Первоисточники истории русской философии XIX-XX вв. в государственных архивах России: состояние и перспективы изучения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предлагаются обзор, анализ, оценка нынешнего состояния и перспектив дальнейшего научного изучения материалов российских государственных архивов, включающих личные фонды философов и философских институций России XIX-XX вв., представляющих наибольшую актуальность для историков русской философии. В связи с этим, с одной стороны, привлечены к рассмотрению крупнейшие исследовательские и научно-издательские историко-философские проекты, свидетельствующие об уже достигнутых результатах научного освоения обширных массивов архивных документов; с другой стороны - проведен мониторинг ряда фондов российских государственных архивов (федеральных, региональных, муниципальных, ведомственно-отраслевых) с целью выявления мало или недостаточно изученных с этой точки зрения архивных собраний. Представленные результаты исследования могут рассматриваться как начало большой систематической работы по аналитическому картографированию содержания архивных собраний России, релевантных проблематике истории русской философии. Установлена важность и продуктивность проведения параллельной исследовательской работы как с персональными фондами русских философов XIX-XX вв., так и с фондами, содержащими документацию философских институций (журнальных редакций, факультетов, кафедр, исследовательских институтов, издательств философской литературы, профессиональных и тематических объединений философов). В связи с этим поставлен вопрос о необходимости развития в России историко-философского архивоведения и источниковедения, включении данного комплекса предметов в систему подготовки специалистов - историков философии, а также о необходимости координации совместных усилий историков русской философии в направлении формирования архива русской философии как общезначимого и общедоступного картографированного ресурса. Полученные в ходе проведенного исследования результаты должны способствовать выходу истории русской философии как динамично развивающейся отрасли российской науки на качественно новый источниковедческий и методологический уровень, необходимый для решения стоящих перед ней масштабных исследовательских задач, связанных, в частности, с научной подготовкой академических собраний сочинений русских философов и с разработкой современной фундаментальной истории русской философии.

Полный текст

Введение. Научно-издательские проекты по истории русской  философии на основе освоения архивных фондов

Едва ли подлежит сомнению, что научный уровень историко-философских исследований, как и качество публикаций памятников философской мысли, зависит прежде всего от степени их источниковедческой фундированности, обоснованности результатами изучения максимально полного массива первоисточников. К первоисточникам истории философии относятся рукописи произведений (включая различные редакции) и комплекс сопутствующих текстов (планы, конспекты, стенограммы, черновики, переписка, дневники, записные книжки, иные документы), проливающих свет на историю их создания, а также жизнь, деятельность, интеллектуальную эволюцию философов. Большинство первоисточников истории русской философии хранится в архивах — российских и зарубежных, государственных и частных, федеральных и ведомственных.

Попытки систематической разработки материалов по истории русской философии в архивных фондах нашей страны в прошлом имели место, но были преимущественно связаны с проектами локального тематического масштаба и имели эпизодический характер. Ряд научно-издательских проектов был реализован в послевоенный советский период, однако, в силу определенных идеологических ограничений, эта работа затронула лишь отдельные  периоды, темы и персоналии (некоторые памятники древнерусской мысли, русское просвещение второй половины XVIII в., русские эстетические трактаты, русская социально-освободительная мысль XIX в.). Среди проектов, выполненных на базе Института философии АН СССР, выделяется Полное собрание сочинений П.Я. Чаадаева, ставшее результатом многолетней археографической работы З.А. Каменского [1], а также публикации памятников  религиозно-философской мысли Древней Руси: сначала в формате  ротапринтных изданий 1986—1991 гг. [2—3], а с 1999 г. в расширенном составе академической серии «Памятники древнерусской мысли», функции главного координатора которой осуществлял В.В. Мильков; следует отметить, что эта работа нуждается в продолжении, поскольку изданные в рамках данной серии памятники не охватывают философской мысли периода централизованного русского государства XV—XVII вв.

Одновременно с преодолением политико-идеологических ограничений в нашей стране происходит активное освоение недоступных прежде страниц истории русской философии, прежде всего религиозно-идеалистической и эмигрантской мысли, но преимущественно на основе опубликованных источников. Осознание недостаточности такого подхода к середине 1990-х гг. приводит к инициированию научно-издательских проектов, предполагающих значительную интенсификацию историко-философской работы в архивах.  В качестве одного из первых и наиболее репрезентативных таких проектов может быть названо выпускаемое с 2000 г. Полное собрание сочинений и писем В.С. Соловьева, научный коллектив издателей которого (И.В. Борисова, А.П. Козырев, Н.В. Котрелев и др.) поставил перед собой амбициозную  задачу не только «представить по возможности все написанное философом», включая тексты, впервые введенные в научный оборот усилиями участников проекта[1], но также снабдить издание полноценным текстологическим  и реальным комментарием, реконструировать историю создания произведений философа, дать максимально полное представление об их рецепции  современниками с опорой на фонды РГАЛИ, ОР РГБ, ОР РНБ, РГИА,  РО ИРЛИ[2]. Результатом уже проведенных в связи с этим изысканий стала серия таких специальных исследований, как история трактата Соловьева «Критика отвлеченных начал» и полемической реакции на него, в т.ч. история книги Б.Н. Чичерина «Мистицизм в науке» (1880)[3]. Благодаря такому  комплексному подходу ПСС Соловьева раскрывает не только мир его идей,  но и творческую биографию философа в историческом контексте эпохи  1870—1890-х гг. — периода великих реформ и контрреформ, сопровождавшихся многочисленными общественными дискуссиями с участием Соловьева и его оппонентов, демонстрирует панораму духовной жизни русского общества последней трети XIX в. ПСС Соловьева свидетельствует, что фундаментальный принцип научной подготовки многотомного издания способен сформировать уникальную лабораторию, результаты работы которой обладают значимостью как для освоения наследия конкретного философа, так и для получения качественно нового знания и понимания истории русской мысли в целом.

Работа над изданием ПСС Соловьева растянулась на долгие годы,  поскольку необходимые для ее продолжения архивные источники требуют немалых исследовательских усилий. Это обстоятельство указывает на актуальность задачи овладения навыками источниковедческой работы с архивными документами для более широких кругов историков русской философии; одним из путей решения этой проблемы могло бы стать включение  в программу подготовки будущих историков философии на философских факультетах курсов по философскому источниковедению и архивоведению, текстологии и палеографии. И если можно считать дискуссионным вопрос о том, должен ли историк философии быть философом, вряд ли подлежит  сомнению, что историк философии должен быть историком, владеть профессиональным историческим инструментарием, важным элементом которого является умение ориентироваться в первоисточниках и работать с ними.

В этом отношении в выигрышном положении находятся специалисты-филологи, которые демонстрируют более интенсивные темпы реализации научных проектов по изданию не только классиков русской литературы, но и корифеев русской философии XIX—XX вв. В их ряду следует назвать, в частности: Полное собрание сочинений и писем К.Н. Леонтьева в 12 томах (2000—2019), Полное собрание сочинений и писем А.С. Хомякова в 12 тт., готовящееся Институтом русской литературы (Пушкинский дом) РАН под руководством А.П. Дмитриева и Б.Ф. Егорова[4] и Полное собрание сочинений В.В. Розанова в 35 тт. под ред. А.Н. Николюкина[5]. Необходимо отметить, что проводится также основанная на изучении архивных источников научно-публикационная работа по освоению наследия Н.А. Бердяева[6], С.Н. Дурылина[7], И.А. Ильина[8], А.Ф. Лосева (Юбилейное собрание сочинений в 9-и томах, 1993—2002), В.Н. Муравьёва [13], Г.П. Федотова (Собрание сочинений  в 12 томах, 1996—2008), Н.Ф. Фёдорова [14], П.А. Флоренского [15],  С.Л. Франка [16], Г.Г. Шпета[9]. Завершенные и продолжающиеся издания большинства этих мыслителей имеют оформление в качестве собраний сочинений, однако уровень полных собраний, соответствующих академическим стандартам, еще не достигнут.

Можно предположить, что для скорейшей успешной реализации изданий собраний сочинений русских философов на современном академическом уровне необходимо выполнение ряда условий, в числе которых не только повышение уровня источниковедческой подготовки специалистов — историков философии, но также и переход количества в новое качество в аспекте изучения относящихся к истории русской философии архивных первоисточников.

Массив материалов, постепенно вводимых в научный оборот путем единичных публикаций, а также целенаправленный мониторинг архивных фондов должен сформировать актуальный архив русской философии, представляющий собой определенную общезначимую и общедоступную целостность, профессионально картографированную и каталогизированную. Оригинальная попытка осмысления связанной с этим проблемы предпринята Т.Г. Щедриной, которая вводит концепт «архив эпохи», в контексте которого  получают осмысление документы и события интеллектуальной истории [18]. Важным шагом в направлении формирования актуального архива русской философии стало инициированное М.А. Колеровым в 1997 г. издание ежегодника «Исследования по истории русской мысли» [19], специализирующегося на архивных публикациях, благодаря которому введен в научный оборот целый ряд источников, хотя исследовательская работа сотрудничавших  с изданием авторов практически не координировалась редакцией и не была подчинена какому-либо систематическому плану. Степень разработанности архивных источников является одним из существенных показателей состояния развития историко-философской науки.

Архивные собрания, содержащие материалы по истории русской философии, включают в себя как личные (персональные) фонды конкретных философов, так и фонды, содержащие материалы о деятельности философских институций (учреждений), историческое значение которых определяется их ролью в качестве организованных социальных форм производства и трансляции философского знания (научные общества, специализированные научные журналы, образовательные и научно-исследовательские учреждения, философские издательства и т.п.). Знание и использование первоисточников  из состава как персональных, так и институциональных фондов позволяет представить историю русской философии не только в виде истории отдельных философских направлений и / или философских концепций конкретных мыслителей, но как интегральный духовно-культурный и социально-исторический феномен во всем его многообразии и комплексной сложности.

В качестве успешных примеров архивных исследований истории русской философии в институциональном аспекте можно указать на работы по истории Московского религиозно-философского общества памяти В.С. Соловьёва [20—21], Санкт-Петербургского философского общества [22], Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге [23], Московского психологического общества [24], духовных академий (Московской, Санкт-Петербургской, Киевской, Казанской)[10], Вольной философской ассоциации [25—26],  Вольной академии духовной культуры [27—28], Государственной академии  художественных наук [29], Институтов живого слова[11], различных книгоиздательств[12]. Недавним примером комплексного исследования отечественной философской культуры первой четверти XX в. в институциональном измерении стал коллективный труд по истории Института научной философии первоначального периода его существования, основанный на изучении архивных материалов из фондов Архива РАН, Научно-исследовательского отдела рукописей РГБ, Центрального государственного архива г. Москвы. В результате реконструирована история формирования ИНФ, его научной, образовательной и организационной деятельности, изучены интеллектуальные биографии ученых-философов периода их сотрудничества с Институтом (Г.Г. Шпет, С.Л. Франк, И.А. Ильин, И.В. Попов, П.С. Попов, В.Н. Ивановский,  А.А. Богданов, А.М. Деборин, Л.И. Аксельрод, Б.С. Чернышев, Г.И. Челпанов, А.Ф. Лосев, Б.П. Вышеславцев), в ходе чего сделан ряд фактографических открытий, введены в научный оборот архивные документы (протоколы заседаний ученого совета ИНФ, научные доклады сотрудников, материалы их деловой и личной переписки и др.) [32].

Архивные фонды философских учреждений содержат документы разного типа, качества и содержания, а сами титульные институции — сложную и нередко фрагментированную историю, что в совокупности создаёт определенные трудности для исследователей. Работы по такой тематике не обходятся без архивных источников (ОР РГБ, ОР РНБ, ЦГАМ, ГА РФ и др.), ибо сама специфика институций предполагает, что большая часть их деятельности протоколируется и документируется, тогда как значительная часть  творческой биографии отдельного философа может не найти прямого отражения в архивах, и поэтому важно изучение косвенных источников, в т.ч.  эпистолярных, зачастую рассеянных по разным фондам, а также связанных с деятельностью данного философа в рамках тех или иных институций. В свою очередь, архив институции, как правило, также приходится реконструировать, основываясь на изучении фондов различного происхождения, в т.ч.  персональных. Таким образом, работа исследователя истории русской философии, независимо от того, занимается ли он персоналиями или институциями, предполагает умение ориентироваться, проводить поиск и работать  с документами как личных архивных фондов, так и фондов учреждений.

Материалы по истории русской философии  в архивных фондах Москвы и Санкт-Петербурга

Для определения состояния и перспектив дальнейшего изучения источников, формирующих картину истории русской философии XIX—XX вв., представленных в крупнейших государственных архивах России, рассмотрим специфику и содержание фондов некоторых из них.

При работе в Государственном архиве Российской Федерации следует учитывать, что документы ГАРФ распределены по двум читальным залам.  В читальном зале № 1 доступны фонды институций периода Российской империи, СССР, РФ и личные фонды. Среди фондов институций дореволюционного периода основной интерес для историка русской философии представляют фонды правоохранительных органов. Много любопытного можно найти в фонде Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (Ф. 109). Частично философский аспект деятельности Третьего отделения был отражен в сборнике документов по материалам ГАРФ [33]. Становится очевидным, что Третье отделение серьезно относилось к философии и осуществляло систематический мониторинг европейской философской жизни и ее влияния на умы в России. В фонде Департамента полиции Министерства внутренних дел (Ф. 102) имеются дела, касающиеся М.В. Безобразовой (Оп. 95. Д. 685), М.М. Филиппова (Оп. 95. Д. 1671), С.Н. Трубецкого  (Оп. 98. Д. 642), о разрешении профессору Киевского университета А.А. Козлову издавать журнал «Философский трехмесячник» (Оп. 278, ч. 6. Д. 14).  В фонде Царскосельского дворца сохранилось письмо профессора философии Харьковского университета И. Шада к веймарскому посланнику в Петербурге по поводу высылки из России (Ф. 543. Оп. 1. Д. 758), в фонде великой княгини Елены Павловны записка «О преподавании философии в университете» за 1849 г. (Ф. 647. Оп. 1. Д. 276).

Среди фондов советских философских институций наиболее изучены фонд Института красной профессуры, имевшего философское отделение  (Ф. Р-5284), и фонд возникшего на основе этого отделения Института красной профессуры философии (Ф. Р-5205). В фонде Центрального исполнительного комитета СССР находится стенографический отчет заседания особой комиссии по выборам действительных членов АН СССР по философским наукам 1928 г. (Ф. Р-3316. Оп. 45. Д. 7), которые проводились тогда впервые после двухсотлетнего перерыва. В фонде ВАК — описи аттестационных дел по  философским наукам (Ф. Р-9506. Оп. 11. Оп. 11а. Оп. 72).

В ГАРФ представлены личные фонды русских мыслителей XIX — начала XX вв.: Л.А. Тихомирова (Ф. 634), М.А. Бакунина (Ф. 825),  С.Н. Трубецкого (Ф. 1093), П.А. Кропоткина (Ф. 1129), Б.Н. Чичерина  (Ф. 1154), М.Н. Каткова (Ф. 1718), Лаврова (Ф. 1762). Также в фонде Якушкиных (Ф. 279) имеются философские сочинения декабристов М.А. Фонвизина и П.И. Борисова (в основном изучены). Еще одна группа личных фондов — авторы русского зарубежья: П.Н. Савицкий (Ф. Р-5783), П.Б. Струве  (Ф. 604, Р-5912), Г.Н. Трубецкой (Ф. 10185), С.В. Утехин (Ф. 10232). Имеются ГАРФ и личные фонды советских философов: В.В. Адоратского (Ф. Р-332), В.М. Познера (Ф. А-536), В.К. Сережникова (Ф. 10022), Н.Б. Биккенина  (Ф. 10364). За редкими исключениями, данные фонды почти не изучались.

Читальный зал № 2 включает документы институций, подведомственных органам РСФСР. К ним относится Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН), в рамках которой  в 1921 г. был создан Институт научной философии (Ф. А-4655). В фонде  РАНИОН две описи. В первой есть отчет ИНФ за 1924—1927 гг., а также документы Ленинградского института марксизма за 1926—1929 гг. Во второй описи — документы комиссии Президиума РАНИОН по проверке ИНФ  и документы Ленинградского научного общества марксистов. В этой описи также имеется несколько десятков личных дел сотрудников и аспирантов ИНФ (в некоторых содержатся планы-проспекты научных работ — например, в деле В.Н. Волошинова). В Читальном зале № 2 ГАРФ можно также работать с документами фонда Главнауки Наркомпроса РСФСР, где сохранились  бумаги Постоянной комиссии философии и методологии при Управлении научных учреждений Академического центра Наркомпроса (Ф. А-2307.  Оп. 2. Д. 420, 421) и фонда Общества «Знание» РСФСР (Ф. А-561. Оп. 1), где отложились протоколы заседаний Научно-методического совета по пропаганде философских знаний.

В Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ) хранятся документы, отражающие деятельность Центрального комитета КПСС. В условиях партийной монополии на идеологию в СССР философская научная и образовательная деятельность осуществлялась под пристальным контролем директивных органов партийной власти в лице секретарей ЦК КПСС по идеологии, ответственных сотрудников отдела пропаганды и агитации, отдела науки ЦК, в составе которого находился, в частности, сектор философии. Благодаря этому в РГАНИ отложилась обширная документация, связанная с подготовкой административных решений по назначению и освобождению со своих постов руководящих научно-философских кадров, оценке проводимой ими научной политики (на уровне директоров союзного и республиканских институтов философии, деканов философских факультетов университетов, главных редакторов журналов «Коммунист» и «Вопросы философии»). Также в РГАНИ имеются документы, содержащие информацию по вопросам создания и реорганизации научно-образовательных учреждений философского и политико-идеологического профиля, научных и просветительских мероприятий, согласования вопросов участия советских учёных в международных конференциях и конгрессах, планирования крупных научно-издательских проектов, оценки результатов резонансных философских  дискуссий. Рассмотрение подобных вопросов, как правило, сопровождалось обменом мнениями между руководителями разного уровня и экспертами, содержание которого находило отражение в сопроводительных  материалах — служебных записках, аналитических справках и докладах,  переписке. Нередко поводом для рассмотрения вопросов на уровне ЦК становились инициативные письма от учёных, преподавателей, представителей  общественности. В числе прочего в РГАНИ хранятся стенограммы Всесоюзных совещаний по вопросам философии 1947 г. (Ф. 3. Оп. 33. Д. 154-166), личные фонды академиков Л.Ф. Ильичева (Ф. 97) и Г.Л. Смирнова (Ф. 104), фонд редакции журнала «Проблемы мира и социализма», в котором работали многие философы (Ф. 122).

В Российском государственном архиве социально-политической  истории (РГАСПИ) представляют интерес документы личных фондов  М.А. Бакунина (Ф. 206), А.А. Богданова (Ф. 259)[13], В.И. Засулич (Ф. 262),  Г.В. Плеханова (Ф. 264), П.Б. Струве (Ф. 279, содержит материалы переписки с Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Л. Франком[14]),  Е. Ярославского (Ф. 89), А.В. Луначарского (Ф. 142), И.И. Скворцова-Степанова (Ф. 150), Л.И. Аксельрод (Ф. 257), В.В. Адоратского (Ф. 559), академика И.Т. Фролова (Ф. 784)[15]. Представляют интерес фонды таких институций, как Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) (Ф. 17. Оп. 125), Комитета партийного контроля (Ф. 589, содержит биографические сведения о философах советского периода), а также фонды редакций журналов, публиковавших философские статьи: «Проблемы мира и социализма» (Ф. 577), «Политическое самообразование» (Ф. 595), «Коммунист» (599), «Свободная мысль» (656), «Молодой коммунист» (Ф. М-71) и издательств, выпускавших философские книги и журналы: Политиздат (Ф. 623), «Правда» (Ф. 790).

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) содержит немало фондов, связанных с историей русской мысли: Н.Г. Чернышевский (Ф. 1), А. Белый (Ф. 53), Н.Я. Грот (Ф. 123), М.О. Гершензон (Ф. 130), З.Н. Гиппиус (Ф. 154), Н.М. Карамзин (Ф. 248), В.С. Соловьев (Ф. 446), П.Я. Чаадаев (Ф. 546), Д.В. Философов (Ф. 1183), М.А. Осоргин (Ф. 1464), Н.А. Бердяев (Ф. 1496), Г.С. Сковорода (Ф. 1613), Вс.С. Соловьев (Ф. 1615), Б.К. Зайцев (Ф. 1623), А.В. Луначарский (Ф. 1313), П.Я. Светлов (Ф. 3131), Г.Г. Шпет (Ф. 3472). Кроме того, в РГАЛИ хранятся фонды некоторых институций, прямо или косвенно связанных с философией: Общества любителей российской словесности при Московском университете (Ф. 590), редакции журналов «Литературный критик» (Ф. 614) и «Литературное  обозрение» (Ф. 615), ГАХН (Ф. 941). В фондах редакций журналов и  издательств могут храниться письма, неопубликованные статьи и рецензии философов.

Документы Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) представляют значительный интерес для историков русской философии. К неплохо исследованным собраниям, можно отнести фонды  А. Белого (Ф. 025), В.И. Иванова (Ф. 109), М.К. Морозовой (Ф. 171),  Т.Н. Грановского (Ф. 178), В.Н. Муравьева (189), М.П. Погодина (Ф. 231), В.В. Розанова (Ф. 249), Г.И. Челпанова (Ф. 326), В.Ф. Эрна (Ф. 348), Н.Ф. Федорова (Ф. 470), Г.Г. Шпета (Ф. 718), М.О. Гершензона (Ф. 746), С.Н. Дурылина (Ф. 872), М.М. Бахтина (Ф. 913), А.Ф. Лосева (Ф. 949). В меньшей степени изучены с историко-философской точки зрения фонды Н.И. Кареева  (Ф. 119) М.Н. Каткова (Ф. 120), митрополита Платона (Левшина) (Ф. 229), К.П. Победоносцева (Ф. 230), Ф.И. Тютчева (Ф. 308), Н.К. Михайловского  (Ф. 578), С.М. Лукьянова (Ф. 700), И.И. Лапшина (Ф. 753). Среди авторов советского периода представляют интерес фонды В.И. Невского (Ф. 384), В.М. Фриче (Ф. 870), С.Л. Рубинштейна (Ф. 642), А.И. Клибанова (Ф. 648); коллекция П.С. Попова (Ф. 547) содержит тексты по истории логики, письма, переводы, а также некоторые материалы Л.М. Лопатина. Фонд Б.Ф. Поршнева (Ф. 684) содержит материалы к книгам «История и философия»,  «О начале человеческой истории», рукописи по философии и методологии истории.

Архив РАН в Москве содержит документы, отложившиеся после переезда Академии наук из Петрограда в новую столицу. Представляет интерес личный фонд П.А. Флоренского (Ф. 2255)[16]. Документы Флоренского  имеются также в фондах С.А. Венгерова, И.А. Каблукова, В.А. Обручева, С.А. Полякова, А.В. Смирнова. В фонде историка А.В. Флоровского (Ф. 1609) есть его переписка с братом философом Г.В. Флоровским и иконографические материалы по философам русской эмиграции. Из фондов дореволюционных институций в Архиве РАН имеется фонд редакции журнала «Голос минувшего» (Ф. 646). В нем отложились присланные в редакцию воспоминания о Л.М. Лопатине (Д. 661) и С.П. Шевыреве (Д. 75), письмо Н.П. Гилярова-Платонова (Д. 570), письма к И.С. Аксакову (Д. 400-408) и выписки из его писем (Д. 399), мемуары В.В. Берви-Флеровского (Д. 247, 375).

Архив РАН хранит обширный объем документов по истории философии советского периода в составе фондов Института научной философии  РАНИОН (Ф. 355. Оп. 1а), Института философии Комакадемии (Ф. 355.  Оп. 1), Института философии АН СССР-РАН (Ф. 1922), Института истории науки и техники АН СССР (Ф. 154), Института человека РАН (Ф. 2164).  В связи с ростом интереса к истории и предмету философия естествознания могут превлекать внимание фонды Ассоциации институтов естествознания Комакадемии (Ф. 351), Биологического института им. К.А. Тимирязева Комакадемии (Ф. 356), Института красной профессуры естествознания (Ф. 364). Поиск по академической работе философов можно вести в фондах Отделения общественных наук АН СССР (Ф. 394), Отделения истории и философии АН СССР (Ф. 457), Отделения экономических, философских и правовых наук АН СССР (Ф. 499), Секции общественных наук АН СССР (Ф. 1731), Отделения философии, социологии, психологии и права РАН (Ф. 1844), Отделения общественных наук РАН (Ф. 2246), Кафедры философии АН СССР (Ф. 2017). Фонды редакций журналов, публиковавших статьи по философии: «За марксистско-ленинское естествознание» (Ф. 369), «Вестник Коммунистической академии» (Ф. 370), «Революция и культура» (Ф. 392). В фонде Московского отделения Института истории материальной культуры АН СССР (Ф. 478) имеются личные дела В.М. Фриче и Г.Г. Шпета. В АРАН хранятся личные фонды академиков АН СССР-РАН В.М. Фриче (Ф. 643), Г.Ф. Александрова (Ф. 684), П.Ф. Юдина (Ф. 1636), Г.П. Францева (Ф. 1681), М.Б. Митина  (Ф. 1992), П.Н. Федосеева (Ф. 2096), Л.Н. Митрохина (Ф. 2149), Т.И. Ойзермана (Ф. 2257), членов-корреспондентов АН СССР А.А. Максимова  (Ф. 1515), М.Д. Каммари (Ф. 1529), П.В. Копнина (Ф. 1871), С.Р. Микулинского (Ф. 2191), М.Э. Омельяновского (Ф. 1749), академика ВАСХНИЛ  И.И. Презента (Ф. 1593), академика АПН СССР О.В. Трахтенберга (Ф. 1730), академика АХ СССР М.А. Лифшица (Ф. 2029)[17]. Личные фонды философов содержат их рукописи, переписку, мемуарные очерки, биографические материалы, фотографии, деловые бумаги.

В отделе рукописей ИМЛИ РАН имеется ряд личных фондов, некоторые из которых достаточно изучены, в том числе А.В. Луначарского (Ф. 16), В.И. Танеева (Ф. 200), М.О. Гершензона (Ф. 201), Б.М. Зубакина (Ф. 250). Перспективами для изучения обладают фонды академиков П.Ф. Юдина  (Ф. 147), И.К. Луппола (Ф. 267), В.М. Фриче (Ф. 274), историка русской философии XVIII в. Л.Б. Светлова (Лехтблау) (Ф. 508).

Архив МГУ содержит материалы по истории философского образования, главным образом второй половины 1920-х гг. и послевоенного периода. Поиск в этом архиве затруднен ввиду отсутствия научно-справочного аппарата как в аналоговом, так и в электронном виде. В Архиве МГУ сохранились дела сотрудников философского отделения конца 1920-х гг., документы кафедры истории и философии естествознания (1930-е гг.), личные дела ее преподавателей (Б.М. Гессена, И.П. Роцена, А.О. Апирина и др.). Представлена послевоенная документация философского факультета МГУ — протоколы  заседаний, личные дела (в Ф. 1).

Отдел редких книг и рукописей (ОРКиР) Научной библиотеки МГУ содержит ряд личных фондов философов, наиболее изученным из которых является фонд И.А. Ильина (Ф. 47). В ОР НБ МГУ имеется также фонд  Н.Н. Вокач (Ильиной) (Ф. 6), М.М. Ковалевского (Ф. 8), логика А.В. Васильева (Ф. 25), Г.И. Челпанова (Ф. 34), А.С. Ахманова (Ф. 38), М.С. Корелина  (Ф. 55), Ф.М. Бурлацкого (Ф. 61).

Центральный государственный архив города Москвы (ЦГАМ) — объединение ранее самостоятельных архивов, имеющих в качестве отделов ЦГАМ свою специфику. Отдел хранения документов до 1917 г. включает фонд Московского университета (Ф. 418), в котором историка философии  могут интересовать документы историко-филологического (оп. 476—477)  и юридического (оп. 464) факультетов, а также документы по описям  498—499 («Студенческие землячества, кружки и общества») и 513 («Дипломные работы студентов»). Из послереволюционного периода в фонде МГУ интересны документы факультета общественных наук, где велось преподавание философии. В Отделе хранения документов после 1917 г. привлекает внимание фонд Р-2378 Московского историко-философско-литературного института, где можно встретить также документы философского факультета МГУ периода его включения в состав МИФЛИ. Отдел хранения документов  личных собраний включает несколько личных фондов философов, в т.ч. В.Н. Ивановского (Ф. Л-66), М.О. Меньшикова (Ф. Л-202) и П.И. Новгородцева (Ф. Л-1346). В составе фонда А.П. Линькова (Ф. Л-244) имеется коллекция документов о русских религиозных философах. В фонде В.М. Шулятикова (Ф. Л-168) отложились письма В.А. Базарова, А.А. Богданова,  Н.И. Бухарина, А.В. Луначарского, В.М. Фриче и др., а также фотографии.  В ЦГАМ отложились фонды П.Г. Кузнецова (Ф. Л-168), академика В.Г. Афанасьева (Ф. Л-2).

В Центральном государственном архиве Московской области  имеется личный фонд члена-корреспондента АН СССР А.А. Пионтковского (Ф. 361. Оп. 2), который может представлять интерес для специалистов по философии права. В фонде хранятся также труды правоведов, занимавшихся вопросами философии права (В.Д. Зорькин, Д.А. Керимов, Г.В. Мальцев,  Л.С. Мамут, В.С. Нерсесянц и др.).

Значительный интерес для историков русской философии представляют фонды федеральных, муниципальных и ведомственных архивов СанктПетербурга. Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге содержит личные фонды философов Де-Роберти (Ф. 687)  и В.А. Муравьева (Ф. 995), фонды таких институций, как Петроградский духовный цензурный комитет (Ф. 807) и редакция «Журнала Министерства народного просвещения» (Ф. 742).

Отдел рукописей Российской национальной библиотеки содержит личные фонды И.С. Аксакова (Ф. 14), П.В. Анненкова (Ф. 23), А. Белого  (Ф. 60), А.Т. Болотова (Ф. 89), И.А. Боричевского (Ф. 93), С.П. Боткина  (Ф. 98), Б.А. Вревского (Ф. 162), А.И. Герцена (Ф. 180), Н.Я. Данилевского (Ф. 237), Н.А. Добролюбова (Ф. 255), В.И. Иванова (Ф. 304), К.Д. Кавелина (Ф. 323), Н.М. Карамзина (Ф. 336), И.Я. Колубовского (Ф. 360), Н.М. Кояловича (Ф. 388), Д.С. Мережковского (Ф. 481), Н.И. Надеждина (Ф. 507),  В.Ф. Одоевского (Ф. 539), М.П. Погодина (Ф. 588), А.Н. Радищева (Ф. 624), Э.Л. Радлова (Ф. 626), В.С. Соловьева (Ф. 718), Н.Н. Страхова (Ф. 747),  С.П. Шевырева (Ф. 850), А.С. Шишкова (Ф. 862), Ф.Ф. Сидонского (Ф. 1190), Я.С. Друскина (Ф. 1232), В.И. Пирочкина (Ф. 1279), В.А. Петрицкого  (Ф. 1392), А.Х. Горфункеля (Ф. 1370), Я.Б. Радуль-Затуловского (Ф. 1454), Описи фондов РНБ представлены в Национальной электронной библиотеке.

Санкт-Петербургский филиал Архива РАН включает личные фонды М.В. Ломоносова (Ф. 20), М.М. Ковалевского (Ф. 103), Д.Д. МордухайБолтовского (Ф. 821), Я.Н. Колубовского (Ф. 868), А.И. Попова (Ф. 1087), Э.Л. Радлова (Ф. 1052), М. Филиппова (Ф. 879), Б.А. Чагина (Ф. 1105),  Б.Н. Чичерина (Ф. 1055). В фонде Ф.И. Щербатского имеются письма Б. Рассела (Ф. 725. Оп. 3. Д. 180). В составе архива — фонды философских институций 1920-1930-х гг.: Ленинградского института марксизма (ЛИМ, Ф. 235) в котором была философская секция и выросшего из нее Института философии Ленинградского отделения Комакадемии (Ф. 230), редакции журнала ЛОКА «Проблемы марксизма» (Ф. 225. Оп. 8), Ленинградского научного общества марксистов (ЛНОМ, Ф. 238).

Рукописный отдел ИРЛИ РАН включает фонды: братьев И.С.  и К.С. Аксаковых (Ф. 3), И. Пиотровского (Ф. 8), М.А. Бакунина (Ф. 16),  Н.П. Гилярова-Платонова (Ф. 71), Н.А. Добролюбова (Ф. 97), Р.И. Иванова-Разумника (Ф. 79), К.Д. Кавелина (Ф. 119), Д.С. Мережковского (Ф. 177),  Э.Л. Радлова (Ф. 252), М.А. Антоновича (Ф. 305), В.Ф. Одоевского (Ф. 392), А.Т. Болотова (Ф. 537), Е.А. Боброва (Ф. 677).

В Центральном государственном историческом архиве СанктПетербурга находится фонд Императорского Петроградского университета (Ф. 14), в котором много документов об учебном процессе, личных дел преподавателей-философов, в т.ч. — дела о запрещении преподавания философии при императоре Николае I (Ф. 14. Оп. 1. Д. 5014) и возобновлении при Александре II (Ф. 14. Оп. 1. Д. 5928, 6106; Ф. 139. Оп. 1. Д. 5974). Имеются документы о прохождении философских диссертаций А.А. Козлова (Ф. 14. Оп. 1. Д. 8528), М.В. Безобразовой (Ф. 14. Оп. 1. Д. 9755, Оп. 2. Д. 1053),  К.Ф. Жакова (Ф. 14. Оп. 6. Д. 1344). В ЦГИА СПб хранятся личные фонды М.И. Владиславлева (Ф. 2191) и И.И. Лапшина (Ф. 2262). Материалы по теме взаимоотношений русских философов с дореволюционной цензурой можно найти в фонде Инспекции надзора за типографиями Петроградской полиции (Ф. 706). В частности, представляет интерес дело о книге «История философии», изданной архимандритом Гавриилом (Воскресенским) в фонде Канцелярия попечителя Петербургского Учебного округа (Ф. 139. Оп. 1. Д. 4662). Центральный государственный архив Санкт-Петербурга содержит фонды Санкт-Петербургского государственного университета (Ф. Р-7240)  и РГПУ им. Герцена (Ф. Р-4331).

Документы Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга содержат сведения о философах советского периода в составе фондов Ленинградской высшей партийной школы (Ф. Р-4768), партийной организации ЛИФЛИ — Ленинградского  института истории, философии, литературы и лингвистики (Ф. Р-5063) и парторганизации Ленинградской кафедры философии АН СССР (Ф. Р-8734). В фонде Ленинградского Института красной профессуры (Ф. Р-566) находятся протоколы парторганизаций Ленинградского института марксизма,  Философского отделения и кафедр диамата и истории философии Ленинградского ИКП. Несколько дел включают документы Института философии ЛОКА и философского факультета ЛИФЛИ. Документы философского  факультета имеются также в фонде Василеостровской районной контрольной комиссии ВКП(б) (Ф. Р-433. Оп. 2. Д. 707, 708). В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга находится фонд ЛИФЛИ (Ф. Р-328). Личных фондов философов в ЦГАЛИ СПб нет,  но есть отдельные документы, связанные с А.Ф. Лосевым (Ф. Р-440. Оп. 2.  Д. 190), М.А. Лифшицем (Ф. Р-744. Оп. 1. Д. 157) и др.

В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга хранятся фотографии профессоров философского  факультета СПбГУ, другие рисунки и фотографии из философской жизни  (карикатура на В.С. Соловьева работы художника М.М. Дальцевича, помещенная в журнале «Осколки», фото открытия мемориальной доски Дидро на доме № 9 по Исаакиевской площади, фотографии посещения Ю. Хабермасом Института философии АН СССР в 1989 г. и др.).

Заключение

Предпринятый обзор состояния и перспектив изучения первоисточников истории русской философии в архивах России может служить кратким путеводителем по государственным архивным ресурсам соответствующей тематики, облегчить исследователям ориентацию в архивных фондах и тем самым способствовать общему повышению качества научно-исследовательской работы в области изучения истории русской философии, биографий русских философов, научной текстологической подготовки публикации и комментирования их трудов.

Результаты проведенного исследования также подводят к постановке  вопроса о необходимости такой научно-образовательной специальности, как историко-философское источниковедение и архивоведение. Владение систематизированной, верифицированной и комплексной картиной представленности источников по истории русской философии в архивных фондах  является элементом профессиональной культуры и компетенции ее исследователей.

Формирование в сообществе специалистов максимально полного представления об архиве русской философии как определенной предметной целостности, распределенной в фондах различных архивохранилищ, остается актуальной задачей, решение которой предполагает не только продолжения настоящего исследования в направлении аналитического картографирования, но и координации совместных усилий многих историков русской философии, работающих с архивными фондами. Эта работа должна способствовать  выходу истории русской философии на качественно новый источниковедческий и методологический уровень, необходимый для решения стоящих перед ней масштабных исследовательских задач, связанных, в первую очередь, с научной подготовкой академических собраний сочинений русских философов и разработкой современной фундаментальной истории русской  философии.

 

1 См., напр. [4].

2 Так, привлекаются материалы РГАЛИ (фонды 446, 123, 397 и др.), ОР РНБ (фонды 349, 621, 747 и др.), ОР ГРБ (фонды 93, 120,126, 230, 239 и др.), РГИА (фонд 1122), РО ИРЛИ (фонды 20, 119, 252, 2. 6.248 и др.), ЦИАМ (фонды 418, 459, 2393 и др.).

3 См., напр.: [5].

4 За 3 года работы уже опубликованы 1, 8 и 9 тома, подготовленные на основе изучения архивных материалов Государственного исторического музея (Ф. 178).

5 Вышли 7 томов, подготовка текста производилась со значительной опорой на архивные фонды (РГАЛИ. Ф. 419. ОР РГБ. Ф. 249 и нек. др. — в том числе, в региональных архивах).

6 См., напр. [6].

7 См., напр. [7—8].

8 См., напр. [9—12].

9 См., напр. [17].

10 См. публикации И.В. Цвык, В.И. Коцюбы и др.

11 Архив Института живого слова в Петербурге разрабатывался в отдельных публикациях (напр., [30]); история же московского Института живого слова, где преподавали И.А. Ильин, Н.А. Бердяев и другие философы, современными исследователями пока не написана, его документы хранятся в РГАЛИ (Ф. 54, 1956, 2706 и др.).

12 См.,напр.: [31].

13 См.: Неизвестный Богданов. Т.1-3, М.: ИЦ «АИРО — XX», 1993—1995.

14 См.: [34].

15 См.: [35].

16 См., напр.: [36].

17 См.: [37].

×

Об авторах

Анатолий Владимирович Черняев

Институт философии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: chernyaevphd@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2019-5330

кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник

Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Сергей Николаевич Корсаков

Институт философии РАН

Email: snkorsakov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5272-9675

доктор философских наук, ведущий научный сотрудник

Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Анна Фёдоровна Макарова

Институт философии РАН

Email: anna.fed.mak@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5698-5836

кандидат философских наук, научный сотрудник

Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Список литературы

  1. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1, 2 / отв. ред. З.А. Каменский. М. : Наука, 1991.
  2. Баженова А.А. Идейно-философское наследие Илариона Киевского. Ч. I. М. : ИФАН, 1985.
  3. Долгов К.М. «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского как памятник средневекового философствования. М. : ИФАН, 1991.
  4. Козырев А.П. Парадоксы незавершенного трактата: к публикации перевода французской рукописи В. Соловьева «София» // Логос. 1992. № 2. С. 152-170.
  5. Борисова И.В. Критика отвлеченных начал // Соловьев В.С. Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Сочинения. Т. 3. 1877-1881. М. : Наука, 2001. С. 430-493.
  6. Колеров М.А. Изнутри: Письма Бердяева, Булгакова, Новгородцева и Франка к Струве. Переписка Франка и Струве (1898-1905/1921-1925). М. : Издание книжного магазина «Циолковский», 2018.
  7. Резниченко А. С.Н. Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. Кн. 1: Исследования. М. : Модест Колеров, 2010.
  8. Дурылин С.Н. Статьи и исследования 1900-1920 годов. СПб. : Владимир Даль, 2014.
  9. Лисица О.В. К истории поступления архива И.А. Ильина в Научную библиотеку Московского университета. Рукописи. Редкие издания. Архивы. Из фондов Отдела редких книг и рукописей. Вып. 8. М. : Водолей Publishers, 2008.
  10. Овчинкина И.В. Об одном незаметном акте служения: (О сохранении наследия И.А. Ильина в Московском университете в 1920-е годы) // Русский Колокол. Журнал волевой идеи. 2013. № 2. С. 119-127.
  11. Вакулинская А.И. Малоизвестная сторона «О сопротивлении злу силой» И.А. Ильина // Тетради по консерватизму. 2019. № 4. С. 436-443.
  12. Вакулинская А.И. Живое слово: Иван Ильин об ораторском искусстве // Русская философия. 2021. № 1. С. 151-167.
  13. Муравьев В.Н. Сочинения. В 2 кн. / сост., подг. текста, коммент. А.Г. Гачева. М. : ИМЛИ РАН, 2011.
  14. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. / сост., подг. текста, коммент. А.Г. Гачева, С.Г. Семенова. М. : Издательская группа «Прогресс»: Традиция, 1995-2000.
  15. Флоренский П.Α. Сочинения в 4 т. / сост., общ. ред. игумен Андроник (А.С. Трубачев), П.В. Флоренский, М.С. Трубачева. М. : Мысль, 1998.
  16. Франк С.Л. Полное собрание сочинений. Тт. 1-5 / под общ. ред. Г.Е. Аляева, К.М. Антонова, Т.Н. Резвых. М. : Изд-во ПСТГУ, 2018-2023.
  17. Щедрина Т.Г. Густав Шпет: Философ в культуре. Документы и письма. Т. 9. М. : РОССПЭН, 2012.
  18. Щедрина Т.Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии. М. : «РОССПЭН», 2008.
  19. Колерова М.А. Исследования по истории русской мысли: ежегодник. М. : Три квадрата, 1997.
  20. Волков А.В. Философская проблематика в деятельности Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьёва: дисс. … к. филос. н: 09.00.03. М., 2021.
  21. Ермишин О.Т. Московское религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва: Хроника русской духовной жизни // Литературоведческий журнал. 2011. № 28. С. 210-267.
  22. Синельникова Е.Ф., Соболев В.С. Санкт-Петербургское философское общество (1897-1923). СПб. : Дмитрий Буланин, 2020.
  23. Ермишина О.Т., Коростелева О.А., Хачатурян Л.В. и др. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907-1917: в 3 Т. М. : Русский путь, 2009.
  24. Черников Д.Ю. Московское психологическое общество в истории русской философии: дисс. … к. филос. н.: 09.00.03. М., 2008.
  25. Иванова Е.В. Вольная философская ассоциация: 1919-1924. М. : Наука, 2010.
  26. Белоус В.Г. Вольфила (Петроградская Вольная Философская Ассоциация) 1919-1924: в 2 кн. М. : Модест Колеров и “Три Квадрата”, 2005.
  27. Галушкин А. После Бердяева: Вольная академия духовной культуры в 1922-1923 гг. // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 1997 г. СПб., 1997.
  28. Макарова А.Ф. Академия Н.А. Бердяева в послереволюционной России: устав и принципы организации // Вестник Свято-Филаретовского института. 2022. № 41. С. 31-49.
  29. Плотников Н.С., Подземская Н.П. Искусство как язык - языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов: Т. I-II. Исследования. М. : НЛО, 2017.
  30. Вассена Р. К реконструкции истории и деятельности Института живого слова (1918-1924) // НЛО. 2007. № 86. С. 79-95.
  31. Резниченко А.И. Книгоиздательство «Мусагет»: История. Мифы. Результаты. Исследования и материалы. М., 2014.
  32. Черняев А.В., Щедрина Т.Г. Институт научной философии. Начало. М. : Политическая энциклопедия, 2021.
  33. Сидорова М., Щербакова Е. «Россия под надзором»: отчеты III отделения 1827-1869. М. : «Российский фонд культуры», «Российский Архив», 2006.
  34. Струве П.Б. Избранные сочинения / сост. и ред. М.А. Колерова. М. : РОССПЭН, 1999.
  35. Корсаков С.Н. Иван Тимофеевич Фролов, 1929-1999. М. : Наука, 2006.
  36. Оноприенко В.И. Флоренские. М. : Наука, 2000.
  37. Лифшиц М.А. Что такое классика? / публ. В.М. Германа. СПб. : Умозрение, 2023.

© Черняев А.В., Корсаков С.Н., Макарова А.Ф., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах