ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННАЯ МЕДИЦИНА: ПРЕДПОСЫЛКИ К ТРАНСФОРМАЦИИ И КОМПОНЕНТЫ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования. Провести анализ концепции создания пациентоориетированной медицины, предпосылок ее появления, сложностей внедрения в существующие системы здравоохранения на основе имеющегося зарубежного опыта. Материалы и методы. В качестве основных материалов исследования использовались источники зарубежной литературы, в которых представлена концепция пациентоориентированной медицины, проведен анализ предпосылок изменения моделей здравоохранения в странах Евросоюза, США и Азии в соответствии с принципами пациентоориентированной медицины, а также приведены данные о компонентах и уровнях пациентоориентированной медицины зарубежных стран. Результаты. Проанализированные литературные источники достаточно полно описывают сложности внедрения пациентоориентированной медицины в существующие системы здравоохранения. Особое внимание необходимо уделять мультидисциплинарному подходу, преемственности на разных уровнях медицинской помощи и эффективной коммуникации между врачом и пациентом на пути интеграции данной модели в клиническую практику. Проведен анализ доступности медицинской помощи в развитых странах и ее зависимости от социального статуса, этнической принадлежности и заболевания пациента. Заключение. Пациентоориентированная медицина является новой моделью планирования, осуществления и оценки медицинских услуг, которая основывается на взаимовыгодных партнерских отношениях между медицинскими работниками, пациентами и членами их семей. Принимая во внимание существующие на сегодняшний день проблемы отечественного здравоохранения, внедрение пациентоориентированной модели позволит существенно повысить качество оказания медицинской помощи населению нашей страны. В мировом масштабе внедрение принципов этой модели далеко от завершения. В Российской Федерации целенаправленные работы в этом направлении требуют дополнительного научного поиска, систематизации имеющихся данных, разработки новых правовых документов.

Об авторах

Р. А. Хальфин

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: uur@hsha.ru
SPIN-код: 3332-6407
Москва, Россия

В. В. Мадьянова

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России

Email: uur@hsha.ru
SPIN-код: 3430-5145
Москва, Россия

О. Е. Качкова

Финансовый университет при Правительстве РФ

Email: uur@hsha.ru
Москва, Россия

И. Д. Демина

Финансовый университет при Правительстве РФ

Email: uur@hsha.ru
SPIN-код: 3293-7360
Москва, Россия

Т. И. Кришталева

Финансовый университет при Правительстве РФ

Email: uur@hsha.ru
SPIN-код: 5890-6292
Москва, Россия

Е. Н. Домбровская

Финансовый университет при Правительстве РФ

Email: uur@hsha.ru
SPIN-код: 8200-4079
Москва, Россия

К. С. Мильчаков

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России

Email: uur@hsha.ru
SPIN-код: 1176-1203
Москва, Россия

Ю. Ю. Розалиева

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России

Email: uur@hsha.ru
SPIN-код: 9971-0891
Москва, Россия

Список литературы

  1. Thimbleby H. Technology and the future of healthcare // J. Public health Res. 2013. Т. 2. № 3. С. 28.
  2. Mellis C. Evidence-based medicine: What has happened in the past 50 years? // J. Paediatr. Child Health. 2015. Т. 51. № 1. P. 65-68.
  3. Mathur S., Sutton J. Personalized medicine could transform healthcare (Review) // Biomed. Reports. 2017.
  4. Thibaut F. From basic research to personalized medicine // Dialogues Clin. Neurosci. 2016. Т. 18. № 3. P. 231-232.
  5. Rasool M. et al. The role of epigenetics in personalized medicine: challenges and opportunities // BMC Med. Genomics. 2015. Т. 8. № S1. P. S5.
  6. Zhang L., Hong H. Genomic Discoveries and Personalized Medicine in Neurological Diseases // Pharmaceutics. 2015. Т. 7. № 4. P. 542-553.
  7. Sorenson C., Drummond M., Khan B.B. Medical technology as a key driver of rising health expenditure: Disentangling the relationship // Clin. Outcomes Res. 2013. Т. 5. № 1. P. 223-234.
  8. Ha J.F., Longnecker N. Doctor-patient communication: a review // Ochsner J. 2010. Т. 10. № 1. P. 38-43.
  9. Bardes C.L. Defining “Patient-Centered Medicine” // N. Engl. J. Med. 2012. Т. 366. № 9. P. 782-783.
  10. Ontario Medical Association. Patient-Centred Care: Policy Paper. 2010. P. 34-49.
  11. Hofmarcher M.M., Oxley H., Rusticelli E. Improved health system performance through better care coordination // OECD Pap. 2007. Т. 7. P. 1-85.
  12. Epstein N. Multidisciplinary in-hospital teams improve patient outcomes: A review // Surg. Neurol. Int. 2014. Т. 5. № 8. P. 295.
  13. Avisar N. et al. Multi-disciplinary patient-centered model for the expedited provision of costly therapies in community settings: The case of new medication for hepatitis C // Isr. J. Health Policy Res. 2017. Т. 6. № 1.
  14. Murray M. Process improvement and supply and demand: the elements that underlie integration // Healthc. Q. 2009. Т. 13. Spec No. October. P. 37-42.
  15. Arpey N.C., Gaglioti A.H., Rosenbaum M.E. How Socioeconomic Status Affects Patient Perceptions of Health Care: A Qualitative Study // J. Prim. Care Community Health. 2017. Т. 8. № 3. P. 169-175.
  16. Schoen C. et al. A survey of primary care physicians in eleven countries, 2009: perspectives on care, costs, and experiences // Health Aff. (Millwood). 2009. Т. 28. № 6.
  17. Taber J.M., Leyva B., Persoskie A. Why do People Avoid Medical Care? A Qualitative Study Using National Data // J. Gen. Intern. Med. 2015. Т. 30. № 3. P. 290-297.
  18. Jayadevappa R., Chhatre S. Patient centered care - A conceptual model and review of the state of the art // Open Health Serv. Policy J. 2011. Т. 4. P. 15-25.
  19. Beck A. et al. A randomized trial of group outpatient visits for chronically ill older HMO members: The Cooperative Health Care Clinic // J. Am. Geriatr. Soc. 1997. Т. 45. № 5. P. 543-549.
  20. Barry H.C. et al. A randomized controlled trial of telephone management of suspected urinary tract infections in women // J. Fam. Pract. 2001. Т. 50. № 7. P. 589-94.
  21. Pinnock H. Accessibility, acceptability, and effectiveness in primary care of routine telephone review of asthma: pragmatic, randomised controlled trial // BMJ. 2003. Т. 326. № 7387. P. 477-479.
  22. Blanchard J., Lurie N. R-E-S-P-E-C-T: patient reports of disrespect in the health care setting and its impact on care // J. Fam. Pract. 2004. Т. 53. № 9. P. 721-730.
  23. Johnson R.L. et al. Patient race/ethnicity and quality of patient-physician communication during medical visits // Am. J. Public Health. 2004. Т. 94. № 12. P. 2084-2090.
  24. Kaplan S.H. et al. Patient and Visit Characteristics Related To Physicians Participatory Decision-Making Style Results From the Medical Outcomes Study // Med. Care. 1995. Т. 33. № 12. P. 1176-1187.
  25. Saha S. et al. Patient-physician racial concordance and the perceived quality and use of health care // Arch. Intern. Med. 1999. Т. 159. № 9. P. 997-1004.
  26. David R.A., Rhee M. The Impact of Language as a Barrier to Effective Health Care in an Underserved Urban Hispanic Community // Mt. Sinai J. Med. 1998. Т. 65. № 5-6. P. 393-397.
  27. Lee L.J. et al. Effect of Spanish interpretation method on patient satisfaction in an urban walk-in clinic // J. Gen. Intern. Med. 2002. Т. 17. № 8. P. 641-646.
  28. Goodrich J., Cornwell J. Seeing the person in the patient - The Point of Care review paper // English. 2008. P. 63.
  29. McCabe R. Involvement in decision making: the devil is in the detail // World Psychiatry. 2017. Т. 16. № 2. P. 155-156.

© Хальфин Р.А., Мадьянова В.В., Качкова О.Е., Демина И.Д., Кришталева Т.И., Домбровская Е.Н., Мильчаков К.С., Розалиева Ю.Ю., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах