Том 28, № 2 (2023)

Литературоведение

Притчевость в произведениях Н.В. Гоголя: особенности авторского воплощения

Демидов Н.М., Клинг О.А.

Аннотация

Анализируется притчевость произведений Н.В. Гоголя как один из важнейших элементов писательской стратегии. Делается упор на ее формальном воплощении в произведениях автора: показывается важная связь притчи с художественной деталью произведения и композицией в целом, с выстраиванием писателем сложной системы конфликтов и их роли в сюжетной схеме. В рамках исследования авторы считают необходимым предостеречь от поверхностного понимания притчевости Гоголя как некой вульгарной формы резонерства или поучения. Чтение текстов писателя показывает, что притчевость в них несколько отходит от классической модели и напоминает параболу, форму притчи в литературе европейского модернизма, которая усложняет и делает менее очевидным собственно назидательный аспект. Рассматриваемый в исследовании притчевый элемент может и должен изучаться не в общих чертах, не обзорно, а как неотъемлемая часть поэтики и художественной системы автора - это позволяет анализировать данный феномен более детально, как индивидуально освоенную часть композиции творчества отдельно взятого автора. Гоголь при используемом подходе предстает как явление мировой литературы, а поводом рассуждать таким образом служит сложная система притчевости, по-разному реализованная в конкретных текстах писателя. Именно она вбирает в себя частные элементы поэтики, имеющие самые разные функции, которые образуют единую систему художественного своеобразия гоголевских текстов, а главное - их оригинальности, непохожести друг на друга даже в пределах авторского сборника.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):199-209
pages 199-209 views

Источник трагедии: любовная проблематика и концепция эроса в повести Л.Д. Зиновьевой-Аннибал «Тридцать три урода»

Ван Л., Михайлова М.В.

Аннотация

Тема любви находит многообразное отражение во всех произведениях Л.Д. Зиновьевой-Аннибал. Будучи одним из самых репрезентативных произведений писательницы, повесть «Тридцать три урода» является важным и особенно показательным звеном при доказательстве процесса изменений в творческом методе и мировоззрении автора. Цель исследования - показать сложные взаимосвязи между любовью и эросом не только в повести «Тридцать три урода», но и в реальной супружеской жизни Вяч. Иванова и Л.Д. Зиновьевой-Аннибал. Прослеживается художественное воплощение писательницей идей ее мужа, поэта-символиста Вяч. Иванова по созданию новой церкви, где Эрос «оплотняется», становится носителем «соборности». Утопический идеальный проект Вяч. Иванова по организации новой общественной формы, хотя в конечном итоге и потерпел крах, первоначально означал намерение преодолеть индивидуализм в среде посвященных, среди участников любовного действа, что доказывает влияние философии В.С. Соловьева на символистов и, в частности, на круг посетителей «Башни». В исследовании используются биографический, интертекстуальный и сравнительно-исторический методы. Делается вывод о том, что в чаемой идеальной форме общества, в котором нет места индивидуализму и эгоизму, должна была возобладать концепция нераздельности духа и тела. Однако текстуальный анализ повести «Тридцать три урода» доказывает, что преодоления индивидуализма героиней не произошло, что путь к постижению эроса теоретически декларирован, но практически оказался не осуществлен. Отсюда трагическое звучание произведения и катастрофический его финал.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):210-218
pages 210-218 views

Компоненты неоромантической сюжетной схемы в произведениях А. Грина и Л. Перуца

Клименко И.В.

Аннотация

Сравнивается функционирование компонентов неоромантической сюжетной схемы «обыкновенный человек в необычных обстоятельствах» в произведениях А. Грина, традиционно причисляемого к неоромантикам, и представителя иного художественного направления - Л. Перуца. Сравнение подобного рода продуктивно, так как позволяет вычленить дифференциальные признаки неоромантического сюжета. Высказывается тезис о переосмыслении сюжетной схемы в романе австрийского писателя. Если в произведениях А. Грина благодаря необычным обстоятельствам как катализатору борьбы героя с самим собой раскрываются его лучшие качества, в романе Л. Перуца события подталкивают героя к преодолению себя, однако этого не происходит, так как он оказывается лишен необходимого внутреннего потенциала. Определяется роль смены точек зрения как неоромантического сюжетоформирующего и композиционного приема и в рассказах А. Грина, и в «Прыжке в неизвестное» Л. Перуца, а также использование ее при создании образов героев. А. Грин делает акцент на противопоставлении точки зрения героя и точки зрения, внешней по отношению к нему. В романе Л. Перуца герой, борясь с внешними точками зрения, проходит путь к обретению себя. Анализируется взаимодействие неоромантического плана романа с модернистским. Л. Перуц, прибегая к неоромантической сюжетной схеме, решает на ее основе вопрос реальности/ирреальности бытия человека, показывает зыбкость границ человеческого Я. Если герои А. Грина - натуры изначально целостные, поэтому способные справиться с обстоятельствами и с собой в обстоятельствах, герой Л. Перуца приобретает целостность только на пороге смерти.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):219-227
pages 219-227 views

«История Российского государства» Бориса Акунина - конспирологическая игра Г.Ш. Чхартишвили с читателями?

Елфимова М.Г.

Аннотация

Рассматривается вопрос о псевдонимах Г.Ш. Чхартишвили и их роли в его творчестве. Изложена история появления литературных масок писателя, представлена их краткая характеристика, дан общий анализ литературной деятельности Чхартишвили и эволюции его стиля. Проанализированы особенности использования различных образов, «примеряемых» писателем при создании основных произведений, обоснована необходимость обращения к псевдонимам. Основная часть исследования посвящена проблеме авторства в проекте «История Российского государства», а также объяснению мотивов, которыми руководствуется Г. Чхартишвили, публикуя историческое сочинение под псевдонимом Бориса Акунина. Приведена оценка писательского стиля Акунина, его умения трансформировать привычные жанры под запросы аудитории, времени, авторских задач и пр., проанализированы беллетристические тексты проекта. Представлены выводы о литературном образе Чхартишвили-Акунина как альтернативном герое, задействованном в создании исторического проекта. Данный факт позволяет говорить о том, что писатель в очередной раз демонстрирует свое умение перевоплощаться, трансформировать манеру письма, сюжетику и стилистику при работе над тем или иным художественным произведением.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):228-236
pages 228-236 views

Перевод и критика произведений Л.Н. Толстого в Шанхае начала XX в.

Ян М.

Аннотация

Анализируются перевод, распространение и критика произведений Л.Н. Толстого в среде шанхайской интеллигенции начала XX в. Восстанавливается социально-исторический контекст Китая первых двух десятилетий XX в., перечисляются произведения Л.Н. Толстого, переведенные на китайский языки и изданные в Шанхае, а также критические статьи о писателе, опубликованные в различных шанхайских журналах и газетах. Раскрываются психологическая мотивация и реалистичная цель китайских переводчиков и критиков. Рассматривается выдающийся вклад Шанхая в популяризацию Л.Н. Толстого и продвижение китайского толстовства.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):237-246
pages 237-246 views

Исследование романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» в Китае: история и современность

Ван Ц.

Аннотация

Предпринята попытка систематизации и обобщения работ китайских филологов, посвященных роману «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. Рассматриваются разные версии перевода на китайский язык. Представлены два этапы формирования новых аспектов изучения романа. Показано развитие исследований романа в китайской науке, отношение к роману в кругах китайских ученых и место романа в китайской литературоведении. Сделан вывод о том, что исследование произведения В. Гроссмана «Жизнь и судьба» в Китае началось достаточно рано и в наши дни переживает новый подъем. Однако китайским ученым следует выделить свою собственную позицию относительно творчества Гроссмана вместо того, чтобы следовать российским или западным исследованиям.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):247-255
pages 247-255 views

Эволюция арабской исторической литературы и ее современные тенденции: каноны и инварианты

Зарытовская В.Н., Аль-Рахби А.М.

Аннотация

Исследование посвящено особенностям развития арабского исторического романа, последовательной трансформации и «размыванию» его канонов в рамках литературных течений XX и XXI вв. Актуальность темы, с одной стороны, обусловлена тем, что исторический роман в арабской национальной литературе не утратил свою значимость. Доля произведений этого жанра по-прежнему высока, они занимают первые строчки при распределении литературных премий. С другой стороны, на фоне общего процесса глобализации интересно проследить траекторию развития жанра в так называемой догоняющей общемировые тенденции литературе, к которой многие исследователи причисляют литературу арабскую. Отдельные произведения жанра попадали в фокус как арабских, западных, так и отечественных востоковедов-литературоведов, и подвергались глубокому всестороннему рассмотрению. Однако сегодня анализа требуют романы последних десятилетий. Цель исследования - не просто обозначить получившие широкое признание за последние годы работы арабских авторов, но вписать их в парадигму развития исторического жанра и тем самым определить его направление на ближайшее время. Для этого сравнены классические исторические романы с современными, охарактеризованы их герои, описаны периоды истории Арабского мира, к которым обращались и обращаются арабские авторы в рамках жанра, определены степень эпичности, исторической достоверности в современных образцах жанра. Установлено, что классические герои со стандартным набором героических качеств, влияющие на ход истории, заменяются на мыслителей, ученых, дервишей, обывателей-наблюдателей, а переломные эпохи и конкретные исторические события сменяются пограничными периодами - до либо после катастрофы, коренных преобразований. Сделаны выводы об историчности арабской литературы еще в доисламскую эпоху, длительном сохранении канонов Раннего Средневековья в жанре, резкой трансформации жанра и отхода от канонов под влиянием постмодернизма и совпавшими по времени с его проникновением на арабскую почву военными и социальными потрясениями в истории арабских стран середины 1960-гг. Подчеркивается ярко выраженная сегодня направленность жанра в сторону этнолитературы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):256-270
pages 256-270 views

Вызов европоцентристским нарративам: постколониальный феминистский анализ жизни и опыта женщин третьего мира

Разер Н.А.

Аннотация

Исследуются идеи Чандры Талпаде Моханти, ведущего постколониального ученого-феминистки. Обращается внимание на критику западной феминистской науки постмодернистскими и постколониальными феминистками за ее склонность предполагать, что опыт женщин третьего мира универсален и по существу одинаков, игнорируя разнообразие и сложность их жизни. Стремясь лучше понять и озвучить разнообразный опыт женщин третьего мира, эти феминистки стремились бросить вызов вводящим в заблуждение стереотипам, изображающим их беспомощными, покорными и угнетенными. Подчеркивается важность признания того, что жизнь и опыт женщин третьего мира формируются множеством факторов, включая культурные обычаи, язык, историю, образование, семейную динамику, социальные ценности, религию, расовую идентичность, социальный класс, политику и экономический статус. Проанализирован роман «Женщины в нулевой точке» с целью проиллюстрировать, как все эти факторы в совокупности играют роль в формировании жизни и опыта женщин третьего мира. Ставятся под сомнение европоцентристские нарративы и выявляются их недостатки, а также демонстрируется, как Фирдаус, главная героиня романа, бросает вызов и ниспровергает эссенциалистские и стереотипные представления о женщинах глобального Юга как о пассивных и угнетенных.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):271-283
pages 271-283 views

Особенности современной ангажированной поэзии хинди

Стрелкова Г.В., Лесик К.А.

Аннотация

Влияние марксистской идеологии сыграло своеобразную роль в формировании литературы хинди. Многие писатели данного направления считали, что поэтическое слово настолько способно осветить проблемы неравенства и угнетения, что может пробудить в обществе эффективные политические, социальные и экономические действия, которые смогут облегчить жизнь обычного человека. В современной поэзии хинди наблюдается увлеченность молодых поэтов ангажированной эстетикой, которую они уточняют понятием «социалистическая». Направленная на критику окружающего их мироустройства она указывает на проблемы социального мира и неравноправия. В исследовании впервые рассматриваются и переводятся стихотворения хинди XXI в. - поэтов левого крыла Алокадханвы и Авинаша Мишры. Они, заостряя внимание читателя на том, что искусство слова дано им свыше, посредством реалистических стихов и простого языка поднимают острые общественные вопросы, скрывая свое бессилие за риторическими призывами, взывающими к активной борьбе. Особое внимание уделено разбору художественных приемов, которые практически не используются в этой поэзии. Делается вывод о том, что поэты создают собственную метапоэтику, направленную на пересмотр задач литературы как способа обличения пороков современного общества.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):284-292
pages 284-292 views

Журналистика

Европейское телевидение 2020-х гг.: проблемы и тенденции развития

Ершов Ю.М.

Аннотация

В центре внимания автора институциональное своеобразие телевидения стран Европейского союза. Цель исследования - объяснить характер института европейского телевещания, который лучше, чем что-либо еще, отражает идею общеевропейского дома. Дается краткий исторический обзор создания Европейского вещательного союза и сотрудничества между национальными вещателями в Европе. Ставится задача выявления динамики и тенденций развития содружества европейских вещательных компаний в контексте политических, экономических и технологических изменений последних лет. Европейское телевидение - это полигон глобального ТВ, в котором все большую роль играют международные (прежде всего, американские) и панъевропейские трансграничные телеканалы. Доместикация (одомашнивание) таких каналов происходит как через локализацию содержания программ, так и через титрование аудио-контента на региональных языках. Институционализация европейского телевещания проходит через различные конкурсы и деятельность децентрализованных органов ЕС, которые призваны поддерживать совместные проекты в области ТВ, кинематографа, а также профессионального образования журналистов (Европейское исполнительное агентство по образованию и культуре). Вместе с тем европейское телевидение не озабочено унификацией, памятуя о девизе Европейского союза - «Согласие в многообразии». Многообразие информационного пространства европейского континента связано с наличием нескольких устойчивых моделей функционирования телевизионного производства, а также с региональными культурами, которые влияют и на модели медиапотребления, и на объемы телесмотрения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):293-305
pages 293-305 views

Телевидение Чешской Республики: жанрово-тематическое своеобразие телевизионных новостей в 1989-2021 гг.

Лапук Е.В.

Аннотация

Методом контент-анализа исследуются 1608 новостных сюжетов чешского телеканала «Ческа телевизе 1» за три периода 1989, 2005 и 2021 гг. по категориям «Жанр» и «Тематика». Проверены гипотезы относительно увеличения негативной информации в телевизионных новостях, усиления развлекательной направленности. Прослежены изменения в жанрах телевизионной информационной журналистики вследствие медиаконвергенции и увеличения объема пользовательского контента. Выяснено, что наибольшее жанровое разнообразие характерно для современного этапа, наименьшее - для 1989 г., когда семь из десяти журналистских материалов представляли собой короткие заметки. Пользовательский контент привнес лишь незначительные изменения в жанровую палитру телевизионных новостей. Со временем усиливается роль пиар-текстов, входящих в состав выпусков теленовостей: количество анонсов возросло более чем в десять раз. В контексте тематики отмечается рост числа криминальных новостей и некоторое сужение политической повестки по сравнению с 1989 г. Также зафиксировано практически полное исчезновение из выпусков телевизионных новостей спортивной тематики, что подтверждает тенденцию дифференциации аудитории, которая переходит на тематические каналы и в нишевые массмедиа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):306-317
pages 306-317 views

Телевидение Республики Татарстан как инструмент национальной идентификации

Даутова Р.В., Тихонова О.В.

Аннотация

Исследование роли регионального телевидения в национальной идентификации обрело особую актуальность в контексте современных процессов медиатизации и глобализации. Теоретическое значение полученных результатов связано с выявлением приемов медиаидентификации в историческом аспекте, а также с обнаружением факторов, влияющих на процесс идентификации. Представлены итоги изучения как исторического опыта развития государственного телевидения на территории Татарстана, так и современной практики телеканала «Татарстан - Новый век», который считается в на- стоящее время главным национальным каналом в республике. Охарактеризована степень изученности темы развития регионального телевидения в России и мире в аспекте специфики национального вещания, учтены исследования, в которых затрагивается проблема этнической идентификации посредством СМИ. Использован большой массив эмпирического материала для выявления традиций и новаций в деятельности регионального телевидения, миссией которого является сохранение и развитие родного языка, культурного и исторического наследия. С помощью анализа эмпирических данных впервые показана преемственность традиций регионального телевидения относительно национального компонента.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):318-332
pages 318-332 views

Россия и Украина во взаимном ТВ-информировании

Долгова Ю.И.

Аннотация

Национальные телевизионные каналы обычно отбирают и представляют международные новости в соответствии с интересами граждан своих стран и приоритетами внешней политики. В процессе освещения международных конфликтов для зрителей создаются противоположные реальности, что не способствует разрешению конфликтов. Цель исследования - проанализировать освещение российско-украинского конфликта государственными каналами этих стран в 2014-2016 гг. В эмпирическую базу вошли сюжеты вечерних выпусков телевизионных новостей, связанные с Украиной, на российском телеканале («Россия 1») и материалы, в которых упоминалась Россия, на украинском телеканале (UA First) в течение семи недель, когда произошли выбранные ключевые события. Использовался количественный и качественный анализ. Все новости были разделены на четыре категории: политические, военные, экономические, социальные. Выявлено значительное влияние национальных интересов на освещение актуальных событий в период конфронтации между странами. И российские, и украинские журналисты в значительной степени проявляли интерес к событиям в стране-оппоненте, даже если текущие новости не имели прямого отношения к конфликту. В случае важных мировых событий они освещались обоими телеканалами. Наряду с этим журналисты часто рассказывали о том, что могло быть интересно их национальной аудитории или было обусловлено внешней политикой. Обнаружено, что оба канала постепенно теряют интерес к российско-украинскому кризису к 2015 г.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):333-343
pages 333-343 views

Классические теории медиасистем: актуальность для современных исследований

Якова Т.С., Волкова И.И.

Аннотация

Представлены результаты сравнительного анализа классификаций медиа-систем, разработанные зарубежными исследователями в XX-XXI вв. Особое внимание уделяется критериям, детерминантам и параметрам сравнения, которые применялись в разных классификациях для выявления общих характеристик медиасистем разных стран. В эмпирическую базу исследования включены как популярные, так и малоизвестные в российской научной литературе, но широко цитируемые в зарубежных исследованиях авторы, сформировавшие оригинальные классификационные структуры. Основанием для выбора концепций и классификаций стали результаты мониторинга научно-исследовательских и образовательных программ российских и зарубежных университетов, историческая последовательность научных работ, логическая связь с предшественниками и последователями, вклад в научную литературу по теории журналистики и высокая цитируемость в современных медиаисследованиях. Основным критерием для отбора наиболее популярных классификаций был анализ цитирования научных публикаций зарубежных исследователей по данной теме в наукометрической системе Google Scholar, аккумулирующей научные работы разных стран мира, а также статистика сервиса Яндекс. Сделан вывод, что основные характеристики медиасистем, а также критерии и параметры, применявшиеся в наиболее известных классификациях (второй половины XX - начала XXI в.), сохраняют свою актуальность и могут быть адаптированы к изучению современной медиасферы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):344-354
pages 344-354 views

Трансформация будущего: обзор моделей искусственного интеллекта

Пугачев А.А., Харченко А.В., Слепцов Н.А.

Аннотация

Выполняется комплексный обзор существующих моделей искусственного интеллекта (ИИ). Особое внимание уделено четырнадцати известным языковым и мультимодальным генеративным моделям из четырех быстро развивающихся категорий инструментов: Marketing, Copywriting, Image Improvement и Social Media. По состоянию на май 2023 г. конечным пользователям доступны 1523 модели ИИ, среди которых выделяются такие российские сервисы, как Balaboba, GigaChat и Kandinskiy 2.0, являющиеся аналогами популярных зарубежных нейросетей. Рассматриваются потенциальные возможности применения этих инструментов в различных сферах медиапроизводства, включая журналистику, маркетинг и копирайтинг. Обсуждаются языковые модели, поскольку именно они больше всего связаны не только с медиасферой, но и с академическим письмом. Затрагиваются этические аспекты: потенциальные проблемы, связанные с использованием моделей ИИ в профессиональной сфере. Подчеркивается важность ответственного подхода к разработке, использованию и регулированию технологий ИИ, а также сотрудничества между исследователями, правительствами и частными организациями для обеспечения этичности применения ИИ. Описаны перспективы дальнейшего развития моделей ИИ и соответствующих исследований, выделена необходимость создания среды непрерывного обучения в области инноваций, которая должна быть инклюзивной и доступной. Такой подход поможет максимизировать преимущества ИИ при минимизации потенциального вреда, прокладывая путь к более процветающему, справедливому и устойчивому будущему. Представленные материалы могут служить введением в развивающуюся отрасль разработки моделей ИИ.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):355-367
pages 355-367 views

Роль технологии вузовского проектного обучения в подготовке целостной медиаличности

Гаврилов В.В.

Аннотация

Авторский опыт применения проектного метода при подготовке студентов-журналистов свидетельствует об эффективности и востребованности учебных проектов. Проанализированы основные тематические работы отечественных и зарубежных ученых, методистов, журналистов-практиков. Проведенный эксперимент в двух группах будущих журналистов показал, что проектирование позволяет успешно развивать обозначенные в федеральном государственном образовательном стандарте профессиональные компетенции. При этом повышается мотивация к обучению и будущей деятельности, совершенствуются навыки применения цифровых инструментов, улучшаются ораторские способности. Материалом для исследования послужила преподавательская работа автора исследования со студентами-журналистами филологического факультета Сургутского государственного педагогического университета. Использовались методы моделирования и анкетирования. Анализ результатов эксперимента позволяет сделать вывод об эффективности применения проектного метода обучения как средства формировании целостной медиаличности студента-журналиста в вузе (в рамках деятельностного подхода).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):368-380
pages 368-380 views

Воздействие фальшивых новостей на индийских пользователей социальных сетей

Пандей Б., Кумар Г., Алгави Л.О., Кумар М., Шарма В.

Аннотация

Рассматриваются актуальные проблемы распространения фейковых новостей среди индийских пользователей социальных сетей. В исследовании фейковые новости определяются как любая информация, не имеющая достоверного и надежного источника, или любые недостоверные сведения, способные ввести общественность в заблуждение. Подразумевается, что фейковые новости распространяются для нанесения ущерба репутации человеку или организации (компании, социальному институту), получения дохода от рекламы, увеличения популярности и т. д. Цель исследования - выявление степени осведомленности индийских пользователей социальных сетей о самом факте существования фейковых новостей, а также возможных методах их обнаружения и нейтрализации, определение наиболее популярных каналов распространения недостоверной информации. Для сбора данных использовался метод опроса и анкетирование. Анкета распространялась через различные социальные платформы и по электронной почте среди предполагаемых респондентов - пользователей соцсетей. Полученные результаты показали, что большинство фейковых новостей в Индии передается через WhatsApp, но пользователи социальных сетей обладают достаточными знаниями, чтобы обнаруживать и обезвреживать их.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):381-396
pages 381-396 views

Медиастратегии с участием лоббистов: государственная поддержка IT-индустрии

Котов А.А., Нигматуллина К.Р., Поляков М.Л.

Аннотация

Рассмотрена коммуникационная составляющая лоббистской деятельности и роль медиакоммуникаций в достижении лоббистских целей на примере формирования правового поля отрасли информационных технологий (ИТ) в условиях 2022 г. В качестве эмпирического материала выбран публичный контент, инициированный крупными ассоциациями, отстаивающими в медиаполе интересы отрасли. Показана последовательная коммуникативная сопряженность ИТ-отрасли с деятельностью Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Для анализа процесса лоббирования использована система управления репутацией, мониторинга СМИ и социальных медиа «СКАН-Интерфакс». Применительно к теме лоббирования интересов ИТ выявлен разрыв в коммуникационной активности между Минцифры и отраслевыми ассоциациями в абсолютных показателях. При этом в относительных показателях к общему количеству упоминаний в СМИ усилия оказались сопоставимы. Обнаружена актуализация медиастратегии ИТ-ассоциаций по передаче публичных заслуг регулятору - Минцифре, при этом сделан вывод об эффективности лоббистских усилий. Смысловой анализ коммуникационной активности конкретной ассоциации продемонстрировал алгоритм реализации целей медиатизированного лоббирования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023;28(2):397-414
pages 397-414 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах