Том 28, № 2 (2023)
- Год: 2023
- Статей: 18
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/1674
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-2
Весь выпуск
Литературоведение
Притчевость в произведениях Н.В. Гоголя: особенности авторского воплощения
Аннотация
Анализируется притчевость произведений Н.В. Гоголя как один из важнейших элементов писательской стратегии. Делается упор на ее формальном воплощении в произведениях автора: показывается важная связь притчи с художественной деталью произведения и композицией в целом, с выстраиванием писателем сложной системы конфликтов и их роли в сюжетной схеме. В рамках исследования авторы считают необходимым предостеречь от поверхностного понимания притчевости Гоголя как некой вульгарной формы резонерства или поучения. Чтение текстов писателя показывает, что притчевость в них несколько отходит от классической модели и напоминает параболу, форму притчи в литературе европейского модернизма, которая усложняет и делает менее очевидным собственно назидательный аспект. Рассматриваемый в исследовании притчевый элемент может и должен изучаться не в общих чертах, не обзорно, а как неотъемлемая часть поэтики и художественной системы автора - это позволяет анализировать данный феномен более детально, как индивидуально освоенную часть композиции творчества отдельно взятого автора. Гоголь при используемом подходе предстает как явление мировой литературы, а поводом рассуждать таким образом служит сложная система притчевости, по-разному реализованная в конкретных текстах писателя. Именно она вбирает в себя частные элементы поэтики, имеющие самые разные функции, которые образуют единую систему художественного своеобразия гоголевских текстов, а главное - их оригинальности, непохожести друг на друга даже в пределах авторского сборника.
Источник трагедии: любовная проблематика и концепция эроса в повести Л.Д. Зиновьевой-Аннибал «Тридцать три урода»
Аннотация
Тема любви находит многообразное отражение во всех произведениях Л.Д. Зиновьевой-Аннибал. Будучи одним из самых репрезентативных произведений писательницы, повесть «Тридцать три урода» является важным и особенно показательным звеном при доказательстве процесса изменений в творческом методе и мировоззрении автора. Цель исследования - показать сложные взаимосвязи между любовью и эросом не только в повести «Тридцать три урода», но и в реальной супружеской жизни Вяч. Иванова и Л.Д. Зиновьевой-Аннибал. Прослеживается художественное воплощение писательницей идей ее мужа, поэта-символиста Вяч. Иванова по созданию новой церкви, где Эрос «оплотняется», становится носителем «соборности». Утопический идеальный проект Вяч. Иванова по организации новой общественной формы, хотя в конечном итоге и потерпел крах, первоначально означал намерение преодолеть индивидуализм в среде посвященных, среди участников любовного действа, что доказывает влияние философии В.С. Соловьева на символистов и, в частности, на круг посетителей «Башни». В исследовании используются биографический, интертекстуальный и сравнительно-исторический методы. Делается вывод о том, что в чаемой идеальной форме общества, в котором нет места индивидуализму и эгоизму, должна была возобладать концепция нераздельности духа и тела. Однако текстуальный анализ повести «Тридцать три урода» доказывает, что преодоления индивидуализма героиней не произошло, что путь к постижению эроса теоретически декларирован, но практически оказался не осуществлен. Отсюда трагическое звучание произведения и катастрофический его финал.
Компоненты неоромантической сюжетной схемы в произведениях А. Грина и Л. Перуца
Аннотация
Сравнивается функционирование компонентов неоромантической сюжетной схемы «обыкновенный человек в необычных обстоятельствах» в произведениях А. Грина, традиционно причисляемого к неоромантикам, и представителя иного художественного направления - Л. Перуца. Сравнение подобного рода продуктивно, так как позволяет вычленить дифференциальные признаки неоромантического сюжета. Высказывается тезис о переосмыслении сюжетной схемы в романе австрийского писателя. Если в произведениях А. Грина благодаря необычным обстоятельствам как катализатору борьбы героя с самим собой раскрываются его лучшие качества, в романе Л. Перуца события подталкивают героя к преодолению себя, однако этого не происходит, так как он оказывается лишен необходимого внутреннего потенциала. Определяется роль смены точек зрения как неоромантического сюжетоформирующего и композиционного приема и в рассказах А. Грина, и в «Прыжке в неизвестное» Л. Перуца, а также использование ее при создании образов героев. А. Грин делает акцент на противопоставлении точки зрения героя и точки зрения, внешней по отношению к нему. В романе Л. Перуца герой, борясь с внешними точками зрения, проходит путь к обретению себя. Анализируется взаимодействие неоромантического плана романа с модернистским. Л. Перуц, прибегая к неоромантической сюжетной схеме, решает на ее основе вопрос реальности/ирреальности бытия человека, показывает зыбкость границ человеческого Я. Если герои А. Грина - натуры изначально целостные, поэтому способные справиться с обстоятельствами и с собой в обстоятельствах, герой Л. Перуца приобретает целостность только на пороге смерти.
«История Российского государства» Бориса Акунина - конспирологическая игра Г.Ш. Чхартишвили с читателями?
Аннотация
Рассматривается вопрос о псевдонимах Г.Ш. Чхартишвили и их роли в его творчестве. Изложена история появления литературных масок писателя, представлена их краткая характеристика, дан общий анализ литературной деятельности Чхартишвили и эволюции его стиля. Проанализированы особенности использования различных образов, «примеряемых» писателем при создании основных произведений, обоснована необходимость обращения к псевдонимам. Основная часть исследования посвящена проблеме авторства в проекте «История Российского государства», а также объяснению мотивов, которыми руководствуется Г. Чхартишвили, публикуя историческое сочинение под псевдонимом Бориса Акунина. Приведена оценка писательского стиля Акунина, его умения трансформировать привычные жанры под запросы аудитории, времени, авторских задач и пр., проанализированы беллетристические тексты проекта. Представлены выводы о литературном образе Чхартишвили-Акунина как альтернативном герое, задействованном в создании исторического проекта. Данный факт позволяет говорить о том, что писатель в очередной раз демонстрирует свое умение перевоплощаться, трансформировать манеру письма, сюжетику и стилистику при работе над тем или иным художественным произведением.
Перевод и критика произведений Л.Н. Толстого в Шанхае начала XX в.
Аннотация
Анализируются перевод, распространение и критика произведений Л.Н. Толстого в среде шанхайской интеллигенции начала XX в. Восстанавливается социально-исторический контекст Китая первых двух десятилетий XX в., перечисляются произведения Л.Н. Толстого, переведенные на китайский языки и изданные в Шанхае, а также критические статьи о писателе, опубликованные в различных шанхайских журналах и газетах. Раскрываются психологическая мотивация и реалистичная цель китайских переводчиков и критиков. Рассматривается выдающийся вклад Шанхая в популяризацию Л.Н. Толстого и продвижение китайского толстовства.
Исследование романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» в Китае: история и современность
Аннотация
Предпринята попытка систематизации и обобщения работ китайских филологов, посвященных роману «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. Рассматриваются разные версии перевода на китайский язык. Представлены два этапы формирования новых аспектов изучения романа. Показано развитие исследований романа в китайской науке, отношение к роману в кругах китайских ученых и место романа в китайской литературоведении. Сделан вывод о том, что исследование произведения В. Гроссмана «Жизнь и судьба» в Китае началось достаточно рано и в наши дни переживает новый подъем. Однако китайским ученым следует выделить свою собственную позицию относительно творчества Гроссмана вместо того, чтобы следовать российским или западным исследованиям.
Эволюция арабской исторической литературы и ее современные тенденции: каноны и инварианты
Аннотация
Исследование посвящено особенностям развития арабского исторического романа, последовательной трансформации и «размыванию» его канонов в рамках литературных течений XX и XXI вв. Актуальность темы, с одной стороны, обусловлена тем, что исторический роман в арабской национальной литературе не утратил свою значимость. Доля произведений этого жанра по-прежнему высока, они занимают первые строчки при распределении литературных премий. С другой стороны, на фоне общего процесса глобализации интересно проследить траекторию развития жанра в так называемой догоняющей общемировые тенденции литературе, к которой многие исследователи причисляют литературу арабскую. Отдельные произведения жанра попадали в фокус как арабских, западных, так и отечественных востоковедов-литературоведов, и подвергались глубокому всестороннему рассмотрению. Однако сегодня анализа требуют романы последних десятилетий. Цель исследования - не просто обозначить получившие широкое признание за последние годы работы арабских авторов, но вписать их в парадигму развития исторического жанра и тем самым определить его направление на ближайшее время. Для этого сравнены классические исторические романы с современными, охарактеризованы их герои, описаны периоды истории Арабского мира, к которым обращались и обращаются арабские авторы в рамках жанра, определены степень эпичности, исторической достоверности в современных образцах жанра. Установлено, что классические герои со стандартным набором героических качеств, влияющие на ход истории, заменяются на мыслителей, ученых, дервишей, обывателей-наблюдателей, а переломные эпохи и конкретные исторические события сменяются пограничными периодами - до либо после катастрофы, коренных преобразований. Сделаны выводы об историчности арабской литературы еще в доисламскую эпоху, длительном сохранении канонов Раннего Средневековья в жанре, резкой трансформации жанра и отхода от канонов под влиянием постмодернизма и совпавшими по времени с его проникновением на арабскую почву военными и социальными потрясениями в истории арабских стран середины 1960-гг. Подчеркивается ярко выраженная сегодня направленность жанра в сторону этнолитературы.
Вызов европоцентристским нарративам: постколониальный феминистский анализ жизни и опыта женщин третьего мира
Аннотация
Исследуются идеи Чандры Талпаде Моханти, ведущего постколониального ученого-феминистки. Обращается внимание на критику западной феминистской науки постмодернистскими и постколониальными феминистками за ее склонность предполагать, что опыт женщин третьего мира универсален и по существу одинаков, игнорируя разнообразие и сложность их жизни. Стремясь лучше понять и озвучить разнообразный опыт женщин третьего мира, эти феминистки стремились бросить вызов вводящим в заблуждение стереотипам, изображающим их беспомощными, покорными и угнетенными. Подчеркивается важность признания того, что жизнь и опыт женщин третьего мира формируются множеством факторов, включая культурные обычаи, язык, историю, образование, семейную динамику, социальные ценности, религию, расовую идентичность, социальный класс, политику и экономический статус. Проанализирован роман «Женщины в нулевой точке» с целью проиллюстрировать, как все эти факторы в совокупности играют роль в формировании жизни и опыта женщин третьего мира. Ставятся под сомнение европоцентристские нарративы и выявляются их недостатки, а также демонстрируется, как Фирдаус, главная героиня романа, бросает вызов и ниспровергает эссенциалистские и стереотипные представления о женщинах глобального Юга как о пассивных и угнетенных.
Особенности современной ангажированной поэзии хинди
Аннотация
Влияние марксистской идеологии сыграло своеобразную роль в формировании литературы хинди. Многие писатели данного направления считали, что поэтическое слово настолько способно осветить проблемы неравенства и угнетения, что может пробудить в обществе эффективные политические, социальные и экономические действия, которые смогут облегчить жизнь обычного человека. В современной поэзии хинди наблюдается увлеченность молодых поэтов ангажированной эстетикой, которую они уточняют понятием «социалистическая». Направленная на критику окружающего их мироустройства она указывает на проблемы социального мира и неравноправия. В исследовании впервые рассматриваются и переводятся стихотворения хинди XXI в. - поэтов левого крыла Алокадханвы и Авинаша Мишры. Они, заостряя внимание читателя на том, что искусство слова дано им свыше, посредством реалистических стихов и простого языка поднимают острые общественные вопросы, скрывая свое бессилие за риторическими призывами, взывающими к активной борьбе. Особое внимание уделено разбору художественных приемов, которые практически не используются в этой поэзии. Делается вывод о том, что поэты создают собственную метапоэтику, направленную на пересмотр задач литературы как способа обличения пороков современного общества.
Журналистика
Европейское телевидение 2020-х гг.: проблемы и тенденции развития
Аннотация
В центре внимания автора институциональное своеобразие телевидения стран Европейского союза. Цель исследования - объяснить характер института европейского телевещания, который лучше, чем что-либо еще, отражает идею общеевропейского дома. Дается краткий исторический обзор создания Европейского вещательного союза и сотрудничества между национальными вещателями в Европе. Ставится задача выявления динамики и тенденций развития содружества европейских вещательных компаний в контексте политических, экономических и технологических изменений последних лет. Европейское телевидение - это полигон глобального ТВ, в котором все большую роль играют международные (прежде всего, американские) и панъевропейские трансграничные телеканалы. Доместикация (одомашнивание) таких каналов происходит как через локализацию содержания программ, так и через титрование аудио-контента на региональных языках. Институционализация европейского телевещания проходит через различные конкурсы и деятельность децентрализованных органов ЕС, которые призваны поддерживать совместные проекты в области ТВ, кинематографа, а также профессионального образования журналистов (Европейское исполнительное агентство по образованию и культуре). Вместе с тем европейское телевидение не озабочено унификацией, памятуя о девизе Европейского союза - «Согласие в многообразии». Многообразие информационного пространства европейского континента связано с наличием нескольких устойчивых моделей функционирования телевизионного производства, а также с региональными культурами, которые влияют и на модели медиапотребления, и на объемы телесмотрения.
Телевидение Чешской Республики: жанрово-тематическое своеобразие телевизионных новостей в 1989-2021 гг.
Аннотация
Методом контент-анализа исследуются 1608 новостных сюжетов чешского телеканала «Ческа телевизе 1» за три периода 1989, 2005 и 2021 гг. по категориям «Жанр» и «Тематика». Проверены гипотезы относительно увеличения негативной информации в телевизионных новостях, усиления развлекательной направленности. Прослежены изменения в жанрах телевизионной информационной журналистики вследствие медиаконвергенции и увеличения объема пользовательского контента. Выяснено, что наибольшее жанровое разнообразие характерно для современного этапа, наименьшее - для 1989 г., когда семь из десяти журналистских материалов представляли собой короткие заметки. Пользовательский контент привнес лишь незначительные изменения в жанровую палитру телевизионных новостей. Со временем усиливается роль пиар-текстов, входящих в состав выпусков теленовостей: количество анонсов возросло более чем в десять раз. В контексте тематики отмечается рост числа криминальных новостей и некоторое сужение политической повестки по сравнению с 1989 г. Также зафиксировано практически полное исчезновение из выпусков телевизионных новостей спортивной тематики, что подтверждает тенденцию дифференциации аудитории, которая переходит на тематические каналы и в нишевые массмедиа.
Телевидение Республики Татарстан как инструмент национальной идентификации
Аннотация
Исследование роли регионального телевидения в национальной идентификации обрело особую актуальность в контексте современных процессов медиатизации и глобализации. Теоретическое значение полученных результатов связано с выявлением приемов медиаидентификации в историческом аспекте, а также с обнаружением факторов, влияющих на процесс идентификации. Представлены итоги изучения как исторического опыта развития государственного телевидения на территории Татарстана, так и современной практики телеканала «Татарстан - Новый век», который считается в на- стоящее время главным национальным каналом в республике. Охарактеризована степень изученности темы развития регионального телевидения в России и мире в аспекте специфики национального вещания, учтены исследования, в которых затрагивается проблема этнической идентификации посредством СМИ. Использован большой массив эмпирического материала для выявления традиций и новаций в деятельности регионального телевидения, миссией которого является сохранение и развитие родного языка, культурного и исторического наследия. С помощью анализа эмпирических данных впервые показана преемственность традиций регионального телевидения относительно национального компонента.
Россия и Украина во взаимном ТВ-информировании
Аннотация
Национальные телевизионные каналы обычно отбирают и представляют международные новости в соответствии с интересами граждан своих стран и приоритетами внешней политики. В процессе освещения международных конфликтов для зрителей создаются противоположные реальности, что не способствует разрешению конфликтов. Цель исследования - проанализировать освещение российско-украинского конфликта государственными каналами этих стран в 2014-2016 гг. В эмпирическую базу вошли сюжеты вечерних выпусков телевизионных новостей, связанные с Украиной, на российском телеканале («Россия 1») и материалы, в которых упоминалась Россия, на украинском телеканале (UA First) в течение семи недель, когда произошли выбранные ключевые события. Использовался количественный и качественный анализ. Все новости были разделены на четыре категории: политические, военные, экономические, социальные. Выявлено значительное влияние национальных интересов на освещение актуальных событий в период конфронтации между странами. И российские, и украинские журналисты в значительной степени проявляли интерес к событиям в стране-оппоненте, даже если текущие новости не имели прямого отношения к конфликту. В случае важных мировых событий они освещались обоими телеканалами. Наряду с этим журналисты часто рассказывали о том, что могло быть интересно их национальной аудитории или было обусловлено внешней политикой. Обнаружено, что оба канала постепенно теряют интерес к российско-украинскому кризису к 2015 г.
Классические теории медиасистем: актуальность для современных исследований
Аннотация
Представлены результаты сравнительного анализа классификаций медиа-систем, разработанные зарубежными исследователями в XX-XXI вв. Особое внимание уделяется критериям, детерминантам и параметрам сравнения, которые применялись в разных классификациях для выявления общих характеристик медиасистем разных стран. В эмпирическую базу исследования включены как популярные, так и малоизвестные в российской научной литературе, но широко цитируемые в зарубежных исследованиях авторы, сформировавшие оригинальные классификационные структуры. Основанием для выбора концепций и классификаций стали результаты мониторинга научно-исследовательских и образовательных программ российских и зарубежных университетов, историческая последовательность научных работ, логическая связь с предшественниками и последователями, вклад в научную литературу по теории журналистики и высокая цитируемость в современных медиаисследованиях. Основным критерием для отбора наиболее популярных классификаций был анализ цитирования научных публикаций зарубежных исследователей по данной теме в наукометрической системе Google Scholar, аккумулирующей научные работы разных стран мира, а также статистика сервиса Яндекс. Сделан вывод, что основные характеристики медиасистем, а также критерии и параметры, применявшиеся в наиболее известных классификациях (второй половины XX - начала XXI в.), сохраняют свою актуальность и могут быть адаптированы к изучению современной медиасферы.
Трансформация будущего: обзор моделей искусственного интеллекта
Аннотация
Выполняется комплексный обзор существующих моделей искусственного интеллекта (ИИ). Особое внимание уделено четырнадцати известным языковым и мультимодальным генеративным моделям из четырех быстро развивающихся категорий инструментов: Marketing, Copywriting, Image Improvement и Social Media. По состоянию на май 2023 г. конечным пользователям доступны 1523 модели ИИ, среди которых выделяются такие российские сервисы, как Balaboba, GigaChat и Kandinskiy 2.0, являющиеся аналогами популярных зарубежных нейросетей. Рассматриваются потенциальные возможности применения этих инструментов в различных сферах медиапроизводства, включая журналистику, маркетинг и копирайтинг. Обсуждаются языковые модели, поскольку именно они больше всего связаны не только с медиасферой, но и с академическим письмом. Затрагиваются этические аспекты: потенциальные проблемы, связанные с использованием моделей ИИ в профессиональной сфере. Подчеркивается важность ответственного подхода к разработке, использованию и регулированию технологий ИИ, а также сотрудничества между исследователями, правительствами и частными организациями для обеспечения этичности применения ИИ. Описаны перспективы дальнейшего развития моделей ИИ и соответствующих исследований, выделена необходимость создания среды непрерывного обучения в области инноваций, которая должна быть инклюзивной и доступной. Такой подход поможет максимизировать преимущества ИИ при минимизации потенциального вреда, прокладывая путь к более процветающему, справедливому и устойчивому будущему. Представленные материалы могут служить введением в развивающуюся отрасль разработки моделей ИИ.
Роль технологии вузовского проектного обучения в подготовке целостной медиаличности
Аннотация
Авторский опыт применения проектного метода при подготовке студентов-журналистов свидетельствует об эффективности и востребованности учебных проектов. Проанализированы основные тематические работы отечественных и зарубежных ученых, методистов, журналистов-практиков. Проведенный эксперимент в двух группах будущих журналистов показал, что проектирование позволяет успешно развивать обозначенные в федеральном государственном образовательном стандарте профессиональные компетенции. При этом повышается мотивация к обучению и будущей деятельности, совершенствуются навыки применения цифровых инструментов, улучшаются ораторские способности. Материалом для исследования послужила преподавательская работа автора исследования со студентами-журналистами филологического факультета Сургутского государственного педагогического университета. Использовались методы моделирования и анкетирования. Анализ результатов эксперимента позволяет сделать вывод об эффективности применения проектного метода обучения как средства формировании целостной медиаличности студента-журналиста в вузе (в рамках деятельностного подхода).
Воздействие фальшивых новостей на индийских пользователей социальных сетей
Аннотация
Рассматриваются актуальные проблемы распространения фейковых новостей среди индийских пользователей социальных сетей. В исследовании фейковые новости определяются как любая информация, не имеющая достоверного и надежного источника, или любые недостоверные сведения, способные ввести общественность в заблуждение. Подразумевается, что фейковые новости распространяются для нанесения ущерба репутации человеку или организации (компании, социальному институту), получения дохода от рекламы, увеличения популярности и т. д. Цель исследования - выявление степени осведомленности индийских пользователей социальных сетей о самом факте существования фейковых новостей, а также возможных методах их обнаружения и нейтрализации, определение наиболее популярных каналов распространения недостоверной информации. Для сбора данных использовался метод опроса и анкетирование. Анкета распространялась через различные социальные платформы и по электронной почте среди предполагаемых респондентов - пользователей соцсетей. Полученные результаты показали, что большинство фейковых новостей в Индии передается через WhatsApp, но пользователи социальных сетей обладают достаточными знаниями, чтобы обнаруживать и обезвреживать их.
Медиастратегии с участием лоббистов: государственная поддержка IT-индустрии
Аннотация
Рассмотрена коммуникационная составляющая лоббистской деятельности и роль медиакоммуникаций в достижении лоббистских целей на примере формирования правового поля отрасли информационных технологий (ИТ) в условиях 2022 г. В качестве эмпирического материала выбран публичный контент, инициированный крупными ассоциациями, отстаивающими в медиаполе интересы отрасли. Показана последовательная коммуникативная сопряженность ИТ-отрасли с деятельностью Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Для анализа процесса лоббирования использована система управления репутацией, мониторинга СМИ и социальных медиа «СКАН-Интерфакс». Применительно к теме лоббирования интересов ИТ выявлен разрыв в коммуникационной активности между Минцифры и отраслевыми ассоциациями в абсолютных показателях. При этом в относительных показателях к общему количеству упоминаний в СМИ усилия оказались сопоставимы. Обнаружена актуализация медиастратегии ИТ-ассоциаций по передаче публичных заслуг регулятору - Минцифре, при этом сделан вывод об эффективности лоббистских усилий. Смысловой анализ коммуникационной активности конкретной ассоциации продемонстрировал алгоритм реализации целей медиатизированного лоббирования.