Том 23, № 4 (2019): ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

От редакции

Современная еврейская философия в поисках (само)определения

Белов В.Н.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(4):391-397
pages 391-397 views

История еврейской философии

Понятие добродетели в религиозной философии Германа Когена

Сокулер З.А.

Аннотация

В трактовке добродетели в самом позднем сочинении Когена «Религия разума из источников иудаизма» сфокусировались важнейшие понятия этой работы: особенность определения того, что такое религия разума; понимание единственности Бога; корреляция; мессианизм. Для Когена единая система добродетелей предполагает единую и единственную этику и коррелирует с идеей единства человечества. Последнее понятие, по его убеждению, вызревало в лоне монотеизма. Человечество едино, поскольку все люди - творения единственного Бога. Именно единым общечеловеческим добродетелям посвящена книга «Религия разума». Коген отвергает метафизические спекуляции о сущности Бога, об атрибутах Бога, присущих ему самому по себе. Религия разума говорит о Боге только в корреляции с человеком. Бог выступает нравственным идеалом и открывает себя человеку, давая ему нравственные заповеди. Нравственность связывает человека и Бога, и эта связь подробно раскрывается Когеном в теме добродетелей. Одновременно, Бог трактуется как Истина. Коррелирующей добродетелью для человека будет верность истине, или правдивость. Кроме правдивости в обычном смысле верность истине требует правильного поклонения Богу. А кульминирует корреляция в идее мессианизма, которая трактуется Когеном как бесконечное движение единого человечества по пути социальной справедливости.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(4):398-412
pages 398-412 views

Проблема индивидуальности в эстетике Германа Когена

Гамба Э.

Аннотация

Франц Розенцвейг уделял особое внимание проблеме индивидуальности в философии Германа Когена. Он пишет, что в отличие от религиозного человека «человек, помещаемый в эстетическое поле, в своей эстетической индивидуальности превращается в „простой тип“». Это утверждение основано на работе Когена «Эстетика чистого чувства» («Ästhetik des reinen Gefühls» (1912)): Коген утверждает, что человек, являющийся объектом эстетического представления, является не типом, а скорее индивидуальностью. Однако всего через три года в своей первой книге по философии религии «Der Begriff der Religion im System der Philosophie» (1915) Коген пишет о том, что эстетический субъект, представленный искусством, не является индивидуальностью, а только простым типом, так как индивидуальностью может быть только религиозный человек. Цель данной статьи состоит в отображении разных посылок данных тезисов. С эстетической точки зрения человек, представленный искусством, должен рассматриваться как индивидуальность, в то время как системный подход, отображенный в «Der Begriff der Religion», показывает, что индивидуальность человека, представленного искусством, не может поддерживаться вне эстетической точки зрения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(4):413-419
pages 413-419 views

«Лекции по философии» Симоны Вейль: комментарий

Морган В.Д.

Аннотация

Цель данной статьи состоит в том, чтобы познакомить читателя с интеллектуальными предпосылками философской мысли Симоны Вейль, посредством краткого изложения и комментария к « Лекциям по философии » (1978), прочитанным ею в период преподавания в Роанской школе для девочек в департаменте Луара во Франции. Статья содержит комментарии к «Лекциям по философии» Симоны Вейль. В кратком Введении представлено изложение биографии Вейль, которое отражает ее интересы как религиозной мыслительницы, мистика, анархистки и политической активистки, сопровождаемое комментариями этих аспектов ее жизни. Далее представляется источник «Лекций по философии» под редакцией ученицы Вейль, Анн Рейно-Герисо, а затем приводится изложение самих лекций и последующие комментарии к ним. Они объединены пятью темами: материалистический взгляд; после открытия разума; политика и социальная теория; этика и эстетика; различные темы и планы эссе. Далее обсуждается более поздняя философская мысль Симоны Вейль, которая показывает, что ее опубликованные работы были свидетельством классического обучения и высокого интеллектуального развития. Также обнаруживаются противоречия, с которыми Симоне Вейль приходилось бороться в своем мышлении. Два основных фактора, влияющих на ее философскую мысль, - это Древняя Греция и христианство. Далее следует краткое Заключение и Библиография .
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(4):420-429
pages 420-429 views

Еврейская философия как направление мировой философии нового и новейшего времени

Дворкин И.

Аннотация

Настоящая статья представляет собой анализ еврейской философии Нового и Новейшего Времени как целостного явления. В отличии от древности и средневековья, когда философия представляла собой довольно маргинальную часть еврейской мысли, в Новое Время формируется еврейская философия как особое направление мировой. Несмотря на то, что представители этого направления писали на разных языках и активно участвовали в деятельности разных национальных школ философии, их творчество имеет внутреннюю преемственность и целостность. В статье формулируется следующие пять критериев принадлежности к еврейской философии: принадлежность собственно к философии; опора на еврейские источники; адресатом еврейской философии является образованный европеец; интеллектуальная преемственность (представители еврейской философии Нового и Новейшего Времени опираются друг на друга, спорят друг с другом и защищают друг друга от возможных нападок со стороны других школ); обращение к набору характерных тем, таких как монизм, этика и онтология, значимость поведения и практической жизни, политика, проблема человека, интеллект, язык и герменевтика текста, Афины и Иерусалим, диалогизм. В статье приводится перечень основных авторов, удовлетворяющих этим критериям. Центральными из них можно считать Баруха (Бенедикта) Спинозу, Моше Мендельсона, Шломо Маймона, Германа Когена, Франца Розенцвейга, Йосефа Дова Соловейчика, Лео Штрауса, Авраама Иегошуа Хешеля, Элиезера Берковича, Эмиля Факенхейма, Мордехая Каплана, Эммануэля Левинаса. Основной вывод статьи: к концу 20-го века еврейская философия, продолжая как традиции классической европейской философии, так и иудаизма, стала важной неотъемлемой частью западной мысли.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(4):430-442
pages 430-442 views

История европейской философии

Трансцендентализм Яковенко в философском контексте его времени: феноменология и/или неокантианство

Шиян А.А.

Аннотация

В статье рассматривается творчество Бориса Валентиновича Яковенко, одного из самых ярких представителей русского неокантианства. Философия Яковенко анализируется в контексте немецкой и русской философских традиций начала ХХ в. - феноменологии и неокантианства. Будучи сторонником неокантианства, большую часть своих исследований Яковенко посвятил проблематике познания. В статье исследуются основания критики, направленной Яковенко против современных ему гносеологических подходов, прежде всего, против феноменологии и неокантианства. Неприемлемость этих подходов для Яковенко состоит в смешении различных типов сущего. Яковенко считает, что феноменология Гуссерля концентрирует свое внимание на изучении процесса психологического познания, а исходя из субъективности нельзя достигнуть объективного знания. Коген, по мнению Яковенко, отрицая возможность чистой данности ощущений, релятивизирует саму идею сущего, подразумевая под ним только науку. Собственную онтологическую установку Яковенко называет трансцендентальным плюрализмом, под которым понимается признание самодостаточности и независимости каждого вида Бытия, между которыми не существует никакой связи. Познание этой множественности единичностей должно быть безпредпосылочным и абсолютным и возможно, по мнению Яковенко, в особого рода интуиции. Эту интуицию Яковенко называется мистической, однако не дает ее развернутого описания и обоснования. Несмотря на незавершенность концепции Яковенко, обращение к его философии позволяет актуализовать теоретико-познавательные проблемы, представляющие и сегодня для нас интерес: проблему субъективности и объективности, проблему беспредпосылочности познания, «чистой данности», трансценденции и имманенции, соотношения различного типа интуиций в познании и др.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(4):443-460
pages 443-460 views

Умопостигаемый характер и откровение личности: «психологическая схема» Ф.В.Й. Шеллинга

Резвых П.В.

Аннотация

Статья посвящена анализу небольшого рукописного фрагмента Ф.В.Й. Шеллинга «Психологическая схема» (1837-1938), представляющего собой набросок основных понятий и принципов философской антропологии. В статье реконструированы обстоятельства создания текста, связанные с доверительным общением между Шеллингом и баварским кронпринцем Максимилианом, а также выявлены важнейшие параллели между ним и более ранними текстами, посвященными философско-антропологической проблематике - «Философскими исследованиями о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах» (1809) и Штутгартскими частными лекциями (1810). В ходе анализа терминологии фрагмента автор показывает, что источником позднего наброска шеллинговской антропологии является трактат И. Канта «Религия в пределах только разума». Основная проблема, на решение которой направлена антропологическая программа Шеллинга - объяснение взаимосвязи интеллигибельного и эмпирического характера человека, а основным средством ее решения становится разработанное Шеллингом в 1820-1830-е гг. учение о потенциях как онтологических модальностях.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(4):461-470
pages 461-470 views

Шеллинг Ф.В.Й. [Психологическая схема]

Резвых П.В.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(4):471-475
pages 471-475 views

Общий корень философии и теологии в лекциях по диалектике Ф.Д.Э. Шлейермахера

Беляева А.В.

Аннотация

Шлейермахер - философ и теолог - широко известен в протестантских кругах. Однако его философию после рубежа девятнадцатого - двадцатого веков только начинают переоткрывать в России. Одним из центральных произведений Шлейермахера являются лекции по диалектике, прочитанные им в Берлинском университете. Именно в лекциях по диалектике Шлейермахер излагает свою систему философии. Он пытается соединить мир действия и мир науки, выявляя их общий корень, таким образом, предлагая свой взгляд на решение проблемы посткантовской философии. Действие и познание, пишет Шлейермахер, не два различных несводимых друг к другу мира, в которых обречен жить человек, но два различных взгляда на реальность, при этом, поскольку они могут быть описаны в одних и тех же понятиях, доминирование той или иной стороны зависит от того, какое из общих для обоих «миров» понятий имеет перевес. Более того, в этих лекциях можно увидеть, как Шлейермахер понимает связь теологии и философии. Теология, достоверность оснований которой подтверждаются очевидной данностью религиозного чувства - откровения Абсолюта, - и философия, которая постепенно восходит к Абсолюту, описывая его как высшее понятие, которому больше ничего нельзя противопоставить, следовательно, которое разум не может определить, свое общее основание имеют в Абсолюте, Боге, данном нам в чувстве, и предпосылаемом каждому акту бытия и мышления. Итак, «Диалектику» Шлейермахера можно по праву считать не только изложением его философской системы, но и ключом к пониманию взаимосвязи философии и теологии и их связи через понятие Бога.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(4):476-487
pages 476-487 views

Шлейермахер Ф.Д.Э. Заметки к Диалектике

Беляева А.В.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(4):488-498
pages 488-498 views

Дискуссионная площадка

Логическая методология

Ивлев В.Ю., Ивлев Ю.В., Ивлева М.Л.

Аннотация

В нормативных документах Министерства высшего образования и науки ставится задача формирования компетенций у студентов. Под компетенциями понимаются знания и умения. Знания - это мировоззренческая составляющая науки, а значит соответствующей учебной дисциплины, а умения - методологическая составляющая. Под мировоззрением понимается система взглядов на предметную область науки, а под методологией - система нематериальных средств познания и практической деятельности, разрабатываемых в данной науке и представленных в соответствующей учебной дисциплине. Отмечается, что предметом изучения логики являются не только особые структуры мыслей и процессов мышления (формы мыслей и процессов мышления), но и виды и характеристики исходных составляющих сложных мыслей и процессов мышления, например знаки и термины. В статье на примере логики описывается авторская концепция методологической составляющей учебной дисциплины. Обращается внимание на важность использования в процессе познания методологических установок, создаваемых на основе мировоззрения, а также на необходимость учитывать виды знания - знание эмпирическое и теоретическое, проблема, гипотеза, теория. Приводятся некоторые другие методологические средства логики, например, принципы, технологии. Более известные методологические средства (методы, стратегии, тактики и др.) не рассматриваются. Предполагается, что статья вызовет интерес у представителей других философских, и не только философских, учебных дисциплин, и обсуждение проблемы мировоззренческих и методологических составляющих этих дисциплин продолжится.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(4):499-507
pages 499-507 views

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Философия человеческого достоинства в проблемном поле глобального мира

Коломиец Г.Г., Парусимова Я.В., Колесникова И.В.

Аннотация

В статье рассматриваются человеческое достоинство в аспекте современных вызовов техногенной цивилизации, вступившей в новую стадию своего развития. Человеческое достоинство как категория этики остается недооцененной в философской антропологии, поскольку в первом ряду этических ценностей гуманитарии, как правило, ставят категории свободы и справедливости. Сегодня «достоинство» приобретает особый и более высокий антропологический и социальный статус, переосмысливается понятие человеческого достоинства, выходя за рамки собственно этической категории как добродетели. В глобальном мире человеческое достоинство является ответом на такие вызовы современности, как образование коммуникативного мирового сообщества с ориентацией на цифровую цивилизацию, антропологическая проблема будущего человечества, экологическая ситуация планетарного масштаба, переориентация этико-правовых отношений глобализирующегося мира. Человеческое достоинство выступает проблемой национально-этнических и национально-государственных отношений в переходе к транснациональным регулятивным взаимодействиям. В трактовке нации авторы принимают известные два подхода к пониманию нации: с одной стороны, нация как этнокультурная общность; с другой - гражданская нация как приятие личностью государственной принадлежности.. И тот и другой подходы ведут по возможности или по необходимости к транснациональной постановке вопроса, когда приоритетом становится человеческое достоинство в своем высшем значении творческой деятельности независимо от национальной принадлежности. В этой связи затронута утопическая идея возможности глобального этоса. Авторы концентрируют внимание на антропо-аксиологическом подходе понимания человеческого достоинства, где космологический принцип бытия человека детерминирован его творческой силой. Актуальность проблемы человеческого достоинства обусловлена тем, что как бы в современном жизненном мире человек не ставил экономику выше морали, основу человеческого достоинства в его бытийной сущности составляет ценностное моральное сознание, в глубине которого «работают» базовые всечеловеческие ценности транснационального характера, находящиеся в противоречии с ценностями общества потребления, движимого практическими интересами. Человеческое достоинство в этой связи следует трактовать как абсолютную ценность и вместе с тем следует учитывать многоаспектность проблемы достоинства в условиях современных глобализационных процессов. Исходя из онтологического понимания глобализации как мегатенденции в самодвижении естественноисторического процесса, авторы обосновывают антропологическую ценность человеческого достоинства, имеющую универсальное, транскультурное значение. Применение антропо-аксиологического подхода и междисциплинарных методов раскрывает всечеловеческую ценность достоинства, основанную на антропо-социальной нравственной природе и творческой ценности человека. Сама творческая преобразовательная деятельность не будет достойной по качеству без нравственной ответственности. Современное понятие человеческого достоинства обращено к этике ответственности, а значит долженствования, которая выделяет морально-аксиологическое отношение к жизни, принятие ответственных решений в современных условиях социокультурных взаимодействий. В условиях глобализации философия человеческого достоинства становится доминантой всей сознательно-волевой деятельности, стержнем нравственного переосмысления соотношения транснационального и национального в свете толерантности, способности к ненасилию. При этом авторы указывают в постановке основного вопроса философии человеческого достоинства возможность выхода за пределы этической категории человеческого достоинства, поскольку неизменное ядро всечеловеческих ценностей добра - красоты - истины не утрачивают своего значения в глобальном, изменяющемся мире.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(4):508-520
pages 508-520 views

Конструирование социальной реальности в литературной фантазии и феноменологии повседневности

Рудановская С.В.

Аннотация

Идея сконструированного характера социальной реальности подразумевает значимость человеческого фактора в формировании институциональных норм и культурных образцов, определяющих специфику социального общежития. В статье исследуются особенности социального конструирования в контексте феноменологического подхода А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмана. Данная концепция акцентирует внимание на когнитивном стиле повседневности, который позволяет людям структурировать и понимать мир, разделяемый ими с другими, а также избегать ситуаций потери смысла и аномии. Автор статьи анализирует феномен социального конструирования в отличие от воображаемых построений социального, направленных за пределы существующего порядка вещей. Мир повседневности сравнивается с фантастической реальностью, представленной в произведении Х.Л. Борхеса «Лотерея в Вавилоне». Изображая процесс социального конструирования каким оно может быть, основанное на сходных ментальных процедурах, это произведение демонстрирует эксцессы и бесчеловечный характер данного феномена. В статье также анализируется позиция феноменологического наблюдателя социальной реальности. С одной стороны, наблюдатель дистанцируется от теоретических абстракций, воображаемых конструкций и социально-критической мысли, подрывающей существующий порядок, с другой - трансцендирует реифицированные формы социального бытия и инициирует особую форму критического восприятия действительности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(4):521-532
pages 521-532 views

Влияние цифровых технологий на модели производства и формы занятости: социально-философский анализ

Цуркан Е.Г., Дряева Э.Д.

Аннотация

Процесс интеграции цифровых технологий в структуру общественного производства и распределения приводит к ряду определенных тенденций капиталистического развития. Ускорение информационного обмена предоставляет возможность замены фордистской модели производства на более бережливую сетевую модель, подразумевающую выведение части сотрудников на аутсорс и снижение долгосрочности контрактных обязательств и отношений найма, что приводит к прекаризации труда определенной социальной группы, которую можно обозначить как «прекариат». Изменение условий труда приводит к изменению способов повышения производительности труда, что является причиной становления «обществ контроля», характеризующихся распределенной властью, встраиванием ранее внешнего принуждения внутрь личности, аффективным инжинирингом, пролонгацией образовательного процесса, возрастанием темпа и ритма работы, распространением проектных форм работы, заменяющих рутинные формы, и появлением ликвидной краткосрочной идентичности, свойственной представителям прекариата. Целью данного исследования является обнаружение и демонстрация глубинной взаимосвязи между этими процессами. Достижение поставленной цели в дальнейшем откроет дорогу более тщательному изучению каждого из этих процессов в отдельности, но уже исходя из перспективы их системного единства. В соответствии с целью исследования структура работы строится следующим образом: первый раздел посвящен ускорению социального времени, которое сопровождается сжиманием социального пространства, и изменением масштаба в котором могут действовать коммерческие и государственные предприятия, поскольку именно мгновенная положительная обратная связь, обеспеченная цифровой сетью, ведет к изменению инфраструктуры предприятий и трансформации производственных и логистических моделей (2 раздел). Так же ускорение обратной связи между наемным рабочим и работодателем приводит к прекаризации труда рабочего (3 раздел), сопровождающейся появлением «обществ контроля» (4 раздел).

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(4):533-547
pages 533-547 views

НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ

Трансцендентальный поворот в современной философии: трансцендентальная метафизика, эпистемология и философия науки, теология и философия сознания (обзор конференции)

Катречко С.Л., Невважай И.Д.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(4):548-556
pages 548-556 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах