Том 27, № 4 (2022)
- Год: 2022
- Статей: 20
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/1618
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-4
Весь выпуск
Литературоведение
Парадоксы хронологии в романе «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака
Аннотация
Рассматривается авторская интерпретация времени в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Отмечается роль 1918 года в книге: во-первых, роман был задуман в этом году, во-вторых, в нем описываются события данного года. Указано, что, начиная с послереволюционного периода, время в романе утрачивает точность и линейный характер, начинает разворачиваться неравномерно, отражая восприятие событий главным героем - Юрием Андреевичем Живаго. Предполагается, что нелинейность времени, его свободное восприятие связаны с осознанием происходящего героем романа и с тем влиянием, которое оказала на него произошедшая революция. Анализ интерпретации времени в романе показывает, что в нем важными становятся не события, не историческое время, а развитие героя вместе со всей страной, то есть время личное и общественное. Описание событий 1918 года в романе отражает трансформации времени: одни события изображаются подробно, детально, другие - только упоминаются. Делается вывод о том, что историческое время в романе Б.Л. Пастернака становится рядом с психологическим, зависящим от восприятия событий их участниками, а само произведение является как психологическим романом, так и историческим.
Плод райского древа: проблема познания в творчестве Ю.П. Кузнецова
Аннотация
Анализируются гносеологический и аксиологический аспекты поэзии Ю.П. Кузнецова в целом и при реализации в ней библейского интертекста в частности. Цель исследования - изучение особенностей реализации темы познания в творчестве Ю.П. Кузнецова в контексте духовного поиска и религиозного освоения мира. С учетом специфики типа мышления лирического героя определяется набор художественных образов библейского характера, которыми оперирует автор, раскрывая указанную тему. Научная новизна работы заключается в последовательном рассмотрении устойчивых образов и мотивов библейского характера, связанных с проблемами гносеологии. Особое внимание уделено рассмотрению ветхозаветных образов-символов, восходящих к мифу о грехопадении. Проанализированы основные направления развития поэтической мысли автора относительно вопросов состоятельности научного познания и идеи прогресса и связанных с ними проблем взаимодействия рационалистического и интуитивно-религиозного типов мышления. Установлено, что автор отдает предпочтение нерационалистическому методу познания истины, базирующемуся на концепции сотворчества человека и Бога, что приводит к сакрализации творческого процесса и образа художника (в широком смысле этого слова) как медиатора воли Бога. Религиозный символ Кузнецов использует для того, чтобы показать универсальность и необходимость интуитивно-религиозного подхода к познанию, не зависящему от конкретно-исторических условий. Трактовка поэтом библейского образа близка к канону и народной традиции.
Человек как буддийская мнимость в романе Л.А. Юзефовича «Журавли и карлики»
Аннотация
Буддизм находит многообразное отражение в творчестве Л.А. Юзефовича на протяжении многих десятилетий. Буддийские идеи и мотивы присутствуют в его ранней книге «Самодержец пустыни. Барон Р.Ф. Унгерн фон Штернберг и мир, в котором он жил», в некоторых других его прозаических текстах, в поэзии. В предлагаемой работе в рамках большого исследования, посвященного буддийскому тексту современной русской литературы, анализируется влияние буддизма на роман Леонида Юзефовича «Журавли и карлики». Буддийская идея об иллюзорности реальности и человека находит отражение в сюжете произведения и в организации системы персонажей. Романная интрига основывается на принципе повторения, реализуемого в пространстве, времени и в человеческих судьбах. Герои «Журавлей и карликов, согласно одной из возможных интерпретаций, предлагаемых романом, представляют собой одно сознание, меняющее свои формы в русской истории. При этом иллюзорность отдельного человеческого бытия воспринимается автором не в пессимистическом ключе, а как свидетельство духовного родства всех живущих. Проводятся параллели к схожему восприятию реальности и людей в романе «Князь ветра» и повести «Песчаные всадники» Юзефовича и книге Э.В. Лимонова «Старик путешествует».
Деструкция толерантности в пьесе Олжаса Жанайдарова «Алдар»
Аннотация
Рассматривается преломление категории «толерантность» в пьесе О. Жанайдарова «Алдар» посредством интерпретации образа Другого-мигранта. Анализ произведения выстроен с позиций новой драмы и коммуникативного насилия как одного из ее основных принципов. Изображение мигранта в пьесе подчиняется целому ряду характеристик, которые работают на общий замысел - отразить острое неравенство, мировую хаотичность, деконструкцию нравственных установок. Отсюда и понятие толерантности подвергается полному разложению, разрушению - деструкции. Дискурс Другого позволяет драматургу вести повествование на основе перформативного принципа с применением определенного культурного кода, который также рассматривается как Другой. Конструируя конфликт персонажа с системой, которая зиждется на фундаменте насилия, автор реализует принцип гиперреализма, в свою очередь обнажающий скрытые ранее проблемы, разъедающие общество. Другой в данном случае оказывается сигналом о необходимости перекраивать «больной», деструктивный миропорядок, который интерпретируется обществом как нечто само собой разумеющееся, незыблемое. Однако может ли Другой стать действенным рычагом к пониманию толерантности в ее «здоровых» значениях, изменив насильственные, извращенные принципы реальности - на этот вопрос ответа пока не дано.
Картина мира в романе Ю. Полякова «Совдетство»
Аннотация
Анализируется художественная картина мира, запечатленная в романе Ю. Полякова «Совдетство». Цель работы - раскрытие принципов создания Ю. Поляковым модели мира СССР 1960-х годов. В исследовании используются описательный метод и компонентный анализ. Делается вывод, что предмет описания Ю. Полякова в романе «Совдетство» не ограничивается воспоминаниями и жизненными перипетиями главного героя. Писатель также воспроизводит общественные отношения между людьми: отношения между родственниками, соседями и коллегами, отношение советских людей к власти. Если рассматривать все произведения Ю. Полякова в контексте единого текста, то «Совдество» как хронологически более раннее произведение является ключом к пониманию прочих произведений писателя, так как в этом романе писателем объясняется происхождение некоторых парадоксальных явлений, о которых пойдет речь в других произведениях. Помимо художественного анализа текста, рассмотрена историческая ценность романа, в котором автор предлагает читателям более нейтральную точку зрения на Советский Союз.
Феминный дискурс в творчестве Евгении Некрасовой
Аннотация
Рассматривается вопрос о гендерном аспекте современной прозы. Проблема «женской прозы» существует достаточно давно, полемика о самостоятельном статусе этого понятия также имеет свою историю, впрочем, не получившую окончательного решения. Авторы исследования предлагают решение этого вопроса, выделяя несколько принципиально важных маркеров феминного дискурса, опирающихся на три базовые основания: тип письма, картина мира, изображение личности. Осуществлен анализ прозы известной современной писательницы Е. Некрасовой, позволяющий выделить дифференциальные признаки указанного дискурса: реноминация, фольклорные приемы, отказ от бинарных оппозиций, эллиптичность языка и особая поэтичность художественной речи, включающая несколько ключевых приемов.
Джек Лондон и Джордж Бретт (Macmillan): экономика и этика «одного из величайших союзов писателя и издателя»
Аннотация
Анализируются этические и экономические аспекты взаимоотношений Джека Лондона с его главным издателем - президентом Macmillan Джорджем Бреттом. До недавнего времени эти отношения, являющие собой ярчайший пример синтеза дружбы и взаимной выгоды, не были предметом отдельного изучения. Tакже недооценивалось влияние на творчество писателя издателей, редакторов и литературного рынка в целом. Цель исследования - подтверждение значительной роли Бретта в писательской карьере Лондона, ставшего для писателя не только деловым партнером, но и другом и наставником. Отношения между писателем и издателем прослеживаются в исторической перспективе: показаны их изменения по мере развития карьеры писателя от новичка до популярного автора, конфликты и противоречия, в том числе вылившиеся в кратковременное отступничество Лондона от Macmillan и контракт с Century. Показано, что многие радикальные либо отличающиеся от запросов массового читателя сочинения Лондона, такие как «Люди бездны», «Письма Кемптона - Уэсу», «Железная пята», «Дорога», «Мартин Иден», увидели свет исключительно благодаря либерализму Бретта. Твердое намерение писателя публиковать значительное количество невостребованных на литературном рынке произведений развенчивает миф о Джеке Лондоне как о коммерческом писателе. С другой стороны, именно щедрые и стабильные авансы от Macmillan дали писателю свободу для литературных экспериментов, без которых он никогда бы не смог выйти за пределы жанра рассказа, а «дискурс торга» был неотъемлемой частью этой удивительной дружбы писателя и издателя.
Гиноцентризм в избранных поэтических произведениях Лэнгстона Хьюза
Аннотация
Гиноцентризм исключительно фокусируется на женщинах как в теории, так и на практике. Гиноцентрическим можно считать все, что касается исключительно женской точки зрения. Исследуются работы Лэнгстона Хьюза, в которых отражается пересечение рас и полов в жизни чернокожих. Его вклад принимает различные формы, включая поэзию, рассказы, драмы и романы о любви чернокожих женщин, природе, романтических дилеммах, отношениях матери и дочери, дружбе и молчании. Анализируется, как пол особенным образом окрашивает женскую идентичность в произведениях Хьюза. В своем представлении о чернокожих женщинах он рассматривает взаимозависимость полов и расовой идентичности и, следовательно, его взгляд может быть назван гендерно-расовым. Произведения, написанные в гендерно-расовом стиле, подчеркивают и переплетают гендерную и расовую идентичность. Хьюз преодолевает гендерные и расовые стереотипы с помощью открытых дискуссий на спорные темы. Делается вывод, что Хьюз создает альтернативу репрессивным социальным реалиям, сочетая вызовы с чувственными видениями.
Цань Сюэ: поэтика антиэстетики
Аннотация
Цань Сюэ - представительница китайской женской литературы конца XX - начала XXI века. Ее творчество является одним из интереснейших литературных феноменов современности. В исследовании рассматривается поэтика «антиэстетики» писательницы, построенная на нарушении классических художественно-эстетических норм. Для достижения нового эстетического воздействия Цань Сюэ по-новому использует такие художественные средства, как фантазия, метафора, символ, синестезия. Обладая богатой и безудержной фантазией, писательница стремится к изображению чего-то, что существует «в зоне небытия». При этом писательница создает антиэстетичные образы - уродливые, непостижимые и метафорические. В построении диалогов она работает на алогичности, обращается к феноменам пересечения сна и яви, подглядывания и др. Делается вывод, что Цань Сюэ вырывается из клетки эстетики традиционной линии, склонна ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам, но при всем безобразном она обращает внимание на потаенную глубину сознания и души человека, показывает другую правду жизни. Анализ поэтики Цань Сюэ позволяет более глубоко и всесторонне понять творчество китайских писательниц конца ХХ - начала ХХI веков.
Журналистика
Hétfői Hírek - «газета-заменитель» в системе венгерской прессы
Аннотация
Еженедельное печатное издание Hétföi Hírek сыграло существенную роль в развитии системы венгерской прессы в 1957-1985 годах. Автор вводит в научный оборот новую дефиницию «газета-заменитель» применительно к этому изданию, единственному медиа, выходившему в понедельник - выходной день для венгерских средств массовой коммуникации. Помимо новостного контента, в еженедельнике, имевшем два выпуска (утренний и вечерний), размещались сообщения о происшествиях, объявления, анонсы. Газета распространялась главным образом через уличные продажи, что типично для бульварной венгерской периодики. Издание Hétföi Hírek обладало признаками как качественного, так и массового издания, поэтому можно говорить о его смешанном формате. Анализ «газеты-заменителя» существенен для понимания особенностей венгерских медиа в их историческом контексте, а также для изучения деятельности СМК в формировании определенной модели действительности, управлении информационными потоками и поведением социума. Анализ Hétföi Hírek проводится впервые в теории медиакоммуникаций, базируется главным образом на исследованиях, проведенных автором в Венгрии, с привлечением большого количества архивных источников и применением междисциплинарной методологической базы.
Проблематика статей и специфика творческого стиля иракского публициста Рафаэля Бутти
Аннотация
Публицист и редактор Рафаэль Бутти (Raphael Butti) - один из пионеров иракской общественно-политической журналистики. Изучение 400 статей его авторства с 1920 по 1956 год показало, что преобладающим направлением его творчества, импульсом к писательской деятельности было стремление пропагандировать и развивать в Ираке демократические институты. Проблематика публикаций была связана с необходимостью свободы выбора, с гендерным равноправием, свободой слова и печати, повышением уровня образованности личности. Применив методы проблемно-тематического, лексико-стилистического и сравнительно-сопоставительного анализа статей Рафаэля Бутти, авторы выявили, что практически все его статьи пронизаны темой патриотизма, отражают его широкий кругозор. При этом обнаружена относительная скудость языка и творческого стиля иракского публициста, что выражено, в частности, в ограниченном использовании средств художественной выразительности. Рафаэль Бутти ориентируется прежде всего на интеллектуальное просветительство, компенсируя недостаток эмоциональных посылов длинными аналитическими фразами, объемными абзацами, пространными заголовками.
Мифологизация художественного текста в социально-информационном пространстве
Аннотация
Рассматриваются механизмы процесса мифологизации художественного текста в медийном пространстве. Анализируется роль и значение художественного текста и художественного образа как важных и специфических инструментов моделирования социально-информационного пространства. Изучается взаимосвязь между социальными, политическими, культурными процессами и характером эстетизации информационно-коммуникационного пространства, определяется роль художественного образа и художественного текста в этом процессе. Выявлен характер создания, циркуляции и функционирования актуальных мифов в современном медийном пространстве, обозначено их влияние на коммуникацию в современном социуме. Рассмотрен феномен подвижности нормы в современном обществе как следствие ускорения и активизации процесса мифотворчества, основанного на изменении эстетических характеристик медийного и информационно-коммуникационного пространства в современном мире. Создан теоретический фундамент для последующего изучения функциональных задач мифологии в контексте специфики медийной сферы и социально-информационного пространства.
Инфлюенсер как особый тип лидера общественного мнения
Аннотация
В понятийном аппарате современной коммуникологии не дифференцированы понятия «лидер общественного мнения» и «инфлюенсер». Для решения этой проблемы автором используется полипарадигмальный подход с применением комплекса методов: историко-генетического анализа, структурного анализа, социокультурного моделирования. По итогам проведенного исследования предлагается авторское определение понятия «инфлюенсер» как особого типа лидера общественного мнения - самостоятельного медиума, распространяющего свое непосредственное влияние в интернете (преимущественно в социальных медиа) через прямой канал коммуникации с использованием новой тактики позиционирования (интеграция приватного и публичного). При этом инфлюенсер оказывает существенное влияние на целевую аудиторию, продвигает определенные идеи (идеологические, потребительские и др.), что в итоге отражается на системе норм, ценностей и установок реципиентов. Автором обозначаются ограничения исследования, определяется перспективное направление, связанное с необходимостью дальнейшего обоснования указанного медиакоммуникационного феномена. Показана целесообразность обращения с академических позиций к понятию «инфлюенсер», обоснована необходимость его дискретного включения в междисциплинарный научный дискурс.
Американский молодежный сленг в российских медиа
Аннотация
Формирование глобального медиапространства способствует активному проникновению иной, не российской, культуры в отечественные медиа, при этом тот или иной транслируемый образ жизни оказывает большое влияние именно на поведение молодежи, формируя, в том числе через сленг, ее устную и письменную речь. Сленг представляет собой довольно активно развивающийся лексический пласт, новые сленговые единицы появляются в языке ежедневно, они отражают не только культурные ценности, приоритеты и стремления тех, кто их использует, но и демонстрируют особые способы формирования мышления. Изучение американских сленгизмов и их влияния на современную российскую молодежь особенно актуально в условиях информационной войны. В исследовании рассматриваются сленгизмы, нашедшие отражение в русскоязычных средствах массовой информации и социальных сетях, а также особенности их влияния на культурные ценности подростков. Методом сплошной выборки были отобраны материалы со сленгизмами, размещенные с января 2019 по февраль 2022 года в социальных сетях TikTok, «ВКонтакте», на молодежных интернет-порталах QRU, Spletnik, Elle Girl. Авторы раскрывают их смысл в контексте анализируемых публикаций и приходят к выводу, что активное использование таких сленговых единиц, как, например, краш, читер, флекс, РОФЛ, свидетельствует о приоритете праздности в досуге молодых людей. В то же время у подростков прослеживается отсутствие интереса к культурному отдыху: сленгизмы, которые бы обозначали такие виды занятий, как поход в музей, на экскурсию, в театр, в концертный зал, библиотеку - отсутствуют.
Формирование предвыборного политического дискурса в аудиовизуальных СМИ Грузии
Аннотация
На основе качественного и количественного анализа аудиовизуального материала двух грузинских СМИ представлена эмпирическая база исследования о формировании политических дискурсов и их влиянии на общественно-политическую жизнь страны. Изучен медийный контент за предвыборный период 2020 года (сентябрь - октябрь): 2337 публикаций аудиовизуального формата. Анализ телевизионных материалов представляет интерес для понимания информационной и политической среды в обществе, где медиаресурсы непосредственно связаны с различными группами интересов. В СМИ наблюдается высокая концентрация политического фактора, определяющего дискурс того или иного медиа. Принимая во внимание нарастающую политическую поляризацию в Грузии, средства массовой информации занимают соответствующую позицию по отношению к политическим силам и выстраивают дискурс, отвечающий интересам определенных групп акторов. Общественность получает идеологически обработанную информацию и, несмотря на демократизацию методов политической борьбы, находится в ситуации, когда политические силы в угоду партийным интересам используют дозированное информирование и дезинформацию как методы борьбы с оппонентами. Представленный анализ - один из первых результатов межвузовского проекта «Средства массовой информации в политических процессах Грузии», он важен для понимания трендов грузинских СМИ, относящихся как к внутренним, так и к внешним факторам. Результаты исследования раскрывают закономерности, присущие различным телеканалам в контексте медийного пространства и политической среды в Грузии.
Аудиовизуальные медиа в вузах России: типология и анализ контента
Аннотация
Приводится авторская типология отечественных аудиовизуальных медиа, представленных как образовательные платформы для информирования, развития внутренних и внешних коммуникаций, формирования профессиональных компетенций среди будущих специалистов в сфере журналистики, связей с общественностью и рекламы. Авторы анализируют методику подготовки телерадиопрограмм в соответствии с образовательными стандартами. Повышенное внимание к функционированию студенческих СМИ, прежде всего аудиовизуальных медиа в связи с активно развивающейся тенденцией визуализации медиапространства, а также интерес к методикам профессиональных компетенций будущими журналистами, редакторами, PR-менеджерами и маркетологами в разных российских вузах, обусловлено прежде всего процессами интенсивного развития в XXI веке техногенной революции, использованием инновационных технологий и начавшимся апробированием на практике функционала как искусственного интеллекта (Artificial intelligence, AI), так виртуальной реальности (Virtual reality, VR). Внедрение высоких технологий требует быстрого обновления образовательных методик и стандартов при подготовке профессиональных кадров в сфере журналистики. С этим связана проводимая ныне в России реформа в сфере науки и образовании, нацеленная на активное вовлечение будущих молодых специалистов в развитие научно-исследовательских изысканий. На это нацелена и государственная программа «Приоритет 2030», способствующая развитию творческих инициатив среди молодежи. В этом контексте представленный анализ функционирования студенческих медиа в российских вузах приоткрывает завесу над тем, как формируются знания, компетенции и профессиональный опыт будущих специалистов, раскрывает возможности расширения национального информационного пространства.
Анализ российских и глобальных исследований игр: игровая механика и развитие нарратива
Аннотация
Рассматривается научная литература по изучению игр с точки зрения лудологии и нарратологии. Количество академических исследований, посвященных проблеме видеоигр, значительно возросло с 2001 года, когда по теме Game Studies начали публиковаться первые статьи. Тем не менее как лудология, так и нарратология остаются достаточно неизученной областью, особенно в российском академическом поле, и многие из обсуждаемых тем еще не получили широкого признания. Проанализированы научные статьи, опубликованные в период с 2017 по 2022 год, для получения представления о текущем состоянии исследований по лудологии и нарратологии в различных научных областях. Корпус собран путем поиска публикаций в международной базе данных Scopus. Каждая статья классифицирована по типу базы данных, периоду времени, стране публикации, области исследования и частоте цитирования. Примененный метод количественного исследования позволяет проследить развитие исследований в течение пяти лет в области видеоигр. Выдвинуты несколько предложений по дальнейшим исследованиям в этой области. Основная гипотеза данной работы заключается в том, что один тип методологии применяется чаще, чем другой, если смотреть на историю функционирования рынка в прошлом. Установлено, что в исследованиях может преобладать один тип методологии - в зависимости от региона опубликованной статьи.
РЕЦЕНЗИИ
Библейский код в лирике Башлачёва. Рецензия на книгу: Гавриков В.А. Эсхатология Башлачёва: монография. М. - Калуга - Венеция: Bull Terrier Records, 2021. 260 с.
Аннотация
Рассматривается специфика рецензируемой книги, описываются основные исследовательские подходы автора к текстам Башлачёва и определяется методологическая платформа монографии. Доказывается плодотворность рассмотрения поэтического мира Башлачёва через «библейскую» призму. Обосновывается актуальность монографии В.А. Гаврикова, обусловленная необходимостью изучения художественной онтологии Башлачёва в лингвопоэтическом ракурсе. Выявляются основные результаты исследования, констатируется их теоретическая и историко-литературная значимость.
Медиатекст: нужна ли смена исследовательских и лингводидактических парадигм. Рецензия на книгу: Panasenko N.,GregušĽ. Media text in the mirror of linguistics. Prague: Wolters Kluwer ČR a.s., 2022. 166 p.
Аннотация
Рассматривается учебник, предназначенный для студентов, обучающихся по специальностям «Журналистика», «Лингвистика» и смежным гуманитарным направлениям. Текст учебника разделен на три главы, которые снабжены репрезентативным иллюстративным материалом, а также проанализированными с применением комплекса адекватных приемов, предлагаемых авторами, медиатекстами из современных англоязычных СМИ. Лингводидактический потенциал учебника состоит в возможности использования его материалов в различных курсах, посвященных проблемах экологии языка, в том числе экстраполяции лингвоэкологических принципов на структурную и семантическую организацию медиатекстов, которые репрезентируются в различных коммуникативных сферах, условиях, ситуациях.
Высший пилотаж в рекламе: парадигмы и парадоксы. Рецензия на книгу: Intartaglia J. La pub qui cartonne! Les dessous des techniques publicitaires qui font vendre. De Boeck Supérieur, 2019. 148 p.
Аннотация
Новая реальность 2022 года для рекламы определяет очевидную точку бифуркации: распад старых и создание новых рекламных альянсов и агентств, свежие законодательные инициативы в сфере интернет-рекламы ведут к радикальной реконфигурации индустриального ландшафта и профессиональных компетенций. При этом постоянные трансформации обостряют интерес к базовым проблемам рекламной коммуникации на уровне концепций и моделей. Впервые в представленной для рецензирования книге автор как профессионал и исследователь решает существенную проблему взаимодействия бренда, потребителя и создателя рекламы. Представленный в книге анализ теории и практики видится максимально точным и убедительным с точки зрения не только рекламных технологий, но и социальной психологии, нейропсихологии, когнитивистики, что вполне закономерно, поскольку профессор Интарталья является одним из ведущих европейских исследователей в сфере нейрокоммуникации. Книга представляет несомненный интерес как для теоретиков, так и для практиков коммуникации и рекламы.