Том 23, № 4 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 12
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/1156
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2018-23-4
Весь выпуск
Литературоведение
Автобиографическое начало и герой-повествователь в романе Гайто Газданова «Вечер у Клэр»
Аннотация
В статье исследуются жанровые особенности автобиографического романа и дается краткий обзор истории появления автобиографии и спора о ней как о самостоятельном литературном жанре. Акцент делается на выявление элементов автобиографизма в первом романе писателя первой волны эмиграции Гайто Газданова «Вечер у Клэр» в рамках критериев, характерных для поэтики мемуарно-автобиографической прозы. Особое значение в данной работе имеет автобиографический пакт, установленный теоретиком автобиографии Филиппом Лежёном.
Московский квартирный вопрос 1920-х гг. в рассказах и фельетонах Михаила Булгакова
Аннотация
В начале 1920-х гг. в Москве разразился жилищный кризис: после революции московский жилой фонд сократился, население возросло. Дефицит жилья стал признаком десятилетия и обсуждался во многих сатирических журналах Сергеем Гариным, Михаилом Зощенко, Пантелеймоном Романовым и другим сатирикам. К этим сатирикам принадлежал также Михаил Булгаков, который сам пережил жилищный кризис. В данной статье представлено описание квартирного вопроса 20-х гг. в следующих рассказах и фельетонах Булгакова: «Воспоминание», «Столица в блокноте», «Площадь на колесах», «Москва 20-х годов», «Московские сцены», «Самогонное озеро», «Номер 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна».
Размышления о революции в творчестве А. Варламова и Е. Водолазкина («Мысленный волк» и «Авиатор»)
Аннотация
Статья посвящена сравнительному анализу представлений о революции, выраженных в романах «Мысленный волк» А. Варламова (2014 г.) и «Авиатор» Е. Водолазкина (2017 г.). Принципиально различным оказывается подход двух писателей к интерпретации проблемы революции: если Варламов выражает в «Мысленном волке» собственное ее понимание, то Водолазкин в «Авиаторе» стремится выразить лишь возможное видение революции одним из современников тех далеких событий. Вместе с тем выявляются как сходство, так и кардинальные расхождения в трактовке темы революции в названных романах. Общность заключается в том, что восприятие революции у обоих авторов трагично: она интерпретируется как перелом, который повлек за собой глубоко разрушительные последствия. В оценке же самой сущности революции для героя «Авиатора» определяющим оказывается нравственный вектор, в то время как в «Мысленном волке», напротив, представление о революции связывается с внеэтическим, стихийным началом. При анализе романа «Мысленный волк» раскрываются как параллели, так и принципиальные расхождения с концепциями революции, сформированными в литературе и публицистике первых десятилетий ХХ в. (А. Блок, Б. Пильняк и др.). В статье доказывается, что и А. Варламов, и Е. Водолазкин, размышляя о событиях 1917 г., ставят своей целью осмысление неких ключевых закономерностей национальной истории («Мысленный волк»), а также принципов взаимоотношения личности и истории вообще («Авиатор»). Анализируя проблемно-тематический комплекс и художественную специфику названных романов, автор статьи обосновывает утверждение о неомодернистском векторе мышления обоих писателей.
Функции антропонимов в поэтике романов Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» и «Синдром Петрушки»
Аннотация
В статье рассматривается функция антропонима «Сильва» в двух романах Дины Рубиной: «Белая голубка Кордовы» (2009 г.) и «Синдром Петрушки» (2010 г.). Имя «Сильва» повторяется в текстах этих произведений, его носят два персонажа - в первом романе женщина, во втором мужчина, и функции двух персонажей схожи. Анализ сюжета и деталей описания героев позволил установить сходство функций: Сильвы выполняют роль помощников, которые дают возможность главным героям «прийти к себе», «выявить истинного себя», «найти себя». Романы «Белая голубка Кордовы» и «Синдром Петрушки» входят в трилогию «Люди воздуха», общей темой которой является описание жизни людей, наделенных необыкновенными способностями. Персонажи, носящие имя «Сильва», способствуют своего рода компенсации этой способности: их появление в жизни героев позволяет последним получить шанс на обретение иной, «нормальной» жизни. Образы Сильвы вводят в тексты романов мотивы «чужого имени», «чужого ребенка» и в целом взаимоотношений ребенка с отцом. Несмотря на эпизодическое появление Сильв в тексте, оба героя концентрируют в себе мотивы, связанные с судьбой самого главного героя, трагическим или счастливым финалом романа. Имя «Сильва» связывает тексты романов Д. Рубиной с опереттой «Сильва», сюжетные линии которой также обыгрываются в судьбах героев «Белой голубки Кордовы» и «Синдрома Петрушки».
Журналистика
Виртуальная реальность и медиарельность: тенденции и прогнозы эволюции медиасистемы
Аннотация
Интерес авторов фокусируется на процессе апробирования виртуальной реальности и ее разновидностей в сфере массмедиа. На фонединамичного внедрения и обновления цифровых технологий, прогрессирующих в рамках техногенной революции, медиаотрасль не случайно предстает своеобразным полигоном по апробированию инновационных проектов, обеспечивающих динамику цивилизационного развития в условиях цифровой экономики. В настоящее время среди наиболее перспективных направлений - использование искусственного интеллекта, виртуальной реальности и дополненной реальности. Именно виртуальная реальность как новый коммуникативный формат фундаментально преобразует медиасистему, радикально меняет подходы к производству и потреблению медиапродукта, рождает противоречивые ситуации - следовательно, возникает необходимость в теоретическом осмыслении перемен, а они находятся в междисциплинарном проблемном поле. Цель авторов обзорной статьи - представить данные новейших исследований, связанных с виртуальной реальностью, обозначить и актуализировать социальные аспекты данного феномена, инициировать обсуждение, необходимое для консолидации усилий специальностов гуманитарной сферы.
Политические медиамемы как симулякры медиапространства
Аннотация
Цель данной статьи - анализ структуры политических медиамемов и их сравнение с симулякрами в соответствии с теорией Жана Бодрийяра. Авторы полагают, что медиамемы имеют четкую структуру, при помощи которой они могут распространяться в социальных сетях. С помощью анализа распространения, генерации и эволюции политических медиамемов как вирусных единиц, авторы рассматривают формирование альтернативной реальности и реализацию политики постправды. Сравнение политических медиамемов с симулякрами может стать еще одним шагом к лучшему пониманию вирусной информации и постправды.
Проблемы возрастной маркировки на российских телеканалах
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в январе-феврале 2018 г., целью которого было выявить, как российские телеканалы выполняют предписания закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Проанализировано более 45 тысяч эфирных элементов (телепрограмм, кинофильмов, сериалов, мультфильмов и др.), вышедших в эфир в начале 2018 г. Оказалось, что более половины из них не имели знаков возрастной маркировки. Зачастую телеканалы использовали маркировку «16+», хотя ее применение в интервале с 7 часов до 21 часа является нарушением закона; при этом размещение в эфире информационных программ с маркировкой «18+» проходило без нарушений. Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования указанного закона и о подготовке кадров для его грамотного использования в практике телевещания.
Тематические доминанты телешоу «Пусть говорят»
Аннотация
В статье представлены результаты семантико-тематического анализа выпусков телевизионного ток-шоу «Пусть говорят» (сезон 2017 г.). Цель - выявить реальные ценностные предпочтения создателей и участников самой рейтинговой развлекательной программы Первого канала. Актуальность исследования объясняется следующими обстоятельствами: в современной России именно федеральное телевидение обеспечивает массовое воспроизводство социально значимых образцов мышления и поведения граждан, стремится объединить общество на основе единых ценностей. Если программа «Пусть говорят», согласно своим установкам, выносит на обсуждение частные проблемы, которые волнуют всех без исключения россиян, есть резон обнаружить и осмыслить эти явные и косвенные проблемы, используя метод контент-анализа. Авторы предположили, что системообразующим ценностным понятием может оказаться семья в ее традиционном смысле. В результате изучения стенограмм всех эпизодов шоу 2017 г. гипотеза нашла подтверждение, также было обнаружено, что самыми употребляемыми в ток-шоу «Пусть говорят» стали слова «ребенок», «дети». При этом выявлен ценностный парадокс: «ребенок», оставаясь важным элементом нарратива, по сути, играет роль «макгаффина» (термин А. Хичкока): сам по себе ребенок не важен, но все хотят им обладать, он - инструмент достижения цели и главная причина конфликта между персонажами.
Медиаконвергенция как фактор роста случаев нарушения языковой нормы в СМИ
Аннотация
В 2009-2018 гг. один из авторов статьи, Е.А. Баранова, провела 86 глубинных интервью с журналистами, редакторами и топ-менеджерами российских медиакомпаний (всего 30 организаций) на темы, связанные с развитием процесса медиаконвергенции в редакциях российских средств массовой информации (СМИ). Анализ эмпирических данных и концептуальное осмысление научных исследований, а также личный опыт работы авторов в качестве журналистов-практиков (Е.А. Баранова - «Комсомольская Правда», Е.Л. Карих - телеканал ТВЦ) позволили сделать вывод о том, что ряд обстоятельств, так или иначе связанных с процессом медиаконвергенции, запустили процесс общего падения медийной языковой культуры. Речь о постоянном увеличении информационных потоков, развитии пользовательского контента и блогосферы, трансформации журналистики как системы видов профессиональной деятельности, экономических трудностях, с которыми сталкиваются многие медиакомпании. В статье также представлен разбор ошибок в текстах печатных и эфирных медиа. Цель статьи - представить проблемную ситуацию и актуализировать необходимость последующего осмысления проблемы падения языковой медиакультуры в аспекте аксиологии.
«Достойнейшее упражнение ученого человека»: литературные переводы в первом русском журнале
Аннотация
Статья посвящена прозаическим переводным публикациям первого русского научно-популярного журнала «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Эти публикации носили, как правило, нравоучительный характер. Источниками их служили западноевропейские литературные журналы, а также собрания сочинений европейских авторов. Переводная литература была в XVIII в. едва ли не основным каналом, через который российское образованное общество стихийно усваивало идеи европейского Просвещения. Наряду с этим развивались литературная культура и художественный перевод. Редактор журнала академик Г.Ф. Миллер считал, что переводная нравоучительная проза соединяет в себе оба основополагающих принципа его журнала - «пользу» и «увеселение».
Рецензии. Обзоры
Время и пространство современной русской прозы: неомодернизм и постмодернизм (рецензия на учебное пособие: Кротова Д.В. Современная русская литература. Постмодернизм и неомодернизм. М.: МАКС Пресс, 2018. 224 с.)
Иллюстрация стереотипного подхода США к информационной оценке России (рецензия на фильм Ф. Захария «Самый могущественный человек в мире»)
Аннотация
В статье проводится аналитическое рассмотрение основных тезисов фильма CNN «Самый могущественный человек в мире», а также дается его журналистская и частично - политологическая характеристика. Исходя из политических и медийных реалий, в которых был создан и продемонстрирован указанный фильм, выявляется его роль и предназначение в политическом и информационном противостоянии США и России в новейшей истории. На основании проведенного анализа авторами выявлен стереотипный подход к информационной, политической и психологической оценке реалий, относящихся как к России в целом, так и к ее высшему руководству в частности.