Том 23, № 4 (2019): ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Год: 2019
- Статей: 15
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/1276
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2019-23-4
Весь выпуск
От редакции
Современная еврейская философия в поисках (само)определения
История еврейской философии
Понятие добродетели в религиозной философии Германа Когена
Аннотация
В трактовке добродетели в самом позднем сочинении Когена «Религия разума из источников иудаизма» сфокусировались важнейшие понятия этой работы: особенность определения того, что такое религия разума; понимание единственности Бога; корреляция; мессианизм. Для Когена единая система добродетелей предполагает единую и единственную этику и коррелирует с идеей единства человечества. Последнее понятие, по его убеждению, вызревало в лоне монотеизма. Человечество едино, поскольку все люди - творения единственного Бога. Именно единым общечеловеческим добродетелям посвящена книга «Религия разума». Коген отвергает метафизические спекуляции о сущности Бога, об атрибутах Бога, присущих ему самому по себе. Религия разума говорит о Боге только в корреляции с человеком. Бог выступает нравственным идеалом и открывает себя человеку, давая ему нравственные заповеди. Нравственность связывает человека и Бога, и эта связь подробно раскрывается Когеном в теме добродетелей. Одновременно, Бог трактуется как Истина. Коррелирующей добродетелью для человека будет верность истине, или правдивость. Кроме правдивости в обычном смысле верность истине требует правильного поклонения Богу. А кульминирует корреляция в идее мессианизма, которая трактуется Когеном как бесконечное движение единого человечества по пути социальной справедливости.
Проблема индивидуальности в эстетике Германа Когена
Аннотация
«Лекции по философии» Симоны Вейль: комментарий
Аннотация
Еврейская философия как направление мировой философии нового и новейшего времени
Аннотация
История европейской философии
Трансцендентализм Яковенко в философском контексте его времени: феноменология и/или неокантианство
Аннотация
В статье рассматривается творчество Бориса Валентиновича Яковенко, одного из самых ярких представителей русского неокантианства. Философия Яковенко анализируется в контексте немецкой и русской философских традиций начала ХХ в. - феноменологии и неокантианства. Будучи сторонником неокантианства, большую часть своих исследований Яковенко посвятил проблематике познания. В статье исследуются основания критики, направленной Яковенко против современных ему гносеологических подходов, прежде всего, против феноменологии и неокантианства. Неприемлемость этих подходов для Яковенко состоит в смешении различных типов сущего. Яковенко считает, что феноменология Гуссерля концентрирует свое внимание на изучении процесса психологического познания, а исходя из субъективности нельзя достигнуть объективного знания. Коген, по мнению Яковенко, отрицая возможность чистой данности ощущений, релятивизирует саму идею сущего, подразумевая под ним только науку. Собственную онтологическую установку Яковенко называет трансцендентальным плюрализмом, под которым понимается признание самодостаточности и независимости каждого вида Бытия, между которыми не существует никакой связи. Познание этой множественности единичностей должно быть безпредпосылочным и абсолютным и возможно, по мнению Яковенко, в особого рода интуиции. Эту интуицию Яковенко называется мистической, однако не дает ее развернутого описания и обоснования. Несмотря на незавершенность концепции Яковенко, обращение к его философии позволяет актуализовать теоретико-познавательные проблемы, представляющие и сегодня для нас интерес: проблему субъективности и объективности, проблему беспредпосылочности познания, «чистой данности», трансценденции и имманенции, соотношения различного типа интуиций в познании и др.
Умопостигаемый характер и откровение личности: «психологическая схема» Ф.В.Й. Шеллинга
Аннотация
Статья посвящена анализу небольшого рукописного фрагмента Ф.В.Й. Шеллинга «Психологическая схема» (1837-1938), представляющего собой набросок основных понятий и принципов философской антропологии. В статье реконструированы обстоятельства создания текста, связанные с доверительным общением между Шеллингом и баварским кронпринцем Максимилианом, а также выявлены важнейшие параллели между ним и более ранними текстами, посвященными философско-антропологической проблематике - «Философскими исследованиями о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах» (1809) и Штутгартскими частными лекциями (1810). В ходе анализа терминологии фрагмента автор показывает, что источником позднего наброска шеллинговской антропологии является трактат И. Канта «Религия в пределах только разума». Основная проблема, на решение которой направлена антропологическая программа Шеллинга - объяснение взаимосвязи интеллигибельного и эмпирического характера человека, а основным средством ее решения становится разработанное Шеллингом в 1820-1830-е гг. учение о потенциях как онтологических модальностях.
Общий корень философии и теологии в лекциях по диалектике Ф.Д.Э. Шлейермахера
Аннотация
Шлейермахер - философ и теолог - широко известен в протестантских кругах. Однако его философию после рубежа девятнадцатого - двадцатого веков только начинают переоткрывать в России. Одним из центральных произведений Шлейермахера являются лекции по диалектике, прочитанные им в Берлинском университете. Именно в лекциях по диалектике Шлейермахер излагает свою систему философии. Он пытается соединить мир действия и мир науки, выявляя их общий корень, таким образом, предлагая свой взгляд на решение проблемы посткантовской философии. Действие и познание, пишет Шлейермахер, не два различных несводимых друг к другу мира, в которых обречен жить человек, но два различных взгляда на реальность, при этом, поскольку они могут быть описаны в одних и тех же понятиях, доминирование той или иной стороны зависит от того, какое из общих для обоих «миров» понятий имеет перевес. Более того, в этих лекциях можно увидеть, как Шлейермахер понимает связь теологии и философии. Теология, достоверность оснований которой подтверждаются очевидной данностью религиозного чувства - откровения Абсолюта, - и философия, которая постепенно восходит к Абсолюту, описывая его как высшее понятие, которому больше ничего нельзя противопоставить, следовательно, которое разум не может определить, свое общее основание имеют в Абсолюте, Боге, данном нам в чувстве, и предпосылаемом каждому акту бытия и мышления. Итак, «Диалектику» Шлейермахера можно по праву считать не только изложением его философской системы, но и ключом к пониманию взаимосвязи философии и теологии и их связи через понятие Бога.
Дискуссионная площадка
Логическая методология
Аннотация
В нормативных документах Министерства высшего образования и науки ставится задача формирования компетенций у студентов. Под компетенциями понимаются знания и умения. Знания - это мировоззренческая составляющая науки, а значит соответствующей учебной дисциплины, а умения - методологическая составляющая. Под мировоззрением понимается система взглядов на предметную область науки, а под методологией - система нематериальных средств познания и практической деятельности, разрабатываемых в данной науке и представленных в соответствующей учебной дисциплине. Отмечается, что предметом изучения логики являются не только особые структуры мыслей и процессов мышления (формы мыслей и процессов мышления), но и виды и характеристики исходных составляющих сложных мыслей и процессов мышления, например знаки и термины. В статье на примере логики описывается авторская концепция методологической составляющей учебной дисциплины. Обращается внимание на важность использования в процессе познания методологических установок, создаваемых на основе мировоззрения, а также на необходимость учитывать виды знания - знание эмпирическое и теоретическое, проблема, гипотеза, теория. Приводятся некоторые другие методологические средства логики, например, принципы, технологии. Более известные методологические средства (методы, стратегии, тактики и др.) не рассматриваются. Предполагается, что статья вызовет интерес у представителей других философских, и не только философских, учебных дисциплин, и обсуждение проблемы мировоззренческих и методологических составляющих этих дисциплин продолжится.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Философия человеческого достоинства в проблемном поле глобального мира
Аннотация
В статье рассматриваются человеческое достоинство в аспекте современных вызовов техногенной цивилизации, вступившей в новую стадию своего развития. Человеческое достоинство как категория этики остается недооцененной в философской антропологии, поскольку в первом ряду этических ценностей гуманитарии, как правило, ставят категории свободы и справедливости. Сегодня «достоинство» приобретает особый и более высокий антропологический и социальный статус, переосмысливается понятие человеческого достоинства, выходя за рамки собственно этической категории как добродетели. В глобальном мире человеческое достоинство является ответом на такие вызовы современности, как образование коммуникативного мирового сообщества с ориентацией на цифровую цивилизацию, антропологическая проблема будущего человечества, экологическая ситуация планетарного масштаба, переориентация этико-правовых отношений глобализирующегося мира. Человеческое достоинство выступает проблемой национально-этнических и национально-государственных отношений в переходе к транснациональным регулятивным взаимодействиям. В трактовке нации авторы принимают известные два подхода к пониманию нации: с одной стороны, нация как этнокультурная общность; с другой - гражданская нация как приятие личностью государственной принадлежности.. И тот и другой подходы ведут по возможности или по необходимости к транснациональной постановке вопроса, когда приоритетом становится человеческое достоинство в своем высшем значении творческой деятельности независимо от национальной принадлежности. В этой связи затронута утопическая идея возможности глобального этоса. Авторы концентрируют внимание на антропо-аксиологическом подходе понимания человеческого достоинства, где космологический принцип бытия человека детерминирован его творческой силой. Актуальность проблемы человеческого достоинства обусловлена тем, что как бы в современном жизненном мире человек не ставил экономику выше морали, основу человеческого достоинства в его бытийной сущности составляет ценностное моральное сознание, в глубине которого «работают» базовые всечеловеческие ценности транснационального характера, находящиеся в противоречии с ценностями общества потребления, движимого практическими интересами. Человеческое достоинство в этой связи следует трактовать как абсолютную ценность и вместе с тем следует учитывать многоаспектность проблемы достоинства в условиях современных глобализационных процессов. Исходя из онтологического понимания глобализации как мегатенденции в самодвижении естественноисторического процесса, авторы обосновывают антропологическую ценность человеческого достоинства, имеющую универсальное, транскультурное значение. Применение антропо-аксиологического подхода и междисциплинарных методов раскрывает всечеловеческую ценность достоинства, основанную на антропо-социальной нравственной природе и творческой ценности человека. Сама творческая преобразовательная деятельность не будет достойной по качеству без нравственной ответственности. Современное понятие человеческого достоинства обращено к этике ответственности, а значит долженствования, которая выделяет морально-аксиологическое отношение к жизни, принятие ответственных решений в современных условиях социокультурных взаимодействий. В условиях глобализации философия человеческого достоинства становится доминантой всей сознательно-волевой деятельности, стержнем нравственного переосмысления соотношения транснационального и национального в свете толерантности, способности к ненасилию. При этом авторы указывают в постановке основного вопроса философии человеческого достоинства возможность выхода за пределы этической категории человеческого достоинства, поскольку неизменное ядро всечеловеческих ценностей добра - красоты - истины не утрачивают своего значения в глобальном, изменяющемся мире.
Конструирование социальной реальности в литературной фантазии и феноменологии повседневности
Аннотация
Идея сконструированного характера социальной реальности подразумевает значимость человеческого фактора в формировании институциональных норм и культурных образцов, определяющих специфику социального общежития. В статье исследуются особенности социального конструирования в контексте феноменологического подхода А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмана. Данная концепция акцентирует внимание на когнитивном стиле повседневности, который позволяет людям структурировать и понимать мир, разделяемый ими с другими, а также избегать ситуаций потери смысла и аномии. Автор статьи анализирует феномен социального конструирования в отличие от воображаемых построений социального, направленных за пределы существующего порядка вещей. Мир повседневности сравнивается с фантастической реальностью, представленной в произведении Х.Л. Борхеса «Лотерея в Вавилоне». Изображая процесс социального конструирования каким оно может быть, основанное на сходных ментальных процедурах, это произведение демонстрирует эксцессы и бесчеловечный характер данного феномена. В статье также анализируется позиция феноменологического наблюдателя социальной реальности. С одной стороны, наблюдатель дистанцируется от теоретических абстракций, воображаемых конструкций и социально-критической мысли, подрывающей существующий порядок, с другой - трансцендирует реифицированные формы социального бытия и инициирует особую форму критического восприятия действительности.
Влияние цифровых технологий на модели производства и формы занятости: социально-философский анализ
Аннотация
Процесс интеграции цифровых технологий в структуру общественного производства и распределения приводит к ряду определенных тенденций капиталистического развития. Ускорение информационного обмена предоставляет возможность замены фордистской модели производства на более бережливую сетевую модель, подразумевающую выведение части сотрудников на аутсорс и снижение долгосрочности контрактных обязательств и отношений найма, что приводит к прекаризации труда определенной социальной группы, которую можно обозначить как «прекариат». Изменение условий труда приводит к изменению способов повышения производительности труда, что является причиной становления «обществ контроля», характеризующихся распределенной властью, встраиванием ранее внешнего принуждения внутрь личности, аффективным инжинирингом, пролонгацией образовательного процесса, возрастанием темпа и ритма работы, распространением проектных форм работы, заменяющих рутинные формы, и появлением ликвидной краткосрочной идентичности, свойственной представителям прекариата. Целью данного исследования является обнаружение и демонстрация глубинной взаимосвязи между этими процессами. Достижение поставленной цели в дальнейшем откроет дорогу более тщательному изучению каждого из этих процессов в отдельности, но уже исходя из перспективы их системного единства. В соответствии с целью исследования структура работы строится следующим образом: первый раздел посвящен ускорению социального времени, которое сопровождается сжиманием социального пространства, и изменением масштаба в котором могут действовать коммерческие и государственные предприятия, поскольку именно мгновенная положительная обратная связь, обеспеченная цифровой сетью, ведет к изменению инфраструктуры предприятий и трансформации производственных и логистических моделей (2 раздел). Так же ускорение обратной связи между наемным рабочим и работодателем приводит к прекаризации труда рабочего (3 раздел), сопровождающейся появлением «обществ контроля» (4 раздел).