, он принимал участие в многочисленных дискуссиях по докладам на темы, посвященные творчеству русского писателя. В статье обращается внимание на то, что главным направлением анализа творчества Достоевского со стороны Лосева стал символизм писателя. Отмечается, что к исследованию проблемы символа в произведениях Достоевского Лосев обратился уже в 20-е гг., но опубликовать эти исследования философу удалось только гораздо позже. По мнению Лосева, символические образы пронизывают все творчество русского писателя. На основе комплексного анализа архивных источников, прежде всего протоколов заседаний, хранящихся в РГАЛИ, и их сопоставления в статье была представлена, насколько возможно, картина деятельности и интересов русского философа, что помогает лучше представить спектр научных интересов мыслителя и существенно расширяет возможности для дальнейшего исследования этого периода жизни Лосева, а также дает новые материалы к истории ГАХН.
ФИЛОСОФИЯ ДИАЛОГА
Герменевтика Аристотеля и герменевтика софистов с точки зрения философии диалога. Часть II. От софистов до современности
Аннотация
Рассматривается логико-философское учение софистов, которое, по мнению ряда современных исследователей, было более философским, чем это признавали их античные критики. Сравнение положений герменевтики Аристотеля с сохранившимися фрагментами Протагора и Горгия показывает, что учение софистов представляло собой своеобразную целостную философию, которая во многом предвосхитила философию диалога XX в. Несмотря на то, что философия Платона и Аристотеля пыталась преодолеть релятивизм и антионтологизм софистического учения, но некоторые элементы его диалогизма сохранились в последующей философии в диалектике и риторике. Первое, на что стоит обратить внимание - это различие между диалогической формой изложения философии у Платона и диалогом как фундаментальным основанием мышления, которое мы обнаруживаем у софистов. Сохраненный в диалектике Платона и риторике Аристотеля диалогизм оказывается скорее техническим методом убеждения собеседника, чем герменевтическим основанием, которым он является в философии диалога и в методе сократической дискуссии. Лингвистический поворот, который произошел в философии XX в. включает в себя не только повышенный интерес к языку и точности выражения. Не менее важна новая постановка вопроса о природе языка. Является ли язык инструментом формулировки мысли, как это полагал Аристотель и вслед за ним представители современной аналитической философии, или он обладает собственным фундаментальным статусом, как это считают представители философии диалога? В данном контексте для философии диалога очень важно найти в мышлении досократиков предшественников, которые уже две с половиной тысячи лет назад наметили пути для современной мысли. Во второй части статьи рассматриваются формы диалогического мышления, которые сохранились в философии после софистов и роль герменевтики софистов при формировании современной философии диалога.
ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИЯ. КУЛЬТУРА
Переосмысляя интеграционные аспекты теологии и науки: синтезы и конгруэнтности
Аннотация
Если мы желаем определить сегодняшнее общество одним словом, пытаясь уловить оттенки значения, то это будет слово «поляризация». Взаимозависимость между всеми социальными сегментами, выражаемая глобализационными процессами, выполняет двойную функцию: раскрывает элементы идентичности, входящие в структуру общества (религия, политика, культура, наука и т.д.), и обрамляет их в реляционную динамику. В данных условиях находятся теология и наука, которые, разумеется, сохраняют ряд свойственных им компонентов под общими наименованиями. Можно ли говорить о конгруэнтности этих двух измерений человеческого знания? Или они развиваются совершенно отдельно и антагонистичны в социальном прогрессе? По мнению Яна Барбура, между Наукой и Религией существует четыре типа отношений: конфликт, независимость, диалог и интеграция. Настоящая статья призвана подчеркнуть согласованность теологии и науки в парадигме неопатристического синтеза, в которой феноменологически, теологически и философски исследуются связи между этими двумя типами. Неопатристический синтез - это богословское движение XX в., созданное по инициативе православного богослова Георгия Флоровского.
Соборность и тотальность в учении Георгия Гурвича о социальном праве
Аннотация
Георгий Давидович Гурвич (1894-1965) с 20-х гг. прошлого века и до конца жизни решал задачу совмещения единства и множественности в обосновании социума. Он считал, что индивидуализм и коллективизм ограниченно представляют социальные процессы, потому что они основаны на предубеждении, что обязывающая сила права происходит соответственно из воли физического/юридического лица. Индивидуальному праву Гурвич противопоставил социальное право, которое призвано было преодолеть противоборство индивидуализма и коллективизма. Социальное право построено на допущении юридической социологии о том, что социальные взаимодействия как таковые уже являются правовыми отношениями. Это решение позволяет Гурвичу рассматривать любые социальные взаимодействия как источник права и утверждать правотворческий плюрализм как способ конструирования социума. Целостность социума является условием взаимной корреляции множества правовых регламентаций, порождаемых социальными взаимодействиями внутри него, в единую структуру социального права. В условиях целостного подхода в понимании социальных взаимодействий Гурвич в русскоязычных работах эмигрантского периода использует философско-правовую трактовку соборности для характеристики целостности социума. Во франко- и англоязычных работах с 30-х гг. прошлого века Гурвич для обозначения социальной целостности использует термин «тотальность», которое почерпнул у Марселя Мосса. В статье произведен сравнительный анализ соборности и тотальности как вариантов обозначения социальной целостности в учении Гурвича о социальном праве. Было установлено, что Гурвич, используя понятия «соборность» и «тотальность», по-разному трактовал развитие социума: 1) как антииерархичное соборное равенство; 2) как иерархичную инординацию тотальностей. Проанализировав особенности трактовки соборности и тотальности в работах Гурвича, я пришел к выводу, что эти понятия следует считать разноязычными эквивалентами в обозначении социальной целостности как источников права, которые отображают изменения в трактовке общества в учении Гурвича о социальном праве.
Философия музыки в картине мира: от Античности к Новому времени
Аннотация
Представлены философские взгляды на музыку в контексте картины мира от Античности до Нового времени. Автор также затрагивает проблематику современности, опираясь на собственную философскую концепцию музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром, изложенную в книге «Ценность музыки: философский аспект». В бытии музыки сохраняется неизменный космический принцип Гармонии, принцип движения вселенского Ритма, становления в процессе борьбы противоположностей Хаос/Форма; музыка выражает текучую сущность мира и изменяющееся пространственно-временное бытие. Философия музыки - область философского знания, которая рассматривает музыку как то, что больше чем вид искусства, исследует музыку онтолого-гносеологически и феноменолого-аксиологически. Философия музыки исследует глубинные, предельные, фундаментальные основания музыкального бытия и философско-эстетические основоположения музыкального искусства. С древности в сознании человека музыка являлась отображением картины мира, гармоническим эквивалентом космологической философии, математики, астрономии, астрофизики (Пифагор, Платон, Аристотель, Аристоксен, Порфирий и др.). В Новое время научная мысль о музыке обогащается благодаря расширенному представлению о космо-звуковом пространстве, отображенном в музыкальном искусстве, трансформирующем математические идеи геометричности, квадратности и др. Тенденция создания интегральной мировой музыки в музыкальной практике ХХ-XXI вв. содержит попытку человечества посредством современных способов сочинения музыкального искусства представить сущность музыки как выражение, с одной стороны, страха перед тайной Гармонии вселенского бытия, с другой - как поиск спасения и душевного равновесия, интуитивно выражая то, что происходит в естественнонаучном знании, которое все больше и больше указывает нам на бездну не познаваемого до конца мироздания и неустойчивого места человека в современном мире.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
В.В. Малявин об истоках ритуализма в китайской культуре
Аннотация
Автор анализирует истоки китайского ритуализма на основе идей, высказанных известным китаеведом В.В. Малявиным. Церемониальность китайской культуры, дожившая и до дня нынешнего, зачастую представляется европейцам «пережитком» архаики, «тормозящим» механизмом в цивилизации Поднебесной. Автор же демонстрирует ошибочность подобных убеждений и близость некоторых древнейших комплексов китайского менталитета и постмодернистского сознания. Параллельно прослеживаются базовые основы дихотомии сознательного-бессознательного в европейской и китайской культурах: космос и пустота; человек и мир как субстанции; соотношение означающего и означаемого, представления об истинной реальности как таковой в европейской и китайской традициях.