Воздействие фальшивых новостей на индийских пользователей социальных сетей
- Авторы: Пандей Б.1, Кумар Г.1, Алгави Л.О.2, Кумар М.2, Шарма В.2
-
Учреждения:
- Университет Гаутама Будды
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 28, № 2 (2023)
- Страницы: 381-396
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/35472
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-2-381-396
- EDN: https://elibrary.ru/IFFHCG
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматриваются актуальные проблемы распространения фейковых новостей среди индийских пользователей социальных сетей. В исследовании фейковые новости определяются как любая информация, не имеющая достоверного и надежного источника, или любые недостоверные сведения, способные ввести общественность в заблуждение. Подразумевается, что фейковые новости распространяются для нанесения ущерба репутации человеку или организации (компании, социальному институту), получения дохода от рекламы, увеличения популярности и т. д. Цель исследования - выявление степени осведомленности индийских пользователей социальных сетей о самом факте существования фейковых новостей, а также возможных методах их обнаружения и нейтрализации, определение наиболее популярных каналов распространения недостоверной информации. Для сбора данных использовался метод опроса и анкетирование. Анкета распространялась через различные социальные платформы и по электронной почте среди предполагаемых респондентов - пользователей соцсетей. Полученные результаты показали, что большинство фейковых новостей в Индии передается через WhatsApp, но пользователи социальных сетей обладают достаточными знаниями, чтобы обнаруживать и обезвреживать их.
Ключевые слова
Об авторах
Бандана Пандей
Университет Гаутама Будды
Автор, ответственный за переписку.
Email: bandana@gbu.ac.in
ORCID iD: 0000-0002-3195-8807
доктор философии, профессор, кафедра массовых коммуникаций и медиаисследований, школа гуманитарных и социальных наук
Республика Индия, 201312, Уттар-Прадеш, Большая Нойда, шоссе ЯмунаГуарав Кумар
Университет Гаутама Будды
Email: gk.sdsadar@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0159-4499
докторант, кафедра массовых коммуникаций и медиаисследований, школа гуманитарных и социальных наук
Республика Индия, 201312, Уттар-Прадеш, Большая Нойда, шоссе ЯмунаЛейла Омаровна Алгави
Российский университет дружбы народов
Email: algavi-lo@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-5335-8506
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории журналистики, филологический факультет
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Маниш Кумар
Российский университет дружбы народов
Email: mannipandey66@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7115-112X
аспирант, кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Вишал Шарма
Российский университет дружбы народов
Email: vishalsharma1393@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0451-2893
аспирант, кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Al-Zaman, M.S. (2021). COVID-19-related social media fake news in India. Journalism and Media, 2(1), 100-114. https://doi.org/10.3390/journalmedia2010007
- Apuke, O.D., & Omar, B. (2021). User motivation in fake news sharing during the COVID-19 pandemic: An application of the uses and gratification theory. Online Information Review, 45(1), 220-239. https://doi.org/10.1108/OIR-03-2020-0116
- Dell, M. (2018). Fake news, alternative facts, and disinformation: The importance of teaching media literacy to law students. SSRN Electronic Journal, 35(2). https://doi.org/10.2139/ssrn.3002720
- Duffy, A., Tandoc, E., & Ling, R. (2020). Too good to be true, too good not to share: The social utility of fake news. Information, Communication & Society, 23(13), 1965-1979. https://doi.org/10.1080/1369118X.2019.1623904
- Hornby, A.S. (2010). Oxford advanced learner’s dictionary of current English. 8th ed. Oxford: Oxford University Press.
- Jones-Jang, S.M., Mortensen, T., & Liu, J. (2021). Does media literacy help identification of fake news? Information literacy helps, but other literacies don’t. American Behavioral Scientist, 65(2), 371-388. https://doi.org/10.1177/0002764219869406
- Meel, P., & Vishwakarma, D.K. (2020). Fake news, rumor, information pollution in social media and web: A contemporary survey of state-of-the-arts, challenges and opportunities. Expert Systems with Applications, 153, 112986. https://doi.org/10.1016/j.eswa.2019.112986
- Mishra, P. (2021). Fake news - a pandemic within a pandemic. Psychology and Education Journal, 58(2), 629-636. https://doi.org/10.17762/pae.v58i2.1893
- Pathak, B., & Patel, K. (2020). Combating fake news through digital media literacy: Study on digital media users of Bhopal City of India. International Journal on Transformations of Media, 5(2), 49-65.
- Terren, L., & Borge-Bravo, R. (2021). Echo chambers on social media: A systematic review of the literature. Review of Communication Research, 9, 99-118. Retrieved July 27, 2022, from https://rcommunicationr.org/index.php/rcr/article/view/94