Цифровая коммуникативная капитализация в эпоху платформ и коммуникационного изобилия

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается модель цифровой коммуникативной капитализации как важнейший социально-экономический процесс эпохи коммуникационного изобилия. Люди и организации позиционируются как инвесторы, действующие на различных рынках цифрового внимания. Основная гипотеза: инвесторы обладают разными способностями к осознанию и использованию в своих интересах возможностей, которые предлагают им рынки внимания с точки зрения накопления и преумножения капитала. Исследование проведено с опорой на устоявшиеся представления о различных формах капитала, введенные П. Бурдье, а также на связанные с ними понятия нематериального капитала, разработанные в широком спектре научных работ по цифровизации и критической теории интернета. Основываясь на этих понятиях, подчеркивается отсутствие прозрачности в процессах преобразования цифровых отражений капиталов в их реальные формы и предлагаются новые термины - цифровой коммуникативный капитал и двойная эксплуатация внимания. Последний термин подчеркивает новые уровни цифрового неравенства, где результаты цифрового труда захватываются и монетизируются. Анализ потенциальной разработки всей модели цифровой коммуникативной капитализации и намеченные эмпирические перспективы ее применения составляют особую ценность исследования.

Об авторах

Дмитрий Петрович Гавра

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: d.gavra@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0002-6536-9277

доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

Российская Федерация, 199004, Санкт-Петербург, 1-я линия Васильевского острова, д. 26

Владислав Владимирович Декалов

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: v.dekalov@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0001-9850-3084

кандидат политических наук, доцент, кафедра связей с общественностью в бизнесе, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

Российская Федерация, 199004, Санкт-Петербург, 1-я линия Васильевского острова, д. 26

Список литературы

  1. Bourdieu, P. (1986). The forms of capital. In J. Richardson (Ed.), Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education (pp. 241-258). Westport, CT: Greenwood.
  2. Dean, J. (2010). Blog theory. Cambridge: Polity Press.
  3. Декалов В.В. Внимание как базовый ресурс коммуникативного капитализма // Российская школа связей с общественностью. 2017. Т. 10. С. 27-38.
  4. Faucher, K.X. (2018). Social capital online: Alienation and accumulation. London: University of Westminster Press.
  5. Fuchs, C. (2016). Critical theory of communication: New readings of Lukacs, Adorno, Marcuse, Honneth and Habermas in the age of the Internet. London: University of Westminster Press.
  6. Gavra, D., Dekalov, V., & Naumenko, K. (2020). Digital subjects as new power actors: A critical view on political, media-, and digital spaces intersection. In I. Kotenko, C. Badica, V. Desnitsky, D. El Baz & M. Ivanovic (Eds.), IDC 2019: Intelligent Distributed Computing XIII (pp. 233-243). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-32258-8_28
  7. Kean, J. (2013). Democracy and media decadence. Cambridge: Cambridge University Press.
  8. Nixon, B. (2017). Recovering audience labor from audience commodity theory: Advertising as capitalizing on the work of signification. In J.F. Hamilton, R. Bodle & E. Korin (Eds.), Explorations in Critical Studies of Advertising (pp. 99-114). New York: Routledge.
  9. Park, S. (2017). Digital capital. London: Palgrave Macmillan.
  10. Ragnedda, M. (2018). Conceptualizing digital capital. Telematics and Informatics, 35(8), 2366-2375. https://doi.org/10.1016/j.tele.2018.10.006
  11. Rushkoff, D. (2019). Team human. New York: W. W. Norton & Company.
  12. Шилина М.Г. Интернет-коммуникация: исследовательские концепции XXI в. К вопросу формирования категориально-понятийного аппарата // Медиаскоп. 2012. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/node/1081 (дата обращения: 19.02.2024).
  13. Srnicek, N. (2017). Platform capitalism. Cambridge: Polity Press.
  14. Williams, J. (2018). Stand out of our light. Cambridge: Cambridge University Press.
  15. Wu, T. (2016). The attention merchants. The epic scramble to get inside our heads. New York: Penguin Random House.
  16. Zuboff, S. (2019). The age of surveillance capitalism. The fight for a human future at the new frontier of power. New York: Public Affairs.

© Гавра Д.П., Декалов В.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах