№ 2 (2015)
- Год: 2015
- Статей: 17
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/823
СТАТЬИ
ЖАНР И ПОЭТИКА АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ОЧЕРКОВ И.С. ШМЕЛЁВА
Аннотация
В статье выявляется жанровая природа автобиографических очерков И.С. Шмелёва «Лето Господне» и «Богомолье». Их содержание сводится к «душестроительству» подростка. В этой связи уместны такие определения, как «психологический роман», «психологическая повесть». И в то же время это «педагогические романы», поскольку в них присутствует «идеальный воспитатель», Горкин, который использует педагогику любви и добра, руководствуясь христианскими заповедями. Немало места уделяется поэтике произведений Шмелёва, связанной с детским мировосприятием, которое передаётся через цветовые и звуковые ощущения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(2):7-13
7-13
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ КАТЕГОРИИ В БИБЛЕЙСКОМ ДИСКУРСЕ А. БЕЛОГО
Аннотация
В статье рассматривается специфика пространства и времени в библейском дискурсе А. Белого. Анализ поэтических текстов проведен в семантическом аспекте с применением метода текстовых параллелей. Новым в работе является исследование в творчестве поэта функционирования библейского текста при анализе пространственно-временных категорий. Определены доминирующие виды пространств. Предложенный взгляд на минус-пространство как на единый текст раскрывает«поэтическую» концепцию жизни лирического героя. Выявленная автором контекстуальная антиномия пустоты-света представлена как основная. Наблюдение над генезисом пустоты и света в поэзии А. Белого позволило показать своеобразие смысловых оппозиций, их широкую вариативность.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(2):14-20
14-20
МОТИВ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СБОРНИКЕ М.А. ВОЛОШИНА«НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»
Аннотация
В статье анализируется развитие взглядов М.А. Волошина на судьбу русского народа в один из самых кровопролитных периодов русской истории. Поэт обращается к христианской мифологии, наполняя предреволюционные события библейским смыслом и развивая идеи Достоевского о ритуализированном характере русской усобицы. Проводя параллели между духовным упадком России и мифологической смертью Иисуса Христа, Волошин метафорически обозначает единственный путь к возрождению и духовному очищению русского народа, лежащий в изменении народного самосознания, преодолении «войны, а не противника».
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(2):21-28
21-28
РАССКАЗЫ А. ПЛАТОНОВА О МАКАРЕ ГАНУШКИНЕ (ОБ ИСТОЧНИКАХ ТВОРЧЕСКОГО ЗАМЫСЛА)
Аннотация
В статье анализируются рассказы А. Платонова о Макаре Ганушкине в свете творческих стратегий писателя, воссоздающего в художественном тексте «внешний материал»: газетные и литературные источники, историко-биографические факты. Выявляется соотношение сказки и реальности, пропагандистского дискурса и художественного текста, устанавливаются важнейшие текстопорождающие факторы. В научный оборот вводятся ранее неизвестные и не опубликованные документы, имеющие существенное значение для изучения специфики формирования и реализации творческого замысла П. Платонова на рубеже 1920-1930-х гг. (в период его работы над рассказами «Усомнившийся Макар», «Отмежевавшийся Макар»).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(2):29-36
29-36
ЧИНГИЗ АЙТМАТОВ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
Аннотация
В культурном поле многонациональной советской литературы книги Айтматова стали достоянием не только национальной киргизской литературы, но и всей литературы. В литературном процессе 1960-1980-х гг. произведения Айтматова обнаруживают черты, органически присущие многим другим писателям этой эпохи, - в поэтике, конфликте, архитектонике и стиле. В текстах романов обнаруживаются интертекстуальные переклички с произведениями Е. Замятина, М. Булгакова, Б. Пастернака, В. Распутина, В. Астафьева, В. Белова, Ю. Трифонова. Творческая эволюция Айтматова - это движение к масштабности воплощения гуманистической идеи человека и вселенной. В центре внимания ранних повестей - любовь, яркое и светлое всепобеждающее чувство. В зрелых романах - озабоченность настоящим и будущим человечества, изображение зависимости будущего от самого человека. Чем дальше, тем более расширяется масштаб - глубинное, психологическое, и масштабное, вселенское находятся друг с другом в тесной связи.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(2):37-43
37-43
«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ» А.С. ПУШКИНАИ «СТАРШИЙ СЫН» А.В. ВАМПИЛОВА В КОНТЕКСТЕ ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о влиянии притчи о блудном сыне на такие произведения как«Станционный смотритель» А.С. Пушкина и «Старший сын» А.В. Вампилова. Благодаря связи с библейским сюжетом тексты, написанные в разные эпохи, сближаются, устанавливается стилистическая и идейная корреляция. В «Станционном смотрителе» притча становится фактором разрушения, навязанным сюжетом. В «Старшем сыне» герои разыгрывают притчу мистериальным образом, благодаря чему ее сюжет позволяет построить семейную идиллию.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(2):44-51
44-51
РЕМИНИСЦЕНЦИИ «ТИБЕТСКОЙ КНИГИ МЕРТВЫХ» В КНИГЕ В. ПЕЛЕВИНА «АНАНАСНАЯ ВОДА ДЛЯ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ»
Аннотация
Статья посвящена анализу пелевинских текстов книги и текстов «Тибетской книги мертвых» «Бардо Тхёдол». «Бардо Тхёдол» означает пространство существования человека post mortem. Согласно буддийскому учению в одной из частей «Бардо» каждая человеческая сущность ожидает своего очередного воплощения. Героиня Пелевина - Прекрасная Дама - находится среди них, но она отвергает свое новое рождение. В книге Пелевина символом реальной человеческой жизни является ананасная вода, которая является недоступной для Прекрасной Дамы. Книга Пелевина, включающая многочисленные буддийские образы и символы, энигматична и требует понимания буддийских реалий, связанных с «Бардо Тхёдол». Писатель трансформирует и приспосабливает фрагменты из древнего тибетского источника к идеям современного общества. Автор статьи предпринял попытку интерпретации пелевинских загадок.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(2):52-59
52-59
ОППОЗИЦИЯ «НЕМНОГИЕ-МНОГИЕ» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ДЖОНА ФАУЛЗА
Аннотация
Развитие европейской цивилизации - это история противостояния «немногих» и «многих», аристократов и народа, музыкантов и филистеров, интеллектуально-творческой элиты и толпы. Поднимая вопрос извечного социального неравенства в философских эссе «Кротовые норы» и «Аристос», Д. Фаулз приходит к выводу, что его решение в аспекте исключительно социальном невозможно. Герои романа «Коллекционер», представляющие две враждебные партии, не могут ни преодолеть этот конфликт, ни выйти из него без потерь. Фаулз считает, что раздел между «немногими» и «многими» должен пролегать внутри каждого индивида, а не между индивидами. Тогда индивид оказывается в ситуации выбора, который является стимулом его личностного роста.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(2):60-66
60-66
САША ЧЕРНЫЙ КАК РЕДАКТОР И АВТОР ОТДЕЛА САТИРЫ И ЮМОРА «БУМЕРАНГ» В ПАРИЖСКОМ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОМ ЖУРНАЛЕ «ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ РОССИЯ»
Аннотация
В статье анализируются материалы отдела сатиры и юмора «Бумеранг», ответственным редактором и автором которых был Саша Черный. Выделяются две темы, традиционные для эмигрантской литературы: Советская Россия и русские в эмиграции. Сатирические миниатюры затрагивают политических деятелей, внешнюю политику СССР и установление международных связей с другими странами; литературу и культуру. Освещаются подробности жизни русских в эмиграции: проблемы поиска жилья, работы, обмена или получения вида на жительство. По отношению к советской стране чувствуется агрессивность, злость и резкость сатирика, тогда как о русских в эмиграции Саша Черный пишет с иронией. В конце статьи делается вывод об особенности развития комического, тех изменениях в поэтике, которые определили новый облик поэта и писателя.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(2):67-74
67-74
ОСВЕЩЕНИЕ СОБЫТИЙ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» ТЕЛЕКАНАЛОМ «АЛЬ-ДЖАЗИРА»
Аннотация
В статье исследуются особенности использования средств массовой информации в политических конфликтах, в информационно-психологических войнах за национальные интересы государств. Основная роль в такого рода войнах отводится сегодня спутниковому телевидению, создающему стереотипы и внедряющему их в массовое сознание. В частности, проанализирована позиция и роль телеканала «Аль-Джазира» в освещении событий «арабской весны». Отмечено, что в контексте современной мировой политики глобальное общественное мнение формируется в основном наиболее влиятельными массмедиа, принадлежащими крупнейшим корпорациям и выражающими интересы того политического класса, к которому они относятся.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(2):75-80
75-80
ОБЩЕНИЕ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ
Аннотация
В статье рассматривается опосредованное общение как сущностная характеристика телевизионной коммуникации, приведены примеры телевизионного опосредованного общения с аудиторией и эффективных форм содержательного взаимодействия со зрителем с учетом их интересов на российском телевидении, описаны компоненты и критерии успешного коммуникативного акта, который способствует адекватному восприятию и верной интерпретации реципиентом смысла передаваемых телевизионных сообщений.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(2):81-85
81-85
СМЕЩЕНИЕ ФОРМАТА РЕГИОНАЛЬНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ РАДИОСТАНЦИИ
Аннотация
В статье рассматривается проблема стилистической целостности эфира региональных радиостанций, являющихся сетевыми партнерами московских. На примерах двух региональных станций выделяются основные расхождения с московским форматом: в информационных и рекламных блоках, а также непосредственно в музыкальном контенте. Также рассмотрены возможные варианты существования региональных радиовещателей в условиях сетевого партнерства. В качестве причины изменения формата называется игнорирование аудиторного принципа эфирного форматирования.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(2):86-92
86-92
РЕКЛАМИЗАЦИЯ СМИ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ПАРАДИГМЫ
Аннотация
Статья написана по материалам пилотажного исследования, проведенного авторами в два этапа: в августе-сентябре 2013 г. и в августе-сентябре 2014 г. Явление, обозначенное как «рекламизация СМИ», было изучено с помощью анкетирования разновозрастной московской аудитории, глубинных интервью и мониторинга экспертных мнений медиаспециалистов. Авторы выявили тенденцию усиления веры в непогрешимость журналистики: представители старшей возрастной группы часто не отличают оплаченных рекламных материалов от редакционных. В то же время была обнаружена тенденция усиления недоверия к традиционным СМИ, которую демонстрирует молодая аудитория, тяготеющая к современным игрофицированным интернет-форматам.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(2):93-101
93-101
ЖАНР ПИСЬМА-КОРРЕСПОНДЕНЦИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ СЭМЮЭЛА КЛЕМЕНСА (МАРКА ТВЕНА)
Аннотация
Сэмюэл Клеменс (Марк Твен) - пример писателя, чей литературный путь проходил через работу в газете. Уже первые его журналистские произведения удивляют обилием фактов из различных сфер жизни. В статье дан тематический и функциональный анализ информационной журналистики - одного из самых малоисследованных периодов творчества знаменитого американца. Сэмюэл Клеменс намеренно комбинирует различные приемы и стили, объединяя их в подвижном жанре письма-корреспонденции. Мы выделяем информационное и аналитическое направления, мотивируя это доминирующим дискурсом. Используя форму письма-корреспонденции, Сэмюэл Клеменс преподносит и факты, и свою интерпретацию событий, включая эмоциональные комические зарисовки.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(2):102-108
102-108
КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ. УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
Аннотация
В рецензии говорится об истории и особенностях жизнеописания Константина Бальмонта, предпринятого П.В. Куприяновским и Н.А. Молчановой в серии «Жизнь замечательных людей». Характеризуется уникальное по плотности информативное пространство книги, вводящей в научный оборот архивные документы и свидетельства современников поэта. Отмечается значение приведенных в жизнеописании историко-культурные фактов для дезавуирования субъективных версий авторского поведения, а также многочисленных псевдобиографических историй, приписанных Бальмонту в разные годы интерпретации его жизни и творчества.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(2):109-111
109-111
КНИГА О ПОЭТИКЕ «ЮВЕНИЛЬНОГО МОРЯ»
Аннотация
В рецензии содержится краткий обзор вышедшей в Белградском университете коллективной монографии о поэтике повести А. Платонова «Ювенильное море». Отмечается, что в диалоге с предшественниками участники проекта предлагают современное прочтение повести, рассматривают такие проблемы, как «система точек зрения», языковые практики, нарративные стратегии, аллюзии и реминисценции, эволюция стиля, гендерные роли и система персонажей, пространственная структура произведения, художественная топика, наука и миф в творческом сознании писателя, аксиологические модели, феномен пародийности, способы воплощения авторской позиции.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(2):112-114
112-114
НАШИ АВТОРЫ
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(2):115-116
115-116