Воздействие фальшивых новостей на индийских пользователей социальных сетей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются актуальные проблемы распространения фейковых новостей среди индийских пользователей социальных сетей. В исследовании фейковые новости определяются как любая информация, не имеющая достоверного и надежного источника, или любые недостоверные сведения, способные ввести общественность в заблуждение. Подразумевается, что фейковые новости распространяются для нанесения ущерба репутации человеку или организации (компании, социальному институту), получения дохода от рекламы, увеличения популярности и т. д. Цель исследования - выявление степени осведомленности индийских пользователей социальных сетей о самом факте существования фейковых новостей, а также возможных методах их обнаружения и нейтрализации, определение наиболее популярных каналов распространения недостоверной информации. Для сбора данных использовался метод опроса и анкетирование. Анкета распространялась через различные социальные платформы и по электронной почте среди предполагаемых респондентов - пользователей соцсетей. Полученные результаты показали, что большинство фейковых новостей в Индии передается через WhatsApp, но пользователи социальных сетей обладают достаточными знаниями, чтобы обнаруживать и обезвреживать их.

Об авторах

Бандана Пандей

Университет Гаутама Будды

Автор, ответственный за переписку.
Email: bandana@gbu.ac.in
ORCID iD: 0000-0002-3195-8807

доктор философии, профессор, кафедра массовых коммуникаций и медиаисследований, школа гуманитарных и социальных наук

Республика Индия, 201312, Уттар-Прадеш, Большая Нойда, шоссе Ямуна

Гуарав Кумар

Университет Гаутама Будды

Email: gk.sdsadar@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0159-4499

докторант, кафедра массовых коммуникаций и медиаисследований, школа гуманитарных и социальных наук

Республика Индия, 201312, Уттар-Прадеш, Большая Нойда, шоссе Ямуна

Лейла Омаровна Алгави

Российский университет дружбы народов

Email: algavi-lo@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-5335-8506

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории журналистики, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Маниш Кумар

Российский университет дружбы народов

Email: mannipandey66@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7115-112X

аспирант, кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Вишал Шарма

Российский университет дружбы народов

Email: vishalsharma1393@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0451-2893

аспирант, кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Al-Zaman, M.S. (2021). COVID-19-related social media fake news in India. Journalism and Media, 2(1), 100-114. https://doi.org/10.3390/journalmedia2010007
  2. Apuke, O.D., & Omar, B. (2021). User motivation in fake news sharing during the COVID-19 pandemic: An application of the uses and gratification theory. Online Information Review, 45(1), 220-239. https://doi.org/10.1108/OIR-03-2020-0116
  3. Dell, M. (2018). Fake news, alternative facts, and disinformation: The importance of teaching media literacy to law students. SSRN Electronic Journal, 35(2). https://doi.org/10.2139/ssrn.3002720
  4. Duffy, A., Tandoc, E., & Ling, R. (2020). Too good to be true, too good not to share: The social utility of fake news. Information, Communication & Society, 23(13), 1965-1979. https://doi.org/10.1080/1369118X.2019.1623904
  5. Hornby, A.S. (2010). Oxford advanced learner’s dictionary of current English. 8th ed. Oxford: Oxford University Press.
  6. Jones-Jang, S.M., Mortensen, T., & Liu, J. (2021). Does media literacy help identification of fake news? Information literacy helps, but other literacies don’t. American Behavioral Scientist, 65(2), 371-388. https://doi.org/10.1177/0002764219869406
  7. Meel, P., & Vishwakarma, D.K. (2020). Fake news, rumor, information pollution in social media and web: A contemporary survey of state-of-the-arts, challenges and opportunities. Expert Systems with Applications, 153, 112986. https://doi.org/10.1016/j.eswa.2019.112986
  8. Mishra, P. (2021). Fake news - a pandemic within a pandemic. Psychology and Education Journal, 58(2), 629-636. https://doi.org/10.17762/pae.v58i2.1893
  9. Pathak, B., & Patel, K. (2020). Combating fake news through digital media literacy: Study on digital media users of Bhopal City of India. International Journal on Transformations of Media, 5(2), 49-65.
  10. Terren, L., & Borge-Bravo, R. (2021). Echo chambers on social media: A systematic review of the literature. Review of Communication Research, 9, 99-118. Retrieved July 27, 2022, from https://rcommunicationr.org/index.php/rcr/article/view/94

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Figure 1. Gender, number of respondents

Скачать (38KB)
2. Figure 2. Profession, number of respondents

Скачать (33KB)
3. Figure 3. Social media use, number of respondents

Скачать (32KB)
4. Figure 4. Media platforms used, % of respondents

Скачать (51KB)
5. Figure 5. Use of social media sites per day, % of respondents

Скачать (65KB)
6. Figure 6. Faced fake news on social media sites, % of respondents

Скачать (29KB)
7. Figure 7. Platforms, where respondents faced fake news on, % of respondents

Скачать (51KB)
8. Figure 8. Types of fake news, % of respondents

Скачать (39KB)
9. Figure 9. Types of fake news content form, % of respondents

Скачать (54KB)
10. Figure 10. Knowledge of fake news verification, % of respondents

Скачать (32KB)
11. Figure 11. Means of verification of fake news stories, % of respondents

Скачать (75KB)
12. Figure 12. Motives behind the fake news transmission, % of respondents

Скачать (53KB)
13. Figure 13. Knowledge of media literacy, % of respondents

Скачать (34KB)
14. Figure 14. Understanding of media literacy, % of respondents

Скачать (81KB)
15. Figure 15. Lack of media literacy as the cause of fake news, % of respondents

Скачать (37KB)

© Пандей Б., Кумар Г., Алгави Л.О., Кумар М., Шарма В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах