Том 29, № 4 (2024): ВОЛШЕБНОЕ И СТРАШНОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ

ОТ РЕДАКЦИИ

Фэнтези в литературе: состояние и перспективы изучения

Наумчик О.С.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):649-654
pages 649-654 views

Литературоведение

Игровые принципы организации художественного пространства романа Д.У. Джонс «зачарованный лес»

Наумчик О.С.

Аннотация

Рассматриваются игровые принципы организации художественного пространства романа Д.У. Джонс «Зачарованный лес» с целью выявления игровых аспектов указанного произведения в контексте жанровых особенностей фэнтези во второй половине ХХ века. Ставится задача сформулировать игровые принципы жанра и проследить их реализацию в романе Д.У. Джонс «Зачарованный лес». Выдвигается общий тезис о том, что в соответствии с традицией игровой культуры феномен игры актуализировался в литературе и искусстве на структурно-композиционном и тематическом уровнях. Особенно показательно игровые особенности проявились в жанре фэнтези, что позволяет говорить о трех аспектах заявленной проблемы: игровых принципах моделирования вторичного мира; проблемно-тематическом поле; интертекстуальной игре с претекстами. Делается вывод, что в романе Д.У. Джонс «Зачарованный лес» пространство и время представляются нелинейными, обнаруживаются несколько уровней ассоциаций и аллюзий на артуровский цикл сказаний. Важным является и то, что все персонажи участвуют в игре киборга Баннуса по мотивам артурианы, но помимо узнаваемых ролей (Артур, Мерлин, Амфортас и др.) почти каждый из героев заявлен и в других амплуа, не осознаваемых таковыми.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):655-663
pages 655-663 views

Волшебство как ключ к освоению окружающего мира литературным героем: «Трилогия о господине Розочке» З. Ламбек

Красовицкая Ю.В.

Аннотация

Рассматривается проблема адаптации литературного героя в новом для себя пространстве и окружении в дебютной трилогии немецкой писательницы Зильке Ламбек «Господин Розочка», «Господин Розочка возвращается», «Куда пропал господин Розочка?» ( Herr Röslein , 2007; Herr Röslein kommt zurück , 2008; Wo bleibt Herr Röslein? 2010). Цель - анализ взаимодействия литературного героя-ребенка с окружающим миром при помощи волшебства и при содействии волшебника. Задача - выделить характерные черты образов волшебника и его юного «подопечного». Доказывается общий тезис о том, что волшебство помогает решать конфликты и «осваивать» чужое неизведанное пространство и общество. На примере анализируемого материала формулируется следующее наблюдение: подмены реальной действительности не происходит, герой-волшебник лишь помогает другим персонажам поверить в собственные силы. Отдельное внимание уделяется рассмотрению процесса трансформации магических способностей чародея (господина Леопольда Розочки). В третьей книге, например, обязанности волшебника разрешать конфликты передаются герою-ребенку (Морицу). Этому сопутствует видоизменение магических сил: отныне они могут рассматриваться как доброта и храбрость спасателя или мудрость психолога. Герой-ребенок расценивает волшебство как удивительный и одновременно пугающий элемент. Оно не становится основным ориентиром в окружающем мире, но выполняет второстепенную вспомогательную функцию.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):664-672
pages 664-672 views

Значимые чудеса: раскрытие эвкатастрофы в фэнтезийной саге Джоан Роулинг

Метла С., Судха Деви Ю.В.

Аннотация

Сага о Гарри Поттере - это история Гарри, героя-сироты, который находится в поисках самопознания. Повествование разворачивается как череда приключений, которые случаются с ним и его друзьями в школе Хогвартс. Сага представляет собой сложный набор жанров: Bildungsroman, фантастическая сказка, детективный триллер, кроссовер, детская литература, готическая сказка и романтический квест. Путь взросления Гарри рассказан с захватывающими подробностями и мастерством; романы пропитаны теплотой, инклюзивностью и весельем, что и стало причиной успеха писательницы и читательского признания. Кульминация романов - победа добра над злом, что является визитной карточкой высокого фэнтези. Данная особенность произведения была определена как «поэтическая справедливость» - термин Томаса Раймера. Цель исследования - попытка обнаружить и проанализировать эвкатас трофу, которую Дж.Р.Р. Толкиен определяет как внезапный радостный «поворот», неожиданную и чудесную благодать, на повторение которой нельзя рассчитывать никогда. Несколько примеров эвкатастроф из семи романов выбраны и расшифрованы для изучения в соответствии с тем, как они помогают сделать определенные события правдоподобными, как развивается история; они добавляют надежду, напряжение и часто остроту повествованию. В исследовании используется текстовый и тематический анализ, чтобы сформулировать наблюдения и обоснования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):673-684
pages 673-684 views

Ритмизованная проза в романе Дж.Р.Р. Толкина «Властелин Колец»

Афанасьев В.А.

Аннотация

Рассматривается ритмизованная проза, в значительном объеме встречающаяся в центральном романе Дж.Р.Р. Толкина «Властелин колец» и практически не попадавшая в поле зрения исследователей. «Властелин колец» предстает комплексным прозиметром, включая свыше 70 стихотворных текстов, и исследование особенностей взаимодействия стиха и прозы является существенным для описания его поэтики. Особенный интерес представляют пограничные случаи такого взаимодействия, в частности ритмизованная проза, распознание «неслучайных» фрагментов которой требует пристального изучения не только контекста романа, но и других, относящихся к Легендариуму Толкина текстов, учета специфики авторской художественной манеры (равно поэтической и прозаической) в целом. Анализ трех избранных случаев возникновения ритмизованной прозы в романе показывает, что их стихоподобие может быть обусловлено тем или иным влиянием поэтических произведений автора - как представленных в самом романе, так и находящихся вне его, а также существующих гипотетически, в рамках созданного Толкином мира и поэтических традиций населяющих его народов. Многообразие форм ритмизованной прозы во «Властелине колец» не исчерпывается проанализированными примерами и нуждается в дальнейшем научном осмыслении.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):685-692
pages 685-692 views

Постгуманистическая пищевая педагогика в спекулятивной фантастике Маргарет Этвуд: «Трилогия Безумного Аддама»

Анупама Т.П., Андерлин Д.Л.

Аннотация

В трилогии Маргарет Этвуд «Безумный Аддам» рассматриваются темы потребления, личной идентичности и этики с постгуманистической точки зрения. С опорой на концепцию «постпродукции» изучается влияние технологических достижений и индустриализации на процесс обучения, а также культуру питания. В «Трилогии Безумного Аддама» Этвуд представляет постапокалиптическое повествование, где показывает сложную взаимосвязь между культурой потребления, технологией и будущим человечества. В романе производство и потребление рассматриваются как этический выбор, основанный на индивидуальном подходе и связанный с устойчивостью нового порядка, что бросает вызов традиционным экологическим парадигмам. Кроме того, в исследовании уделяется внимание значению гастрономической идентичности - принадлежности и совместному проживанию в постапокалиптическом сообществе. Показывается, что еда в условиях постчеловеческого ландшафта действует как гуманизирующий фактор.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):693-702
pages 693-702 views

Тема Севера в современном отечественном фолк-хорроре

Сафрон Е.А.

Аннотация

Рассматривается специфика реализации темы Севера в субжанре современного отечественного фолк-хоррора на примере романов и рассказов Д. Бобылевой, О. Кожина, Л. Львовой, А. Подольского, М. Романовой. В фолк-хорроре в географию Севера попадает Карелия, Архангельская область, Сибирь и Якутия. При проведении исследования применялись мотивный, культурно-исторический, историко-генетический методы. В результате выяснено, что данный субжанр выстраивается с опорой на хронотоп удаленных от больших городов локаций (поселков, деревень, заимок), которые ассоциируются с хтоническим миром и угрожают человеку (мотив проклятого места). Устанавливается, что среди обязательных элементов поэтики выделяются: герои - носители языческого мировоззрения (шаманы, жрецы, колдуны); инициационный сюжет, когда сталкивающийся со сверхъестественными существами индивид (чей генезис носит фольклорно-мифологический характер) приобщается к архаической культуре, становится ее полноценной частью. Автор приходит к выводу, что не только сверхъестественные существа опасны для человека, но и сама природа: герои рискуют утонуть в болоте, замерзнуть во время снежной бури и т. п. Выполняя требования жанра, писатели пугают читателя и заставляют его испытывать отвращение, но в то же время транслируют особую привлекательность Севера, воспроизводя обычаи и ритуалы автохтонных народов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):703-710
pages 703-710 views

Стилизация истории в творчестве Н.В. Кукольника

Кубасов А.В.

Аннотация

Анализируется категория «стилизация истории» и ее реализация на материале творчества забытого автора середины ХIХ века Нестора Васильевича Кукольника. Дается определение понятия, понимаемого как свободная интерпретация прошлого, написанная с ориентацией на определенную стилевую манеру, в образной форме при сохранении опоры на общеизвестные факты, события или качества исторической личности . Если для истории актуально понятие правды, то для стилизации - относительного правдоподобия. Тяготение Кукольника к стилизации объясняется условиями его жизни и эстетическими установками. Доказывается, что изображение прошлого в его художественных произведениях сопрягалось и перекликалось с творчеством его друзей - художника К.П. Брюллова и композитора М.И. Глинки. Показано, что стилизация тесно связана с явлениями архаизации и ориентирования писателя на литературные образцы прошлого. Отмечено, что уже в 30-е годы XIX века в русской литературе начинало складываться реалистическое направление, но для принципиального консерватора Кукольника образцами продолжали оставаться произведения западноевропейских романтиков. Намечено отношение к творчеству Кукольника писателей классиков, большая часть из которых критически оценивала его. На материале анализа рассказа «Сержант Иван Иванович Иванов, или все заодно» раскрыто, каким образом стилизация истории воплощается в художественном тексте. Подчеркнуты возможные перспективы возобновления интереса к творчеству Кукольника путем транспонирования его произведений на язык современных жанровых форм.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):711-725
pages 711-725 views

Насмешка как особый тип смеха в прозе Леонида Андреева

Мытарева А.В.

Аннотация

Исследуется природа насмешки в творчестве Леонида Андреева как реакции на происходящее и как свойство враждебного человеку мира: определена специфика ироничных ситуаций, названы ее участники и возможное развитие, развязка сюжетной линии. В первой части статьи дается определение особому типу смеха, а также рассматривается антитеза, предложенная Л.В. Карасевым, - «смех - стыд». Сквозь эту призму и характеризуется объект насмешки. Предмет исследования второй части - функционирование смеха в прозаических произведениях Леонида Андреева. На примере рассказов «Буяниха» и «Смех» показано, что насмешка может лежать в основе сюжета и определять его развитие. Страх быть осмеянным - одна из значимых психологических мотивировок, определяющих поведение героев Л. Андреева. Кроме того, герои наделяют неведомую силу, влияющую на их жизнь, способностью смеяться. В представлении персонажей маркирование рока делает его более понятным, зримым, а значит, преодолимым. Наконец, в заключительной части рассматривается, как создается картина «антимира», главным признаком которого является насмешка. В отличие от В.Я. Проппа, утверждавшего, что объектом насмешки может быть все, кроме области страданий, Леонид Андреев конструирует модель антимира, где именно область страданий подвергается осмеянию. Ироническое состояние мира по отношению к герою («Чемоданов») воспринимается как неустойчивое, а значит, небезопасное. Идея изменчивости, обманчивости мира находит свое отражение при изображении некропространства в рассказе «Покой». В конце делается вывод о связи темы смерти и смеха в художественном мире Л. Андреева как отличительной особенности творчества писателя.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):726-737
pages 726-737 views

Экфрасисы петербургского буддийского храма в поэзии Елены Шварц

Дубаков Л.В.

Аннотация

Цель исследования - проанализировать особенности и функции храмовых экфрасисов в поэзии Е.А. Шварц. В качестве материала используются стихотворения «Семь ликов буддийского храма» и «Буддийский храм», в основе которых лежит образ петербургского буддийского культового сооружения «Дацан Гунзэчойнэй». Указанная тема ранее не попадала в центр внимания отечественного литературоведения, что определяет новизну представленной статьи. Отдельно нужно отметить, что анализ храмовых экфрасисов в поэзии Е.А. Шварц осуществляется в рамках большого исследования, посвященного изучению «буддийского текста» современной русской литературы. В результате проведенного анализа автор приходит к следующим выводам. Экфрасисы петербургского буддийского храма в поэзии Е.А. Шварц отталкиваются от описания экстерьера и интерьера дацана и трансформируются в философские и религиозные произведения. Поэтический экуменизм шварцевского творчества обуславливает изображение буддийского храма в виде священного пространства - в городе, переживающем инфернальное апокалиптическое запустение, затопление, омрачение житейским попечением. Буддийский храм, который необычен для Северной столицы и в то же время схож с ней - внешне и сущностно, выступает у поэта в качестве одного из центров притяжения для разных культур, богов, живых и мертвых существ, обитающих в тесном и многоликом городе. Петербургский/ленинградский буддийский храм, как и культовые сооружения других религий, дает человеку возможность соприкосновения с трансцендентным, образ которого воплощен у Шварц в занебесной выси или в бездонной речной глубине.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):738-746
pages 738-746 views

Художественное время в романе Д. киза «Цветы для Элджернона»

Самойлова А.В., Спачиль О.В.

Аннотация

Проблематика романа американского писателя Д. Киза (1925-2014) «Цветы для Элджернона» (1966) вписана в круг экзистенциальных вопросов ХХ в.: смысл и цель человеческой жизни, семейные и межличностные взаимоотношения, место девиантной личности в социуме, этичность экспериментальной науки и медицины, эмпатия и сострадание, роль науки и знаний и др. Роман вошел в перечень величайших книг современности, стал новейшей классикой, а одноименный рассказ 1959 г., - обязательным для чтения школьников США и Японии. Впервые выполнено исследование репрезентации категории художественного времени в романе, рассмотрение которой целесообразно не только с позиции ее значимости как одного из структурных текстообразующих элементов произведения, но и с точки зрения ее релевантности для выстраивания событийной последовательности через призму индивидуально-авторского уникального видения и формирования внутритекстовой психоментальной парадигмы главного героя. Актуальность работы обосновывается междисциплинарной природой исследования, объединяющей лингвистический и литературоведческий аспекты, направленной на понимание функциональных возможностей категории времени как универсального инструмента, играющего ключевую роль в произведениях сложной жанровой специфики, к которым и относится роман Д. Киза. Выделены основные принципы оформления темпоральной структуры романа: «нулевой» хронотоп, дихотомия «прошлое vs настоящее», внедрение реминисценций в качестве темпоральных катализаторов психоэмоциональных всплесков и саморефлексии. Время - важнейший конструкт текста, оно объединяет все сюжетные линии и является концептуальным.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):747-756
pages 747-756 views

Журналистика

Международные конфликты в зеркале конструктивной журналистики: медиагеографические исследования

Якова Т.С.

Аннотация

Представлены результаты исследования публикаций влиятельных мировых массмедиа о международных конфликтах с позиций концепции конструктивной журналистики. Рассматривается динамика трансформации медиаповедения интернет-аудиторий разных регионов мира через призму медиагеографических взглядов на процессы формирования медиареальности по отношению к темам международных конфликтов. Методология исследования строилась на основе имплементации медиаметрического, рангового и контент-анализа в контексте концепции конструктивной журналистики. В ходе работы особое внимание уделялось интерпретации смыслов, содержательно связанных с международными конфликтами, и пространственному анализу big data. Эмпирическую базу составила статистика Google Trends и данные, полученные в результате обработки публикаций влиятельных мировых массмедиа, посвященных международным конфликтам и кризисам, интерес к которым проявили интернет-аудитории разных стран мира (арабо-израильский конфликт, конфликт в Афганистане, конфликт США и Ирана, Тайваньский кризис). Контент-анализ медиатекстов подтвердил вывод, что тема международных конфликтов привлекает внимание интернет-аудиторий и занимает существенное место в повестке дня влиятельных мировых массмедиа, но критериям конструктивной журналистики соответствует только около 10% материалов, опубликованных в 2023 году.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):757-771
pages 757-771 views

Анализ особенностей репрезентации кандидатов на выборах в президенты США 2024 года в приложении генеративного искусственного интеллекта ChatGPT

Каминченко Д.И., Петухов А.Ю.

Аннотация

Современные приложения искусственного интеллекта (ИИ) все активнее охватывают различные сферы функционирования общества. Заметное влияние они начинают оказывать и на политику в целом, и на политическую коммуникацию в частности. Особый интерес представляет анализ роли приложений ИИ в избирательном процессе. Цель - выявить содержательно-смысловые особенности презентации текстов, генерируемых одним из наиболее популярных онлайн-сервисов (нейросети) ChatGPT. Ключевые текстовые запросы связаны с двумя основными кандидатами на выборах президента США 2024 года - Дональдом Трампом и Камалой Харрис. Основные эмпирические методы исследования - количественный контент-анализ ненаправленного типа и фрейм-анализ. Информационный массив данных составили результаты, полученные по итогам 41 текстового запроса. Общий объем сгенерированных текстов - 3503 слова. В итоге установлено, что тексты наибольшего объема генерируются приложением ИИ по запросам о возможной роли двух указанных политиков в решении отдельных актуальных проблем американского общества, а не с их личностными и профессиональными качествами. В ходе выполнения работы выявлены как минимум два популярных фрейма, встречающихся в ИИ-текстах: «эффективный политик» и «неэффективный политик». Определена общая частота встречаемости обозначенных фреймов, посвященных двум полити- ческим лидерам, и количество ключевых выражений-маркеров, отвечающих за проявление обоих фреймов. Это позволило установить, применительно к каким темам чаще встречается тот или иной фрейм. Сделан общий вывод, что в текстах, сгенерированных ChatGPT, Камала Харрис представлена как «эффективный политик», в отличие от Дональда Трампа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):772-787
pages 772-787 views

Нейросети для генерации иллюстраций: к проблеме адаптационных практик

Мухина О.С., Олешко В.Ф.

Аннотация

Технологии стремительно трансформируют сферу журналистики. Феномен конвергенции давно стал нормой, а термин «текст» в медиа включает в себя не только вербальный компонент, но и многое другое: фото, видео, аудио, графику. Одним из вызовов современности стал искусственный интеллект. Многие его потенциальные возможности (генерация видео или аудио) на момент написания настоящей работы находятся на первом этапе своего развития. Однако генерация иллюстраций уже не только заслуживает внимания, но и становится значимым конкурентом для фотографов, дизайнеров и художников. Цель - показать этот процесс на примере наиболее гибкой части профессионального журналистского сообщества - медиафрилансеров, поскольку в свою деятельность они зачастую первыми внедряют новинки. В рамках исследования проведено несколько опросов с участием 281 респондента, осуществлен сравнительный анализ ситуации в штатной и внештатной журналистике. Несмотря на то что число журналистов, полностью заменивших фотобанки на генерацию иллюстраций в нейросетях, может показаться незначительным (3 и 8% соответственно), проявляется общая динамика этого процесса, который, в итоге, вряд ли приведет к полной замене творческих профессий, но, вполне возможно, оставит только лучших их представителей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):788-798
pages 788-798 views

Структурирование метавселенной сквозь инфо-ноосферную оптику

Ефанов А.А.

Аннотация

Структурирование виртуальной вселенной рассматривается в контексте формирования глобального информационного пространства как обособления части ноосферы. Теоретико-методологическая основа исследования зиждется на ноосферной теории В.И. Вернадского и волновой концепции цивилизации Э. Тоффлера. Используется комплекс методов: структурный анализ; систематизация; моделирование; кейс-стади. В результате делаются выводы, что метавселенная - это инфо-ноосферное образование, приобретающее пространственную форму вследствие «бесшовной» симуляции, реализующее в своей диспозиции социальные практики и на данном основании выстраивающее общественную структуру современного неоинформационного общества. Метавселенная становится все более расширяющейся субформой социального пространства (внутри родовой категории), гармонично интегрирующей социокультурный и медийный уровни, обуславливая их значительную синкретичность. Метавселенная рассматривается как высший уровень реализации трансмедийных расширений, обеспечивающий подчиненность медиапроцессам как в онлайн-, так и офлайн-режимах. Метавселенная имеет усложненную структуру, аккумулирующую дифференцированные платформы, которые объединяются в экосистемы (цифровые), детерминируя «капитализм платформ», держателем которых выступает цифровая элита.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):799-809
pages 799-809 views

Социальные медиа как фактор медиатизации молодежи в странах БРИКС

Селе З.П., Шилина М.Г., Чиковхи Н.

Аннотация

В последнее время социальные сети стали крупнейшим источником глобальной коммуникации. В посковидное время, особенно в так называемой новой реальности, модели потребления информации в социальных сетях существенно изменились. Платформы стали более открытыми и популярными, что приводит к обострению проблем, связанных с обработкой информации, потреблением новостей, коммуникацией и медиатизацией. Понимание этих вопросов особенно значимо для молодежи в развивающихся странах (Бразилии, России, Индии, Китае, Южной Африке), которые сталкиваются с сильным внешним давлением и внутренними вызовами. Рассматривается использование социальных сетей молодежью в странах БРИКС с фокусировкой на данных 2023 года, чтобы выявить актуальную специфику медиатизации. Исследователи констатируют, что молодые люди в странах БРИКС - активные пользователи социальных сетей на протяжении последнего десятилетия. Авторы определяют ключевые модели потребления цифровой информации поколения Z и миллениалов в Бразилии, России, Индии, Китае и Южной Африке в 2023 году, проводят сравнительный анализ использования социальных сетей в этих странах. Представлен также краткий обзор проблем медиатизации в социальных сетях, в частности распространение фейковых новостей. Исследование показывает, что растущая зависимость молодого поколения от социальных сетей в контексте получения информации определяет необходимость выделения особой области медиаисследований в странах БРИКС (на базе концепции БРИКСологии). В заключении выделены модели потребления информации в социальных сетях и проблемы, на которые стоит обратить внимание в будущем.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):810-821
pages 810-821 views

Перевод речей короля Абдаллы II в контексте его медиаобраза

Измаил А.И., Булгарова Б.А., Ашур Х.Ю., Табатабаи С., Расторгуева Н.Е.

Аннотация

Проведен углубленный анализ риторических подходов к переводу речей короля Иордании Абдаллы II ибн Хусейна для выявления социальных и гуманитарных ценностей в его выступлениях. Актуальность заключается в необходимости сохранения аутентичности и передачи материала при переводе с учетом культурных и идеологических аспектов в контексте медиаобраза. Методика, выбранная авторами, является комплексной и включает критический дискурс-анализ, структурный лингвистический и риторический анализ, а также сопоставительный анализ переводов с арабского на английский. Исследование проводилось в три этапа: отбор и обработка текстов, анализ и оценка эффективности переводов. Эмпирическая база - пять текстов речей короля Абдаллы II, которые транслируют гуманистические приоритеты политики правящего монарха. Полученные результаты демонстрируют гуманистическую направленность оригинальных текстов, показывают сохранение в переводе таких понятий, как справедливость, ответственность, надежда, солидарность. Отмечено также, что в некоторых случаях наблюдается отклонение от точного следования оригиналу. Авторы статьи подчеркивают, что переводы передают основные идеи монарха о важности мира без насилия, необходимость учета культурных и идеологических факторов при переводе для более точной передачи смысла и создания соответствующего образа короля Иордании Абдаллы II ибн Хусейна.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):822-834
pages 822-834 views

ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА

Преподавание журналистских дисциплин в эпоху панмедиатизации: интервью с профессором Владимиром Тулуповым

Проскурнова Е.Л., Тулупов В.В.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):835-839
pages 835-839 views

Рецензии. Обзоры

Читательское восприятие романов Иэна Макьюэна в материковом Китае: систематический обзор

Нье В., Сяо Л.Ч., Даян Ш.б., Нур А.б.

Аннотация

С ускоренным развитием глобализации и расширением межкультурной коммуникации перевод и рецепция стали важными темами современных литературных исследований. Обзор направлен на изучение восприятия читателями романов Иэна Макьюэна в материковом Китае. В рамках исследования использованы базы данных CNKI, EBSCO, Web of Science, Taylor and Francis, Science Direct, а также проанализирована двадцать одна работа, опубликованная с 2000 по 2024 год. В качестве методологии исследования проведена систематическая проверка, а изучение материала осуществлено с применением контент-анализа. Результаты показали, что несмотря на богатую исследовательскую базу произведений Иэна Макьюэна, существует крайне мало значительных изысканий, посвященных восприятию переведенных романов автора рядовыми читателями в материковом Китае. Более того, другие ученые пришли к выводу, что китайские читатели широко и глубоко принимают романы Макьюэна, поскольку они вызывают эмоциональные переживания, побуждают к этическим размышлениям и стимулируют критическое осмысление текста. Результаты проведенного сопоставительного анализа позволяют всесторонне оценить текущее состояние рецепции романов Иэна Макьюэна в Китае.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):840-857
pages 840-857 views

Постколониальная, постимперская, полидомная, русскоязычная. Рецензия на книгу: Шафранская Э.Ф., Гарипова Г.Т., Кешфидинов Ш.К. Транскультурная литература ХХI века: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2024.

Коваленко А.Г., Чаурова В.А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2024;29(4):858-862
pages 858-862 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах