Новатор с улицы Новаторов: судьба Человека, биография Ученого

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена памяти российского ученого, врача, учителя, декана педиатрического факультета, стоявшего у истоков перинатальной медицины с позиций инновационного подхода в диагностике, терапии, профилактике, обучении будущих врачей. Цель статьи - изучение биографии выдающегося российского ученого Марии Федоровны Дещёкиной, с позиций значимого вклада в перинатальную медицину. В ходе написания статьи использовались сравнительно-исторический, аналитический методы историко-медицинского исследования с использованием архивных данных четвертого родильного дома на улице Новаторов, д. 3 города Москвы, где работала Мария Фёдоровна, воспоминания коллег, учеников и родных. Основные результаты заключаются в представлении современных достижений в педиатрии на основах, заложенных Марией Федоровной, обладающей высоким профессионализмом и инновационными подходами. Медицина XXI века открывает широкие возможности в прогнозировании, профилактике, терапии и реабилитации. В основе современного этапа развития медицинской науки лежит мощный технологический прогресс, продвинутые фармакологические исследования, прорывы в сфере генетики, нанотехнологий. Но за высокими достижениями настоящего стоят наши дорогие Учителя, которые высоким профессионализмом заложили фундамент будущего медицины. Эти классические взгляды, труды, подходы мы не должны утратить. Жизнь и судьба выдающегося российского врача Марии Фёдоровны Дещёкиной-яркий пример верности профессии и служения людям. В 2022 году, в вековой юбилей со дня ее рождения, в Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И. Пирогова (ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова) была проведена конференция и выпущена книга, посвященная памяти Марии Фёдоровны - уникального врача, ученого, педагога, организатора. Учредитель конференции - ученица Марии Фёдоровны - Ильенко Лидия Ивановна. Жизнь Марии Фёдоровны тесно связана со 2-м МОЛГМИ (ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова), кафедрой госпитальной педиатрии, родильным домом № 4 города Москвы. Она прошла путь от студента до профессора, заведующего кафедрой, декана педиатрического факультета. Результаты её деятельности сложились в определенную концепцию, которой мы придерживаемся до сих пор. Как декан Мария Фёдоровна проявила себя талантливым педагогом, психологом и организатором, уделяя большое внимание совершенствованию педагогического мастерства преподавателей. Именно в этот период методическая работа была возведена в ранг научно-методической, что повлекло за собой цикл работ, написанных в соавторстве с кафедрой педагогики. Неонатологи, акушеры-гинекологи, неврологи и педиатры хорошо знают имя Марии Фёдоровны, она впервые описала различные соматические проявления родовой травмы, представив их в виде синдромов. Эта классификация действует поныне, облегчая постановку диагноза. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что с именем Марии Фёдоровны Дещёкиной связаны многие инновации, ставшие традиционными для отечественной педиатрии.

Полный текст

Введение

Медицина XXI века открывает широкие возможности в прогнозировании, профилактике, терапии и реабилитации. В основе современного этапа развития медицинской науки лежит мощный технологический прогресс, продвинутые фармакологические исследования, прорывы в сфере генетики и нанотехнологий. Но за высокими достижениями настоящего стоят наши дорогие Учителя, которые своим высоким профессионализмом заложили фундамент будущего медицины.

История родильного дома № 4 на улице Новаторов дом № 3 города Москвы началась в 1981 году. С тех пор слава его специалистов приумножалась с каждым новым поколением медиков, работавших в этих стенах. Строились и продолжают строиться новые корпуса, открывались новые кабинеты и отделения, приобреталась новая медицинская техника, создавались новые службы. Роддом растет, но одно в нем остается неизменным  высокий профессионализм врачей, медицинских сестер, фельдшеров и лаборантов, проявляемый ими в борьбе за здоровье нового поколения. Не зря о роддоме идет слава, что там работают «опедиатриченные» акушеры-­гинекологи и «обакушеренные» педиатры, а персонал, работающий в роддоме № 4, называют «новаторами с улицы Новаторов». Благодаря Марии Фёдоровне были введены круглосуточные дежурства неонатологов, совместное пребывание матери и ребенка, аттестация на международную награду «Больница доброжелательного отношения к ребёнку», концепция «вертикальные роды», разработка программы лонгитудинального наблюдения за развитием детей, рожденных методом вертикальных родов, инициатива «Здоровый ребёнок  семье, здоровый ребёнок  Москве, здоровый ребёнок  России, здоровый ребёнок  всему миру!». Инновационные идеи Марии Федоровны и сегодня являются важной частью современной медицины [1].

Здесь приветствуются естественные роды с минимальным медицинским вмешательством по отношению к роженице и ребенку, активно поддерживается грудное вскармливание. Все это подтверждается наличием статуса, который присваивается Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИ­СЕФ),  «Больница, доброжелательная к ребёнку». Одним из первых роддом № 4 на улице Новаторов, дом № 3 города Москвы начал практиковать уникальную концепцию  «вертикальные роды», не имеющую аналогов [2]. В скандинавских странах и в Европе такие роды называют «русскими» [3, 4].

В родительном доме № 4 на улице Новаторов дом № 3 города Москвы внедряются новейшие методики диагностики, лечения и реабилитации. Но самое ценное  это отзывчивый медицинский персонал  врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, который всегда отличался высоким профессионализмом, преданностью своему делу и доброжелательностью. Большое значение для роженицы имеет именно психологическая составляющая.

С историей 4-го родильного дома на улице Новаторов дом № 3 города Москвы тесно связана судьба выдающегося человека  Марии Фёдоровны Дещёкиной. В 2022 году, в вековой юбилей со дня ее рождения, в ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова была проведена конференция и выпущена книга, посвященная памяти Марии Фёдоровны  уникального врача, ученого, педагога, организатора. Учредитель конференции  ученица Марии Фёдоровны  Ильенко Лидия Ивановна.

Биографические данные

Мария Фёдоровна родилась в крестьянской семье в 1922 году. Окончив в 1940 году школу города Шацка, она поступила на заочное отделение физико-­математического факультета Рязанского педагогического института, совмещала учебу с преподаванием в школе (рис. 1).

Рис. 1. Дещёкина М.Ф., 1940‑е гг.
Fig. 1. Deshchyokina M.F., 1940

С 1944 года ее жизнь беспрерывно связана со 2-м МОЛГМИ (ныне ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России), где она обучалась на педиатрическом факультете, который с отличием окончила в 1949 году, была рекомендована в клиническую ординатуру на кафедру пропедевтики детских болезней.

После окончания ординатуры, аспирантуры и успешной защиты кандидатской диссертации она стала работать ассистентом кафедры пропедевтики детских болезней 2-го МОЛГМИ.

В 1964 году Мария Фёдоровна перешла на кафедру госпитальной педиатрии 2-го МОЛГМИ, где успешно работала в должности доцента, а впоследствии профессора.

Научная деятельность

Основным направлением ее научной деятельности являлось изучение различных аспектов неонатологии, исследование особенностей детей, перенесших родовую травму: кровоизлияние в родах в краниальные, экстракраниальные отделы нервной системы, во внутренние органы, в том числе в надпочечники. Ее кандидатская диссертация была посвящена влиянию перенесенного внутричерепного кровоизлияния на развитие детей и его отдаленные последствия [5]. Предложенная М.Ф. Дещёкиной классификация родовой травмы и ее последствий получила признание как неонатологов, так и невропатологов. Результаты исследований функционального состояния надпочечников не только у новорожденных, но и грудных детей при различных патологических отклонениях: асфиксии, внутричерепной травме, гипербилирубинемии кровоизлиянии в надпочечники  отражены в другом научном труде «Функции надпочечников у плодов, новорожденных и грудных детей», написанном в соавторстве с В.А. Таболиным [6].

В круг научных интересов М.Ф. Дещёкиной также входили вопросы обменных нарушений у детей с внутричерепной родовой травмой [7], интенсивной терапии новорожденных в постреанимационном периоде [8].

При ее непосредственном участии на базе кафедры в ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова было организовано первое в стране отделение патологии новорожденных. Оно создавалось по инициативе ученика академика Г.Н. Сперанского  профессора Вячеслава Александровича Таболина, проводящего большую работу с новорождёнными детьми в родильных домах и отделениях патологии детей раннего возраста города Москвы (рис. 2).

Рис. 2. 1 ряд, слева направо: Щербатова Е.И., Таболин В.А., Дещёкина М.Ф., Ионова И.А.; 2 ряд: Али Вахуш (аспирант из Сирии), Шицкова В.В., Дёмин В.Ф., Ефимов М.С., Ботвиньев О.К., Вербицкий В.И.
Fig. 2. 1 row, from left to right: Shcherbatova E.I., Tabolin V.A., Deshchyokina M.F., Ionova I.A.; 2nd row: Ali Vakhush (graduate student from Syria), Shitskova V.V., Demin V.F., Efimov M.S., Botviniev O.K., Verbitsky V.I.

В то время нерешенными являлось большое количество вопросов по объему и срокам оказания медицинской помощи в родильных домах, маршрутизации новорожденных. Инновационные работы Вячеслава Александровича, посвященные выхаживанию детей с гемолитической болезнью новорожденных и другими видами желтух, легли в основу его диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. По результатам полученных данных была разработана и внедрена в практику методика заменного переливания крови новорожденным в роддомах и стационарах страны. В дальнейшем было доказано, что нарушение сроков и техники выполнения заменного переливания крови, несвоевременная и неадекватная транспортировка таких детей негативно влияли на исход проводимой терапии [9].

Под руководством Вячеслава Александровича Таболина Мария Фёдоровна стала активно изучать состояние детей с геморрагическим поражением центральной нервной системы, а полученные результаты стали основой для диссертаций на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Трудно переоценить собранные и проанализированные Марией Фёдоровной научные данные о поражениях интракраниальных отделов центральной нервной системы.

В период открытия отделения патологии новорожденных в ДГКБ № 13 имени Н.Ф. Филатова в Москве не было специалистов педиатров-­неонатологов. При непосредственном участии М.Ф. Дещёкиной в короткие сроки сформировалась команда врачей новой педиатрической специализации  неонатологии, у истоков которой стояла Мария Фёдоровна [10].

Нельзя не вспомнить учеников профессора М.Ф. Дещёкиной, ее соратников, врачей первого в Москве отделения патологии новорожденных: Клару Георгиевну Карасеву, Зарю Евгеньевну Вишневецкую, Любовь Алексеевну Романову.

Под руководством Марии Фёдоровны выросли квалифицированные преподаватели и врачи, по уровню своих знаний и умений отвечавшие мировым требованиям к специалистам этого направления. Среди них Валентина Петровна Гераськина, Любовь Ипполитовна Лукина, Лидия Ивановна Ильенко, Майя Павловна Варванцева и другие.

В конце 60-х  начале 70-х годов в отделениях, где базировалось преподавание кафедры госпитальной педиатрии 2-го МОЛГМИ, произошли глубокие преобразования в обследовании больных. С приходом на кафедру профессора Ю.Е. Вельтищева стала бурно развиваться клиническая биохимия детского возраста, была создана научная лаборатория клинической биохимии детского возраста. Ю.Е. Вельтищев  ученик не только академика Г.Н. Сперанского, но и руководителя самой современной на тот период биохимической европейской школы  профессора Керпель-­Фрониуса. В практическую медицину были внедрены многие высокотехнологические методы, разработанные на кафедре. Проводилась оценка параметров углеводного, липидного, белкового, минерального, кислотно-­основного, гормонального обменов с помощью тонкослойной хромотографии и других методов.

Являясь прекрасным клиницистом, М.Ф. Дещёкина в своих клинических разборах и обходах постоянно учила каждого врача азам клинической практики: оценке тяжести клинических проявлений и степени нарушении функционирования органов и систем новорожденного с учетом новых для того времени параметров объективного контроля состояния — биохимических и функциональных критериев.

После защиты докторской диссертации Мария Фёдоровна Дещёкина в 1979 году возглавила вновь организованную кафедру госпитальной педиатрии вечернего отделения 2-го МОЛГМИ. Клинической базой кафедры с 1981 года стало отделение новорождённых роддома № 4. Несколько поколении врачей-­акушеров и врачей-­педиатров получило дополнительное клиническое образование на конференциях, разборах и обходах, которые регулярно проводились заведующим кафедрой профессором Марией Фёдоровной Дещёкиной и, в немалой степени, способствовали повышению врачебной квалификации и, конечно, улучшению показателей, отражающих работу родильного дома.

В этот же период на кафедре госпитальной педиатрии был разработан и внедрен новый подход к подбору лечения новорожденных  по синдромная терапия, который принципиально отличался от традиционных схем. Авторами этих разработок были академики В.А. Таболин, Ю.Е. Вельтищев, профессор М.Ф. Дещёкина, доцент В.П. Лебедев и другие (рис. 3). Эти разработки предвосхитили многие аспекты клинической тактики и лечения в реаниматологии у детей различных возрастных групп [11].

Рис. 3. Таболин В.А., Кисляк Н.С., Дещёкина М.Ф.
Fig. 3. Tabolin V.A., Kislyak N.S., Deshchyokina M.F.

Заведующим кафедрой госпитальной педиатрии академиком В.А. Таболиным, профессором М.Ф. Дещёкиной и заведующим отделением патологии новорожденных ДГКБ № 13 имени Н.Ф. Филатова К.Г. Карасевой было разработано положение «О структуре и особенностях работы отделения новорожденных», утвержденное МЗ СССР и явившееся основанием для создания подобных отделений в других регионах страны.

Изучение проблемы неонатологии проводилось и проводится в настоящее врем на базе уникального комплекса «роддом  больница для недоношенных детей  больница для третьего этапа выхаживания недоношенных с неврологической патологией» и на базе роддома для женщин с пороками сердца (при ГКБ № 67) [12].

Мария Федоровна является автором патента «Способ профилактики дисбактериоза кишечника у новорожденных детей». Изобретение относится к неонатологии, целью которого является сокращение сроков формирования нормальной кишечной микрофлоры. Для этого новорожденному из группы повышенного риска развития дисбактериоза кишечника вводили орально, однократно через 30–120 мин после рождения штаммы бифидобактерий полученных от матери. Способ широко применялся у доношенных новорожденных, родившихся путем кесарева сечения. Было установлено, что нормализация кишечной флоры у этих детей наступала в сроки в 2 раза короче, чем при применении коммерческого штамма бифидобактерий. Отмечалось снижение частоты физиологической убыли массы и диспептических растройств, развития молочницы и опрелостей.

В 1990 году вышла монография Марии Фёдоровны, где были отражены клинические вопросы нарушений функции кишечника и инфекиционной диареи новорожденных, и выявлена корреляция дефицита бифидобактерий с дефицитом лактобацилл [13].

Мария Федоровна занималась вопросами особенностей адаптации новорожденных и детей грудного возраста, результатом которых стал сборник научных трудов, не потерявший свою актуальность и в наше время [14]. Марией Фёдоровной освещались вопросы нарушения углеводного обмена у матери и плода, колебания уровня глюкозы в период ранней адаптации, с выделением факторов риска развития гипогликемии [15]. По мнению М.Ф. Дещёкиной и соавт. (1987), половина получаемой глюкозы участвовала в построении жировых депо, а снижение обеспечения плода глюкозой приводило к уменьшению и жировых депо. Если на это состояние еще накладывались перинатальные или постнатальные осложнения, то отмечалась высокая частота развивается гипогликемия [16].

Учебно-методическая работа

Мария Фёдоровна проводила семинары по различным аспектам учебно-­методической работы. Вместе с Вячеславом Александровичем она ввела в рамках преподавания госпитальной педиатрии новые циклы: патология новорожденных детей, нефрология, пульмонология, кардиология, клиническая биохимия. В курс госпитальной педиатрии был включен микроцикл «патологии недоношенных детей и детей с экстремально низкой массой тела». Понимая, какую важную роль играет качество медицинской помощи детям в амбулаторно-­поликлиническом звене, сотрудники кафедры создали цикл «поликлиническая педиатрия», что является неотъемлемой составляющей в подготовке современного врача [17, 18].

С помощью М.Ф. Дещёкиной были созданы уникальные базы для обучения в различных районах города Москвы, выделены и подготовлены творческие инициативные преподаватели, созданы прекрасные методические пособия для студентов и преподавателей.

Именно на базе 4-го родильного дома на улице Новаторов г. Москвы при участии М.Ф. Дещёкиной была проведена первая в истории Российского медицинского образования Деловая игра (как интерактивная форма практического клинического занятия на тему «Первая помощь новорождённому с асфиксией»). Автор сценария и преподаватель  Лидия Ивановна Ильенко. Впоследствии эта форма обучения нашла широкое применение на кафедре и в других учебных заявлениях, демонстрируя свою высокую эффективность и в настоящее время [19]. Приобретение знаний, максимально приближенных к практическому здравоохранению, является одним из значимых составляющих в обучении современного врача, оказывая влияние на качество обучения [20–23].

На кафедре была введена новая форма обучения в виде написания научной работы на основе обработки данных состояния здоровья детей в динамике по данным поликлинического наблюдения. Студенты, защищая эту работу, овладевали оценкой обработки статистических показателей и их роли в работе врача-­педиатра. Мария Фёдоровна принимала непосредственное участие в выполнении и оценке этих исследовательских работ. В настоящее время написание научно-исследовательской работы является неотъемлемой частью учебного процесса в вузовском образовании [24–26].

В дальнейшем под руководством М.Ф. Дещёкиной была создана концепция педиатрического образования на вечернем отделении, где обучались студенты, прошедшие ранее курс по программам среднего медицинского профессионального образования и имеющих не только определенные теоретические, но и практические профессиональные навыки.

Педагогический и организационный талант Марии Федоровны позволил ей стать деканом педиатрического факультета. За это период  с 1974 по 1986 год  она внесла предложения по совершенствованию учебного плана подготовки врачей-­педиатров, были разработаны программы преподавания студентам различных курсов. Учебно-­методическая работа была возведена в ранг научно-­методической, что повлекло за собой цикл работ, написанных в соавторстве с кафедрой педагогики. Именно в этот период на всех кафедрах педиатрического факультета среди студентов стала активно внедряться учебно-­исследовательская работа, устраивались конкурсы на лучшую работу, а участие в межфакультетских конкурсах неизменно заканчивалось присуждением первых мест кафедрам педиатрического факультета [27].

За плодотворную преподавательскую и организационную работу Мария Фёдоровна была награждена почетными грамотами Министерства здравоохранения РСФСР и Министерства высшего образования, орденом «Знак Почета», знаком «Отличник здравоохранения».

Неслучайно говорят, что самые великие люди, как правило, являются самыми доступными и простыми в общении. Это в полной мере относится к Марии Фёдоровне. Человек она была необыкновенный: в ее присутствии всем было спокойно, тепло и очень комфортно, и это чувствовали и опытные коллеги, и молодые врачи, и ординаторы, и аспиранты, и студенты. Даже объективная критика и строгие замечания в её устах оказывались добрыми наставлениями. Мария Фёдоровна часто говорила: «Критиковать надо не личность, а ошибку личности».

Врачом она была уникальным  всё объясняла родителям просто и доходчиво, во всех случаях давала надежду и, конечно, определяла путь к выздоровлению, где лекарственная терапия была далеко не единственным звеном.

Как декан Мария Фёдоровна проявила себя редким педагогом, психологом и организатором, уделяя большое внимание педагогическому мастерству преподавателей. Студенты уважали, очень любили и, конечно, немного боялись своего декана. Отличие педиатрического факультета состояло в том, что помимо обучения специальности важная роль была отведена воспитательной работе, наставничеству, гуманизму, любви к детям.

Мария Федоровна личным примером демонстрировала как нужно относиться к педиатрии.

Неонатологи, акушеры-­гинекологи, неврологи и педиатры хорошо знают имя Марии Фёдоровны, так как именно ею впервые были описаны различные соматические проявления родовой травмы в виде синдромов. Заметим, что и сегодня врачи пользуются данной классификацией, что позволяет им более точно постановить диагноз [28, 29].

Инновационные направления

С именем Марии Фёдоровны Дещёкиной связаны многие новации, ставшие впоследствии традиционными для отечественной педиатрии: круглосуточные дежурства неонатологов, совместное пребывание матери и ребёнка, успешная аттестация на международную награду «Больница доброжелательного отношения к ребёнку», концепция «вертикальные роды» и длительное наблюдение за развитием детей, рожденных методом вертикальных родов, а также инициатива «Здоровый ребёнок  семье, здоровый ребёнок  Москве, здоровый ребёнок  России, здоровый ребёнок  всему миру!»

Ученики и последователи Марии Фёдоровны продолжают и развивают ее инновационные направления, которые сегодня составляют важную часть современной медицины. В настоящее время на кафедре и в родильном доме № 4 на улице Новаторов, дом № 3 города Москвы претворяются в жизнь научные идеи Марии Фёдоровны: разработка принципов наблюдения за детьми от матерей с различной акушерской патологией и неблагоприятным течением родов, включая недоношенных. Кафедра и коллектив родильного дома № 4 г. Москвы являются инициаторами интенсивного наблюдения этих детей и подготовки родителей по программе «развивающего ухода» [30, 31].

На основании проведенного анализа отмечен значимый вклад Марии Федоровны в развитие инновационных направлений в педиатрии, включающих в себя терапию, профилактику и прогнозирование, а так же и в систему вузовского медицинского образования, составляющую современную основу практикующего врача.

×

Об авторах

О. В. Шарапова

Городская клиническая больница имени В.В. Виноградова

Email: 2891photina@mail.ru
ORCID iD: 0009-0007-7209-8579
SPIN-код: 5786-6566
Москва, Российская Федерация

Л. И. Ильенко

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Email: 2891photina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8375-4569
SPIN-код: 7606-2863
Москва, Российская Федерация

Ю. Г. Мухина

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Email: 2891photina@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-4787-4298
Москва, Российская Федерация

А. Н. Гуреев

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Email: 2891photina@mail.ru
ORCID iD: 0009-0005-4515-6185
Москва, Российская Федерация

Е. А. Зубарева

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Email: 2891photina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0193-0563
Москва, Российская Федерация

Т. А. Житова

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Email: 2891photina@mail.ru
ORCID iD: 0009-0007-9014-8728
SPIN-код: 1428-9295
Москва, Российская Федерация

С. В. Богданова

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Автор, ответственный за переписку.
Email: 2891photina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4808-8788
SPIN-код: 8121-5264
Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Фисенко А.П., Кучма В.Р., Кучма Н.Ю., Нарышкина Е.В., Соколова С.Б. Стратегия и практика формирования здорового образа жизни детей в Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. 2020. № 23 (2). С. 76-84.
  2. Ильенко Л.И., Смирнова Л.М., Гайнова Л.В. Вертикальные роды как альтернативный способ родоразрешения (с позиции акушера и педиатра) // Журнал практического врача акушера-­гинеколога. 2002. № 1. С. 7-18.
  3. Kemp E., Kingswood C.J., Kibuka M., Thornton J.G. Position in the second stage of labour for women with epidural anaesthesia // Cochrane Database Syst. Rev. 2013. № 1. CD008070. doi: 10.1002/14651858.CD008070.pub2.
  4. Motamedi M. The effect of the selective maternal position in active stage of labor // Knowledge & Health. 2009. № 4 (1). P. 31-35.
  5. Дещёкина М.Ф. Влияние перенесенного внутричерепного кровоизлияния на развитие детей и отдаленные последствия: Автореферат дис. … кандидата мед. наук. М., 1955. 14 с.
  6. Громова В.В., Жданова С.А., Вельтищев Ю.Е., Дещёкина М.Ф. Функции надпочечников у плодов, новорожденных и грудных детей / Под ред. проф. В.А. Таболина. М.: Медицина, 1975. 263 с.
  7. Дещёкина М.Ф. Обменные нарушения у детей с внутричерепной родовой травмой // В кн.: Наследственная и приобретенная патология обмена веществ у детей. М., 1971. Вып. 1. С. 47-52.
  8. Таболин В.А., Дещёкина М.Ф. Интенсивная терапия новорожденных в постреанимационном периоде. М.: Медицина, 1973. 285 с.
  9. Ильенко Л.И., Борисова Т.М., Лёвина Е.Е., Мухина Ю.Г., Котлукова Н.П., Молчанова Е.А. 100 лет профессору М.Ф. Дещёкиной. М.: ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. 2022. 32 с.
  10. Коняшкин Н.С. Люди земли Шацкой: биографический справочник. Шацк: ООО «Шацкая типография», 2015. С. 57.
  11. Вопросы адаптации новорожденных и детей грудного возраста: Сб. науч. тр. / Ed. by М.Ф. Дещёкиной, В.Ф. Демина. М.: МОЛГМИ, 1985. 165 с.
  12. Клинические рекомендации (протоколы) по неонатологии / Под ред. Д.О. Иванова. СПб.: Информ-­Навигатор, 2016.
  13. Дещёкина М.Ф., Коршунов В.М., Демин В.Ф. Холодова И.Н., Чернова Н.Д. Изучение формирования микрофлоры кишечника у новорожденных детей при совместном и раздельном пребывании с матерью // Педиатрия. 1990. № 1. С. 13-18.
  14. Неонатология. В 2-х томах. Т. 2 / Под. ред. Т.Л. Гомеллы, М.Д. Каннигама, Ф.Г. Эяля. М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2015. 864 с.
  15. 90 лет Педиатрическому факультету / Под ред. проф. Л.И. Ильенко. М.: «Маска». 2020. 180 с.
  16. Дещёкина М.Ф., Дианкина М.С., Ильенко Л.И., Леничеко В.П. Деловая клиническая игра в медицинском институте // Педиатрия имени Сперанского. 1989. № 3. С. 69-72.
  17. Поликлиническая педиатрия: учебник / Под ред. А.С. Калмыковой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 624 с.
  18. Госпитальная педиатрия: учебник / Под ред. С.В. Бельмера, Л.И. Ильенко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. 1072 с.
  19. Тукешева Б.Ш., Бегимбетова Р.С. Внедрение инноваций в учебный процесс клинических кафедр терапевтического профиля // Вестник КазНМУ. 2013. № 4 (2).
  20. Журбенко В.А. Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе // Педагогика. 2015. № 2 (2). С. 38-40.
  21. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова О.В. Деловые игры как критерий оценки компетентности выпускников медицинского вуза // Успехи современного естествознания. 2014. № 12 (ч. 4). С. 493-502.
  22. Морозов Д.А., Алексеева Е.И., Аверьянов А.П., Горемыкин И.В., Филиппов Ю.В., Городков С.Ю., Пименова Е.С., Чистякова Е.Г. Деловые игры в формировании профессиональных компетенций // Профессиональные компетенции врача-­педиатра. 2016. № 1 (8). С. 40-42.
  23. Кругликов В.Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. СПб., 2006. 190 с.
  24. Большакова О.Н. Концептуальная модель системы подготовки студентов вуза к научно-­исследовательской деятельности // Высшее образование сегодня. 2014. № 10. С. 82-87.
  25. Величко О.И. Основные требования к научно-­иссле­довательской работе студентов // Высшая школа. 2014. № 6. С. 19-23.
  26. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. М., 2008.
  27. Российский государственный медицинский университет - 100 лет во имя жизни / Под общей ред. ректора РГМУ, академика РАМН В.Н. Ярыгина. М.: РГМУ, 2006. 344 с.
  28. Моисеенко Д.А., Полонская О.В. Родовая травма новорожденного: проблема акушерства и неонатологии // Русский медицинский журнал. 2016. № 15. С. 998-1000.
  29. Кочин О.В., Гончаров Г.В. Родовая травма головы и диагностические клинические аспекты // Новости медицины и фармации. 2009. № 2. С. 36-41.
  30. Недоношенные дети: учебное пособие для вузов / Л.И. Ильенко, Е.С. Сахарова, А.Г. Коноплянников [и др.]. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2022. 135 с.
  31. Методы реабилитации и профилактические программы в раннем детском возрасте: учебное пособие / Л.И. Ильенко, Е.С. Сахарова, С.Н. Денисова [и др.]. М.: РНИМУ, 2021. 140 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Рис. 1. Дещёкина М.Ф., 1940‑е гг.

Скачать (139KB)
2. Рис. 2. 1 ряд, слева направо: Щербатова Е.И., Таболин В.А., Дещёкина М.Ф., Ионова И.А.; 2 ряд: Али Вахуш (аспирант из Сирии), Шицкова В.В., Дёмин В.Ф., Ефимов М.С., Ботвиньев О.К., Вербицкий В.И.

3. Рис. 3. Таболин В.А., Кисляк Н.С., Дещёкина М.Ф.

Скачать (475KB)

© Шарапова О.В., Ильенко Л.И., Мухина Ю.Г., Гуреев А.Н., Зубарева Е.А., Житова Т.А., Богданова С.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах