№ 4 (2015)

СТАТЬИ

ВСЕСЛАВ ПОЛОЦКИЙ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»: АВТОРСКИЕ ИНТЕНЦИИ И МИФОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Леонова В.В.

Аннотация

В статье представлен анализ образа Всеслава Полоцкого как персонажа «Слова о полку Игореве» в соотношении с мифологическим контекстом и в тесной связи с конфессиональной проблемой, являющейся на данный момент наиболее дискуссионной в рамках исследовательского поля памятника. Образ полоцкого князя - героя «Слова о полку Игореве» сравнивается в религиозном аспекте с амбивалентным ему летописным персонажем, делается вывод в пользу языческой концепции осмысления образа Всеслава на страницах «Слова о полку Игореве». Мифологический контекст скандинавской языческой традиции, а также научные материалы из области исследования язычества древних славян вошли в доказательную базу статьи. Значительное внимание в статье уделяется вопросу о связи Всеслава Полоцкого с героем былинного эпоса Волхом Всеславьевичем. В новом ракурсе рассматривается феномен чародейства и оборотничества полоцкого князя.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):7-16
pages 7-16 views

КНИГА «ВЕЧЕР» АННЫ АХМАТОВОЙ СКВОЗЬ ВРЕМЯ: ЦИКЛИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ

Кихней Л.Г.

Аннотация

В статье рассмотрена первая книга стихов Анны Ахматовой «Вечер» (1912) как структурно-семантическая целостность, анализируются авторские приемы, эту целостность обеспечивающие. Впервые прослеживаются механизмы обновления семантического звучания «Вечера» как метацикла в период его «летейского» существования в виде разделов в сборниках Ахматовой, изданных при ее жизни. Обосновывается гипотеза, что ряд стихотворений, введенных в раздел «Вечер» в поздних изданиях Ахматовой, сочинены поэтом в 1940-х - 1950-х гг. Подобная авторская стратегия позволяла ввести в корпус сборника стихи, которые по тем или иным причинам не могли быть опубликованы в более поздних разделах и с более поздними датами. «Состарение» даты и введение новых стихов в контекст ранней лирики отвечали психологическому и философскому настрою поэта и позволяли избежать цензурных препон. Доказывается, что эти стихи, равно как и новые редакции «старых» стихотворений, как правило, выполняют у Ахматовой функции семантического вычленения, интегрирования, акцентуации того или иного ключевого мотива и поэтому зачастую ставятся в сильную позицию (например, в начало раздела или сборника).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):17-30
pages 17-30 views

Н.С. ГУМИЛЁВ - ПЕРЕВОДЧИК И ПОПУЛЯРИЗАТОР ОЗЕРНОЙ ШКОЛЫ АНГЛИЙСКОЙ ПОЭЗИИ

Раскина Е.Ю., Устиновская А.А.

Аннотация

В статье анализируется влияние, оказанное на творчество Н.С. Гумилёва Озерной школой английского романтизма. Выявлено, что великий поэт Серебряного века Н.С. Гумилёв своеобразно интерпретировал многие образы, символы и мотивы поэтического творчества лейкистов («озерников») в своих стихотворениях, прозе и драматургии. Большое влияние творчество лейкистов оказало и на поэтов, близких к Н.С. Гумилёву, - И.В. Одоевцеву, Г.В. Иванова, Н.А. Оцупа. В частности, перевод поэмы С.Т. Кольриджа «Кристабель», выполненный Г.В. Ивановым, стал источником вдохновения для И. Одоевцевой во время написания «Поэмы Луны». Выявлено также, что лейкистские мотивы в творчестве Н.С. Гумилёва тесно связаны с увлеченностью поэта друидизмом древних кельтских племен и неодруидизмом современника «отца акмеизма» У.Б. Йейтса.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):31-38
pages 31-38 views

СОНЕТЫ МАКСИМА БОГДАНОВИЧА

Федотов О.И., Шелемова А.О.

Аннотация

В статье анализируются оригинальные сонеты Максима Богдановича - пять стихотворений на белорусском языке и одно - на русском. Единственный русский сонет тяготеет к жанровой разновидности «сонета о сонетах». Его цель - осмыслить изнутри новую для белорусской поэзии жанрово-строфическую форму. Белорусские же сонеты репрезентируют пять основных тематических векторов поэзии Богдановича: гражданский пафос, восхищение родной природой, мотив поэта и поэзии, вечную тему любви и проблему урбанизма. Осуществление творческого замысла, направленного на обогащение родной литературы традициями классических художественных систем, привело к весьма нетривиальным результатам в поэтических исканиях Максима Богдановича, успешно внедрявшего в младославянскоую поэзию вечные темы и универсальные жанрово-строфические формы.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):39-49
pages 39-49 views

ИСТОРИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ ГЕРОЯ: К ВОПРОСУО ПОСТИЖЕНИИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ГРАНИЦ МИРА В ПЕРВОЙ КНИГЕ РОМАНА И.А. БУНИНА«ЖИЗНЬ АРСЕНЬЕВА»

Дубова М.А., Ермачихина В.А.

Аннотация

Статья посвящена анализу пространственно-временного континуума первой книги созданного в эмиграции автобиографического романа И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Авторы исследуют пути постижения мира и его пространственно-временных границ главным героем произведения Алёшей Арсеньевым с рождения в младенческий и детский периоды до отроческих лет. Отличительной особенностью модели мира в романе, предопределившей и хронотоп произведения, является соединение в его повествовании современности, событий всемирной истории, истории древних цивилизаций и библейских сюжетов. В центре внимания авторов статьи находится путь, который совершает душа человека, приходя из Космоса в земной мир и обретая телесную оболочку, отрываясь от божественной Вселенной, с которой соразмеримы лишь категории Вечности, и «вживаясь» в земной мир, ограниченный пространственными топосами и временными рамками.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):50-58
pages 50-58 views

ПРОБЛЕМА ВРЕМЕНИ В НОВЕЛЛЕ ОСИПА ДЫМОВА«НАСЛЕДИЕ»

Верховых И.А.

Аннотация

Статья посвящена философскому осмыслению взаимосвязи трех временных модусов «прошлое - настоящее - будущее» в новелле Осипа Дымова - малоизвестного массовому читателю прозаика. Автор показывает, как через поэтическую ткань текста Дымов передает полифонию взглядов современников, их неоднозначное отношение к тому, стоит ли перекладывать в новый чемодан содержимое из старого потрепанного багажа истории. Скрупулезный анализ поэтики новеллы «Наследие» дает возможность проследить, какой непростой путь преодолевает писатель в поисках решения этой проблемы, как формируется его собственная концепция взаимосвязи трех модусов времени с пространством и материей.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):59-66
pages 59-66 views

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ В «СТАЛИНСКИХ» ГЛАВАХ РОМАНА А. СОЛЖЕНИЦЫНА «В КРУГЕ ПЕРВОМ»

Ничипоров И.Б.

Аннотация

В статье рассмотрены приемы художественного изображения Сталина в романе Александра Солженицына «В круге первом» (1955-1968; главы 19-23). В работе исследуются различные варианты соотношения авторской речи с голосами вождя и иных персонажей. С опорой на внутренние монологи центрального героя, его несобственно-прямую речь, авторские комментарии анализируется сталинское восприятие собственной личности и исторического процесса, уясняется место «сталинских» глав в общей художественной структуре произведения. «Сталинские» главы заключают средоточие историософской проблематики романа, вокруг которой развернутся споры его персонажей. Здесь достигается полифония различных повествовательных форм: динамичная драматургия эпизода, острого, стихийно развивающегося, имеющего мощный подтекстный фон диалога сочетается с опоясывающей эти главы ситуацией «один на сцене», в полноте передающей парадоксы как внутренней жизни вождя, так и исторического времени.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):67-73
pages 67-73 views

СТАЛИНСКИЙ МИФ: ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ВОЖДЯВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

Пападопулу И.

Аннотация

В данной статье исследуется конструирование и репрезентация портрета вождя в советской литературе сталинского времени. Истоки официального образа Сталина рассматриваются под призмой анализа современной мифологизации, описанной Р. Бартом. Также исследуются некоторые особенности функционирования советской литературы в построении и укреплении культа личности, где метод социалистического реализма служит функцией общественной институции, которая, подобно мифу, пересоздает действительность, заявляя, что «прекрасное - это наше жизнь». Статья написана с целью систематизации того, что уже было рассмотрено другими исследователями и имеет общую основу, устанавливающую отношения между факторами поля литературы во взаимоотношении с полем идеологии и полем власти.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):74-83
pages 74-83 views

МЕТАРОМАН А. БИТОВА «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СИММЕТРИИ»: ОТ ХАОСА К МЕТАПОВЕСТВОВАНИЮ

Маглий А.Д.

Аннотация

Статья посвящена анализу романа А. Битова «Преподаватель симметрии»: его сюжетно-композиционного, персонажного, идейно-тематического уровней. Первая публикация новелл романа относится еще к 1987 г. В 70-е годы XX века научное сообщество занимает создание единой теории поля и связанной с ней теории симметрии. В статье рассматривается влияние этой теории симметрии на структуру и проблематику романа А. Битова, используется системный подход, что дает возможность проанализировать этот роман как единый целостный текст, не ограничиваясь только выявлением аллюзий и постмодернистских стратегий игры со словом. Творческий процесс, акт творения, а также рефлексирующее творческое сознание становятся основными предметами исследования в метаромане А. Битова. В результате анализа делаются выводы о жанровой принадлежности данного романа как романа о художнике, романа творения, а также об отнесении этого текста к метаповествованию.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):84-92
pages 84-92 views

ОБРАЗ МОСКВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XXI ВЕКА

Селеменева М.В.

Аннотация

В статье рассматривается поэтика воплощения образа Москвы в русской литературе начала XXI в. на примере прозы Сергея Шаргунова, Романа Сенчина, Ольги Славниковой. Автор обращается к истории становления «московского текста» и выявляет в прозе современных авторов как следование традициям изображения Москвы как города-храма, города-женщины, города-государства, так и отказ от ряда традиционных элементов мифопоэтики в пользу новых художественных практик, в числе которых снижение статуса традиционных сакральных локусов «московского текста», доминирование урбанистических образов, лишенных историко-культурной значимости, изображение Москвы как семиотически пустого пространства. Подробно проанализирована художественная концепция героя «московского текста» - правдоискателя и странника у С.А. Шаргунова, обывателя, равнодушного ко всему, что не составляет сферы его личного благополучия, у Р.В. Сенчина и карьериста, развивающего идеи «подпольного человека» Ф.М. Достоевского, у О.А. Славниковой. Автор статьи приходит к выводу о том, что в «московском тексте» XXI в. столица стала городом карьеры, в галерее персонажей ведущее место заняли герои-обыватели и герои-карьеристы, происходит сближение «московского» и «петербургского» локальных текстов русской литературы, отражающее общемировую тенденцию к унификации и стандартизации жизненного уклада мегаполиса.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):93-103
pages 93-103 views

ПОЛЕ РОМАНТИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ В РОССИЙСКОЙ ПОСТСОВЕТСКОЙ ПОЭЗИИ

Анкудинов К.Н.

Аннотация

В работе выявляется специфика советского и постсоветского романтизма в поэзии как форм «романтизма после романтизма», в основе которого находится романтическое мировоззрение. Постсоветский романтизм отличается от советского романтизма тем, что несет в себе поле романтической семантики, транслируемое при помощи глобальной «массовой культуры» ХХ и XXI вв. Атрибуты этого поля - семиотические знаки (образы) романтического характера, к примеру, «волк», «ворон». Они усиливают романтическое мировоззрение авторов и романтическое содержание текстов авторов. Этот процесс иллюстрируется примерами из стихотворений современных поэтов (Марина Струкова, Наталья Точильникова, Александр Родимцев, Николай Редькин). Неоромантическая литература эстетически репрессируется экспертами. Это ошибочно, поскольку поле романтической семантики - объективно. Методология филологов ОПОЯЗА (Юрия Тынянова) доказывает этот тезис.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):104-111
pages 104-111 views

ЗООМОРФНЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ-ЗМЕИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Галай К.Н.

Аннотация

В статье рассматривается образ женщины-змеи с различных ракурсов и у различных авторов. Традиционный образ часто встречается в мифологии различных народностей, а также в народных сказках. При этом женщина-змея несет в себе различные символы - от злой колдуньи до невинной жертвы. С точки зрения символики женщины-змеи в статье рассматриваются три произведения: С. Колридж «Кристабель», Э.Т. А. Гофман «Золотой горшок», Ги де Мопассан «Сумасшедший?». У всех авторов зооморфный образ женщины-змеи несет совершенно разный смысл и является отображением амбивалентной символики змеи как символа. У раннего романтика С. Колриджа этот образ является демоническим, у представителя позднего романтизма Э.Т. А. Гофмана женщина-змея отображает языческие представления о змее, реалист Ги де Мопассана использует житейские верования о змее.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):112-118
pages 112-118 views

ИСТОРИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: «АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

Солдаткина Я.В.

Аннотация

История постсоветской журналистики - актуальный и еще не получивший взвешенной научной оценки материал для исследования. В статье анализируются недавние попытки написания разными журналистскими коллективами истории ключевых медиа постсоветской журналистики («История русских медиа 1989-2011» и «Дорогая редакция. Подлинная история “Ленты.ру…”»), еще не ставшие предметом научного рассмотрения. Отмечаются такие черты этих текстов, как исповедальная монологичность, использование нескольких комментаторов для создания «объективной» картины, повышенная эмоциональность и личностное пристрастное восприятие произошедшего. Стилистика и композиция рассматриваемых текстов отражают общие тенденции в развитии журналистики «мнений» и альтернативной сетевой журналистики, ориентированной на высказывание частной оценки, индивидуальной реакции на политические и социокультурные события исторического масштаба.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):119-126
pages 119-126 views

СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НОВОСТНОГО ПОЛЯ(на примере тройки крупнейших информационных агентств России)

Курилов А.Е.

Аннотация

В статье, опирающейся на актуальный для современной гуманитарной науки в области медиа ноосферный подход, впервые предлагается новый объект изучения - новостное поле, представляющее собой комплексный информационно-коммуникационный феномен. По мнению автора, оно аккумулирует информацию о произошедших событиях в виде жестко структурированных сообщений, встраивая их в свою собственную структуру, которую можно представить в виде прямой пирамиды: на вершине - важные сообщения, а внизу - бэкграунд. При этом пирамидальные структуры отдельного сообщения и новостного поля являются взаимоопределяющими. Горизонтальную структуру поля образуют «новостные цепи» - отдельные новостные сюжеты. Новостные поля имеют свою иерархию: находящиеся выше в иерархии поле отбирает и структурирует информацию из нижестоящих полей.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):127-136
pages 127-136 views

ПРИМЕНЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ В СИРИИ: АНАЛИЗ СМИ

Нафаа Д.

Аннотация

СМИ - один из важнейших институтов общества, инструмент для быстрого и всеохватного донесения информации любой направленности до каждого человека, поле битвы различных мастеров «медиавойн». Являясь, по сути, «четвертой властью», они влияют на все сферы общества, в первую очередь политику, культуру, образование, религию и даже на личную жизнь людей. Более того, восприятие и оценка явлений и событий в стране и мире является результатом направленной работы средств массовой информации. Современный мир живет по медийному правилу: существует и важно только то, о чем говорят СМИ. Одна из актуальнейших повесток дня современности - непрекращающийся конфликт в Сирии и роль в нем СМИ. В статье рассматривается реакция мировых СМИ на применение химического оружия в восточных пригородах Дамаска Гуте.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):137-144
pages 137-144 views

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА В ИНТЕРНЕТЕ

Кадырова Ш.Н.

Аннотация

В статье рассматриваются основные принципы формирования имиджа в Интернете как новой коммуникативной площадке. Автор обращает внимание на то, что наиболее популярными методами воздействия на аудиторию остаются разработанные и применяемые офлайн механизмы манипуляции массовым сознанием и общественным мнением. Наряду с этим делается попытка изучить и современные технические приемы, используемые в new и social media и их эффективность при работе с целевой аудиторией. Сегодня Интернет играет важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Восприятие и интерпретация наиболее значимых событий и явлений, происходящих как в стране, так и в мире, в целом осуществляется непосредственно через новостные сайты, блогосферу и социальные сети. С постепенным проникновением и закреплением Интернета в политической сфере становится возможным говорить о превращении его в один из инструментов реализации политического процесса. Исследование позволяет сделать предварительные выводы о том, что современные принципы регулятивной работы с аудиторией Интернета являются универсальными разработками специалистов, чьи профессиональные интересы лежат в различных областях общественных знаний.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):145-153
pages 145-153 views

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И КОГНИТИВНЫЕ СХЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙНАХ

Барабаш В.В., Котеленец Е.А.

Аннотация

В статье анализируется типология информационных войн и на этой основеметоды воздействия на сознание и действия людей. Особое внимание уделяется трансформации информационного пространства и манипуляции общественным мнением. В числе когнитивных схем, которые задают стратегии поведения, рассматриваются персонализация, дихотомное мышление, выборочное абстрагирование, катастрофизация и др.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):154-161
pages 154-161 views

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ ВЫСОЦКОГО 2010-2014 ГОДОВ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Гавриков В.А.

Аннотация

В статье дается общий обзор высоцковедения за все время его существования, рассматриваются диссертационные исследования, посвященные творчеству поэта. Проводится критический анализ диссертаций о Высоцком, защищенных в 2010-2014 гг. Впервые в науке о «бардовской песне» собраны и систематизированы все диссертационные исследования о Владимире Высоцком. Эти работы исследованы с точки зрения статистики, географии создания, принадлежности к научным отраслям. Диссертации последних лет проанализированы с целью определить их актуальность, наличие информации о развитии высоцковедения и истории профильного вопроса. Выявлены работы без ссылок на предшествующий опыт изучения рассматриваемого вопроса, содержащие плагиат.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):162-172
pages 162-172 views

НАШИ АВТОРЫ

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(4):173-175
pages 173-175 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах