VR в продвижении территории в условиях «новой нормальности»: эмпирические и исследовательские подходы во времена кризиса

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В условиях «новой нормальности» наиболее востребованными инструментами продвижения территорий являются цифровые и иммерсивные инструменты, в том числе виртуальной реальности. В исследовании проанализированы теоретические и эмпирические подходы проектов виртуальной реальности в Швейцарии и России, туриндустрии которых находятся на различных полюсах индустриального ландшафта в 2023 г. Распространяющийся ценностно ориентированный качественный подход в англои франкоязычном научном дискурсе по VR-продвижению территорий связан с культурным наследием и устойчивым потреблением, что является новым для России. Анализ полуструктурированных интервью с менеджерами VR-проектов также выявил различия. В Швейцарии VR-проекты более сложны и используются для территориального и корпоративного продвижения, несмотря на экономическую, а не ценностно ориентированную мотивацию. В России VR рассматривается как следующий этап эволюции туристического отдыха и инструмент рекламы достопримечательностей. Идеи VR-туров связаны с прошлым, историческим и культурным наследием. Лучшие VR-проекты демонстрируют возможность сочетания визитов на места, виртуальной реальности и продвижения идей устойчивого развития. VR-проект в данном случае является инструментом сохранения образов и брендов территорий, вовлечения аудитории в активное устойчивое потребление.

Об авторах

Юлия Вирт

Университет прикладных наук и искусств Западной Швейцарии

Email: Julia.wirth@he-arc.ch
ORCID iD: 0000-0002-1006-9349

доцент, Высшая школы менеджмента

Швейцарская Конфедерация, 2000, Невшатель, пл. Европы, д. 21

Марина Григорьевна Шилина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Email: marina.shilina@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9608-352X

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; профессор кафедры рекламы и связей с общественностью, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1; Российская Федерация, 115093, Москва, Стремянный пер., д. 36

Мария Сокн

Университет прикладных наук и искусств Западной Швейцарии

Email: Maria.sokhn@he-arc.ch
ORCID iD: 0000-0001-7586-0564

профессор, Высшая школы менеджмента

Швейцарская Конфедерация, 2000, Невшатель, пл. Европы, д. 21

Леонид Петрович Преображенский

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: plvermar@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-1743-5691

аспирант, кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Choi, H., & Nam, S. (2022). A study on attention attracting elements of 360-degree videos based on VR eye-tracking system. Multimodal Technologies and Interaction, 6(7), 54. https://doi.org/10.3390/mti6070054
  2. Flavián, C., Ibáñez-Sánchez, S., & Orús, C. (2019). Integrating virtual reality devices into the body: Effects of technological embodiment on customer engagement and behavioral intentions toward the destination. Journal of Travel & Tourism Marketing, 36(7), 847-863. https://doi.org/10.1080/10548408.2019.1618781
  3. Горлова И.И., Коваленко Т.В., Бычкова О.И., Науменко В.Е., Костина Н.А., Гуцалов А.А. Этнокультурное брендирование территории в контексте стратегии регионального развития: научно-методические подходы и практики: монография. М.: Институт наследия, 2020. 114 с. https://doi.org/10.34685/HI.2019.36.91.012
  4. Han, H. (2021). Consumer behavior and environmental sustainability in tourism and hospitality: A review of theories, concepts, and latest research. Journal of Sustainable Tourism, 29(7), 1021-1042. https://doi.org/10.1080/09669582.2021.1903019
  5. Карташева Е., Райк В., Царёв Д. Виртуальная реальность в индустрии гостеприимства и туризме России: взгляд потребителя. Исследование студентов Высшей школы экономики. 2020. URL: https://welcometimes.ru/opinions/virtualnaya-realnost-v-industrii-gostepriimstva-i-turizme-rossii-vzglyad-potrebitelya (дата обращения: 12.05.2023).
  6. Kim, M.J., Lee, C., & Preis, M.W. (2020). The impact of innovation and gratification on authentic experience, subjective well-being, and behavioral intention in tourism virtual reality: The moderating role of technology readiness. Telematics and Informatics, 49, 101349. https://doi.org/10.1016/j.tele.2020.101349
  7. Kim, M.J., Lee, C., & Jung, T.H. (2020). Exploring consumer behavior in virtual reality tourism using an extended stimulus-organism-response model. Journal of Travel Research, 59(1), 69-89. https://doi.org/10.1177/0047287518818915
  8. Lee, W.-J., & Kim, Y.H. (2021). Does VR tourism enhance users’ experience? Sustainability, 13, 806. https://doi.org/10.3390/su 13020806
  9. Pestek, A., & Sarvan, M. (2020). Virtual reality and modern tourism. Journal of Tourism Futures, 7(2). https://doi.org/10.1108/JTF-01-2020-0004
  10. Steuer, J. (1992). Defining virtual reality: Dimensions determining telepresence. Journal of Communication, 42, 73-93.
  11. Stienmetz, J.L., Ferrer-Rosell, B., & Massimo, D. (Eds.) (2022). Information and communication technologies in tourism 2022. Proceedings of the ENTER 2022 eTourism Conference, January 11-14, 2022. https://doi.org/10.1007/978-3-030-94751-4
  12. Verma, S., Warrier, L., Bolia, B., & Mehta, S. (2022). Past, present, and future of virtual tourism - a literature review. International Journal of Information Management Data Insights, 2(2), 100085. https://doi.org/10.1016/j.jjimei.2022.100085
  13. Volkova, I.I. (2019). Virtual reality and game communications: Experiences of museums and the game industry. In N.A. Fedotova (Ed.), Multimedia Journalism: Media Communications and the Media Industry (pp. 122-125). Minsk: BSU Publ.
  14. Wirth, J., & Shilina, M. (2023). La réalité virtuelle en tant qu'outil de marketing durable du territoire: Analyse du contexte suisse. 39ème Congrès international de l'Association Française du Marketing (AFM), Association Française du Marketing (AFM), May 2023, Vannes, France. Vannes.
  15. Zhu, C., Wu, D.C.W., Hall, C.M., Fong, L.H.N., Koupaei, S.N., & Lin, F. (2023). Exploring non-immersive virtual reality experiences in tourism: Empirical evidence from a world heritage site. International Journal of Tourism Research, 25(3), 372-383. https://doi.org/10.1002/jtr.2574

© Вирт Ю., Шилина М.Г., Сокн М., Преображенский Л.П., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах