VR в продвижении территории в условиях «новой нормальности»: эмпирические и исследовательские подходы во времена кризиса
- Авторы: Вирт Ю.1, Шилина М.Г.2,3, Сокн М.1, Преображенский Л.П.4
-
Учреждения:
- Университет прикладных наук и искусств Западной Швейцарии
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 28, № 4 (2023): Медиа и кризис – реверс парадигмы в новой реальности?
- Страницы: 809-817
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/38103
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-4-809-817
- EDN: https://elibrary.ru/AIPVTA
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В условиях «новой нормальности» наиболее востребованными инструментами продвижения территорий являются цифровые и иммерсивные инструменты, в том числе виртуальной реальности. В исследовании проанализированы теоретические и эмпирические подходы проектов виртуальной реальности в Швейцарии и России, туриндустрии которых находятся на различных полюсах индустриального ландшафта в 2023 г. Распространяющийся ценностно ориентированный качественный подход в англои франкоязычном научном дискурсе по VR-продвижению территорий связан с культурным наследием и устойчивым потреблением, что является новым для России. Анализ полуструктурированных интервью с менеджерами VR-проектов также выявил различия. В Швейцарии VR-проекты более сложны и используются для территориального и корпоративного продвижения, несмотря на экономическую, а не ценностно ориентированную мотивацию. В России VR рассматривается как следующий этап эволюции туристического отдыха и инструмент рекламы достопримечательностей. Идеи VR-туров связаны с прошлым, историческим и культурным наследием. Лучшие VR-проекты демонстрируют возможность сочетания визитов на места, виртуальной реальности и продвижения идей устойчивого развития. VR-проект в данном случае является инструментом сохранения образов и брендов территорий, вовлечения аудитории в активное устойчивое потребление.
Об авторах
Юлия Вирт
Университет прикладных наук и искусств Западной Швейцарии
Email: Julia.wirth@he-arc.ch
ORCID iD: 0000-0002-1006-9349
доцент, Высшая школы менеджмента
Швейцарская Конфедерация, 2000, Невшатель, пл. Европы, д. 21Марина Григорьевна Шилина
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Email: marina.shilina@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9608-352X
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; профессор кафедры рекламы и связей с общественностью, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1; Российская Федерация, 115093, Москва, Стремянный пер., д. 36Мария Сокн
Университет прикладных наук и искусств Западной Швейцарии
Email: Maria.sokhn@he-arc.ch
ORCID iD: 0000-0001-7586-0564
профессор, Высшая школы менеджмента
Швейцарская Конфедерация, 2000, Невшатель, пл. Европы, д. 21Леонид Петрович Преображенский
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: plvermar@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-1743-5691
аспирант, кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Choi, H., & Nam, S. (2022). A study on attention attracting elements of 360-degree videos based on VR eye-tracking system. Multimodal Technologies and Interaction, 6(7), 54. https://doi.org/10.3390/mti6070054
- Flavián, C., Ibáñez-Sánchez, S., & Orús, C. (2019). Integrating virtual reality devices into the body: Effects of technological embodiment on customer engagement and behavioral intentions toward the destination. Journal of Travel & Tourism Marketing, 36(7), 847-863. https://doi.org/10.1080/10548408.2019.1618781
- Горлова И.И., Коваленко Т.В., Бычкова О.И., Науменко В.Е., Костина Н.А., Гуцалов А.А. Этнокультурное брендирование территории в контексте стратегии регионального развития: научно-методические подходы и практики: монография. М.: Институт наследия, 2020. 114 с. https://doi.org/10.34685/HI.2019.36.91.012
- Han, H. (2021). Consumer behavior and environmental sustainability in tourism and hospitality: A review of theories, concepts, and latest research. Journal of Sustainable Tourism, 29(7), 1021-1042. https://doi.org/10.1080/09669582.2021.1903019
- Карташева Е., Райк В., Царёв Д. Виртуальная реальность в индустрии гостеприимства и туризме России: взгляд потребителя. Исследование студентов Высшей школы экономики. 2020. URL: https://welcometimes.ru/opinions/virtualnaya-realnost-v-industrii-gostepriimstva-i-turizme-rossii-vzglyad-potrebitelya (дата обращения: 12.05.2023).
- Kim, M.J., Lee, C., & Preis, M.W. (2020). The impact of innovation and gratification on authentic experience, subjective well-being, and behavioral intention in tourism virtual reality: The moderating role of technology readiness. Telematics and Informatics, 49, 101349. https://doi.org/10.1016/j.tele.2020.101349
- Kim, M.J., Lee, C., & Jung, T.H. (2020). Exploring consumer behavior in virtual reality tourism using an extended stimulus-organism-response model. Journal of Travel Research, 59(1), 69-89. https://doi.org/10.1177/0047287518818915
- Lee, W.-J., & Kim, Y.H. (2021). Does VR tourism enhance users’ experience? Sustainability, 13, 806. https://doi.org/10.3390/su 13020806
- Pestek, A., & Sarvan, M. (2020). Virtual reality and modern tourism. Journal of Tourism Futures, 7(2). https://doi.org/10.1108/JTF-01-2020-0004
- Steuer, J. (1992). Defining virtual reality: Dimensions determining telepresence. Journal of Communication, 42, 73-93.
- Stienmetz, J.L., Ferrer-Rosell, B., & Massimo, D. (Eds.) (2022). Information and communication technologies in tourism 2022. Proceedings of the ENTER 2022 eTourism Conference, January 11-14, 2022. https://doi.org/10.1007/978-3-030-94751-4
- Verma, S., Warrier, L., Bolia, B., & Mehta, S. (2022). Past, present, and future of virtual tourism - a literature review. International Journal of Information Management Data Insights, 2(2), 100085. https://doi.org/10.1016/j.jjimei.2022.100085
- Volkova, I.I. (2019). Virtual reality and game communications: Experiences of museums and the game industry. In N.A. Fedotova (Ed.), Multimedia Journalism: Media Communications and the Media Industry (pp. 122-125). Minsk: BSU Publ.
- Wirth, J., & Shilina, M. (2023). La réalité virtuelle en tant qu'outil de marketing durable du territoire: Analyse du contexte suisse. 39ème Congrès international de l'Association Française du Marketing (AFM), Association Française du Marketing (AFM), May 2023, Vannes, France. Vannes.
- Zhu, C., Wu, D.C.W., Hall, C.M., Fong, L.H.N., Koupaei, S.N., & Lin, F. (2023). Exploring non-immersive virtual reality experiences in tourism: Empirical evidence from a world heritage site. International Journal of Tourism Research, 25(3), 372-383. https://doi.org/10.1002/jtr.2574