Оценка удовлетворенности условиями оказания медицинской помощи пациентами с новой коронавирусной инфекцией
- Авторы: Исмагилов Р.Р.1, Билалов Ф.С.1, Шарафутдинов М.А.1
-
Учреждения:
- Башкирский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 27, № 3 (2023): ФИЗИОЛОГИЯ
- Страницы: 354-367
- Раздел: ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ
- URL: https://journals.rudn.ru/medicine/article/view/36102
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0245-2023-27-3-354-367
- EDN: https://elibrary.ru/OQSGFG
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Особую актуальность на сегодняшний день представляет изучение удовлетворённости пациентов условиями оказания медицинской помощи в госпиталях «с новой коронавирусной инфекцией», которые в основном были перепрофилированы из специализированных медицинских организаций в течение кратчайшего времени. Цель исследования. Оценка удовлетворенности условиями оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией. Материалы и методы. Исследование проводилось методом анкетирования. Разработанная авторами анкета включала 29 вопросов. Анкета состояла из 3 групп вопросов: первая группа имела отношение к социально-демографическим характеристикам опрашиваемых (пол, возраст, семейное положение, образование и др.); во второй группе респонденты оценивали свое состояние здоровья на момент опроса; в третьей группе - респонденты отвечали на вопросы, касающиеся удовлетворенности условиями оказания медицинской помощи и нуждаемости в дополнительной помощи. Включенные в исследование результаты опроса 341 пациента с диагнозом «U07.1 Коронавирусная инфекция CОVID-19», были разделены на 2 группы: 1 группа - пациенты, лечение которых проходило в условиях амбулаторно-поликлинического звена (173; 50,9 %); 2 группа - пациенты госпиталей «с новой коронавирусной инфекцией» (167; 49,1 %). Из общего числа обследованных мужчины составили 20,8 %, женщины - 79,2 %. Средний возраст составил 43,2 ± 12,1 лет. Большую часть среди женщин заняли лица в возрасте 40-49 лет (38,2 %), среди мужчин - в возрасте 50-59 лет (43,7 %). Результаты и обсуждение. На момент опроса пациенты госпиталя «с новой коронавирусной инфекцией» оценивали свое здоровье в среднем на 3,58±0,11 балла, а пациенты, обратившиеся в поликлинику, на 3,72±0,09 (p<0,05) балла. Уровень доступности диагностических исследований, бесплатного лекарственного обеспечения и отношение врачей пациенты поликлиники оценили несколько ниже. Напротив, условия пребывания в медицинской организации пациенты поликлиники оценили выше, чем пациенты госпиталя «с новой коронавирусной инфекцией». После перенесённого COVID-19 опрошенные пациенты отметили необходимость в дополнительной помощи. Наиболее частыми из них были: санаторно-курортное лечение - 39,3 %; дополнительная диагностическая помощь (обследование) - 15,0 %; профилактическая помощь (профосмотры) - 15,0 %. Заключение. Проведённый социологический опрос позволил установить и сравнить уровень удовлетворенности оказанием медицинской помощи пациентов с новой коронавирусной инфекцией в лечебно-профилактических учреждениях. Важно в дальнейшем отслеживать мнение пациентов по их удовлетворенности организацией медицинской помощи и определять потребности, которые могут служить основой для планирования, предоставления и поддержания качества услуг во время пандемии COVID-19 и других чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Пандемия новой коронавирусной инфекции привела к масштабным изменениям в сфере здравоохранения. Государством и обществом были приняты меры по предотвращению распространения инфекции, особенные мероприятия были проведены в медицинских организациях (МО), которые были вынуждены работать в усиленном режиме. Практически в каждом субъекте Российской Федерации были открыты специализированные госпитали «с новой коронавирусной инфекцией» [1–3], а медицинские работники на сегодня всегда готовы к очередной «новой» волне роста заболеваемости COVID‑19.
Удовлетворенность пациентов является популярным индикатором измерения качества условий оказания медицинских услуг, и не всегда отражает фактическое качество предоставленной медицинской помощи [4, 5].
Несмотря на субъективность трактовки критериев удовлетворенности медицинскими услугами пациентами, как меры оценки качества оказания медицинской помощи, необходимость изучения отношения пациентов к доступности и качеству медицинской помощи на постоянной основе является актуальным и необходимым. В таком случае пациенты вовлечены в лечебный процесс и чувствуют свою значимость [6–9].
Опыт оказания медико-социальной помощи больным COVID‑19 в условиях стационара широко освещается в научной литературе. В то же время наблюдается дефицит информации по оценке удовлетворенности условиями оказания и доступности медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией [10–12].
Особую актуальность на сегодняшний день представляет изучение удовлетворённости пациентов условиями оказания медицинской помощи в госпиталях «с новой коронавирусной инфекцией», которые в основном были перепрофилированы из специализированных МО в течение кратчайшего времени. Помимо клинических симптомов COVID‑19, у госпитализированных пациентов могут возникнуть негативные психосоциальные расстройства: изоляция, в том числе связанная с профилактикой недопущения распространения инфекции; отсутствие контакта с семьей и друзьями, неопределенность, связанная с дальнейшим прогнозом течения заболевания [13, 14].
Цель исследования — на основе медико-социальных исследований оценить удовлетворенность пациентов, получавших медицинскую помощь в связи с заболеванием COVID‑19, условиями оказания медицинской помощи на примере медицинских организаций г. Уфы.
Материалы и методы
Исследование проводилось методом анкетирования. Разработанная авторами анкета включала 29 вопросов. Анкета состояла из 3 групп вопросов: первая группа имела отношение к социально-демографическим характеристикам опрашиваемых (пол, возраст, семейное положение, образование и др.); во второй группе респонденты оценивали свое состояние здоровья на момент опроса; в третьей группе респонденты отвечали на вопросы, касающиеся удовлетворенности условиями оказания медицинской помощи и потребности в дополнительной помощи. Вопросы 2 и 3‑й групп оценивались по пятибалльной шкале, где: 1 балл — «очень плохо», 2 балла — «плохо», 3 балла — «удовлетворительно», 4 балла — «хорошо», 5 баллов — «отлично» (табл. 1).
Таблица 1/ Table 1
Анкета / Questionnaire
№ | Вопрос/Question | ✓ | Вариант ответа/Answer option |
1 | Укажите свой пол/Please enter your gender: |
| Женский/Female |
| Мужской/Male | ||
2 | Укажите свой возраст/Enter your age: |
| до 20 лет/up to 20 years |
| 20–29 лет/20–29 years old | ||
| 30–39 лет/30–39 years old | ||
| 40–49 лет/40–49 years old | ||
| 50–59 лет/50–59 years old | ||
| 60 и старше лет/60 years and older | ||
3 | Укажите свое образование/Please indicate your education: |
| Среднее/ Average |
| Среднее профессиональное/Secondary vocational | ||
| Высшее/Higher | ||
4 | Отрасль производственной деятельности/Branch of production activity: |
| промышленность/industry |
| здравоохранение/healthcare | ||
| транспорт/transport | ||
| общественное питание/catering | ||
| образование/education | ||
| торговля/trade | ||
| юриспруденция/jurisprudence | ||
| туризм/tourism | ||
| предпринимательство/entrepreneurship | ||
5 | Преобладающий вид труда/The predominant type of labor: |
| физический/physical |
| умственный/mental | ||
| смешанный/mixed | ||
6 | Связана ли ваша трудовая деятельность со следующими факторами (возможно несколько ответов)/Is your work activity related to the following factors (multiple answers are possible): |
| Дефицит двигательной активности/Lack of physical activity |
| Высокая степень физического напряжения/High degree of physical stress | ||
| Вынужденное положение тела/Forced position of the body | ||
| Нарушение режима сна и питания/Sleep and eating disorders | ||
| Частые стрессовые ситуации/Frequent stressful situations | ||
| Ненормированный рабочий день/Irregular working hours | ||
| Другое (пожалуйста, укажите) ________________________/Other (please specify) ________________________ | ||
7 | Семейное положение/Marital status: |
| состоите в браке/married |
| не состоите/you are not a member | ||
8 | Как Вы оцениваете уровень своего дохода/How do you assess the level of your income: |
| высокий/high |
| средний/average | ||
| низкий/short | ||
9 | Имеете ли Вы хронические заболевания/Do you have chronic diseases: |
| нет/no |
| да (какие______________________) /yes (which ____________________) | ||
10 | Состоите ли Вы на диспансерном учете по поводу хронического заболевания?/Are you registered with a dispensary for a chronic illness? |
| Нет, не состою/No, I am not |
| Да, состою/Yes, I am | ||
11 | Вы вакцинированы от COVID‑19?/Are you vaccinated against COVID‑19? |
| да/yes |
| нет/no | ||
12 | Были ли у Вас приступы паники, тревоги за все время болезни?/Have you had panic attacks, anxiety during the entire time of illness? |
| да/yes |
| нет/no | ||
| затрудняюсь ответить/hard to answer | ||
13 | Ощущаете ли Вы недостаток кислорода, одышку?/Do you feel a lack of oxygen, shortness of breath? |
| да/yes |
| нет/no | ||
14 | Испытываете ли Вы проблемы со сном на данный момент?/Are you currently experiencing sleep problems? |
| да/yes |
| нет/no | ||
15 | Как Вы оцениваете свое здоровье в целом по пятибалльной шкале?/How would you rate your overall health on a five-point scale? | 1 2 3 4 5 | |
16 | Как долго Вам пришлось ждать врача на дом?/How long did you have to wait for a doctor at home? |
| первые сутки/first day |
| 2–3 сутки/2–3 days | ||
| неделю/week | ||
17 | Как долго Вам пришлось ждать скорую помощь?/How long did you have to wait for an ambulance? |
| 10–15 мин/10–15 min |
| 15–30 мин/15–30 min | ||
| 30–60 мин/30–60 min | ||
| более 1 часа/more than 1 hour | ||
| более 2 часов/more than 2 hours | ||
18 | Удовлетворены ли Вы своевременностью направления на медицинскую помощь?/Are you satisfied with the timely referral to medical care? |
| Удовлетворен/Satisfied |
| Больше удовлетворен, чем не удовлетворен/More satisfied than dissatisfied | ||
| Удовлетворен не полностью/Not fully satisfied | ||
| Затрудняюсь ответить/Difficult to answer | ||
| Не удовлетворен/ Not satisfied | ||
19 | Ваше лечение от COVID‑19 проходило в каких условиях?/Under what conditions did you receive treatment for COVID‑19? |
| в амбулаторной помощи/in outpatient care |
| в стационаре/in hospital | ||
| не обращался за мед. помощью/did not apply for honey help | ||
20 | Как Вы оцениваете отношение врачей (хирург, невролог, окулист, кардиолог и др.) в целом по пятибалльной шкале?/How would you rate the attitude of doctors (surgeon, neurologist, ophthalmologist, cardiologist, etc.) in general on a five-point scale? | 1 2 3 4 5 | |
21 | Как Вы оцениваете отношение среднего медицинского персонала в целом по пятибалльной шкале?/How do you rate the attitude of the nursing staff as a whole on a five-point scale? | 1 2 3 4 5 | |
22 | Удовлетворены ли Вы материально-техническим обеспечением (наличие диагностической аппаратуры, лабораторной диагностики и др.)? Оцените в целом по пятибалльной шкале/Are you satisfied with the logistics (availability of diagnostic equipment, laboratory diagnostics, etc.)? Overall, rate on a five-point scale | 1 2 3 4 5 | |
23 | Оцените уровень доступности диагностических исследований (лаборатория, КТ-кабинет, рентген-кабинет, функциональная диагностика) в целом по пятибалльной шкале?/Assess the level of availability of diagnostic studies (laboratory, CT room, X-ray room, functional diagnostics) in general on a five-point scale? | 1 2 3 4 5 | |
24 | Как Вы оцениваете доступность лекарственного обеспечения в целом по пятибалльной шкале?/How do you assess the availability of drug provision in general on a five-point scale? | 1 2 3 4 5 | |
25 | Как Вы оцениваете условиями пребывания в поликлинике или стационара в целом по пятибалльной шкале?/How do you assess the conditions of stay in the polyclinic or hospital in general on a five-point scale? | 1 2 3 4 5 | |
26 | Удовлетворены ли Вы результатами оказанной помощи? Оцените в целом по пятибалльной шкале/Are you satisfied with the results of the assistance provided? Overall, rate on a five-point scale. | 1 2 3 4 5 | |
27 | Чем Вы не удовлетворены?/What are you dissatisfied with? |
| Длительная очередность на медицинскую помощь/Long waiting list |
| Длительное ожидание консультаций или отсутствие врачей-специалистов/Long waiting times for consultations or absence of specialist doctors | ||
| Отказы в направлении на госпитализацию или длительное ожидание плановой госпитализации в стационар и дневной стационар для проведения медицинской помощи/Denial of referral for hospitalization or long waiting for scheduled hospitalization in a hospital and day hospital for medical care | ||
| Отказы в направление на консультацию к другим специалистам, на обследование, физиолечение/Refusal to refer for consultation with other specialists, for examination, physiotherapy | ||
| Грубость, невнимательность медицинского персонала/Rudeness, inattention of medical personnel | ||
| Сообщение сведений о моем здоровье другим лицам без моего согласия/Sharing my health information with others without my consent | ||
| Отсутствие информированности о заболевании, возможных осложнениях, выбранной методике лечения/Lack of awareness about the disease, possible complications, the chosen method of treatment | ||
28 | Приходилось ли Вам платить в Вашей поликлинике или стационаре за обследование, лечение, консультации специалистов?/Did you have to pay in your polyclinic or hospital for examination, treatment, consultations of specialists?
|
| Не приходилось/Didn’t have to |
| Оплачивал в других лечебных учреждениях/Paid in other medical institutions | ||
| Приобретал(а) медикаменты или изделия медицинского назначения (шприцы, системы, перчатки) в дневном стационаре/Acquired medicines or medical products (syringes, systems, gloves) in a day hospital | ||
29 | Как Вы считаете, нуждаетесь ли Вы в следующих видах помощи в результате COVID‑19 (возможно несколько ответов)?/Do you think you need the following types of assistance as a result of COVID‑19 (multiple answers possible)? |
| В профилактической помощи (проф.осмотр)/In preventive care (prof.examination) |
| Диагностической помощи (в обследовании)/Diagnostic assistance (in examination) | ||
| В лечебных мероприятиях (дневной стационар или стационарное лечение)/In curative activities (day hospital or inpatient treatment) | ||
| Санаторно-курортном лечении/Spa treatment | ||
| Медицинской реабилитации/Medical rehabilitation | ||
| В психологической реабилитации/In psychological rehabilitation | ||
| В профессиональной реабилитации (обучение, помощь в трудоустройстве и др.)/Vocational rehabilitation (training, employment assistance, etc.) | ||
| В правовой (юридические консультации, юридическая помощь)/Legal (legal advice, legal assistance) |
Критериями исключения из исследования были: анкеты, в которых отсутствовало информированное добровольное согласие; анкеты от беременных женщин; анкеты от респондентов, возраст которых менее 18 лет; и анкеты, в которых отсутствовали ответы на 1 и более вопросов. Всего из исследования было исключено 18 анкет. Включенные в исследование результаты опроса 341 пациента были разделены на 2 группы: 1 группа — пациенты, лечение которых проходило в условиях амбулаторно-поликлинического звена (173; 50,9 %); 2 группа — пациенты госпиталей «с новой коронавирусной инфекцией» (167; 49,1 %). Опрос участников исследования проходил на момент выписки пациента из стационара и/или на момент закрытия больничного листа с диагнозом «U07.1 Коронавирусная инфекция CОVID‑19» в поликлиниках.
Опрос респондентов проводился в период с декабря 2021 г. по март 2022 г. посредством заполнения электронных анкет. Ссылка (по QR-коду) на страницу с анкетой распространялась через медицинский персонал учреждений. Проводимое исследование было одобрено на заседании локального этического комитета Башкирского государственного медицинского университета в декабре 2021 г. У всех пациентов было получено добровольное информированное согласие на участие в исследовании согласно Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (WMA Declaration of Helsinki — Ethical Principles for Medical Research Involving Human Subjects, 2013) и обработку персональных данных.
Следует отметить, что участие в анонимном анкетировании было добровольным и его результаты отражают мнение наиболее активных и дееспособных лиц, данное мнение может не соответствовать объективной оценке.
Обработка и анализ полученных результатов проводились с использованием абсолютных, относительных, средних величин и ранговой корреляции. Вероятность достоверности результатов исследования оценивали с помощью t-критерия Стьюдента. Различия считались достоверными при р <0,05. Статистику выполняли с помощью программы SPSS (версия 26.0) и Microsoft Excel 2010.
Результаты и обсуждение
Изучение состава опрошенных по полу показало, что среди них доля мужчин составила 20,8 %, доля женщин 79,2 %. Средний возраст 43,2 ± 12,1 лет. Был проведен опрос лиц различного возраста, среди которых большую часть составили лица 40–49 лет (38,2 %) женского пола, и 50–59 лет (43,7 %) мужского пола (табл. 2).
Таблица 2/ Table 2
Распределение опрашиваемых респондентов по возрасту и полу, n=341/Gender and age distribution of respondents, n=341
№ п/п | Пол/ Gender | Мужчин/Male, n=71 | Женщин/Female, n=270 | ||||||||||
1 | Возрастная группа/ age group | 20–29 лет/ years | 30–39 лет/ years | 40–49 лет/ years | 50–59 лет/ years | Старше 60 лет/ years | Итого, мужчин/male | 20–29 лет/ years | 30–39 лет/ years | 40–49 лет/ years | 50–59 лет/ years | Старше 60 лет/ years | Итого, женщин/female |
2 | В условиях стационара/ In a hospital setting, % | 0 | 2,8 | 16,9 | 26,8 | 5,6 | 52,1 | 2,2 | 4,4 | 22,2 | 11,9 | 10,7 | 51,5 |
3 | В условиях поликлиники/ In of a polyclinic, % | 2,8 | 9,9 | 16,9 | 16,9 | 1,4 | 47,9 | 11,5 | 11,9 | 15,9 | 5,2 | 4,1 | 48,5 |
4 | Всего/Total, % | 2,8 | 12,7 | 33,8 | 43,7 | 7,0 | 100 | 13,7 | 16,3 | 38,2 | 17,0 | 14,8 | 100 |
Уровень образования лиц, принявших участие в опросе, оказался достаточно высоким: 70,9 % имели высшее образование; 19,4 % — среднее профессиональное; 9,7 % — среднее общее образование (табл. 3). Также в ходе анкетирования было установлено, что в зарегистрированном браке состояли 68,9 % опрошенных, не состояли в браке 31,1 %. При этом среди опрошенных респондентов госпиталя «с новой коронавирусной инфекцией», состоящих в браке было больше, чем среди опрошенных в поликлинике, и составила 73,8 %. Изучение характеристики трудовой деятельности показало, что у 70,1 % преобладает умственный вид труда, у 24,6 % — смешанный, 5,7 % — физический труд. Установлено, что 73,9 % респондентов оценили свой уровень дохода как средний, 17,6 % — низкий и 8,5 % — высокий.
Таблица 3/ Table 3
Распределение по социальным характеристикам опрашиваемых респондентов/Distribution by social characteristics of respondents surveyed
Показатель/ Indicator | Пациенты госпиталя «с новой коронавирусной инфекцией»/ Patients of the «covid» hospital, n = 168 | Пациенты поликлиники/ Polyclinic patients, n = 173 | Всего/Total, n = 341 |
Образование/Education, n (%) | |||
Среднее/ Secondary | 18 (10,7) | 15 (8,7) | 9,7 |
Среднее профессиональное/ Secondary special | 31 (18,5) | 35 (20,2) | 19,4 |
Высшее/ higher | 119 (70,8) | 123 (71,1) | 70,9 |
Семейное положение/Family status, n (%) | |||
Состоят в браке/ Been married | 124 (73,8) | 111 (64,2) | 68,9 |
Не состоят в браке/ not married | 44 (26,2) | 62 (35,8) | 31,1 |
Преобладающий вид труда/Type of work, n (%) | |||
Умственный/ Mental | 121 (72,0) | 118 (68,2) | 70,1 |
Физический/Physical | 7 (4,2) | 11 (6,4) | 5,7 |
Смешанный/ Mixed | 40 (23,8) | 44 (25,4) | 24,6 |
Уровень дохода/Income level, n (%) | |||
Высокий/High | 21 (12,5) | 8 (4,6) | 8,5 |
Средний/ Medium | 118 (70,2) | 134 (77,5) | 73,9 |
Низкий/ Low | 29 (17,3) | 31 (17,9) | 17,6 |
Согласно представленным ответам на вопрос «Как Вы оцениваете свое здоровье в целом по пятибалльной шкале», средняя оценка пациентов госпиталя «с новой коронавирусной инфекцией» составила 3,58 ± 0,11 балла, оценка пациентов поликлиники — 3,72 ± 0,09 (p < 0,05) балла (табл. 4). Таким образом, у респондентов, получающих лечение в условиях госпиталя «с новой коронавирусной инфекцией», средняя оценка здоровья ниже, чем у пациентов поликлиники. Различие в ответах можно объяснить субъективной оценкой состояния здоровья опрашиваемых респондентов в зависимости от вида оказываемой им медицинской помощи.
Своевременность направления на госпитализацию или в поликлинику на прием к врачу или посещение врача больного на дому является одним из основных критериев условия оказания медицинской помощи, позволяющий удовлетворять потребности пациентов [15, 16]. При оценке удовлетворенности своевременностью направления на медицинскую помощь среди опрошенных респондентов госпиталя «с новой коронавирусной инфекцией» и поликлиники мы не обнаружили значимых отличий в ответах.
При анализе доступности диагностических исследований (лаборатория, КТ-кабинет, рентген-кабинет, функциональная диагностика) пациенты госпиталей «с новой коронавирусной инфекцией» были более удовлетворены в сравнении с пациентами поликлиники, средняя оценка составила 4,02 ± 0,12 и 3,67 ± 0,09 (p < 0,05) баллов соответственно. Одна из причин разницы в результате оценок может заключаться в ограниченном перечне доступных диагностических услуг в поликлинике и, как следствие, субъективной низкой оценке. Низкая пропускная способность диагностического оборудования и наличие очередей в поликлинике также могли повлиять на результат ответа на данный вопрос.
Согласно ответам на вопрос «Как Вы оцениваете доступность лекарственного обеспечения в целом по пятибалльной системе» средняя оценка пациентов госпиталя «с новой коронавирусной инфекцией» составила 4,02 ± 0,12 балла. Оценка пациентов поликлиники была более сдержанной — 3,65 ± 0,12 (p < 0,05) балла.
Взаимоотношения, складывающиеся в ходе лечебного процесса между пациентами и медицинскими работниками, оказывают существенное влияние на удовлетворенность медицинскими услугами и формируют доверие пациента к медицинскому специалисту. В ходе лечебного процесса пациентам важно получать эмоциональную поддержку, внимание и доброжелательность. Пациенты, как потребители медицинской помощи, прежде всего руководствуются субъективными, собственными впечатлениями. Так ответы респондентов на вопрос «Как Вы оцениваете отношение среднего медицинского персонала» по поликлинике ответы составили 4,38 ± 0,11 балла, в госпитале «с новой коронавирусной инфекцией» — 4,43 ± 0,13 балла (p > 0,05). Однако отношение врачей пациенты госпиталя «с новой коронавирусной инфекцией» оценили выше, чем пациенты поликлиники, 4,47 ± 0,15 и 4,17 ± 0,10 балла (p < 0,05) соответственно.
Нами было установлено, что пребывание в поликлинике для пациентов оказалось более комфортным, чем пребывание в стационаре. Ответы респондентов распределились следующим образом: оценка пациентов поликлиники составила 4,59 ± 0,09 балла; оценка пациентов госпиталя «с новой коронавирусной инфекцией» — 3,43 ± 0,13 балла, (p < 0,05). Вероятно, на оценку удовлетворенности условиям пребывания в значительной степени влияет длительное время пребывания в госпитале. В данном вопросе пациенты госпиталя «с новой коронавирусной инфекцией» более критичны и скорее «объективны».
Несомненным условием в оценке удовлетворенности условиями оказания медицинской помощи пациентам является материально-техническое обеспечение МО. Оценка удовлетворенности материально-техническим обеспечением среди опрошенных респондентов стационара составила 3,95 ± 0,16, а поликлиники 4,01 ± 0,12 балла. Результаты ответов на данный вопрос могут косвенно отражать, что ресурсное обеспечение МО на достаточно хорошем уровне.
Если охарактеризовать удовлетворенность результатами оказания медицинской помощи в целом, которые обобщают предыдущие вопросы, оценка опрошенных респондентов госпиталя «с новой коронавирусной инфекцией» составила 4,4±0,13 балла, а оценка опрошенных респондентов поликлиники — 4,52±0,13 балла (p >0,05). Доминирующим фактором удовлетворённости результатами оказания медицинской помощи является улучшение самочувствия в процессе лечения, также в большинстве случаев пациенты могут оценивать не только фактический результат, но и взаимодействие с медицинским учреждением, доступность медицинских услуг, условия пребывания и т. д. [17–19].
Таблица 4 / Table 4
Анализ оценки удовлетворенности оказываемой медицинской помощи в медицинских организациях опрашиваемых респондентов по пятибалльной шкале (n=341)/ Analysis of satisfaction assessment of medical care provided in medical organizations of respondents on a five-point scale (n=341)
Показатели удовлетворенности оказываемой медицинской помощи/ Satisfaction indicators of medical care provided | Пациенты госпиталя «с новой коронавирусной инфекцией»/ Patients of the «covid» hospital, n=168 | Пациенты поликлиники/ Polyclinic patients, n=173 |
Состояние здоровья на момент опроса/Health status at the time of the survey | 3,58±0,11 | 3,72±0,09* |
Своевременность направления на медицинскую помощь/Timeliness of referral for medical care | 3,91±0,09 | 3,93±0,10 |
Доступность диагностических исследований/ Availability of diagnostic tests | 4,02±0,12 | 3,67±0,09* |
Доступность бесплатного лекарственного обеспечения/Availability of free drug provision | 4,23±0,08 | 3,65±0,12* |
Отношение среднего медицинского персонала к пациентам/The attitude of nursing staff to patients | 4,43±0,13 | 4,38±0,11 |
Отношение врачей к пациентам/The attitude of doctors to patients | 4,47±0,15 | 4,17±0,10* |
Условия пребывания/Conditions of stay | 3,43±0,13 | 4,59±0,09* |
Удовлетворенность материально-техническим обеспечением/Satisfaction with logistics | 3,95±0,16 | 4,01±0,12 |
В целом удовлетворенность результатами оказания медицинской помощи/Satisfaction with the results of medical care | 4,4±0,13 | 4,52±0,13 |
Примечание:*-представлены статистически достоверные показатели p<0,05.
Note:*- statistically reliable indicators of p are presented p<0,05.
Поскольку вопросы потребности пациентов в дополнительной помощи после перенесённого COVID‑19 недостаточно изучены, нами в анкету были включены несколько вопросов. По мнению респондентов, после перенесённого COVID‑19 у них имеется необходимость в следующих видах помощи: в санаторно-курортном лечении — 40,0 %, при чем больше половины пациентов госпиталя «с новой коронавирусной инфекцией» отметили данную потребность (52,4 %); профилактической медицинской помощи — 15,0 %; в дополнительном диагностическом обследовании — 15,0 %; в медицинской реабилитации — 12,0 %; в лечебных мероприятиях — 8,0 %; в психологической реабилитации — 5,0 %; и др. (таб. 5).
Таблица 5 / Table 5
Анализ потребности в дополнительной помощи после перенесенного COVID‑19 (n=341) / Analysis of the need for additional assistance after suffering COVID‑19 (n=341)
Виды оказываемой помощи/Types of assistance provided | Пациенты госпиталя «с новой коронавирусной инфекцией» / Patients of the «covid» hospital, | Пациенты поликлиники/ Polyclinic patients, n=173 (%) | Всего/Total, |
Санаторно-курортное лечение/Sanatorium and resort treatment | 88 (52,4) | 46 (26,6) | 39,3 |
Диагностическая помощь (обследование)/ Diagnostic assistance (examination) | 23 (13,7) | 28 (16,2) | 15,0 |
Профилактическая помощь (профосмотр)/ Preventive care (professional examination) | 24 (14,3) | 27 (15,6) | 15,0 |
Медицинская реабилитация/Medical rehabilitation | 22 (13,1) | 19 (11,0) | 12,0 |
Лечебные мероприятия (дневной стационар или стационарное лечение)/Therapeutic measures (day hospital or inpatient treatment) | 6 (3,6) | 21 (12,1) | 7,9 |
Психологическая реабилитация/Psychological rehabilitation | 11 (6,5) | 6 (3,5) | 5,0 |
Профессиональная реабилитация (обучение, помощь в трудоустройстве)/Vocational rehabilitation (training, employment assistance) | 4 (2,4) | 3 (1,7) | 2,1 |
Правовая помощь (юридические консультации, юридическая помощь)/Legal assistance (legal advice, legal assistance) | 4 (2,4) | 2 (1,2) | 1,8 |
В соответствии с действующими временными методическими рекомендациями после перенесенного COVID‑19 рекомендуется проведение углубленной диспансеризации лиц, перенесших заболевание в средней и тяжелой степени тяжести, в ходе которого возникает необходимость в принятии дополнительных лечебно-реабилитационных мероприятий [20]. В то же время, как показал опрос, пациенты нуждаются в динамическом наблюдении с целью исключения отсроченных осложнений, оценки общего состояния, выявления депрессии, симптомов подозрительных на тромбоэмболию или других синдромов и заболеваний, требующих внимания.
Анализируя мнения пациентов, необходимо отметить, что это субъективная оценка, но в каждом ответе определяются требования пациентов, которые могут повысить удовлетворенность организацией медицинской помощи. Проведение анкетирования пациентов является одним из компонентов внутреннего аудита качества оказания медицинской помощи в медицинской организации, которое позволяет выявить определённые проблемы в ходе её оказания. Важно в дальнейшем отслеживать удовлетворенность пациентов медицинской помощью со стороны администрации медицинских организаций, которая может служить основой для планирования, предоставления и поддержания качества услуг во время пандемии COVID‑19 и других чрезвычайных ситуаций.
Выводы
- Исследование показало, что среди опрошенных доля мужчин 20,8 %, средний возраст всех опрошенных — 43,2 ± 12,1 лет. Большую часть женщин составили лица в возрасте 40–49 лет (38,2 %), мужчин в возрасте 50–59 лет (43,7 %). На момент опроса пациенты госпиталя «с новой коронавирусной инфекцией» оценивали свое здоровье в среднем на 3,58±0,11 балла, а пациенты, обратившиеся в поликлинику, на 3,72 ± 0,09 (p<0.05) балла.
- При сравнении уровня удовлетворенности пациентов, получавших лечение в госпитале «с новой коронавирусной инфекцией» и поликлинике, было установлено, что уровень доступности диагностических исследований, бесплатного лекарственного обеспечения и отношения врачей пациенты поликлиники оценили ниже. Напротив, условия пребывания пациенты поликлиники оценили выше, чем пациенты госпиталя «с новой коронавирусной инфекцией».
- После перенесённого COVID‑19 опрошенные пациенты отметили необходимость в дополнительной помощи: в санаторно-курортном лечении — 40,0 %, профилактической медицинской помощи — 15,0 %; в дополнительном диагностическом обследовании — 15,0 %; в медицинской реабилитации — 12,0 %; в лечебных мероприятиях — 8,0 %; в психологической реабилитации — 5,0 %; и др. Анализ потребности в дополнительной помощи после перенесенного COVID‑19, можно объяснить состоянием тяжести заболевания, характером его течения и продолжительностью получения медицинский помощи.
Об авторах
Р. Р. Исмагилов
Башкирский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: Ismagilovruslan92@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-2719-0396
SPIN-код: 3755-1823
г. Уфа, Российская Федерация
Ф. С. Билалов
Башкирский государственный медицинский университет
Email: Ismagilovruslan92@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-6644-1736
SPIN-код: 6448-5906
г. Уфа, Российская Федерация
М. А. Шарафутдинов
Башкирский государственный медицинский университет
Email: Ismagilovruslan92@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-6062-6062
SPIN-код: 6448-5506
г. Уфа, Российская Федерация
Список литературы
- Павлов В.Н., Викторов В.В., Ахмерова С.Г., Имельбаева А.Г., Мухаметзянов А.М., Бакиров Б.А., Какаулин А.Г., Лутфарахманов И.И., Тюрин А.В. Мобильные выездные мультидисциплинарные бригады: их становление и развитие в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 // Медицинский вестник Башкортостана. 2021. № 6. С. 21-26.
- Визель А.А., Хадеева В.З., Нуриева Л.Ф., Визель И.Ю., Амиров Н.Б., Саубанова К.О., Визель Л.А. Анализ диагностики и лечения пациентов с COVID-19 во временном инфекционном госпитале, развёрнутом в многопрофильной городской больнице // Вестник современной клинической медицины. 2022. Т. 15. № 3. С. 7-14.
- Переходов С.Н., Сакварелидзе Н.Ю., Цахилова С.Г., Лунина Е.В. Перепрофилирование родильного дома в инфекционный госпиталь в условиях пандемии коронавирусной инфекции // Здоровье мегаполиса. 2022. Т. 2. № 1. С. 36-40.
- Байсугурова В.Ю., Кашафутдинова Г.Т., Аимбетова Г.Е., Рамазанова М.А., Кошимбеков М.К., Калмаханов С.Б. Удовлетворенность населения медицинской помощью как показатель ее качества // Вестник КазНМУ. 2014. № 1. С. 393-395.
- Гарипов Р.К., Шарафутдинова Н.Х. Критерии удовлетворенности сельских жителей организацией медицинской помощи // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2012. № 4. С. 35-37.
- Кузьмина О.А., Кузьмин В.П. Опыт оказания медико-социальной помощи больным COVID-19 в условиях стационара // Коллекция гуманитарных исследований. 2022. Т. 1. № 30. С. 32-38.
- Золотарев А.В., Чертухина О.Б., Хашина О.А. Опыт системного повышения удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи в Самарской областной клинической офтальмологической больнице имени Т.И. Ерошевского путем обучения персонала выбору конструктивной стратегии поведения в конфликтных ситуациях // Наука и практика. 2015. С. 446-452.
- Карпова О.В. Результаты социологического опроса медицинских работников об организации и качества стоматологической помощи // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. 2015. № 3. С. 21-25.
- Орлов А.Е. Научное обоснование системы обеспечения качества в условиях многопрофильной больницы. Автореф. дис. …док. мед. наук. М.2020. С. 22.
- Wu M.S., Hayat F., Ratcliffe L., Beadsworth M.B.J., Defres S., Wingfield T. What do people hospitalised with covid-19 think about the care they received? // BMJ. 2020; V. 370. m3496. doi: 10.1136/bmj.m3496
- Karahan I. The COVID-19 anxiety of hospitalised patients in a palliative care unit // International Journal of Palliative Nursing. 2020. V. 26. № 6 P. 267. doi: 10.12968/ijpn.2020.26.6.267
- Pavlakis S., McAbee G., Roach E.S. Fear and Understanding in the Time of COVID-19 // Pediatr Neurol. 2020 V. 111. P. 37-38. doi: 10.1016/j.pediatrneurol.2020.06.015
- Liu C.H., Goyal D., Mittal L., Erdei C. Patient Satisfaction with Virtual-Based Prenatal Care: Implications after the COVID-19 Pandemic // Matern Child Health J. 2021. V. 25. № 11. P. 1735-1743. doi: 10.1007/s10995-021-03211-6
- Ammar A., Chtourou H., Boukhris O., Trabelsi K., Masmoudi L., Brach M., Bouaziz B., Bentlage E., How D., Ahmed M., Mueller P., Mueller N., Hsouna H., Aloui A., Hammouda O., Paineiras-Domingos L.L., Braakman-Jansen A., Wrede C., Bastoni S., Pernambuco C.S. COVID-19 Home Confinement Negatively Impacts Social Participation and Life Satisfaction: A Worldwide Multicenter Study // Int J Environ Res Public Health. 2020. V. 17. № 17: 6237. https://doi.org/10.3390/ijerph17176237
- Шкарин В.А. Анализ удовлетворенности пациентов круглосуточных стационаров Волгоградской области // Вестник новых медицинских технологий. 2012. № 1. С. 19-23.
- Rezoagli E., Magliocca A., Bellani G., Pesenti A., Grasselli G. Development of a Critical Care Response - Experiences from Italy During the Coronavirus Disease 2019 Pandemic // Anesthesiol Clin. 2021. V. 39. № 2. P. 265-284. doi: 10.1016/j.anclin.2021.02.003
- Шарабчиев Ю.Т., Дудина Т.В. Доступность и качество медицинской помощи: слагаемые успеха // Международные обзоры: клиническая практика и здоровье. 2013. № 4. С. 16-34.
- Бразовская Н.Г., Деев И.А., Кобякова О.С., Богайчук П.М., Яровой Н.Д., Шнайдер Г.В., Бойков В.А., Барановская С.В. Пациентоориентированный подход: анализ взаимосвязи оценки пациентами результативности медицинской помощи и условий её оказания // Социальные аспекты здоровья населения. 2019. Т. 65. № 5. doi: 10.21045/2071-5021-2019-65-5-1.
- Baidya D.K., Maitra S. Improving quality and satisfaction in care of Covid-19: A patient-centric approach // Natl Med J India. 2021. V. 34. № 1. P. 59-60. doi: 10.4103/0970-258X.323454
- Временные методические рекомендации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Версия 16 (18.08.2022) (утв. Минздравом России). URL: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/059/392/original/%D0%92%D0%9C%D0%A0_COVID-19_V15.pdf (Дата обращения: 11.12.2022).