Том 24, № 2 (2020): ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Год: 2020
- Статей: 13
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/1325
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-2
Весь выпуск
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Принцип «непротивления злу насилием» Л.Н. Толстого в контексте русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ века
Аннотация
В статье рассматривается, как изменялся смысл принципа «непротивления злу насилием» в религиозно-философском учении Л.Н. Толстого и как этот принцип оценивался в русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ века. В ранней версии учения Толстого, изложенной в книге «В чем моя вера?», принцип непротивления понимался в моральном смысле, в качестве нормы для всех людей; его исполнение должно привести к совершенству земной жизни. Это представление Толстого было подвергнуто резкой критике его современниками, которые отмечали, что в учении Толстого не остается подлинно религиозного содержания, оно превращается в утилитарное учение о земном прогрессе человечества. Учитывая эту критику, Толстой в более поздних работах изменил свое понимание принципа непротивления. Проводя различие между двумя уровнями человеческой жизни - «животной» и божественной, Толстой признал указанный принцип законом именно божественной жизни человека. В результате принцип непротивления приобрел религиозный, а не моральный смысл, поскольку переход человека к божественной жизни означает мистическое преображение его бытия. Он осознает свое сверхпространственное и сверхвременное единство со всеми людьми и со всем бытием и поэтому может оценивать последствия своих поступков не только в ограниченной сфере своей жизни, но и во всем бесконечном бытии. В связи с этим человек осознает абсолютное превосходство добрых поступков над злыми, даже если последние совершены ради противостояния злу. Показано, что к аналогичному пониманию религиозного смысла принципа непротивления пришли в конце жизни некоторые критики Толстого (Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин).
Проблема интеллектуальных двойников в современных исследованиях по истории русской философии (на примере русского народничества)
Аннотация
Статья вводит читателя в современный исследовательский дискурс по истории русской философии, инициирующий новое прочтение произведений русских мыслителей. Эти исследования проблематизируют феномен так называемых «интеллектуальных двойников». Отправной точкой статьи выступает формулировка этой проблемы, представленная в 2013 г. М.А. Маслиным в журнале «Вопросы философии». В своей работе Маслин упоминает А.И. Герцена, одного из основателей русского народничества, как пример феномена интеллектуальных двойников. Развивая эту тему, статья обращает внимание на проблему интеллектуальных двойников в контексте русского народничества, углубляя и усиливая проблематизацию этого феномена обращением к творческому наследию Н.К. Михайловского. В произведениях этого мыслителя-народника можно обнаружить два лица. Первое может быть метафорически определено как петербургское, а второе — как ялтинское. Эти обозначения заимствованы из заметок Сергея Елпатьевского, друга Михайловского. Двуликость выражает специфику проблемы двойников у Михайловского, а также ее качественный сдвиг по отношению к современным исследованиям описываемого феномена.
Соборность и гуманизм: культурфилософский анализ эссе Вяч. Иванова «Легион и соборность»
Аннотация
В данной статье рассматривается философское и культурное значение понятия «соборность» как в культурном контексте Серебряного века, так и в историческом контексте Первой мировой войны на основе эссе Вяч. Иванова "Легион и соборность" (1916 г.). Предлагается филологический анализ ряда терминов, благодаря которым автор уточняет собственное представление о соборности в новом историческом европейском контексте. Речь идет о лексическом поле соединения, о таких терминах, как организация, кооперация, коллективизм, приводящих к главной, онтологической антитезe заглавия. В данной статье оппозиция между легионом и соборностью дублирует противостояние между Германией и Россией. Вяч. Иванов сначала ведет культурологический анализ такого противостояния и разоблачает ницшеанство в немецкой культурe на стыке XIX-ХХ веков. Он доказывает фальшивость понимания организации в современной немецкой культуре. По его мнению, мерилом лжи или истины являются главные ценности свободы и личности. В последней главе своего эссе Вяч. Иванов дает собственное определение соборности, не ссылаясь на русских мыслителей, но цитируя блаженного Августина с его образом двух градов. Автор статьи показывает, что культурологическая перспектива преодолевается христианской антропологической и мистической перспективой, где провозглашается гуманизм и христоцентризм. Итак, слово «соборность» является «вселенским словом», упоминающим о том, что истинное, чаемое общественное соединение имеет своим центром Христа. В этом смысле понятие соборности ознаменует ту же мистическую реальность, что и тайно вырастающий из исторического плана бытия Небесный Град блаженного Августина.
Концепция «самосознающей души» Андрея Белого: синтез ранней рецепции Канта с учением и эзотерической практикой Штайнера
Аннотация
В статье рассматривается связь между медитативной антропософской практикой Андрея Белого и концепцией самосознающей души, которой посвящен главный теоретический труд символиста «История становления самосознающей души». После краткого обзора эзотерических практик, в которые он был введен Рудольфом Штайнером в 1912-1914 годы, разрабатывается топография медитативного пространства по описаниям, приведенным Белым в «Кризисах». При этом привлекаются соответствующие источники Штайнера о высших ступенях познания, от которых концепция Белого в нескольких пунктах отклоняется. Далее рассматривается, каким образом внутренний опыт Белого отражается в познавательных принципах самосознающей души, которые он понимает как отражения высших познавательных способностей на более низком душевном уровне. Утверждается, что познавательные принципы самосознающей души, именуемые Белым «композицией пространства», «темой в вариациях времени» и «символом», являются синтезом эзотерической практики Белого с его ранней рецепцией критической философии Канта. Он сплавляет их в градационную модель постепенного углубления познания в устройство мироздания и в человеческий путь культурного развития. Этот познавательный процесс, по Белому, осуществляется творческим участием познающего субъекта и завершается его обожествлением.
К истокам формирования русского неокантианства: методологические основания философии А.И. Введенского
Аннотация
В статье раскрывается значение и вклад А.И. Введенского в становление русского неокантианства на примере системного и комплексного рассмотрения его исследований. Внимание уделяется значению критической методологии А.И. Введенского для последующего развития русского неокантианства в первой трети XX века. Метод «логицизм» обозначается как неотъемлемая часть критицизма, который заключается в элиминации догматических оснований из философского дискурса. В свою очередь критическая методология, понимаемая в качестве теоретического инструмента построения целостной картины мира в согласованности с научным знанием, служит основанием для выявления проблемного поля корреляции рационального и иррационального. Обозначенные вопросы и проблематика познания в работах А.И. Введенского становятся началом формирования русского неокантианства как направления, которое противопоставляется догматизму и религиозно-философским исследованиям. Развивая критическую методологию, русский философ обращается к рассмотрению роли философии при формировании мировоззренческих оснований. В содержании статьи последовательно раскрываются ключевые положения философии А.И. Введенского, от постановки вопроса о методологических основаниях критицизма до выявления специфики философии по отношению к научным дисциплинам, на примере экспериментальной психологии, опирающихся преимущественно на эмпирические методы. В заключение статьи обозначает перспективы изучения трудов А.И. Введенского для установления объективности значения критического идеализма в истории становления отечественной философской мысли и апробации сущности критического мышления.
ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Идея доказательства
Аннотация
В статье исследуется неформальная сторона идеи доказательства. Слово «идея» используется в смысле, восходящем к Платону. Доказательство понимается как точно установленная связь точно сформулированных и объективно существующих идей. Эта связь идей относится к сфере возможного и может наличествовать в одних возможных мирах и отсутствовать в других. Критикуются попытки трактовать доказательство как процедуру убедительной аргументации. Показано, что доказательства не обязательно являются убедительными, и что убедительность может быть присуща внедоказательным формам аргументации. Кратко прослеживается генезис идеи доказательства от истоков до наших дней. Приводятся доводы в пользу тезиса о возникновении идеи доказательства в пифагорейской философии. Обсуждается вопрос о том, по каким причинам идея доказательства не переоткрывалась больше нигде и никогда. Рассматривается проблема временного разрыва между появлением доказательств и точным определением понятия доказательства в современной логике. На доступном примере обосновывается неотделимость идеи доказательства от ее формального представления в той или иной логике. Приводится перечень некоторых основных неформальных предикатов доказательств и дается их краткая характеристика.
«Длящиеся слова», треугольник Пирса и тетраэдр онтологической Прописи
Аннотация
Предметом анализа настоящей работы являются имена (знаки), имеющие время существования больше нуля. Введено разделение всех имен (знаков) на 1) «длящиеся слова» и 2) «слова сингулярные». Показано, что в треугольнике Пирса могут длится в разной комбинации имя (знак), его значение и его смысл. Построена классификация «длящихся слов» и «сингулярных слов». Введено новое понятие, описывающее мир возможных и реальных объектов - онтологическое пространство (Пропись). Введен тетраэдр Прописи, вершиной которого является не имя (знак), а смысл (концепт). Показано, что ни «имя», ни «денотат» не могут существовать без смысла, а смыл может существовать без «имени» и без «денотата». Обосновано, что Пропись состоит из «отрезков-черт». Показано также, что длящиеся слова имеют (не имеют) соответствие с этими «отрезками-чертами» Прописи. Анализ Прописи позволил выявить четырнадцать аксиом, которым подчиняются её отрезки-черты и длящиеся слова.
Онтология семантики в информационных технологиях
Аннотация
В статье анализируются онтологические возможности задания смысла информации. Для этого рассматривается современный подход информационных технологий в отношении задания смысла текстовой информации. При этом формулируется проблема задания смысла числа и смысла слова (текста), которая рассмотрена с позиции онтологического подхода, основанного на решении проблемы бытия, где онтология семантики оказывается следствием такого решения. В качестве самой онтологии выбрана релятивная онтология, исходным положением которой является тезис: быть значит различаться. Вследствие этого информация определяется как результат онтологического различения, которое допускает математическую формализацию через операцию вычитания, выражающую суть онтологического различения. Это в свою очередь позволяет всегда построить числовой порядок смыслов любой, в том числе и текстовой, информации, при этом смысл информации есть место в таком числовой ряду. Такой метод, названный как релятивный метод, приводит к точному числовому заданию смысла любой информации, а в силу этой числовой формы смыслы любой информации могут быть легко введены в компьютер с последующей обработкой и оперированием этими смыслами.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
От диалогической онтологии к теории семиосферы: философия диалога культур М. Бубера и Ю.М. Лотмана
Аннотация
В настоящее время диалог рассматривается как основа культурного бытия, а диалог культур стал ключевым понятием современной философской мысли. Понятие диалога трансформировалось на протяжении прошлого столетия, обрастая новыми смыслами и меняя свое внутреннее содержание от понимания его как обычного обмена информацией до сложного творческого взаимодействия и взаимовлияния различных культурно-ценностных сознаний. Субъектами диалога теперь становятся не только различные личности, но и целые этносы, культуры, цивилизации, тем самым расширяя функционирование диалога до средства развития межкультурных, межэтнических и межцивилизационных отношений и подчеркивая общность мирового исторического процесса и культурного наследия человечества. Появившись как форма межличностных отношений в онтологии М. Бубера, который один из первых акцентировал внимание на переходе отношений от «субъект - объект» к «субъект - субъект», понятие «диалога» стало важнейшим философским понятием всей середины XX века. Но абсолютно новый поворот развития теории диалога, да и всей человеческой культуры в целом, был обусловлен концепцией семиосферы Ю.М. Лотмана. Статья посвящена рассмотрению генезиса философской концепции диалога культур в XX веке. Основное внимание уделено ее зарождению в начале XX столетия в теологической концепции М. Бубера и точке ее максимального развития в семиотической философии Ю.М. Лотмана.
Цифровое общество и многомерный человек (Новая постановка вопроса «Одномерного человека» Маркузе)
Аннотация
Одной из основных проблем социальной философии является технологическая революция и ее влияние на социальные системы. Критические взгляды на эти системы со стороны социальных философов отталкиваются от социальных проблем своего времени. Ключевым критическим тезисом Карла Маркса в его работе Das Capital является бедность, вызванная системой капитализма. Для него капитализм порождает только негативные социальные последствия, такие как рабство, угнетение, эксплуатация и обнищание. Герберт Маркузе указывает на ту же проблему, но выбирает иной угол зрения. Маркузе критикует общество изобилия. В «Одномерном человеке» Маркузе выступил с резкой критикой индустриального общества. Индустриальное общество, с его точки зрения, характеризуется изобилием и избытком, но это общество все еще угнетено новым типом рабства, называемым добровольным рабством. В итоге можно резюмировать: оба философа построили критику индустриального общества, но при этом стояли на разных позициях. Критика Маркса - это критика общества недостатка, голодного и неполноценного, критика Маркузе - критика сытого, обильного и избыточного общества. Цель этой статьи - показать, как одномерный человек Маркузе заканчивается в цифровую эпоху.
Информационная война в контексте кибернетической эпистемологии
Аннотация
В статье автор приводит обзор ключевых научных мнений о понимании термина «кибернетика». В тексте статьи представлен авторский взгляд понятия кибернетической эпистемологии исходя из ее методологических особенностей. Получает развитие авторский взгляд на понятие информационной войны как сложной социальной системы в его исследовании в контексте кибернетической эпистемологии. Концепция теории сложности до настоящего момента не применялась в исследовании онтологических характеристик феномена «информационная война». Предложенное автором рассмотрение информационной войны в контексте теории сложности позволяет выделять такие сущностные его характеристики, как рекурсивность на неопределенном участке времени и самопроизвольный характер. Проведенный анализ методов эпистемологии, их возможного и должного применения в кибернетике подтвердил актуальность исследования для формализации сложных явлений окружающего мира, определил возможность конструктивного обобщения знания, полученного в результате комплексной формализации характеристик исследуемых явлений и предельно допустимых изменений их состояний.